как жаль о чем рассказ
Александр Солженицын — Как жаль:
Краткое содержание
События происходят в середине 20 века в Москве. Аня (Анна Модестовна) пришла за справкой в обеденный перерыв. Ее попросили подождать. От скуки она читает на уличном стенде газету «Труд». Там – статья о ее отце! Называется «Новая жизнь долины реки Чу». Люди сделали цветущим пустынный уголок природы: прорыли каналы, установили гидростанции. Инженеры опирались на проект 1912 года. Его автор – русский гидрограф и гидротехник Модест Александрович В. Журналист пишет, что при проклятом царском режиме ученому не дали осуществить проект. «Как жаль!»: молодой энтузиаст не дожил до исполнения своей мечты!
Аню, достававшую газету из-под стекла, хотел оштрафовать милиционер. Она объяснила, что этот номер уже не купишь: старый. А в нем – статья «о папе». Хвалебная! Он разрешает ей стащить газету. «Какая это радость для мамы и папы!» Ведь «молодой энтузиаст – дожил!» Если б в газете знали – не напечатали бы. При советской власти он, приговоренный к смертной казни, прошел 20 лет лагерей. Сейчас у него «вечная ссылка». Он просился в долину реки Чу, место своего проекта, но его отправили не туда. И не знают, что делать со старичком. Работы для него нет, а пенсию он не заработал.
Читательский дневник по рассказу «Как жаль» Солженицына
Сюжет
Анна Модестовна снимает со стенда газету с хвалебной статьей про своего отца. Там написано, что ему, гидрографу, при царе не дали воплотить в жизнь проект по преображению долины реки Чу. А советские инженеры исполнили его мечту. Жаль, сам он не дожил. Автор статьи не знает, что ее отец – жив. Он попал под репрессии, и всю жизнь провел в тюрьмах и лагерях. А сейчас ему даже пенсию не дают – не заслужил.
Отзыв
У названия рассказа двойной смысл. Журналисту жаль, что гидрограф якобы «не дожил». Солженицыну жаль, что репрессии сломали судьбу талантливого ученого. Заметка – шанс семьи вернуть ученому доброе имя. Тема несправедливости, лжи в СМИ, в обществе, замалчивания правды, страха перед властью и людьми, тема семьи, таланта, борьбы за жизнь, за право работать и приносить пользу, за честное имя. Рассказ заставляет задуматься о репрессиях в советское время, трагедиях семьи. Он – предостережение, урок, который нельзя забыть. Рассказ учит быть сильным, честным, оставаться человеком в испытаниях, поддерживать близких.
Солженицын: Как жаль. О чем этот маленький рассказ?
Времена тоталитаризма — это период, когда многие таланты пребывали в ссылках вместо того, чтобы творить, проводить исследования и работать на благо страны. Это время освящали писатели, позволяя нам видеть жизнь людей в те сложные времена. Одним из таких писателей был Солженицын, который писал не только большие произведения, но и небольшие работы, такие как его рассказ Как жаль. Его мы изучили, благодаря конспекту урока за 9 класс. Теперь же сделаем его анализ, предварительно познакомив всех с работой автора Как жаль в кратком содержании.
Краткое содержание рассказа
Рассказ Солженицына Как жаль переносит читателя в один из пасмурных дней, когда главной героине Анне Модестовне понадобилась справка и она пришла за ней в одно из учреждений города. Вот только попала она на обеденное время, поэтому решила подождать гуляя по бульвару. Она гуляла, наблюдая за каплями дождя и играя с ними, пока не подошла к киоску с газетами. Там ее внимание привлекла статья о неком проекте, что был создан еще в 1912 году в Царской России и только теперь воплощен в жизнь.
Речь шла о гидротехнических работах, что проводились у долины реки Чу, благодаря которым пустыня превратилась в урожайное место. Как оказалось, речь шла о проекте, что создал отец героини. Дочитав до конца статью, героиня увидела в конце строки сожаления автора о том, что инженер проекта умер, так и не дожив до момента внедрения в жизнь своего проекта. Только правда заключалась в том, что отец героини на самом деле был жив, но пребывал в этот период в ссылке, мытарствовал по тюрьмам.
Строки в газете вызвали волнение у Анны Модестовны, она боялась, но была твердо нацелена украсть газету, чтобы вечером прочитать ее с мамой. А когда ее отец будет определен на постоянное место жительства и ее мать сможет к нему переехать, то эту газету они смогут показать отцу, которого должна порадовать новость.
Однако воровство увидел милиционер и хотел было оштрафовать Анну, однако, узнав причину ее действий, не только не оштрафовал, но и позволил забрать газету с собой. Поблагодарив милиционера Анна счастливая побежала домой.
Как жаль анализ
Анализируя рассказ Солженицына, мы можем сказать, что это небольшое произведение о жизни с оглядкой, исковерканной, сломанной, перечеркнутой, превращенной в страх. Рассказ показывает на примере одного талантливого инженера, судьбы многих людей, что числились врагами страны и влачили свое существование в ссылках. Это рассказ о людях, чья судьба оказалась никому не интересна кроме родных и близких. Все годы люди живут в страхе и ожидании с надеждой на то, то наступит оттепель и наступят новые времена. Как и героиня рассказа, у которой статья пробудила надежду на облегчение участи ее ссыльного отца.
Смысл же рассказа раскрыт в прочитанной героиней статье, где автору статьи жаль инженера, не дожившего до времен внедрения его проекта. Жаль молодых энтузиастов, что не дожили до торжества своих идей. Жаль изломанные судьбы людей, что жили в тоталитарном государстве. Жаль тех, кто ждал и не дождался своих родных, что исчезли в сталинское время. Жаль людей за их тяжелую судьбу, причем не только тех, кто жил в заключении, но и тех, кто жил на свободе. Всех, всех очень жаль.
как вы понимаете смысл названия рассказа А. И. Солженицына «Как жаль»?
Трагическая эпоха сталинизма нашла своё отражение в литературе, и далеко не последнюю роль в этом сыграл А. И. Солженицын – фигура культовая для реабилитационного периода новейшей русской литературы. Он был последним, кого советская власть не допускала до читателя.
Рассказ “Как жаль”, написанный в 1965, выпадает из контекста произведений писателя, хотя он также посвящён теме судьбы человека в тоталитарном обществе. События происходят не в местах заключения. Нет страшных картин, изображающих труд лагерников (как, например, в произведениях писателя “Архипелаг ГУЛАГ”, “Один день Ивана Денисовича”). Нет сцен уничтожения, унижения заключённых. Однако рассказ производит сильное впечатление.
Героиня рассказа Анна случайно обнаруживает на витрине киоска газету со статьёй об отце, там написано о его полезных открытиях и о том, что он не дожил до момента их признания. Она пытается украсть это “сокровище”, на этом её ловит милиционер и, неожиданно для неё, отпускает без штрафа и наказания. Только в конце рассказа мы узнаём, что отец на самом деле жив, даже “двадцать лет отсидел в тюрьмах и лагерях”, так как “смертную казнь ему заменили”, и “комендатура не знает, куда деть этого бесполезного старичка”… Семья живёт только надеждой на лучшее. Анна торопится домой, чтобы показать газету матери, а та, может быть, передаст потом эту весточку отцу, что, мол, не прошла его жизнь напрасно, пригодились людям его труды.
Это рассказ о судьбе русской интеллигенции в годы сталинских репрессий. Можно и по-другому сформулировать тему данного рассказа — человек и власть в условиях тоталитарного режима. Взяв в качестве названия для своего рассказа заключительную фразу статьи журналиста о проекте талантливого изобретателя и снимая восклицательный знак, Солженицын придает ей трагически-философский смысл. Жаль, что по вине государства жизнь изобретателя-мелиоратора сложилась вопреки всем законам логики, жаль, что статья была посвящена якобы умершему, а не здравствующему человеку, жаль, что корреспондент «нескупого пера» не смог бы опубликовать свой очерк, зная подлинные обстоятельства жизни Модеста Александровича. Жаль, что дочь ссыльного изобретателя живет в постоянном страхе перед властям предержащими и с постоянным ощущением униженного достоинства.
О чем рассказ Солженицына «Как жаль»?
Истинная же причина её поступка объясняется в конце: её отец на самом деле жив, а планы его не реализовывались всё это время потому, что он двадцать лет сидел в тюрьмах и лагерях, и сейчас находится в вечной ссылке.
И Анна Модестовна спешила домой, чтобы показать газету маме, а потом, когда разрешат видеться со ссыльным отцом, и ему.
В этом крохотном эпизоде показана трагическая история сломанной судьбы талантливого учёного.
коротко так: рассказ о жизни. Исковерканной, перечеркнутой, сломанной. Превращенной в страх. Жизни с оглядкой.Об инженере-враге народа, и тех, кто его любит и ждет. Жаль изломанные судьбы.
Да, про восклицательный знак. Название носит утвердительный характер.
Нарисовать иллюстрацию к рассказу Николая Носова «Леденец» можно изобразив одну из сценок рассказа.
Например, нарисовать маму и Мишу или Мишу в поисках леденцов или же мальчика, который рассказывает о своей вине.
Проще всего будет сделать иллюстрацию, просто нарисовав разбившуюся сахарницу.
Сахар, выпавший из нее рисуем кубическими кусочками, можно нарисовать и чайную ложку.
Фон обязательно нужно нарисовать темным, так и видно осколки будет лучше, и понятно будет, что это пол.
Чтобы осколки сахарницы смотрелись реалистично, нужно под каждым осколком нарисовать падающую тень.
Раскрасим картинку любым материалом в зависимости от их наличия и от качества бумаги.
Я начала свое с ним знакомство с «Чемодана». Но, если честно, на мой взгляд совершенно неважно, с чего Вы начнете. В него невозможно не влюбиться.
Можно начать с «Соло на ундервуде» и с «Соло на IBM». Это короткие байки, анекдоты, заметки, где знаковые для нас имена оказываются просто приятелями, друзьями, знакомыми и собутыльниками автора. Обычными как будто людьми. Столько в этом поэзии и очарования.
Вспомним краткое содержание рассказа Драгунского «Девочка на шаре».
Пример отзыва на рассказ «Девочка на шаре».
Мне этот рассказ показался одновременно трогательным и красивым. Это история о первых чувствах, которые сам мальчик еще не понимает и потому не может подобрать им названия. И потому мне очень хочется узнать, что было бы дальше, если бы Танечка Воронцова вернулась и они с Дениской все-таки встретились бы.
Я уже писала, что главную мысль рассказа Носова «Клякса» можно выразить поговоркой:
В этом рассказе мальчик Федя показал себя большим озорником, он мало что баловался до урока, так он еще и продолжил баловаться во время урока. Конечно такое поведение не понравилось учительнице и та решила немного поучить Федю. Учительница напугала мальчика возможными неприятными последствиями его баловства и тот сразу присмирел.
Для этого рассказа мы можем использовать какую-нибудь пословицу про баловство или озорство:
Хорошо подходят к этому рассказу и такие пословицы:
И конечно после полученного урока про Федю можно будет сказать, что он:
В рассказе Виктора Драгунского «Чики-Брык» два мальчика Дениска и Мишка поехали загород на электричке вместе с родителями Дениски.
Мальчики скучали и то и дело высовывались в открытое окно. И тогда папа Дениски решил показывать ребятам фокусы. Он и «отрывал палец» и «втирал монету в рукав» приговаривая при этом:»Чики-брык».
Затем Денискин папа одел Мишке шляпу. А когда Миша опять высунулся в окно, то папа Дениски незаметно снял ее, а затем показал фокус с «возвращением шляпки». Мишка захотел ещё раз увидеть этот фокус и выкинул шляпу в окно.
Вывод: хорошо быть ребёнком и верить в чудеса, а взрослые иногда тоже ведут себя как дети и не задумываются над тем к чему могут привести их игры с детьми. Зато было весело! И над концовкой рассказа Виктора Драгунского «Чики-Брык» по-доброму посмеялись и взрослые и дети.