кайя кальпа что это
КАЙЯ-КАЛЬПА
Десять тысяч лет назад у одного индийского царя была упрямая Дочь, которая не пожелала выйти замуж ни за одного из достойных Царевичей, которые приехали просить ее руки.
И случилось так, что в тот день ко дворцу пришел один святой старец, поставлявший целебные травы царскому врачевателю. К нему-то и прикоснулась царевна. Старец просил царя отменить решение, ссылаясь на свой почтенный возраст и священные обеты. Но слово царя было законом: спустя три месяца царевна должна была сочетаться браком со своим невольным избранником. Старец обратился за советом к своему учителю, и тот предписал ему курс ускоренного омоложения.
Девяносто дней подряд старец питался особой пищей, выполнял дыхательные упражнения, принимал ритуальные ванны с травами и умащался священными маслами.
Таково предание об истоках кайя-кальпы — «трансформации тела», тайной методики врачевания, которую на протяжении многих столетий практиковали индийские религиозные целители, даруя царям и святым мудрецам вторую молодость и долгую жизнь. Во время британской колонизации носителей этого учения жестоко преследовали, и традиция его передачи едва не прервалась. В наши дни во всем мире осталось лишь восемнадцать последователей кайя-кальпы, но, к счастью, она сохранилась в форме, достаточно приемлемой для людей, привыкших к западному образу жизни.
1. Прежде всего, следует прибегнуть к диагностике по пульсу и ответить на вопросы анкеты, чтобы определить, к какому из десяти аюрведических типов метаболизма относится пациент. На основе этого можно будет установить режим и выбрать правильное питание, а также травы и эфирные масла, которые помогут пациенту восстановить равновесие дош.
2. Далее все тело пациента покрывают специальной травяной пастой, состоящей из 108 индийских растений. Во время этой процедуры пациент должен дышать по особой тантрической технике. Состав пасты варьируется в зависимости от типа метаболизма.
Эта паста очищает кожу от нечистот и вливает в нее новые силы. При удалении пасты снимается слой старой кожи, и выявляются участки воспалений, которые затем подвергаются дополнительной стимуляции. В завершение кожу чистят щеткой. После этой процедуры кожу смазывают растительным маслом, также составленным по особому рецепту. Теплое масло также льют тонкой струйкой на область третьего глаза, что вызывает у пациента экстатические ощущения и способствует расширению сознания.
3. Пациента погружают в горячую ванну с экстрактами трав и ароматическими веществами. При этом пациент выполняет «дыхание огня» (кундалини) и повторяет первозданные звуки мантр. Войдя в «огненное» состояние, он высвобождает подавленные эмоции и страхи и обретает гармоничную восприимчивость. Далее следуют ритуалы прощения, освобождающие пациента от старых установок и подготавливающие почву для нового подхода ко всем личным отношениям. Охлаждающий душ возвращает пациента к осознанию физического тела на новом уровне и приносит чувство связи со всем божественным мирозданием.
4. Затем пациента плотно укутывают простынями и одеялами, умастив чакры эфирными маслами с самыми мощными духовными свойствами. Пациент выполняет глубокое медитативное дыхание. По окончании всех процедур он отдыхает 2—5 часов. В результате пациент приходит в спокойное состояние блаженства, которое сохраняется в течение последующих нескольких дней или недель, а иногда и месяцев, и переносится на все его дела и проекты.
Традиционно эту процедуру повторяли периодически в течение трехмесячного срока. Пациент во все это время придерживался особой диеты, выполнял медитативные упражнения и жил уединенно в отдельной хижине.
В наши дни трансформация проводится поэтапно. Вся описанная процедура повторяется через некоторые промежутки времени до десяти раз. В итоге пациент обретает возможность в любой момент самостоятельно возвращаться в возвышенное состояние с помощью дыхательных упражнений, эфирных масел, ванн и медитаций.
Это лечение предназначено для тех, кто готов к преображению. Лучше всего оно действует на тех, кто обладает опытом духовной практики и достиг известной меры духовной мудрости.
Кайя-Кальпа йога или Наука омоложения
В переводе с санскрита «Кайя-Кальпа» означает «вечное тело». И действительно, этому древнеиндийскому учению приписывают не только возможность омоложения, но и бессмертие. Но, если вечная жизнь представляется уж совсем мифической, то обещание последователей кайя-кальпа йоги всем ее старательным практикам дожить до 100 лет звучит вполне правдоподобно. Кайя-кальпа зародилась в Древней Индии, позже получила распространение в Китае и Тибете. Что же из себя представляет эта школа йоги на практике? Ответу на этот вопрос мы решили посвятить нашу сегодняшнюю йога-страничку.
Начнем с того, что во времена британской колонизации Индии последователей кайя-кальпы жестоко преследовали на протяжении столетия. Учение тайно передавалось из уст в уста. В итоге во всем мире сейчас осталось всего 18 приверженцев, сохранивших и несущих в массы традиции этого древнего искусства. А кайя-кальпу без преувеличения можно назвать искусством. Ведь представляет она из себя целый комплекс процедур и действий, призванных омолодить тело и душу, расширить сознание и достичь духовного просветления. Йогины даже проводят параллель между техникой врачевания расаяна в аюрведе и кайя-кальпой. Причем, последней – отдается первенство и превосходство. Безусловно, практика, дошедшая до наших дней через века, не могла сохранить свой первозданный вид. Претерпев изменения и трансформации, сегодня кайя-кальпа предстает перед нами уже в адаптированном под нужды западного человека варианте.
И, хотя практика кайя-кальпы не имеет особых противопоказаний и возрастных ограничений, все же считается, что она больше подходит не новичкам в йоге, а людям уже проникшимся сутью философии и ищущим в ней не только разновидность фитнеса, но нечто большее: гармонию с собой, окружающими людьми и всей Вселенной.
Однако в описанном виде кайя-кальпа мало чем отличается от других школ йоги. «В чем же особенность и при чем тут врачевание?» – спросит пытливый читатель. Дело в том, что кайя-кальпа йога кроме дыхательных и физических упражнений также активно использует очистительные практики, диеты, косметические процедуры с применением трав, эфирных масле и минеральных солей. Как и йога в целом, кайя-кальпа всячески пропагандирует индивидуальный подход к каждому практикующему. К примеру, и асаны, и диета подбираются индивидуально в зависимости от целей ученика и его особенностей здоровья. Так, упражнения и очистительные практики, которые подойдут здоровому практикующему, окажутся бесполезными или даже вредными для ученика, страдающего гипертонией или диабетом.
В кайя-кальпе также используется диагностика по пульсу и анкетирование для определения типа метаболизма. В зависимости от их результатов предлагается определенный тип питания, режим тренировок, набор трав и эфирных масел и т.д.
Травы и эфирные масла нужны для проведения упомянутых выше косметических процедур. Из трав готовят специальные пасты, которыми покрывают все тело. Во время такой процедуры необходимо дышать по особой тантрической технике. Считается, что тогда паста очистит от нечистот не только кожу, но и душу, наполнит ученика новыми силами.
Также очистительные процедуры в кайя-кальпа йоге включают протирание кожи маслами, поливание ими области третьего глаза, что способствует расширению сознания и дарит ощущение блаженства.
А еще школа практикует горячие ванны на основе экстрактов трав и аромавеществ. Прием таких ванн должен сопровождаться «дыханием огня» и пением мантр. Считается, что подобные практики высвобождают подавленные эмоции и страхи. Также в таких ваннах принято проводить различного рода ритуалы прощения, которые также способны высвободить энергию, которую ученики годами растрачивают на обиды. Вернуть практикующего к осознанию своего нового тела помогает прохладный душ. Его прием дарит ощущение обновленного себя, полного сил и стремлений к дальнейшему самосовершенствованию.
После таких процедур следует обработка чакр эфирными маслами, укутывание ученика простынями и одеялами, практика глубокого медитативного дыхания и отдых на протяжении нескольких часов.
Согласитесь, что подобные церемонии время от времени будут полезны любому человеку, живущему в наш быстрый век стрессов, страхов, обид и подавленности. Не удивительно, что подобный релакс в комплексе с косметическими процедурами, дыхательными и физическими упражнениями активизирует головной мозг, стимулирует память и творческие способности, ослабляет хронические заболевания, усмиряет эго, омолаживает и совершенствует нас. Так что теперь вы видите, что с кайя-кальпа йогой прожить до 100 лет не составит особого труда.
Теоретическая и экспериментальная проверка древнеиндийского алгоритма продления жизни – кайа-кальпы
Теоретическая и экспериментальная проверка древнеиндийского алгоритма продления жизни – кайа-кальпы
Минвалеев Р.С., r.minvaleev@spbu.ru
Введение
На сегодняшний день геронтология как теоретическая и прикладная наука практически не использует наработки древних методов достижения бессмертия, широко известных в виде легенд о китайских/индийских/тибетских бессмертных и/или прямых наставлений от них, прежде всего потому, что исторические сведения о китайских/индийских/тибетских и прочих хотя бы долгожителях скудны и не свидетельствуют о бóльшей продолжительности жизни жителей Китая/Индии/Тибета в сравнении с соседними регионами. Однако остается предполагаемая возможность индивидуального продления жизни применением специальных методов. Известны подробные изложения методов продления жизни, вплоть до мифического достижения физического бессмертия в европейской алхимии [5], в средневековых китайских трактатах [8, 11], в тибетском медицинском каноне «Чжуд ши» [12], в индийской Аюрведе [2] и в средневековых текстах по практике йоги [10]. Поскольку упомянутые изложения как правило, зашифрованы и/или метафоричны, и при этом нередко содержат указания по приему внутрь опасных веществ (например, солей ртути [2]), то строгой экспериментальной проверке такого рода методы пока не подвергались, и поэтому продолжают оставаться достоянием исключительно гуманитарных наук (этнография, востоковедение, медиевистика, история науки).
Сравнив опубликованные в переводах древние алгоритмы продления жизни/достижения бессмертия, мы выбрали один из них, поскольку считаем его наиболее заслуживающим естественнонаучного интереса. Речь пойдет об алгоритме т.н. кайа кальпы (санксрит: ’вечное тело’), описанном в индийских трактатах по практике йоги – Хатхайогапрадипике и Гхерандасамхите [10] как кайа-сиддха (санскрит: ’способность тела (к вечности)’). Мы подвергли теоретической и частично экспериментальной проверке ее краткое изложение в упомянутых древних текстах.
Кайа-кальпа и гипотоламо-гипофизарный контроль периферических желез внутренней секреции
Описание алгоритма кайа-кальпы в средневековых текстах по йоге практически совпадает слово в слово в Хатхайогапрадипике и в Гхерандасамхите [10]:
3.76. Божественный нектар, текущий с луны, спускается в солнце, где шипит. Так стареет тело.
3.77. Есть способ обмануть это «солнце». Только Гуру обучит ему, Шастры ничего не говорят об этом.
3.78. «Солнце» над пупом, «луна» там, где нёбо. (Их нужно поменять местами). Это — Випарита Карани и этим не овладеть без Гуру.
По нашему мнению, в этом коротком отрывке представлено символическое изложение гипофизарной регуляции тропными гормонами периферических желез внутренней секреции. Тогда «солнце» символизирует эндокринные железы, которые «шипят», когда до них доходит («капает») «божественный нектар» (тропные гормоны гипофиза). Оставляя за рамками обсуждения вопрос, каким образом древние йоги узнали о тропной регуляции эндокринных желез, оформленной в современной науке только к середине XX века, отметим, что анатомически гипофиз («луна») расположен именно над нёбом, а солнечное нервное сплетение иннервирует большинство желез внутренней секреции («солнце над пупом»). Кроме того, в йогической схеме тела над нёбом расположена двухлепестковая аджна-чакра, одним из символов которой выступает «полумесяц», собственно Луна (см. Рис. 1) и которую также именуют чакрой-управителем, что совпадает с функциональной ролью гипоталамуса и гипофиза по отношению к процессам внутри организма.
Поставив рядом с этим авторитетным изложением алгоритма остановки возрастных изменений элевационную теорию старения Дильмана В.М. [3,4] мы находим одно принципиальное совпадение причины старения при вышеуказанном допущении. А именно, «тело стареет», потому что «божественный нектар» (гипофизарные гормоны) со временем не действует на периферические железы внутренней секреции («солнце шипит»), и поэтому для остановки возрастных изменений необходимо «поменять солнце и луну местами». Часто понимаемое под этим описанием и названная там же перевернутая поза вниз головой (стойка на голове, или ‘випарита-карани’ санксрит: «обратно действующая») тут же опровергается оговоркой: «Только Гуру (Учитель) обучит ему, Шастры (тексты) ничего не говорят об этом». Иными словами, здесь под термином випарита-карани имеется в виду неизвестный алгоритм действий, благодаря которому становится возможным «поменять солнце и луну местами» функционально. В рамках гормональной теории старения по Дильману В.М. это означает восстановление гормональной продукции угасающих с возрастом желез внутренней секреции, прежде всего, половых анаболических стероидов, и снижение главного гормона стресса, катаболического стероидного гормона кортизола.
Сформулируем постановку задачи. Проверить влияние специфических постуральных влияний, сопровождающихся специфическим изолированным напряжением мышц на продукцию стероидных гормонов.
Влияния различных практик йоги на уровень стероидных гормонов у здоровых людей
Прямые влияния отдельных практик йоги на уровень половых и прочих гормонов, практически не исследованы. В лучшем случае, изучаются гормональные влияния сессий регулярной практики йоги продолжительностью от одного месяца до полугода и больше [13]. Однако за столь длительный промежуток времени на организм испытуемых могли оказывать, и несомненно оказывали свое влияние множество иных условий, помимо упражнений йоги, например, погода, диета, меняющийся режим дня, настроение, работа и т. п., которые явно не могут быть стандартизированы. Тогда следует признать, что строго доказательными можно считать только измерения, выполненные непосредственно до и после исполнения того или иного упражнения, т. е. на временном интервале от нескольких минут до одного часа. По нашему мнению, только при таком исследовательском дизайне результаты опытов будут воспроизводимы, и конкретная техника выполнения избранных упражнений приобретет строго научное обоснование.
Именно такой подход (дизайн) мы избрали при изучении физиологических механизмов избранных практик хатха-йоги, выполненных нами с 1994 года [6].
В 2004 году нами была выполнено экспериментальное исследование специфического постурального влияния на продукцию стероидных гормонов. На 8 испытуемых в возрасте от 22 до 50 лет установлено статистически значимое (применением критерия Вилкоксона для связанных выборок) снижение уровня кортизола (p = 0,00391
Перспективы изучения
Известный принцип двойной вегетативной иннервации внутренних органов распространяется и на железы внутренней секреции [1], что открывает вопрос о биологическом предназначении вегетативной иннервации эндокринных желез при том, что их регуляция, в основном, описывается через известную стимуляцию со стороны соответствующих тропных гормонов гипофиза и, далее, либеринов и статинов гипоталамуса по механизму отрицательной обратной связи. Выявленное нами прямое влияние бхуджангасаны на уровень стероидных гормонов [7] позволяет обозначить новое перспективное направление в изучении йоги как эмпирически найденных способов управления непроизвольными функциями организма человека, среди которых контроль сердечной деятельности [15,16] выступает как наиболее известный частный случай.
На самом деле, гораздо бóльший теоретический и практический интерес вызывает последовательное изучение различных практик йоги на предмет возможных гормональных и вегетативных эффектов в рамках моторно-висцеральных взаимодействий [9], что, по нашему мнению, помимо очевидных терапевтических приложений даст научно обоснованные рекомендации для торможения возрастных изменений.
Кайя-кальпа
Введение
«У них есть очень своеобразная наука,напоминающая алхимию. Они называют её расаяна…Расаяна состоит в выполнении определённых операций с препаратами и сложными снадобьями, изготовленными в основном из растений. Благодаря принципам расаяны у безнадёжно больных восстанавливается здоровье, к увядающим старцам возвращается молодость, так что они становятся такими же, какими были в период полового созревания; белые волосы вновь чернеют, появляется острота чувств, юношеская подвижность, восстанавливается потенция, и жизнь человека в этом мире продлевается на весьма долгий срок.»
Именно к этой эпохе относят появление ордена Ситаров (который впоследствии был переименован в школу Расаяна), который долгое время являлся одним из основных, а точнее единственным хранителем традиции Кайа-Кальпы. В отличие от большинства религиозных орденов, Ситары прежде всего своей целью ставили продление жизни практикующего. «Человек способен преодолеть пять барьеров: нарай(седина), тирай (замутнённое видение), муппу(старость), ной(болезнь), маранам(смерть), и вечно оставаться молодым. Тело человека представляет собой своеобразный механизм, имеющий психоэнергетические центры, известные как чакры, которые под воздействием специальных йогических техник постепенно пробуждают высшие духовные способности.»(№5,стр.32)
Впоследствии учение Ситаров стало основой для учения тамильской школы Сиддхов. Добавив учение о слиянии с божественным, сиддхи также развили и систематизировали идеи и методы Кайа-Кальпы. Один из авторитетов этой школы – Тирумулар – называл следующие средства лечения болезней:
Сравнительный анализ алгоритмов Кайа-Кальпы в различных традициях.
«В древней Индии, как и в Китае, практиковались дыхательные упражнения, сексуальная гигиена (практика воздержания от эякуляции) и алхимия во имя обретения здоровья, долголетия и бессмертия.»
ПОДРОБНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ КАЙЯ-КАЛЬПЫ.
Асаны и пранаямы хатха-йоги.
Брахмачарья – методы контроля сексуальной энергии.
Рассматривая различные методы продления жизни, невозможно не заметить, что все они включают в себя методы контроля над половыми функциями. Различные традиции вырабатывали свои методы подчас независимо друг от друга, но, тем не менее, они мало отличаются друг от друга. Причём, речь идёт не о банальных методах полового воздержания, столь характерных для большинства западных школ мистицизма, а о механизмах использования полового инстинкта с целью продления жизни.
Поскольку большинство практикующих было мужчинами, все практики были построены на точном знании мужской физиологии. Эти методы обладали огромным физиологическим влиянием на функции нервной и эндокринной систем. Дело в том, что процессы полового возбуждения связаны с реакцией активации симпатической нервной системы, которая после семяизвержения активирует парасимпатическую нервную систему. В случае удержания семени достигался эффект длительной активации по симпато-адреналовому типу с включением гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой цепочки. В фармакологии подобный эффект известен под названием аналептического. Согласно исследованиям В.М.Смирнова и Ю.С.Бородкина, большинство аналептиков обладает всеми свойствами мнемоконнекторов (вещества, способствующие образованию каналов связи между различными подкорковыми структурами мозга, основу которых составляют энграммы долговременной памяти, фиксирующие основной признак сигнала)(№21,стр.150). Ими же была создана теория артифициальных стабильных функциональных связей, которые, в том числе, обладают возможностью стабилизировать достигаемые другими средствами терапевтические эффекты, влияя на механизмы долговременной памяти. Исследования, проведённые с использованием аналептика этимизола, обладающего ярко выраженными свойствами мнемоконнектора, выявили любопытный физиологический эффект. Введение этимизола вызывало повышение продукции гипофизом адренокортикотропного гормона – одного из ведущих звеньев активизации симпатической нервной системы. Возможно, именно с этим свойством связана его способность усиливать долговременную память.
Можно предположить, что практики удержания семени вызывали тот же или похожий эффект, усиливая секрецию АКТГ гипофизом. Это, в свою очередь, способствует активизации долговременной памяти и запечатлению в ней физиологических эффектов, достигаемых с помощью асан и пранаям.
Использование ртутьсодержащих препаратов.
«Есть также особые, очень сильные аюрведические препараты, в состав которых обычно входят очищенные сера и ртуть. Они называются раса- препаратами. Играя важную роль в аюрведической практике, они относятся не к Аюрведе как таковой, а к древней духовной алхимической традиции, которая в наше время утрачена на Западе и почти не сохранилась в Китае.»
Одной из древнейших, к сожалению, на данный момент утерянной, традицией является применение ртутьсодержащих препаратов. Эта традиция имеет глубокие корни. Недаром древнейшая школа индийской алхимии расаяна переводится как «путь ртути», а даосские методы продления жизни назывались «искусством киновари» (киноварь – сульфид ртути). Эти школы детально рассматривали процессы очищения ртути и методы её переработки. Особое внимание уделялось дозировке, времени и способу приёма. Как в индийской так и в китайской традиции существовало большое количество трактатов, рассматривающих эти вопросы. Большинство из этих трактатов современные исследователи относят не к алхимии, а скорее к ятрохимии. Существует множество различных источников, упоминающих о применении ртути йогами. Так, например, Марко Поло, описывая chugchi (йогинов), которые «живут по 150 – 200 лет», пишет: «Эти люди используют очень странный напиток: они смешивают дозу серебра и дозу ртути и пьют эту микстуру дважды в месяц. По их словам, это приносит долгую жизнь; и такое питьё они принимают сызмала». (№22,стр.327)
Из наиболее важных трактатов, посвящённых ртути, можно выделить следующие:
— «Сиддха-йога» Вриндры – описывает методы приготовления ртути для внутреннего(парпати-тамрам) и внешнего(расамрита-чуран) применения;
— «Раса-ратна-самкччайа» Вагбхата – классический трактат по медицинской химии;
— «Раса-ратна-кара» Сиддха Нитьянатха – одна из наиболее ценных компиляций, имеющая характер полноценного руководства и рассматривающая все детали процесса от очистки до применения;
— «Сарангадхара самграха» Сарангадхары – синтез аюрведы и тантры;
— «Расендра-сара-самграха» Гопалакришны – основное внимание уделяется терапевтической эффективности препаратов из минералов(№6,109)
Использование препаратов из лекарственных трав.
«Поскольку на приготовление «великой пилюли» требуется много сил, времени и средств, Гэ Хун полагал нужным изготовлять и принимать лекарства не столь высокого качества, достаточные лишь для того, чтобы укрепить и поддержать здоровье практикующего, продлить его жизнь, дабы он имел возможность продолжать свои поиски «главного лекарства»
Использование препаратов из лекарственных растений имеет многовековую историю. В древности лекарственные растения были основным сырьём для производства лекарств. Следует отметить, что и в наше время количество препаратов, изготавливаемых из растительного сырья в различных фармакопеях колеблется от пятидесяти до восьмидесяти пяти процентов. Большинство из этих препаратов представляют собой высокоочищенные экстракты. Интересен тот факт, что показания к применению этих препаратов на 90% соответствует их использованию в традиционной медицине. Так, например, резерпин – один из алкалоидов растения раувольфия, издавна применяющегося для лечения гипертонии, и сейчас является одним из основных средств лечения гипертонии.
Множество рецептов, издавна применявшихся в школах, использующих алгоритмы Кайа-Кальпы, впоследствии получили распространение в традиционной медицине. Так, например, многие рецепты школы расаяна вошли в состав традиционной индийской медицины аюрведа, образовав там самостоятельный раздел. Здесь уместно привести цитату из новейшего научного исследования по аюрведической концепции омоложения (расаяне), осуществлённого группой индийских фармакологов. Для экспериментальной работы они выбрали пять растений: ашваганду (Withania somnifera), шатавари (Asparagus racemosus), харитаки (Terminalia chebula), пиппали (Piper longum) и гудучи (Tinosporia cordiofila). Учёные пришли к следующему выводу:
«Основываясь на экспериментальных данных, мы предполагаем, что Расаяна-препараты (омолаживающие вещества) аюрведической медицины гармонизируют деятельность организма, влияя на нейроэндокринные и иммунные функции. В результате стимуляции иммунной системы усиливается общая сопротивляемость организма. Хорошо известно, что стресс и эмоциональное потрясение могут привести к нарушению иммунитета и вследствие этого – к развитию многих болезней. И наоборот, можно ожидать, что повышение иммунитета будет сопровождаться качественным улучшением тканей, которые становятся более устойчивыми в воздействию внешних и внутренних стрессов» (д-р Шарадини А.Даханукар и д-р Урмила М. Тхатте, «Пересмотр Аюрведы». Бомбей, Индия).
Тибетская медицина, также испытавшая большое влияние индийских алхимиков, содержит аналогичный пласт информации. Использующиеся в нём рецепты носят название «очищающих смесей» и по составу очень похожи на использующиеся в индийской и китайской традиционной медицине. Анализ лечебных свойств отдельных компонентов, включённых в «очищающие» лекарственные смеси, показал, что в их состав тибетские медики вводили средства, корригирующие функциональные состояния систем организма. Группой учёных из сибирского отделения АН СССР (Асеева Т.А., Дашиев Д.Б. и др.) были проведены исследования биологической активности трёх- и пятикомпонентных сочетаний растений: I – плоды миробалана хебула, боярышника кроваво-красного, и яблони ягодной, II – корни девясила высокого и шлемника байкальского, плоды яблони ягодной и шиповника даурского, трава зубчатки поздней. Цель исследований – изучение биологической активности названных выше сочетаний растений, каждое из которых должно или нормализовать нейрогомуоральные процессы, или оказывать противовоспалителное и детоксирующее действие и регулировать названные процессы, или же обладать стимулирующим действием.
Согласно современным представлениям о фармакологической регуляции регенераторных процессов, большинство используемых лекарственных средств оказывает однонаправленное действие, восстанавливая при этом морфологическую структуру или обеспечивая адекватную функциональную активность органа за счёт мобилизации сохранившихся клеточных структур. В связи с этим интересно было выяснить возможность поливалентного действия многокомпонентных лекарственных смесей, составленных по тибетским прописям. Известно, что достаточно высокий уровень клеточной и внутриклеточной регенерации обеспечивается за счёт сохранения матричных и барьерных функций биологических мембран. В эксперименте показано, что многокомпонентные лекарственные смеси ингибируют процессы перекисного окисления липидов, тем самым предотвращая деструкцию биологических мембран.(№2 )
Китайская медицина также создала большое количество рецептов, направленных на увеличение продолжительности жизни. Существует огромная литература, посвященная различным аспектам алхимии, содержащая перечни эликсиров бессмертия, рецепты их приготовления и условия, соблюдение которых было необходимо для осуществления конечной цели, получения лекарства. Наиболее ранними из сохранившихся являются трактаты «Цань-тунци» Вэй Бояна (II в.) и «Баопу-цзы» Гэ Хуна (начало IV в.). Однако Гэ Хун категорически отрицал преимущества лекарств растительного происхождения перед препаратами из металлов и минералов. Аргументация Гэ Хуна: Растения сами гниют и разлагаются, как же могут они воспрепятствовать смерти человека? Этот подход Гэ Хуна прямо противоположен установкам средневековых европейских медиков, скованных «галеновским запретам».Несмотря на это, разработанные древними китайскими медиками препараты до сих пор продолжают удивлять фармакологов. Так например Панков Д.В. и Громова В.В. исследуя препараты из диоскореи (издавна применявшейся в китайской медицине), выявили высокий терапевтический эффект при лечении атеросклероза. Интересные данные получены Л.В.Комаровым при исследовании влияния препаратов лимонника, женьшеня и алоэ на старение.(№4)
В последнее время проводятся исследования традиционных препаратов Аюрведы. Так например за последние 20 лет медицинские и фармакологические исследования в 27 странах мира установили что аюрведический препарат Чаванпраш
Вывод.
«В целом же Гэ Хун полагал наиболее важным приготовление такого лекарства, прием которого обеспечил бы бессмертие. Сексуальную практику, дыхательные упражнения, гимнастические упражнения и прием обычных лекарств Гэ Хун считал второстепенными средствами, которые могут лишь продлить жизнь, но не могут дать бессмертия.»
Вряд ли эта работа способна претендовать на полный и всесторонний анализ Кайа-Кальпы. Но уже на основании рассмотренных данных можно сделать некоторые выводы:
· Кайа-Кальпа – комплексная система продления жизни, включающая в себя широкий спектр методов, воздействующих на все системы организма.
· Одновременное с практикой асан и пранаям использование техник удержания семени ведёт к активизации секреции АКТГ гипофизом и через механизмы АСФС – к длительной фиксации эффектов воздействия. По Гаркави Е.Б. – к формированию арреактивности реакции повышенной активации.
· Одновременное с вышеназванным использование препаратов из лекарственных растений предотвращает износ организма, способствует регенерации клеток.
· Когда организм практикующего подготовлен, в дело вступает «тяжёлая артиллерия» – приём ртутесодержащего препарата. Решающее значение имеет подбор дозы.
Применение такого комплексного подхода на мой взгляд должно иметь более чем благоприятный эффект. Как уже говорилось выше, применение отдельных элементов этой системы достаточно эффективно. Примеры –йоготерапия, фитотерапия, попытки возродить применение ртути. Возможно в комплексе эти методы будут действовать синергично.
Список литературы