казачий круг что это такое
Казачий круг что это такое
Что такое казачий Круг?
Традиционно у казаков казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. По старинным актам известны круги валовые, войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела и, при полной независимости и демократизме казачьих обществ, были собранием полноправных представителей народа. Низшим кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской. Его решения мог пересмотреть или приостановить круг войсковой, который состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался крут валовой, куда собирались представители всего народа. Он решал особо важные вопросы и был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд войска бывал в отлучке и не голосовал.
Сохранилось много описаний казачьих кругов в разных казачьих областях и войсках, а также в Войске Запорожском, где круг имел общеславянское название – коло (кола). Круг был высшим проявлением казачьей демократии и вольнолюбия, поэтому любой тоталитарный режим стремился его уничтожить.
Казачий Круг может:
– наказать казака;
– объявить выговор;
– поставить вопрос о перевыборах, если он занимает должость;
– определить денежный штраф за нанесение ущерба в размере этого ущерба;
– исключить из общества. (за грубые нарушения Устава, за кражу или покушение на нее, присвоение денег или получение их обманом, за оскорбление старика, за оскорбление чувства верующих, за систематическое пьянство)
Торжественное обещание атамана:
Согласно повестке Круга по разрешению дежурного есаула казаки выдвигают из числа присутствующих кандидатов на атаманскую должность. Казак, как только назовут его, обязан встать, показаться, чтобы его видели окружающие.
Количество кандидатов на должность не ограничено. Сам себя казак рекомендовать на атаманскую должность не может. Кандидатам предоставляется возможность выступить, чтобы все услышали его программу действий или сделать самоотвод.
Голосование происходит по каждому кандидату отдельно, открыто в порядке их выдвижения.
Набравший наибольшее количество голосов (даже в один голос) считается избранным.
Дежурный есаул объявляет о результатах голосования и готовит заранее стол или трибуну для принятия торжественного обещания атамана.
Победивший кандидат подходит к священнику и получает благословение (если священник присутствует на Кругу). Подходит к столику, на котором лежит Библия или Евангелие, кладёт правую руку на священное писание и произносит торжественное обещание на верность служения казачеству.
“Кланяюсь (окружному, станичному) Кругу, в его лице всему родному войску. Клянусь охранять нашу казачью вольную волюшку, ни в чём не расходясь в действиях своих с (войсковым, окружным, станичным) правлением. Клянусь честью, что положу всё, что есть: здоровье и силу, и не дать померкнуть нашей казачьей славе”.
После чтения обещания дежурный есаул зачитывает, а потом вручает наказ в виде грамоты со словами: “От казачьего общества …”
Нашему атаману …
Свободный казачий Круг, созванный на началах всеобщего прямого и равного и открытого голосования, избрал тебя нашим атаманом на трёхлетие и приказывает тебе, нашему избраннику, править станицей (обществом, отделом) совместно с правлением во славу и процветание родного Оренбургского казачества и свободной России. В знак чего вручает тебе насеку – символ атаманской власти. После чего старый заслуженный казак берёт из рук начальника штаба насеку и вручает атаману. Дежурный есаул восклицает: “Нашему атаману слава!”
Казаки, присутствующие на Круге, кричат троекратно “Любо! Любо! Любо!”. С этого момента атаман считается избранным и приступает к своим обязанностям, продолжает вести Круг согласно повестке.
Казачий круг
Казачий круг это общий войсковой совет казаков, высший орган самоуправления. Компетенция круга в решении вопросов местного характера (касающихся всех собравшихся) была неограниченной. На нём решались вопросы военного, экономического, административного, общественно-политического, юридического, социально-бытового и другого характера, раздел между куренями угодий. Собирается, в зависимости от традиции конкретного казачьего войска, ежегодно или раз в несколько лет для обсуждения всех накопившихся за это время вопросов, либо же при возникновении обстоятельств, решение которых находится вне компетенции атамана, для решения конкретно этих и сопутствующих им вопросов. Высшая власть у казаков принадлежит кругу и только кругу, а в период между кругами — атаману. В рамках круга никогда не существовало каких-либо иных институтов власти, кроме самого круга казаков.
В период царствования императора Петра Великого Казачьи Круги были запрещены. Возродились они только после Революции 1917 года, и существовали до прихода к власти в казачьих областях Советов казацких депутатов. Впоследствии круги собирались только в эмиграции, в качестве поместных народных представительств.
Классификация казачьих кругов
По старинным актам известны круги валовые, войсковые (для каждого казачьего войска) и полковые (окружные). Низшим Кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской (сход). Круг войсковой состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался Круг валовой, куда собирались представители всего народа.
Конкретные полномочия казачьего круга отличаются у различных казачьих общин. При наличии у казачьего войска писанных уставов, или статутов, или других основополагающих нормативно-правовых документов, регламентирующих их деятельность, в них отдельным разделом оговариваются полномочия казачьего круга. Это могут быть следующие вопросы:
По материалам сайта “Википедия”
Интересное видео по теме Казачий круг
Смотрите также:
Казачья езда галопом. Что такое казачий галоп? Казачий галоп является одним из способов казачьей верховой езды наиболее применимое при казачьей атаке называемой казачья лава, потому…
Гладко выбритая голова и ниспадающий чуб были характерной чертой донского казака. Как назывался такой чуб? Зачем он был нужен и какова его история? Вот некоторые…
Сегодня у нас первое вводное видео о казачьем стиле езды и давайте разберемся что мы понимаем под казачьим стилем езды, под этим стилем мы понимаем…
Казачий круг что это такое
Традиционно у казаков казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. По старинным актам известны круги валовые, войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела и, при полной независимости и демократизме казачьих обществ, были собранием полноправных представителей народа. Низшим кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской. Его решения мог пересмотреть или приостановить круг войсковой, который состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался крут валовой, куда собирались представители всего народа. Он решал особо важные вопросы и был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд войска бывал в отлучке и не голосовал.
Сохранилось много описаний казачьих кругов в разных казачьих областях и войсках, а также в Войске Запорожском, где круг имел общеславянское название – коло (кола). Круг был высшим проявлением казачьей демократии и вольнолюбия, поэтому любой тоталитарный режим стремился его уничтожить.
Казачий Круг может:
– наказать казака;
– объявить выговор;
– поставить вопрос о перевыборах, если он занимает должость;
– определить денежный штраф за нанесение ущерба в размере этого ущерба;
– исключить из общества. (за грубые нарушения Устава, за кражу или покушение на нее, присвоение денег или получение их обманом, за оскорбление старика, за оскорбление чувства верующих, за систематическое пьянство)
Круг казаков
Ответственным за соблюдение ритуала и порядком проведения Круга является товарищ атамана.
Выборы атамана
Торжественное обещание атамана:
Согласно повестке Круга по разрешению дежурного есаула казаки выдвигают из числа присутствующих кандидатов на атаманскую должность. Казак, как только назовут его, обязан встать, показаться, чтобы его видели окружающие.
Количество кандидатов на должность не ограничено. Сам себя казак рекомендовать на атаманскую должность не может. Кандидатам предоставляется возможность выступить, чтобы все услышали его программу действий или сделать самоотвод.
Голосование происходит по каждому кандидату отдельно, открыто в порядке их выдвижения.
Набравший наибольшее количество голосов (даже в один голос) считается избранным.
Дежурный есаул объявляет о результатах голосования и готовит заранее стол или трибуну для принятия торжественного обещания атамана.
Победивший кандидат подходит к священнику и получает благословение (если священник присутствует на Кругу). Подходит к столику, на котором лежит Библия или Евангелие, кладёт правую руку на священное писание и произносит торжественное обещание на верность служения казачеству.
Наказ атаману
“Кланяюсь (окружному, станичному) Кругу, в его лице всему родному войску. Клянусь охранять нашу казачью вольную волюшку, ни в чём не расходясь в действиях своих с (войсковым, окружным, станичным) правлением. Клянусь честью, что положу всё, что есть: здоровье и силу, и не дать померкнуть нашей казачьей славе”.
После чтения обещания дежурный есаул зачитывает, а потом вручает наказ в виде грамоты со словами: “От казачьего общества …”
Нашему атаману …
Свободный казачий Круг, созванный на началах всеобщего прямого и равного и открытого голосования, избрал тебя нашим атаманом на трёхлетие и приказывает тебе, нашему избраннику, править станицей (обществом, отделом) совместно с правлением во славу и процветание родного Оренбургского казачества и свободной России. В знак чего вручает тебе насеку – символ атаманской власти. После чего старый заслуженный казак берёт из рук начальника штаба насеку и вручает атаману. Дежурный есаул восклицает: “Нашему атаману слава!”
Казаки, присутствующие на Круге, кричат троекратно “Любо! Любо! Любо!”. С этого момента атаман считается избранным и приступает к своим обязанностям, продолжает вести Круг согласно повестке.
Казачий круг
Что представляет из себя казачий круг?
Казачий круг – общий войсковой совет казаков, который является высшим органом самоуправления. На нем решались различные вопросы местного характера, и причем это мог быть любой вопрос: военный, экономический, административный, общественно-политический юридический, социально-бытовой и т.д.
В Казачий круг собирались казаки каждый год или раз в несколько лет, в зависимости от традиции конкретного казачьего войска.
Высшая власть у казаков принадлежит только кругу, а в период между кругами – атаману.
До того, как собраться в казачий круг, проводили выборы казаков в круг. В состав круга избирались представители различных общин казаков. Президиум круга состоял из председателя, писаря и иногда туда входил священник. К кругу также могли привлекать других лиц, в зависимости от обсуждаемых вопросов.
После избрания они собирались на центральной площади, где обычно собирались казаки. Либо это могло быть какое-нибудь их постоянное какое-нибудь помещение.
Порядок собрания казачьего круга
Во время сбора казачьего круга также обеспечивалась безопасность. Обычно за порядком следил есаулец с нагайкой, а охрана мероприятия обеспечивалась приставами. Дополнительные меры по обеспечению порядка и безопасности круга зависели от характера конкретных факторов, угрожающих его проведению, например, близость вражеских сил, наличие несогласной фракции среди собравшихся и т.д.
Интересный факт, что собрания Казачьего круга в некоторых казачьих общинах проводились без женщин. Им, как правило, запрещалось присутствовать на такого рода мероприятиях. Даже в тех собраниях круга, на которых разрешалось присутствовать женщинам, на них у казачек не имелось права голоса. Также голосовать не могли и те казаки-мужчины, которые провинились в чем-то и повлекли всеобщую немилость. Еще одна категория, у которой отнимали право голоса, – это казаки в состоянии алкогольного опьянения.
Любой казак при своем выступлении на собрании круга должен снимать головной убор, а при завершении – надеть шапку. Также, когда казак выходит выступать в казачий круг, в знак уважения ему следует поклониться священнику, старикам, Атаману и всему собранию.
После своей речи выступающий казак может надевать шапку, если же он ее не надевал, значит его речь была не завершенной.
Начало собрания казачьего круга объявлял есаулец, он возглашал «Все ли казаки на Кругу?» и просил всех занять места. Затем есаулец командовал приветствие атаману и все казаки кроме стариков и священника вставали, не снимая головных уборов. Затем вносилось знамя и все вставали, снимая шапки и читая молитвы.
Любые решения Казачьего круга принимаются простым большинством голосов. И также эти решения были обязательны для всей казачьей местности.
Инстанция Казачьих кругов
У казаков были разные инстанции казачьего круга. По старинным актам известны круги валовые, войсковые (для каждого казачьего войска) и полковые (окружные). Низшим Кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской (сход). Круг войсковой состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался круг валовой, куда собирались представители всего народа.
Какое-либо решение, принятое в казачьем круге, могло пересматриваться или отменяться в высшей инстанции казачьего круга.
В зависимости от инстанции казачьего круга у них могли быть писанные уставы, в которых оговаривались полномочия того или иного круга.
Например, Большой казачий круг ВВД или Кубанской рады являлся частично самостоятельной организационной единицей, которая находилась под властью русского государя, польско-литовского короля, турецкого султана (Задунайское казачье войско) или какого-либо иного сюзерена, – то есть, по сути своей, реестровое казачество, – и не участвующих в международной политике на правах самостоятельных субъектов, каковыми являлись Запорожская Сечь в XVI–XVII вв., ВВД и ККВ в начале XX в., вплоть до второстепенных вопросов военного характера и третьестепенных вопросов бытового характера.
Отметим, что в период царствования императора Петра Великого запрещалось организовывать казачьи круги и проводить их собрания. Они возродились только после революции 1917 года и просуществовали до прихода к власти в казачьих областях Советов казацких депутатов. Впоследствии круги собирались только в эмиграции в качестве поместных народных представительств.
Казачий круг что это такое
Казачий Круг – Казачий Круг, как народное правление, это учреждение чрезвычайно древнее и начало его теряется в глубине веков. Прототипы его мы видим в народных собраниях древнегреческих и итальянских республик: Афин, Спарты, Сиракуз, Микен и др., а также в колониях на берегах Черного и Азовского морей: Ольвии, Каффы, Танаида (в устьях Дона, близ нынешней Елизаветовской станицы), в новгородском и псковском «вече», в общинном правлении славяно-руссов на берегах Днепра, и в запорожской «раде». Летописец Нестор говорит: «Новгородцы бо изначала и Смольняне, и Кияне, и Полочане, и Кривичи яко же на думу на вече сходятся и начем старшие порешают, на том и пригороды станут». Как во времена Ликурга, Солона, Перикла и Демосфена каждый из общественных деятелей и ораторов мог свободно являться на общественную городскую площадь и говорить о всех важных делах, касающихся всего народа, так и в первые века Казачества любой из казаков, будь то в Запорожской Сечи, или древних донских городках: Раздорах, Монастырском, Азове, Черкасске, мог выступать на майдане в качестве оратора и предлагать на решение Круга касающиеся всего Войска или его части вопросы. Дела в Кругу решались по большинству голосов и в нем могли принимать участие все казаки, не имевшие за собой какого либо порока, по понятию казаков того времени.
Нужно не забывать, что античное мировосприятие рассматривало человеческое общество в двух измерениях гражданства. С точки зрения церковной причастности и общественной дееспособности. Поэтому участником Казачьего Круга может быть только тот казак, который имеет оба эти статуса.
Традиционно у казаков казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. По старинным актам известны круги валовые, войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела и, при полной независимости и демократизме казачьих обществ, были собранием полноправных представителей народа. Низшим кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской. Его решения мог пересмотреть или приостановить круг войсковой, который состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался крут валовой, куда собирались представители всего народа. Он решал особо важные вопросы и был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд войска бывал в отлучке и не голосовал.
Сохранилось много описаний казачьих кругов в разных казачьих областях и войсках, а также в Войске Запорожском, где круг имел общеславянское название — коло (кола). Круг был высшим проявлением казачьей демократии и вольнолюбия, поэтому любой тоталитарный режим стремился его уничтожить.
Конституционный казачий Круг Дона, Кубани и Терека созывался в январе 1920 года. Он был последним Кругом в России.
Первый Большой казачий Круг, собравший представителей от 80 тысяч казаков всех областей СССР, собрался в июле 1990 г. и положил начало возобновлению этой неотъемлемой стороны казачьей жизни. Учредителям Круга многое пришлось восстанавливать по крупицам, разыскивая драгоценные свидетельства о веками выработанных правилах проведения кругов, пока не был установлен следующий порядок.
Традиционно у казаков казачий Круг служит обозначением любого всенародного собрания. Круги подразделяются на валовые, войсковые, отдельские (окружные), станичные и хуторские.
Казачий Круг может:
— поставить вопрос о перевыборах, если он занимает должость;
— определить денежный штраф за нанесение ущерба в размере этого ущерба;
— исключить из общества. (за грубые нарушения Устава, за кражу или покушение на нее, присвоение денег или получение их обманом, за оскорбление старика, за оскорбление чувства верующих, за систематическое пьянство)
По своему предназначению и решаемым вопросам Круги могут быть очередными, внеочередными и учредительскими.
Валовый Круг является Кругом представителей казачьих обществ государства.
Казаки обязаны быть на Круге в казачьей форме одежды, установленной в Войске. Круг может собираться в любом помещении или на площади, в поле или в иных местах. Однако форма круга соблюдается всегда. В помещении (клуб, кинозал, конференц-зал и т. д.) на сцене устанавливается стол, за которым сидит Атаман, писарь и члены Правления, а также с разрешения Круга могут размещаться почетные гости. Справа от стола, под углом к нему, размещается священник и аналой с крестом и Евангелием. Позади стола располагается знаменный караул со знаменем казачьего общества, и находятся прочие реликвии и святыни казачьего общества. Слева от Атамана, под углом, напротив аналоя, располагаются старики. Посередине зала, перед сценой, на подставке устанавливается икона.
Накануне, перед проведением Круга проводиться Совет Атаманов казачьего общества, на котором, кроме иных вопросов, рассматриваются вопросы, выносимые на решение Круга, а также предлагается дежурный Есаулец и Приставы, уточняется состав мандатной комиссии, их количество, другие органы Круга (редакционная комиссия, Писарь и т. п.).
Круг казачьего общества ведет дежурный Есаулец. Это должность, на которую назначается или предлагается авторитетный казак, лучше других знающий казачьи обычаи по ведению Кругов и умеющий наводить порядок и тишину. Символом власти Есаульца является нагайка в правой руке, которую он, в случае необходимости, может применить.
Есаульцу подчиняются Приставы, выбранные казаками (тоже с нагайками), находящиеся среди казаков Круга, которые обязаны следить за порядком, очередностью выступающих, устанавливать тишину, а при голосовании вести подсчет голосов. Число приставов предлагается дежурным Есаульцем и утверждается Кругом. Приставы не допускают на круг посторонних.
Все присутствующие на Круге казаки и приглашённые в знак уважения к месту проведения Круга и важности решаемого дела по христианскому обычаю сидят без головных уборов.
Выполнение решений Круга в повседневной деятельности организует Атаман посредством правления и штаба и других органов управления. Все решения Атаман проводит своими приказами и распоряжениями.
Всякий выступающий на Круге, выходя на середину или на сцену (к трибуне), отвешивает поклон Аналою и священнику, старикам, Атаману и всему собранию. Есаулец может прервать его выступление (в случае нарушения регламента или выступление не по делу) и проводить на место. В случае сопротивления может применить силу, призвав приставов. Вносящий сумятицу и раздор в порядок Круга может быть выведен из Круга и по его решению наказан.
Казаки должны вести себя на Круге пристойно, не нарушать дисциплину, кричать и т. п. В случае одобрения речи выступающих одобрять словами: «Любо!», в противном случае: «Не любо!»
Казаки в состоянии алкогольного опьянения на Круг не допускаются и подлежат строгому наказанию, вплоть до исключения из состава казачьего общества.
Совет стариков — членами Совета стариков могут быть наиболее заслуженные и авторитетные этнические казаки в возрасте 50 и более лет, знающие и соблюдающие традиции, и обычаи Российского Казачества.
Совет стариков проводит работу по восстановлению, развитию и сохранению традиций, культуры и образа жизни казаков, воспитывает казачью молодёжь.
Совет стариков сохраняется как самостоятельная часть общины, сам устанавливает свою внутреннюю организацию и распределяет обязанности между членами Совета стариков, но вне Круга обязан подчиняться всем распоряжениям Атамана и Атаманского правления наравне со всеми казаками. Состав Совета стариков, их число определяется каждой общиной в соответствии со своим уставом.
Порядок верстания в казаки – Принятие в казачество есть юридический круговой акт, наделяющий принимаемого полностью или частично правами и обязанностями казака. Однако при этом делалось различие между принятым в казачество и казаком по рождению.
Так можно было «служить в казаках», «жить в казаках», но полноправными казаками, которых никто не мог упрекнуть в том, что «они де не у нас деланы», «приписные», «в казаки поверстанные», могли стать только внуки или правнуки принятого и то только в том случае, если они жили среди казаков, несли казачью службу и женились на казачках. Сами они считались «поверстанными в казаки» и всегда указывали в документах сословие и национальность, например: «Великоросс, из елецких мещан, поверстан в казаки и принят в казачество после 25-летней военной службы, ему же выделен пай в размере…»
То же относилось и к женщине — неказачке. Хотя она обладала, будучи женой казака, всеми юридическими правами, но в среде казачек до конца своих дней казачкой не считалась, поэтому к ней относились более терпимо, прощая то, что коренной казачке было бы поставлено в вину, как незнание обычая своего народа и бескультурие. Иногородняя женщина могла стать казачкой только через замужество.
Человек не казачьего происхождения, изъявивший желание стать казаком, жить по казачьим законам, придерживаться казачьего быта, традиций, обычаев и культуры, исповедующий православную веру, принимается в казачью общину с испытательным сроком на три месяца.
За изъявившим желание верстаться в казаки закрепляются решением Атаманского правления три казака поручителя – наставника, которые обязаны изучить с ним за время испытательного срока:
После испытательного срока с ним проводят собеседование Совет стариков и члены Атаманского правления.
После положительного заключения Совета стариков и членов Атаманского правления, поручители – наставники представляют его Сходу (Кругу) казачьей общины.
Затем поверстанный в казаки в торжественной обстановке, в присутствии Православного священника принимает присягу на верность Отечеству, Казачеству и Вере Православной, целует Животворящий Крест с распятием и Евангелие*, опускается перед знаменем на левое колено и целует его. Далее Атаман обнажает шашку, а поверстанный в казаки целует лезвие шашки и Атаман объявляет ему, что с этой минуты он является казаком и обладает всеми правами и обязанностями казака, что эти обязанности и права вместе с почетным и достойным званием казака передаются по наследству.
Стать «истинным» казаком мог не каждый. Для кандидатов в степные «лыцари» существовала строгая система отбора, которая включала в себя различные испытания. На острове Хортица есть ущелье, которое называют Сечевыми воротами. Поговаривают, что именно тут устраивали испытание новичкам. Вот как это происходило. Между скалами укрепляли жердь, по которой с завязанными глазами должен был пройти парень, решивший стать казаком. Кто оступался (внизу его ловили дюжие сечевики), приходил сдавать экзамен на следующий год.
«Не тот казак, что на коне, а тот, что под конем», — шутили запорожцы. Умение обращаться с конем было одним из главных требований к кандидату. Один исследователь казацкого быта писал: «Поймают дикого лошака и велят садиться без седла, без уздечки, лицом к хвосту. Кто проскочит степь и вернется здоровым, тот и казак!»
Серьезным испытанием для юношей был бурный Днепр. Его нужно было переплыть туда и обратно в районе грозных порогов. Экзамен продолжался и под водой. Сидел над кручей старый казак, дымил трубкой и рассказывал о подвигах казацких героев. Вокруг него — толпа новобранцев. Вдруг трубка (будто бы случайно) выпадала из рук и исчезала под водой. Того, кто не раздумывая кидался за ней и находил трубку на днепровском дне, казаки охотно принимали к себе, зачисляя в разведывательный отряд, действовавший в плавнях. Существовало у запорожцев еще одно любопытное «испытательное» развлечение. Новичкам завязывали глаза и ставили посреди площади. Казаки-ветераны длинными кнутами сбивали с них шапки. Во время этого экзамена на лице испытуемого не должен был дрогнуть ни один мускул…
По книге В.Ф.Никитина «Традиции казачества»