как ведет себя яшка когда понимает что володя тонет
Образовательный сайт
Тихое утро Казакова запоминается не только красотой слога писателя, но и его правдивым смысловым содержанием. Читателю стоит подробнее рассмотреть особенности сюжета и поведения героев.
Вопросы и задания
1. Чем отличается поведения Яшки по дороге к реке от поведения Володи?
Яшка встает сквозь сон, ему удается перебороть себя. Собирая снасти, он ведет себя собранно и выполняет все очень быстро. Володя же, напротив, не очень рад новому утру, он с трудом просыпается и сомневается, что стоит отправляться на рыбалку.
По дороге к реке Яшка старается показать себя опытным рыбаком. После того, как Володя обижает его своим вопросом «А не рано?», ему хочется всячески унизить городского гостя. Володя же, понимая, как хочется ему половить рыбу, не перечит Яшке. К примеру, он совсем не мучается жаждой, но пьет воду из колодца, которую ему предлагает Яшка.
Тихое утро Казакова представляет собой проникновение в мысли двух совершенно разных мальчишек, и ситуацию, которая делает их лучшими друзьями.
По каким признакам Яшка узнавал, что летят утки, звенят дрозды? Что рассказал он о дроздах?
Яшке знакомы звуки, которые издает практически любая живность, которую можно встретить в условиях деревни. Если свистит – значит «ути», если звенит – дрозд. С этой птицей у Яшки связаны особые воспоминания.
Как-то раз он поймал одного дрозда и держал его у себя целую зиму. Дрозд, по словам Яшки, мог кричать по-разному: и как паровоз, и как пила…
2. Как вели себя в минуту опасности мальчики?
Когда Володя стал тонуть, Яшка подумал, что он спокойно выплывет. Он даже разозлился, что рыба теперь распугана и не станет ловиться. Яшка схватил ком земли, чтобы кинуть в Володю, когда тот вынырнет. Володя сразу стал кричать. Он не на шутку испугался. Понимая, что тонет, Володя беспорядочно барахтается в воде.
Основной интерес составляет для читателя Яшка. В первые минуты он хотел позвать кого-нибудь на помощь. Потом ему приходит в голову мысль, что уходить от тонущего Володи нельзя. И в конце концов, решается нырять за ним в омут.
Такой накал сюжета противопоставляется названию рассказа – «Тихое утро» Казакова является таковым лишь в самом начале и в конце.
Как объяснить, что Яшке после того, как все кончилось благополучно, не было ничего на свете милее бледного, испуганного, страдающего лица Володи?
После того, как Володя был спасен и оказался живым, Яшка был искренне этому рад. Ведь он столько перетерпел, когда спасал его. Яшка и сам чуть не утонул, когда Володя стал тянуть его вниз. К тому же, Яшка чувствовал большую ответственность – он был главным в этом походе на речку.
Как вы думаете, что мог утаить, но не утаил от читателя автор в поведении Яшки?
Казаков мог написать о том, что Яшка собирался уйти – за помощью, за веревкой, подальше от этого страшного места – куда угодно, лишь бы не знать о том, что здесь случилось. Казаков не хотел делать из Яшки идеального героя, он показал эту ситуацию так, будто она произошла на самом деле.
3. Подготовьте по самостоятельно составленному плану пересказ или чтение рассказа по ролям (на выбор)
Чтобы подготовить пересказ, стоит разобраться с кратким содержанием произведения.
Тихое утро Казакова – краткое содержание
Деревенское утро, раннее, туманное и тихое. Яшка, местный мальчишка встает ни свет ни заря на рыбалку. Он собирает снасти и идет будить своего нового товарища Володьку, приехавшего погостить к ним из Москвы.
Тот не очень рад такому раннему подъему и спрашивает Яшку – «А не рано?» После таких слов Яшка начинает на него сердиться. Однако, они все же идут рыбачить. По дороге к речке Яшка рассказывает Володьке много интересных историй: про дрозда, которого он поймал, рыбу, что водится в речке, погоду и пр.
На реке Яшка сразу же ловит большого леща. У Володи тоже клюет. Но он не справляется с удочкой и падает в глубокий омут. Спустя минуту Яшка понимает, что его друг тонет. Он пытается позвать на помощь, но вокруг никого нет. Через время Яшка все же решается нырять. После неудачной попытки (Володя цепляется за Яшку и чуть не топит его) он вылезает на берег и пытается убежать. Но ему не позволяет совесть. Яшка снова ныряет.
Под водой ему предстает увидеть страшную картину – бледный Володька в неестественной позе застыл не глубине омута. Тогда он хватает его за рубаху и вытаскивает на берег. Через некоторое время Володька приходит в себя. Оба мальчишки невероятно счастливы видеть друг друга.
Тихое утро Как вели себя в минуту опасности мальчики?как объяснить,что яшке после того,как все кончилось благополучно
Ответ или решение 1
В рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» главные герои — мальчики Яшка и Володя. Яшка — деревенский мальчишка, поэтому знает о рыбалке всё, в отличие от москвича Володи, который даже плавать не умеет. Когда Володя соскальзывает с берега в воду, он даже не пытается ухватится за что-либо и просто сползает в воду. Несмотря на то, что он находится совсем близко от берега, Володя лишь отчаянно бьёт и шлёпает руками по воде. Он пытался кричать, «но в горле у него клокотало и получалось: «Уаа. Уа. » Его поведение говорит о том, что он растерялся и очень испугался, так как попал в такую ситуацию впервые. Яшке сначала даже в голову не пришло, что приятель может утонуть прямо у берега, но когда он это осознал, то испытал чувство ужаса. Яшка думал, что Володю схватил и тянет на дно осьминог: «Тонет! — с ужасом подумал Яшка. — Утягивает!» От страха ноги у него становятся ватные, он «пятится прочь от воды». Но всё же он возвращается и пытается вытащить Володю, так как чувствует, что «убежать никак нельзя». Но Володя от страха начинает топить Яшку, пытаясь выбраться из воды, поэтому Яшка пинает его в живот и, освободившись от его хватки, в ужасе бросается к берегу. Но его вновь что-то останавливает: он чувствует, что будет виноват в смерти Володи, «ведь это он, Яшка, ударил, утопил его». В отчаяние он бросается в воду и спасает Володю.
Когда Яшка спас Володю, то ужас сменился радостью и облегчением, что всё кончилось так хорошо. Ему нет ничего милее бледного лица Володи, так как мальчик остался жив и это он, Яшка, его спас. Если бы Володя утонул, то всю жизнь Яшка испытывал бы тот ужас и чувство вины. Лицо Володи было для него милее всего, так как это было живое лицо живого человека, жизнь которого ещё секунды назад висела на волоске.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
1. Чем отличается поведение Яшки по дороге к реке от поведения Володи? По каким признакам Яшка узнавал, что летят утки, звенят дрозды? Что рассказал он о дроздах?
Яшка чувствовал себя хозяином этих мест. Он здесь вырос, поэтому всё знал: какая рыба в реке есть, какая птица как кричит. Володя злился на себя за пререкания с Яшкой, чувствовал себя жалким, но холодная колодезная вода примирила ребят, и Володя почувствовал радость от раннего утра. Яшка стал объяснять, что видят и слышат они вокруг. Чирков он узнал по полету, а дроздов – по пению. Он рассказал Володе про то, как можно ловить дроздов в поле на сетку. Дрозды «жаднющие» до еды: червяков прямо из-под трактора хватают, а на рассыпанную рябину слетаются кучей и попадают под сетку сразу штук по пять. Один дрозд жил у Яшки всю зиму и умел по-всякому кричать: то как паровоз, а то как пила.
2. Как вели себя в минуту опасности мальчики? Как объяснить, что Яшке после того, как всё кончилось благополучно, не было ничего на свете милее бледного, испуганного, страдающего лица Володи?
Володя упал в воду и сразу же начал тонуть. Наверное, он очень испугался и уже больше не понимал, что делает, потому что лишь издавал непонятные звуки. Яшка тоже сначала запаниковал: увидев, как барахтается и мычит Володя, он испугался осьминога и побежал от реки вверх по склону. Но он понял, что убегать никак нельзя и ринулся обратно. Яшка прыгнул в воду, чтобы спасти товарища. Но только со второй попытки он вытащил на берег уже практически бездыханное тело. Принялся оказывать помощь, и опять страх сковал мальчика: Володя лежал холодный, и Яшке опять захотелось убежать. Но он продолжил помощь, и Володя ожил.
После таких переживаний, видя, что приятель очухался и все самое страшное позади, Яшка, конечно, был счастлив: Володино страдающее лицо было в ту минуту милее всего на свете для него.
3. По высказываниям исследователей творчества Казакова, писатель ничего не выгодного для своих героев не утаивает от читателя, который сам должен решить, насколько они хороши или плохи. Как вы думаете, что мог утаить, но не утаил от читателя автор в поведении Яшки?
Писатель не утаил от читателя страх Яшки за себя. В первый раз, когда Яшка увидел Володю, барахтающегося в воде, он испугался осьминога. Но боязнь за Володю оказалась сильнее. Во второй раз страх был в воде, когда Володя чуть не утопил своего спасателя, и Яшке пришлось его оттолкнуть. И в третий раз желание убежать пришло Яшке в голову, когда уже обессиленный он никак не мог привести в чувство Володю. Да, и страх, и паника у Яшки были, но тем и значительнее его поступок: он спас Володю и смог справиться со своими страхами.
Совершенствуем свою речь
Подготовьте по самостоятельно составленному плану пересказ или чтение рассказа по ролям (на выбор).
План:
1. Яшка просыпается и готовится к рыбалке.
2. Яшка будит Володю, но тот недоволен.
3. Яшка обиделся.
4. Дорога к реке. Примирение у колодца.
5. Рассказ про сома, рыбалку и ловлю дроздов.
6. Осьминоги в бочаге.
7. Начало рыбалки. Яшка упустил рыбу.
8. Лещ.
9. Володя, спасая удочку, падает в воду.
10. Яшка испугался осьминога и убежал.
11. Яшка вернулся и бросился в воду спасать Володю.
12. Яшка чуть не утонул.
13. Со второй попытки Яшка вытаскивает Володю на берег.
14. Оказание помощи.
15. Володя приходит в себя. Яшка счастлив.
16. Приятели плачут.
Творческое задание
Проверьте себя
Почему, по мнению Юрия Казакова, писателю необходимо мужество? Подтвердите свой ответ цитатами из дневника писателя и высказываниями о нём писателей и критиков.
Писателю нужно мужество, чтобы преодолевать обстоятельства и себя. Писатель должен очень много работать, он должен быть сосредоточен на том, что создает и для чего это делает. А его могут терзать сомнения, потому что уже созданы тысячи произведений на эту тему. Его могут отвлекать люди и собственные проблемы, даже погода. Вот поэтому Юрий Казаков и считает, что писатель «должен быть трижды мужествен, чтобы, несмотря на все свои несчастья, неудачи и срывы, всё-таки нести людям радость и говорить без конца, что жизнь станет лучше».
Писатель Юрий Казаков нес людям радость своим творчеством, например, литературовед И. Кузьмичёв так отзывался о его творчестве: «Рассказы его обладают редкой способностью раскрываться всякий раз с новой, ещё не изведанной стороны… а ощущение красоты, какое сохранилось в сердце, тянет тебя вновь к этим уже прочитанным рассказам».
Творческое задание
Прочитайте самостоятельно рассказ Ю. Казакова «По дороге». Подготовьте устный или письменный отзыв на этот рассказ (на выбор).
Рассказ Ю. Казакова «По дороге», как мне думается, раскрывает тему «дороги», только речь здесь идет о жизненной дороге, которую выбирает человек. Героя зовут Илья Снегирев. Он вырос в деревне, работал шофером.
Рассказ начинается с описания, как наступает весна, время года, когда обновляется все в природе, и человек каждый раз в это время года ждет каких-то перемен. И Илья Снегирев, как только повеяло теплом, принял решение ехать в Сибирь. В прошлом году он уже уезжал туда, но осенью вернулся домой «в злом разочаровании» из-за неустроенного житья да сибирского гнуса. Снова стал работать в колхозе. Долгими рейсами было время о многом подумать, и его неодолимой силой вновь потянуло в первозданную сибирскую природу, где поражала красота и мощь горных кряжей, огромных рек, где кипела энергия созидания.
Снегирев уволился с работы и стал собираться в дорогу. Он «как именинник» попрощался со всей родней и друзьями, и только в последний вечер заметил, как грустит мать. Он очень любил ее, но желание жить по-другому оказалось сильнее. Илье то грустно, потому что мать остается одна, то весело, потому что впереди новая жизнь.
Снегирев спокойно слушал причитания матери: что дома лучше, что и девушка здесь есть, которая его любит, и работа есть, чего же ему еще надо. Они шли на станцию через поле. Мать понимала, что идет слишком медленно, поэтому велела сыну торопиться на поезд. И Илья пошел твердым, бодрым шагом навстречу судьбе.
Они попрощались на дороге, которая и соединяла, и разделяла их. У каждого человека свой путь в жизни, мать Ильи понимала это, не держала сына, спешащего, может быть, к счастью.
Урок по литературе «Преодоление страха и утверждение гуманности в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»».
Урок литературы в 7 классе на тему : «Преодоление страха и утверждение гуманности в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро»».
Цель: проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; воспитание
на конкретном материале гуманистических чувств человека; любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание. Формирование у подростков понятия гуманизма на примере конкретного литературного произведения.
проследить за мыслями, чувствами и поступками героев;
обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев;
воспитать на материале художественного текста гуманистические чувства: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.
1.Проверка домашнего задания.
Казаков не имел музыкального слуха
В раннем возрасте решил стать писателем
Первый образованный в своей семье человек
Ю.П.Казаков учился в литературном институте им. М.Горького
Ю.П.Казаков написал книги: «Хорошее отношение к лошадям», «Юшка», «Тихое утро»
Комментарий по работе(запись основных произведений- рассказы «Арктур-гончий пес», «Голубое и зеленое», «По дороге», «Двое в декабре»)…
2.Запись числа и предварительной темы урока: Ю.П.Казаков «Тихое утро».
При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов : По дороге (1961), Голубое и зеленое (1963), Двое в декабре (1966), Осень в дубовых лесах (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках — Лермонтове, Аксакове.
Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы — Голубое и зеленое (1956), Некрасивая (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга Арктур — гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.
Я: Первые же его рассказы принесли успех: «Арктур – гончий пес», «По дороге», «Голубое и зеленое», «Двое в декабре». В основе его рассказов лежит, как правило, действительный случай. Таков и рассказ «Тихое утроЮрий Павлович Казаков – писатель честный, правдивый. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Что лежит в основе человеческого поведения? Что такое добро? Что такое зло? В рассказе «Тихое утро» писатель предстает перед нами как тонкий психолог, читатель должен сам решить, насколько герои Казакова хороши.
Чтобы лучше понять природу поступков героев рассказа, я предлагаю вам ответить на вопрос: что такое добро и зло?
3.Запись таблицы в тетради: добро-зло (с последующими синонимами)
Я: Откуда берется добро и зло? Какие еще понятия в себя включают добро и зло?
Добро: гуманизм, гуманность, человечность, взаимопомощь, сострадание, милосердие, человеколюбие, душевность…
Зло: гнев, раздражительность, зависть…
4. Фронтальный опрос. 5 минут
Я: Назовите имена главных героев рассказа «Тихое утро». Кто из них был добрым, а кто злым?
Я: Можем ли мы однозначно оценить человека, однозначно сказать, добрый он или злой? Почему?
Я:Так и в рассказе «Тихое утро» перед нами предстают герои с сильными и слабыми сторонами своей души. Наша задача сегодня понаблюдать за героями, за их поступками, понять причины этих поступков. В ходе урока вы будете заполнять таблицы. Работать можно в паре, каждому ряду дана табличка со ВСЕМИ рассматриваемыми на уроке вопросами, заполнять нужно каждую графу. НО. Последовательно записывать ответ, который обсудили в классе. Каждый ряд ответственен за «свою» группу вопросов.
Как он чувствует себя в деревне?
Каково отношение героя к рыбалке?
5.Я: Постановка проблемного вопроса: Итак, наши герои очень разные. В связи с этим в процессе анализа рассказа я прошу вас подумать над вопросом : смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему? – запись вопроса на доске.
6. Работа с карточками в парах по рядам
1. Рассказ начинается с пробуждения Яшки. Каким было настроение мальчика? Найдите в тексте слова, подтверждающие это. (с.182 – последний абзац, с.183)
Дети: У мальчика было радостное настроение. Это подтверждают следующие слова: переборол себя, соскочил с крыльца, весело затрусил, побежал, перевалился через плетень, свистнул.
2. Как автор описывает утро в деревне? (Выразительное чтение – с.182, 3 абзац) С какой целью дано это описание?
Дети: Описание тихого радостного утра соотносится с настроением Яшки. 3 группа – заполнение таблицы.
3.Как вы думаете, почему произошел конфликт между мальчиками? Почему у Яшки пропало настроение? Найдите ключевые слова, характеризующие состояние Яшки ( Разозлился, зло ответил, с пренебрежением осмотрел, прелесть утра была отравлена, презрительно спросил, заскучал, съязвил. с.183)
4. А как реагирует на конфликт Володя? Найдите слова, характеризующие состояние мальчика (с.184)
Дети: Промолчал, покраснел, сквозь зубы ответил, подрагивал от обиды ноздрями, готов был разреветься, ждал этого утра, страдал, сердился на себя, казался себе неловким и жалким, с завистью и с восхищением поглядывал.
5.Как ведет себя Яшка по дороге н рыбалку?
Дети: он чувствует себя хозяином, он на своей земле, знает обо всём, что здесь происходит: о звуках деревни, о птицах, о рыбалке. 1 группа – заполнение таблицы.
6. Когда Володе становится весело?
Дети: Когда мальчики разговорились у колодца, и Яшка пригласил Володю вечером ловить большую рыбу в бочаге и ночью жечь костер. Володя почувствовал себя немножечко «своим», и ему стало весело. Он ощутил всю прелесть утра.
7. Найдите описание омута (с.188, 5 абзац). Как меняется описание природы? Почему?
Дети: читают описание омута (мрачность, пахло сыростью, черная вода, ветлы закрыли небо). Состояние природы предвещает будущую беду.
8. Что чувствует Яшка, когда у него сорвалась первая рыбина? Как автор передает чувства Яшки? (с.190)
Дети: Яшке было стыдно. Он винил в неудачах Володю.
Между героями все еще есть недопонимание. Конфликт теперь не внешний, а внутренний. Мальчики не стараются понять друг друга.
9. Проанализируем эпизод, когда Володя начинает тонуть (с.191 – 192).
Учитель: Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? Найдите слова, показывающие его чувства.
Дети: Яшка чувствует страх, но надеется, что все как-то обошлось.
10. Почему, не пробежав и 10 шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что, «убежать никак нельзя»?
Дети: Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него.
11. Какие действия предпринимает Яшка и чем это заканчивается?
Дети: Яшка пытается спасти Володю, но утопающий хватается за Яшку и топит его. Яшка понимает, что сам может погибнуть, поэтому отталкивает Володю.
Комментарий учителя: Автор очень тонко описывает психологию тонущего человека. Володя не специально топил Яшку. Утопающие инстинктивно хватаются за то, что может их спасти. Поэтому неопытные спасатели часто погибает вместе с теми, кого они спасают.
12. Как автор описывает природу в этот момент? (с.193) Какой художественный прием используется здесь?
Дети: читают отрывок. Природа по-прежнему тиха и спокойна, а в жизни Яшки только что случилось «небывалое». Природа и внутреннее состояние мальчика противопоставлены – антитеза.
13. Чем же заканчивается рассказ?
Учитель: Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера?
Дети: Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его. Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.
14. В заключительном абзаце говорится, что всё радовалось новому светлому дню. Почему именно такими словами заканчивается рассказ?
Дети: Новый день начался не только в природе, но и в душах мальчиков. Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражение, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека.
7. Ответ на проблемный вопрос.
Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?
8. Рефлексия – синквейн
9.Домашнее задание: ответ на вопрос: «Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?»
Как вели себя в минуту опасности мальчики в рассказе «Тихое утро»?
Задание по литературе для 7 класса 2. Как вели себя в минуту опасности мальчики? Как объяснить, что Яшке после того, как всё кончилось благополучно, не было ничего на свете милее бледного, испуганного, страдающего лица Володи?
В минуту опасности мальчики Яшка и Володя, герои рассказа «Тихое утро» вели себя по разному. Володя начал тонуть, перепугался, впал в панику, перестал отдавать отчет в своих действиях.
Яшка также сперва испугался, тоже запаниковал, но сумел взять себя в руки и вернулся спасать Володю.
Он думал, что Володя все-таки умер и когда тот очнулся ничего не было милее для Яшки, чем лицо Володи.
Яшка спустился и презрев страх нырнул за Володей. Володя пытался утопить спасателя, потому что уже ничего не соображал от страха, и Яшка сам чуть не утонул.
Очень интересно было наблюдать за поведением мальчиков в сложившейся ситуации. Володя пытался барахтаться в воде, ведь плавать он не умел. Яшка в начале очень растерялся от страха и принял решение бежать в деревню, но через десяток шагов к нему приходит осознание, что без него Володе не справится. Он возвращается и пытается вытащить Володю. Но тот сильн о навалился на него всем весом и, ясное дело, Яшка запаниковал, ведь он спокойно мог уйти на дно вместе с другом. Он в страхе отталкивает Володю и выплывает на берег. Там, переводя дыхание, он осознает, что Володи уже нет на поверхности воды и решает нырнуть за ним на дно. Это героический поступок. Забыть о себе и все свои силы направить на спасение друга.
За этот небольшой период ему несколько раз приходила мысль, что Володя умер. И до чего же милым было лицо Володи после всего того, что случилось с ребятами, которые не выдержали всех переживаний и расплакались.
Сообщение о жизни и творчестве Евгения Носова можно подготовить так:
Евгений Иванович Носов родился в 1925 году в Курской области, в селе Толмачево. Когда началась великая Отечественная война мальчику было всего 16 лет, но он сразу после окончания восьми классов уходит на фронт и служит наводчиком. Он участвует во многих сражениях и в 1945 году при штурме Кенигсберга оказывается тяжело ранен.
Евгений носов награжден медалью За отвагу и двумя орденами Великой отечественной войны.
После войны Носов переселяется в Казахстан и начинает работать в местной газете. В 1951 году Носов возвращается на родину и работает во многих газетах и журналах.
Объясним данные словосочетания из рассказа «О чем плачут лошади».
Пересказ отрывка рассказа «О чем плачут лошади».
Автор рассказа Федор Абрамов описывает как тяжело ему смотреть на колхозных лошадей, какие сложные разноречивые чувства они в нем вызывают. С одной стороны ему радостно потому что он любит лошадей, с другой стороны его печалит состояние лошадей. Даже самые выносливые и неприхотливые лошади постепенно превращались в развалины. Вот и лошадь, которую автор по-былошному называл Рыжухой, постепенно теряла свою красоту. За лошадьми не было должного ухода, их заставляли работать на износ, в затишные вечера лошадей донимал гнус, так что вскоре на них не было мочи смотреть.
А ведь когда-то лошади были усладой русской души. О них заботились и любили, лошади были кормильцами в семье и никто не мог даже представить как вскоре переменится отношение человека к этим красивым и благородным животным.