как выглядели герои что автор подчеркивает в их внешности

срочно, и покороче.

Андрий и Остап — два брата, которые воспитывались одинаково. Они играли в одни и те же игры, получали одни и те же знания. Но, как говорится, не бывает одинаковых детей, так и здесь братья Остап и Андрий были совершенно разными. Уже в духовной семинарии, где мальчики получали свое образование и где в них закладывались духовные ценности, можно было увидеть отличия их характеров.
Так, давая кратко характеристику братьям, можно сказать, что старший Остап был добрым, прямодушным, верным товарищем, который никогда не предводительствовал, но и не выдавал шалости своих друзей. Это человек с твердым характером, для которого не были страшны розги. Все наказания Остап принимает с достоинством. Учится неохотно, и даже несколько раз убегает, пока отец не пригрозил ему лишением возможности попасть на Запорожскую Сечь. После этого парень взялся за ум и не хуже других закончил бурсу. Младший Андрий напротив, грызет науку с удовольствием, сама же учеба дается ему легко. Это мечтатель и романтик. Он любит ходить по улицам, любуясь окружающей красотой, он открыт для любви. В отличие от своего брата, он часто становится предводителем каких-либо затей, при этом всегда старается увильнуть от наказаний.

Разница характеров двух братьев проявилась, когда по сюжету парни с отцом попадают к казакам в Запорожскую Сечь. Два крепких, здоровых молодца, хорошего телосложения. Они были на хорошем счету, были отличными стрелками, физически развитыми воинами. И уже скоро у них появилась возможность проявить себя в бою. Сравнивая двух героев, мы видим в битве с поляками Остапа, который хладнокровно рассчитывает возможную угрозу. Все действия Остапа рассудительные, а его поведение спокойное. Ему удается найти выход из любой ситуации. Младший брат же бросается в битву с головой, обо всем забывая. Для него битва — наслаждение, для него свист сабли или пули, что музыка, которая опьяняет. Отец был горд сыновьями, и несмотря на то, что они были разными, видел в них отважных казаков. Но в осажденном городе, Андрий встречает девушку полячку, которую видел ранее. Чувства к ней проснулись, и ради любви, он предает Родину, становится изменником, бросает своих товарищей и переходит на сторону врага. Такие поступки не прощались. Убивая своего сына, не простил его и несчастный отец. Остап же остается верен своему долгу, и погибает от рук врага в сражении, как герой.

И если Остап прославил свое имя и преумножил народные подвиги, то Андрий стал позором для своего героя-отца.

Источник

Как выглядели герои что автор подчеркивает в их внешности

Роль портрета в литературе

Виды портретов в литературе

Психологический портрет

Психологический портрет – это не просто описание внешности героя, а изображение его особенностей внутреннего мира с помощью внешних черт. Писатели акцентируют внимание на тех деталях, которые передают информацию о мыслях, мировоззрении, переживаниях и амбициях персонажа. Выделяют 2 основных типа психологического портрета в литературе:

Вот как Григорий сам себя описывает: «…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен».

Складывается ощущение, что перед нами – привлекательный и бесстрашный мужчина, но иногда он чувствует себя слабым, словно ребенок. Внешность Печорина и его мысли, поступки наглядно показывают противоречивость натуры. Офицер – человек неплохой, но все ему в жизни скучно, и по его вине страдают окружающие люди.

Контрастный портрет для создания образа литературного героя использовал А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Вспомним 8-ую главу произведения: «Но ей ничто не изменило: в ней сохранился тот же тон…у ней и бровь не шевельнулась, не сжала даже губ она». Тут Татьяна напоминает словно неподвижную статую, в которой совершенно нет никаких чувств. Но в финале Онегин видит девушку рыдающей над его письмом, что раскрывает ее подлинные эмоции. Такой резкий контраст между напускным равнодушием и приливом чувств показывает, сколько на самом деле пережила страданий Татьяна, что у нее нежная и ранимая натура.

Лейтмотивный портрет

В литературных произведениях по типу локализации портретные характеристики могут быть экспозиционными и лейтмотивными. Первые более распространены, и представляют собой описание персонажа с первых строк его появления произведения. В свою очередь, в лейтмотивном варианте герой изображается понемногу на протяжении всего произведения. Кроме того, писатель может акцентировать внимание на одних и тех же деталях несколько раз, чтобы они прочно ассоциировались у читателя с описанным персонажем.

Яркий пример лейтмотивного литературного портрета – это многие произведения Льва Николаевича Толстого. В романе-эпопее «Война и мир» автор регулярно упоминает о лучистых глазах княжны Марьи, подчеркивая ее красоту, немного большеватом рте Наташи, обаятельной и живой, любознательной девушки.

С помощью лейтмотивного портрета героя писатель также может описывать его становление личности на протяжении всего времени действия произведения, подчеркивать его изменения в лучшую или худшую сторону. Читатель понимает, что происходит не только с внешним обликом, но и с внутренним миром персонажа.

Экспозиционный портрет

Экспозиционный портрет – это подробное изображение внешности героя в художественном произведении при первом его появлении в произведении. Зачастую писатели акцентируют внимание читателя на тех деталях в облике персонажа, которые выдают в нем представителя конкретного социального слоя. Кроме того, могут упоминаться особенности телосложения, жестов, мимики, стиля одежды и т.д.

Экспозиционное изображения внешности часто встречается у представителей «натуральной школы» середины 19-го века. Авторы в деталях описывали мелких чиновников, купцов и т.д., чтобы в целом отразить перед читателями особенности социальной группы, к которой принадлежит герой. Экспозиционное описание портрета характерно больше для писателей-реалистов.

Идеализирующий портрет

Идеализирующее описание внешности персонажа было распространено начиная со времен фольклора и заканчивая началом 19-го века, когда популярность приобрели романтические произведения. Как правило, такие портреты литературных героев чаще всего встречались в высоком жанре, то есть одах, героических поэмах, трагедиях и т.п. Подобные произведения отражали исторические события, образ жизни правителей и храбрых воинов, героев мифологии, так что писателям было важно акцентировать внимание именно на положительных чертах персонажей.

К примерам идеализирующего портрета в русской литературе можно отнести «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Вот как описывается образ красавицы Алены Дмитревны: «..ходит плавно — будто лебедушка… молвит слово – соловей поет…как заря на небе божием».

Гротескный портрет

Гротескный портрет литературного героя часто встречается в произведениях смехотворного, комедийно-фарсового характера. Отличительная черта такого описания внешности состоит в том, что внимание акцентируется не на духовном, а на материальном начале в самом персонаже. Как правило, в сатирическом портрете человеческое тело подается гротескно, то есть с чрезмерным преувеличением, причудливо комически и нереалистично. Образ персонажа лишен общепринятых идеалов (стройной фигуры, привлекательного выражения глаз, правильных черт лица и т.д.). Часто встречаются слишком большие щеки, носы, животы, преподнесенные словно карикатурно.

Яркий пример гротескного портретного описания – произведение «Дикий помещик» Михаила Салтыкова-Щедрина. Пример видим уже с первых строк: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». С помощью такого гротескного описания внешности героя в литературном произведении автор подчеркивает его внутренние черты. Складывается ощущение, что персонаж не только глуп, но и ленив, не привык к тяжелой работе, предпочитает вести праздную жизнь, наполненную приземленными удовольствиями.

Характеристики персонажей также могут подаваться с помощью приема гротескного параллелизма. Такая черта присуща многим произведениям Гоголя, который постоянно использовал сравнения, размывающие границы между предметами. За счет такого приема эти объекты словно «превращались» друг в друга. Множество подобных описаний присутствует в поэме «Мертвые души». Например: «Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета» и далее: «они влетели… чтобы только показать себя».

Такое необычное портретное описание ассоциирует «жесты» мух с «жестами» мужчин, присутствующих на балу. Складывается ощущение, что это уже не насекомые оказались на балу, чтобы «показать себя», а сами гости явились на званый вечер с этой целью.

Источник

Конспект урока «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. Р.р. № 1. Обучение устной и письменной сравнительной характеристики литературных героев.

Поурочный план урока № 23 от­­__________20____ г _____________ кл.

Тема : «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. Р.р. № 1. Обучение устной и письменной сравнительной характеристики литературных героев.

Тип урока : урок изучения нового материала

Цели: Предметные: развивать навыки внимательного прочтения текста, умение создавать сравнительную характеристику.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Метапредметные: сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию; ориентироваться в справочной литературе; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению; отвечать на вопросы учителя; владеть умениями произносить диалог, монолог, работать индивидуально и участвовать в работе группы.

Планируемые результаты: владение элементами анализа текста, в том числе сопоставительного; умения выразительно читать, строить монологические высказывания, участвовать в коллективной беседе, описывать произведения изобразительного искусства.

Основные понятия: повесть, характер персонажа.

Оборудование урока: тетрадь, учебник.

Организационная структура урока

Этапы проведения урока

Форма организа-ции УД

1. Организационный этап (1-2 минуты)

2. Постановка цели, задач урока. Мотивация учебной деятельности (2 минуты)

Вступительное слово учителя.

«Есаулы привезли сыновьям Тараса благословенье от старухи матери и каждому по кипарисному образу из Межигорского киевского монастыря. Что-то пророчит и говорит это благословенье. » Каждый из братьев думал о своем. Разными были братья. Что же было общего в них? Чем они отличались?

3. Проверка домашнего задания (2 минуты)

5. Изучение нового материала (15 минут)

2. Практическая работа. Работа над сравнительной характеристикой героя.

— Что же видим мы в Остапе и Андрии?

Остап (греч.) — устойчивый

Андрий — украинский аналог имени Андрей — мужественный, храбрый

1. Остап и Андрий в родительском доме.

«Смущены таким приемом отца», стояли неподвижно Остап и Андрий

«И отец с сыном. начали насаживать друг другу тумаки».

«Э, да ты мазунчик, как я вижу. »

«Молодые козаки. удерживали слезы. »

Прощаясь, мать «кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности».

С двенадцати лет были отданы в Киевскую академию.

2. Годы обучения в бурсе. (2-я глава)

Старший брат в первый год бежал. Четыре раза закапывал букварь. После слов отца, что Запорожья ему не видать, «стал наряду с лучшими». Он считался одним из лучших товарищей, никакие розги не могли заставить это сделать. «. Был прямодушен с равными», был добр.

Учился охотно, без напряжения; был изобретательнее, был предводителем опасного предприятия; был умен, умел увертываться от наказаний; кипел жаждой подвига, но рано влюбился, чувства свои скрывал; дерзок — влез ночью в спальню красавицы; его не смущало, что над ним смеялись и посмели поднять на него руку.

3. Жизнь братьев на Запорожской Сечи. (3-я глава)

4. Постижение братьями военной науки. (5-я глава)

«. Молодые казаки, чуждавшиеся грабительства, корысти и бессильного неприятеля», горели желанием показать себя перед старыми, хотели номеряться силами с бойким и хвастливым ляхом. «В один месяц возмужали. черты лица их. стали теперь грозны и сильны».

«Остапу. был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». Хладнокровен.

«Как плавающий в небе ястреб» налетел Остап на хорунжего, убившего уманского куренного Бородатого. «Лучше не можно поставить в куренные, как Бульбенко Остапа. разум у него, как у старого человека».

«А на Остапа наскочило вдруг шестеро. с одного полетела голова, другой перевернулся, отступивши. Схватилось с Остапом мало не восьмеро разом. уже вяжут, берут Остапа. »

«…Андрий погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое обдумывать. измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве. разгорится у человека голова. несется как пьяный в свисте пуль. » В запальчивом увлечении делал то, чего не отважился бы сделать хладнокровный и разумный. Появление татарки решило его судьбу.

Взяв мешок с белым хлебом, он ушел во вражеский стан.

Стоя перед отцом, молчал Андрий. На приказ отца «покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом». Тарас выстрелил. «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву».

В суровых условиях воспитывался в киевской академии. Но настоящей школой жизненного воспитания была Сечь. Здесь он сложился как воин, бесстрашный защитник родной земли. Сдержан, целеустремлен, хладнокровен. Он замкнут в себе, но за этой замкнутостью скрывается живая отзывчивость, глубокое чувство товарищества, привязанности к боевым собратьям. Внешне суров, но горячее сердце и горячая любовь к родине ведут на подвиг. Несгибаемая воля, сила духа чувствуется в нем в минуты трагической гибели.

Отличительные черты характера: воля, любовь к родине, бесстрашие, хладнокровие.

Живая, страстная натура, Андрий не сошелся со сверстниками, тщательно скрывая движения души, «стыдно и бесчестно думать казаку о любви. » Он постоянно находится во власти своих дум, своих чувств. Главное в жизни — личное счастье. Он смел, бесстрашен. Но стремится к счастью ценой предательства отца, брата, боевых товарищей.

Личные чувства победили; желание любви,счастья; горячность, хотя смел и решителен.

6. Первичное закрепление изученного материала

Осуждение предательства. Патриотический пафос повести

1. Почему Остап не стал предателем? Вспомните его отношения с бурсаками.

2. Почему для Андрия любовь стала дороже семьи и Отчизны?

3. Почему слова «И погиб козак!» сказаны до смерти Андрия?

7. Как в повести отразилась любовь писателя к своей Родине?

8. Перечислите, какие средства использует Гоголь для изображения характеров Остапа и Андрия. (Портрет, монологи (например, речь Остапа перед казнью, монолог Андрия в сцене с панночкой), авторские характеристики (история жизни в бурсе, отношение к родителям, поведение на поле брани и т. д.), поступки героев, оценки их другими персонажами, диалоги.)

* Почему Гоголь, родившийся в Малороссии, считал своей Родиной Россию, а себя русским писателем?

Особенности изображения людей и природы

2. Исследовательская работа (по выбору учителя). Подготовка сообщений о своих наблюдениях над текстом (ведётся в группах, в парах или индивидуально).

1. Прочитайте описание ночи со слов «Месяц с вышинытнеба…» до слов «…красные полосы ярко сверкнули на небе» (гл. I). Как с помощью описания природы автор передаёт ощущение времени, приближение рассвета? Какие краски и звуки, живописные слова и образные выражения делают это описание художественным?

2. Прочитайте описание родного дома, который покидает Бульба с сыновьями, со слов «День был серый…» до конца главы I. Что в пейзаже созвучно чувствам сыновей? Докажите, что это психологический пейзаж.

3. Прочитайте описание степи со слов «Солнце выглянуло давно…» до слов «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!» (гл. II). Какие синонимы находит автор к слову «степь»? Какие краски и звуки делают описание степи живым и прекрасным? Какие художественные детали особенно выразительны?

4. Прочитайте описание степи вечером и ночью со слов «Вечером вся степь совершенно переменялась…» до слов «…красные платки летели по тёмному небу» (гл. II). Докажите, что это описание помогает почувствовать вечерний

аромат степи. Какие краски создают колорит вечерней картины? О какой музыке степи пишет автор? Какие олицетворения и сравнения делают описание ночной степи художественным?

5. Прочитайте описание Днепра со слов «В воздухе вдруг захолодело…» до слов «…не встречая ни утёсов, ни возвышений» (гл. II). С помощью каких изобразительных средств автор передаёт величие и мощь Днепра? Проанализируйте глаголы и глагольные формы, использованные в описании

Днепра. Как с помощью глаголов создана картина могучей и живой реки?

1. Найдите в сцене приезда сыновей в родительский дом детали портрета бурсаков (начало гл. I). Какие детали их внешности и одежды вызвали у отца смех? Почему? Какова внешность сыновей Тараса перед отъездом в Сечь? Какие детали их парадного портрета восхищают автора? С какой целью автор даёт два контрастных портрета братьев? Почему автор не выделяет деталей во внешности каждого?

2. Сравните описание внешности прекрасной полячки, когда Андрий увидел её впервые (гл. II) и во время осады города (гл. VI). Какие детали указывают на динамику её портрета? Какие изобразительно-выразительные средства для этого использованы? Почему первый портрет полячки более детализирован? Какие чувства мог увидеть Андрий в глазах полячки в осаждённом городе?

3. Сравните описание внешности польских шляхтичей

(гл. VII) с описанием внешности запорожцев. Докажите, что эти описания построены на контрасте. Какие сравнения использованы для описания одежды польского войска? Какие детали являются в этих описаниях ключевыми?

4. Сравните описание внешности Андрия во главе польского войска (гл. IX) и в сцене его смерти. Что подчёркивает это сопоставление? Почему автор сравнивает Андрия с «молодым борзым псом», с «разгневанным школьником», с «молодым барашком»?

5. Найдите детали портрета Тараса Бульбы, когда он садится на коня, уезжая в Запорожскую Сечь (конец гл. I), по пути в Сечь (начало гл. II), в момент, когда казаки решают вернуться в Сечь (гл. VIII), в сцене ранения Тараса и пленения Остапа (конец гл. IX), после лечения ран в Сечи (гл. X), в момент попадания в плен (гл. XII). Какие сравнения использует автор, чтобы показать во внешности Тараса его внутреннюю сущность? Какую деталь в лице Тараса Бульбы выделяет автор в сцене гибели героя? Почему?

1. Проанализируйте речь Тараса Бульбы в сцене встречи сыновей из бурсы. Какие слова, выражения и интонации являются характерными для речи героя? Как показаны в его речи ирония, удивление, восхищение? Какова роль риторических вопросов и восклицаний? Проанализируйте реплики героя, начинающиеся словами «Э, да ты мазунчик, как я вижу. », «Полно, полно выть…» и «Добре, сынку, ей-Богу, добре. ». Как в них проявился характер героя?

2. Проанализируйте монолог Андрия со слов «На что мне отец, товарищи и отчизна?» до конца главы VI. Какими речевыми средствами передано душевное состояние влюблённого героя? Какие слова, синтаксические конструкции и интонации говорят о его решимости? Сопоставьте монолог Андрия с авторским отступлением в последнем абзаце главы VI.

3. Сопоставьте монолог Тараса со слов «Нет, не прав совет твой, кошевой!» и речь Бовдюга со слов «Пришла очередь и мне сказать слово, паны братья. » (гл. VIII). Обоснуйте, чьё высказывание более эмоционально. Какую роль

играют в монологе Тараса вопросительные конструкции? Что в речи Бовдюга делает её особенно убедительной?

4. Проанализируйте лексику, синтаксические конструкции и интонации речи о товариществе (гл. IX). Какую роль играют в ней восклицания? Какие образные сравнения и стилистические фигуры использованы в речи героя? Приведите примеры анафоры, риторического обращения, параллелизма, антитезы, сравнения.

5. Проанализируйте предсмертные реплики козаков Мосия Шила, Степана Гуски, Бовдюга, Балабана, Кукубенко (гл. IX). Что общего в этих репликах? Почему Гоголь делает высказывания похожими? Какие вопросы троекратно

задаёт Тарас запорожцам в сцене боя с польскими воинами (гл. IX)? Какой смысл имеют эти слова? Какие элементы фольклора созвучны боевым репликам Тараса?

7. Повторение (2 минуты)

— В чём патриотический пафос повести «Тарас Бульба»?

Урок подходит к концу. Вы сейчас получите последнее задание. А мне хочется узнать ваши чувства = остров состояния

— А сейчас поработайте в парах и составьте синквейн – описание Остапа и Андрия.

— Назовите черты характера Остапа, Андрия

Сражается, мучается, погибает

Достойный сын своего отца

Храбрится, влюбляется, предает

Нельзя уважать таких людей

Красивый и сильный

Влюбляется, сражается, погибает

Жил по своим законам

8. Итоги урока (2 минуты)

Закончите предложение, сделав вывод о сегодняшнем уроке.

1. Сегодня на уроке я узнал …

2. Лучше всех на уроке работал(а) …

3. Я могу похвалить своих одноклассников за …

4. Я могу похвалить себя за …

5. Своей работой на уроке я …

9. Информация о домашнем задании (1-2 минуты)

1. Выучить наизусть фрагмент из 9-й главы — речь Тараса Бульбы о товариществе (от слов: «Нет уз святее товарищества. » до слов: «Нет, так любить никто не может!»).

Источник

Характеристика Андрия в повести Тарас Бульба кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице

как выглядели герои что автор подчеркивает в их внешности. a28f0a441114d3442a0be2eff62e32c6. как выглядели герои что автор подчеркивает в их внешности фото. как выглядели герои что автор подчеркивает в их внешности-a28f0a441114d3442a0be2eff62e32c6. картинка как выглядели герои что автор подчеркивает в их внешности. картинка a28f0a441114d3442a0be2eff62e32c6.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Тарас Бульба.

Полное имя — Андрий Тарасович Бульба.

Возраст — 20–21 год.

Род занятий — выпускник бурсы, казак, воин.

Семья — отец Тарас Бульба, мать и старший брат Остап.

Социальное положение — казак.

Происхождение — сын зажиточного казака, богатого помещика (пана).

Воспитание — очень строгое воспитание, характерное для учебных заведений эпохи Средневековья.

Образование — киевская бурса (академия).

Внешность — очень высокий, сильный парень с красивым лицом.

Характер — пылкий, страстный, живущий чувствами, но не разумом, сообразительный, пронырливый, настойчивый.

Положительные черты — добрый, милосердный, человек с тонкой душой, храбрый, мужественный.

Отрицательные черты — вспыльчивый, горячий, способный на предательство.

Произведение — «Тарас Бульба».

Автор — Николай Васильевич Гоголь.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Андрия основан на том, что юноша обладает горячим, вспыльчивым нравом, открытой душой и большой чувствительностью.

«Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы… Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный…» (Глава V)

«…имел чувства несколько живееи как-то более развитые…» (Глава II)

Андрий — сын казацкого полковника Тараса Бульбы, младший брат Остапа.

«…у меня два сына, оба молодые люди. Еще ни разу ни тот, ни другой не был на войне». (Глава III)

«Меньшой брат его, Андрий…» (Глава II)

Андрий, будучи наследником Тараса Бульбы, также является паном, помещиком.

«Бульба повел сыновей своих в светлицу, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы в червонных монистах, прибиравшие комнаты. Они, как видно, испугались приезда паничей». (Глава I)

Андрий — выпускник киевской бурсы, в которой по традиции обучались сыновья казацких старшин и помещиков.

«…такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу». (Глава I)

Несмотря на высокий социальный статус, Андрий и его старший брат Остап воспитаны в большой строгости.

Внешность

Андрию 20–21 год, так как он является младшим братом 22-летнего Остапа.

«…это дитя было двадцати с лишком лет…» (Глава I)

Андрий — сильный, высокий парень (его рост составляет сажень, т. е. равен 213 см).

«…это дитя было… ровно в сажень ростом». (Глава I)

«Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты…» (Глава I)

Портретная характеристика Андрия основывается, прежде всего, на его внешней привлекательности. Он на редкость хорош собой.

«…в чертах Андрия ничего не было страшного: он был очень хорош собою». (Глава II)

«Свежее, кипящее здоровьем и юностью, прекрасное лицо». (Глава VI)

«…ясною твердостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус…» (Глава VI)

«Такой славный вояка! Всех взрачней». (Глава VII)

«Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из-под медной его шапки…» (Глава IX)

«…понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодшийвсех в стае…» (Глава IX)

«Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.

— Чем бы не козак был? — сказал Тарас, — и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина». (Глава IX)

По возвращении домой одежда братьев-бурсаков вызывает насмешки у их отца.

«— А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии? — Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу». (Глава I)

«…какие же длинные на вас свитки! [Свиткой называется верхняя одежда у малороссиян. — Прим. Н. В. Гоголя] Экие свитки! Таких свиток еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшися в полы». (Глава I)

Будучи богатым человеком, Тарас Бульба даёт сыновьям самую дорогую, самую лучшую одежду, и братья, прекрасные от природы, ещё больше преображаются.

«Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом». (Глава I)

Внешний вид Андрия меняется после приезда в Запорожскую Сечь.

«В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами. Черты лица их, в которых доселе видна была какая-то юношеская мягкость, стали теперь грозны и сильны». (Глава V)

После того, как Андрий переметнулся на сторону польской шляхты, он сам стал выглядеть как истинный дворянин.

«Как наибогатейший польский пан!» (Глава VII)

Черты характера и поступки

Андрий — пылкий, бесстрашный юноша, мечтающий о ратных подвигах.

«— Пусть теперь попробует!— сказал Андрий. — Пускай только теперь кто-нибудь зацепит. Вот пусть только подвернется теперь какая-нибудь татарва, будет знать она, что за вещь козацкая сабля!» (Глава I)

«Он также кипел жаждою подвига…» (Глава II)

Андрий показывает себя бесстрашным, храбрым и умелым воином.

«Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгонится у человека голова, в глазах все мелькает несется, — летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных». (Глава V)

«…объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае. Атукнул на него опытный охотник — и он понесся, пустив прямой чертой по воздуху свои ноги, весь покосившись набок всем телом, взрывая снег и десять раз выпереживая самого зайца в жару своего бега». (Глава IX)

Запорожская Сечь становится для Андрия тем местом, где он чувствует себя очень свободно, проявляет качества мужественного и умелого воина, завоевывает уважение казаков.

«Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало прежде душу, и предались новой жизни». (Глава III)

«Скоро оба молодые козака стали на хорошем счету у козаков… хотя и не было тут науки, на которой пробуется козак, но они стали уже заметны между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем. Бойко и метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения — дело, за которое новичок принимался торжественно в козацкие круги». (Глава III)

От природы Андрий — чувствительный, нежный, способный понимать и ценить прекрасное.

«…она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности». (Глава I)

«Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые». (Глава II)

Андрий, как и его брат Остап, очень привязан к матери. Скорое расставание с ней дается ему нелегко.

«Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показывать». (Глава I).

Андрий, в отличие от Остапа, с легкостью учится в Киевской академии.

«Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер». (Глава II).

Андрий обладает живым умом и сообразительностью.

«Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания». (Глава II)

Андрий — впечатлительный человек. Его глубоко поражает казнь убийцы на Сечи.

«Но более всего произвела впечатленья на Андрия страшная казнь, определенная за смертоубийство». (Глава III)

Обладая чувствительной натурой, Андрий испытывает острую потребность в любви.

«…вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет». (Глава II)

В своих мечтах Андрий видит прекрасную женщину, которая с каждым годом всё более пленяет его.

«Женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философические диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную. Пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием». (Глава II)

Андрию стыдно признаться в своих фантазиях, чтобы не прослыть слабаком.

«Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы». (Глава II)

Женская красота имеет большую власть над Андрием.

«Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца… Он оторопел. Он глядел на нее, совсем потерявшись…» (Глава II)

«Он шел, а биение сердца становилось сильнее, сильнее при одной мысли, что увидит ее опять, и дрожали молодые колени». (Глава V)

«Вспомнил он, что велика власть слабой женщины,что многих сильных погубляла она, что податлива с этой стороны природа Андрия». (Глава VII)

Андрий благоговеет перед женщиной, возносит её на пьедестал.

«И ощутил Андрий в своей душе благоговейную боязнь и стал неподвижен перед нею». (Глава VI)

«— Царица! — вскрикнул Андрий, полный и сердечных, и душевных, и всяких избытков… Скажи мне сделать то, чего не в силах сделать ни один человек, — я сделаю, я погублю себя. Погублю, погублю! и погубить себя для тебя, клянусь святым крестом, мне так сладко… но не в силах сказать того!» (Глава VI)

«Вижу, что ты иное творенье бога, нежели все мы, и далеки пред тобою все другие боярские жены и дочери-девы. Мы не годимся быть твоими рабами, только небесные ангелы могут служить тебе». (Глава VI)

Ради любимой женщины Андрий готов пожертвовать всем, что ранее было так дорого для него.

«— А что мне отец, товарищи и отчизна! — сказал Андрий, встряхнув быстро головою и выпрямив весь прямой, как надречная осокорь, стан свой. — Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого! — повторил он тем же голосом и сопроводив его тем движеньем руки, с каким упругий, несокрушимый козак выражает решимость на дело, неслыханное и невозможное для другого. — Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» (Глава VI)

Любовь прекрасной панночки заставляет Андрия полностью перечеркнуть всю прежнюю свою жизнь и перейти на сторону польской шляхты.

«…и в сем обоюднослиянном поцелуе ощутилось то, что один только раз в жизни дается чувствовать человеку. И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день и час, в который породил на позор себе такого сына». (Глава VI)

Разве пан не знает, что он по своей воле перешел к ним?

— Перешел на их сторону, он уж теперь совсем ихний». (Глава VII)

«— У воеводы есть дочка-красавица. Святой боже, какая красавица.

— Ну, так что же из того?

— Он для нее и сделал все и перешел. Коли человек влюбится, то он все равно что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни — она и согнется». (Глава VII)

Андрий открещивается от своей семьи и готов воевать против вчерашних братьев, казаков. На это предательство его толкает великая любовь к женщине.

«Янкель! Скажи отцу, скажи брату, скажи козакам, скажи запорожцам, скажи всем, что отец — теперь не отец мне, брат — не брат, товарищ — не товарищ, и что я с ними буду биться со всеми. Со всеми буду биться!» (Глава VII)

«Остановился старый Тарас и глядел на то, как он чистил перед собою дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево. Не вытерпел Тарас и закричал: “Как. Своих. Своих, чертов сын, своих бьешь. ” Но Андрий не различал, кто пред ним был, свои или другие какие; ничего не видел он. Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев». (Глава IX)

Андрий — дерзкий, бесстрашный юноша. Очарованный красотой панночки, он влезает к ней в комнату.

«В следующую же ночь, с свойственною одним бурсакам дерзостью, он пролез чрез частокол в сад, взлез на дерево, которое раскидывалось ветвями на самую крышу дома; с дерева перелез он на крышу и через трубу камина пробрался прямо в спальню красавицы». (Глава II)

Андрий стесняется своего косноязычия, неумения красиво выражать собственные мысли и чувства.

«Но знаю, что, может быть, несу глупые речи, и некстати, и нейдет все это сюда, что не мне, проведшему жизнь в бурсе и на Запорожье, говорить так, как в обычае говорить там, где бывают короли, князья и все что ни есть лучшего в вельможном рыцарстве». (Глава VI)

«Почувствовал он что-то заградившее ему уста: звук отнялся у слова; почувствовал он, что не ему, воспитанному в бурсе и в бранной кочевой жизни, отвечать на такие речи, и вознегодовал на свою козацкую натуру». (Глава VI)

Сердце Андрия способно к состраданию и милосердию.

«Движимый состраданием, он швырнул ему один хлеб». (Глава VI)

Андрий боится своего грозного и скорого на расправу отца.

«…вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца». (Глава IX)

Андрий знает, что бессмысленно просить прощение у сурового отца, и перед смертью произносит имя любимой женщины — все, что было для него дорого в этой жизни.

«Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил…» (Глава IX)

Воспитание

Андрий вместе с братом Остапом получил образование в Киевской академии.

«Они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию, потому что все почетные сановники тогдашнего времени считали необходимостью дать воспитание своим детям, хотя это делалось с тем, чтобы после совершенно позабыть его. Они тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики, воспитаны на свободе, и там уже они обыкновенно несколько шлифовались и получали что-то общее, делавшее их похожими друг на друга». (Глава II)

Воспитание Андрия сводилось к обучению в бурсе и простой казацкой жизни.

«…воспитанному в бурсе и в бранной кочевой жизни…» (Глава VI)

Характеристика Андрия другими героями

Отец (Тарас Бульба)

Отец замечает, что его младший сын нежный и чувствительный, привязан к матери, и ему не по душе это.

«— Э, да ты мазунчик, как я вижу! — говорил Бульба». (Глава I)

Видя успех сыновей среди казаков, Тарас очень гордится ими.

«А старому Тарасу любо было видеть, как оба сына его были одни из первых». (Глава V)

Тарас Бульба отмечает воинскую доблесть Андрия, его бесстрашие в битве, но признаёт, что он уступает Остапу.

«Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такий чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях. Дивился старый Тарас и говорил:

— И это добрый — враг бы не взял его! — вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!» (Глава V)

Отец знает, что Андрий слаб бессилен перед женскими чарами.

«Вспомнил он, что велика власть слабой женщины, что многих сильных погубляла она, что податлива с этой стороны природа Андрия». (Глава VII)

Тарасу Бульбе тяжело смириться с мыслью, что его горячо любимый сын — предатель.

«— Так это выходит, он, по-твоему, продал отчизну и веру?

— Я же не говорю этого, чтобы он продавал что: я сказал только, то он перешел к ним.

— Врешь, чертов жид! Такого дела не было на христианской земле! Ты путаешь, собака!» (Глава VII)

«…и поник седою головою, а все еще не хотел верить, чтобы могло случиться такое позорное дело и чтобы собственный сын его продал веру и душу». (Глава VII)

Тарас Бульба, узнав о предательстве сына, вычеркивает его из своей жизни. Он глубоко презирает душевную слабость Андрия, который ради любви к женщине предал собственную веру.

«— Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

— Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье». (Глава IX)

Тарас безжалостно убивает сына, не в силах стерпеть его предательство.

«Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп…

— Чем бы не козак был? — сказал Тарас, — и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!» (Глава IX)

Подробная характеристика Тараса Бульбы.

Панночка

Панночка ценит Андрия за его великодушие, храбрость, отвагу.

«— Нет, я не в силах ничем возблагодарить тебя, великодушный рыцарь, — сказала она, и весь колебался серебряный звук ее голоса. — Один бог может возблагодарить тебя; не мне, слабой женщине…» (Глава VI)

Для панночки Андрий, не смотря на всего его достоинства, является лютым врагом, иноверцем, с которым она не может связать свою судьбу.

«Стоило мне только махнуть рукой, и любой из них, красивейший, прекраснейший лицом и породою, стал бы моим супругом. И ни к одному из них не причаровала ты моего сердца, свирепая судьба моя; а причаровала мое сердце, мимо лучших витязей земли нашей, к чуждому, к врагу нашему». (Глава VI)

Панночка соглашается стать возлюбленной Андрия, только когда он ради большой любви отказывается от прошлой жизни.

«На миг остолбенев, как прекрасная статуя, смотрела она ему в очи и вдруг зарыдала, и с чудною женскою стремительностью, на какую бывает только способна одна безрасчетно великодушная женщина, созданная на прекрасное сердечное движение, кинулась она к нему на шею, обхватив его снегоподобными, чудными руками, и зарыдала…» (Глава VI)

Мать всем сердцем любит сыновей, и в высоком и сильном Андрие по-прежнему видит ребёнка, который нуждается в её заботе и ласке.

«…дитя молодое, проехало столько пути, утомилось (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом), ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться!» (Глава I)

Для матери единственной отрадой ее жизни являются сыновья. Их скорый отъезд на Запорожскую Сечь становится для нее настоящим горем.

«— И всего только одну неделю быть им дома? — говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать. — И погулять им, бедным, не удастся; не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них!» (Глава I)

Мать знает, что самым нежным и отзывчивым из сыновей является Андрий.

«…она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности». (Глава I)

Подробная характеристика матери.

Остап

Остап любит своего брата, и даже его предательство не ожесточает сердце Остапа. Он искренне жалеет убитого Андрия.

«Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:

— Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы…» (Глава IX)

Подробная характеристика Остапа.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Андрия Бульбы вместе!

Биография

Андрий — младший сын богатого помещика, казацкого полковника Тараса Бульбы. Детские годы он провел на родном хуторе, но в возрасте десяти лет вместе со своим старшим братом Остапом был отправлен обучаться разным наукам в Киевскую академию.

Годы обучения проходят для Андрия незаметно благодаря легкому характеру, живому уму и способности к учебе. В возрасте 18 лет он встречает прекрасную польскую панночку, в которую влюбляется со всей пылкостью своего горячего сердца.

По завершении обучения Андрий с Остапом возвращается в родное поместье, но уже спустя несколько дней отец отвозит братьев на Запорожскую Сечь. Там Андрий демонстрирует казацкому товариществу лучшие свои качества: храбрость, мужество, отменную физическую подготовку.

Вскоре казаки отправляются в военный поход против польских ляхов. Во время осады города Дубно Андрий случайно узнает, что там находится его ненаглядная панночка и страдает от сильного голода. Он спасает девушку от смерти и решает перейти на сторону поляков, чтобы быть ближе к возлюбленной.

Известие о предательстве младшего сына приводит Тараса Бульбу в сильнейшую ярость. не способный простить такую подлость, он собственными руками убивает Андрия.

Образ Андрия

Образ Андрия — сложный и противоречивый. Будучи сыном казацкого полковника, он с раннего детства воспитывается в спартанском духе. Отец прививает сыновьям любовь к Отчизне, христианской вере, воспитывает в них будущих воинов.

Во время обучения в бурсе у Андрия проявляются индивидуальные черты: изобретательность, практичность, хитрость, способность к наукам. Но прежде всего у Андрия развивается чувствительность, любовь к прекрасному, восхищение женщиной. Среди окружения юноши подобное было сродни проявлению слабости, и Андрий вынужден скрывать свои истинные чувства.

5 фактов об Андрие

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

Андрий Бульба выступает одним из главных персонажей повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Недаром автор столько внимания уделяет описанию его внешности, характера, становления личности.

Отношение к Андрию меняется во время всего повествования. Он вызывает восхищение своей красотой и личностными качествами. Нравственный выбор Андрия в пользу эгоистических чувств, его предательство заставляют с презрением относится к подобному поступку. Но трагическая гибель юного, сильного, красивого казака невольно вызывает сочувствие. Роль героя заключается в демонстрации сложности и противоречивости человеческой натуры, удивительной силе и слабости.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *