кавказская пленница о чем произведение
«Кавказский пленник»: краткое содержание и анализ
«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники
Кто написал рассказ «Кавказский пленник»? В русской литературе имеется как минимум три знаменитых произведения с таким названием: поэмы Пушкина и Лермонтова, а также рассказ Толстого. В отличие от романтического повествования коллег, Лев Толстой изложил реальную историю, но сделал это в своем стиле — живо и захватывающе. О чем повествует его «Кавказский пленник»? Краткое содержание введет в курс сюжета.
«Кавказский пленник»: краткое содержание
Многие русские писатели изображали в своих произведениях Кавказ — землю с неповторимым колоритом и нравом, красивую и экзотическую. Великолепием этого края вдохновился и Лев Толстой. «Кавказский пленник» — одно из самых популярных его произведений. В нем отражена не только любовь к кавказской земле, но и глубокие размышления на вечные темы.
Прежде чем перейти к их рассмотрению, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа «Кавказский пленник»:
«Кавказский пленник» кратко: как Жилин попал в плен
Иван Жилин служил на Кавказе. Однажды в письме мать попросила его приехать, и офицер решил ее навестить. На Кавказе шла война, на одиноких путешественников могли напасть татары. Поэтому Жилин поехал в сопровождении солдат. Он хотел добраться домой как можно быстрее, поэтому вырвался вперед. С ним поскакал офицер Костылин.
По пути они встретили татар. Костылин испугался и попытался сбежать, однако обоих офицеров взяли в плен, а затем продали татарину Абдул-Мурату. Хозяин велел пленникам попросить родных о выкупе. Костылин тотчас подчинился, а Жилин понимал: его мать живет бедно и не владеет такими деньгами. В письме он указал несуществующий адрес.
«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники
«Кавказский пленник»: Жилин пытается сбежать
Целый месяц офицеры просидели в сарае. Жилин старался не унывать и заниматься привычными делами. Для тринадцатилетней дочери татарина Дины он лепил из глины кукол, за это девочка тайком кормила его молоком с лепешками. Тем временем Жилин планировал побег и день за днем делал в сарае подкоп.
Однажды ночью татары уехали из аула, а Жилин и Костылин сбежали:
Абдул-Мурат не стал убивать беглецов, ведь хотел выручить с выкупа немалые деньги. В этот раз он посадил пленников не в сарай, а в глубокую яму, кормил, как псов, сырой едой. На помощь снова пришла Дина: девочка спустила в яму длинную палку, по которой Жилину удалось выбраться. Костылин убегать отказался: страшно, да и сил совсем нет.
Краткий пересказ: кавказский пленник обретает свободу
Жилин вышел из деревни. Очень мешала колодка, но ее было не снять. Дина дала ему в дорогу лепешек, провожала офицера и плакала — за это время она сильно привязалась к молодому человеку.
Жилин шел без остановки, а когда силы закончились, пополз. Так он добрался до поля, а за ним — свои, русские. Неподалеку, у костров, он увидел казаков. Жилин побежал к ним, но опасался, что татары его заметят. Так и произошло: он почти добрался до костров, но его увидели трое татар и кинулись за беглецом. Жилин закричал, чтобы казаки выручили его, и был спасен.
После этого офицер продолжил службу на Кавказе. Он смирился с тем, что вернуться домой ему не суждено. А Костылина вернули только через месяц, выкупив за большие деньги. Еле живым был.
«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники
«Кавказский пленник»: анализ произведения
Почему читатели и сам Толстой высоко оценили рассказ «Кавказский пленник»? Дело в том, что в небольшом произведении автору удалось затронуть ряд глубоких нравственных вопросов. Разобраться в них поможет анализ рассказа:
История написания
В основу сюжета «Кавказского пленника» легли сразу несколько реальных историй:
Вместе с товарищем и сослуживцем Садо он оторвался от своего отряда, и офицеров настигли чеченцы. Их едва не взяли в плен, но Садо придумал припугнуть противников незаряженным ружьем. Благодаря его отваге и изобретательности офицерам удалось добраться до русской крепости, где им на помощь пришли казаки.
Полковник рассказал, как побывал в плену у горцев и сблизился там с девушкой-абхазкой Аслан-Коз, которая помогла ему сбежать. Более того, перед написанием рассказа Толстой лично общался с военными, которые попадали в плен, чтобы узнать как можно больше деталей.
«Кавказский пленник» впервые опубликовали в журнале «Заря» в 1872 году. Автор очень гордился своим творением. Как говорил сам Толстой, «Кавказский пленник» — одно из немногих его произведений, не относящихся к «области дурного искусства».
«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники
«Кавказский пленник»: жанр и композиция
«Кавказского пленника» иногда называют повестью. Однако правильнее считать произведение рассказом. Об этом свидетельствуют основные жанровые черты:
Лев Толстой всегда следовал традициям реализма, и «Кавказский пленник» не исключение. Автор описывал жизнь как она есть, не романтизировал человеческую натуру и не украшал действительность. К тому же произведение основано на реальных событиях.
К слову, в этом рассказ существенно отличается от одноименной поэмы Александра Пушкина. Если поэт создал идеализированного, романтичного персонажа, то герой Толстого — обычный русский офицер.
Композиционно «Кавказский пленник» состоит из шести глав:
«Кавказский пленник» Жилин: YouTube / Разумники
Герои и посыл рассказа
Рассказ «Кавказский пленник» построен на художественном приеме антитезы. Толстой изобразил двух противоположных героев:
С помощью таких контрастных героев Лев Толстой раскрывает важные темы:
Таким образом, читателю открывается основная мысль рассказа. Каждый человек — хозяин своей жизни. Не стоит полагаться на судьбу, нужно делать выбор и находить выход даже из патовых ситуаций.
Идеи Толстого не имеют временных или географических рамок. Поэтому каждому стоит непременно познакомиться с его «Кавказским пленником».
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник»: о чём рассказ, краткое содержание для читательского дневника
Лев Толстой, «Кавказский пленник» – краткое содержание
Офицер Жилин, служивший на Кавказе, получает письмо от матери. Женщина пишет, что боится так и не увидеть сына перед смертью, и просит Жилина приехать. Офицер получает отпуск и выезжает к матери. В то время русским было опасно путешествовать в одиночку: шла война, и татары либо убивали на месте, либо брали пленных. Вместе с Жилиным поехали солдаты.
Жилина привезли в татарское поселение, заковали руки и заперли в сарае. Тут за ним пришёл человек и указал идти за ним. В доме, куда они пришли, обедали татары. Жилина посадили на пол и показали на двух мужчин: первый взял его в заложники и передал второму — Абдул-Мурату. Теперь Абдул-Мурат его хозяин. Затем ему объяснили, что он должен написать домой и попросить выслать три тысячи монет, тогда его отпустят. Жилин ответил, что не даст больше 500 рублей.
Тут в комнату привели тучного мужчину с закованными ногами. Это оказался приятель Жилина — Костылин. Татары сказали, что Костылин сразу написал домой и попросил пять тысяч монет, поэтому его будут хорошо кормить, поить и отпустят домой. Жилин отказался платить столько денег. Тогда Абдул-Мурат задумался и согласился на 500 рублей. Офицер сказал, что напишет письмо, если татары поселят их с Костылиным, выдадут одежду и будут хорошо кормить. Татары приняли условия и позволили снимать колодки с ног на ночь. Жилин написал письмо, но указал неверный адрес. Он решил сбежать.
Спустя месяц Костылину так и не пришёл ответ от родных. Жилин на помощь и не рассчитывал: знал, что матери не удастся собрать и 500 рублей, поэтому и сделал так, чтобы письмо не дошло. Кормили их плохо: давали пресные лепёшки и воду. Пока Костылин писал письма домой, Жилин занимался рукоделием. Однажды он сделал куклу и подарил хозяйской дочке Дине. Дине пришлась по вкусу игрушка, и она стала тайком приносить Жилину молоко и сырные лепёшки.
Благодаря своему мастерству Жилин прославился в деревне. Девочки бегали к нему за куклами и другими игрушками, однажды его даже попросили вылечить татарина. Жилин не умел лечить, поэтому для вида заговорил воду и дал больному. На счастье офицера татарин выздоровел. Даже Абдул-Мурат признался, что привязался к Жилину и не стал бы его отпускать, если бы не дал слово.
Дина дала Жилину в дорогу лепёшек и попыталась разбить колодку на ногах, но ничего не вышло. Они попрощались, и Жилин отправился в путь. Только он добрался до поля, за которым было русское войско, как увидел рядом татар. Из последних сил он бросился к своим. Солдаты выскочили навстречу татарам, тогда те испугались и стали отступать. Жилин отблагодарил спасителей и рассказал им свою историю. Он так и не съездил домой, остался служить на Кавказе. Костылина через месяц всё же выкупили родные.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения
Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».
Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.
«Кавказский пленник». Краткое содержание
События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.
Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.
В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900
Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.
Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.
Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.
В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900
Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.
Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.
Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.
Главные герои
В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.
Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.
Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.
Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.
Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.
Жилин и Костылин. Анализ героев
«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.
Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.
Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.
Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.
У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.
Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».
Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.
Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.
Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.
Поведение в экстренной ситуации
Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.
Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.
Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.
Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.
Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.
Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.
Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.
Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.
Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.
Название произведения | Кавказский пленник |
---|---|
Автор | Лев Толстой |
Жанр | Рассказ |
Год написания | 1872 |
Главные герои
Краткое содержание
Эта история случилась с русским дворянином Иваном Жилиным, когда он служил на Кавказе в разгар одной из Кавказских войн. Он получает письмо матери, которая просит его повидаться, поскольку стала совсем слаба. Заодно она предлагает сыну жениться: старуха нашла ему невесту. Полковник крепости с осторожностью отпускает его. Вместе с товарищем Костылиным Жилин для безопасности примыкает к одному из вооруженных отрядов, которые ежедневно уходят из крепости сопровождать обозы:
«По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы»
Около месяца пленники живут в ауле, но, в целом, не страдают: к ним относятся неплохо, хотя и скудно кормят. Костылин снова пишет домой, а Жилин, понимая, что выкуп разорит мать, не делает этого. Он постепенно готовится к побегу.
Таланты Жилина как мастера становятся известны: он чинит хозяйские часы, и ему начинают привозить сломанные вещи из дальних аулов. Хозяин рад рукодельному пленнику, он покупает ему инструменты, дарит ему свой старый бешмет; постепенно и другие жители аула привязываются к Жилину. Только один старик, хаджи, ездивший в Мекку, не любит пленного русского, да краснобородый татарин, продавший его Абдулу, относится к Ивану с неодобрением.
Месяц Жилин работает мастером, его ценят и любят, но каждую ночь он тайно копает проход, готовясь к побегу, и тревожится, что не знает направления русской крепости. Помогает случай: его «хозяева» уезжают и Жилин берет в провожатые маленького мальчика, чтобы подняться на гору повыше и осмотреться. Мальчик не доверяет ему, но пленный объясняет, что на вершине растет лекарственная трава, которая нужна, чтобы лечить жителей аула. Сверху Иван определяет, что его крепость лежит на востоке.
«Хотел он бежать в ту же ночь. Ночи были темные – ущерб месяца. На беду к вечеру вернулись татары»
Татары вернулись с убитым, братом рыжего татарина. Толстой подробно описывает обряд похорон у татар. После похорон и поминок почти все татары-мужчины уезжают, остается только Абдул. Месяц только народился, ночи еще темные…», и Жилин решает бежать, о чем предупреждает Костылина.
Ночью Жилин первым выбирается в дыру, Костылин – следом. Сразу же они встречают препятствия: сначала по неосторожности будят собак в ауле, затем пережидают, пока народ пройдет в мечеть на службу. Костылину сапоги натирают ноги, а когда он идет босой, кожу режут камни. Он страдает и сильно тормозит товарища, но Жилин не решается оставить сослуживца. В темноте ночи Иван ошибается дорогой, выводя их к чужому аулу, и беглецы тратят время, чтобы взять нужный курс. Оказавшись в лесу, они натыкаются на конного татарина, который издали слышит голос Костылина и докладывает о них в аул. Татары организуют погоню, и пленников увозят обратно. В ауле их бьют плетьми и камнями, и сажают в яму возле мечети, больше напоминающую карцер. Абдул объявляет пленникам, что на выкуп у них срок – две недели, а потом их ждет казнь.
Всю ночь Жилин идет через лес, и к рассвету оказывается на равнине. Уже отлично видна его крепость, а перед ней – отряд казаков. Радостный Иван бежит к ним, но его замечают три верховых татарина. Жилин кричит русским о помощи, они спешат к нему. Хотя татары намного ближе к беглому пленнику, они не решаются идти против пятнадцати казаков, и уходят в горы.
Месяц спустя из аула вызволяют еле живого Костылина: за него передают обещанный выкуп в 5 тысяч.
Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой)
В истории нашей страны было немало страшных и кровопролитных войн. Одной из них являлась Кавказская война, шедшая с 1817 по 1864 год. Многие писатели и поэты упоминали о ней в своих произведениях. Не обошел стороной эту тему и Лев Николаевич Толстой. В своем рассказе «Кавказский пленник» он рассказывает о русском офицере, попавшем в плен к кавказцам. Писатель сам принимал участие в этих боевых действиях, был в гуще всех событий, поэтому его произведение буквально пропитано реальностью и достоверностью описываемых перипетий. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.
История создания
В основу рассказа также легли «Воспоминания кавказского офицера» барона Ф. Ф. Торнау. В мемуарах полковника рассказывается о его опыте пребывания в плену у горцев, о его дружбе с девушкой-абхазкой по имени Аслан-Коз и ее попытках помочь ему, о его первой неудачной попытке побега, и последующем освобождении из пленения.
Жанр, направление
«Кавказский пленник» хоть иногда называется повестью, все же является рассказом. Об этом говорят небольшой объем, ограниченное количество персонажей, одна сюжетная линия и повествование, которое ведется от первого лица.
Написан рассказ в направлении реализма. Все творчество Льва Николаевича было построено на данном литературном направлении, и «Кавказский пленник» не является исключением. Подтверждает это и то, что произведение основано на реальных событиях. Автор в рассказе изображает настоящую жизнь, без прикрас и романтизации описываемых действий.
Суть: о чем?
В сюжете рассказа лежит история об офицере Иване Жилине, участвовавшем в боевых действиях на Кавказе. Однажды ему пришло письмо от матери. В нем она говорила, что стала совсем уже плоха, просила его приехать домой, последний раз повидаться и проститься. Офицер недолго думая отправился в отпуск домой.
Обоз шел слишком медленно, поэтому Жилин вместе с другим офицером Костылиным решили идти вперед. К несчастью, они нарываются на горцев и попадают в плен. Их отдают в качестве долга Абдул-Мурату. Новый «хозяин» теперь требует выкуп за них. Жилин, жалея мать, понимая, что у нее нет таких денег, отправляет письмо на неверный адрес.
Жилин с товарищем находятся в плену уже месяц. За это время Жилин смог завоевать симпатию, делая глиняные игрушки для детей и чиня вещи, со стороны некоторых жителей аула, в числе которых находятся хозяин и его дочь Дина, в благодарность тайно носящая ему еду и молоко. Костылин все ждет ответа из дома, надеется на выкуп. Главный герой, в свою очередь, не летает в облаках и полагается только на самого себя. По ночам он роет подкоп.
Самочувствие Костылина в яме становится все хуже и хуже. Жилин же придумал новый план побега. Он подговорил Дину принести ему длинную палку, по которой он взберется из ямы и будет свободен. Он хочет взять с собой товарища, но у того не осталось на это никаких сил, поэтому главный герой сбегает в одиночку. Он всю ночь шел в сторону крепости и, уже подходя к ней, нарвался на татар. Из последних сил он побежал в сторону казаков, крича им просьбы о помощи. Те, к счастью, услышали его и вовремя подоспели на помощь. Костылин же все-таки дождался выкупа только спустя месяц и вернулся в крепость очень ослабленным и буквально еле живым.
Главные герои и их характеристика
При написании рассказа Л. Н. Толстой применил прием антитезы. Он противопоставил Жилина и Костылина друг другу для придания большей контрастности произведению. Благодаря такой антитезе, становятся более явными проблемы и вопросы, поднятые автором в рассказе. Большинство людей из правящего класса подобны Костылину: они ленивы, слабы, трусливы и беспомощны без своих денег. Поэтому дворянству надо ровняться на изобретательного, смелого и сильного Жилина, который в любой ситуации найдет выход. Только на таких мужчин может положиться страна в трудное время.
Многомудрый Литрекон предлагает Вам таблицу со сравнительной характеристикой Жилина и Костылина:
герои рассказа «кавказский пленник» | характеристика |
иван жилин | русский небогатый дворянин. он упрям и принципиален. когда татары заставляли писать его письмо матери с просьбой прислать за него 3000 рублей, он стоял на своем, говоря, что таких денег никто не пришлет, и в конце концов, они сдались и согласились на его цену. он бойкий и храбрый, не опускает руки в трудных ситуациях. он не ждет чуда или помощи от других, а надеется только на себя. жилин очень выносливый, несмотря на свои стертые в кровь ноги, все равно помогает товарищу и несет его на себе. это также говорит о том, что он хороший и надежный товарищ, который не даст в обиду и не предаст. у него очень сильное чувство собственного достоинства: даже находясь в плену, герой требует уважения к себе. иван является мастером на все руки, он и лепит кукол, и чинит часы и ружья, и плетет плетенки. герой очень умен, он умеет ориентироваться по звездам: взобравшись на гору с легкостью определяет, где находится его крепость и как туда добраться, а, находясь среди татар, герой быстро начинает понимать их язык и даже немного говорить на нем. за свой характер он заслуживает уважение у татар. |
костылин | состоятельный дворянин. представляет собой полную противоположность ивану. он грузный, полный и неуклюжий. герой слишком изнеженный беззаботной жизнью, он не привык сталкиваться с какими-либо трудностями, поэтому пребывание в плену дается ему очень тяжело. в отличие от главного героя, он — ненадёжный товарищ. видя противников, он стремглав бросает жилина одного, показывая свою подлость и трусость. оказавшись в плену, герой попросту смиряется со своей участью пленника, не собирается предпринимать никаких действий и только ждет выкупа из дома. он постоянно находится в отчаянии. он сомневается в идее побега жилина, уверен, что у них ничего не получится. а когда они все-таки бежали и оба сильно натерли ноги, в отличие от главного героя, костылин начинает ныть и жаловаться. именно из-за него они не смогли сбежать в первый раз. |
Темы и проблемы
Главная мысль
Своим рассказом автор хотел показать, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком, проявлять свои самые лучшие качества и не бездействовать. Его основная идея заключалась в том, чтобы на противопоставлении двух совершенно разных героев изобразить, к чему может привести то или иное поведение личности. Жилин, который не видя преград, продолжает бороться и действовать, в конце концов, добивается свободы, а пассивный и вечно унывающий Костылин, который только создает еще больше трудностей, еле выживает в сложившейся ситуации.
Смысл рассказа «Кавказский пленник» в том, что добрый, стойкий и храбрый человек может справится с любыми испытаниями, которые ждут его на жизненном пути. Главный герой Жилин выжил именно благодаря этим качествам. На примере же Костылина мы осознаем, что деньги, титулы и чины, не смогут помочь тебе в плену врага, а трусливость, низменность и отчаянность только усугубят положение.
Чему учит?
Л. Н. Толстой в «Кавказском пленнике» заставил над многим задуматься читателей. Главная мораль произведения – никогда не сдавайся. Именно такого плана придерживался главный герой. Автор является сторонником идеи, что безвыходные ситуации настигают только тех людей, которые опускают руки и не предпринимают каких-либо решений и действий.
Еще довольно важным выводом рассказа «Кавказский пленник» является мысль о том, что войны и межнациональные стычки никогда не приведут ни к чему хорошему. Все мы люди, и брать в плен или убивать кого-то из-за его этнической принадлежности — это не то, что бессмысленно – это ужасно, жестоко и бесчеловечно. Всегда надо помнить, что вне зависимости от пола, цвета кожи, народности, вероисповедания каждая человеческая жизнь бесценна.
Над чем заставляет задуматься этот рассказ? К большому сожалению, проблемы, показанные и раскрытые в «Кавказском пленнике», актуальны и по сей день. Такие произведения как этот рассказ, для того и необходимы, чтобы люди, читая их, понимали все последствия подобных действий и учились на ошибках прошлого.