как узнать зарплату руководителя госучреждения
Расчет среднемесячной зарплаты руководителя
Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант
Расчет среднемесячной зарплаты руководителя
Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант
Среднемесячная зарплата выплачивается руководителю по тем же основаниям, что и обычным работникам. Разбираем, как правильно ее рассчитать и какие нюансы необходимо принять во внимание.
Зачем необходимо рассчитывать среднемесячную заработную плату
Есть несколько ситуаций, когда необходимо рассчитать среднемесячную зарплату:
Полный список причин, когда бухгалтер считает среднюю з/пл, содержится в ТК РФ.
Еще одна причина, по которой рассчитывается средняя з/пл — определение предельного соотношения выплат директору и рядовому персоналу. Расскажем об этом в следующем разделе.
Что такое предельное соотношение и зачем оно нужно
Размер финансового вознаграждения рядового сотрудника может значительно отличаться от выплат директорам учреждений. Это закономерно: руководитель и главбух имеют солидный опыт, несут серьезную нагрузку, да и уровень их ответственности несопоставим с ответственностью обычных работников.
Вполне логично, что и доходы будут различаться. Но есть такие ситуации, когда законодательство устанавливает лимит соотношения доходов. Другими словами, з/пл директора учреждения может превышать з/пл обычного сотрудника до установленного законом предела.
Закон № 347-ФЗ от 03.07.2016 определил перечень организаций, которые обязаны соблюдать этот самый лимит соотношений.
Требование касается государственных учреждений, которые финансируются из бюджетов разного уровня.
Так, для директоров ФГУП и их замов лимит варьирует в пределах от 1 до 8, для руководителей гос. внебюджетных фондов требования иные — от 1 до 10.
Чтобы найти предельную величину, необходимо предварительно рассчитать показатели среднемесячного заработка работников, осуществляющих деятельность на управленческих постах, и остальных работников, на основании чего определяется соотношение зарплат.
Расчет предельного уровня соотношения средней заработной платы необходимо производить по итогам календарного года.
Формула расчета среднего месячного заработка
Существует общепринятый порядок расчета средней з/пл. Подробнее о нем можно узнать, ознакомившись со статьей 139 Трудового кодекса.
В любых ситуациях среднюю з/пл определяют, исходя из фактически начисленного сотруднику заработка и времени, которое он фактически отработал за двенадцать календарных месяцев, истекших до периода, в котором бухгалтер рассчитывает среднемесячную зарплату.
Расчет среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей вычисляем по формуле:
Бухгалтер должен понимать, что указанный выше расчет осуществляется в отношении каждой единицы управленческого персонала. Если же сотрудник совмещает должности, то в расчет включаются как выплаты по основному месту деятельности, так и доплата за совмещение. В случае же совместительства к расчету принимается только оплата основной деятельности.
При определении размера среднемесячного заработка во внимание принимаются следующие выплаты
Как обеспечить конфиденциальность доходов руководителей
В большинстве компаний стараются сохранить в тайне сведения о заработке сотрудников, сумме премиальных администрации и основного персонала, о размере окладов, расчете отпускных или компенсаций.
Разглашение данной информации внутри предприятия ведет к созданию недовольства, конфликтам сотрудников. Так, некоторые организации при трудоустройстве просят подписать документ о неразглашении информации о зарплате коллегам.
Но наиболее остро стоит проблема с сохранением конфиденциальности размера выплат ТОП-менеджменту. Когда расчет зарплаты ведет штатная бухгалтерия, «засекретить» данную информацию не получится, потому что бухгалтер-расчетчик точно будет в курсе. А уже от него информация, чисто по-дружески, может стать доступной кому-то еще. И так далее.
В 1С-WiseAdvice обеспечивается полная сохранность конфиденциальных файлов. Никто из сотрудников компании-клиента не будет знать, сколько зарабатывают руководители.
Подведем итог
Расчет среднемесячной зарплаты руководителя осуществляется по тем же принципам, что и рядовым сотрудникам компании.
В госучреждениях необходимо соблюсти баланс между соотношениями зарплат руководителя и линейного персонала. Контрольные показатели установлены законодательством.
Узнать о зарплате руководителей сможет любой желающий
Изменения в правилах предоставления таких сведений утверждены премьер-министром РФДмитрием Медведевым и опубликованы накануне на сайте правительства.
Так о чем же конкретно должен рассказать начальник? Если имущества и доходов много, то над заполнением справки придется потрудиться. Указывать надо будет не только официальную зарплату, но и доходы от педагогической, научной, творческой деятельности. Прибыль от банковских депозитов и ценных бумаг также необходимо указать.
Перечень имущества еще шире. Во-первых, это всевозможная недвижимость, включая даже гаражи. Во-вторых, транспорт. В образце справки есть место для включения в список не только автомобилей и мотоциклов, но и автоприцепов, сельхозтехники, водного и воздушного транспорта.
Так что, если у главы федерального госучреждения где-то стоит на приколе яхта или готовится к вылету личный самолет, это тоже придется указать.
Сведения о доходах, уточняется в документе, надо будет подавать в уполномоченное структурное подразделение работодателя не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Впрочем, если руководитель федерального госучреждения или тот, кто только претендует на эту должность, заметил, что доходы и имущество в документах отражены не полностью или в них закралась досадная ошибка, их можно будет доделать и подать уже уточненные сведения. Правила допускают сделать это не позднее 31 июля года, следующего за отчетным.
Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений
Публичность таких сведений является одним из главных способов по профилактике должностных правонарушений, заложенных в международной конвенции ООН, которую мы ратифицировали. Кроме того, «обнажив» декларации о доходах руководства ФГУ, власти дали возможность проводить экспертам общественную экспертизу и выявлять возможные конфликты интересов, которые могут возникать у того или иного начальника в рамках исполнения им должностных обязанностей.
Да и для самих сотрудников этих учреждений будет полезно узнать, насколько они получают меньше своих начальников. Надеюсь, что времена, когда разрывы между ежемесячными доходами руководства и подчиненных были огромными, ушли в прошлое.
Сколько получает директор
И что нужно, чтобы занять руководящую должность
Мы уже делали статистический разбор вакансий уборщицы, водителя и продавца. Но в этот раз решили не мелочиться — эта статья про руководителей.
Проанализировав больше двух тысяч вакансий на сайтах «Хэдхантер», «Суперджоб» и «Работа в России», мы узнали, кого берут в начальники и какую предлагают зарплату.
Номинальный директор
В вакансиях не стесняются, так и пишут: номинальный директор. Еще такую должность могут назвать временным директором. Мы делали подробный разбор, чем чревата подобная работа. Если коротко — могут посадить.
Что за работа
Большинство нанимателей требуют, чтобы кандидат на место директора уже имел опыт руководящей работы — обычно от одного до трех лет. Еще в вакансиях часто пишут, что надо иметь опыт именно в той сфере, на которой специализируется фирма. Например, чтобы устроиться директором магазина, нужны навыки управления продажами, директором школы — пятилетний педагогический стаж, директором частной клиники — опыт управления медучреждениями.
Сколько платят
Средняя зарплата в регионах России, РосстатXLSX, 83 КБ
Самые низкие зарплаты у руководителей бюджетных учреждений и небольших фирм в глубинке, самые высокие — у начальников в крупных корпорациях и их региональных филиалах.
В каком регионе лучше работать
Проще всего уйти в начальники в столице — четверть всех вакансий директоров приходится на Москву. На втором месте Санкт-Петербург — 10% вакансий, третью строчку делят Подмосковье и Новосибирск — по 5%.
Впервые – публикация сведений о среднемесячной зарплате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров в Интернете
Автор: Соболева Е. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Еще в 2016 году Федеральный закон № 347-ФЗ дополнил Трудовой кодекс ст. 349.5, согласно которой информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров размещается в Интернете. Впервые такую информацию следует публиковать в Интернете по итогам 2017 года, то есть начиная с 2018 года. Напомним, какие сведения необходимо раскрыть и как правильно разместить их.
О сотрудниках каких учреждений идет речь?
Cогласно ст. 349.5 ТК РФ размещать информацию о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров необходимо следующим учреждениям:
государственным внебюджетным фондам РФ;
территориальным фондам обязательного медицинского страхования;
государственным унитарным предприятиям;
муниципальным унитарным предприятиям.
Где именно в Интернете необходимо размещать информацию?
В статье 349.5 ТК РФ сказано, что информация о зарплате должна быть размещена в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителей соответствующих фондов, учреждений, предприятий, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.
К сведению: данная информация по решениям государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителей фондов, учреждений, предприятий, может размещаться в Интернете на официальных сайтах указанных фондов, учреждений, предприятий.
Какие сведения запрещается публиковать на официальных интернет-сайтах?
В силу ч. 3 ст. 349.5 ТК РФ в составе размещаемой на официальных сайтах в Интернете информации, предусмотренной ч. 1 этой статьи, нельзя указывать:
данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон;
иные индивидуальные средства коммуникации лиц, названных в ч. 1 ст. 349.5 ТК РФ;
сведения, отнесенные к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера.
Отметим, что порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате лиц, указанных в ч. 1 ст. 349.5 ТК РФ, и представления этими лицами данной информации устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Порядок предоставления информации
В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521 утверждены Правила размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий (далее – Правила № 1521).
В пункте 2 этих правил конкретизировано, что информация о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий размещается в Интернете на официальных сайтах ПФР, ФСС, ФФОМС, федеральных органов исполнительной власти, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителей соответствующих учреждений и предприятий. При этом вышеуказанная информация в отношении руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений и предприятий, в отношении которых функции и полномочия учредителей осуществляет Правительство РФ, публикуется на официальных интернет-сайтах данных учреждений и предприятий, за исключением учреждений и предприятий, в отношении которых Правительством РФ принято решение о размещении данной информации в Интернете на его официальном сайте.
Обратите внимание: вышеуказанные сведения размещаются в Интернете не позднее 15 мая года, следующего за отчетным (п. 4 Правил № 1521). Значит, информация за 2017 год должна быть опубликована не позднее 15.05.2018.
Согласно п. 5 Правил № 1521 в составе информации, подлежащей размещению в Интернете, приводятся:
полное наименование государственного внебюджетного фонда РФ, учреждения или предприятия;
фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого размещается информация.
Пунктом 6 Правил № 1521 установлено, что запрещается указывать данные, которые предусмотрены ч. 3 ст. 349.5 ТК РФ.
Как производится расчет среднемесячной заработной платы?
Напомним, что 01.01.2017 вступили в силу поправки, внесенные Постановлением № 1339 в Положение № 922. В соответствии с указанным постановлением Положение № 922 дополнено п. 20 о порядке исчисления среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Таким образом, расчет среднемесячной заработной платы для целей размещения сведений о ней в Интернете необходимо производить по правилам п. 20 Положения № 922.
Итак, в данном пункте сказано, что среднемесячная зарплата руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров формируется за счет всех источников финансового обеспечения. Среднемесячная заработная плата указанных лиц учреждения определяется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы (включая выплаты, предусмотренные п. 2 Положения № 922) соответствующему руководителю, заместителю руководителя, главному бухгалтеру за календарный год на 12 (количество месяцев в году). Пунктом 2 Положения № 922 установлено, что при расчете среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся, в частности:
заработная плата, выданная в неденежной форме;
денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе;
денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время;
заработная плата, начисленная преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления;
надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания;
выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;
другие виды выплат по заработной плате, применяемых у соответствующего работодателя.
Кроме того, при исчислении среднемесячной заработной платы необходимо учитывать некоторые нюансы:
если руководитель, заместитель руководителя, главный бухгалтер фонда, учреждения, предприятия состояли в трудовых отношениях с фондом, учреждением, предприятием неполный календарный год, среднемесячная заработная плата определяется исходя из фактически отработанных руководителем, заместителем руководителя, главным бухгалтером полных календарных месяцев;
расчет среднемесячной заработной платы указанных лиц осуществляется отдельно по должностям руководителя, главного бухгалтера и по каждой должности заместителя руководителя;
в случае выполнения указанными лицами работы по совмещению должностей (профессий) или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы в фактически начисленной заработной плате учитываются суммы, начисленные как по основной должности (профессии), так и по совмещаемой должности (профессии), а также начисленные за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы;
при работе по совместительству в фактически начисленной заработной плате учитываются только суммы фактически начисленной заработной платы по должности руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера;
в фактически начисленной заработной плате для определения среднемесячной заработной платы не учитываются выплаты, предусмотренные п. 3 Положения № 922, компенсации, выплачиваемые при прекращении трудового договора, в том числе за неиспользованный отпуск. В пункте 3 Положения № 922 сказано, что в расчет среднего заработка не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).
Кроме того, напомним, что с 01.01.2017 ч. 2 ст. 145 ТК РФ установлен предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, ТФОМС, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера), который определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителей соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен:
для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов РФ, государственных унитарных предприятий субъектов РФ – нормативными правовыми актами субъектов РФ;
для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Для контроля установленного предельного уровня соотношения, кроме среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров, используется среднемесячная заработная плата работников учреждений. Порядок определения среднемесячной заработной платы работников учреждений также установлен п. 20 Положения № 922. Итак, она определяется (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) путем деления суммы фактически начисленной заработной платы (включая выплаты, предусмотренные п. 2 Положения № 922) таких работников списочного состава (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) на среднесписочную численность таких работников (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году). Среднесписочная численность указанных работников за соответствующий календарный год определяется согласно методике, используемой для целей федерального статистического наблюдения.
К сведению: в настоящее время предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей и средней зарплаты работников в кратности от 1 до 8 установлен для федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий.
Чтобы проверить, не превысило ли учреждение предельный уровень соотношения зарплат, необходимо разделить среднемесячную заработную плату руководителя, его заместителей и главного бухгалтера на среднемесячную заработную плату сотрудников учреждения. Для этого сначала нужно рассчитать среднемесячную заработную плату каждой группы, а далее определить соотношение. Для наглядности приведем формулы:
Среднемесячная зарплата работников
Фактически начисленная зарплата работников списочного состава за 2017 год
Соблюдаем предельные соотношения зарплат руководства АУ
Семинары и вебинары Аюдар Инфо
Руководители автономных учреждений уже третий год подряд должны сравнивать свою зарплату со среднемесячной зарплатой остального персонала, а затем сверять это соотношение с порогом, установленным органом-учредителем. Если порог превышен – руководителя АУ могут привлечь к ответственности. Как рассчитать соотношение зарплат? В каких нормативных актах искать предельные значения? И что делать после того, как все расчеты произведены?
На какие документы опираться?
Обязанность руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений выдерживать соотношение зарплат установлена ст. 145 ТК РФ. Согласно ее нормам предельные границы утверждаются правовыми актами Правительства РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления, действующими в отношении учреждений соответствующего уровня, а индивидуальные значения, укладывающиеся в данный диапазон и распространяющиеся на конкретное учреждение, определяет орган-учредитель.
В отношении региональных и муниципальных учреждений используется похожая схема. Например, в Калужской области предельное соотношение зарплат (в кратности 6) задано Постановлением правительства Калужской области от 23.03.2017 № 159, а органы‑учредители в своих сферах регулирования установили аналогичный диапазон (см., например, приказы министерства культуры и туризма Калужской области от 20.04.2017 № 151, министерства труда и социальной защиты Калужской области от 07.02.2018 № 132-П).
На предельные соотношения, заданные органом‑учредителем, и надо ориентироваться при сопоставлении средних зарплат руководящего состава автономного учреждения и остального персонала.
Отметим, что некоторые учредители снижают для подведомственных учреждений предельное соотношение зарплат по сравнению с максимальным диапазоном, утвержденным на уровне публично‑правового образования. А кто‑то еще и дифференцирует значения по должностям управленческого персонала, группам руководителей или даже отдельным учреждениям. Так, руководители учреждений здравоохранения Московской области[2] разделены на пять групп, для которых установлены разные соотношения зарплат (от 5 до 7), в то время как для заместителей руководителей и главных бухгалтеров названных учреждений действует одно общее значение – 4,5.
Вот еще несколько примеров.
* Отдельное значение установлено для каждого учреждения.
Как рассчитать соотношение зарплат?
Согласно ст. 145 ТК РФ величина среднемесячной зарплаты рассчитывается за календарный год, при этом учитываются выплаты за счет всех источников финансового обеспечения. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера. Порядок расчета установлен п. 20 Положения № 922[3]. Приведем алгоритм, общий для всех учреждений.
1. Определить выплаты, учитываемые при расчете. Здесь действует следующее правило: если начисление связано с оплатой труда, оно входит в расчеты, а если имеет социальный характер – не учитывается. Что именно относится к тому или иному виду выплат – указано в п. 2 и 3 Положения № 922. Так, оклад, оплата за работу по сдельным расценкам, гонорары и авторские вознаграждения, надбавки за профессиональное мастерство, стаж работы, расширение зон обслуживания, отпускные, стимулирующие и компенсационные выплаты в расчет включаются, а оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг – нет.
Несколько сложнее с совмещением профессий (должностей) и совместительством. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер совмещает должности либо исполняет обязанности временно отсутствующего сотрудника без освобождения от основной работы, этот заработок учитывается в фактически начисленной зарплате по руководящей должности. Но если руководитель работает по совместительству (например, как научно‑педагогический работник), его зарплата по совместительству учитывается в фонде оплаты труда работников учреждения, а не руководящего состава (Письмо Минобрнауки РФ от 31.10.2017 № 12-1066).
2. Определить среднесписочную численность работников учреждения. В этот показатель не включаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер. Внутренние совместители учитываются полностью.
3. Рассчитать среднемесячную зарплату работников (без учета руководящего состава учреждения). Сумма фактически начисленных выплат, относящихся к оплате труда, делится на среднесписочную численность работников за соответствующий календарный год, а потом на 12 (количество месяцев в году).
4. Рассчитать среднемесячную зарплату отдельно по каждой руководящей должности. Сумма выплат, фактически начисленных по каждой должности за календарный год, делится на 12. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер отработал неполный календарный год, вместо 12 месяцев берется фактически отработанное количество полных календарных месяцев.
5. Определить по каждой должности руководящего состава соотношение зарплат. Для этого среднемесячная зарплата руководителя (заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату остального персонала.
Покажем на примере, как ведется расчет соотношения зарплаты руководителя.
Численность сотрудников составит 67 чел. (66 чел. основного персонала + 1 совместитель).
Вычислим среднюю зарплату основных сотрудников: 28 600 000 руб. / 67 чел. / 12 мес. = 35 572 (руб.).
Затем определим среднюю зарплату руководителя учреждения: 1 400 000 руб. / 12 мес. = 116 667 (руб.).
Рассчитаем соотношение зарплат: 116 667 руб. / 35 572 руб. = 3,28.
Если орган-учредитель утвердил предельный порог кратностью 5, 4 или даже 3,5, требование к соотношению зарплат автономное учреждение выполнило, если же необходимо соблюдать кратность 3, зарплата руководителя АУ не укладывается в установленные границы.
Что грозит за превышение порога?
За несоблюдение предельных значений предусмотрена ответственность. Превышение соотношений, утвержденных для заместителя руководителя и главного бухгалтера, включено в число оснований для расторжения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ). Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя учреждения возложена на учредителя. В частности, учредители федерального уровня должны учитывать этот факт при определении условий труда руководителей ФГУ: не превышение порога должно обеспечиваться при выполнении всех показателей эффективности деятельности учреждения и работы его руководителя и получении последним стимулирующих выплат в максимальном размере (п. 9 Положения № 583). Кроме того, органы-учредители могут сами контролировать соблюдение в учреждениях предельного соотношения зарплат. Скажем, в Нижегородской области[4] проводят мониторинг соотношения зарплат – в срок до 20‑го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Однако некоторым учреждениям не нужно соблюдать общие нормы. В силу ст. 145 ТК РФ Правительство РФ, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут утвердить перечни организаций госсектора, для которых не действуют установленные пороги. На федеральном уровне такой перечень существует (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р), утверждены подобные списки и в некоторых регионах и муниципальных образованиях (например, в Калужской области – см. Постановление правительства Калужской области от 23.03.2017 № 159).
Какую информацию публиковать?
После того, как рассчитаны соотношения зарплат, руководящему составу АУ нужно исполнить еще одну обязанность – раскрыть сведения о своей среднемесячной зарплате. Согласно ст. 349.5 ТК РФ информация (полное наименование учреждения, занимаемая должность, Ф. И. О. руководящего работника и размер его средней зарплаты) размещается на официальном сайте органа‑учредителя, а если он примет соответствующее решение – еще и на сайте учреждения.
Порядок и сроки представления и размещения информации о зарплатах определяются нормативными актами Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления. В отношении федеральных учреждений действует Постановление Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521 – согласно ему сведения должны быть размещены в Интернете до 15 мая года, следующего за отчетным. На региональном и муниципальном уровнях сроки зачастую меньше. К примеру, в Самаре (реквизиты нормативного акта даны в таблице) муниципальным учреждениям необходимо до 15 марта направить информацию в отраслевой орган и до 10 апреля она должна быть опубликована на сайте городской администрации.
В начале 2020 года руководящему составу автономных учреждений предстоит отчитаться перед органами‑учредителями по соблюдению предельного соотношения зарплат и подать соответствующие сведения для публикации на сайтах органов власти. Кстати, в будущем законодатели намерены еще сократить разрыв между заработком управленческого персонала организаций госсектора (в том числе учреждений) и рядовыми сотрудниками. Предельное соотношение зарплат планируется прописать в ст. 145 ТК РФ, установив для всех случаев кратность 8. Такой законопроект (№ 746454‑7) внесен в Госдуму.
[1] Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.
[2] Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области, утв. Постановлением правительства Московской области от 03.07.2007 № 483/23 (с последующими изменениями).
[3] Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.
[4] Постановление правительства Нижегородской области от 30.01.2017 № 34