как вы понимаете что такое конкурентоспособный специалист
7.1. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества вузовской подготовки
Качество подготовки выпускников высших учебных заведений, где критерием выступает профессиональная компетентность, рассматривается с позиции рекомендаций ЮНЕСКО. Сущность концептуальных требований к профессиональной компетентности сводится к расширению знаний, умений и навыков, необходимых непосредственно для повышения производительности труда, в сфере жизнедеятельности в целом. Замена понятий о чисто трудовых, производственных знаниях, умениях и навыках полной гаммой знаний, умений и навыков, в том числе требуемых для охраны и улучшения здоровья, демографического развития, сохранения и развития традиций и культуры, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды и снижения экологического риска для выполнения активной гражданской роли и конкурентоспособности на рынке труда, означает всесторонность учета интересов индивида и поддержание его в процессе развития.
Одной из характерных черт концепции компетентности человека является повышение роли субъекта в социальных преобразованиях и усовершенствованиях способности его понять динамику процессов развития и воздействия на их ход.
Эти требования профессиональной компетентности определяются образовательной политикой государства. На взгляд Д.В. Чернилевского, ключевым в образовательной политике современной и будущей России должно стать понятие свободы выбора. Но свободы, понимаемой разумно, свободы в выборе технологий, дифференциации путей и методов образовательной деятельности, ведущих к государственно, общественно и личностно значимым результатам, заложенным в виде образовательных ценностей и целей в соответствующих философско-образовательных парадигмах, политических доктринах и стратегических концепциях, а также в разнообразных образовательно-воспитательных стандартах.
Какой должна быть вузовская подготовка специалистов, чтобы обеспечить им возможность реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал, одновременно удовлетворяя потребности общества? Д.В. Чернилевский видит решение этого вопроса лежит в двух плоскостях:
определения требований к будущему специалисту со стороны самой личности, отдельных хозяйственных субъектов, государства и общества;
выбора идеализации образовательных технологий, соответствующих этим требованиям.
Система высшего образования развивается в настоящее время в контексте рыночных преобразований, поэтому становится возможным и необходимым применять к ее функционированию некоторые экономические категории, такие как «рынок», «товар», «спрос», «предложение», «конкуренция», «конкурентоспособность», «маркетинг».
Рыночный подход к специалисту. Среди разнообразных потребностей рыночной экономики интересуют, прежде всего, потребности в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии и самореализации личности, а также потребности отдельных предприятий, организаций и общества в целом в высококвалифицированной рабочей силе, в накоплении и использовании научно-технического и культурного потенциала.
В Российской Федерации понятие «конкуренция» юридически закреплено в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (22 мая 1991 г.), где она определяется как «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров в данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю «.
Применительно к деятельности вузов следует отметить, что в отличие от высокой степени монополизма в промышленности монополизм в системе высшего образования в нашей стране гораздо ниже. Это определяется тем, что число вузов как производителей образовательных услуг, учебно-методической и научно-технической продукции достаточно велико. В этой связи вузы вынуждены вести конкурентную борьбу за своих потребителей, в лице которых выступают абитуриенты (студенты).
Таким образом, в отношении деятельности по подготовке специалистов мы в большей степени имеем дело с рынком, характеризуемым превышением предложения над спросом, особенно для технических специальностей. Здесь в значительной степени условия диктуют «покупатели», т.е. абитуриенты и студенты, усиливая свое влияние на качество образовательных услуг и, в конечном итоге, на весь потенциал вузов. Поэтому вузы вынуждены соперничать как между собой за абитуриентов, денежные средства, материально-технические и информационные ресурсы и научно-педагогических работников, так и с предприятиями, предлагающими работу выпускникам школ, другими учебными заведениями, что заставляет их чутко реагировать на спрос и быстро адаптироваться к изменениям конъюнктуры.
Приходится констатировать, что динамика спроса на рынке труда на специалистов определенного профиля и квалификации в современной России вступила в противоречие с традиционно сложившейся их подготовкой, с номенклатурой специальностей и специализаций. Последнее проявляется, в частности, в том, что студенты хотят получить дополнительные к основным циклы дисциплин, приобрести дополнительные умения. Их интересы смещаются сейчас в область экономики, менеджмента, юриспруденции, иностранного языка.
Истоки этих интересов понятны, как, думается, понятно и то, что эта дополнительная подготовка (часто с дополнительной оплатой) плохо совмещается с жестко регламентированным учебным графиком традиционной подготовки. При этом следует отметить, что сложившаяся ситуация несоответствия спроса и предложения на рынке труда не есть явление уникальное в развитии системы образования. Периодически наблюдаются колебания спроса на специалистов со стороны как хозяйствующих субъектов, так и самих абитуриентов и выпускников. Эти колебания совпадают по времени (больше или меньше) с динамикой и направлениями развития экономики.
Однако в силу радикальности социально-экономических преобразований в стране сегодня разрыв между спросом и предложением велик как никогда. Что же касается активного прогнозирования потребностей в результатах деятельности высшей школы, то, как показывает анализ, намечавшаяся с начала 50-х годов тенденция несоответствия темпов подготовки научных и инженерных кадров темпам научно-технического прогресса продолжает иметь место и поныне.
В борьбе за выживание отечественные вузы вынуждены начать применять маркетинг как эффективное средство, успешно испытанное в течение последних 30-40 лет вузами развитых зарубежных стран. Д.В. Чернилевский определяет маркетинг как «предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена». При использовании маркетингового подхода к организации деятельности вузов необходимо, прежде всего, изучать и прогнозировать конъюнктуру.
Проведенный выше краткий анализ подхода к подготовке специалиста с точки зрения рыночной экономики дает основание исследовать комплекс качеств будущего специалиста, который бы позволял ему с учетом конъюнктуры рынка труда, собственных возможностей и потребностей эффективно конкурировать и реализовывать свой потенциал. Для вуза такой маркетинговый подход к организации собственной деятельности означает необходимость поиска и реализации технологии или технологий, которые обеспечивали бы будущему специалисту комфортное существование с точки зрения личностных и общественных целей развития. Это возможно, когда в образовательном процессе будет сознательно развиваться комплексная личностная потребность в соединении узкого профессионализма и универсализма.
В отличие от конкурентоспособности товара, оценку работе предприятия (вуза) дает не только потребитель (студент, выпускник, работодатель), но и сам производитель (профессорско-преподавательский состав, управленческий персонал). Именно они определяют, выгодно ли им при данных условиях создавать товар.
Заслуживают внимания применительно к учебным заведениям, общие факторы управления, которые дают конкурентные преимущества производителям:
Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
Близость предприятия к клиенту.
Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
Умение твердо стоять на своем.
Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
Умение быть одновременно мягким и жестким. Держать под жестким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные.
Четкость целей и ценностных ориентации.
Творческое отношение к делу.
Способность к риску.
Способность быть лидером.
Способность к непрерывному саморазвитию.
Способность к непрерывному профессиональному росту.
Стремление к высокому качеству конечного продукта.
Освоение и совершенствование профессионального мастерства.
Адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения.
Поддержание и укрепление здоровья и работоспособности.
Создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа.
Особое внимание в японской практике подготовки специалистов уделяется развитию такого качества, как целостность мышления. Во многом это объясняется принципиальными изменениями в подходе к работникам, что проявляется, в частности, в использовании принципов социального менеджмента. Наметилась тенденция перехода от » homo sapiens » (человека мыслящего, разумного) к » homo integrans» (человеку целостному). Предприятиям, в частности, вменяется в обязанность, т.е. они несут социальную ответственность за развитие работника, его самосовершенствование, например за овладение им социокультурными технологиями. Анализ такого подхода дает основание предполагать, что система подготовки специалистов должна ориентироваться на такой заказ общества и обеспечивать развитие подобных качеств во время учебы. В конечном итоге это и обеспечит выпускникам конкурентоспособность.
Изучение американского опыта также позволяет, как бы идя от противного, обнаружить сложившуюся модель эффективных сотрудников-профессионалов. Для руководителей предлагается определить эффективных сотрудников, ответив на следующие вопросы:
Кто редко отсутствует?
Кто хорошо работает без давления?
Кто постоянно выполняет работу высококачественно и в срок?
Кто с радостью приложит дополнительные усилия, если это потребуется коллективу?
Кому вы можете поручить работу, чтобы дело не стояло из-за чьего-либо отсутствия?
Кто не донимает других своими постоянными советами и руководством?
Кто работает столь же хорошо в отсутствие шефа?
Кто даст больше советов, чем создает проблем?
Кто помогает другим лучше выполнять их работу?
Кто постоянно стремится совершенствовать свою работу?
Кто сглаживает конфликты, способствует сотрудничеству и поддерживает моральное состояние?
Если использовать эту простую вопросную модель как базу для подготовки конкурентоспособной личности, то она будет выполнять функцию определенного социального заказа и вполне пригодна для ориентира в развитии таких качеств, как ответственность, коммуникабельность, эмпатия, стремление к саморазвитию, самостоятельность.
Базовые элементы модели конкурентоспособности будущего специалиста. Структура базовой модели подчиняется следующей логике: объекты освоения в процессе подготовки; требования к личностным качествам будущего специалиста; требования к умениям, навыкам и способам деятельности специалиста. Поскольку подробная разработка модели требует больше времени, данный вариант следует рассматривать как некоторую концепцию модели конкурентоспо-собности для использования ее конкурентными преподавателями в читаемых ими курсах.
Элемент 1. Объекты освоения в процессе подготовки (структура культуры специалиста):
Традиции, нормы, связанные с историческими способами жизнедеятельности человека, семьи, сообщества, государства.
Элемент 2. Требования к личностным качествам будущего специалиста:
Элемент 3: Профессиональные качества (см. табл. 7.1.).
Таблица 7.1.
Требования к умениям, навыкам и способам деятельности (в терминах действия)
Объект (субъект) воздействия
Умения, навыки, способы деятельности
Люди (межличностные роли)
Организовать процесс коммуникации
Создавать положительный эмоциональный фон при общении с людьми
Мотивировать, воодушевлять людей
Деятельность, принятие решений, структура (властные роли)
Организовать совместную рутинную и творческую деятельность
Организовать собственную деятельность
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях
Вести себя в условиях конкуренции
Пользоваться социокультурными технологиями Распределять и оценивать ресурсы для реализации поставленных целей
Информация (информационные роли)
Планировать деятельность (свою и чужую)
Проводить анализ, экспертизу
Разрабатывать и пользоваться документацией, типичной для профессиональной деятельности
Генерировать новые идеи
Представлять и передавать информацию
Поддерживать постоянный творческий рост и развитие
Пользоваться соответствующими техническими средствами
Конкурентоспособная профессиональная компетентность выпускников вузов на рынке труда в свете международных требований может быть достигнута при условии существенных преобразований системы высшей профессиональной школы. Наряду со сложностями бюджетною финансирования и недостаточным вниманием к высшему профессиональному образованию со стороны государства дают о себе знать недостатки самих механизмов управления, не срабатывающих при наличии противоречий между:
новизной в управлении учебным заведением и значительным отставанием в организации и качестве процесса обучения;
требованиями к подготовке конкурентоспособных специалистов и подготовленностью соответствующих педагогических кадров к ее осуществлению,
готовностью профессорско-преподавательского состава к творческой научно-педагогической деятельности и отсутствием условий для реализации своего потенциала
Из-за множества вопросов, возникающих в связи с переходом учебных заведений на новый хозяйственный механизм, с большей их самостоятельностью и ответственностью, педагогические инновации, стоящие на их пороге, многими не были поняты и приняты.
Анализ указанных предпосылок дает основание сделать вывод, что необходимо не простое совершенствование управления, а коренное преобразование его. Необходимо опережающее управление по сравнению с реальными процессами в деятельности учебных заведений.
В новых условиях управление функционирования должно быть заменено управлением развития, обеспечивающим гибкость и подвижность в выборе целей и принятии решений, в самой деятельности. Тогда учебные заведения становятся учебными заведениями развития (не функционирования). Мы солидарны с М.П. Сибирской [67] в том, что основными направлениями управления учебными заведениями развития должны быть следующие:
1. Целенаправленность.В условиях неопределенности социального заказа и отсутствия в полном объеме стандартов цели высшего профессионального образования могут казаться расплывчатыми, без ясных ориентиров и может быть нечетким управление. Однако социальный заказ определяется рынком. Каждое учебное заведение, осуществляя подготовку специалистов, выбирает для себя требования профессиональной подготовки, которые должны быть не ниже, а возможно даже выше приведенных в государственных образовательных стандартах. В соответствии с этими требованиями профессиональной компетентности выпускников вуз предусматривает для себя методическую и кадровую обеспеченность, нормативы, характер учебной и научно-производственной деятельности.
Механизмы же управления, обеспечивающие лишь запаздывающую реакцию, только «догоняют» само функционирование. При обеспечении развития вуза выбор целей и принятие решений должны опережать материально-техническое обеспечение, подбор кадров, организацию научно-производственной деятельности, информационно-предметное обеспечение современных педагогических технологий, управление качеством учебной деятельности.
3. Инновационная деятельность, в том числе создание новых типов учебных заведений. Здесь речь идет не о смене вывески, некотором изменении структуры управления и частичном совершенствовании обучения, а о качественно новом типе учебного заведения, обеспечивающего опережающее высшее профессиональное обучение и конкурентоспособность выпускников.
Новый тип учебного заведения выражен в его целях, новизна которых состоит в ориентации высшего профессионального обучения на подготовку конкурентоспособного, профессионально компетентного специалиста, готового к сотрудничеству и взаимопониманию людей. Это требует изменения содержания и технологий обучения и их дифференциации в зависимости от особенностей личностей и способностей обучающихся, а также от разных уровней обучения внутри одного и различных типов учебных заведений.
Статья на тему «Качества конкурентноспособного специалиста»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Проблема трудоустройства выпускников сегодня чрезвычайно актуальна. Система государственного распределения – ушла в прошлое. Сегодня молодой специалист сталкивается с довольно жесткими условиями рынка, из которых он не всегда выходит победителем. Ситуация трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования меняется год от года, и, к сожалению, не в лучшую сторону.
К факторам, усугубляющим в настоящее время проблемы занятости молодежи, можно отнести: низкий уровень заработной платы молодых специалистов; бесперспективность решения их социальных потребностей, прежде всего, возможности приобретения жилья; отсутствие практических навыков и недостаточная квалификация, несоответствие профиля полученной профессии, специальности потребностям рынка труда; превалирующая ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере, с установкой на высокую заработную плату и недостаточная информированность о тенденциях на рынке труда и навыков поведения на нем.
Программа начального и среднего профессионального образования базовой подготовки направлена на освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена. Влияние профессиональных и гражданских качеств выпускников училища при поступлении на работу рассматривается как должное, поэтому на сегодняшний день работодатель знает какие требования предъявлять молодому специалисту на рынке труда. Все выпускники образовательного учреждения должны соответствовать профессиональным и гражданским качествам заявленных работодателями, ведь они начинают свою трудовую деятельность впервые, и от того, как себя зарекомендуют, зависит многое на старте профессиональной карьеры.
Профессиональная деятельность выпускников в училище сопровождается как профессиональными, так и гражданскими компетенциями. Термин «конкуренция» имеет латинский корень, который обозначает «сталкиваться, соперничать, соревноваться». Следовательно, конкурентоспособный специалист имеет такие профессиональные и личностные качества, которые дают ему определенные преимущества перед другими кандидатами при приеме на работу. В чем же эти преимущества? Прежде всего, в активности самого специалиста, в поиске своей профессиональной «ниши», в стремлении к профессиональной социализации, под которой подразумевается процесс вхождения в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, а так же овладение стандартами и ценностями профессионально сообщества. Согласно данным социологических исследований работодатели отмечают, что для успешного трудоустройства молодых специалистов необходимо наличие как профессиональных, так и личностных компетенций. Сегодня работодатель ставит довольно высокую планку для соискателя, в том числе и молодым специалистам. У каждого предприятия свои требования, но часто они представляют собой большой список желательных качеств для своего потенциального сотрудника. Самыми основными: наличие опыта работы, профессионализм, умение применять полученные теоретические знания на практике, способность принимать решения. Естественно и понятно желание работодателей иметь у себя на работе грамотного, компетентного и ответственного сотрудника, но возникает вопрос: как же приобрести опыт и соответственно наработать профессионализм совсем еще молодому специалисту, «вчерашнему» студенту, если без опыта работы его не берут практически никуда?
Среди причин, мешающим молодым специалистам трудоустроиться, работодатели отмечают отсутствие профессионального опыта, высокие амбиции, несоответствие уровня профессиональной подготовки требованиям рынка труда, слабую мотивацию к труду, перенасыщение рынка труда специалистами данного профиля и др. Основы профессионализма закладывает в молодого человека общество, которое постоянно обучает его в течение всей жизни в разных формах профессионального образования. Но окончательно формирует и шлифует себя как профессионал сам человек, вырабатывая определенные для себя индивидуальные эталоны и стратегии профессионального поведения и развития. Профессионализм – это не только высший уровень знаний, умений и результатов труда специалиста в данной области, а определенная системная организация психики человека с определенной социальной направленностью, отношением к внешнему миру, к людям, к себе, к представлению о своем месте в профессиональной общности. Но, не смотря на профессиональные компетенции, у специалистов выпускников есть обязательная необходимость гражданских качеств, так как современный гражданин должен обладать: работоспособностью, трудолюбием, честностью, пунктуальностью, добросовестностью, ответственностью, внимательностью, выносливостью, сообразительностью, коммуникабельностью, находчивостью, аккуратностью, усидчивостью, энергичностью, активностью, решительностью, объективностью, вести здоровый образ жизни, и т. д.
Формирование и развитие профессиональных компетенций и гражданских качеств будущих специалистов осуществляется в образовательном процессе на всех этапах обучения: при изучении общего гуманитарного социально-экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, профессионального цикла, вариативного цикла в период учебной и производственной практики при помощи воспитательных приемов обучения.Модель выпускника той или иной специальности строится на основе модели специалиста (модели личности специалиста, модели трудовой деятельности специалиста, модели компетентности специалиста), современнойи прогнозируемой. Основными параметрами моделей служат: требования к специалисту, предъявляемые его рабочим местом и характером решаемых производственных задач; необходимые для его деятельности знания и умения; специфические социальные и психологические качества, обеспечивающие эффективность деятельности.
С учетом всех этих факторов необходимо сконструировать систему обучения и воспитания, в которой бы был предусмотрен обязательный развивающий эффект и возможность студентам приобрести опыт творческой профессиональной деятельности и опыт конструктивного профессионального общения, то есть конкурентоформирующее открытое образовательное пространство.
Личностные компетенции являются предельно важным аспектом при приеме на работу и при перемещении, продвижении сотрудников внутри организации и их развитии. Ситуацию с подготовкой молодых специалистов можно улучшить, если целенаправленно работать над развитием личных компетенций в учебном процессе. Специальные методики существуют и широко применяются – например, тренинги, которые предлагают психологические центры. Чтобы формировать конкурентоспособных специалистов, в учебные программы необходимо включить курсы по развитию личных компетенций, аналогичные курсам по самосовершенствованию в различных психологических центрах (управление эмоциями, тайм-менеджмент, коммуникативные навыки и др.).Разрушение действовавшей ранее системы государственного регулирования трудоустройства молодых специалистов заставило учебные профессиональные заведения взять под свой контроль процесс трудоустройства своих выпускников. В результате разрабатываются различные программы содействия трудовой занятости выпускников.
Наиболее благоприятной средой для этого является учебное заведение. Современный мир и российское общество претерпевают глобальные изменения, которые активно воздействуют на систему общественного образования, в том числе высшего, требуют от нее мобильности и адекватного ответа на задачи переживаемого периода. Динамика развития социума, как правило, побуждает человека к всестороннему развитию, а широта и гибкость профессиональной подготовки, творчество и умение решать нестандартные задачи становятся факторами общественного прогресса. Обучение в учебном профессиональном заведенииявляется важным периодом в жизни молодежи, в котором происходит профессиональное становление и завершается личностное самоопределение. Исходя из этого, учреждения профессионального образования призваны осуществлять не только подготовку специалистов, но и формирование, и развитие у студентов, вне зависимости от получаемой профессии, гражданских качеств. Гражданские качества являются предельно важным аспектом при приеме на работу и при перемещении, продвижении сотрудников внутри организации и их развитии.
Ситуацию с подготовкой молодых специалистов можно улучшить, если целенаправленно работать над развитием гражданских качеств в учебном процессе. Специальные методики существуют и широко применяются.
Конкурентоспособный специалист – это не только продукт производства учебного заведения, но и личность, обладающая определенными качествами. Когда речь идет о конкурентоспособности специалиста, то имеется в виду не только высокое качество результатов ее деятельности, но и ее способность выстоять и победить в конкурентной борьбе.
На формирование конкурентоспособного специалиста влияет его внутренняя среда, активность и потребность в саморазвитии и самореализации, способность к быстрому освоению нового дела, способность к самообразованию. Учебная и трудовая деятельность учащихся должны быть связаны, обучающиеся должна осознавать, что полученные знания необходимы в их деятельности на практике. Только в этом случае они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе.
Ильин Г. Проективное образование и становление личности // Высш. Образование в России 2010.- №4
Арановская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России, 2007.