как вернуть расположение начальника
Пять возможностей вернуть расположение начальника
В ситуации, когда шеф тобою недоволен, оказывался каждый. Но удачно выйти из нее удавалось далеко не всем. Как вернуть отношения с начальником в нормальное русло?
Причин резкого охлаждения начальника по отношению к вам может быть несколько: ваши ошибки в работе, ваше неправильное поведение в какой-то ситуации, наговор со стороны коллег-недоброжелателей. Проанализируйте свои действия в последнее время. Постарайтесь понять, что вызвало недовольство руководителя. Вспомните, успевали ли вы вовремя выполнять задания. Восстановите в памяти разговоры с коллегами — не было ли в них каких-то скользких тем, которые могут задеть шефа. Выяснив, что является камнем преткновения, начинайте действовать.
1. Сделайте работу над ошибками
Если причиной ухудшения отношений с руководителем стала конкретная ошибка, нужно разобраться, как устранить ее последствия. Для этого разложите на составные части свой промах. Найдите причину плохого выполнения задания, оцените последствия этого для шефа, компании и вас лично, прикиньте, как можно исправить положение. Обсудите ситуацию с более опытными коллегами, попросите у них совета.
Найдя несколько вариантов решения, поговорите с шефом. Объясните, что вы поняли, в чем именно ошиблись и почему. Предъявите результаты работы над ошибками, поделитесь вариантами исправления ситуации. Обязательно спросите, что он думает по этому поводу, что может посоветовать.
2. Измените свое поведение
Если отношения испортились не из-за конкретной ошибки, а из-за вашей манеры поведения в коллективе, измените свой стиль общения. Не делитесь с сослуживцами своими переживаниями — этим вы можете усугубить свое положение и еще раз подвести шефа. Встретив начальника в коридоре, не смотрите на него с выражением преданности в глазах — лучше дайте понять, что знаете причину остракизма и хотите изменить ситуацию к лучшему.
Если считаете, что начальник относится к вам предвзято только из-за внешнего вида и характера, попробуйте поговорить с ним на эту тему. Разговор нужно провести в шутливой форме. Помогите ему понять, что он относится к вам строже, чем нужно.
3. Принесите извинения
Не стоить начинать беседу с шефом со слов: «А что я такого сделал?» Оперируйте конкретикой: «Я знаю, что в последнее время плохо справился вот с тем-то и не сделал того-то. Хочу загладить свою вину». Затем предложите варианты решения проблемы. В середине разговора обязательно скажите о том, что вы хотите узнать мнение начальника о ваших предложениях и работе в целом, чтобы не совершить новой ошибки. А совет вы просите, поскольку дорожите мнением руководителя и считаете его настоящим профи. Ни в коем случае не скатывайтесь в разговоре на банальную лесть: если шеф — адекватный человек, такое поведение вам только навредит.
Покажите, что дорожите его доверием. Продемонстрируйте ему это не только интонацией и речевыми оборотами, но и жестами, мимикой, взглядом. Можно добавить, что вы понимаете, какими действиями подставили шефа, но сделали это не по злому умыслу, а по глупости. Теперь вы извлекли урок и не хотите допустить подобного впредь.
4. Увеличьте нагрузку
Посмотрите, какие дополнительные обязательства можете взять на себя. Трезво оцените свои силы, выберите ту работу, которую выполните лучше всех остальных, и предложите свои услуги. Если в компании есть функции, выполнять которые все боятся — например, подготовка какого-либо мероприятия или налаживание отношений с трудными клиентами, — разработайте стратегию и беритесь за дело.
5. Попросите о наказании
Чтобы лишний раз показать начальнику, что вы корите себя за проступок больше, чем он сам, предложите для себя наказание. Например: «Я буду работать по выходным до тех пор, пока не исправлю ситуацию». Когда будете говорить об этом, взвесьте, какая кара будет разовой, а какая — долгосрочной.
Понимаете, что шеф склоняется к наказанию из разряда «до конца своих дней» — объясните, что оно несравнимо с допущенной ошибкой. Предложите пусть более жесткую, но четко ограниченную по времени меру наказания.
Основываясь на опыте работы с шефом, определите, какого он типа — вспыльчивый, но отходчивый или, наоборот, злопамятный. Первый тип характера кажется более страшным, поскольку вы рискуете услышать гневную тираду о себе и своих качествах. С другой стороны, 15 минут позора — и карьерные перспективы вновь открыты для вас. Отработаете наказание, и история будет забыта.
Второй тип опаснее. Шеф может промолчать, но припоминать вам грехи бесконечно долго, растягивая таким образом кару. Если ваш босс такой, сразу же поговорите с ним о проблеме и сами предложите для себя наказание. Вполне возможно, что этого хватит и вас оставят в покое.
Никита Петухов
По материалам «Труд»
Как завоевать уважение и доверие начальника? Простые способы сделать карьеру
Безусловно, каждое место работы имеет свои особенности, а каждый начальник выдвигает к сотруднику набор собственных требований. И есть лишь один способ стать самым лучшим работником — отлично справляться со своей работой. Но некоторые секреты для создания хороших отношений с боссом все же имеются. Исследования, проведенные в области бизнеса и менеджмента, позволили создать список из 11 нехитрых трюков, которые помогут вам стать ценным членом любой команды.
Можете решить проблему самостоятельно? Так и сделайте!
Вы наверняка слышали о книге Дейла Карнеги «Как перестать волноваться и начать жить». Она была написана в 1948 году, но, несмотря на глобальные изменения принципов менеджмента и ведения бизнеса, не потеряла своей актуальности.
В своей работе Карнеги описывает интересный факт из жизни одного из своих учеников. Леон Шимкин, генеральный директор издательства «Саймон энд Шустер», установил правило среди своих сотрудников: никто не обращается к нему за помощью, пока не попробовал решить проблему самостоятельно.
Начальник — занятой человек, у которого каждая минута на счету. Не стоит отвлекать его по мелочам. Прежде чем отрывать босса от дел, убедитесь, что сами вы справиться с проблемой не в состоянии.
Превратитесь в ценный кадр
Вашему начальнику вряд ли хочется слышать о том, что вам обязательно нужна надбавка к зарплате в силу семейных обстоятельств или же продвижение по службе, дабы добавить престижа своей персоне.
Хотите занимать более серьезную должность? Обеспечьте компании качественную работу. Превратитесь в самого активного, трудоспособного и эффективного сотрудника. Если вы хотите заслужить уважение начальника, то продемонстрируйте ему насколько ответственно вы относитесь не только к личным достижениям, но и к успеху всей компании.
Налаживаем каналы коммуникации
Вне зависимости от того, какую должность вы занимаете, одно из ваших заданий — облегчить жизнь вашего начальника. Узнайте о том, как предпочитает общаться ваш босс. Нужно зайти в кабинет для личной встречи или же лучше отправить электронное письмо? Возможно начальник предпочитает получать сообщения в мессенджерах, ведь порой так быстрее и удобнее. Обязательно поинтересуйтесь, как и когда именно можно связаться с руководящим лицом, не отрывая его при этом от важных заданий.
Не бойтесь попросить совета
Мы уже разобрались с тем, что дергать начальника по малейшему поводу — плохая идея. Но время от времени консультироваться можно и даже нужно. Не стоит бояться признать, что вы чего-то не знаете. Это является не доказательством отсутствия компетенции, а скорее демонстрацией того, что вы готовы учиться.
Кстати, на эту тему было проведено интересное исследованием. Группе студентов предложили подготовить компьютерный проект в команде с другим человеком, общаясь с ним лишь посредством электронных сообщений. Разумеется, никакого напарника не было, его роль выполнял компьютерный стимулятор. По завершению проекта часть участников получала лишь благодарность от вымышленного коллеги, в то время как у членов другой группы спрашивали еще и совета (например, можно ли как-то улучшить работу, сделать проект более эффективным). Стоит ли говорить о том, что студенты, у которых просили совета, описывали своих напарников как более компетентных?
Не опаздывайте на работу
Опаздывать — плохая привычка. Если вы регулярно приходите на работу позже, чем нужно, то это демонстрирует вашу невнимательность и безответственность. Таким образом вы сообщаете своему начальнику о том, что несерьезно относитесь к обязанностям, а такому сотруднику, согласитесь, намного сложнее доверять.
В то же время работники, приходящие к назначенному часу или даже на несколько минут раньше, по умолчанию котируются как более добросовестные и трудолюбивые. Стоит подумать о том, настолько ли сложно вам явиться на работу на 10-15 минут раньше.
Что важно для вашего босса? Станьте менеджером высшего уровня
Лучший способ понравиться начальнику — правильно расставить приоритеты. А для этого нужно узнать, что именно важно для вашего босса. Вполне возможно, что он щепетильно относится к внешнему виду или офисному дрес-коду. А что, если единственным, что интересует начальство, является регулярное заполнение недельных отчетов — в понедельник сутра документы должны лежать на столе начальника без каких-либо проволочек. А вот тот факт, что часть заданий вы доделываете дома, уходя с работы на 2-3 часа раньше, может быть воспринято боссом вполне нормально (разумеется, если вы справляетесь со своими обязанностями).
Ставьте гибкие, но четкие цели
Есть качество, которое делает любого сотрудника ценным игроком. Исследования показали, что большего успеха добиваются те люди, которые ставят вполне конкретные, достижимые цели, а затем не только достигают их, но и перевыполняют «план». Чем бы вы не занимались, всегда старайтесь сделать работу хотя бы на 1 % лучше, чем до этого. Соревнуйтесь не с другими сотрудниками, а с самим собой.
Побольше внимания к деталям
Да, грубо составленный план или неточно выполненный проект лучше, чем его полное отсутствие. Но если вы уж взялись за работу, то обязательно обращайте внимание на мелочи. Порой небольшой компьютерный сбой может привести к опасным последствиям, в том числе и к потере клиентов — не стоит упускать это из виду.
А как на счет благодарности?
Никогда не забывайте говорить «спасибо», ведь это простое слово обладает почти магическими свойствами. Результаты статистических опросов свидетельствуют о том, что начальники более благосклонны к сотрудникам, от которых периодически слышат слова благодарности. Кстати, быть признательным можно не только за похвалу или повышение. Если начальник не удовлетворен вашей работой, попросите о консультации, а затем поблагодарите за подсказку.
Не отказывайтесь от отпуска
Думаете, каждому начальнику нужен трудоголик, который будет проводить на рабочем месте все дни, ночи и даже праздники? А вот исследователи говорят о другом. Согласно статистике, работники, которые полностью используют свой отпуск, намного чаще получают повышение.
Разумеется, не стоит рассчитывать на то, что ваша карьера будет прогрессировать, а босс обеспечит повышение лишь потому, что вы отправились в отпуск. Но согласитесь, что люди, которые соглашаются сделать перерыв в работе на несколько недель, скорее всего уже управились со всеми заданиями. Более того, человеку время от времени попросту необходим отдых — после отпуска сотрудники, как правило, становятся более трудоспособными и креативными, легче управляются со своими обязанностями.
Не бойтесь выражать свое мнение
Многие люди предпочитают хранить молчание, боясь показаться в невыгодном свете или даже выглядеть глупо. Но вот опытные менеджеры этого делать не рекомендуют. Все мы люди, все порой ошибаемся, и далеко не каждый наш план является гениальным. Но как определить, хороша ли идея, если вы так ее и не озвучили?
Если у вас есть что сказать, говорите, не бойтесь. Хороший руководитель обязательно оценит ваши старания и активность. Вполне возможно, что вашу идею придется доработать или даже переработать, но она все равно останется вашей.
Да, подобные незамысловатые рекомендации значительно облегчат продвижение по карьерной лестнице и действительно помогут наладить отношения с руководителем. Но все это не имеет никакого значения в том случае, если вы не готовы работать и совершенствоваться. Успех требует постоянного труда и упорства.
Как вернуть расположение начальника
1. Подвели. Вам было поручено выполнить какое-то важное и ответственное задание: подготовить презентацию к совещанию или прием клиентов, проверка отчета. Но Вы в силу своей забывчивости или нехватки времени, или же несерьезного подхода к заданию, либо совсем не выполнили его, либо выполнили скверно. В итоге руководитель делает Вам замечание, а Вы расстроенная и подавленная готовы тут же разреветься от досады. Ситуация на первый взгляд безнадежная, но все-таки при желании отчасти поправимая.
2. Под эмоциями. Иногда в ходе какой-то сложной и ответственной работы, особенно той, которую нужно выполнить как можно скорее, мы начинаем нервничать. А тут еще начальник напоминает, что нужно успеть позвонить клиенту или подготовить бумаги на подпись. Ну, Вы и не выдерживаете, и говорите в его адрес что-то неприятное или даже оскорбительное. Он, конечно, это слышит и бросает на Вас многозначительный взгляд. Вы уже успели раскаяться, но поздно, ведь сказанное назад не вернуть. Хорошо, если реакция руководителя ограничится только этим. Но ведь он может Вам ответить или даже вызвать тут же в его кабинет. Особенно неприятно будет, если Вашу реплику услышат другие сотрудники. Опять же, возьмите себя в руки и успокойтесь.
Объясните начальнику, что не справились со своими эмоциями и очень сожалеете о произошедшем. Можете сослаться на тяжелый день, ссору с мужем или подругой, мигрень. Пообещайте впредь быть более корректной и держать себя в руках. Объясняясь и извиняясь, будьте искренней и серьезной, но не переигрывайте. Не нужно слез. Естественно, что руководитель вряд ли сразу же все забудет, и поначалу его отношение к Вам будет настороженное и менее доброжелательное, чем раньше. Но под действием Вашего поведения оно станет через некоторое время прежним.
3. Обсудили. Людям свойственно высказывать друг о друге свое мнение, порой весьма неодобрительное. Привычку обсуждать хорошей назвать нельзя, но, тем не менее, каждому из нас иной раз хотелось высказаться в чей-то адрес. Руководитель, как человек заметный, притягивает внимание своих подчиненных. Поэтому часто он становится объектом обсуждения. Особенно это характерно в женских коллективах с директрисой во главе. Тут много тем для разговоров начиная от рабочих моментов и заканчивая личной жизнью. Как бы там ни было, но если однажды Вы попались на глаза начальнику как раз во время обсуждения его нового распоряжения или его новой рубашки, Вашему положению не позавидуешь. Но даже если лично он не слышал Ваших слов, могут найтись желающие, которые предадут ему Ваши замечания.
4. Мелкие детали. Иногда даже мелочь может испортить мнение начальника о Вас. Ваша красная помада может раздражать, а привычка опаздывать думать о том, что Вы необязательны и непунктуальны, Ваша невымытая чашка вызовет отвращение. Чтобы расположить к себе начальника, нужно быть не только профессионалом, но и приятным человеком.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
5 хитростей, как расположить к себе начальника
Придя на работу, ты не успеваешь даже закрыть за собой дверь, а босс уже тут и снова начинает требовать от тебя невозможного и ставить немыслимые задачи. Ты глубоко вздыхаешь, и в мыслях проносится: «Прекрасно! Еще один испорченный день. Я ненавижу своего шефа!». Звучит знакомо, не так ли?
Если из-за начальства у вас скачет давление и ваши взаимоотношения способны лишить вас последних сил, вы можете подумать, что это никогда не изменится, и ваши дни на работе сочтены! Но в ваших силах изменить высокомерный контроль и управление шефа на позитивное сотрудничество! Немного мужества и доброжелательности помогут вам избежать негатива и найти в себе силы и достаточное количество оптимизма для изменений к лучшему.
1. Откажитесь от пассивного подчинения
Вы и ваши коллеги можете считать своего начальника очень придирчивым и требовательным человеком (что может быть не так уж далеко от правды), но это не означает, что вы должны покорно действовать и думать так, как вам скажут.
Прислушивайтесь к своему боссу и приложите все усилия, чтобы ваши мысли внимательно следили за его рассуждениями и стремитесь понять его. Задавайте вопросы, которые будут избавлять вас от любых сомнений, и у вашего шефа будет создаваться впечатление, что вы отдаете работе все свои усилия, и вас волнует, что он думает о вашей работе.
Не опускайте взгляд, и смотрите начальнику прямо в глаза, говорите добрым, но твердым тоном. Будьте почтительным, но уверенным.
И улыбайтесь! Но только не вымученной или искусственной улыбкой, которая может быть воспринята как пренебрежительная насмешка – улыбайтесь естественно, как тот, кто любит свою работу и стремится сделать все возможное (что вы собственно и делаете, не так ли?).
2. Учитесь у вашего шефа и перенимайте его лучшие черты
Перестаньте думать о том, какой он плохой и ужасный человек. У вашего босса должны быть и некоторые положительные качества, даже больше чем вам может показаться!
Даже если он плох в управлении, есть что-то, в чем он должен быть хорош, и чему вы можете у него научиться. Понаблюдайте за своим начальником во время рабочего дня, прислушивайтесь к нему, примите к сведению те вещи, которые вас восхищают в нем, в конце концов. Затем включите их в список того, чему вам еще нужно поучиться, и если вам представится шанс во время перерыва, попросите у него совета в этой области. Без сомнения, он будет в восторге!
3. Будьте полезным, когда ваш босс особенно нуждается в вашей помощи
Это не означает, что вы должны подлизываться к вашему начальнику или пытаться втереться к нему в доверие – вам просто нужно сделать жест доброты, когда возникает трудная ситуация. Например, если шеф чувствует тошноту или испытывает головную боль, и у вас есть нужная таблетка – предложите ему помощь! Или если вы знаете, что ваш босс переживает, ему тяжело эмоционально, помогите советом, если вам есть что сказать, чтобы помочь ему.
Ваш начальник такой же человек, как и вы, и каждый человек обязательно оценит искреннюю помощь и поддержку.
4. Будьте благодарным
Если ваш босс говорит вам, чтобы вы сделали что-либо определенным образом, а не как-то по-другому, и его способ оказался лучше вашего (даже если он не был совершенным), всегда говорите «спасибо» за добрый совет, который спас вашу работу.
Благодарность западает в душу даже обладателям самых сложных характеров.
5. Оставайтесь профессионалом несмотря ни на что
Не поддавайтесь гневу или жажде мести, когда ваш начальник обвиняет вас в чем-то, чего вы не делали, или публично стыдит вас. Оставайтесь профессионалом, независимо от того, в чем вас обвиняют, потому что таким образом вы покажете шефу, что обладаете чувством собственного достоинства, и в такой ситуации именно он выставляет себя дураком, так сказать.
Оставаться спокойным и собранным, столкнувшись с несправедливостью – это признак силы, а не слабости. Своим профессиональным подходом и добрым отношением вы показываете начальству, что ваша совесть чиста, и вы не умаляете своих достоинств и не оцениваете себя слишком скромно только потому, что кто-то другой так думает.
Кроме того, снятие с себя эмоционального напряжения в такой ситуации поможет держать стресс под контролем, а иногда и избежать его полностью.
А что вы делаете для того, чтобы улучшить свои отношения с начальством?
7 нарушений прав работников, о которых работодатели не всегда знают
Работодатели помнят, что надо оформлять сотрудников по трудовому договору, вовремя платить зарплату и отпускать на выходной. Но по Трудовому кодексу у работников гораздо больше прав, чем обычно знают работодатели. Такое незнание — риск получить от Роструда штраф до 100 000 ₽ и бестолковый судебный кейс. Рассказываем, как делать нельзя, и как надо по закону.
1. Не индексировать зарплату
❌ Принять работника в штат, установить размер зарплаты и годами не повышать его. Или повышать, но за увеличение обязанностей или карьерный рост.
✅ Чтобы работники не страдали от инфляции, работодатели обязаны периодически индексировать зарплату. Это обязанность из ст. 134 ТК РФ.
Индексация зарплаты — это её повышение исходя из роста розничных цен на товары и услуги. При этом работник продолжает выполнять ту же работу.
Для госслужащих индексация прописана в законе. А вот частники должны сами решить, как часто и на какой процент будут индексировать зарплату персонала. Порядок прописывают в трудовом договоре или локальном акте, например, положении об индексации зарплаты. Если порядок прописан — уже полдела. Осталось соблюдать его и вовремя повышать зарплату.
Если работодатель не установил сроки и размер индексации, это не повод её не проводить. Периодичность можно взять любую — раз в полгода или в год. Коэффициент повышения можно рассчитать исходя из индекса потребительских цен за прошлый год. К примеру, за 2019 год инфляция составила примерно 5 %. На столько можно увеличить зарплату.
Регулярные премии и надбавки не заменяют индексацию. Эти выплаты входят в систему оплаты труда. Они зависят от качества и количества работы, а рост цен на продукты тут ни при чём. Это позиция Верховного суда РФ из Определении № 89-КГ18-14.
Индексировать можно оклад или переменную часть зарплаты — например, процент от продаж. Главное, чтобы в итоге повысился реальный размер зарплаты.
2. Штрафовать
❌ Штрафовать работников за недостачу, опоздания, разговор с клиентом не по скрипту. Суммы штрафов удерживать из зарплаты.
✅ Поддерживать дисциплину и наказывать персонал можно только тремя способами из ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор и увольнение по статье. А деньги за недостачу и сломанную мебель надо вычитать по правилам о материальной ответственности из ст. 238 ТК РФ.
Штрафовать работников нельзя. Мы уже рассказывали об этом в нашей статье.
Как за витиеватую систему штрафов, так и за разовое наказание работодатель сам рискует получить штраф от инспектора Роструда. А от работника — иск о взыскании недополученной из-за штрафов зарплаты.
3. Обязать пройти проверку на полиграфе
❌ Поставить работника в условия, когда он не может не согласиться пройти проверку на детекторе лжи. Если окажется, что он ворует или сливает информацию конкурентам, вычесть из зарплаты недостачу, уволить по статье или намекнуть написать заявление по собственному.
✅ Считается, что полиграф по телесным реакциям способен показать, врёт человек или нет.
Проверять работников на полиграфе не запрещено. Делать выводы и принимать меры, в принципе, тоже. Но тут есть два требования закона.
Работник должен дать согласие на проверку. Тест на полиграфе по своей сути — медицинская экспертиза. Ее можно проводить только с согласия человека. Об этом сказано в ст. 21 Конституции РФ.
Согласие должно быть добровольным. То есть работник подписывает его без давления. Хитрить и предлагать подписать согласие на «психологическое тестирование» тоже нельзя. Работник должен чётко понимать, что соглашается именно на устройство с подключением к телу проводов и конкретные вопросы. Отказаться от проверки работник может в любой момент, хоть в середине опроса. Уволить, оштрафовать или вычесть из зарплаты расходы на выезд полиграфолога нельзя.
Если работник в суде докажет, что согласился на полиграф под угрозой увольнения или плохих рекомендаций для эйчаров, работодатель оплатит моральный ущерб. Шанс доказать принуждение большой. Любые сомнения суды трактуют в пользу работника.
Проверка на полиграфе не должна заменять объяснительную, ревизию, акт об ущербе, докладную записку и приговор суда. Результаты теста на полиграфе юридически не доказывают, что работник нарушил закон. Трудовой кодекс не знает такой процедуры. Если работник оспорит увольнение или удержание из зарплаты, сослаться на полиграф не получится. На языке судопроизводства это называется недопустимым доказательством.
Для вычетов из зарплаты, надо соблюсти процедуру привлечения к материальной ответственности из главы 39 ТК РФ. Это создание комиссии, подсчёт ущерба, объяснение работника и приказ об удержании. Полная пошаговая инструкция есть в нашей статье.
Чтобы уволить за воровство, обращаются в полицию и дожидаются приговора суда. Так сказано в ч. 6 ст. 81 ТК РФ.
За слив коммерческой тайны, прогулы и пьянство увольняют после оформления дисциплинарного взыскания по ст. 193 ТК РФ. Инструкция здесь.
4. Заставить работать сверхурочно, в выходной или в ночь
❌ Перевести работника на ночную смену, заставить задержаться, назначить инвентаризацию на выходной. Согласие не спрашивать, за переработку не доплачивать.
✅ Работник обязан быть на работе в часы, которые прописаны в трудовом договоре и правилах трудового распорядка. Рабочее время не должно превышать 40 часов в неделю — ст. 91 ТК РФ.
Для работы сверх нормы с работника берут письменное согласие и добавляют к зарплате.
Сверхурочная работа — это работа после смены, дополнительная смена или работа в выходной. Продолжительность ограничена: не больше 4 часов за две недели и 120 часов в год. Правило — из ст. 99 ТК РФ.
Сама по себе переработка не запрещена. Но должна быть цель: выгрузить скоропортящиеся продукты, заменить невышедшего баристу, починить прорванную трубу. Привлекать к допработе нельзя беременных и несовершеннолетних. А инвалиды и матери детей до трех лет могут отказаться.
За сверхурочную работу доплачивают. За первые два часа — в полтора раза больше, за последующие часы — в два раза. Вместо доплаты работник может выбрать выходной — ст. 152 ТК РФ.
В ночное время работают с 22 до 6 часов. Ночная смена короче дневной на один час. Для разового выхода в ночь с работника берут письменное согласие. Чтобы полностью перевести работника на ночной режим, оформляют допсоглашение к трудовому договору. Подробности — в ст. 96 ТК РФ.
Каждый час ночной работы оплачивается больше на 20 %.
Часто в трудовой договор записывают, что рабочий день ненормированный. Это значит, работника можно иногда оставлять после смены и обязывать выйти в выходной. Брать письменное согласие не нужно. Объём допчасов записывают в трудовой договор.
Если переработка выпала на выходной или праздник оплату удваивают. Либо — по желанию работника — надбавку заменяют лишним выходным. Правила из ст. 153 ТК РФ.
5. Оставить работника без перерыва на обед
❌ Не прописать в документах время обеда. Провести в обед совещание. Не обеспечить место для еды, если в помещении постоянный поток клиентов.
✅ В течение дня работнику полагается перерыв для еды и отдыха — ст. 108 ТК РФ.
Обед длится не меньше 30 минут, но не больше двух часов. Точное время прописывают в трудовом договоре или правилах внутреннего трудового распорядка. Роструд штрафует, если точного времени нет, плавающие обеды не считаются.
В обеденный перерыв работник может уйти гулять и по магазинам. Запрещать нельзя, это его время — ст. 106 ТК РФ.
Работников с рабочим днём меньше четырёх часов можно оставить без обеда. Но если по документам он есть, надо отпускать.
Особый случай — когда по характеру работы человек не может оторваться и уйти поесть. В таком случае работодатель организует отдельное место для еды и кратковременную замену другим сотрудником.
6. Не выдать при увольнении справку 2-НДФЛ
❌ При увольнении не выдать справку 2-НДФЛ, хотя работник просил письменно.
✅ Справка 2-НДФЛ показывает, сколько работник заработал, а работодатель — удержал налога.
2-НДФЛ нужна уволенному, чтобы встать на учёт по безработице, отдать в бухгалтерию на новом месте для расчёта пособий. Ещё — для оформления кредита. Справку делает работодатель. Но человек может сформировать её самостоятельно через личный кабинет налоговой инспекции — если у него есть аккаунт.
В день увольнения работнику вместе с трудовой книжкой выдают справку 2-НДФЛ за текущий год и два предшествующих. Для этого работник пишет заявление. Так сказано в ст. 84.1 ТК РФ и ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ.
Уже уволенному и забытому сотруднику справку выдают в течение трёх дней после письменной просьбы или в этот же срок отправляют почтой. Это сказал Минтруд в Приказе № 182н.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
7. Запретить менять банк для зарплатной карты
❌ Выбрать зарплатный проект и платить работникам только на карту этого банка. Отказать работнику получать зарплату на карту другого банка. Причина — бухгалтерии неудобно, бизнесу невыгодно.
✅ Работодателю не запрещено выбирать банк для зарплат всему коллективу сразу. Если сотрудника устраивают условия обслуживания, всё нормально. Но если работник хочет поменять банк, отказать нельзя. Придётся платить на карту, которую выбрал работник. Так сказано в ст. 136 ТК РФ.
Работник обязан сообщить, что меняет банк и дать новые реквизиты для перевода не позже 15 календарных дней до дня зарплаты. Если протянет с сообщением, можно платить на карту в старом банке. Но следующий перевод делают уже на новую.
Работник вправе менять банк и карту сколько угодно, ограничений нет.
Аргументы, что бухгалтерии удобно платить через один банк, а не терять деньги на межбанковской комиссии, не сработают. Право работника на смену банка безусловно. Вычитать из зарплаты комиссию за перевод нельзя. У работника есть право получить полную зарплату, а комиссия — издержки работодателя на бизнес.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур