как узнать заряд аккумулятора мультиметром
Замер мультиметром напряжения аккумулятора и утечки тока в авто
Недавно я столкнулся с проблемами с аккумулятором — машина не заводится.
Аккумулятор я купил новый, но все же захотел проверить машину — а вдруг утечка где есть. Захотеть-то — захотел, но как это сделать? Нашел в интернете я информацию и решил поделиться со всеми.
Для этого нам понадобится мультимер.
Самый распространенный и недорогой выглядит примерно так:
Для понятности я нашел картинку, где расписаны все значения мультиметра
Итак, приступим.
1) Замер напряжения аккумулятора
Для измерения напряжение с помощью мультиметра, необходимо включить его в режим измерения постоянного напряжения, при этом диапазон установить выше максимального значения напряжения на заряженном аккумуляторе, заряженный аккумулятор имеет около 12,7 вольт, поэтому выбираем — DCV, 20 вольт. Далее нужно подключить черный щуп мультиметра на минус аккумулятора, красный щуп на плюс АКБ и снять показания с дисплея мультиметра.
Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть не менее 12,6 вольта. Если напряжение батареи менее 12 вольт, степень ее заряда упала больше чем на 50 %, аккумулятор необходимо срочно зарядить! Напряжение на аккумуляторной батареи величиной меньше 11,6 в означает, что батарея разряжена на 100 %.
Теперь перейдем к утечке тока.
В любой машине есть минимальный ток утечки (порядка 50-80мА.)
Охранная сигнализация обычно потребляет около 20–25 мА, память контроллера системы впрыска – 5 мА, память магнитолы – 3 мА, так же потребляет ток приборка и блок центрального замка. В итоге получается около 60мА. С такими затратами тока аккумулятор прослужит несколько лет, не подводя хозяина.
Но если утечка тока составляет больше чем 60-80мА, тогда аккумулятор будет быстро садится.
2) Замер утечки тока
Для начала нужно Мультиметр поставить в режим измерения тока на 10 или 20 Ампер.
Как определить утечку тока в разрыв массы:
Снимаем «-» клемму с АКБ
Один из провод амперметра подключаем к «-» АКБ
Другой на снятый провод (полярность на цифровом мультиметре не имеет значения)
Как определить утечку тока в разрыв плюса:
Отключите плюсовую клемму от аккумулятора
Подключите амперметр минусовой клеммой — к контактной клемме автомобиля
Плюсовой клеммой — к АКБ
Технология определения утечки тока:
Подготовьте автомобиль к тестированию (отключите магнитолу, габариты, освещение в салоне и т.д.)
Через минуту подключите амперметр в разрыв цепи и снимите показания (особенность автосигнализаций такова, что они становятся на охрану не раньше чем через минуту)
Как увидели на амперметре ток утечки, то начинаем вытаскивать и ставить обратно по порядку предохранители и реле — станет понятно какая цепь дает утечку, когда ток придет в норму.
Надеюсь моя запись поможет кому-то и избавит от необходимости листать интернет в поисках информации.
Здесь рассмотрены только основные моменты работы с мультиметром и аккумулятором авто. А возможности мультиметра очень обширны, не зря его назвали МУЛЬТИ, что значит много.
Проверка аккумулятора мультиметром – подробная инструкция по проверке работоспособности, емкости, тока и заряда
Главным топливом современного автомобиля является не бензин или дизель, а электричество. Без него не включится ни одна основная или вспомогательная система, и даже двигатель запустить не получится. Источником энергии является аккумулятор, о состоянии которого многие водители даже не задумываются, пока тот не выйдет из строя. В этой статье рассматривается, как проверить аккумулятор мультиметром, чтобы не оказаться в сложной ситуации, когда без сторонней помощи не обойтись.
Как проверить аккумулятор мультиметром? Необходимое оборудование
Мультиметр – прибор, которым должен обладать любой автовладелец. Он позволяет оперативно и в «полевых условиях» определять массу показателей:
На некоторых современных аккумуляторах устанавливается индикатор заряда, что сильно облегчает жизнь водителю, но такие батареи стоят на 20–30% дороже обычного оборудования. Имея мультиметр, можно легко, быстро и с достаточным уровнем точности определить массу важных параметров, касающихся АКБ.
Как проверить зарядку аккумулятора мультиметром?
Определить, в каком состоянии находится литий-ионный (наиболее распространенный вид современных батарей) аккумулятор довольно просто, если следовать этим указаниям:
В зависимости от показателей прибора, следует принимать решение насчет замены или дальнейшего использования аккумулятора.
Чтобы понять, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром, не нужны особенные знания или специальное оборудование, достаточно немного времени и соблюдение перечисленных советов.
Как проверить емкость аккумулятора мультиметром?
Емкостью аккумулятора называется количество накопленной энергии, которую способна отдать батарея за конкретный период времени. Величина измеряется в ампер-часах. Определить ее значение можно двумя способами: проверка под нагрузкой и метод контрольного разряда.
Как проверить емкость аккумулятора мультиметром под нагрузкой?
Каждая заводская батарея имеет нанесенную на корпус маркировку, где указано значение емкости. Со временем оно начинает уменьшаться и реальные цифры становятся ниже заявленных показателей. Чтобы определить целесообразность дальнейшего использования оборудования, необходима нагрузка. В качестве нагрузки могут выступить фары автомобиля или даже обыкновенная лампочка на 35–40 Вт.
Поэтапно рассмотрим, как проверить мультиметром заряд аккумулятора:
Если показатели на экране прибора превышают 12,4 единицы, то батарея исправна. Значение в 12–12,3 указывает на необходимость скорой замены оборудования.
Как проверить емкость аккумулятора мультиметром, применяя контрольный разряд?
Для этого вида определения емкости понадобится полностью зарядить батарею и присоединить ее к электрической цепи, которая имеет нагрузку, равную или близкую по значению к заявленным в техническом паспорте показателям. Дополнительно присоединяется мультиметр, работающий в режиме амперметра.
Понадобится немного подождать, чтобы сила тока снизилась наполовину, отметить, сколько прошло времени, и сравнить с указанными в паспорте значениями. Если показатель отличается на незначительную величину, то емкость оборудования снизилась не сильно и его можно использовать дальше. Большая разница в числах означает, что пора подыскивать новую батарею.
Как проверить утечку аккумулятора мультиметром?
Утечка тока – это показатель, который обозначает расход энергии на поддержание функционирования подключенных к неповрежденной электрической цепи сторонних приборов. Для каждой АКБ существует значение минимальной утечки тока, которое относительно автомобильной батареи в среднем составляет 55–80 мА.
В этот показатель входит обеспечение работы памяти магнитолы, системы впрыска топлива, сигнализации и ряда других вспомогательных систем. Совокупное значение не должно превышать 60–70 мА. Если утечка выше – то аккумулятор будет слишком быстро разряжаться и его придется менять. Это также важно, как знать, какую сигнализацию выбрать?
Чтобы знать, как проверить утечку аккумулятора мультиметром, следует сделать следующее:
После этого необходимо снять показания с экрана прибора. Если они превышают норму, то вам надо по одному отключать и ставить обратно реле и предохранители, замеряя изменения тока утечки. После отсоединения одного из реле цифры придут в норму, следовательно оно и является слабым звеном цепи.
Как проверить «ампераж» аккумулятора мультиметром?
Чтобы определить силу тока, которую выдает ваша АКБ, понадобится создать цепь с нагрузкой. В ее роли выступает любой прибор или оборудование, потребляющее электроэнергию. Для замера понадобится предпринять следующие действия:
Исправный и полностью заряженный аккумулятор демонстрирует показатели в пределах 12,6–13 В.
Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром?
Можно произвести замер напряжения при включенном двигателе. Удовлетворительным показателем считается значение в 13,5–14 В. Оно указывает, что АКБ можно смело продолжать использовать.
Если число на измерительном приборе превышает 14,2 В, то аккумулятор не заряжается полностью, а генератор работает в усиленном режиме, чтобы снабдить все зависимые системы автомобиля энергией. Но следует учитывать окружающую обстановку при замере, холодной зимней ночью батарея могла разрядиться и генератор вырабатывает увеличенное напряжение, чтобы ее заполнить. Подождите 10–15 минут и повторите процедуру. Если значения снизились – все в порядке.
Если, при проверке мультиметром напряжения аккумулятора, с запущенным двигателем и отключении расходующих электроэнергию системах прибор показывает ниже 13 В, то это указывает на перебои в работе генератора, который не в состоянии заполнить АКБ до необходимого уровня.
Как проверить аккумулятор мультиметром с отключенным двигателем?
Средний показатель, при проверке аккумулятора мультиметром, на неработающем моторе должен находится в пределах 12,5–13 В, при этом верхнее значение указывает на 100 % заряда, а нижнее – на 50 %. Числа приблизительные, но общую картину по ним понять просто. Также не стоит забывать, что снимать показания стоит непосредственно перед поездкой, а не после нее, как только вы заглушили двигатель. Особенно хорошо проводить ее, когда машина некоторое время не использовалась, например, утром, после ночи в гараже. Так видно, насколько хорошо АКБ способен держать заряд.
Теперь вы понимаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром. Этот прибор стоит приобрести каждому автомобилисту. Некоторые полагаются на показания бортового компьютера, но он не предоставляет достаточной точности. Встроенный вольтметр подключен к цепи приборов, расходующих энергию, а не напрямую к аккумулятору, следовательно, часть электричества расходуется «по дороге».
Также каждому владельцу машин рекомендуется к прочтению статья – Рейтинг лучших моторных масел.
Как проверить заряд аккумулятора мультиметром. Узнаем показания в домашних условиях + ВИДЕО
Иногда требуется проверить аккумулятор автомобиля на заряд. Ну например стояла машина долгое время, клемма была скинута, и вроде двигатель запустился – но непонятно нужно ли подзаряжать батарею или нет? Ведь «недозаряд» может сыграть злую шутку, плотность электролита упадет и ваш АКБ попросту может замерзнуть. В салоне современного авто датчиков заряда нет, а поэтому придутся проверять мультиметром – сейчас их просто навалом, причем не обязательно это будет дорогой вариант. Кстати внизу будет и видео версия, так что читайте – смотрите …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Способов проверить аккумулятор не так-то много, два способа с применением сторонних устройств, а вот последний может быть встроен в саму батарею. Если их перечислить то это:
Сегодня я хочу рассказать про все три типа, но хочется начать именно с «встроенного индикатора».
«Зеленое окошко»
Некоторые типы АКБ имеют встроенный индикатор, пришло к нам это изобретение с Японии, после стали устанавливать большинство компаний, на необслуживаемые типы.
Суть проста, справа или слева, также бывает и посередине размещается маленький глазок, в котором есть не сильное свечение – индикатор. Оно имеет три положения, проверить очень легко:
Как видите если у вас такой вариант, то собственно мультиметр и нагрузочная вилка вам не нужны. Пришли на стоянку — открыли капот — посмотрели на индикатор – приняли решение. Если нет «зеленого окошка» — срочно подзаряжать.
Однако такие типы недешевые, они стоят примерно на 20 – 30 % дороже среднестатистического аккумулятора, многие водители экономят, а поэтому такая проверка не пройдет! Переходим к последующим методам.
Нагрузочная вилка
«Что» — спросите вы? Что это вообще такое? ДА ребята инструмент не популярный, да и встретишь его, пожалуй только на СТО. Однако проверка аккумулятора этим приспособлением самая точная.
Суть заключается вот в чем – это устройство подсоединяется к клеммам аккумулятора и дает ток короткого замыкания. Если без нагрузки батарея может вырабатывать 12,7 Вольта, то под нагрузкой напряжение конкретно, проседает.
Под нагрузкой напряжение на должно падать меньше 9 – 10 Вольт. После того как отсоединили нагрузку, происходит восстановление до 12,7Вольта. Если под нагрузкой происходит сильное проседание, до 3 — 5В – то батарея «дохлая»! Она не запустит двигатель авто.
То есть нагрузочная вилка имитирует нагрузку стартера на аккумулятор автомобиля, если нагрузка выдержана, то батарею можно использовать. Еще раз подчеркну – проверка заряда на этом устройстве, самая точная и достоверная. Но как вы понимаете – нагрузочной вилки в простом гараже или у вас дома в 90% случаев не будет! Поэтому проверить, скорее всего получится только мультиметром.
Проверка мультиметром
Мультиметр — это приспособление для замера силы тока, вольтажа, а также сопротивления и температуры. Применяется во многих сферах электроники (при ремонте, при изготовлении, при тестировании и т.д.), им можно определить напряжение практически в любой электрической цепи (правда на моем ограничение в 600В, так больше не стоит мерить). Также можно проверить и аккумулятор. Конечно, он не дает таких точных показаний, как скажем первый и второй способы, однако немного сориентироваться можно.
Сейчас небольшая инструкция:
По напряжению:
Сейчас небольшое видео.
Проверка плотности электролита
Если еще один способ проверки заряда аккумулятора, но он также не очень популярный – это замер плотности электролита. Но нам опять е понадобиться еще одно устройство – ареометр. Все дело в том — что заряженная батарея имеет плотность электролита примерно в 1,24 — 1,27 г/см3. Замеряются плотность как раз ареометром – он погружается в «банку» батареи и в него закачивают электролит, дальше либо «поплавок», либо «палочки» внутри всплывают до нужного значения.
Минус этого метода в том, что сейчас многие батареи – необслуживаемые. То есть, нельзя разобрать и погрузить в электролит ареометр.
Если подвести итог — проверка заряда мультиметром, самый простой и легко выполнимый метод, однако он не всегда может обрисовать полную картину происходящего, ведь вы не можете подать нагрузку, которую дает стартер. Самый точный метод все же – нагрузочная вилка, но про это будет дополнительная статья. Так что следите за обновление блога.
НА этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ.
(29 голосов, средний: 4,38 из 5)
Похожие новости
Чем смазать клеммы аккумулятора от окисления? Плюс видео
Как зарядить кальциевый аккумулятор. Правильная инструкция для а.
ТОП5 – Российские аккумуляторы. Мой рейтинг
Как правильно проверить аккумулятор мультиметром
Хороший автомобильный аккумулятор должен иметь около 12.6 V. А когда автомобиль не заводится, чаще всего в этом виновата низкозарядная либо полностью разряженная батарея. Гарантия на большинство аккумуляторных батарей (АКБ) представляется на 3 года. Всего лишь 30% от их числа сегодня способны выдержать этот срок.
К большому сожалению, многие автолюбители не контролируют работу батареи до тех пор, пока она не выйдет из строя. Для профилактики этого важного устройства, специалисты рекомендуют проверять мультиметром заряд аккумулятора с периодичностью не реже 2-х раз в год. Выполняя тестирование, пользователь обязан знать, сколько должен показывать заряженный аккумулятор вольт.
Это несложный процесс. Перед тем, как проверить аккумулятор мультиметром, освобождают доступ к его клеммам и тестируют в режиме «напряжение покоя», то есть проверяют устройство тогда, когда машина простояла всю ночь без движения.
Специалисты считают, что такой результат тестирования будет точнее.
Что такое мультиметр
Это бытовой цифровой измеряющий прибор, который используют для определения напряжения (U), электрического тока (I) и сопротивления ® АКБ. Наиболее часто этим прибором определяют U в автоаккумуляторе. Цифровой измеритель обладает высокой степенью точности, имеет широкий функционал по измеряемым параметрам и величинам, а также прост в обслуживании.
При измерении U в автомобильном аккумуляторе, он помогает узнать пользователю, какой емкостью обладает аккумулятор. Анализ полученных результатов тестирования очень важен, поскольку дает представление о работоспособности важного элемента энергоснабжения автомобиля.
Почему проводят внешний осмотр АКБ
Они, как правило, размещаются сбоку от движка в моторном отсеке. Если АКБ при открытии капота не видно, то водитель должен изучить инструкцию к машине, чтобы точно установить месторасположение батареи и порядок ее проверки. В современных авто батарея оборудована защитной пластиковой крышкой, которая может быть на петлях и отрываться простым откидыванием и на болтах, что требует их демонтажа. В некоторых конструкциях может быть установлена отдельная защитная открывающаяся красная крышка над плюсовой (+) клеммой.
Важно! Когда с батареи снята крышка, автолюбитель, перед тем как проверить заряд аккумулятора мультиметром, обязан быть предельно осторожным, следить за тем, чтобы гаечные ключи или иные стальные предметы не притрагивались к соединениям и не создавали опасность КЗ.
Специалисты советуют, как можно чаще проводить внешний осмотр АКБ. Например, всегда, когда водитель открывает капот машины. В процессе работы машины на поверхности АКБ накапливается грязь, размытая влагой и потеки электролита, которые образуются в результате его кипения. Кроме того, на его поверхности могут быть обнаружены и другие признаки неисправности, которые нужно своевременно устранить. Перед тестированием мультиметром, такая внешняя проверка проводится в обязательном порядке.
Как узнать, что аккумулятор на автомобиле неработоспособный
Наиболее частыми симптомами, которые проявляются при работе авто и связаны с неисправным аккумулятором считаются такие признаки:
Что может быть не так с автомобильным аккумулятором
Плохое техническое состояние, грязный аккумулятор, приводят к тому, что возникают токи саморазряда. Распространенными проблемами плохого устройства становится коррозия клеммных соединений и токи утечки электроники автомобиля. Если в этом случае вовремя не подзарядить АКБ, то на ней возникает глубокий разряд, в результате чего происходит сульфатация пластин, что существенно уменьшает срок эксплуатации батареи.
Как правило, разводы электролита снимаются содовым раствором, приготовленным в соотношении: 1 чайная ложка соды на 200 мл воды. В результате получают насыщенный щелочной раствор, который нейтрализует кислоту. Перед тем, как проверить зарядку аккумулятора, коррозию на клеммах очищают наждачной бумагой. При этом все работы проводят с соблюдением мер безопасности: в перчатках и защитных очках.
Важно! Во время проверки аккумулятора мультиметром водителю требуется уделить время для проверки техсостояния коробки АКБ. При слабом закреплении, особенно в зимний период времени, пластиковый корпус батареи становится очень хрупким и на нем могут образовываться трещины.
Какие характеристики измеряют мультимером
Этот измеритель может померить точно: вольтаж, емкость, сопротивление АКБ, «ток утечки» и определить «мертвые ячейки». Аналогично может проверить амперы с помощью мультиметра.
Важно! Перед тем, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром, надевают резиновые или водонепроницаемые перчатки для работы с АБК, так как он содержит свинцово-кислотный растворы и это поможет избежать химических ожогов на коже исполнителя.
Перед тем, как измерить силу тока мультиметром, а также для получения надежных измерений, рекомендуется, чтобы транспортное средство было в покое не менее 1 часа, а специалисты советуют, чтобы тестирование проводилось утром, после ночного простоя машины.
Чтобы точно определить техсостояние АКБ мультиметром выполняют 3 типа измерений:
В процессе обработки результатов тестирования можно сделать вывод, что батарея нуждается в замене, если выполняются следующие условия по каждому измерения:
Как замерить напряжение
Начальный тест с прибором выполняют в постоянном режиме, который обозначен прямой линией над V на панеле. Перед тем, как проверить напряжение аккумулятора мультиметром, устанавливают показатель измерения на циферблате на 20 V.
Красным щупом касаются «+» клеммы, а черным к «−». Если в ходе тестирования пользователь получит показания на дисплее, например −12.6 V, а не +12.6 V, значит щупы перепутаны и их меняют местами.
Минимально допустимое напряжение при замере на АКБ выше 12.6 V. При U= 12.2 V, она заряжена не более чем 50%, а при U=12 V ее потребуется ее подзарядить от зарядного устройства машины.
Перед тем, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, следует иметь в виду, что практически все современные авто подвержены «паразитным потерям» или «току утечек», когда электроприемники садят батарею даже при неработающем движке, например, цифровые часы и прочие устройства. Чтобы установить «ток утечек» и тем самым устранить потери напряжения, после зарядки АКБ и ночного простоя двигателя, проверяют напряжение. Если оно упало, нужно отключить те устройства, которые были включены и не требуются для работоспособности авто.
Как выполнить замер емкости АКБ
Мультиметр можно применять в роли тестера для установления ёмкости АБК контрольным разрядом на аккумуляторе. Вначале полностью заряжают АКБ, проверяют прибором ток по вышеуказанной методике и уточняют плотность электролита, по инструкции производителя АКБ.
До того, как проверить ампераж аккумулятора мультиметром, к АКБ подключают нагрузку с заданными параметрами, например, обычную лампочку на 24 Вт, и замечают время подключения нагрузки. Когда напряжение на АКБ снизится до 50%, лампочку отключают.
Емкость АКБ измеряется в А/ч, фактический результат получают умножением I при подсоединенной лампочке, на число часов ее работы. Если результат будет соответствовать номиналу, обозначенное заводом-изготовителем в паспорте на АКБ, то она отвечает эксплуатационным требованиям, то есть работоспособна. В другом случае она требует ремонта или замены.
Как проверить АКБ на внутреннее сопротивление
Похожий метод проверки исправности батареи, но с измерением внутреннего сопротивления, также проводится для АКБ с применением бытового тестера.
Лампочка должна иметь мощность 12 Вт, а прибором измеряют U батареи, как до подключения лампочки, так и после.
Перед тем, как проверить емкость аккумулятора мультиметром, лампочку подключают к АБК и измеряют начальное напряжение. После работы ее 15 сек, далее отключают ее и если разница по U ниже 0.05 V, то батарея исправна.
Как проверить автоаккумулятор на присутствие «мертвых» ячеек
На практике бывают случаи, когда батарея в целом остается работоспособной, но при этом одна или пару ячеек, составляющих батарею, неисправны. Это становится заметным, когда автомобиль запускается не с первого раза.
Аккумуляторы последних разработок, особенно европейской сборки, чаще относятся к категории неразборных и необслуживаемых. В них установить «мертвые» ячейки невозможно, но некоторые представляют доступ к ячейкам. В этом случае они имеют общую съемную пластиковую крышку.
Важно! Ячейки заполнены раствором воды и серной кислоты, поэтому автолюбителям нужно работать с ними очень осторожно с соблюдением мер защиты, чтобы защитится от попадания кислоты на одежду и кожу.
Для проверки ячеек, пользователю понадобится тестер для АКБ и ареометр, измеряющий удельный вес кислотного раствора. По уровню в ареометре определяется, «мертва» ли ячейка, сравнивая показания с данными, указанными заводом конкретной батареи. После выполняют стандартную проверку «напряжения покоя» тестером.
Совет от профессионала. В современных авто до отсоединения АКБ, нужно знать защитный код защиты стереосистемы — в противном случае, после повторного подключения АКБ, она не будет функционировать.