как видели себя англичане французы немцы итальянцы чем гордились
Вопросы по истории 8 класс учебник Юдовская, Баранов параграф 3
Вспомните, когда появились национальные государства.
1. Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились?
Нация- это определённая человеческая общность, которая объединена общей для всех землёй, язык общения внутри этой общности идентичен, культурные ценности этого народа имеет одинаковый смысл и значение.
Англичане, французы, немцы, итальянцы представляли себя, как верхушка всего европейского общества. Они считали себя более развитыми и крепкими в плане национального достоинства. Предметом их гордости являлась многовековая история их наций и древние корни их родов.
2. Что изменилось в положении сословий в XVIII в.?
Дворянство и духовенство в 18 веке получили ещё большее количество привилегий. Эти два сословия и раньше не бедствовали, но в период экономического подъема в Европе они обрели ещё более выгодное положение. Сословием торговцев в условиях подъема экономики постепенно перерождалось в буржуазное сословие. Ничего не изменилось лишь в положении крестьян и мелких ремесленники. Они по-прежнему зависли от дворян, а также находились в их подчинении.
3. Для чего была нужна политика просвещённого абсолютизма?
Политика просвещённого абсолютизма в 18 веке была нужна для модернизации и развития европейских стран. Благодаря ей было покончено с феодализмом, свойственным средним века. Европа была направлена на капиталистический тип развития экономики. Монархи ведущих европейских держав издавали новые законы которые помогали развиваться их странам. Повсеместно проводились реформы, оптимизирующие управление в соответствии с просветительскими учениями того времени. Стабилизировалось внутреннее положение общества в странах. Бунты и возмущения предотвращались. В ряде новых целей достижения для общества стояли всеобщее равенство, право владеть частной собственностью, свобода членов общества, неприятие любых форм насилия.
4. В какой стране реформы были реализованы наиболее полно?
Пруссия стала страной, в которой в наиболее полной мере были реализованы реформы просвещённого абсолютизма.
1. Что послужило причиной складывания наций?
Возможно, потому что в народах было слишком много членов общества, вот они и решились разбиться на большие группы, то есть на нации.
2. Каковы были последствия этого явления?
Все стали организовывать свои законы и правила, стали общаться на разных языках.
3. Чем национальное государство отличается от существовавшего до него? Запишите ответ в тетради в виде таблицы.
В национальных государствах, все общаются на одном языке, у каждого жителя своей нации свои государственные законы и правила, а раньше, все общались на одном языке, у них не было правил, раньше были родовые общины, в которых жили только близкие и дальние родственники.
4. Используя Интернет и другие источники, подготовьте рассказ о реформах просвещённого абсолютизма в одной из стран.
5. Сравните реформы просвещённого абсолютизма в различных странах.
Из книги аббата Э. — Ж. Сийеса «Что такое третье сословие?» (1789)
1. Как Сийес доказывает ненужность привилегированных сословий?
2. Как вы считаете, к каким переменам в обществе призывал автор?
Из текста императора Леопольда II «Изложение политических принципов» (1790)
1. Как Леопольд II в новых условиях видел права и обязанности государя?
2. Какие идеи эпохи Просвещения вы видите в словах императора?
ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § 3 В поисках путей модернизации
Стр. 36. Вопрос в начале параграфа
Вспомните, когда появились национальные государства.
Национальные государства появились во второй половине XVII в. после окончания Тридцатилетней войны и подписания Вестфальского мира (1648 г.).
Стр. 45. Вопросы в конце параграфа
1. Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились?
Нация – историческая общность людей, объединенная – в зависимости от страны – общей историей, культурой, языком, верой, территорией, правителем и т.д.
Становлению английской нации способствовали Столетняя война, возникновение англиканской церкви, веры в то, что англичане – это избранный богом народ. Англичане привыкали к тому, что они лишь часть нового королевства Великобритания, и учились им гордиться. Они прославляли свои язык и культуру, научные достижения и успехи в торговле.
Французская нация формировалась в тесной связи с понятиями «государство» и «родина». Эта нация воспринималась как территориальная и политическая общность, но у всех, кто входит в нацию, есть свои права, они равны между собой. Своей миссией образованные французы считали задачу нести свет культуры остальному миру.
Итальянцы видели себя наследниками Древнего Рима, жителями единой Италии, которой только предстоит вновь возникнуть на географической карте, возродиться. Они гордились своим культурным превосходством.
Немцы поднимали на щит общую историю, восходящую к древним германцам, жившим в лесах во времена Римской империи. В ранее Новое время сформировалась мысль о превосходстве немецкого языка как самого древнего и богатого. Немецким национальным характером считали особый набор существовавших с древности моральных качеств – простоту, чистоту, верность, мужественность.
2. Что изменилось в положении условий в XVIII в.?
Дворянство оставалось самым влиятельным сословием. Вследствие революции цен провинциальное дворянство повсеместно сталкивалось с финансовыми трудностями. Переход к бюрократии отодвигал его от управления на местах, приход капитализма в деревню разрушал традиционный сеньориальный порядок. Дворянство постепенно утрачивало свою историческую роль и осваивало новые роли. Буржуазия – верхний слой третьего сословия – богатела за счет активизации торговли, развития мануфактур, а затем и фабрик, а на селе – за счет капиталистической аренды. Разоряясь, крестьяне превращались в наемных работников на селе или перемещались в города, где пополняли число слуг. В городах росла численность плебса – горожан, не обладавших политическими правами.
3. Для чего была нужна политика просвещенного абсолютизма?
Политика просвещенного абсолютизма нужна была для модернизации экономической и политической системы общества, что наталкивалось на сопротивление традиций. Идеи Просвещения провозглашали отказ от традиций, что позволяло изменить основы государственного, экономического и общественного строя.
4. В какой стране реформы были реализованы наиболее полно?
Наиболее полно реформы были реализованы в Пруссии, где монархом был Фридрих II, сторонник идей Просвещения и наиболее активно их использовавший.
Стр. 45. Подумайте
1. Что послужило причиной складывания наций?
Причиной складывания наций послужила необходимость внутреннего единства в государствах Европы. Складывание национальной идеи стало основой формирования наций.
2. Каковы были последствия этого явления?
Национальные идеи сыграли огромную роль в складывании единых национальных государств, подтолкнули немцев и итальянцев к объединению в рамках своих национальных государств, которое произойдет уже в XIX в.
3. Чем национальное государство отличается от существовавшего до него? Запишите ответ в тетради в виде таблицы.
Линии сравнения | Средневековые государства | Национальные государства |
---|---|---|
Носитель верховной власти | Светская власть принадлежала императору, духовная – папе римскому | Верховная власть в руках монарха |
Границы государства | Не существовало четких границ, многие государства состояли из разрозненных областей и территорий | Четкие границы государства, окруженные иными государствами той же природы |
Основы государственных интересов | Расширение государства в пространстве | Борьба с привилегиями отдельных провинций, с дворянской вольницей, с могущественными аристократами |
Особенности государства | В государствах и провинциях существовали свои законы, армии, налоги и повинности, денежные системы | Унификация законодательства, налоговой, финансовой системы |
Язык государства | Латынь | Национальные языки |
4. Используя Интернет и другие источники, подготовьте рассказ о реформах просвещенного абсолютизма в одной из стран.
В силу разного рода причин «просвещенный абсолютизм» наиболее полное свое выражение получил в германских государствах – в Пруссии, Бадене, Баварии, Австрии. В Пруссии преобразования в направлении «просвещенного абсолютизма» приобрели двойное воплощение: и в государственных реформах и в изменении политического режима правления. Последнее было для XVIII в. не менее значимым, чем конкретные правовые преобразования, однако этот режим был связан только с личностными качествами прусского короля Фридриха II.
В правление Фридриха II завершилась централизация высшего управления. Сформировались полновесные ведомства высшей администрации, которые охватили новые сферы центрального государственного регулирования. Высшим административным органом номинально сохранялся Генерал-директорат (финансовых, военных и домениальных дел), учрежденный еще в 1722 г. В нем наряду с четырьмя территориальными департаментами (по историческим областям королевства) возникли несколько специализированных: торговли и ремесел (1740), военного управления (1746), акцизов и таможен (1766), горного дела и металлургии (1768), лесной (1771). Управление было полностью освобождено от остатков сословно-провинциального управления с тем, чтобы в нем единственным началом была централизованная законность. Было упорядочено верховное управление монарха. При короле сложился постоянный кабинет из нескольких секретарей (после 1763 г. – 6 секретарей), каждому из которых поручались дела собственного направления. Практика королевских кабинет-указов постепенно вводилась в правовые границы – с тем, чтобы не нарушать обычной работы учреждений (если она не нарушала новых политических представлений о «справедливости» и «гражданской вольности»).
В социально-правовой сфере законодательство «просвещенного абсолютизма» стремилось упорядочить сословный строй, закрепив каждому сословию его собственные полезные для государства и общества занятия, а вместе с тем права и привилегии. За дворянством были сохранены привилегии на доступ к военной и гражданской государственной службе. Офицерами в армии могли быть только потомственные дворяне. За дворянством закреплялись исключительные вотчинные права, вместе с тем им запрещались занятия торговлей и финансовыми спекуляциями. Как на особое почетное сословие на дворян была возложена повышенная ответственность за разного рода «позорные» преступления и моральные правонарушения. Запрещалось продавать родовые имения в руки недворян. Для поощрения дворянских занятий аграрным производством были организованы специальные банки, а также провинциальные кредитные общества, где давались займы исключительно под залог поместий. За городским сословием было признано исключительное право торговли и промышленных предприятий. Для поддержания отечественной промышленности законодательно были установлены повышенные таможенные и торговые пошлины на импорт. В экономической политике в целом возросло значение протекционизма. В 1763 – 1765 гг. по личной инициативе короля были предприняты попытки видоизменить формы крепостной зависимости, однако реализовать удалось только частичные ограничения на размеры крестьянских повинностей в пользу землевладельцев. В 1777 г. были закреплены законодательно права владения и наследования земель для крестьян королевского домена.
5. Сравните реформы просвещенного абсолютизма в различных странах.
Линии сравнения | Крупнейшие деятели | Основные реформы |
---|---|---|
Пруссия | Фридрих Вильгельм I, Фридрих II | Провозглашение равенства всех сословий перед законом; судебная реформа, провозглашение принципа веротерпимости; отмена цензуры |
Держава австрийских Габсбургов | Мария Терезия, Иосиф II | Кодификация законов, начало разделения судебной и административной власти, ограничение феодальной власти помещиков; закон о печати (отмена цензуры); освобождение крестьян от крепостной зависимости, реформы судопроизводства |
Испания | Карл III | Установление свободы хлебной торговли, восстановление флота, основание учебных учреждений |
Великое герцогство Тосканское | Леопольд II | Издание конституции, отмена смертной казни |
Все реформы проводились в духе просвещенного абсолютизма. Проводились реформы управления государством, проводилась кодификация законов, отменялась цензура, активно проводилась политика в области просвещения.
Реформы не затронули или лишь косвенно экономическую и социальную сферу, так как основное внимание уделялась изданию законов в духе времени. Там, где были предприняты попытки внести изменения в социальную сферу, было встречено сопротивление, и все действия сошли на нет.
Стр. 45. Из книги аббата Э.-Ж. Сийеса «Что такое третье сословие?» (1789)
1. Как Сийес доказывает ненужность привилегированных сословий?
Сийес считает, что без привилегированного сословия все самое трудное служение обществу берет на себя третье сословие; высшие должности замещались бы несравненно лучше.
2. Как вы считаете, к каким переменам в обществе призывал автор?
Автор призывает к избавлению от привилегированного сословия, формированию нации из третьего сословия, которое должно привести к процветанию государства.
Стр. 46. Из текста императора Леопольда II «Изложение политических принципов» (1790)
1. Как Леопольд II в новых условиях видел права и обязанности государя?
Леопольд II считал, что в государстве должен существовать основной закон или договор, который ограничивает власть суверена (монарха). Он обязан подчиняться этому закону (конституции), не вмешиваться в гражданские и уголовные суды, определять их форму наказания, отчитываться перед народом об использовании общественных доходов и финансов. Суверен (монарх) обладает лишь исполнительной властью.
2. Какие идеи эпохи Просвещения вы видите в словах императора?
В словах императора есть идея разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Еще одной идеей является ограничение власти монарха.
Как видели себя англичане французы немцы итальянцы чем гордились
Подробное решение параграфы § 3 по истории для учащихся 8 класса, авторов Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. 2019
Вспомните, когда появились национальные государства.
В 16 — 17 вв. в рамках абсолютистских государств, имеющих чёткие национальные границы, одну государственную религию, один язык и общую культуру, традиционные занятия населения, складываются централизованные национальные государства.
1. Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились?
Нацией принято называть историческую общность людей, объединённую — в зависимости от страны — общей историей, культурой, языком, верой, территорией, правителем и т. д.
Английская нация — одна из самых старых в Европе. Её становлению способствовал ряд факторов: Столетняя война, возникновение англиканской церкви, вера в то, что англичане — это избранный богом народ. В XVIII в., когда Англия, Уэльс и Шотландия объединились в Великобританию, англичанам пришлось привыкать к тому, что они лишь часть нового королевства, и учиться им гордиться. Ставшая широко известной английская патриотическая песня (1740) во многом отражала их мироощущение: «Правь, Британия, морями и волнами! Англичанам никогда не быть рабами!» Англичане прославляли свои язык и культуру, научные достижения и успехи в торговле.
Французская нация формировалась в тесной связи с понятиями «государство» и «родина». В годы Столетней войны возникло представление о том, что все французы должны любить свою страну и подчиняться своему государю.
Итальянцы видели себя наследниками Древнего Рима, жителями единой Италии, которой только предстоит вновь возникнуть на географической карте, возродиться. Они гордились своим культурным превосходством.
В раннее Новое время сформировалась мысль о превосходстве немецкого языка как самого древнего и самого богатого. Немецким национальным характером считали особый набор существовавших с древности моральных качеств — простоту, чистоту, верность, мужественность.
2. Что изменилось в положении сословий в XVIII в.?
Дворянство, которое составляло всего несколько процентов населения, оставалось самым влиятельным сословием, видевшим своё предназначение в службе государю, прежде всего военной. Как правило, именно дворяне занимали ключевые посты в государстве, из них формировался офицерский корпус.
Однако появлялось и немало нового. Вследствие революции цен провинциальное дворянство повсеместно сталкивалось с финансовыми трудностями. Переход к бюрократии отодвигал его от управления на местах, приход капитализма в деревню разрушал традиционный сеньориальный порядок. Желая пополнить казну, государство во многих странах начинало отменять налоговые привилегии дворянства, но одновременно, стали разрешать дворянам заниматься предпринимательством.
В положении духовенства в XVIII в. изменилось немногое. А вот в третьем сословии верхний слой, буржуазия — городское непривилегированное население, не занимающееся физическим трудом, — богатела за счёт активизации торговли, развития мануфактур, а затем и фабрик, а на селе — за счёт капиталистической аренды. Во многих европейских странах она стремилась к приобретению земли, которая позволяла вести «благородный» образ жизни.
Увеличивалось и число бедняков. Разоряясь, крестьяне превращались в наёмных работников на селе или перемещались в города, где пополняли число слуг.
3. Для чего была нужна политика просвещённого абсолютизма?
В большинстве европейских стран происходит соединение идей Просвещения и абсолютизма. Европейские монархи осознавали необходимость модернизации экономической и политической системы общества. Однако стремление к увеличению налогов и распространению их на все сословия, к унификации подвластных им территорий, к построению эффективного государственного аппарата наталкивалось на сопротивление традиций: традиционных общественных институтов и форм пополнения казны, традиционных сословий и земельных отношений. На помощь монархам пришли идеи Просвещения, провозглашавшие отказ от традиций.
Просветители призывали к свободе, и просвещённые монархи не ограничились одной лишь свободой вероисповедания. Выводя народ из — под опеки церкви, проводя в жизнь идею верховенства закона, ограничивая власть сеньоров, просвещённые монархи способствовали развитию свободы личности. Во многих странах отменялись те нормы и институты, которые противоречили идее политической и экономической свободы: в Дании, Франции, Флоренции упразднили средневековые цеховые корпорации, в Швеции и Саксонии ввели свободу торговли, в Дании была отменена цензура. В наследственных землях Габсбургов и на Сицилии отменили крепостное право, в Дании помещикам запретили физические наказания крестьян, создали независимые от помещиков суды. Многие реформы были направлены на просвещение народа, развитие образования и культуры. В Пруссии и Баварии появились академии наук, в Австрии были созданы начальные школы, а средние и высшие учебные заведения полностью переходили под контроль государства. Итогом реформ просвещённого абсолютизма стала модернизация государственных институтов и экономики, укрепление государственной власти, усиление централизации, во многих странах они способствовали экономическому и культурному процветанию.
4. В какой стране реформы были реализованы наиболее полно?
Реформы были реализованы наиболее полно в Пруссии.
Активнее всего эти реформы проходили в наиболее отсталых странах.
1. Что послужило причиной складывания наций?
Для многих европейских государств одной из важных проблем было отсутствие внутреннего единства. Исторически они складывались как ряд территорий, объединённых в результате браков, присоединений, завоеваний — на совершенно разных условиях и нередко с сохранением прежних прав, вольностей, представительных органов. Жители этих провинций ощущали свою историческую и культурную обособленность. Порой изначально разные страны объединяла только личность монарха: так, к примеру, складывалась Испания. И всё же в ряде стран к XVIII в. появился мощный объединяющий фактор — национальное самосознание: их население постепенно осознавало себя единой нацией.
2. Каковы были последствия этого явления?
Складывались европейские нации: английская, французская, немецкая, итальянская. Складывались они по — разному, для одних важнее оказывалась единая вера, для других — единый правитель, у третьих возникало представление об особом национальном характере. Таким образом, народы могли иметь разную веру и при этом считать себя нацией или иметь одного монарха, но относить себя к разным нациям.
3. Чем национальное государство отличается от существовавшего до него? Запишите ответ в тетради в виде таблицы.
4. Используя Интернет и другие источники, подготовьте рассказ о реформах просвещённого абсолютизма в одной из стран.
Реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии и Австрии и в других немецких государствах
В 50 — 80 — е годы XVIII в. почти вся Европа была охвачена движением за реформы. Как уже отмечалась, в немецких государствах царили идеологические концепции Просвещения, которые были востребованы политикой просвещенного абсолютизма. Австрийский вариант просвещенного абсолютизма — йозефинизм — отличается безоговорочным приоритетом практики над теорией.
Начало реформ просвещенного абсолютизма в Пруссии относится к 1740 г., когда на престол вступил Фридрих II (17401786), вошедший в историю под именем Великого, философ, литератор, оставивший после себя 30 — томное литературное наследие. Фридрих рос под влиянием французской образованности и прусского милитаризма. Любовь к французской философии и литературе в какой — то момент настолько овладела юным принцем, что в 1730 г. он попытался бежать из Пруссии в Англию. Попытка закончилась неудачей, его чуть не отстранили от наследования престола, сослали в крепость Кюстрин, где Фридрих на собственном опыте познакомился с жесткостью прусской бюрократической машины.
Первые реформы Фридриха II вызвали в Европе сенсацию. Казалось, что в Пруссии началась новая эпоха: было объявлено о восстановлении Академии наук, отменялась цензура, устанавливалась веротерпимость. Но в королевстве сохранился культ армии, которая занимала третье место по численности в Европе, и на нее расходовалось от 70 до 80 % бюджета страны. Фридрих Великий вел две войны: за австрийское наследство (1740 — 1748) и Семилетнюю (1756 — 1763). Он сам был первоклассным полководцем. В плане приращения территории королевства особенно удачной была первая война, в результате которой Пруссия обрела Силезию.
Но там, где не затрагивалось существо Старого порядка, Фридрих Великий охотно вступал на путь, указанный философами XVIII в. В области экономики он продолжал проводить меркантилистскую политику: ввозимая готовая продукция облагалась высокими таможенными пошлинами, а после Семилетней войны был запрещен импорт около 500 наименований товаров. О свободе предпринимательства говорить не приходится: продолжалась мелочная опека мануфактур, общепрусский рынок создан не был.
Затронуты были реформами просвещенного абсолютизма Бавария и Саксония. Принципы Просвещения стали востребованными в Баварии после неудачной Войны за австрийское наследство, а в Саксонии — после Семилетней войны. В Саксонии была введена свобода торговли, отменены монополии, проведена перепись населения, упорядочена деятельность администрации, обновлены школы и академии. В Баварии заинтересованность реформами выказывал курфюрст Максимилиан III. Были проведены финансовая реформа, перепись населения, разработаны и приняты гражданский и уголовный кодексы, создана Баварская Академия наук, но принципы естественного права нигде в полной мере осуществить не удалось.
Многие германские правители, отдавая дань модным веяниям, становились покровителями сельского хозяйства, ремесел, торговли, образования. Просветительские реформы начались в 40 — е годы и в державе Габсбургов. Здесь они отличались особым размахом и последовательностью.
Война за австрийское наследство обернулась для Габсбургов не только потерей Силезии: она выявила плачевное состояние Австрии. Королева Мария Терезия (1740 — 1780) с энергией взялась за восстановление международного престижа страны. Она была настроена решительно, заявляя, что отдаст последнюю юбку, но вернет Силезию. Добиться этого так и не удалось, но Мария Терезия начала целую серию важных внутренних реформ. Страна была разделена на 37 военных округов и на основе списков населения была введена пожизненная служба в армии. В рамках финансовых преобразований устанавливался всеобщий подоходный налог, вводился подушный налог, размер которого определялся в зависимости от размеров имущества. Предпринимались усилия для упорядочения денежного обращения, а в 1760 г. впервые были напечатаны бумажные деньги. Реформа государственного аппарата усиливала централизацию и упорядочивала системы учета и контроля. Произошло отделение юстиции от администрации и политических дел, учреждался высший орган правосудия. Мария Терезия проводила протекционистскую политику: она поддерживала мануфактурное производство и разрушала цехи, запретив в 1755 г. создавать новые цехи и разрешив выход из них.
Просветительские тенденции переплетались со стремлением не допустить свободомыслия в духовной жизни. В 1752 — 1757 гг. из Верхней Австрии были изгнаны протестанты. Одновременно королева усилила давление и на католическую церковь, введя предварительную цензуру на папские указы и оттеснив иезуитов от руководства университетами, что позволило прийти туда ученикам Лейбница и Вольфа. Официально протестанты были допущены в университеты в 1778 г. Но реформа университетского образования предусматривала также назначение монархом профессоров, а вместо избираемого декана — директора как контролера. Никак не была ограничена цензура и в области печати. Среди запрещенных книг в 1750 г. значилось и произведение Монтескье «О духе законов». Но по мере ослабления влияния иезуитов все меньше запретов оставалось в области печати.
В 1764 г. последние иезуиты были изгнаны из Австрии. Официально Папа распустил этот орден в 1773 г., тогда же он был запрещен и в Австрии. В 1774 г. был принят закон о школьной реформе: в городах и селах открывались начальные школы, которые финансировались государством.
Император Священной Римской империи германской нации Иосиф II занимал австрийский престол с 1780 по 1790 г. В историю этот период вошел как «бешеное десятилетие», а сам монарх — как «революционер на троне». Иосиф II с большим пиететом относился к французским просветителям, он проникся идеями физиократов, хотя и от принципов меркантилизма также не отказывался.
Объективно реформы Иосифа II усиливали роль государства, но для короля это не было самоцелью. Он полагал, что только с помощью сильного государства может быть проложен путь к идеалам Просвещения. В первую очередь король стремился освободить церковь от папства и усилить роль государства в церковных делах. Эта политика привела в итоге к утверждению в Австрии йозефинизма. 13 октября 1781 г. был принят патент о веротерпимости, который отменял различия в гражданских и политических правах между католиками и некатоликами. Но права других церквей не приравнивались к католической: лютеранам, кальвинистам, православным разрешалось открывать церкви только там, где их было больше 100 человек: их церкви должны быть без колоколов и без входа с улицы. В отношении сект Иосиф проявлял строгость. Некоторые права были предоставлены евреям: им разрешили заниматься ремеслом и поступать в университеты.
Король стремился освободить католическую церковь от внешних влияний. Все монахи подлежали надзору австрийских епископов, права монастырей были ограничены, запрещен постриг лицам, не достигшим 24 лет, а также тем, кто не имел свидетельства об окончании нормальной школы. Указ от 12 января 1782 г. положил начало секуляризации монастырей, в которых монахи не занимались полезным трудом. На основании этого указа в Австрии было ликвидировано около 400 монастырей, казна получила недвижимость и наличные деньги. Этот указ — проявление компромисса, который в итоге был скорее выгоден государству.
Идеалом для Иосифа II являлось французское унитарное государство, и он стремился превратить габсбургскую монархию в централизованное государство с единой нацией, поэтому хотел уничтожить все остатки сепаратизма не только в собственно австрийских землях, но и в Чехии, и даже в Венгрии. Он отказался признавать Чехию и Венгрию отдельными королевствами, приказал доставить их короны в Вену, где Иосиф и короновался. За годы его правления государственное собрание Венгрии не созывалось ни разу. В 1782 г. в Австрии были упразднены 12 земель и вместо них создано 6 земель, в 1785 г. вся Венгрия была поделена на 10 округов с королевскими комиссарами во главе, такая же реформа осуществлена в австрийских Нидерландах (Бельгии). С 1 октября 1788 г. запрещался созыв сословных ландтагов, исключение допускалась только в случае получения специального разрешения.
Вершиной настойчивой централизаторской политики Иосифа II являлся декрет от 18 мая 1784 г., который обязывал вести все делопроизводство на немецком языке, а все чиновники должны были до 1 ноября этого же года научиться языку. С 1787 г. немецкий стал языком преподавания в средней и высшей школах, хотя сам Иосиф II предпочитал для общения и чтения французский язык. В интересах централизации было реформировано высшее государственное управление. Число членов Государственного совета уменьшилось до четырех, укреплялась полиция, вырос бюджет тайной полиции, хорошо оплачивалась тайная агентура. В 1789 г. было создано министерство полиции, которое стало полностью бесконтрольным.
Как просвещенный правитель Иосиф II постарался смягчить цензуру, был пересмотрен каталог запрещенных книг: если при Марии Терезии в нем было 4476 названий, то в новом — всего 900, в том числе некоторые произведения Юма, Вольтера, Гете, Клопштока, Мирабо, Лессинга. Запрещалась порнографическая литература, книги, содержащие различные предрассудки, колдовство, а также атеистическая литература. В 1786 г. было разрешено печатание книг без предварительной цензуры и тогда же исключено из каталога запрещенных книг произведение Гете «Страдание юного Вертера».
Просветительская политика распространялась в основном на начальную и среднюю школу. Иосиф II ввел обязательное семилетнее образование. Если кто — то из подданных отказывался посылать своих детей в школы, то был вынужден платить двойной налог на образование. Все школы были государственными, частные и общественные учебные заведение закрывались. К концу правления Иосифа II школы посещало 208588 детей из 730000, больше, чем в любом другом государстве того времени. В школах запрещалось применять розги. К высшим учебным заведениям Иосиф II относился с опаской, а интеллигенции не доверял. Король полагал что университеты — это учебные заведения для подготовки чиновников, а не научные центры. Поэтому были закрыты все университеты за исключением двух — Венского и Пражского, остальные — превращены в лицеи.
В социально — экономической области яркая страница правления Иосифа — отмена крепостного права. 1 ноября 1781 г. отменялась крепостная зависимость крестьян в Чехии, Силезии, Галиции, позже его действие распространялось на Штирию, Каринтию, Крайну, Венгрию, Трансильванию. Закон объявлял крестьян подданными монархии, что означало выход их из подчинения дворянству. Дворяне проявили недовольство, особенно в Трансильвании, где в 1784 г. вспыхнуло восстание, но потерпело поражение. В 1789 г. барщина была заменена денежной компенсацией землевладельцу. Крестьяне стали свободным сословием: они могли уходить в город, заниматься ремеслом, заключать сделки, вступать в брак. Однако выкуп земли осуществлялся только по договоренности с помещиком. Эти реформы серьезно затрагивали интересы дворянства, но высшие сановники не пострадали.
Просвещенная политика Иосифа в области образования, церкви имела огромное значение для истории всей Европы. Объективно его реформы вдохнули новые силы в государственные структуры габсбургской монархии, но после смерти «революционера на троне» плавно сошли на нет.
В целом, политика просвещенного абсолютизма в Австрии, Пруссии и других германских государствах дала серьезный толчок социально — экономическому, политическому и культурному развитию. Однако ее результаты оказались недостаточно масштабны, чтобы предотвратить угрозу государственному суверенитету в период наполеоновских войн.
5. Сравните реформы просвещённого абсолютизма в различных странах.
Основные реформы, которые были общими для европейских стран:
реформа управления. В эти века многое изменилось в принципах управления государствами. Были созданы представительные народные органы. Они назывались по — разному, но все они были необходимы для ограничения королевской власти. Многие монархи Европы перестали быль самодержцами, их власть была ограничена властью представительных органов;
важную роль играла образовательная реформа. Получение образования стало более доступным. Власти необходимы были образованные рабочие и мастера. В условиях активной промышленной индустриализации именно квалифицированные рабочие становились главными фигурами на заводах.
Таким образом, были проведены реформы систем управления, изменения затронули армию и образование. Данные реформы изменили жизнь многих людей. Они сформировали принципы жизни европейцев, которые являются актуальными и сегодня.
Из книги аббата Э. — Ж. Сийеса «Что такое третье сословие?» (1789)
1. Как Сийес доказывает ненужность привилегированных сословий?
Автор говорит о том, что третье сословие выполняет девятнадцать двадцатых любой деятельности с той лишь особенностью, что на него возложено все, что есть в ней самого трудного и от чего отказывается привилегированное сословие. Одни только доходные и почетные места заняты членами привилегированного сословия. Привилегированные не только не приносят пользы народу, но ослабляют его и вредят ему.
2. Как вы считаете, к каким переменам в обществе призывал автор?
Кем желает быть третье сословие? — ставит Сийес вопрос и отвечает на него весьма скромно: «чем — нибудь». «Но в стране, где духовенство и дворянство составляли меньшинство, а буржуазия, которая, отождествляла себя со всем остальным «народом» и олицетворяла собою поэтому самое понятие «нации», исчисляла себя десятками миллионов, в такой стране и при таких обстоятельствах» это скромное «чем — нибудь» должно было в самом процессе борьбы измениться весьма решительно и замениться желанием быть «всем». Так оно и случилось.
Из текста императора Леопольда II «Изложение политических принципов» (1790)
1. Как Леопольд II в новых условиях видел права и обязанности государя?
Он считал, что государь есть лишь уполномоченный народа, он им поставлен и ему должен посвящать все свои заботы, труды и бдения; что каждая страна должна иметь основной закон или договор, заключённый между народом и государем, который ограничивает влияние и власть последнего; что если государь не держится закона, он фактически отказывается от своего места, которое было ему даровано при этом условии, и что ему больше не обязаны подчиняться; что исполнительная власть должна принадлежать государю, однако законодательная народу и его представителям, и что народ при каждой смене монарха вправе выставлять новые условия. Государь не вправе прямо или косвенно вмешиваться в суды гражданские и уголовные, определять их форму и наказания. Монарх должен каждый год давать народу точный отчёт об использовании общественных доходов и финансов.
2. Какие идеи эпохи Просвещения вы видите в словах императора?
— равенство всех людей не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми;
— исторический оптимизм — веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.