как за что дудочка

Дудка

ТочностьВыборочно проверено

как за что дудочка. 250px Andrea Mantegna 112. как за что дудочка фото. как за что дудочка-250px Andrea Mantegna 112. картинка как за что дудочка. картинка 250px Andrea Mantegna 112.

Ду́дка, дуда́, ду́дочка — общее название для народных духовых музыкальных инструментов семейства продольных флейт (свирели, сопели, пыжатки, жалейки и других).

Дудки представляют собой трубку с игральными отверстиями (дырками) и свистковым приспособлением (мундштуком). Дудки отличаются размерами и формой трубок, числом отверстий и конструкцией свистка. Для изготовления чаще всего используют клён, ясень, орешник, граб, сосну, липу, крушину, а также полые травянистые растения, например, дудник. Современные профессиональные дудки изготавливают из алюминия или эбонита.

Содержание

Дудка в афоризмах и коротких высказываниях [ править ]

Маша любила свободу движений, и потому у нее была страсть «ходить дудкой», по выражению ее матери. [1]

. есть дудка, чрез которую глас божий проходит, но… ее не задевает ― вот что! [2]

Дудка в публицистике, мемуарах и документальной прозе [ править ]

Итак, теперь наступила для Леверрье минута пережить другую сторону предмета: началось разложение его репутации. Известно, как это делается: миру, удивленному громкою славой, показывают те дудки, которые служили для произведения звука, и работников, нанятых сообщать им воздух из собственных легких. Это больно со стороны, но вместе благодетельно. Человек перегорает на огне полемики и выходит именно только тем, чем создала его природа. [3]

Зайдя раз к английскому консулу, вдруг слышу от него, что завтра будет праздник в Танхере ― половина Рамадана или другой какой, не знаю. С восьми часов вечера муллы уже начали во всю мочь кричать и трубить с мечетей. Утром разбудили нас писк дудок и дикие крики: праздник открыла толпа фанатиков вроде дервишей, из которых каждый воображает, что в нем сидит душа какого-нибудь зверя. В Марокко они составляют особенную секту, в главе которой стоит воображающий себя львом. Каждый держит себя сообразно с зверем, которого душу в себе воображает. [4]

Еще будучи мальчиком, часто хаживал я с старым охотником ловить перепелов сетью на дудки, то есть смотреть, как он ловил их. Ловля эта, вполне открывающая процесс совокупления, производится следующим образом: запасшись перепелиными дудками, устройство которых я описывать не стану, издающими звуки, сходные с тихим, мелодическим голосом перепелиной самки, запасшись квадратным полотном тонкой сети, аршин в двенадцать и более, ячейки которой вяжутся такой величины, чтобы головка перепела свободно могла пролезть в них, ― охотник отправляется в поле. Выбрав луговину, около которой слышны перепелиные бои и на которой трава повыше или, что еще лучше, растут небольшие кустики дикого персика или чилизника, охотник бережно расстилает по их верхушкам свою сеть, а сам ложится возле одного ее края. Лишь только он ударит несколько раз в дудку, перепела отзовутся со всех сторон: дальние перелетывают, а ближние бегут. [6]

― Ну, уж нечего, видно, делать, надо и других потешить, чтоб завидки не брали, ― промолвил дядя Василий, снова направляясь к возу, между тем как Костюшка пялил глаза свои навыкат, рассматривая дудку, а мать рассыпалась в благодарностях. Получив каждый по дудке, мальчуганы один за другим выпустили из рук подол матери, сбились в кучку, с минуту заглядывали друг другу в руки, потом приставили дудки ко рту и вдруг наполнили двор неистово дикими трелями, так что две курицы, совсем уже было заснувшие под навесом, стремительно ринулись наземь и, растопырив крылья, забегали как угорелые по всем углам. [7]

Это прелесть какого-то наивного детского характера: детски-шаловливая и детски-плачущая; главное богатство ее в коротких, нежно переливающихся трелях, в каком-то беспрестанном дрожании, поднимании и упадании голоса… Дудки поют как свирель, только полнее и резче, а меха гудят и ревут, давая общий фон переливам темы. Дудки тут солисты, меха ― хор под сурдинку. Вообще, игра оригинальная и чрезвычайно приятная. Чабан играл для меня, и когда я поблагодарил его, он сыграл мне еще веселую татарскую песенку. Она игрива и мила, как невинная шалость ребенка. Странно, что безмолвный и равнодушный татарин мог создать такие жизненные и нежные напевы… [9]

Дудка в художественной прозе [ править ]

Его и меня дураками называют, а ее никто. Меня за то, что я в пестром хожу платье; будто человек глуп и умен по платью! По платью встречают только, а провожают по уму: а его зовут дураком за то, что он по жениной пляшет дудке. Что дела кому до этого, по чьей бы дудке я ни плясал. Розмарин! Да когда барин-ат наш по ее дудке плясал, и когда она на дудке играла. Видала ль ты это, Финетта? А я этого не видывал. А вить я хотя и дурак, а глаза у меня есть. [10]

Дудка просвистела на шканцах, и осиплый голос прокричал в фор-люк: «Пошел все наверх!» Все кинулись, кто в чем сидел, и Сидора Поликарповича нашего подле трапу семь раз с ног сбивали! Он вылез последним, и вахтенный урядник, сказав ему, что он скор как байбак, поворотлив как байдак, спросил: «Не угодно ли прописать боцманских капель?» [11]

— Владимир Даль, «Сказка о похождениях черта-послушника, Сидора Поликарповича, на море и на суше, о неудачных соблазнительных попытках его», 1832

Снимают Светославича и Вояну с коня, ведут под руки в высокие палаты; обступил народ палаты, сошлись скоморохи, зычат в бубны, побрякивают кольцами, дудят в глиняные дудки, пищат в сопелки, рады все, что приехал Краль Марко. Вояна молвила грозно: «Иди от меня в темную полночь!» Иди к ней, она и тебя изгонит, а люди вслед за тобою пойдут, проводят тебя за город лозою, с честью, с бубнами да с дудками… прощай, скажут, великий Пан Жупан, ладно на гуслях играл.
― Вояна изгнала тебя? ― произнес Светославич задумавшись. [12]

Вслед за тем показалась гостям шарманка. Ноздрев тут же провертел пред ними кое-что. Шарманка играла не без приятности, но в средине ее, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: «Мальбруг в поход поехал», а «Мальбруг в поход поехал» неожиданно завершался каким-то давно знакомым вальсом. Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потому свистела она одна. [13]

Пришли они от Волги до самой Рязани, не встретив нигде отпора; знали, что наши войска распущены, и не ожидали себе неприятеля; а от волков, думали, обережемся чебузгой да горлом. И четверо из них, уперев в верхние зубы концы длинных репейных дудок и набрав в широкие груди сколько могли ветру, дули, перебирая пальцами, пока хватало духа. Другие подтягивали им горлом, и огонь освещал их скулистые лица, побагровевшие от натуги. Несколько минут Перстень любовался этою картиной, раздумывая про себя: броситься ли ему тотчас с ножом на башкирцев и, не дав им опомниться, перерезать всех до одного? [15]

Наш пастух в Переславищах давно пасет и все немой, только свистит. А в Заболотье по росам играют и пастух на трубе и подпасок на жалейке, что я за грех считаю, если случится проспать и не слыхать его мелодии на дудочке, сделанной из волчьего дерева с пищиком из тростника и резонатором из коровьего рога. Наконец, однажды я не выдержал и решил сам заняться болотной музыкой. Заказал жалейку. Мне принесли.
Слушок у меня есть, попробовал высвистывать даже романсы Чайковского, а вот чтобы как у пастуха – нет, ничего не выходит. Забросил я дудочку.
Однажды был дождь на весь день. Я сидел дома и занимался бумагами. Под вечер дождь перестал. Заря была желтая и холодная. Вышел я на крыльцо, лицом к вечерней заре, и стал насвистывать в свою дудочку. Не знаю, заря ли мне подсказала, или дерево – у нас есть одна большая ива при дороге, когда вечереет или на утренней темнозорьке очень оно бывает похоже на мужика с носом и с вихрами, – смотрел я на эту голову, и вдруг так все просто оказалось, не нужно думать об операх, а только перебирать пальцами, и дудочка из волчьего дерева, тростника и коровьего рога сама свое дело делает. [16]

Дудка в стихах [ править ]

как за что дудочка. 200px %D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83%D1%88%D0%B5%D1%87%D1%8C%D0%B8 %D0%B4%D1%83%D0%B4%D0%BA%D0%B8. как за что дудочка фото. как за что дудочка-200px %D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83%D1%88%D0%B5%D1%87%D1%8C%D0%B8 %D0%B4%D1%83%D0%B4%D0%BA%D0%B8. картинка как за что дудочка. картинка 200px %D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%83%D1%88%D0%B5%D1%87%D1%8C%D0%B8 %D0%B4%D1%83%D0%B4%D0%BA%D0%B8.

Так дайте ж мне хоть фрак бумажный ―
Костюм фигляра-паяца́,
Колпак шута и смех продажный,
Так занимающий глупца!
На шутовство я сил излишек
Убью и, может быть, как знать,
Под дудку маленьких мальчишек
Привыкну прыгать и плясать, ―
Идти, без битв, путем избитым.
Фигляром истину рядить
И только смехом ядовитым
Как громом жалить и язвить». [17]

Дуй, дуй, Дувун! Дуй в дудки, в трубы!
Стон, плач, вздох, вой, ― в тьму, в ум, здесь, там…
Где травы, трапы, троны? ― Трупы
Вдоль троп. Все ― топь. Чу, по пятам
Плач, стон из туч, стон с суши к струйным
Снам, Панов плач по всем гробам.
Пой в строки! в строфы! строем струнным
На память мяты по тропам! [18]

Дудка! для этого нужен дых
Дюжий, ― весь день дудишь-то!
Не затруднительно в молодых
Летах, а что с одышкой?
Не пригодишься и нужники
Чистить. В слепцы, с жестянкой?
А неоплатные должники ―
Все они музыканты!
Раз музыкант ― так мот.
Дудки не бережет
Дудочник. Треснет ― свистнет.
Чехолоненавистник
Он ― и футлярокол.
Раз музыкант ― так гол.
Не в инструменте ― в нас
Звук. Разбивайте дудки!
Зорче всего ― без глаз
Видящий. Самый гудкий. [19]

Но я, однообразный человек,
Взял в рот длинную сияющую дудку,
Дул, и, подчиненные дыханию,
Слова вылетали в мир, становясь предметами. [20]

Подмигнув, на полуслове
Запнулась зарница.
Старший брат нахмурил брови,
Жалится сестрица.
Ветер бархатный крыластый
Дует в дудку тоже:
Чтобы мальчик был лобастый,
На двоих похожий. [21]

А нам с тобою ― много ль надо! ―
Есть небо, дышится под ним.
Ты ― ревеневой дудке рада,
я ― восклицаниям твоим. [22]

Я терпел, терпел, терпел,
Я под вашу дудку пел.
Но терпенье износилось,
прохудилось, как сукно,
Я его пустил на силос,
сдал в утиль давным-давно.
Не пою под вашу дудку,
не пою и не пляшу.
Превращаю пытку в шутку
и веселый стих пишу. [23]

И словно шило, что ли,
пронзило левый бок.
И выпали от боли
и дудка, и мешок.

Какая прелесть майский лес,
Не озабоченный и не усталый!
Как будто скотий бог Велес
Играет там на дудке малой.
Его выкармливает солнце.
И не внушают времена
Жестокости иконоборца.
«Живу! Живу! Не тронь меня!» [24]

Он чужд земным красавицам и свахам:
при солнце утра и когда дождит,
пьёт с Дионисом (если в Риме ― с Вакхом),
пасёт стада и в дудочку дудит.

— Белла Ахмадулина, «Невольные прегрешения в ночь на 25 декабря» (из цикла «Глубокий обморок»), 1999

Источники [ править ]

См. также [ править ]

как за что дудочка. 25px Bookmark new.svg. как за что дудочка фото. как за что дудочка-25px Bookmark new.svg. картинка как за что дудочка. картинка 25px Bookmark new.svg.

Источник

Почему пастухи всегда ходили с дудочкой и от чего она могла их защитить (3 фото)

как за что дудочка. pochemu pastuhi vsegda hodili s dudochkoj. как за что дудочка фото. как за что дудочка-pochemu pastuhi vsegda hodili s dudochkoj. картинка как за что дудочка. картинка pochemu pastuhi vsegda hodili s dudochkoj.

Одним из основных атрибутов пастуха в Древней Руси являлся музыкальный инструмент — дудочка. Заметим, что на Руси молодым и неопытным пастухам доверяли лишь малочисленные стада или зачастую делали помощником, и лишь спустя несколько лет разрешали пасти большое стадо. Пастух не просто был обязан следить за поголовьем скота, он должен был хорошо ориентироваться в окружающей местности, для того, чтобы знать какие в округе произрастают травы, где находится ближайший источник воды, как защитить стадо от хищных зверей, как принять роды у коровы.

Скот играл ключевую роль в жизни людей на протяжении всей истории человечества. Поэтому роль пастуха отводилась опытным и чрезвычайно ответственным людям. Так зачем же эти серьезные люди носили с собой дудочку?

Звук дудочки – это условный знак

Пастухи дни и ночи на пролет следили за стадом, при этом всегда были заняты их глаза, а руки становились свободны. Поэтому у них было время на изготовлении этого музыкального инструмента из подручных средств, а также время упражняться в игре на нем.

Со времен звук дудочки становился условным знаком или сигналом, услышав который, скот начинал сбиваться в стадо и следовать к водопою или на ночлег. Звуки этого инструмента становились сигналами и для собак, которые помогали пастуху в его работе.

как за что дудочка. 5c60ff0c168b1 pochemu pastuhi vsegda hodili s dudochkoj. как за что дудочка фото. как за что дудочка-5c60ff0c168b1 pochemu pastuhi vsegda hodili s dudochkoj. картинка как за что дудочка. картинка 5c60ff0c168b1 pochemu pastuhi vsegda hodili s dudochkoj.

Звуки дудочки, как предупреждение

Дудочка пастуха была важным инструментом в борьбе с хищниками, прежде всего волками. Ее звуки отпугивали диких животных от стада и тем самым сохраняли поголовье крупнорогатого скота.

Но не только диких хищников отпугивали эти звуки, но и люди желающие украсть скотину, понимали, что пастух следит за стадом. Также люди, которые являлись хозяевами животных, по мелодии дудочки могли определить, где в данный момент времени находятся их коровы и быки.

Магический инструмент

В Древней Руси дудочка являлась не столько инструментом для извлечения музыкальных звуков, сколько магическим атрибутом, который был жизненно необходим для ведения диалога со всевозможными языческими духами. Эти духи становились заступниками для пастуха, который просил у них защитить скот от диких зверей или отвести хворь и болезни от стада.

Считалось, что если в дудочку пастуха положить кусочек шерсти коровы, то стадо непременно будет его слушаться и обязательно будет цело и невредимо. Конечно же, шерсть скота не клали внутрь дудки, тогда она просто бы не издавала звуков. Пастухи поступали следующим образом: они с помощью воска приклеивали кусочки шерсти на внешнюю сторону инструмента или мастерили на дудочке специальные внешние выступы, в которые можно было положить шерсть. Даже после прихода христианства, данное суеверие не исчезло.

Этот музыкальный инструмент являлся магическим символом силы, с помощью которого пастух мог превосходно управляться со своей работой. На Руси даже было поверье, что весной пастухи должны себе изготавливать новую дудочку, а с приходом зимних холодов они ритуально сжигали свой музыкальный инструмент.

как за что дудочка. 5c60ff0e2ac6b pochemu pastuhi vsegda hodili s dudochkoj. как за что дудочка фото. как за что дудочка-5c60ff0e2ac6b pochemu pastuhi vsegda hodili s dudochkoj. картинка как за что дудочка. картинка 5c60ff0e2ac6b pochemu pastuhi vsegda hodili s dudochkoj.

Средство против злых духов

Согласно существовавшим на Руси суевериям, пастушья дудка была способна бороться с различными злыми духами и демонами. Считалось, что своим звуками она отпугивала их и тем самым защищала стадо. Во многих районах пастухи перед весенним первым выпасом обходили стадо играя на дудочке, тем самым изгоняя всевозможные заболевания, которые могли преследовать скот.

На территории современной Белоруси крестьяне изготавливали специальные трубы из елей, которые издавали громкие звуки. С помощью этих незатейливых инструментов пастухи перед первым выпасом отгоняли злых духов от тех дорог, по которым будет проходить стадо на пастбище.

Многие крестьяне побаивались и сторонились пастухов из-за того, что те в той или иной степени очень часто соприкасались с нечистой силой. Также многие пастухи разбирались в целебных травах, что приравнивало их к знахарям. Вопреки определенной опаске к пастухам, селяне всегда пускали их к себе домой переночевать.

Занятно, что многие пастухи даже в зимний период не желали разлучаться со своими музыкальными инструментами, которые помогали им в работе. На Рождество, когда проходило колядование, пастухи играли на дудочках у дворов крестьян, тем самым отгоняя нечисть, за что хозяева благодарили их, приглашая за стол и угощая различными вкусными блюдами.

Источник

Зачем пастухам нужна была дудочка

как за что дудочка. 3738. как за что дудочка фото. как за что дудочка-3738. картинка как за что дудочка. картинка 3738.

Всем известно, что одним из главных атрибутов пастухов в Древней Руси являлась дудочка.

Пастухам, имевшим небольшой опыт в этом деле, доверяли малочисленное стадо или же они были помощниками.

Только спустя много лет молодому пастуху отдавали большое стадо. Понятно, что он был обязан следить за стадом, но помимо этого, в его обязанности входили еще ориентирование в окружающей местности, знание растущих трав и ближайшего места с водой, а также пастух должен был уметь защищать свое стадо и даже уметь принимать роды у коров.

Но все же давайте разберемся для чего пастухам дудочка с собой.

Пастухи следили за животными и днем, и ночью. Глаза были заняты, а вот руки, наоборот, ничем не заняты во время работы.

Это время работники тратили на изготовление того самого музыкального инструмента, который они делали из подручного материала, а после старательно упражнялись играть на дудочке. Только со временем звуки, потому что на тот момент музыкой это назвать было трудно, стали по типу условных сигналов.

Например, услышав определенный звук животные из стада начинали собираться у воды или собираться на ночь. Мелодиям из дудочки следовал не только пасущийся скот, но и собаки, которые помогали пастухам в этой работе.

Дудочка помогала пастухам не только тогда, когда нужно было гнать скот на ночь или к воде. А еще этот музыкальный инструмент был помощником в борьбе с хищными животными, чаще всего это были волки или медведи.

Ее звуки отпугивали хищников от пасущегося скота, таким образом пастух сохранял свое стадо в безопасности. Кстати, по отдаленности звука хозяева животных могли примерно понимать, где находится стадо и, конечно же, сам пастух.

Интересно, что дудочку считали еще и магическим инструментом. Именно в Древней Руси народ считал, что этот атрибут, который издавал красивую мелодию был необходим ведьмам и ворожеям для своих обрядов и общения с языческими духами.

Народ считал, что духи выступали в роли защиты пастухов, когда те играли на дудочке сделанной своими руками.

Источник

Сказка по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Как дудочка стала знаменитой»

как за что дудочка. 73ff9783fc1029b43a2c5dbe20c32570. как за что дудочка фото. как за что дудочка-73ff9783fc1029b43a2c5dbe20c32570. картинка как за что дудочка. картинка 73ff9783fc1029b43a2c5dbe20c32570. Ирина Сосидка
Сказка по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Как дудочка стала знаменитой»

Сказка для детей старшего дошкольного возраста

В одной стране, далеко-далеко в горах, в маленьком городке жила-была дудочка. У нее был такой красивый голосок, который нравился не только всем окружающим, но и ей самой. Дудочка часто становилась перед зеркалом и пела.А затем восхищалась своим голосом: «Ах, какой у меня красивый голосок». Дудочкувсе очень любили и часто приглашали на разные мероприятия: дни рождения, свадьбы, крестины, чтобы в очередной раз услышать ее пение.

Каждый вечер дудочка выходила на свой балкон и пела песенки, собирая под балконом множество народа. Так и жила дудочка на свете много лет, думая, что у нее самый красивый голос.

Но как – то раз в их городок приехала группа музыкальных инструментов, чтобы дать концерт для жителей этого городка. Много народу собралось на концерте, дудочка решила тоже сходить посмотреть, что же это за инструменты такие приехали. Она села в первом ряду, чтобы лучше рассмотреть артистов.

Первым на сцену вышел барабан, он был такой большой, толстый и так громко играл, что дудочка закрывала уши руками. После него вышли деревянные ложки, они были очень красивые, расписные, их мелодия понравилась дудочке. Следующим на сцену вышел рояль, дудочка была восхищена его красотой и звучанием. Никогда раньше она не думала, что можно так петь, дудочка просто влюбилась в этот волшебный инструмент.

Потом она увидела на сцене металлофон, такой красивый, в яркой одежде, который играл разные мелодии, он ей тоже очень понравились. Не могла пропустить мимо ушей дудочка звучание баяна. Он играл так просто, но так красиво. Были еще балалайка, гитара и маракасы. Дудочка сидела, очарованная их звучанием. Ей хотелось, чтобы концерт никогда не заканчивался.

Но больше всего дудочке понравилась скрипка, она была такая элегантная и так красиво звучала. Весь зал аплодировал скрипке стоя. Когда в завершении концерта все инструменты вышли на сцену, дудочка не выдержала и выбежала к ним. Инструменты с любопытством осматривали ее. Дудочка засмущалась и запела свою песенку. Инструменты слушали ее, а потом присоединись к ее выступлению. И зазвучала музыка. Каждый играл, вкладывая всю душу в исполнение. Люди из зала забросали артистов букетами цветов.

После окончания концерта инструменты предложили дудочке поехать с ними на гастроли. Дудочка, сказала, что подумает. Она не спала всю ночь. А утром побежала в театр,чтобы сообщить о своем решении: она едет с ансамблем на гастроли. Все жители городка пришли попрощаться с дудочкой, они знали, что она уезжает от них навсегда. А ровно через год дудочка вернулась в родной городок, но только в гости, с очередным концертом в составе ансамбля. Так дудочка стала знаменитой.

Консультация «Сказка, как средство преодоления агрессии детей старшего дошкольного возраста» «Сказка как средство преодоления агрессии детей старшего дошкольного возраста»» Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее.

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Как зимуют звери в лесу» Цель: Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой. Задачи: формировать умение выделять и характеризовать особенности внешнего.

как за что дудочка. detsad 1 1539614303. как за что дудочка фото. как за что дудочка-detsad 1 1539614303. картинка как за что дудочка. картинка detsad 1 1539614303.Музыкальный лэпбук как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста. Презентация «Музыкальная сказка» Одной из главных задач ФГОС ДО является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала.

НОД «Дымковская сказка» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Ивушка» Конспект интегрированного занятия.

Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста Важным периодом для речевого развития ребёнка является дошкольное детство. Речевое развитие детей идёт в тесной связи с характером их деятельности.

Сказка «Репка» на новый лад для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка по непрерывно образовательной деятельности. Сказка «Репка» на новый лад для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по музыкальному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Музыка в сказке» Тема: Конспект по музыкальному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Музыка в сказке» Выполнил: Головина Елена.

Учебно-методический материал «Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Учебно-методический материал по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Хен Н. В. «Сказка, как средство развития.

Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста. В одной очень маленькой стране, которую даже на карте не найти, настолько она маленькая, жили – были веселые и очень дружные цветочки-лепесточки.

Источник

Почему пастухи всегда были с дудочкой

как за что дудочка. Friedrich Johann Voltz Vieh an der Tr%C3%A4nke 1885. как за что дудочка фото. как за что дудочка-Friedrich Johann Voltz Vieh an der Tr%C3%A4nke 1885. картинка как за что дудочка. картинка Friedrich Johann Voltz Vieh an der Tr%C3%A4nke 1885.

Дудочка на Руси всегда была непременным атрибутом пастуха, сколько бы лет тому не было – восемь, восемнадцать или сорок восемь. Впрочем, в Древней Руси пастух не мог быть молоденьким парнем или мальчиком, такому доверили бы разве что пасти семейный скот или сделали бы помощником пастуха, потому что пастух должен быть опытным.

Он должен был знать, в какой местности растёт хорошая трава, а где – крайне вредный для коров клевер, от которого они могут за десять минут «полечь»; каким путём гнать скот, чтобы стадо не зашло на клеверные поля; где коровам удобнее спускаться на водопой; как отбить овцу от волков, как вытащить телёнка из болота и что делать, если корова начала телиться.

Поскольку от здоровья скотины часто зависела жизнь целых поселений, пастуха выбирали придирчиво, а профессия эта была на Руси ответственной. При этом эти серьезные и ответственные люди всегда носили с собой дудочку.

Дудочка – сигнал для стада

Свободного времени у пастуха было много, нужно было чем-то занять руки и разум. При этом серьёзными занятиями следовало пренебречь в угоду основному – необходимо было внимательно следить за стадом, буквально не сводя с него глаз.

Простую дудочку можно было сделать довольно быстро из подручных средств, а рожок – из бересты, а чтобы научиться сносно играть времени было предостаточно – с апреля, когда скот начинали выгонять на выпас, и до поздней осени.

Не стоит забывать, что звуки дудочки или рожка для скотины звучали как сигналы, по которым она привыкала собираться в стадо, идти на водопой или тянуться ближе к дому. С помощью дудочки можно было в поле подавать сигналы и пастушьим собакам, которые помогали собирать стадо.

Звук рожка – предупреждение

Услышав звуки пастушьей дудочки, хозяева знали, где находится их скот, а дикие звери получали сигнал, что стадо находится под бдительной охраной.

Магический предмет

Но главная функция, которую нёс этот несложный музыкальный инструмент в языческой Руси, была функция сакральная – с помощью пастушьей дудочки пастух якобы «договаривался» с лесными духами, чтобы дикие звери не трогали стадо, и заговаривал скот, чтобы тот был здоров, набирал вес и не терялся.

Суеверные люди думали, что если в пастушью дудку вложить клок шерсти скотины, то стадо обязательно будет слушаться пастуха и по его сигналу придёт домой. Разумеется, чтобы дудка продолжала звучать, шерсть приклеивали к ней кусочком воска снаружи или закладывали за внешние декоративные элементы (А. А. Плотникова «Магия звука в славянской скотоводческой обрядности).

После принятия православия суеверия никуда не делись, а просто изменились – даже в советские времена архангельские крестьяне считали, что дудочка, к которой прилеплен кусочек от красной пасхальной свечи, быстрее соберёт скот домой.

Дудочке приписывали магические свойства – в некоторых местах Великороссии считалось, что на каждый сезон пастух должен делать новую дудку и пасти стадо с ней, а осенью инструмент следовало уничтожить, сжечь.

На Русском Севере были чрезвычайно распространены заговоры скота – от заговора «на первый выгон» до заговоров на то, чтобы скотина возвращалась домой по первому зову пастушьей дудочки.

Договор с лешим — стаду прибыток

Надо принимать во внимание, что пастухами часто становились калеки, которые не могли наравне с остальными мужчинами трудиться в поле, имели изъяны от рождения, например, были горбаты или одноруки, или получили увечья в течение жизни.

Также в пастухи шли немощные, убелённые сединами старики – всё это придавало им ещё больше таинственности, и в глазах неграмотных крестьян делало пастухов близким к лесным страшилищам – лешему и кикиморе.

Скорее всего, крестьяне считали, что человеку, который и так «одной ногой в могиле» легче договориться с нечистой силой.

Изгоем пастуха делало и его знание трав – такие сведения считались в языческой среде сакральными, их могли знать лишь волхвы. Так что кому ещё договариваться с нечистой силой и лесными зверями, как не колдуну?

Несмотря на некоторую отверженность, пастух в течение срока выпаса скота имел право не только на оплату труда, но и на ночлег в селе, на еду и на тёплую одежду в случае непогоды.

Чужое не трогай

В Карпатских селениях дудочке или рожку (свистку) пастуха придавали очень много значения — считалось, что днём пастух с помощью звуков повелевает лесными чертями и заставляет их себе помогать.

Но ни в коем разе нельзя было дудеть в неё ночью, поскольку ночью пастух уже не был властен над нечистой силой, она могла слететься на звуки пастушьего рожка или на скот могли напасть дикие звери – об этом суеверии писал советский языковед Иосиф Алексеевич Дзендзелевский.

Оружие против чертей

По суевериям крестьян, у пастушьей дудочки было ещё одно важное свойство: она якобы могла отгонять злых демонов и так защищать скот. В некоторых сёлах, перед первым выпасом пастухи обходили село, изо всех сил играя на специальных дудках – так они отгоняли от скотины болезни, беду и чертей. Иногда такие обходы продолжались каждый день вплоть до середины августа.

А на западе Белорусии с помощью огромных еловых труб расчищали дорогу для скота перед первым выпасом: пастухи, собравшись вместе, проходили путь первыми и изо всех силы дули в трубы, чтобы отогнать нечисть подальше.

Любопытно, что некоторые пастухи не расставались со своими дудочками и рожками даже зимой – в Рождественские колядки они обходили крестьянские дворы и у каждого двора трубили, словно бы отгоняя от скотины чертей; за это хозяева им выносили угощение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *