как включить адрес в фиас
Вход в ФИАС на официальном сайте fias.nalog.ru
Федеральная информационная адресная система (ФИАС) была создана в 2011 году на замену устаревшего КЛАДР. В базе хранятся и постоянно обновляются адреса объектов, расположенных по всей территории РФ. Скачать и установить её может каждый житель страны. Ей основная цель — унифицировать структура адресной информации, сделать её единообразной, доступной и удобной в использовании.
В основном ФИАС устанавливают организации, оказывающие государственные и муниципальные услуги. В обзоре мы подробно расскажем о самой базе и её структуре. А также Вы узнаете, как зарегистрироваться на сайте ФИАС и о возможностях личного кабинета.
Что такое ФИАС и преимущества системы?
По своей сути ФИАС — это большая бесплатная база данных, содержащая в себе наименование регионов, областей, населённых пунктов, улиц, номеров домов. С её помощью можно узнать:
Базой пользуются не только госорганы, но и граждане при получении услуг. Например, у Вас частный дом и нужно подвести к нему газ, но в системе ФИАС такого адреса не зафиксировано. Следовательно, получить услугу не получится пока, данные не будут внесены корректно. Для этого потребуется оформить бесплатную заявку в орган местного самоуправления и дождаться обновления информации.
В отличие от КЛАДР в сервисе ФИАС данные строго систематизированы и нет дублированных документов, а соответственно не возникает путаницы.
Справка! Актуальная и работающая база ФИАС находится только на сайте налог ру, так как принадлежит Федеральной налоговой службе. На других ресурсах можно наткнуться на некорректные и устаревшие сведения.
Всю базу ФИАСМО можно условно разделить на два блока: адресообразующий и адресный объект.
Наименование блока | Содержание |
---|---|
Адресообразующий | ● Глобальный уникальный идентификатор ● Наименование ● Код объекта, к которому он относится: региона, района, автономии, города, населенного пункта, улицы ● Почтовый индекс ● Коды ОКТМО и ОКАТО ● Номера ИФНС ● Информация об изменениях записи |
Адресный объект | ● Идентификатор адресного объекта и родительского адресообразующего элемента ● Признак строения (дом, корпус, строение и т. д.) ● Почтовый индекс ● Коды ОКТМО и ОКАТО ● Номера ИФНС ● Информацию об изменении записи адресного объекта |
Внимание! Обновление в ФИАС проходят еженедельно. Таким образом, достигается актуальность введённых в базу сведений.
До внедрения ФИАС пользователи использовали данные из КЛАДР. Преимуществами же нового сервиса стали:
Регистрация в адресной системе ФИАС
Регистрация личного кабинета в системе ФИАС необходима для подачи заявки. При этом нужно учитывать, что потребуется браузер Internet Explorer с версией выше 9-й. Получить результат можно в любой налоговой инспекции в распечатанном или электронном виде. Готовность документов составляет пять дней.
Важно! С помощью сервиса ФИАС нельзя узнать информацию о собственнике объекта.
На официальном ресурсе в форме авторизации, расположенной в правой части, внизу перейдите по ссылке “Регистрация”.
В форме регистрации представлено два блока: для физических и юридических лиц. Заполняем все поля в соответствии со своим статусом. Например для граждан нужно указать:
В нижней части регистрационной формы установите постоянный пароль от личного ка кабинета ФИАС. В нём должны быть прописные и строчные буквы, написанные кириллицей или латиницей, цифры и символы. Для подтверждения, что Вы не робот, повторите символы с капчи.
Настройка Криптопро ЭЦП
Сертификат подписи позволяет ставить электронную подпись на документах и имеет юридическую значимость. Для использования ЭЦП необходимо настроить криптопро. Алгоритм действий следующий:
Справка! На официальном сайте ФИАС Вы можете пройти бесплатное тестирование на выявление ошибок при работе с ЭЦП.
Вход в Федеральную информационную адресную систему (ФИАС)
После регистрации личного кабинета можно входить в него через специальную форму. Сделать это можно несколькими способами и о каждом из них мы подробно расскажем ниже. Так Вы сможете выбрать наиболее удобный для себя вариант.
Войти по логину и паролю
На странице авторизации справа в форме в верхнем поле укажите логин, а в нижней — пароль, установленные при создании аккаунта. Обычно в качестве логина используется адрес электронной почты.
Вход в личный кабинет через ЕСИА
В настоящее время из формы авторизации убрана возможность входа через имеющийся подтверждённый аккаунт на ЕСИА Госуслугах. Возможно, что в ближайшее время данный сервис будет опять доступен.
Войти в систему с помощью электронных средств
Под электронными средствами подразумевается ЭЦП. Перед первым входом нужно установить Криптопро на рабочий компьютер и настроить его. А при авторизации достаточно сперва установить ЭЦП и затем перейти на страницу ФИАС, где внизу выбрать строку “Войти с помощью электронных средств”.
Появится окно со списком сертификатов,в котором нужно определиться с подходящим вариантом.
Важно! В сертификате содержится вся информация о Вашей организации. Поэтому корректно выбирайте его, чтобы при составлении заявки правильно подкреплялись сведения.
Как войти в ФИАС при помощи ЭЦП?
Электронная цифровая подпись пользователя относится к электронным средствам. о том как войти в личный кабинет с её помощью мы подробно рассказали выше.
Возможности личного кабинета
В личном кабинете ФИАС могут работать физические и юридические лица. Возможности сервиса позволяют:
Заявки в ФИАС
Основная функция личного кабинета ФИАС — оформление заявок на получение выписки об адресе или обобщённой информации об объекте. На главной странице аккаунта в верхнем поле перейдите в раздел “Заявка в ФИАС”.
На открывшейся странице физическим лицам открыт доступ только для оформления выписки по конкретному адресу или на нежилой объект. А вот вносить изменения или аннулировать запись могут только госорганы при входе по ЭЦП.
Выписка об адресе
В разделе “Заявка в ФИАС” в списке выберите нункт “Выписка об адресе” и внизу перейдите по кнопке “Далее”.
Открывается сама форма заявки, где в верхнем блоке нужно выбрать способ получения документа и вид объекта. Бесплатно можно оформить только получение на электронный адрес, а остальные способы платные и стоимость зависит от того, кто подаёт заявку.
Во втором блоке сперва определитесь с территориальным делением: административное или муниципальное. Ниже в поле начинайте вводить адрес объекта или выбирайте значения из списка ниже.
На следующем этапе укажите тип заявителя: физическое или юридическое лицо, представитель (действие по доверенности). Ниже автоматически из личного кабинета подтянутся персональные данные. Дополните их паспортными данными и номером контактного телефона.
В нижнем блоке загрузите сканы документов и доверенности для подтверждения личности. При необходимости здесь также можно распечатать бумажный вариант поданного заявления.
Заявки в муниципалитеты
Вы можете подать заявку в муниципалитет на добавление или аннулирование адреса объекта. Если это делать через личный кабинет ФИАС, то потребуется квалифицированная подпись, то есть ЭЦП. В разделе “Заявка в ФИАС” выберите один из подходящих вариантов, например, добавление адреса.
Заполнение формы идёт по порядку сверху. В первом блоке указываете способ получения ответа, вид объекта и причину присвоения адреса. В “Примечании” можно дать свой комментарий, если это необходимо. Обязательно выберите право собственности и тип владельца.
Ниже форма стандартная, где потребуется ввести сведения из паспорта и дать своё согласие на обработку информации. При переходе на следующий этап нужно подписать документ с помощью ЭЦП.
Скачать базу адресов ФИАС
Есть возможность скачать базу адресов на официальном сайте ФИАС без входа в личный кабинет. В этом случае файл будет иметь данные по всем регионам страны. Обычно ими пользуются предприниматели для составления отчётности.
На главной странице перейдите в раздел “Поиск”. На открывшейся странице опуститесь в самый низ и кликните по ссылке “Скачать базу данных”.
На открывшейся странице можно ознакомиться с описаниями форматов документов, а ниже выбрать вариант самой базы и скачать его на свой компьютер.
Проблемы в работе системы
Несмотря на то, что система работает уже несколько лет, всё же пользователи сталкиваются с некоторыми проблемами. Рассмотрим самые основные и возможные пути решения.
Внимание! Если у Вас возникла проблема при работе с сайтом ФИАС, то воспользуйтесь онлайн-формой для обращения в техподдержку.
Часто задаваемые вопросы
При работе с порталом налог ру, а именно платформой ФИАС, нередко у пользователей возникают вопросы. Вы можете получить консультацию в ФНС, но мы предлагаем ознакомиться с развёрнутыми ответами на часто возникающие вопросы.
Как узнать код по ФИАС адреса регистрации?
В Государственном адресном реестре (ГАР) каждому объекту присваивается уникальный идентификатор или по другому адресный код. Это позволяет систематизировать данные в ФИАС, а в самом коде содержится информация о нахождении объекта недвижимости, его состоянии, принадлежности к типу и прочее.
После оформления запросы приходит ответ, в котором помимо общей информации есть код адреса регистрации. Он формируется по стандартам GUID и состоит из набора латинских букв и символов.
Как получить выписку из реестра адресов?
Сроки и тарифы для получения выписки
Если выписка запрашивается на электронную почту, то услуга оказывается абсолютно бесплатно. В остальных случаях установлены следующие тарифы:
Сроки готовности документов не более 5 рабочих дней.
Оплату нужно произвести по следующим реквизитам:
ОКТМО | 46757000 |
КБК | 18211301060016000130 |
Получатель платежа | УФК по Московской области (Межрайонная ИФНС России №10 по Московской области) |
ИНН/КПП | 5034017940/503401001 |
Банк получателя | ГУ Банка России по ЦФО |
БИК | 44525000 |
Счёт | № 40101810845250010102 |
Телефон горячей линии ФИАС
В том случае, когда возникают проблемы в работе сайта ФИАС, нужно обращаться в техподдержку через форму обратной связи. Телефона службы поддержки у адресного сервиса не существует.
В бланке обязательно выберите свой регион проживания, подробно и поэтапно опишите проблему, а также укажите дату и время её возникновения. Вы также можете прикрепить скриншот экрана, чтобы специалист могут наглядно увидеть, о чём Вы говорите. Не забудьте указать электронную почту, на которую придёт ответ.
По иным вопросам обращаться нужно в Федеральную налоговую службу. Для этого можно воспользоваться официальным ресурсом, где создать онлайн-обращение от лица руководителя организации или как гражданин.
Вы уже пользовались официальным сайтом Федеральной информационной адресной системы? Тогда мы просим Вас поделиться своим опытом и подробно рассказать о плюсах и минусах сервиса. Ваш комментарий позволит нам и другим пользователям составить полное представление о возможностях личного кабинета ФИАС.
Хотим изменить юридический адрес ООО, но нового юр.адреса нет в ФИАС. Налоговая отказывает в регистрации. Как добавить адрес в ФИАС?
Вопрос: Хотим изменить юридический адрес ООО, но нового юр.адреса нет в ФИАС. Соответственно, налоговая отказывает в регистрации. Как нам добавить адрес в ФИАС?
Ответ: На основании заявления о присвоении адреса объекту недвижимости орган местного самоуправления регистрирует адрес, актуализирует данные в ФИАС, либо передает данные в налоговую службу для внесения в ФИАС.
Из-за отсутствия адреса в базе ФИАС налоговая инспекция не может отказать компании или предпринимателю в госрегистрации (Письмо ФНС России от 22.08.2014 N ЗН-4-1/16666@). Предусмотрена обязанность налоговой службы при выявлении отсутствия адреса в ФИАС направлять уведомление в орган местного самоуправления. Недостающие сведения вносятся в срок не позднее чем десять дней со дня получения уведомления. См. п. 1.
3. Органы местного самоуправления
2) размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.
Оператором ФИАС является налоговая служба, которая вносит в систему сведения об адресах и исправляет их на основании данных, полученных от органов местного самоуправления, а также Росреестра, Почты России и др. (ст. 4, подп. 2 п. 1 ст. 5 Закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства от 29.04.2014 N 384).
Таким образом, выявление территориальным органом ФНС России факта отсутствия информации об адресе в государственном адресном реестре не может являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Нет. Факт отсутствия информации об адресе в государственном адресном реестре не может являться основанием для отказа инспекции в регистрации компании.
Обоснование: О том, что именно территориальный орган ФНС совместно с уполномоченным органом проводит работу по уточнению адреса либо его внесению в ФИАС, сказано в Письме ФНС России от 22.08.2014 N ЗН-4-1/16666@.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах регулирует Федеральный закон от 28.12.2013 N 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу 1 июля 2014 г.
При этом в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» указано, что органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя при предоставлении государственной услуги действий, в том числе согласований, необходимых для получения этой услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации.
2. Возможно оспорить отказ.
Категория: Споры, связанные с внесением изменений в ЕГРЮЛ.
Требования: О признании недействительным решения регистрирующего органа об отказе в регистрации изменений в учредительные документы, об обязании устранить допущенное нарушение прав.
Обстоятельства: Основанием для отказа в регистрации послужил вывод о недостоверности представленных в регистрирующий орган документов, в которых отсутствуют сведения о детальных элементах адреса постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а также о регистрации поименованного в заявлении адреса в Федеральной информационной адресной системе.
Ответ: В настоящее время отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией ФИАС, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах регулируются: Федеральным законом от 28.12.2013 N 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 N 384 «Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2015 N 492 «О составе сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.04.2015 N 68н «О порядке и способах предоставления сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе»; Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2014 N 118н «Об установлении размера платы, взимаемой за предоставление содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах в случае предоставления их на бумажном носителе и за предоставление обобщенной информации, полученной в результате обработки содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также порядка взимания такой платы»; Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2014 N 146н «Об утверждении форм заявления о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса».
Как заполнить адрес в формах на регистрацию ООО и ИП по ФИАС
С 25 ноября 2020 года заявления на регистрацию организаций и ИП нужно подавать по формам из приказа ФНС от 31 августа 2020 года № ЕД-7-14/617@. Изменения связаны, в частности, с новыми требованиями к отражению адреса в регистрационных заявлениях Р21001, Р11001 и других. Разберемся, как заполнить адрес по новым правилам.
Новые требования к адресу
Адрес в формах для регистрации бизнеса теперь следует указывать в том виде, в котором он фигурирует в Государственном адресном реестре (ГАР). Такое правило содержится в пункте 14 Требований к оформлению заявлений (Приложение № 13 к приказу № ЕД-7-14/617@). Аналогичное условие действует не только для Р11001 и Р21001, но и при заполнении других новых форм, например, заявления ИП на приобретение патента.
Что же изменилось? Ранее адреса указывались в соответствии с административно-территориальным делением России, теперь же это следует делать в соответствии с муниципальным делением. При написании в формате ГАР адрес содержит больше элементов, чем в привычном виде (как он обычно отражается в документах). Примеры различий в написании адреса объекта показаны ниже.
Как видно, набор элементов адреса по новому и по старому вариантам написания может быть разным. Особенно хорошо это заметно в Примере 1: весьма простой адрес, состоящий из улицы и номера дома в формате административно-территориального деления, превратился в сложный адрес в формате муниципального деления.
Кроме того, согласно приказу от 5 ноября 2015 года № 171н, существуют правила сокращения адресных объектов. Последние дополнения в этот документ вносились в марте 2020 года. В частности, появились новые сокращения элементов: «Муниципальный округ» (м.о.) и «Городской округ с внутригородским делением» (г.о. вн.д.). Эти изменения также учтены в требованиях к заполнению новых бланков для регистрации бизнеса.
Как правильно указать адрес
На сайте ФНС размещена Федеральная информационная адресная система (ФИАС), которая формирует адрес в формате ГАР. Чтобы понять, как правильно заполнить адрес в заявлении, нужно найти его в этой системе. Алгоритм следующий:
Скорее всего, система сразу сможет определить точный адрес, но бывает иначе. Как заполнить строку, если конкретный дом не находится? Возможно, допущена ошибка в указании типа элемента (дом, владение, строение и так далее). Следует ввести адрес вовсе без номера здания – только улицу и населенный пункт, а далее во вкладке «Здание (Сооружение)» из списка всех строений выбрать нужное:
Что еще необходимо знать
Следует учесть, что в документах – паспорте, свидетельстве на право собственности и прочих – адреса написаны в старом формате. Однако и в форме Р11001, и в форме Р21001 теперь необходимо указывать адрес так, как он записан в ГАР.
Что касается написания последних элементов адреса (этаж, помещение, квартира или офис), то требования к ним не установлены. Но нужно учитывать список допустимых сокращений из упомянутого выше приказа № 171н. В частности, «офис» не сокращается, «помещение» сокращается до «помещ.», комната – до «ком.» и так далее. Например, если в качестве адреса указано помещение 6 на втором этаже здания, то образец адреса в форме 11001 будет выглядеть так:
Есть нюанс для адресов, которые расположены в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, а также в городе Байконур. Поле «Населенный пункт» для таких объектов заполнять не нужно. После формирования документов для регистрации ООО в поле «Место нахождения юридического лица» будет отражен только код региона. Это соответствует требованиями к заполнению заявления.
Итак, мы рассказали о том, как правильно заполнить адрес в формах Р21001 и Р11001. Знать и исполнять новые требования очень важно, ведь иначе будет получен отказ в регистрации бизнеса.
ФИАС: особенности, этапы перехода и обязательность применения
ФИАС: что это такое
Федеральная информационная адресная система (ФИАС) была создана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1011-р и начала работать уже с 01.11.2011 года. До этого времени в целях систематизации информации об адресах использовался КЛАДР – классификатор адресов, разработанный ФНС России исключительно в налоговых целях.
В ФИАС вносятся сведения обо всех имеющихся на территории России адресах, а также о реквизитах документов о присвоении, изменении и аннулировании этих адресов (ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе…»).
Сведения об адресах включают в себя следующую информацию:
Также в ФИАС представлены присвоенные объектам коды ОКТМО и коды ОКАТО.
Информация об адресах в ФИАС постоянно актуализируется и дополняется. В случае изменения или аннулирования адреса все ранее внесенные сведения об адресе сохраняются в ФИАС со статусом «архивная информация».
Предоставление сведений об адресах в электронном виде осуществляется бесплатно. Для получения сведений на бумажном носителе потребуется заплатить пошлину (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ).
Чем ФИАС отличается от КЛАДР
Главное отличие между этими двумя системами заключается в том, что КЛАДР – это сугубо ведомственная база данных, а ФИАС – общая для всех министерств, организаций и физлиц адресная система.
В КЛАДР используются формализованные наименования элементов планировочной структуры и элементов улично-дорожной сети. В ФИАС же содержатся официальные наименования всех этих элементов.
ФИАС содержит больше информации об объектах адресации, адреса в ней стандартизированы, а предоставление сведений конечному пользователю осуществляется в более удобной и детализированной форме.
В отличие от КЛАДР, в ФИАС добавлены такие весьма важные компоненты, как:
Для рядовых пользователей учетных программ (приложений) и их разработчиков основное различие между ФИАС и КЛАДР сводится к тому, что файлы первой адресной системы гораздо «тяжелее» файлов второй. Так, если файлы КЛАДР «весят» 300 Мб, то файлы ФИАС занимают уже 9 Гб файлового пространства.
Данное обстоятельство обуславливает следующие моменты:
Этапы внедрения ФИАС
Федеральный закон от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе…» вступил в силу с 1 июля 2014 года. С этого момента содержащиеся в ФИАС сведения об адресах стали обязательны для использования следующими субъектами:
Для организаций и ИП обязанности по использованию сведений, содержащихся в ФИАС, законом не установлено. Поэтому рядовые налогоплательщики по-прежнему могут пользоваться сведениями из КЛАДР (в случае их актуальности).
При этом ФНС России официально поддерживала и регулярно обновляла КЛАДР до 31.12.2017.
Но и сейчас ведомство по-прежнему регулярно выгружает ФИАС в формате КЛАДР и публикует его.
Организации и ИП могут использовать в отчетности не только коды по ФИАС, но и коды по КЛАДР. Форматы, передаваемые в ФНС, не требуют обязательного указания идентификатора адреса по ФИАС.
Единственным форматом, в котором требовался обязательный ввод идентификатора адреса по ФИАС, в январе 2018 года стал формат «Спецификации на обмен данными в электронном виде о нетрудоспособности и других сведениях…», используемый при оформлении документов на прямые выплаты пособий в пилотных регионах ФСС.
С 1 января 2018 года при заполнении данного формата нельзя было использовать коды из КЛАДР. Между тем, уже в ноябре 2018 года ФСС утвердил спецификацию версии 1.7.6, в которой изменилась обязательность полей. Вместо GUID из ФИАС появилась возможность передавать код того же адреса по КЛАДР.
Таким образом, в настоящее время среди форм отчетности, передаваемых в контролирующие органы, не осталось ни одной, где код по ФИАС был бы обязателен.
ФИАС в учетных решениях 1С
В программе «1С:Бухгалтерия 8» начиная с версии 3.0.37.25 в качестве источника адресной информации используется ФИАС. Вся линейка других современных программ 1С также поддерживает работу с ФИАС с 2014 года.
Проверка адреса по ФИАС доступна в разделе Администрирование – Общие настройки – Контактная информация.
ФИАС не поддерживается только в программах «старого поколения». К ним, в частности, относятся:
Вместо автоматической загрузки кодов ФИАС во всех этих программах предусмотрен ручной ввод адресов, без подсказок, автозаполнения и проверки корректности адресов.