кавказцы что за раса

Кавказская раса (Varietas Caucasia) – термин для обозначения белой расы, введенный Иоганном-Фридрихом Блуменбахом, отнесшим к ней жителей Европы, равно как жителей южной Азии и северной и северо-восточной Африки.

Название возникло не от того, что Блуменбах считал Кавказ первым местопребыванием, как бы колыбелью этой расы, но потому, что племена, живущие в настоящее время на Кавказе, он признавал наиболее чистым и не смешанным типом этой расы.

Во избежание часто встречающегося смешения, Фр. Мюллер предложил другой термин – «средиземная раса» (Mittellandische Rasse), так как принадлежащие сюда народы достигли высоты своего развития на берегах Средиземного моря; этот термин принят большинством этнологов (Пешель, Гельвальд и др.) и в настоящее время почти вытеснил в научных трудах термин Блуменбаха.

В 30-е годы расовые теоретики (антропологи) Германии, понятие «кавказская раса» начали относить только к народам Центрального и Северного Кавказа.

В настоящее время все антропологи мира признают «наиболее чистым и не смешанным типом этой (т.е. белой) расы – аланов (карачайбалкар, осетин) и вайнахов (чеченцев, ингушей). У названных народов единый кавкасионский расовый тип, оформившийся 5-6 тысяч лет назад, в период перехода от эпохи бронзы к эпохе железа».

Величайший немецкий ученый Иоганн Фридрих Блюменбах, получивший в свое время почетный титул «магистра Германии», занимался многими науками, но вошел в историю как человек, который впервые назвал белую (арийскую, европейскую) расу кавказской. С тех пор это обозначение сохранилось в антропологической науке, в частности, в США и Западной Европе. В России, после прихода к власти большевиков, его поспешили заменить на новый термин – «европеоидная раса».

Почему Блюменбах назвал белую расу кавказской?

Видимо, не просто так. В свое время он владел самой большой в мире коллекцией черепов, сравнивал их, производил расчеты и в конце концов решил, что название «кавказская» наиболее подходит для той расы, которую чаще всего было принято обозначать термином «арийская».

В древности и в средневековье Кавказ считался осью земли, гористой линией, разделяющей не только мистические, но и реальные географические регионы севера и юга, Европы и Азии. Находясь как бы в самом центре Старого Света и являясь, по Библии, тем местом, откуда после потопа расселилось все человечество, Кавказ, как ни один регион, был достоин, по мнению Блюменбаха и его последователей, дать свое название арийской расе, живущей к северу, югу, западу и востоку от этой горной страны – от Индии до Британии и от Урала до Африки. Действительно, если соединить границы расселения белой (арийской) расы диагоналями, центр их пресечения будет на Кавказе. В этом легко убедиться с помощью линейки и географической карты мира.

Термин «кавказская раса», изъятый в СССР (и только в СССР, а везде остался) из научного оборота в 20-е годы, был, как уже говорилось, заменен на «европеоидную».

Но тбилисские антропологи в середине 50-х годов, после смерти Сталина, вновь воскресили этот термин, но уже в значительно более узком смысле и несколько ином звучании. Так в кавказоведческую литературу вошло определение «кавкасионский тип», охвативший горские народы Центрального Кавказа по обе стороны хребта. Есть ли какая-то внутренняя взаимосвязь (помимо внешнего звучания) между терминами «кавказская раса», введенным в антропологическую науку Блюменбахом, и «кавкасионский тип», чьим автором является тбилисский ученый М. Г. Абдушелишвили? На первый взгляд эта связь отсутствует, так как название, выдвинутое Блюменбахом, охватывает всю белую, арийскую расу планеты, а термин «кавкасионский тип» охватывает лишь несколько горских народов Кавказа.

Класификация по расовым типам народов Кавказа по «Энциклопедии Народы России».
1. Кавкасионский расовый тип: аланы (карачайбалкары) и вайнахи (чеченцы, ингуши), андийцы (маленький дагестанский народ), сваны (этническая группа грузин).
2. Понтийский расовый тип: абхазы, адыгейцы, большая часть грузин;
2.1 смешанный понтийско-кавкасионский расовый тип: абазины, кабардинцы, черкесы.
3. Прикаспийский расовый тип: дагестанские народы, северные азербайджанцы, кумыки.
3.1 небольшая часть кумыков имеет кавкасионский тип или смешанный с ним тип.
4. Переднеазиатский (или арменоидный) расовый тип: южная часть азербайджанцев, армяне, курды, большая часть турок и иранцев, незначительная часть грузин.

Источник

ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧЕНЫХ О КАВКАЗЦАХ-АРИЯХ:

Доктор исторических наук Савва Иверский: «Немецкий этнолог, Иоганн Фридрих Блуменбах (1750-1840), на основе научных исследований и наблюдений, писал: «Существует белая раса, к которой относятся европейцы. Эту расу следует называть кавказской, поскольку наиболее древними и чистыми представителями этой расы являются коренные народы Кавказа»

Это и есть основная разница – как смотрит на нас западное сообщество – с одной стороны – и, как смотрит на нас Россия! Отсюда и совершенно противоположное отношение к нам Запада и России!

Знаменательно, насколько превознесены эти народы всем просвещенным человечеством, настолько же принижены русскими оскорбительным прозвищем; но, как говорится, «нет худа без добра»! Стараясь попрать достоинство всех кавказцев сразу термином «лица кавказской национальности», тем самым они невольно способствуют их сплочению, образовав новую дефиницию единой кавказской национальности, открывая им глаза на свое истинное происхождение!

В самом деле, ведь и вправду – мы: черкесы, вайнахи, грузины и дагестанцы являемся одной нацией!

Да, мы являемся одной нацией, потому что имеем одних и тех же исторических предков – древних шумеров, хурритов, иберов и заимствовали от них весь опыт древнейшей цивилизации.

Да, мы являемся одной нацией, потому что питаемся одними и теми же мифологическими корнями, считая себя потомками общего нашего праотца Таргамоса и имея такого могучего соплеменника, как титан-богатырь Прометей-Абрскил-Амирани, доставивший жителям земли огонь и за неподчинение богам, прикованный к горе Кавказа.

Да, мы являемся одной нацией, потому что у нас схожая внешность, и, видать, не из неприглядных, поскольку сведущими людьми Европы оценена она образцовой, и даже русские, кавказскую национальную общность, сосредотачивают на «лице».

Да, мы являемся одной нацией, потому что говорим на родственных иберийско-кавказских языках и пользуемся такими гортанными согласными, которых кроме нас никто не может произносить.

Да, мы являемся одной нацией, потому что состоим в исключительной этно-психологической общности: носим одну и ту же традиционную национальную одежду и все сразу называем ее «черкеской»; танцуем одни и те же танцы и самую зажигательную из них называем «лезгинкой»; сопровождаем эти танцы одной и той же мелодией и она одинаково будоражит нашу кровь; строим одинаковые жилища – «сакли» и украшаем их одинаковыми коврами и гончарными изделиями; одинаково возводим в культ патриархальные адаты и обычаи: почтенное отношение к старшим, побратимство, гостеприимство, клятвонепреступление, женскую честь. – и даже самые ближайшие соседи-некавказцы по вышеописанным характеристикам не похожи на нас – ни с севера, будь то казаки или калмыки, и ни с юга, будь то армяне или азербайджанцы.

А поскольку русские диалектику учили не по Гегелю, данного этим ученым определения кавказскому духу им конечно же не понять. И то, как соединяются нации в этом едином духе – тоже. И хорошо, что не понять, ибо меньше у них возможностей для противодействия; но будет плохо, если сами «лица кавказской национальности» не поймут; ведь недаром сюзереном подсказана чудесная идея – идея о национальном единстве!»

Источник

Кавказ. Немного о его народах

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА.
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОГО КАВКАЗА.
ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИИ КАВКАЗА
ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ.

ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В СВЕТЕ ДАННЫХ АРХЕОЛОГИИ
А.Г.Козинцев

Народы к востоку от кавкасионцев (Восточный Дагестан) – каспийский тип (В.В.Бунак) – длина тела меньше, чем у западных дагестанцев, головной показатель ниже, лицо уже, а борода растёт слабее. Они тяготеют к Южному Прикаспию, Азербайджану, Ирану Средней Азии.

Каспийский, узколицый тип (долихокранный) – самый кавказский из кавказских типов (Г.Ф.Дебец) – ветвь обширной антропологической формации, охватывавшей прилежащие с севера евразийские степи и простиравшейся за Кавказский хребет в горную Грузию. Входящие в состав кавкасионского типа группы представляют собой потомков аборигенного населения Кавказских гор (М.Г.Абдушелишвили).

Долихокранный (узколицый) тип эпохи средневековья из Дагестана принадлежит пришельцам – аланам ил хазарам (Н.Н.Миклашевская, Г.Ф.Дебец) – следует сравнивать с каспийским типом современного населения.

Гипотезы трансформации узколицего долихокранного в широколицый (брахикранный) при происхождении физического типа народов Западного Дагестана в эпоху позднего средневековья придерживается А.Г.Гаджиев, а более ранние (как и Н.Н.Миклашевская) – пришельцам.

Палеоантропологические материалы с территории Кавказа позволяют считать существование здесь широколицых типов в достаточно глубокой древности доказанным (М.Г.Абдушелишвили – селения Сиони 7 век, Чиатура – 4-3 тыс. до н.э.).

Кавкасионский тип является результатом консервации антропологических особенностей древнейшего населения, восходящего, возможно, к эпохе неолита или верхнего палеолита и относившегося к палеоевропейскому типу европеидной расы – теория автохонности кавкасионского типа, значение его изоляции в труднодоступных высокогорных районах (П.А.Алексеевв отличие от М,Г. Абдушелишвили видит в ней причину застоя).

Прямые палеоантропологические свидетельства того, что предки кавкасионцев жили на данной территории в глубокой древности отсутствуют – уязвимость теории П.А.Алексеева.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРЕДГОРИЙ КАВКАЗСКОГО ХРЕБТА.
В.П.Алексеев

Среди ингушей и осетин В.В,Бунак выделил притерекский вариант характеризующийся большими размерами лица, высоким ростом и выраженной брахикефалией. Выделение этого варианта явилось первым намёком на своеобразие антропологического типа горных групп Центрального Кавказа.

В процессе исследований грузинских антропологов в 1950-1960 гг. были изучены все этнические группы населения Северного Кавказа, Грузии и Армении.

В составе населения Центрального Кавказа выделен кавкасионский тип, к которому были отнесены осетины, а из картвельских групп – сваны, пшавы, рачинцы, хевсуры, итиульцы, гудамакарцы, мохевцы, кистины, и тушины.

Антропологические исследования в Дагестане (Г.Ф.Дебец) показали, что кавкасионский тип представлен и в населении Западного Дагестана среди аварцев и андийский групп.

Таким образом, специфическое морфологическое сходство объединяет почти все группы населения Кавказа, проживающие по отрогам центральной части Кавказского хребта.

Признаки кавкасионского типа: большая величина тела, большие размеры продольного и особенно поперечного диаметров головы, соотношение которых даёт высокий черепной указатель, огромная ширина лица, в пределах европеидной расы, находящая аналогии только у черногорцев. Также, посветление пигментации у представителей этой группы следует рассматривать как независимый расовый дополнительный признак высокого таксономического значения.

Осветление пигментации сопровождается увеличением размеров головы, особенно продольного диаметра, но уменьшением длины тела. Так, андийские группы Зап.Дагестана и аварцы имеют заметно меньшие размеры продольного диаметра головы, чем горные группы грузин, но имеют большее количество индивидуумов со светлыми глазами. Аналогическим образом сваны и горные рачинцы выделяются относительно тёмным цветом глаз. Однако, они ничуть не более высокорослы, широколицы и большеголовы, чем остальные группы кавкасионской группы. Среди западных соседей сванов – балкарцев и особенно карачаевцев процент светло-глазых довольно высок.

ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИИ КАВКАЗА
В.П. Алексеев

Население плоскостных районов Закавказья в эпоху бронзы относились к длинноголовому узколицему европеидному типу. Ближайшие аналоги которому имеются в типах средиземноморской ветви европеидной расы.

Исследования современных народов Закавказья, показывают, что широколицый тип, получивший наименование кавкасионского, локализуется в предгорьях центрального Кавказского хребта. Он имеет компактный ареал, что в сочетании с архаической культурой горных этнических групп – представителей широколицего типа – свидетельствует о древности его на занимаемой им территории. Весьма возможно, что древние представители этого типа ещё в эпоху бронзы заняли высокогорные области.

В Дагестане в эпоху раннего средневековья впервые для территории Кавказа фиксируется монголоидная примесь, что объясняется появлением на её территории гуннских племён.
В равнинных районах Сев. Осетии отмечено наличие монголоидной примеси в более позднюю эпоху, 12-14 века. Монголоидные особенности этой серии сближает её с краниологическими сериями казахов и киргизов, что явилось результатом монгольского нашествия.

Остальные раннесредневековые серии Сев. Кавказа относятся к выражено европеидному типу.
Матуризованный, широколицый и брахикранный тип равнинной и горной части Сев. Осетии и некоторых районах Дагестана имеет полное тождество с современным по краниологии типом кавкасионных групп.
То есть – широколицые, брахикранные варианты могут быть сопоставлены с местным населением высокогорных районов Кавказского хребта.
Законсервировавшись в условиях горной изоляции, эти варианты сохранили многие особенности широколицего протоевропеидного типа.

Узколицый, долихокранный вариант распространён в основном к западу от ареала широколицего типа, однако фиксируется также в Чечено-Ингушетии и Дагестане.
начительная часть представителей узколицего типа входила, по-видимому, в состав алан, в эпоху раннего средневековья заселивших степи и горные районы Сев. Кавказа.
Однако, с другой стороны, узколицый долихокранный европеидный тип был представлен в этих районах ещё в эпоху бронзы.
В итоге следует, что наибольшую роль в истории антропологических типов Кавказа сыграло взаимодействие двух типов европеидной расы – массивного и широколицего, сохранившего целый ряд протоморфных особенностей, и узколицего, входившего в состав южной ветви европеидной расы.
Начиная с эпохи раннего железа, известное значение имел процесс брахикефализации. Контакт с представителями монголоидной расы образовался позднее, и последняя, не оказала заметного влияния на формирование антропологического состава коренного населения.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ АРМЕНИИ
М.Г.Абдушелишвили

ПРОЦЕССЫ ЭТНИЧЕСКОЙ АССИМИЛЯЦИИ В ЗАКАВКАЗЬЕ
В 19-20 ВЕКАХ.
Н.Г. Волкова

АРМЯНЕ.
Центром формирования армянской нации является Восточная Армения – Араратская долина с горными районами Малого Кавказа (Лори, Иджеван, Зангезур и др.) Западные армяне, переселившиеся в Восточную Армению, долгое время сохраняли некоторые отличия в языке и культуре.
Особая группа армянского народа – хемшины, по религии мусульмане. Часть хемшин забыла родной язык и стала говорить по турецки, часть – сохранила армянский язык, насыщенный множеством архаизмов.

Большинство армян переселившихся в Тифлис до 19 века и его окрестности, в Гори, Телави, Сигнахи, усвоило грузинский язык, который стал для вторым родным языком. Они (Мачабели в 1880-е годы) забыли родной язык и говорят только по грузински.
В образе жизни не отличаются от грузин. Держаться сильно за свою веру и, не смотря на полное слияние с грузинами, не женятся на грузинках, не желая иметь детей православными; дочерей же охотно выдают за грузин. В Ахалакском уезде Тифлисской губернии имелись армянские селения (Бавра, Кортикам и др.) жители которых говорили в семье по турецки.
Армяне, жившие в окружении азербайджанского населения, утратили в значительной мере свои этнические особенности: забыли родной язык, заимствовали азербайджанский костюм, азербайджанские песни, пословицы и поговорки.
Армяне, издавна населявших сёла Кильвар и Матрасы в Азербайджане и общавшихся с соседним татским населением, татский язык стал вторым родным языком. Однако жители этих селений сохраняли армяно-григорианскую веру и сознание своей этнической принадлежности. Армяне, переселившиеся в селение Кильвар в середине 19 века из Зангезура, Карса, и Ванна, способствовали некоторой арменизации местных татоязычных армян. Немалое значение в этом имели также браки с армянским и русским населением.

ГРУЗИНЫ
Грузинская нация формировалась из карталинцев, кахетинцев, тушин, хевсур, пшавов, мохевцев, мтиулов, ингилойцев, имеретин, рачинцев, дечхумцев, гурийцев, аджарцев мигрелов, лазов, сванов. Все они имели общее самоназвание картвельцы, за исключением мегрело-лазов и сванов и говорили на едином грузинском языке.
Письменные памятники на древне грузинском известны с 5 века. В Картли, Тао-Кларджетии, Кахетии и других областях Грузии – язык делопроизводства и церковной службы – 8-10 веках.
Новогрузинский язык (творения Чахрухадзе и Ш.Руставели) с 12 века.

Часть абхазов (население Самурзакани), живущих рядом с мегрелами, утратила родной язык и стала говорить по мегрельски, часты были браки абхазов с мегрелками. В конце 19 века для многих самурзаканских семей мегрельский язык стал родным, но среди мужчин больше сохранилось знание абхазского языуа, а бедийцы, считавшие себя абхазами, говорили в основном по абхазски.

Вайнахские группы Закавказья подверглись языковой ассимиляции со стороны картвельских языков. Как бацбийский, так и кистинский (точнее галанчожский вариант чеченского языка) в период жизни вайнахов в Горной Тушетии под влиянием грузинского языка значительно видоизменились.
А.Хаханов в конце 19 века писал, что кистинский (бацбийский) язык включил в себя так много грузинских слов, что стал непонятным для современного кистинца и чеченца.
В течение нескольких столетий для бацбийцев и части кистин грузинский язык стал вторым родным языком.
Большая часть кистин и бацбицев осознаёт свою вайнахскую этническую общность, а некоторые из грузин, пшавов, хевсур, считают лишь своих далёких предков чеченцами. Цова-тушины ассимилировались грузинами во второй половине 19 века.

Южная Грузия – 18 век, родной язык джавхцев- грузинский, у знати ещё и турецкий. В северном Лазистане преобладал лазский язык, на юге население Аджарии, Шавшети, в Чорохском ущелье, в Мургульском ущелье.
Турецкоязычные грузины помнили, что их отцы были «гурджи».
Начало 20 века- лазы говорят в основном по турецки.

В 1886 году армяне и грузины Ахалкалакского и Ахалцихского уездов по религии мусульмане- были записаны турками и азербайджанцами. Там же армяне-григорианцы и армяне-католики, среди них были грузины-католики (которых считают армянами-католиками). Ардвинские и Арданучские армяне-католики по происхождению грузины. Их армянский язык настолько наполнен грузинскими словами, что армяне из других областей (не зная грузинского) их не понимают. Грузины-католики (селениеАрал,Ахалцихский уезд) носили армянские имена, в семье говорили по грузински.

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ
Азербайджанскую нацию составило тюркоязычное население, в пошлом имевшую немало локально-племенных подразделений. Язык азербайджанцев имеет пять диалектных групп – восточная, западная, северная, южная и переходная. Литературный язык развился на базе огульских и кипчакских племенных языков, а также испытал большое воздествие арабского и персидского языков – с 13 века, произведения создавались в 14-16 веках главным образом на персидском языке.
В 16-17 веках происходит сближение литературного с разговорным языком (творения Мухаммеда Физули и Говси Тебризи), 18 веке – произведения поэта Вагифа. Долгое время два литературных языка- на азербайджанской основе – ашугская поэзия, и на арабо-персидской с элементами азерб. языка – в юридической и исторической литературе. В 80-ые годы 19 века (творчество Г.Зардаби, М.Ахундова завершается в основном процесс создания азербаджанского литературного языка.

Некоторые зтнографические группы азербайджанцев- айрумы, карапапахи (на западе), падары (на востоке), шахсевены (на юге – Джебраильская степь)
Среди народов Восточного Закавказья распространён азербаджанский язык, известный также ив Южном Дагестане.
Азербаджанцы, таты, талыши и другие этносы – мусульмане по религии –считались одним народом. Наряду с этим сохранились локальные самоназвания – падары, ай…?

Шахдагская группа народов и азербайджанские лезгины – носители горских иберийско-кавказских языков, слабее подверглись этнической ассимиляции. Жители селений Будуг, Крыз, Джек, Алыу, Хапут, Хиналуг, говорящме на трёх языках: будугском, крызском (крызы, Джеки, алыкцы, хапутцы) и хиналугском, двуязычны, в крызском языке азербайджанская лексика составляет основную часть словарного фонда, в хиналугском – большинство слов заимствованы из азербайджанского.
В хапутских селенияхБайрам-кевхали, Саркер-Али, Майлясы, Ханалых «домашним» языком был назван в конце 19 века азербайджанский.
Многие из азербайджанских селений в прошлом были хапутскими и джекскими. В семейном быту в значительной части народов шахдагской группы родной язык в какой-то мере ещё сохранился.

Среди сванов и грузин-рачинцев до Окт. рев. Роль второго языка выполнял карачаевский, балкарский, осетинский. Часть абхазов и сванов знало мегрельский.
Ираноязычные таты и талыши, иберийско-кавказские шахдагские народы владеют азербайджанским (причины экономического, политического культурного характера).
Азербайджанский язык за пределами Азербайджана был известен среди рутульцев, цахуров, лезгин. У армян и грузин, живших на Сев. Кавказе, в качестве вторых языков до Окт. Рев. Были распространены те же языки, что и среди северокавказских народов – ногайский, кумыкский, позднее – русский.

Курды – езиды, курды – сунниты в Армении, и шииты в Азербайджане.
Лезгины в Дагестане – Дербент и Ахты, лезгины на юге – Куба, Баку.
Осетины тоже разделены территориально.

У армян, для сближения литературного и разговорного языков в 14 веке возникает новый тип литературного языка – ашхарабар, на котором писали произведения на бытовые темы, а также плохо владевшие грабаром. В середине 19 века армянский литературный язык в двух вариантах – восточном и западном, имевших незначительные отличия.

КАВКАЗСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ СБОРНИК:

армяне, грузины, азербайджанцы, таты, удины, талыши, курды, греки Кавказа, абхазы, кабардинцы и черкесы, ингуши, чеченцы, кумыки, аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, агулы, рутульцы, цахуры, будугцы, крызы, хиналугцы, горские евреи.

Карачаи и Балкария до 30-х годов 19 в.
Кавказский этнографический сборник, т.4 Л.И.Лавров

Из истории народов Северного Кавказа.
Кавказский этнографический сборник., т.5 Н.Г.Волкова

Исследование по антропологии Передней Азии.
В.В.Бунак

К вопросу об этническом составе населения Грузии в 17 веке.
Кавказский этнографичекий сборник, т.6 Н.А.Брегадзе

Ханалыг (этнографический заповедник, гора Шахдаг).
Кавказский этнографический сборник, т.7 Н.Г.Волкова
Абаза (к этнокультурной истории народов Сев.-Зап. Кавказа).

Топонимические заметки.
Кавказский этнографический сборник, т.7 Л.И.Лавров

Культута и быт русского и украинского населения
Северного Кавказа в конце 16-19 вв.
Кавказский этнографический сборник, т.8 Л.Б.Заседателева

Некоторые вопросы этногенеза в ранней этнической истории
Народов Кавказа. Финно-угры на Кавказе.
Кавказский этнографический сборник, т.9 В.П.Кобычев

Осетино вайнахские этнокультурные связи.
Кавказский этнографический сборник, т.9 Б.А.Калоев

Положение «старшей» женщины у народов Кавказа
И его историческое толкование.
Кавказский этнографический сборник Я.С.Смирнова

Нартский эпос горцев Кавказа
Ингушетия и Ингуши. Назрань 1999 г. Ред. А.Мальгасов
М.Яндиева

Ингуши в войнах России. Нальчик 2002. ред. Тамазова
А.Мальсагов

Сборник сведений о кавказский горцах.
Издаваемый с позволения Е.И.В. Главнокомандующего
Кавказской армии при кавказском горном управлении.
Вып. 1-10. Тифлис 1868-1881 10т.

Сборник сведений о Кавказе.
т.1-7,9. Тифлис. 1871-1885 гг. ред. Н,Зейдлиц

Сборник сведений о Северном Кавказе.
т. 1,3,4,5,8,9,10. Ставрополь, 1906-1913гг.
ред. Г.Н.Прозритнев

О древних сооружениях на Кавказе (т.1 – 1971г.) Ф.Баерн
Мажары. Один из древних городов Северного Кавказа.

Древние христианские памятники на Северном Кавказе.
Г.Н. Прозритнев тэ1.
ред.А.С.Собриевский. Ставрополь, 1906г.

Этнологичекие изследования об осетинах (т.2 – 1973г.)
В.В.Пфаф

Армянские, грузинские, татарские пословицы.
А.Ионисиани
П.Берже (т.2 – 1973г.) Т.Берзенов

Абинская равнина. Ст.Варениковская. Шалопуты
Станица Холмская (т.3 – 1985г.)

Этнографические очерки Аргунского округа.
Вып.1, Тифлис – 68 А.П.Ипполитов

Начало христианства в Закавказье и на Кавказе.
Вып.2, Тифлис – 69 П.Услар

Природа и люди Закатальского округа. Ичкерия.
Вып.4, Тифлис – 70 П.Услар

Древнейшие сказания о Кавказе.
Вып.10, Тифлис – 81 П.Услар

Горские евреи.
Вып.3, Тифлис – 70 И.Я.Чёрный

Истоки антропологических особенностей восточных славян.
Антропология и геногеография.
Сборник в честь 80 –летия В.В.Бунака.
Изд. Наука – М. 1974г. Т.И.Алексеева

Пояснения к тексту:

Примечание: текст ещё не «причёсан».Будет время, причешу и дополню.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *