казачьи корни что значит
Кто такие казаки?
Кто такие казаки? Происхождение слова
Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности). Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек». Впервые слово зафиксировал неизвестный составитель мамлюкско-арабского словаря, который предположительно работал в Египте. Однако ряд исследователей отвергает такой перевод слова переводом слова «qāzāq» и склоняется к версии «одинокий» или «неприкаянный».
Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.
В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова. Так, по мнению Даля «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ. к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».
Происхождение казачества
Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:
Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.
Немецкий историк Г. Штекль пишет:
«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».
Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:
Казаки на Руси
На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.
С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:
Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.
В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.
Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.
К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.
Современные казаки
Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.
Верховный совет РСФСР даже принял особое постановление о «Реабилитации казачества». Казаки XX века пытались возродить аутентичную одежду, танцы, традиции.
Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.
Иерархия казаков
Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.
Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.
Казачьи чины
Унтер-офицерские (младшие) чины:
Обер-офицерские (старшие) чины:
Штаб-офицерские (главные) чины:
Генеральские (высшие) чины:
Форма казаков
Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.
По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.
Другие элементы одежды казака:
Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.
Женщины в казачьих сообществах
Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.
Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.
Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.
Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».
Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.
Традиционный элементы одежды:
Кухня казаков
Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.
Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.
Казаки, прославленные Русской Православной Церковью
Так как среди казаков встречаются представители разных народов, между казаком и словом «православный» далеко не всегда стоит знак равенства. Но есть казаки, которые были прославлены Русской Православной Церковью:
Казаки в художественной литературе
Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.
Проза
Поэзия
Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)
Национальность и происхождение донских казаков, что говорит генетика
Вопрос этнического происхождения донских казаков из исторической дискуссии перерос в спекулятивную тему, которую в начале ХХ века использовали для политического раскола России. Сторонники казачьей независимости утверждали, что казаки самостоятельный народ, кровно не связанный с русскими. Окончательный ответ на этот вопрос историки смогли дать только благодаря генетике.
Содержание:
Потеря вольностей
Впоследствии они присягнули на верность царю Михаилу Федоровичу Романову, но дела с донцами Россия вела через Посольский приказ – аналог современного министерства иностранных дел. В 1708 году большая часть донских казаков поддержала восстание Булавина и Петр I упразднил их право на независимость и вольности, дарованные Иваном Грозным. В 1718 году их церкви стали подчиняться Воронежской епархии.
Проводы донских казаков в армию
Более двух веков казаки были главной опорой императорского трона, но в начале ХХ века на территории Войска распространение получила идея отличности станичников от остальных русских.
Ее сторонники утверждали, что казаки не часть великоросской общности, а отдельный народ, имеющий право на собственное государство.
Происхождения казаков
Вопросом происхождения казачества историки занимаются с середины XIX века. Несмотря на это четкой концепции на этот счет у ученых нет. Основными являются следующие теории:
В последнее время развиваются теории о скифских, сарматских, готских и хазарских корнях. Дать ответ на сложный вопрос происхождения казаков, и степени их родства с русскими, историкам и антропологам помогла генетика. Наличие в казаках нерусского элемента в любом случае должно отобразится в его генетическом материале, который и был изучен учеными.
Сбор и изучение генетического материала
Исследование генома донских казаков провел Медико-генетический научный центр, под руководством доктора биологических наук профессора Елены Владимировны Балановской. Работа была проведена лабораторией популярной генетике ФГБНУ «МГНЦ», совместно с международным проектом The Genographic и при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. ДНК материал для исследования был собран в 2008 году в разных казачьих станицах и хуторах верхнего и нижнего Дона.
В проекте приняло участие 324 мужчины, предки которых достоверно происходили из казачества и уже три поколения проживают на данной территории. Специалисты Медико-генетического центра проанализировали ДНК быстро мутирующих тандемных повторов Y-хромосомы, который известен как фрагментный анализ. Это распространенный в криминалистике способ определения отцовства, а в популяционной генетике он используется как «молекулярные часы», определяющие возраст отдельных гаплогрупп. Обработанн было ДНК 131 казака из станиц Верхнего Дона.
Результаты генетического исследования
По полученным данным миграционный поток в казачьи области шел с Южной и Центральной области России, а также с Украины. Генетически, с жителями этих регионов донцы практически идентичны. Полных совпадения с южнорусской популяцией обнаружено 8%, а с центральнорусской – 6%. С жителями Северной России совпадений практически нет.
Карта генетических расстояний от донских казаков. Чем темнее цвет, тем больше генетическое расстояние от казаков до данной популяции.
Больше всего переселенцев на Дон пришло с территории Воронежской, Курской, Орловской, Белгородской области. Обнаружена незначительная часть татарского элемента. Видимо, это след ногайской прослойки, которая влилась в состав Донского Войска. Кавказские народы практически не связаны с казаками. Выявлено 1% совпадение с черкесами, что может быть отголоском общего потока генов между Восточной Европой и Кавказом.
Руководитель лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН Олег Балановский говорит, что такая ситуация характерна не только для донского, но и кубанского и запорожского казачества. В их генофонде отсутствует или находится в низких частотах Y-хромосомные гаплогруппы G и J, характерные для кавказских и азиатских народов.
Таким образом донское казачество вместе с кубанским и запорожским образовала единый южнославянский генофонд, что подтверждает миграционную теория образования казачества. Генофонд терских казаков отличается большой долей компонента горских народов Западного Кавказа. Это роднит их с адыгами, абхазами, сванами, карачаевцами, балкарцами.
Внешность донского казака
Наиболее полное исследование антропометрических данных казаков провел советский антрополог и доктор биологических наук Виктор Бунак. На основе собранных данных ученый поделил жителей донских станиц на три антропометрических группы:
1. Казаки-великороссы – самая большая категория для представителей которой характерны светлые волосы и борода. Прямой нос, большой рот, широкое лицо и разрез глаз. Высокий рост сближает их с русским населением средней Волги. В целом казаки имеют черты характерные для общерусского антропологического типа.
2. Казаки-малороссы – потомки запорожских казаков (черкас), которые переселились на Дон в разные исторические периоды. Для них характерен средний рост, темные волосы и смуглей, чем у великороссов кожа. Волосы темные, голова круглая, нос с горбинкой. Имеют короткий торс, длинные ноги и руки.
3. Смешанный тип – высокорослы имеют высокий лоб и круглую голову. Преобладают темно-русые волосы и небольшой подбородок. Часто встречаются блондины с носом, имеющем горбинку.
Калмыки-бузавы, служившие в составе войска Войска Донского
Свой след в антропометрии казаков оставили и соседние народы – татары (выпуклый лоб, смуглое широкое скуластое лицо и короткие кривые ноги), калмыки (красивые и широкие лица, чаще всего проявляются у женщин) и даже евреи (долговязость, семитский нос, темные волосы, но с рыжей бородой).
Рассматривать подробно бегло-крестьянскую теорию я не буду, поскольку нам и так в школе постоянно утверждали, что бедные крепостные сбежали от своих страшных угнетателей и основали казачество. Я смею надеяться, что интересна для читателей будет бродницко-славянская теория.
Кто таки бродники? Некоторые историки считают, что это славяне, которые остались во времена образования Киевской Руси за границей.
В 1965 г. во время войны с Хазарским каганатом Святослав захватил Саркел (Белую Вежу). В летописях нет упоминаний, подчинялось ли местное население Святославу, но можно предположить, что подчинялось иначе в летописях обязательно, отражалась бы борьба.
К сожалению, Белая Вежа в данный момент затоплена водами Цимлянского водохранилища, причем торопливо раскопана. Впрочем, это не самое страшное преступление на совести советской власти.
В XI веке на Диком поле поселились половцы, и именно они стали врагами Руси на долгое время. Из себя половцы представляли дикую смесь европиойдов с монголами.
В 1117г. русичи покидают Белую Вежу. Можно предположить, что вернулись только горожане а, как известно в то время город являлся, по сути, крепостью со служивыми людьми, основное население жило в пригородах.
В 1147 г. в летописи впервые упоминаются бродники, а последние упоминания в 1254 г. Не четко словом «бродни» упомянуты еще позже в 1359 г.
Упоминаются бродники и в русских источниках, и в зарубежных, но не один из источников не дает объяснение, кто же они такие.
Характеристику бродникам пытаются дать современные историки. Волынкин считает, что они были полукочевым, полуоседлым народом. Котляр упирая на то, что никто не доказал того, что они кочевали, считает бродников строго оседлыми.
Брицок заявил, что бродники не бродяги, а люди с переправ. Лозанин – лингвист – показал, что суффикс «ник» обозначает не место проживания, а профессию, то есть люди делающие переправу. Однако все специалисты склоняются, что бродники в основной своей массе славяне частично смешанные с мастным населением.
Никита Хамеот говорит о них, как о русских. В летописи дважды упоминаются бродники, как славяне.
Плоскиня воевода бродников, присягая князьям, целовал крест, что отражено в летописи, следовательно, он христианин. Во времена половцев бродники были ослаблены, но продолжали свое существование.
Известно, что бродники были славянами, но не чистыми, а помесью с хазарами, как считал Гумилев, с аланами, печенегами и половцами, как считал Волынин, или с алано-болгарами и половцами, как считала Плетнева.
Места обитания бродников точно не известны, предполагают Северский Донец, Дон. Рядом с Северским Донцом Плетнева и Лидеров открыли 7 поселений, которые могут быть бродницкими, все 7 XII-XIII веков содержат славянскую керамику, а рядом 14 поселений того же периода содержат половецкую. Расположены далеко от границ Руси, не укреплены. Отсюда можно сделать вывод, что жили с половцами мирно.
Все историки, которые занимались бродниками, вспоминали казаков, так как у них было очень много общих черт.
Бродники так напоминают казаков, что их можно назвать либо прототипом, либо прообразом.
Некоторые считают, что бродники трансформировались в казаков после монгольского нашествия.
В принципе идея о непрерывном существовании славян на Дону высказывались не раз.
Если не принимать во внимание нечеткое упоминание о бродниках в 1353 г., то со времени упоминания в 1254 г. до первого четкого упоминания о казаках 1549 г. прошло 305 лет. За этот период никаких упоминаний о жизни славян на Дону не было. Но куда они делись? Обычно отвечают так: вначале потеснили половцы, а потом добили монголы, однако, подтверждения этому также нет.
Действительно за этот период Русские летописи очень мало упоминают о событиях на Дону. Почему? Ответ прост. После нашествия монголов Дон стал для Руси землей незнаемой.
А вот славянское население в степи не исчезло. Известно, что в первой половине и в середине XII века в Червленом яру, в бассейне Хопра существовало славянское, христианское поселение. По грамотам митрополита всея Руси между рязанской с саранской епархией прослеживается спор за обладание Червленым яром, но только за духовное обладание, так как это место находилось далеко от русских границ. Переписка длились с 1283г. по 1305 г. из грамот видно, что там находятся баскаки и сотни (система власти) игумены и попы (монастыри и церкви) города и караулы (население и укрепления).
А теперь давайте оставим бродников и перейдем к казачеству. Здесь возникает несколько вопросов:
1) В XVII веке на Дон хлынула война крестьян. Во второй половине это
понятно в 1649 г. было оформлено крепостное право и крестьяне, не
мирившиеся, бежали на Дон, а почему они бежали в XVI веке? Они еще не
были закрепощены.
В историографии много работ, посвященных происхождению казачества, но только две из них посвящены беглокрестьянской теории. До революции Сахаров и современный историк Мининков, остальные работы говорят об этом в обеих чертах. Карамзин, Ключевский, Соловьев этими вопросами не занимались. Сахаров сделал такой вывод: казаки произошли от русских промысловиков, которые перестали возвращаться на зиму и оставались жить на Дону.
2) Необъяснимо мощный выход казаков на арену. В 1540 г. первый раз в
жалобе Юсуфа упоминаются казаки, а в 1551 г. источники сообщают, что
казаки с Азова оброк берут, и воды испить не дают. Крымское Ханство просит
у Османской империи помощи от казаков 1552 г. Казаки действуют на
Азовском море, причем успешно и султан принимает комплекс мер для защиты.
3) Слишком мало вероятно, что с такой скоростью произошло освоение
земель сразу и по верхнему, и по среднему, и по нижнему Дону, и по
Северскому Донцу.
4) Маловероятно, что крестьяне, выйдя из лесов с такой скоростью,
адаптировались к степи.
5) Историк Росинский спрашивает: «Почему крестьяне и ремесленники бежали в населенную кочевниками степь, почему не в Карпаты?» Кстати, посему не бежать не север к вольным поморам? Главное занятие казаков рыболовство и охота, позже скотоводство и только в XVIII веке земледелие. Крестьяне же изначально земледельцы. В XVII веке у казаков был издан приказ по Войску «кто землю пашет тех бить и грабить».
С 1874 г. была объявлена всеобщая воинская повинность, и все равно для крестьян было слишком много льгот (можно даже было просто заплатить).
У казаков всеобщая воинская повинность была всегда!
Только в первой мировой войне значительная часть мужского населения была вовлечена в боевые действия.
7) Как мог выжить русский крестьянин, попав в непривычную ему среду,
ведь вокруг были татары, которые ловили людей.
8) Имелись ли на Дону места, где крестьяне могли бы адаптироваться?
9) Казаки превосходные мореходы. В ХVI-ХVН веках они совершали
походы на Керч, Тамань и порты Крыма, Кафу, Судан, Гезмен, на Очаков,
Варну, на Кавказ и побережье Черного моря, по всему Азову, в Боспор,
нападали даже на Стамбул. Все это турецкие владения и не было пункта, на
который не нападали бы казаки. Главными были тогда морские походы.
Конными казаки стали позже при Петре I, после запрета в 1696 г. выхода в море.
10) Могли ли крестьяне, которым на Дону и так тяжело прижиться
быстро и добровольно превратиться в превосходных мореходов?
Зачем им это было надо? Добычи хватало в степи у кочевников.
Где истоки казачьего мореходства? Быстрое перевоплощение сухопутных людей в моряков произошло, только при Петре I и на это были брошены все силы государства. Неужели крестьяне могли с такой скоростью стать мореходами без поддержки и принуждения государственного аппарата.
Считается, что уже в 1490 годы на Дону были промысловики (приходившие люди), но достаточно ли 50 лет до 1552 г. чтобы сухопутные русские люди начали воевать на море.
Нет. Сухорукое упоминает, что крестьяне даже бежали назад с Дона.
В 1978 г. Ростовский краеведческий музей обнаружил славянское поселение на берегу Азовского моря протяженностью 1 км. по берегу и 340 м. в ширину. Интересна датировка этого поселения – Числова дала датировку вторая половина X в. до конца XIII в. начало XIV в. Рязанов дал датировку первый раз XIII в. а во второй раз ХП-ХШ вв.
XII век фигурирует в верхних слоях (может 1270 г. Византия). Видны основные занятия. Найдены жернова, зерна, кости крупнорогатого скота, птиц, рыболовный крючок, гончарные изделия, кузнечное ремесло, 8 наконечников стрел, эфес сабли, черенки 17 ножей, гвозди, стеклянные предметы, мраморный крестик (православный).
Такие поселения встречаются даже в последней трети 14 века. А последние упоминания о бродниках 1254 г. Так кто же здесь жил?
Ближе к XIV веку число поселений резко уменьшается, но всё равно такие поселения существуют.
Если предположить, что бродники не погибли после монгольского нашествия, а жили до начала XVI века, то многое встает на свои места. Да и вообще, зачем монголам уничтожать народ, который выступил на их стороне в бою, обычно к таким народам они были лояльны, обязали их поставлять воинов, соблюдать законы и оставляли в покое.
В таком случае, бродники встретили новую эмиграционную волну славян, помогли приспособиться, впустить в свои поселения, представить защиту на период адаптации.
Почему бродники легко приняли пришлых людей? Очень просто. Дело в том, что по археологическим данным с XIV века число поселений уменьшилось, следовательно, уменьшилось население. Необходим был приток людей и эти люди пришли. Пришли схожие по культуре и вероисповеданию.
Бродники научили пришлых совершать походы, научили своим взаимоотношениям с кочевым миром, обучили воевать.
Сами же бродники постепенно растворились в пришлых и создали новую славянскую народность казаков!
Так что нельзя казаков выводить из крепостных крестьян, бежали не довольные и не мирившиеся с властью, бежали на войну, в демократию, бежали ремесленники, крестьяне, дворяне, дружинники, разбойники, воры, все кого на Руси ждала плаха, все кому надоело жить спокойно, все у кого в крови был бунт. Именно они основали казачество.
Вольное, сильное, Православное – и мы потомки обязаны гордится величием своих предков.