каверы на известные песни что это такое
А Вы любите каверы? О хорошо забытом старом
Признаюсь честно, в глубине моей души живет маленький Киркоров)) Потому что я оочень люблю каверы, не только нашумевшие, но и ютуберов. Мне нравится слушать любимые хиты в разных звучаниях и частенько, когда выходит новый хит, я отправляют на Ютуб, чтобы узнать а как же еще может звучать эта песня.
Но сегодня я хочу сделать пост не о ютуберах, а о каверах, которые очень популярны, часто переплюнув оригиналы. Многие из треков будут неожиданными, потому что мало кто знает, что это на самом деле каверы.
Lou Bega «Mambo №5»
Миллионы просмотров, бешеная популярность в 1999 году, но сама песня была написана в 1949 кубинским исполнителем Пересом Прадо, который и был ее оригинальным исполнителем.
Soft Cell, Marylyn Manson «Tainted Love»
Beyonce «If I Were A Boy»
Эту песню сложно назвать кавером, так как Бейонс заполучила ее до того, как песня была выпущена. Однако, певица BC Jean написала эту песню в 2008 году для себя, в соавторстве с автором песен и продюсером Тоби Гадом. У Тоби была встреча с Бейонс и он дал ей послушать песню, в которую она влюбилась. Путем долгих уговоров и настойчивых звонков Тоби и команде Бейонс все-таки удалось уговорить BC Jean отдать свою песню. Сама певица призналась, что поначалу не восприняла эти просьбы всерьез, так как не могла поверить, что кто-то захочет петь о ее бывшем парне, которому она посвятила эту песню)) А вот как звучит оригинал
Whitney Houston “I Will Always Love You”
Малоизвестный факт, что песня, на которую существует миллион каверов, является кавером Долли Партон, записанной в 1974 году. В свое время песня Партон была на вершине хит-парадов кантри-музыки и ее очень любил Кевин Костнер, который и предложил продюсерам записать кавер для саундтрека к фильму «Телохранитель».
The Beatles «Twist and Shout»
Еще одна песня, на которую существует миллион каверов. Самый известный, бесспорно, The Beatles. А оригинал был записан R&B группой Top Notes в 1961 году.
Madonna «Ray of Light»
Мадонна никогда не скрывала, что ее хит является кавером песни британской фолк-группы. А вот каким был оригинал
Bananarama «Venus»
Знаменитая песня из рекламы Gilette, которую перепевали множество раз, наибольшую популярность получил кавер в исполнении группы Bananarama, выпущенный в 1986 году. А оригинал был записан в 1969 голландской группой Shocking Blue.
Muse «Feeling good»
Шикарная песня в исполнении Muse тоже является кавером. История этой песни начинается с мюзикла The Roar of the Greasepaint – The Smell of the Crowd, который впервые был показан в 1964.
В этой ситуации хороши обе версии. Хотя, мои симпатии все-таки больше на стороне оригинала.
Natalie Imbruglia «Torn»
Очень люблю эту песню в исполнении Натали. Это один из тех случаев, когда мы узнали о прекрасной песне исключительно благодаря каверу. Оригинал был записан американской рок-группой Ednaswap и, на мой взгляд, значительно уступает каверу.
Adele «Make You Feel My Love»
Кавер от Адель на песню Боба Дилана. Интересно, что кавер на эту песню вышел ранее оригинала, первым эту песню выпустил Билли Джоел в 1997 году, сам Дилан выпустил свой альбом несколькими месяцами позднее. Лейбл Colambia Records готовил к выходу новый альбом Билли Джоела, но им не хватало материала и они позаимствовали песню у Дилана.
Sinead O’Connor ‘Nothing Compares 2 U’
Оригинал был выпущен Принсем в 1984 году. Однако, многие знают эту песню именно в исполнении Шиннед О Коннор
Nirvana «The Man Who Sold The World»
Кавер от Курта Кобейна на песню Дэвида Боуи оказался настолько популярным, что фаны Нирваны массово писали Боуи сообщения о том, как круто он перепел песню Курта. Упс!
«Lady Marmalade» Christina Aguilera, Lil’ Kim, Mya, and Pink
Кавер для мюзикла Мулен Руж набрал миллионы просмотров. Оригинал же в свое время не менее популярным. Песня была записана в 1974 году группой Labelle и достигла первых строчек в музыкальных чартах.
Crazy Frog «Alex F»
Оригинал нашумевшего хита был записан в 1984 году
Miley Cyrus «Jolene»
Каверов на известную песню Долли Партон существует великое множество, но одна из самых известных и удачных версий принадлежит ее крестнице Майли Сайрус. А вот как звучит оригинал.
James Arthur «Impossible»
Хотя оригинал этой песни Shontelle не остался незамеченным, по-настоящему она выстрелила в 2012 году, после того как ее записал победитель британского Х-Фактора Джеймс Артур.
И последний кавер, но один из самых любимых.
Walk off the Earth «Somebody That I Used to Know»
Песня от Готье мгновенно стала мега-хитом, каверы не застали себя долго ждать. Версия от канадской инди-группы в которой 5 человек одновременно играют на одной акустической гитаре стала самым успешным кавером на эту песню
Дюжина знаменитых кавер-версий, которые затмили оригинал
Кавер-версия – это когда один исполнитель берется за песню другого исполнителя. Народная мудрость гласит, что копия всегда оказывается хуже оригинала. Но бывают случаи, когда внимание слушателей привлекает именно новый вариант песни, а оригинал оказывается безнадёжно забыт.
“I Will Always Love You”
Долли Партон / Уитни Хьюстон
Эффектная блондинка Долли Партон считается легендой среди американских любителей кантри-музыки. Ее оригинальная версия “I Will Always Love You” впервые вышла на сингле в 1974 году и достигла первого места в кантри-чартах Billboard. Акустическая версия от Долли обладает скромной простотой, искренностью и обаянием…
…но, конечно же, лишена того могучего драматизма, который заставил рыдать миллионы зрителей, наблюдавших концовку фильма «Телохранитель» в сопровождении версии от Уитни Хьюстон. Кстати, саундтрек к этому фильму до сих пор удерживает звание самого продаваемого в истории.
Бобби Хебб / Boney M
Песня “Sunny” была написана в 1963 году не слишком известным американским соул-исполнителем Бобби Хеббом. История создания «Sunny» не самая весёлая: на сочинение этого эмоционального и удивительно светлого номера музыканта сподвигли сразу две трагедии – персональная (смерть брата) и национальная (убийство президента Кеннеди). Однако мысль о том, что за дождливым днём рано или поздно следует день солнечный, смогла поддержать многих слушателей, и в 1966 году эта негромкая песня достигла 2-го места в американских поп-чартах.
С тех пор жизнеутверждающее послание “Sunny” привлекло к песне множество исполнителей самого высшего калибра, таких как Фрэнк Синатра, Шер, Марвин Гей, Стиви Уондер, Дасти Спрингфилд, Элла Фитцджеральд и многих других, но вряд ли кто-то сумел наполнить этот номер такой же искрящейся энергией, как это сделали Boney M в 1976 году.
Bolland & Bolland / Status Quo
Всё изменилось, когда песню услышал по радио англичанин Фрэнсис Росси – голос и гитара группы Status Quo. В этот момент он ехал по немецкому автобану. Ценой огромных уговоров и едва не развалив группу, Росси убедил своих товарищей сделать кавер на эту композицию, и результатом этого стала запись, которую многие считают «самой известной песней Status Quo».
“Waterloo Road” / “Les Champs-Élysées”
Jason Crest / Джо Дассен
Можно ли найти «более парижскую» песню, чем “Les Champs-Élysées” Джо Дассена? Однако мало кто знает, что изначально песня не имела ничего общего ни с Парижем, ни с Елисейскими полями, а повествовала про одну из самых оживлённых улиц Лондона – Waterloo Road! Впервые исполнила эту песню не слишком известная психоделическая поп-группа Jason Crest из Британии в 1968 году.
Однако вскоре этот номер заприметили по другую сторону Ла-Манша: новый французский текст к песне написал знаменитый поэт Пьер Деланоэ, и год спустя песня стала хитом в исполнении Джо Дассена.
“Nothing Compares 2 U”
The Family / Шинейд О’Коннор
Исполнитель, известный всему миру как Принс, и безвременно покинувший нашу планету в апреле 2016 года, был не только яркой личностью, талантливым исполнителем, блестящим гитаристом и профессиональным продюсером, но и безусловно плодовитым сочинителем, песни которого записывали многие другие исполнители – и зачастую делали их более известными. Не самый известный факт: знаменитый ныне номер “Nothing Compares 2 U” изначально написал именно Принс – для своего побочного проекта “The Family”.
Номер благополучно канул бы в безвестность, если бы ирландская певица Шинейд О’Коннор не записала свою версию песни, ставшую хитом в 1990 году. К сожалению, вместо благодарности за это Шинейд получила от Принса нотацию о том, как плохо использовать грубые слова в интервью. Вспыльчивая ирландка тут же адресовала пару этих слов знаменитому исполнителю, и дело едва не кончилось дракой.
«Girl You’ll Be A Woman Soon»
Neil Diamond/ Urge Overkill
Песня, написанная Нилом Даймондом, в чьем исполнении эта песня достигла восемьдесят шестого места в Billboard Hot 100 в 1967. В то время Даймонд был уже достаточно известен, и это стало для него не наивысшим достижением, а лишь упрочило славу талантливого «автора-исполнителя». По словам Даймонда, он написал Girl You’ll Be a Woman Soon для всех своих юных поклонниц, которые поддерживали его на первых выступлениях.Позже песню забыли. Неизвестно, вспомнили бы мы о ней, если бы не чикагские рокеры из группы Urge Overkill, которые в 1992 году записали кавер. Впрочем, прозябать бы и ему в забвении, если бы пластинка случайно не попалась в голландском музыкальном магазине Квентину Тарантино. Запись так понравилась режиссеру, что он обязательно решил включить ее в фильм Pulp Fiction.
Правда Нил Даймонд сначала не давал разрешение использовать песню в «Криминальном чтиве», потому что ему не понравился жестокий сценарий. Другие версии были записаны Клиффом Ричардом (1968), Джеки Эдвардсом (1968), оркестром Бидду (1978) и 16 Volt (1998). Эта песня также фигурировала во втором эпизоде культового британского сериала «Плохие».
Братья Эверли / Nazareth
Мир впервые услышал “Love Hurts” в исполнении дуэта братьев Дона и Фила Эверли в 1960 году. Эту песню написал супружеский дуэт Фелиции и Бодле Брайантов – авторов многих хитов дуэта. Однако в исполнении Дона и Фила этот номер хитом так и не стал.
Наверно мало кто мог предположить, что эта аккуратная и приглаженная песня от опрятных американцев однажды может зазвучать так, как у простых шотландских пролетариев Nazareth, которые наполнили песню своей рокерской страстью и попутно создали, возможно, самую образцовую «рок-балладу» в истории жанра.
“The Man Who Sold The World”
Дэвид Боуи / Nirvana
“Dazed and Confused”
Джейк Холмс / Led Zeppelin
Где лежит граница между очень творческой кавер-версией и совершенно новой песней? На эту тему хорошо поразмышлять, слушая песню “Dazed and Confused”, написанную американским фолк-исполнителем Джейком Холмсом и записанную им в 1967 для своего первого альбома. Джейк также исполнял эту песню живьем – в частности, когда выступал на разогреве у английской группы The Yardbirds, в составе которой на тот момент выступал талантливый юный гитарист Джимми Пейдж.
Талантливый юный гитарист быстро положил глаз на эту песню, и вскоре она уже вошла в концертный репертуар The Yardbirds. Год спустя Пейдж предложил песню под названием “Dazed and Confused” коллегам по своей новой команде Led Zeppelin, и этот номер стал украшением первого альбома группы. Автором “Dazed and Confused” на диске значился Джимми Пейдж. В 2010 году Холмс решил отстоять свои авторские права в суде, и теперь авторство зеппелиновской “Dazed and Confused” указывается как «Пейдж, вдохновлено Холмсом».
Элвис Пресли / Pet Shop Boys
Этот кантри-номер впервые исполнила малоизвестная исполнительница Гвен МакКрей в 1972. Потенциал песни был очевиден, и вскоре свои версии выпустили другие исполнители, самым известным из которых был Элвис Пресли. Элвис был, как всегда, безупречен, и трудно было представить, что кто-то сумеет превзойти его проникновенное и технически совершенное исполнение.
Вполне можно сказать, что с качественной точки зрения исполнение Элвиса так и осталось непревзойдённой вершиной (в конце концов, это дело музыкального вкуса), однако с коммерческой точки зрения ударное исполнение Pet Shop Boys оставило Короля далеко позади. Тенант и Лоу слегка модифицировали песню, добавив пару новых аккордов, наложили мощный электронный бит, сняли слегка сюрреалистический видеоряд и получили запись, которая в 2014 году голосованием слушателей BBC была определена как «лучшая кавер-версия» в истории.
Леонард Коэн / Джефф Бакли
Автором и первым исполнителем песни “Hallelujah” является знаменитый канадец Леонард Коэн. Он провел много времени, отшлифовывая эту песню – черновики исполнителя содержали примерно 80 куплетов к ней – и в конечном счете выпустил композицию на своем альбоме 1984 года. Версия Коэна, отстранённая, эмоционально сдержанная и отмеченная традиционным для Коэна «вокальным минимализмом», практически не даёт шанса предположить, каких вершин может достигнуть эта композиция…
… в исполнении такого уникального вокалиста, как Джефф Бакли. Невероятно талантливый и трагически рано ушедший из жизни молодой человек выпустил собственную версию на своем единственном лонгплее “Grace” 1994 года. Сардонически охарактеризованная самим Бакли как «аллилуйя оргазму», его эпическая версия в своей грандиозной кульминации достигает… нет, определённо чего-то более возвышенного и нездешнего.
Badfinger /Гарри Нилссон, Мэрайя Кэри
Песня, написанная музыкантами британской рок-группы Badfinger Питом Хэмом и Томом Эвансом. По словам музыкантов, во время записи песни им казалось, что она не имеет большого потенциала, и поэтому трек качестве сингла не был выпущен.
В то время более известный благодаря созданию таких хитов, как «Everybody’s Talkin’» в собственном исполнении и «One» для Three Dog Night, Гарри Нилссон впервые услышал «Without You» на вечеринке и принял её за песню The Beatles.
Выпущенная им в качестве сингла, песня возглавляла американские чарты Billboard Hot 100 и Adult Contemporary. В Великобритании, где было продано почти 800 000 экземпляров, песня провела пять недель на первом месте. За её исполнение Нилссон в том же году получил премию «Грэмми» в категории «Лучшее мужское вокальное поп-исполнение».
Больше, чем караоке: прошлое и настоящее кавер-культуры
Откуда пошла традиция «перепевать» чужое
За последний век музыкальная индустрия претерпела множество изменений, особенно в том, как распространяются новые композиции. Столетие назад у людей не было ни стриминговых сервисов, ни магнитофонов — что уж там, даже с пластинками было туго. Поэтому самым прибыльным вариантом коммерциализации музыки была продажа нот: композитор создавал новые мелодии, а издательства печатали к ним ноты. Люди могли исполнять их где угодно, лишь бы позволяли условия. Именно так музыка становилась популярной: чем больше нот продано, тем известнее становилась песня.
Эту песню мы прекрасно помним благодаря Элле Фицджеральд, однако впервые ее исполнила Вивьен Сигал на бродвейской сцене. С тех пор она звучала во многих фильмах, например, в сериале «Корона» — в трогательной сцене ее дуэтом поют король Георг VI (Джаред Харрис) и принцесса Маргарет (Ванесса Кирби).Немногим позже, с развитием технологий, люди все чаще покупали пластинки — но исполнение любимых композиций не только дома, но и на светских вечерах, собраниях и прочих мероприятиях уже плотно вошло в социальную жизнь того времени. Примерно тогда же и появились первые кавер-группы — в общественных заведениях редко играли оригинальную музыку, людей больше привлекали уже известные и полюбившиеся мелодии. Надо сказать, в этом смысле даже в XXI веке мало что изменилось.
Со временем важную роль в жизни как слушателей, так и музыкантов заняло радио. Оно носило скорее локальный характер, поэтому слава воспринималась несколько иначе, чем сейчас — например, могло существовать сразу несколько версий известных песен, которые крутили по радио в разных регионах одной страны.
Более того, чтобы попасть в ротацию, группы часто записывали «адаптации» треков в разных жанрах: станция, специализирующаяся на джазе, не стала бы ставить кантри, и наоборот.
Действие фильма «Рок-волна» происходит уже в шестидесятые — и отлично показывает, насколько важной частью культуры стало радио к этому моменту.Однако уже к середине века невозможно было представить мир без каверов на классику 1920-1950-х годов, исполненных Билли Холидей, Эллой Фитцджеральд и, конечно, Фрэнком Синатрой. Роль оригинальной музыки тоже росла с каждым годом, но без знания общеизвестных песен было практически невозможно пробиться куда-либо. Поэтому многие группы начинали как кавер-проекты, прежде чем их замечали и у них появлялась возможность выпускать собственное творчество.
Каверы были культурным явлением, которое постепенно меняло свой смысл. Например, ближе к концу прошлого века запись собственной версии чужого трека воспринималась скорее как способ отдать дань исполнителю, оказавшему большое влияние на музыкантов, или же попытка радикально изменить знакомую всем песню, что нередко помогало привлечь новых слушателей.
Как участники кавер-групп разбираются с авторским правом
Артисты очень редко подают в суд на исполнителей каверов. Так как права на музыку распределяются особым образом (одно право защищает музыку и текст, другое — саму звукозапись, так называемую «мастер-запись»), сделать и опубликовать кавер не составляет особых проблем. Впрочем, в интернете можно найти множество статей о том, как получить права на исполнение песни — особенно когда дело касается YouTube — но их получение не представляется чрезвычайно сложной задачей. Тем более что музыканты, публикующие каверы, редко ищут выгоды — они скорее хотят поделиться своим творчеством и взглядом на композицию.
Однако есть любопытные случаи, когда каверы исполняли звезды ничуть не меньшей величины. К примеру, песня Боба Дилана All Along the Watchtower была перепета Джимми Хендриксом: права на оригинальный трек принадлежат Дилану, зато авторские права на конкретную звукозапись — Хендриксу, хотя изначально это была не его песня. В 2016 году одна из версий композиции стала саундтреком к «Молодому папе», и это было не первое появление All Along the Watchtower за кадром: она использовалась еще и в «Хранителях».
Бывает и такое, что музыканты исполняют чужие кавер-версии песен, которые звучат интереснее оригинала. В такой ситуации оказалась Полина Гагарина, спев кавер-версию «Кукушки» группы Кино. На самом деле новую аранжировку придумала певица Ольга Кормухина, но после того как Гагарина использовала эту «адаптацию», Ольга подала иск на звезду.
Что интересно, ее не интересовала материальная часть вопроса: для Кормухиной было принципиально услышать признание в том, что версия принадлежала ей.
Как музыканты реагируют на существование каверов
Число каверов в сети растет — особенно на YouTube — и ролики с реакцией исполнителей на такие видео становятся все более популярными. Как в русскоязычном сегменте интернета, так и за рубежом есть множество каналов, приглашающих звезд в эфир, чтобы показать, как фанаты перепевают их песни. Ограничений нет: выбор кавера остается за авторами программы, так что исполнителей могут как порадовать чем-то интересным и качественным, так и разочаровать, включив нечто с «пиксельным» изображением или расстроенными инструментами. Однако чаще всего артисты только поощряют запись каверов на свою музыку — ведь многие дарят песням вторую жизнь, создавая новые аранжировки.
Какие бывают каверы
За почти столетие культура кавер-версий развивалась, менялась и приобретала все больше новых черт. Впрочем, некоторые традиции остались неизменными и по сей день. Например, кавер-группы, как и сто лет назад, выступают в разных общественных местах: праздники в ресторанах и кафе уже нельзя представить без исполнения известных песен неизвестными, но вполне талантливыми музыкантами. Можно встретить целые симфонические оркестры, которые дают целые концерты, играя известные хиты в новой аранжировке. И это пользуется популярностью!
Впрочем, не кавер-группами едиными. На сегодняшний день известно большое количество трибьют-проектов: это коллективы, которые специализируются на исполнении музыки конкретного исполнителя или группы. Кроме того, часто они соблюдают стилистику оригинала: например, в шестидесятых, на пике битломании, по всему миру появлялись десятки проектов «по мотивам» The Beatles. Артисты одевались так же, как легендарная четверка, и играли целые концерты с их песнями. Закономерен вопрос, зачем вообще нужны трибьют-группы и кому они интересны — но ведь некоторым не повезло увидеть любимую группу вживую, потому что кто-то из исполнителей умер или прекратил карьеру. А подобные проекты — профессиональные, конечно — дают возможность прочувствовать атмосферу концерта известных музыкантов.
Кроме того, можно найти множество каверов, исполненных на другом языке — одним из самых очевидных примеров, пожалуй, будет песня La Vie En Rose, исполненная в оригинале Эдит Пиаф и перепетая Луи Армстронгом на английском языке. Кстати, «женские» каверы на песни, спетые мужчинами — и наоборот — тоже не редкость.
Исполнительницам нередко бывает интересно представить свой взгляд на композицию. В таких ситуациях в песнях даже меняют местоимения, чтобы лучше передать новый посыл.
Как развивается культура каверов на YouTube
В сети можно обнаружить и версии на других языках (в том числе на жестовых!), a cappella, под акустическую гитару, пародии — в общем, все, на что хватает креативности.
Есть целые каналы, заработавшие популярность на создании необычных каверов, среди них — PostmodernJukebox, где музыканты записывают полноценные каверы в жанре джаз на известные поп- и рок-композиции. Все участники всегда подходяще одеты (платья, сюртуки, галстуки-бабочки), а сама студия выглядит, как заведение двадцатых годов прошлого века.
Известные артисты тоже нередко исполняют каверы, которые потом публикуются в сети. К примеру, на канале BBC Radio 1 есть целая рубрика под названием Live Lounge, в рамках которой знаменитые музыканты приходят в студию радио для записи адаптаций известных песен в живом формате.
10 лучших каверов в истории по версии Time Out
10 каверов, которые невероятно превзошли оригинал по известности
В оформлении статьи были использованы фотографии с сайта Depositphotos, из архива Time Out и кадры из фильмов.