как узнать заселился ли человек в отель в турции
Туроператор заменил нам отель на более дорогой и выплатил за это компенсацию
В 2017 году мы съездили в отпуск, в котором было очень много проблем.
За 4 дня до вылета туроператор заменил нам рейс: чартер поменяли на рейс одной авиакомпании, которая в тот момент была на грани банкротства. На следующий день отменили вообще все ее рейсы.
Как все начиналось
Летом 2017 года мы собрались отдохнуть в Турции. Лететь хотели двумя семьями: мы с мужем и наши дети — Матвей и Елизавета, а также мой брат Дмитрий, его жена Татьяна и два моих племянника. Всего 8 человек.
Отпуск запланировали на начало октября. Выбирать туры начали в августе по раннему бронированию. После долгих споров остановили свой выбор на пятизвездочном отеле Port Nature Luxury Resort Hotel & Spa в Белеке.
У нас было несколько требований к отелю:
Всем этим требованиям Port Nature Luxury Resort Hotel & Spa вполне соответствовал. В середине августа мы забронировали тур в местном турагентстве.
Из-за несовпадения графиков отпусков брат с женой должны были заселиться в отель раньше, чем мы — 27 сентября. Мы планировали прилететь немного позже — 1 октября. Из-за этого девушка в турагентстве предложила нам купить туры у разных туроператоров. Еще тогда я задала вопрос: «Не получится ли так, что мы окажемся в разных отелях?» На что мне ответили однозначно, что рейс могут заменить, а отель — нет: в туре он стоял как уже выкупленный. Это нам сказали 14 августа.
Замена рейса и проблемы с отелем
Дмитрий и Татьяна заселились в Port Nature Luxury Resort Hotel & Spa 27 сентября. В этот же день в группе нашего отеля во Вконтакте я прочитала сообщение девушки, которой туроператор не забронировал номер. Я тут же связалась с братом и попросила узнать у администратора насчет нас. Оказалось, что наш туроператор прислал заявку на бронь только 15 сентября. Отель был уже переполнен, и мест для нас с мужем и детьми не было.
На мой вопрос, как такое могло произойти, мне ответили, что туроператор может заменить чартер в любой момент. По закону рейс действительно могут заменить. Если вылет смещается на другую дату, можно говорить о потере суток отдыха и требовать компенсацию.
Через 4 дня мы должны были вылететь на отдых, но в тот момент уже ни в чем не были уверены.
По поводу отеля в турагентстве меня уверили, что мы заселимся именно в Port Nature Luxury Resort Hotel & Spa. Турагент говорила, что отель изначально стоял на гарантии — туроператор выкупил номера за свой счет, и турпакет был с уже выкупленным и забронированным проживанием. Об этом было написано в нашем туре при покупке. Администрация отеля же уверяла, что брони для нас нет.
Три дня и мы, и турецкая сторона пытались добиться от туроператора отправки повторной брони. Нам отказывали, уверяя, что представители отеля обманывают — номер забронирован.
Мы вступили в группу поддержки для туристов во Вконтакте и создали чат в Вотсапе. В этом чате 30 сентября появилась информация, что туристам с нашего рейса выдают билеты на самолет, тогда у нас появилась надежда.
Вечером 30 сентября турагент по телефону сообщила, что нам забронировали вылет на 2 октября. Нам выдали ваучеры на перелет авиакомпанией «Ямал», трансфер и заселение в отель Port Nature Luxury Resort Hotel & Spa.
Мы заблаговременно приехали в Домодедово. Самолет вылетел вовремя, так что мы все-таки отправились в отпуск.
Замена отеля
Утром 2 октября на самолете авиакомпании «Ямал» мы прилетели в Анталию и приехали в Белек. Встретились с Дмитрием и Татьяной в нашем отеле, провели в нем два часа, после чего узнали, что нашу семью отвезут в другой отель — Sentido Perissia в Сиде.
Sentido Perissia расположен в 40 км от Port Nature Luxury Resort Hotel & Spa — это разные регионы Турции. Приехать в гости друг к другу нереально: ни тот, ни другой отель не пускает на свою территорию посторонних. Заказать совместную экскурсию мы тоже не могли, потому что отправление было бы из разных районов. В итоге весь отпуск мы общались в мессенджерах — вот такой получился совместный отдых.
Sentido Perissia в целом оказался нормальным пятизвездочным отелем: питание по системе «ультра все включено», песчаный пляж в минуте ходьбы от отеля, уютные номера. На территории был большой бассейн, вечером для взрослых устраивали развлекательные шоу и дискотеки. Еда нам понравилась. Бесплатный алкоголь был местного разлива, фирменный — только за деньги.
Кроме нас в отель прибыли еще около 50 человек, которым тот же туроператор не забронировал номера в Port Nature Luxury Resort Hotel & Spa. Мы нашли себе компанию из числа собратьев по несчастью и в целом хорошо отдохнули, хотя осадок от замены отеля остался.
В Sentido Perissia отдыхали преимущественно пожилые европейцы, поэтому анимации для детей в отеле практически не было. Не было и аквапарка, большой игровой зоны, батутов, детского бассейна — того, что привлекло нас в предыдущем отеле.
Мы решили требовать компенсацию.
Песчаный пляж и множество свободных лежаков — один из главных плюсов Sentido Perissia
Как собрать доказательства
Если вы хотите отстоять свои права, нужно собрать доказательства того, что они были нарушены. Чем больше документов подготовите, тем проще будет обосновать свою позицию в суде.
Хотя мы нормально отдохнули и отель был дороже забронированного изначально, я решила, что туроператор должен нам компенсировать потерянный день отдыха и замену отеля. Для этого сохранила все документы, которые у меня были: ваучер, посадочные талоны, заявку на туристический продукт, квитанции об оплате путевки и договор с турагентством.
Подойдут ваучеры на поездку, договор, платежные квитанции, посадочные талоны, счет из отеля, фотографии и видео, любые другие доказательства. Даже за замену отеля на отель того же уровня, что вы выбрали изначально, можно потребовать компенсацию морального вреда. Именно так я и сделала.
Претензия туроператору
Прилетев в Россию, я самостоятельно составила претензию туроператору — ответственность за поездку несет именно он. Турагент — это всего лишь посредник. До этого момента все переговоры с туроператором мы вели через турагентство, на мои звонки туроператор не отвечал.
Претензию я направила 17 октября по почте заказным письмом с уведомлением о доставке. Адрес туроператора нашла на его сайте.
Отправить претензию нужно в течение 20 дней с момента окончания поездки. Ее можно вручить сотруднику офиса и попросить поставить отметку о получении на своем экземпляре. Впоследствии заверенный документ понадобится для суда — это доказательство того, что ответчик получил претензию. Либо можно отправить претензию заказным письмом по почте с уведомлением, сохранив все чеки и квитанции об отправке. Туроператор обязан ответить в течение 10 дней с момента получения претензии.
Ответ туроператора. Туроператор получил претензию 24 октября. Через неделю мне позвонили из турагентства и сообщили, что туроператор перевел турагенту 7499,61 Р для нас. 30 октября девушка из турагентства перевела деньги мне на карту.
Ответ на претензию нам прислали 5 января 2018 года. В нем туроператор сообщал, что возвращает нам стоимость проживания за одни сутки и приносит извинения за замену отеля. Однако считает, что был вправе так поступить, поскольку категория отеля соответствует заявленной. Также нам сообщили, что согласно договору с турагентством туроператор имеет право менять место проживания туристов. В нашем договоре с турагентством такого условия прописано не было.
Я с этим была совершенно не согласна, потому что изменение места проживания относится к существенным условиям путешествия. Менять отель в одностороннем порядке туроператор не вправе — такое условие в договоре между туроператором и турагентом противоречит закону и потому недействительно. Я решила обратиться в суд.
Иск к туроператору
Поскольку ответственность за качество туристских услуг несет туроператор, в иске я указала его как ответчика. Турагентство, через которое мы приобретали тур, в иске было третьим лицом.
Исковое заявление я составила сама, поскольку у меня есть юридическое образование. Чтобы составить иск самостоятельно, можно воспользоваться образцами из интернета и судебными решениями по аналогичным делам или прочитать статью Т—Ж.
Еще можно обратиться к юристу, а затем включить его услуги в стоимость иска. Но если иск будет удовлетворен частично, услуги представителя взыщут с ответчика пропорционально присужденной сумме, а не полностью.
Также можно обратиться за помощью в Роспотребнадзор. Там вас проконсультируют и помогут составить исковое заявление. Некоторые туристы сначала направляют жалобу в Роспотребнадзор, а уже после этого обращаются в суд. Такой вариант тоже возможен.
Поскольку отдыхать мы летали вчетвером, у нас получилось четыре истца: я, мой муж и двое детей. Интересы несовершеннолетних представляла я как законный представитель, это указала в шапке искового заявления.
В иске мы требовали:
мы потребовали у туроператора в суде
Уменьшение цены услуги. Туроператор перенес рейс на сутки, поэтому мы потеряли день отдыха.
Туры продаются исходя из количества ночей. Поскольку у нас ночей было семь, я разделила полную стоимость тура на 7:
107 660 Р / 7 ночей × 1 сутки задержки = 15 380 Р
Неустойка за нарушение срока услуги. По договору мы должны были выехать на отдых 1 октября, но фактически вылет был на сутки позже — 2 октября. Туроператор нарушил срок оказания услуги, и у меня появилось право требовать за это неустойку.
Размер неустойки за нарушение срока оказания услуги — 3% от стоимости общей цены заказа, то есть полной стоимости тура:
107 660 Р × 3% = 3229,80 Р
Неустойка за отказ удовлетворить требования. Туроператор наши требования в установленный законом срок — 10 дней с момента получения претензии — не удовлетворил. Поэтому у меня возникло право требовать неустойку за отказ удовлетворить требования потребителя вернуть деньги — 3% от стоимости услуги за каждый день просрочки.
В нашем случае десятидневный срок из претензии завершился 4 ноября 2017 года. Иск мы подали 9 января 2018 года. Таким образом, получилось 67 дней просрочки. Неустойка составила:
107 660 Р × 3% × 67 дней = 216 396,60 Р
Мы могли обратиться с апелляционной жалобой и попробовать оспорить решение судьи, чтобы увеличить неустойку, но итоговая компенсация нас устраивала, так что мы согласились с суммой.
Моральный вред. Компенсацию морального вреда потребитель вправе рассчитать исходя из перенесенных им душевных страданий. Я посчитала достаточным 10 000 Р на каждого члена семьи. Судья снизил эту сумму до 5000 Р на человека.
Знакомые туристы, которые вместе с нами попали в Sentido Perissia вместо Port Nature Luxury Resort Hotel & Spa, подали аналогичный иск в другом городе. Они просили 20 000 Р морального вреда на каждого члена семьи. Судья посчитал достаточным взыскать по 10 000 Р каждому. Компенсацию морального вреда истец может поставить любую, но в разумных пределах. Судья все равно определит сумму по своему усмотрению.
Штраф. Если исполнитель отказался удовлетворить требования потребителя в десятидневный срок, суд взыскивает с него штраф — 50% от суммы, которую присуждает потребителю.
Этот штраф рассчитывает судья, после того как решит, сколько необходимо взыскать с ответчика. Истец этот штраф считать не должен. Нужно просто указать в иске требование его взыскать.
Если бы я оплачивала услуги представителя, эти расходы также можно было бы включить в иск. Именно так и сделали наши знакомые из другого города.
Как подать иск
После того как исковое заявление готово, необходимо решить, в какой суд его подавать. Выбор суда зависит от суммы иска.
Выбор суда. По закону требования менее 50 000 Р рассматриваются в мировом суде. Сумма морального вреда в расчет не принимается. Изучив судебную практику в интернете, я решила подавать иск в городской суд: там лояльнее относятся к потребителям и больше шансов, что решение будет в нашу пользу. В мировом суде чаще бывают отказы.
По общему правилу иски подают по месту регистрации ответчика. Иск о нарушении прав потребителя можно подать по месту своей прописки. Я так и сделала: поскольку ездить на заседания в Москву мне было бы неудобно, я подала исковое заявление в суд в городе Арзамас в Нижегородской области по месту моей прописки, а также прописки детей и мужа.
Госпошлину по искам о защите прав потребителя платить не нужно.
Что приложить к иску. Нужно приложить все имеющиеся доказательства: любые документы, фото и видео, показания свидетелей. Кроме того, необходимо приложить копию паспорта истца или истцов, если их несколько. Если представляете интересы несовершеннолетнего, приложите копию свидетельства о рождении.
Также в суде нужно подтвердить факт направления претензии — приложить копию самой претензии и документ, который подтверждает ее отправку и получение ответчиком, например почтовую квитанцию и уведомление о вручении. Если туроператор прислал ответ, приложите его копию тоже.
Я приложила к иску договор с турагентством, заявку на оказание услуг, квитанции об оплате тура, ответ на претензию, квитанцию Почты России об отправке претензии, распечатку с сайта Почты России о получении заказного письма.
Исковое заявление и все остальные документы необходимо направить остальным сторонам спора, а к иску для суда приложить квитанции об отправке.
Как подавать иск. Подать исковое заявление можно по почте или в приемную суда лично или через представителя — в этом случае понадобится доверенность. Либо можно направить иск в электронном виде через портал ГАС «Правосудие», для этого нужна подтвержденная учетная запись на госуслугах. Все документы нужно отсканировать и приложить к иску. Если подаете бумажные документы в суд, на вашей копии иска поставьте отметку о принятии судом.
Я подавала заявление в электронном виде. Это быстро и удобно. После этого я приготовила оригиналы бумаг к первому заседанию — их нужно показать судье, чтобы он заверил копии.
После того как судья назначит заседание, придет ответ суда заказным письмом по почте. Кроме этого, проверить информацию по делу можно на сайте суда. Я увидела, что заседание назначено, в личном кабинете портала ГАС «Правосудие», через который подавала иск.
Рассмотрение дела и решение
Судья должен принять иск к рассмотрению и назначить заседание в течение 5 дней с момента получения искового заявления. Нам назначили сначала предварительное заседание, а потом основное на 15 февраля 2018 года.
Лучше всего присутствовать на заседаниях: так вы сможете подробно обосновать свою позицию. Если возможности присутствовать на заседаниях нет, напишите заявление о рассмотрении дела в ваше отсутствие или укажите это в самом иске. Я ходила на каждое заседание, а муж написал ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
От ответчика никто не приезжал. В суд туроператор направил возражения на иск, где отказался удовлетворить наши требования и попросил снизить неустойку.
Мы вызвали в заседание свидетелей — Дмитрия и Татьяну. Они рассказали о несостоявшемся совместном отдыхе и подтвердили, что действия туроператора причинили нам нравственные страдания.
Суд вынес решение в нашу пользу 5 марта 2018 года. От туроператора никто так и не приехал. Иск был удовлетворен частично.
Суд взыскал с туроператора:
Взыскание компенсации через банк
После решения суда нужно дождаться, чтобы оно вступило в законную силу, и написать заявление о выдаче исполнительного листа. Если ответчик не оспаривает решение, оно вступит в силу через месяц после вынесения.
Исполнительный лист будет готов в течение 1—2 недель. Мы пришли за ним в канцелярию суда через 5 дней после вступления решения в законную силу — 18 апреля 2018 года. Перед этим я позвонила и уточнила насчет готовности документов. Нам выдали 4 исполнительных листа: мне, мужу и двум несовершеннолетним детям.
Когда исполнительный лист на руках, есть два варианта взыскать деньги:
Первый путь займет больше времени: нужно обратиться в службу судебных приставов с исполнительным листом, написать заявление о возбуждении исполнительного производства. После этого пристав начнет взыскивать деньги с туроператора — это долго.
Проще взыскать деньги с помощью банка. Я так и поступила. Для этого зашла на сайт туроператора, выбрала там тур, дошла до момента оплаты и посмотрела, через какие банки мне предлагают оплатить заказ. Банковские реквизиты туроператора могут также находиться в разделе сайта с условиями оплаты или в договоре.
У туроператора, с которым мы путешествовали, были счета в нескольких банках. Мне проще всего оказалось обратиться в Сбербанк. Мы с мужем подали туда заявления, приложили исполнительные листы, указали реквизиты своих счетов в банке. За двух несовершеннолетних детей заявления написала я.
Документы в банк мы подали 19 апреля 2018 года, деньги нам прислали через 3 рабочих дня — 24 апреля. Через некоторое время по почте пришли исполнительные листы с отметкой о взыскании.
Чем закончилась наша история
Нам удалось вернуть 66 293 Р при стоимости тура 107 660 Р — это 61,5% от стоимости нашей путевки.
нам удалось вернуть от стоимости нашей путевки
На то, чтобы получить компенсацию, нам понадобились почти 7 месяцев: я направила претензию туроператору 17 октября 2017 года, а деньги мы получили 24 апреля 2018 года.
Судебное разбирательство заняло 3 месяца: с 10 января по 5 марта 2018 года. Решение суда вступило в силу 13 апреля 2018 года.
Запомнить
При чем тут нерадивые продавцы, если тут целиком вина поставщика туруслуг, с ним и судились
Antonina, ого. И как, удалось отсудить компенсацию?
Antonina, напишИте статью в Т-Ж?
Это сильно!
Жалко что не все подкованы юридически((( Но в общем-то на то и есть подобные статьи! Спасибо)
Типичное поведение продавцов: врут в три короба, видя, что сделка вот-вот сорвётся. Туроператоры клиентов держат за лохов: «и так сойдёт!»
Evgeny, ничто не мешало туроператору возразить и предоставить свою калькуляцию, обосновав сумму, которую уже выплатили. Учитывая, что судья внял просьбам туроператора и снизил размер неустойки почти в 11 раз, предвзятым он не был. Не сгущайте краски.
И всё-таки статья отменная!
Если все потребители будут с таким же усердием требовать соблюдения своих прав, тогда и производители товаров и услуг будут понимать, что лучше сразу выполнять свои обязанности качественно, чем потом терпеть убытки по судебным решениям.
Меня пока миновала такая участь. Но имею опыт долгой судебной тяжбы с дорожной службой, по факту двух лопнувших автомобильных колес. Мне тоже говорили сотрудники ДПС мол гиблое дело, ничего не отсудите. Но я продолжил. Более года методично продолжал суд. В итоге, по изначально выставленной сумме в 10000 руб, я отсудил 32000 руб! Надо бороться за свои права.
Олег, напишите об этом статью, очень интересно.
Мне вот как то туроператоров жалко, относительно дорожников это честный и менее прибыльный бизнес.
Олег, хорошо что все обошлось у вас.
А статью вы можете написать новую, с нуля, как автор. И за это вам будет гонорар от журнала и респект от нас)
Я отсудил у туроператора 70 300 ₽
Потому что отель не соответствовал количеству звезд
В 2017 году мы с девушкой и ее семьей поехали отдыхать в Турцию. Когда заселились в отель, поняли, что он не соответствует заявленной категории.
Мы купили тур в отель категории «4+». По описанию он почти ничем не отличался от пятизвездочного. Но в реальности там нас ждали тараканы, неприятный запах и грязь.
Как мы выбрали и купили тур
Мы с девушкой стараемся летом ездить на море. Для этого примерно за месяц до отпуска подбираем подходящий тур в интернете.
Есть несколько правил, которых я придерживаюсь при бронировании тура. Они основаны на собственном опыте и лайфхаках других путешественников.
Так, если мы планируем провести отпуск в популярной стране, куда туроператоры предлагают множество туров, то покупаем путевку незадолго до вылета. Популярные страны — это Турция, ОАЭ, Греция, Италия, Испания, Чехия.
Если самостоятельно бронировать отели на курортах этих стран и покупать билеты на регулярные рейсы, выходит дороже. Дело в том, что туроператоры заказывают чартерный рейс и заблаговременно бронируют отели для большого количества туристов. Так себестоимость перелета и проживания получается ниже.
Летом 2017 года мы с девушкой отправились в Турцию по той же схеме: оплатили путевку 20 июля, а полетели отдыхать уже 14 августа.
В 2016 году мы были в турецком Мармарисе, и нам очень понравилось. Решили, что для нас это самое комфортное место для отдыха: нет волн, приятный климат, повсюду горы и хвойные деревья. В 2017 году выбрали курорт Ичмелер — в восьми километрах от Мармариса. В Ичмелер мы ездили на чистейшие пляжи. В самом Мармарисе из-за огромного количества яхт и судов морская вода выглядит мутной и грязной.
До этой поездки мы отдыхали в пятизвездочных отелях, а в Ичмелере решили остановиться на категории «4+». Когда выбирали тур, сначала пошли в офис туроператора, где нам показали пяти- и четырехзвездочные отели. Среди них был Club Munamar Beach Resort 4+.
На фотографиях Club Munamar выглядел очень прилично, а стоимость была немного ниже, чем в пятизвездочном, — на 5000 Р с человека. Мы решили не переплачивать.
я заплатил турагентству за тур на двоих
Туристский договор мне прислали на электронную почту. В нем были данные туристов, наименование турагента, туроператора, страховой компании и основные условия тура.
Что было не так с отелем
Мы приехали в отель рано утром 14 августа и сразу поняли, что это совсем не то, чего мы ожидали:
Все было, как в известном меме про ожидание и реальность. Мы рассчитывали на отель с комфортным чистым номером, нормальной инфраструктурой и полноценным питанием. На деле же получили плохой сервис, грязь, духоту, насекомых и посредственную еду.
Раньше я слышал, что пятизвездочные турецкие отели как в Европе трехзвездочные, и это нормально. Но я все равно решил, что так быть не должно и нужно что-то делать.
Мы обратились к представителю туроператора — отельному гиду. Подробно рассказали про недостатки, показали их и потребовали переселить нас в другой отель такой же категории или выше, но с разумной доплатой. В ответ услышали пару саркастических фраз в стиле «Очередные русские захотели качать права». Но гид все-таки пообещала поискать для нас другие варианты.
Через пару часов наступило время заселяться в номер. Он располагался на цокольном этаже. Настроение испортилось еще сильнее: номер был похож на комнату из советской эпохи. В детстве мне приходилось бывать в лагерях с похожими условиями, но это было 20 лет назад, и никаких звезд у лагерей не было.
Наш номер не соответствовал ни фотографиям на сайте турагента и туроператора, ни формальной логике: мы заплатили за номер в отеле категории «4+», а на деле он оказался комнатой в бараке. Мы отказались заселяться, и нас вновь пригласили к отельному гиду.
После часа ожидания нам предложили временно заселиться в соседний отель этой же сети — Munamar Beach Residence 4*, пока не найдут альтернативу. Это был выбор без выбора.
Размещение в соседнем отеле
В Munamar Beach Residence было пусто. Несмотря на то что мы приехали в высокий летний сезон, туристов там мы не увидели. Это вызвало подозрения.
Нас оперативно заселили. В целом номер был в нормальном состоянии: чистое постельное белье, работающий кондиционер и душ, телевизор, банные принадлежности. На этом наши претензии к самому номеру были сняты, но вот со всем остальным в отеле было глухо. Он использовался в качестве номерного фонда — в нем был только бассейн и бар. Сауна, спортзал, ресторан, развлекательные мероприятия отсутствовали.
Позже другие туристы объяснили нам причины происходящего. Оказалось, что в нашем изначальном четырехзвездочном отеле Club Munamar Beach Resort жили в основном те, кто не смог заселиться в пятизвездочный Munamar Beach Restaurant: его закрыли из-за многолетней задолженности за аренду. Всех туристов, которые прибывали в этот закрытый пятизвездочный отель, размещали в соседних гостиницах, где были свободные места. В итоге в нашем первом отеле нам достался барак на цокольном этаже, а в отельной сети началась жесткая экономия на всем: уборке, питании, сервисе. Все это подтвердили сотрудники отеля и новости в СМИ.
Так как ресторана в Munamar Beach Residence не было, постояльцам, в том числе и нам, предложили питаться в соседнем трехзвездочном Casa Blanca Beach и пользоваться инфраструктурой ближайших отелей сети Munamar.
Всех туристов обещали переселить из Munamar Beach Residence куда-то еще как можно скорее. Но за 7—10 дней тура этого не происходило, и потом они просто улетали домой. Мы искренне надеялись, что с нами так не будет, но увы.
Если бы мы узнали о проблемах отельной сети Munamar до начала тура, то попытались бы изменить отель или вообще отказались от поездки. Но ни турагент, ни туроператор ничего нам не сказали, хотя знали о неразберихе с размещением туристов.
Попытки решить проблему на месте
мы должны были доплатить за то, чтобы нас переселили в другой отель
Мы ответили гиду, что за такие деньги согласиться на новый отель не можем. Она пообещала продолжить искать альтернативные варианты. Мы же должны были жить в четырехзвездочном Munamar Beach Residence, ходить в ресторан соседнего трехзвездочного отеля Casa Blanca Beach, а за всем остальным возвращаться в Club Munamar. На море мы ходили в ближайшее от отеля место — там в ряд стояли лежаки для всей отельной сети Munamar.
Ситуация оказалась патовой, поэтому мы попытались решить проблему уже через турагента: позвонили в агентство и направили им фотографии отеля.
Все наши многочисленные обращения сводились вот к чему. Мы писали турагенту, он пересылал наши сообщения туроператору, а туроператор — своему представителю на территории отеля. Получался этакий испорченный телефон. Например, отельный гид сообщил турагенту через туроператора, что мы якобы одобрили отель Munamar Residence и нас переселили туда по собственному желанию. Хотя мы согласились на этот вариант с условием, что будем находиться там временно, пока туроператор ищет другой отель.
компенсация, которую предложил нам турагент
В итоге наш отпуск прошел так. Мы оплатили тур в отель Club Munamar категории «4+», но фактически жили в трехзвездочном отеле. Услуг, которые соответствуют четырехзвездочному отелю, в Munamar Beach Residence не было: мы питались в соседнем трехзвездочном отеле, а все остальное — сауна, спортзал и развлекательная программа — там попросту отсутствовало.
В целом регион Мармарис, в том числе Ичмелер, — это живописные места, красивая природа и чистое море, круглосуточные кафе и рестораны, нескончаемая музыка и турецкий колорит. Поэтому наш отдых состоялся, пусть и не так, как мы ожидали.
Но желание наказать виновных и вернуть упущенное меня не покидало. Я решил взыскать с туроператора компенсацию за то, что нам продали тур ненадлежащего качества. Вот что я для этого сделал.
Претензия
По закону срок для подачи претензий в сфере оказания туристских услуг весьма короткий — 20 дней со дня окончания действия договора. Наш договор перестал действовать 24 августа 2017 года, то есть претензию нужно было направить до 13 сентября.
Так что я оперативно собрал все документы, распечатал переписку с турагентом, подготовил текст претензии и 4 сентября направил ее всем участникам договора: турагенту, туроператору и страховщику. Документ отправил по электронной почте на адреса, которые нашел в интернете.
Я решил привлечь всех участников договора, потому что посчитал, что кто-нибудь захочет снять с себя ответственность и переложить ее на другого. Это доказало бы мою правоту.
В претензии я потребовал уменьшить стоимость тура и вернуть 21 600 Р за то, что туристские услуги были оказаны ненадлежащим образом: наш отель по договору не соответствовал своей категории, и по факту мы жили в трехзвездочном. Срок, предусмотренный для этого законом «О защите прав потребителей», — 10 дней с даты получения претензии. Других сумм я не требовал.
На претензию турагент ответил — сказал, что перенаправил ее туроператору. Страховщик же сообщил, что не может удовлетворить требования, так как деятельность туроператора не прекращена — он продолжает работать на рынке туристских услуг. Я не стал разбираться, прав ли страховщик.
Туроператор на претензию не ответил — отписался, что ему нужно еще время, чтобы рассмотреть документ. Поэтому 17 октября я повторно направил претензию туроператору, турагенту и страховщику, но уже назвал ее досудебной: по закону в спорах о качестве туристских услуг досудебный порядок обязателен. Документ также отправил по электронной почте.
Иск в суд
Я не стал дожидаться ответа туроператора на мои претензии, а решил сразу обратиться в суд. Для этого отредактировал претензию под формат искового заявления и увеличил требования: добавил неустойку, штраф, компенсацию морального вреда и расходы на юридические услуги.
Чтобы удостовериться, что правильно составил документ, я передал текст искового заявления юристу.
В итоге в иске я требовал взыскать солидарно с туроператора, турагента и страховщика:
я просил суд взыскать в мою пользу
К исковому заявлению я приложил копии документов, которые подтверждали мои требования:
Также приложил копии своего паспорта, договора с юристом и квитанции об оплате его услуг.
В канцелярию я отнес пять комплектов искового заявления со всеми приложениями: по одному экземпляру для суда и ответчиков, а пятый остался у меня на руках с отметкой о принятии.
C 1 октября 2019 года истец должен самостоятельно направить ответчику и другим лицам, участвующим в деле, копии исковых заявлений с приложениями. А к экземпляру иска для суда приложить квитанцию об отправке этих документов.
Определение об оставлении иска без движения
23 октября судья оставил мое исковое заявление без движения. Определение об этом мне пришло по почте.
Суд посчитал, что я не приложил к иску:
В определении судья обозначил, что документы нужно представить до 20 ноября. В противном случае суд вернет иск. Это не лишило бы меня права подать его повторно.
На самом деле в приложении к моему иску документы, которые запросил суд, уже были, но я назвал их иначе. Вместо того, чтобы писать жалобу на определение суда, я повторно представил документы и назвал их точно так, как в определении.
Также я решил обосновать размер компенсации 21 600 Р разницей в стоимости туров в зависимости от категории отеля. В качестве доказательства представил предложения туров на сайте турагента: выбрал несколько отелей с тремя и четырьмя звездами и посчитал среднюю стоимость проживания в каждом из них.
Документы я направил 8 ноября на электронную почту судебного участка. Суд получил документы и назначил дату первого заседания — 27 ноября.
Ответ туроператора на претензию
К моему удивлению, туроператор все же ответил на претензию 22 ноября — спустя три месяца.
Ответ был формальным: оснований для компенсации нет. Также туроператор написал, что официально наш отель по договору Club Munamar Beach Resort четырехзвездочный. Получается, что туроператор попросту обманул нас: во всех документах было указано, что категория отеля «4+».
Судебное разбирательство и решение
На первое заседание ответчики — туроператор, турагент и страховщик — не явились. Возражений на иск они также не представили.
По закону суд мог рассмотреть дело и без ответчиков: они знали о времени и месте заседания. Но в итоге судья перенес судебное заседание и запросил у меня дополнительные документы:
Второе заседание было 7 декабря, на нем также присутствовал только я.
Я передал суду документы, которые он просил: приложил скриншоты туров с сайта турагента с описанием перечня услуг в зависимости от количества звезд. А также описание отеля Munamar Beach Residence и рядом пометки: что было по факту, а чего нет. Затем повторно изложил свою позицию и подтвердил исковые требования.
Суд признал туроператора единственным ответчиком — именно он должен был выплатить мне всю установленную в решении сумму.
Исполнение решения
По закону суд направляет ответчику копию заочного решения в течение трех дней со дня его принятия. После того как ответчик получит документ, он может отменить его в течение семи дней.
Решение вступает в силу через месяц после принятия — это срок на его обжалование. Уже на следующий день после того, как решение вступит в законную силу, можно просить выдать исполнительный лист.
В моем случае туроператор решение не отменял и не обжаловал. В феврале 2018 года я позвонил в судебный участок и уточнил, вступило ли решение по моему делу в силу и когда я могу получить исполнительный лист. Секретарь судебного участка ответила, что прийти за листом можно в течение недели. 20 февраля 2018 года я забрал оригинал документа.
В тот же день я пошел в налоговую и запросил сведения обо всех счетах туроператора. По закону взыскатель, у которого на руках есть исполнительный лист с неистекшим сроком, вправе просить представить такую информацию.
27 марта я получил по почте справку о банковских счетах туроператора. Выбрал из списка ближайший банк, отправился в отделение и подал заявление о взыскании задолженности. В заявлении указал свои реквизиты и приложил к нему оригинал исполнительного листа.
3 апреля 2018 года мне на счет поступили 70 300 Р — вся сумма по исполнительному листу.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Что в итоге
На взыскание денег с туроператора у меня ушло почти восемь месяцев. Я сообщил, что отель не соответствует количеству звезд, еще в начале поездки — 14 августа 2017 года, а иск подал 19 октября. Решение суд вынес 7 декабря. Деньги на мой счет поступили 3 апреля 2018 года.
Запомнить
Я всегда прежде чем куда то ехать читаю отзывы на Гугле. Именно отзывы в Google Maps. Там почти всегда самая суть. Плюс если бронирую через букинг, то и там тоже. Даже если туроператор расхваливает мне отель, я придерживаюсь принципа. что все надо перепроверять самому. В итоге отдыхаю отлично.
Никита, если читать отзывы и ездить в хорошие отели, то компенсацию в 70 тыс не получить
Никита, а много где были?
Ранис, «много где» понятие относительное) много где в Европе + США и Канада, скажем так)
Никита, ого, есть к чему стремиться:)
Самая главная логика в том, что если происходит отклонение от обычных условий, то всегда за это предусмотрена ответственность виновника. Поэтому всегда нужно уметь требовать то, что положено и перестать быть «терпилой».
Артем, согласен, я отметаю отзывы где пишут только про плозое и где восхещение как от первого поцелуя. Правда всегда где-то посередине.
тьфунатебя, про TopHotel согласен в части достоверных отзывов.
Ранис, спасибо, что подтвердили мою правот: отзывы не почитали, получили ровно то, что написано в отзывах 🙂
И причем тут Швейцария? В Турции полно недорогих отелей с рейтингом 4.5. Даже есть хорошие 3*, которые может не будут иметь крутой инфраструктуры, но будут чистые, вкусные и т.д.
Алексей, «жалкие» 70 000 руб?))). Тут по временным затратам выходит не так много, особенно для тех кто постоянно отстаивает свои права и кого не пугает тотальная бюрократия. Да и чем терпил меньше останется, тем в более цивилизованной стране будем жить.
Так что автор большой молодец.
Автор молодец, если будет больше таких как вы, может, туроператоры будут меньше наглеть.
По теме отзывов: я путешествую самостоятельно и обязательно изучаю отзывы обо всех местах, куда собираюсь. Но тут речь о пакетном туризме, человек платит деньги, чтобы для него подобрали хороший отель и ему не пришлось тратить время на чтение отзывов. Так что претензия вполне справедливая, по-моему.
В эти 8 месяца входят процессуальные сроки (срок на подачу претензии, срок рассмотрения судебного дела, вступления решения суда в законную силу и т.д.).
Отзывы прочитать перед поездкой куда проще, чем судиться потом)
В принципе довольна всеми отелями, в которых была. Где-то было все отлично, где-то сэкономила, но заранее знала, на что шла.
Мария, прочитать отзывы это универсальный подход в любой ситуации: будь то выбор отеля, ресторана, парикмахерской и т.д.
Моя статья больше посвящена тому, как требовать оказания качественных услуг, в частности в отеле.
А в целом интересно узнать, где были, с какими проблемами сталкивались, как пытались их решить.
Гульчачак, спасибо за Ваши комментарии.
Однако с некоторыми я не могу согласиться и вот почему:
1) Относительно проверенного турагента
— Изначально члены семьи посетили офис туроператора (НЕ турагента), им порекомендовали пару вариантов. Ну разве не это и есть проверенный?:) А далее этот же тур взяли через онлайн-турагента (наверное, один из крупнейших в России). Зачем переплачивать за один и тот же продукт?:)
2) «оч много туристов побывало в данном отеле, но никто не обращался с иском в суд»
4) «Если происходят какие-то накладки, мы с туристами всегда стараемся решить их на месте, обычно это какие-то бесплатные экскурсии»
В моем случае это абсолютный пофигизм туроператора.
Было множество вариантов для мирного урегулирования данного конфликта, но туроператор чувствовал свою силу и превосходство над туристами, поэтому вел себя «как в танке».
6) Про сравнение отелей в Турции и в Европе
Здесь у нас разные подходы в оценке, поэтому некорректно это обсуждать:)