казачий юрт что это
Казачий юрт что это
Курень, хутор, станица, юрт, округ, войско
Казачий курень – Жилище казаков – это курень. Есть различные толкования этого слова. Одни исследователи считают, что название казачьему дому дали «курные избы», в которых первоначально жили казаки. Другие уверены, что слово «курень» связано с казачьим Кругом, который собирался на майдане или в становой избе. А поскольку «круг» по-монгольски – «курень», то и избу, где собирался Круг, казаки тоже называли куренем.
Казачий хутор – казачье поселение на отдаленных окраинах станичного земельного юрта. Население хутора выделялось из станицы, но сохраняло с нею хозяйственные и административные связи, подчиняясь станичному атаману. Его представители «десятидворные» и хуторской атаман участвовали в станичных сборах с правом решающего голоса. В отличие от казачьей станицы (или славянского села) не имеет на своей территории храма;
Казачья станица – административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлки). Округ каждой станицы в Российской империи составлял её станичный юрт; лица войскового сословия, живущие в юрте — станичное общество. На станичном сборе выбиралось станичное правление: станичный атаман, его помощник и казначей. Атаман распределял земли между семьями казаков.
Казачья станица, как правило, создается вокруг православного храма и образует его приход. Станичный атаман выбирается на общем станичном Круге исключительно из числа хуторных (или куренных) атаманов, входящих в данную станицу. Станичный атаман представляет на Круг для утверждения кандидатуры товарища атамана (станичного есаула), казначея и писаря. На станичном Круге председательствует председатель станичного Совета старейшин, деятельность станичного Круга благословляет настоятель станичного храма, там заслушивается и обсуждается отчет станичного атамана, выступают председатель станичного Совета старейшин и Суда чести, руководители (атаманы) казачьих артелей и предприятий (кошей). Казачата, достигшие 18-ти лет, в этот день принимают казачью присягу. На станичные (хуторные) Круги казакам, казачкам и казачатам рекомендуется приходить в национальной казачьей одежде,а казакам действующего реестра – в установленной законом форме, также надевать государственные и общественные награды и почетные знаки.
В казачьей станице ежемесячно проводятся: атаманское правление, заседание станичного Совета старейшин, собрание хуторных (куреных) уставщиков при станичном храме. Ежеквартально проводятся Малые станичные Круги под председательством станичного атамана, в них участвуют хуторные (куренные) атаманы и их товарищи, хуторные (куренные) старейшины (гласные), уставщики.
Казачий юрт — В старину у Татар косное владение одного улуса; участок земли или целая область вместе с принадлежащими к ним водами, состоявшие в наследственном и безраздельном владении улусного общества. У Казаков КЗ. — земельное владение станичного общества. Границы Ю. с древних времен утверждались Войсковыми Кругами. После того, как группа казачьих семей или станица решала основать новый городок, они обращались в Главную Войску за разрешением «обысканный юрт занять». После расследования, не будет ли от этого другим стани
Казачий юрт что это
это слово имеет двоякое значение: 1) подвижной дом или шалаш у народов северной и средней Азии, и 2) земельный участок, например отцовский юрт. У казак. смотреть
владение, дом, местожительство, страна, земля у тюркских народов. До 2-й половины 14 в. — территория, в пределах которой кочевало племя. В конц. смотреть
юрт м. устар. Область владения татарского княжества.
ЮРТ1) земельный участок, кочевое владение азиатских кочевников. 2) у казаков удельный надел, принадлежащий станице.Словарь иностранных слов, вошедших в. смотреть
-а́, м. обл. Земельный надел станицы, хутора и т. п. в казачьих областях.Полегли хутора глухой целинной степью. Будто вымерло все Обдонье, будто мор о. смотреть
юрт «область, страна», донск., «поселение, пребывание», донск., «дом, жилье, двор», тамб., ю́рта «дом, стоянка кочевника», башк., др.-русск. юртъ «род. смотреть
ЮРТ Дом, здание, жилище; родная земля, страна. Антрополексема. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов.. Синонимы: владени. смотреть
«область, страна», донск., «поселение, пребывание», донск., «дом, жилье, двор», тамб., юрта «дом, стоянка кочевника», башк., др.-русск. юртъ «род, родня, владение» (грам. 1447 г.; см. Корш, AfslPh 9, 506, также в Никон. летоп.; см. Срезн. III, 1629). Заимств. из тюрк., ср. тур., чагат., тел., кыпч. jurt «место жительства, стоянка, жилище», алт. jurt «страна, государство, народ», тат. jort «двор со строениями» (Радлов 3, 458 и сл., 548 и сл.); см. Корш, AfslPh 9, 506; Мi. ТЕl. I, 319; Локоч 77; Унбегаун 118; Преобр., Труды I, 130. смотреть
1. Казачья станица со всеми землями и постройками. 2. Кумыкское селение. 3. Кочевое владение. (Термины российского архитектурного наследия. Пл. смотреть
(2 м), Р. ю/рта/; мн. ю/рты/, Р. ю/рто/вСинонимы: владение, деревня, надел, поселение, род, семья
1) Орфографическая запись слова: юрт2) Ударение в слове: ю`рт3) Деление слова на слоги (перенос слова): юрт4) Фонетическая транскрипция слова юрт : [`у. смотреть
семья или род, ведущие самостоятельное хозяйство. Владения рода, а также совокупность владений отдельных татарских ханств.
1) жилище, место жительства, родной очаг ср. мекян 2) родина ср. ватан 3) юрта окъув юрту учебное заведение
ю’рт, юрты’, ю’рта, юрто’в, ю’рту, юрта’м, ю’рт, юрты’, ю’ртом, юрта’ми, ю’рте, юрта’х
ю’рт, ю’рты, ю’рта, ю’ртов, ю’рту, ю’ртам, ю’рт, ю’рты, ю’ртом, ю’ртами, ю’рте, ю’ртах
Ударение в слове: `юртУдарение падает на букву: ю
юрт владение, род, семья, поселение, надел
тюрк. территория для кочевья, место стоянки
Очерк истории ОВД и казачьих станиц
Попов Д.Д., потомок казаков Хутора Каменнобродского,
Станицы Грушевской, Черкасского округа, к.т.н.
О Юртах Донских казаков в 17 веке.
Территориальное деление войсковой земли Донских казаков в 17 веке и далее вплоть до советского времени ЮРТОВОЕ. Доказательством тому служат послания Русских царей к Войску Донскому все они с первого из опубликованных в Донских Делах начинаются словами: «… на Дон, в нижние и в верхние юрты …, всем атаманам и казакам Донским, низовым и верховым».(1614 г. – первая дата из опубликованных в Д.Д.). В обращении к Войску в царских посланиях нет слова ГОРОДОК, но есть слово ЮРТ, означавшее нечто большее, чем городок.
Данных о других, нежели городки, ПОСЕЛЕНИЯХ скудны но все же достаточны, что бы сделать вывод об их существовании:
— «.. из верних казачьих городков ис Терновых из Нижних». (1621 г., Д.Д.1), как Вы видите, Терновых городков из Нижних несколько.
— «…милости и жалования не будет, и нам из города идти на старые свои юрты, а города (имеется в виду Азов) держати, нам холопам твоим, не в мочь, потому что мы не горододержцы» (1640, Д.Д.2). Таким образом сформулировать свои мысли могли только те люди, образ жизни которых шире чем несение службы по обороне города, а ведь городки, и не маленькие по тем временам были и у Донских казаков и их то они держали. Так почему же они не горододержцы, навыков ведь не занимать?
— «…будем вверх Чиру на речки Черной…. И отошел, государь я, холоп твой, с товарищи своими от них боем к крепости об один конь к невеликой придереви, и отсидели, государь, мы в осаде три дня…» (1640,Д.Д.2) Из текста видно, что отшли казаки к уже существовавшей в момент боя маленькой крепости придереви.
«Придеревь»- небольшое укрепление, строящаяся рядом с угодьями, в котором можно было отсидеться в случае внезапной опасности. (АИП).
— «…Борщевского монастыря…и при старости, и при болезни, и от ран увечные постригаются и живут из нас, холопей твоих, все наши же братья, Донские атаманы и казаки, а не из городов, государь, да не из сел приходя, постригаючись живут….» (1653, Д.Д.4.) Живущие в городках и селах не постригаются, видимо, есть кому и на что о них заботиться, постригаются бурлаки, не принявшие постриг в монахи в монастыре не живут. (Бурлаками в стародавние годы казаки именовали одиноких казаков, либо вдовцов не имевших детей, либо, по-видимому, новоприбранных и еще не успевших обзавестись семьей. «….— Нельзя мне, Василий, пустить тебя к себе; у меня, видишь ты, дело какое. Я четыре года тому на Покров овдовел и остался бурлакой; детей у меня тоже не было. Бурлачил я, бурлачил, да вот и женился опять, так мне тебя к себе, к молодой, пускать не приходится…»( И-Ж.В)
Кроме всего прочего, понятие ЮРТ, по-видимому, содержало в себе не только территориальное значение, но и отражало объединение казаков в группы – живущие на одной территории составляли группу с атаманом во главе, это видно из:
— сами казаки относили себя к юртам, было отмечено выше « юрт на реке Орчады»;
— из царских обращений «.. в юрты…атаманам и казакам..»;
Донские казаки различают в своей среде Атаманов, Ясаулов и Рядовых. Деления на десятников, пятидесятников и сотников, как это было принято у полковых Российских казаков у них не существовало, что говорит об отсутствии устойчивых воинских соединений – полки, сотни и т.д. Сотники и хорунжие, характерные в 17 веке для Запорожских Черкасов, появились у донцов также намного позже.
Атаман от всего войска Игнатий Бедрищев упомянут уже в 1614 г.(Д.Д.1) и с ним перечислены 24 атамана юртов стоящих выше Раздор.
Первый из Войсковых атаманов, Михаил Иванов, выделяется в царской грамоте в 1638 после взятия казаками Азова: «…..на Дон, в нижние и верхние юрты, атаманам и казакам Михаилу Иванову и всему Донскому Войску…»(Д.Д.1.). В последующих царских грамотах данная форма обращения становится постоянной, в ней отражается, с одной стороны, некоторое постоянно существующее Войсковое объединение во главе с войсковым атаманом, с другой стороны, две группы юртов – нижних и верхних и, с третей стороны, юртов как таковых с самостоятельными атаманами и казаками. Войсковой атаман, как и остальные атаманы, был выборным. Выборность атаманов легко проследить по смене Войсковых атаманов.(Д.Д.1-5)
Обратившись к иным источникам можно выяснить, что:
Сравнивая использование термина ЮРТ в документах Донских Дел с использованием этого термина в средневековых восточных и русских источниках приходим к выводу, что Юрт Донских казаков почти государство, если бы не объединение в Войско Донское и не вольность казака.
В 17 веке на Дону или применительно к Дону в понятие ЮРТ входили признаки:
— Юрт это признанные владения некоторой группы казаков, в отличие от «Пустового юрта» занятого воровских казаками с городком Рига (Д.Д.5.); В 18, 19 и начале 20 веков юртовые земли, с согласия соседей или по Войсковому решению при участии соседей, закрепляются с помощью межевых знаков, в 19 веке, после создания Комиссии размежевания земель Войска Донского, издаются межевые книги и вычерчиваются межевые планы не только станичных юртов но и отдельных владельцев;
Частоту выборов в 17 веке юртовых атаманов и есаулов проследить по Донским Делам не представляется возможным, но если учесть, что Войсковой атаман (с 1638г. признанный царем представитель Войска) избирался на один год, на начальном этапе существования, то можно предположить такой же срок и для юртового «старшинства». Тем более, что с очевидностью, именно юртовое управление было прообразом управления Войскового. Круг собирался по мере необходимости, например, для вынесения «смертного приговора» за воровство на Дону, или для вынесения другого способа «попенять» провинившегося казака, который после решения объявлялся «Пенным», или принять и заслушать царскую грамоту и разделить жалование и др. В дальнейшем способ «республиканского» управление преобразуется в станичное правление, которое даже в весьма ограниченном виде в 19-20 веках все равно сохраняют свои Демократические признаки.
Традиции Юртового круга (в законсервированном виде, в связи с проживанием вне Дона в Турции) сохранились в быту казаков-некрасовцев, вот его описание: «…Порта, сказали мы, не мешается во внутреннее управление общин, так что в Майносе вся власть сосредотачивается в руках круга. Круг избирает атамана и есаула. Атаман — это староста, судья и представитель войска, есаул — его рассыльный. Круг, созванный не атаманом и не есаулом, считается почти бунтовским и собирается только в крайних случаях, например, для наказания атамана и т. п. О собрании круга атаман повещает казаков накануне через есаула. Есаул ходит под окнами и кричит:
— Атаманы-молодцы, не расходитесь, не разъезжайтесь до свети: а кто куда пойдет или поедет — десять левов войсковой приговор!
Бывает, впрочем, и двадцать левов, и пять левов, смотря по важности дела и по решению атамана; деньги эти идут в войсковую казну. Утром круг снова закликается:
— Атаманы-молодцы, сходитеся, собирайтеся в войсковой круг, а кто не пойдет, — десять левов войсковой приговор!
По обычаю, атаман приходит первым на круг и садится на завалинку; подле него садятся старики, прочие окружают их, хозяева впереди, а бурлаки и молодые казаки назади. Есаул становится в середину. Атаман отрывает совещание неизменною формулой: «Атаманы-молодцы, все славное войско кубанское. » и затем переходит прямо к делу, например, — «энто, как вам с Степаном Соймоновым быть, или, энто, вчера кавас из Бандерова прибег с бумагой» и т. п. Изложивши все дело, атаман спрашивает: «Как рассудите, атаманы-молодцы?» и этот вопрос повторяет есаул, оборачиваясь направо и налево. Подымается говор, спор, горланы горланят, и, наконец, все-таки составляется войсковой приговор, о котором есаул докладывает атаману; атаман надевает шапку, тем дело и кончается.
Атаман решает, виноват или не виноват обвиняемый, а наказать или не наказать приговаривает круг; но от атамана зависит, когда остановить экзекуцию. За обвиняемым посылается есаул, и тут играет большую роль кумовство и взяточничество, так как атаман может не собрать круга, а есаул может не найти виноватого. Допрос виноватого и свидетелей ведет опять-таки атаман, хотя круг может тоже сбивать их с показаний, а запутать обвиняемого, сбить его на словах, довести до обмолвок считается верхом юридического искусства. Когда разъяснилось дело, атаман спрашивает круг: «Атаманы-молодцы, поучить или простить?» Что повторяет и есаул, оборачиваясь по сторонам. Начинается спор, виноватый и его родные просят пощады и валятся в ноги (в ноги казаки кланяются при каждом случае, так что челобитье, думаю я, было в XVII и в XVIII веке действительно челобитьем). Жена кланяется мужу, дети отцу и матери, ученики учителю, миряне попу, младшие старшим, так что на улице, даже где-нибудь и не в Майносе, а в более просвещенной Добрудже, становится даже не ловко смотреть, как прохожие вдруг снимают шапки, нагибаются и отвешивают земные поклоны, по-видимому, без особенной надобности. Есаул провозглашает приговор. Если круг прощает, то виноватый кланяется атаману, потом старикам, потом на все стороны, и тем дело кончается. Если ж круг приговорил поучить, то немедленно являются на сцену дручки (шесты, дубины), к которым привязывают пациента. К одному дручку привязывают руки наотмашь, а другой привязывают к шее и к ногам. Распяв таким образом виноватого, кладут его на землю ничком, и начинается битье плетьми. Бьют охотники, которые всегда тут же находятся из его доброжелателей, которые не пропускают случая свести с ним старые счеты. Круг подзадоривает их и подсмеивается над жертвой, пока атаман не объявит «довольно». Наказанный, когда его отвяжут, обязав поклониться атаману и кругу, разумеется, в ноги, и сказать: «Спаси Христос что поучили!»
Плетьми бьют за все и про все, так что плети даже почти и не считаются серьезным наказанием: это простое ученье. Молодежь даже нарочно проказит, чтоб отведать плетей, потому что непоронный считается как-то недостойным уважения, не настоящим казаком. Порют за пьянство, за буйство, за мелкую кражу, за непослушание родителям или атаману, и дают плетей от двадцати (что считается легким наказанием) и до ста; сто и полтораста плетей дают за важные грехи, например, за супружескую неверность, причем женщине дается больше ударов, чем казаку.
За убийство, особенно за убийство казака, убийцу по приговору круга, закапывают по плечи в землю и так оставляют. Майносцы говорят, что этого теперь не делается, но говорят с таким уважением к этому обычаю, что я уверен в его существовании. «Давно, говорят они, у нас энтого не делалось, чтобы казак казака забил, так что энтое и не приводится теперь».
За богохульство и за святотатство круг не судит. Преступника убивают на месте чем попало.
За измену славному войску кубанскому пристреливают по приговору круга…»(И-Ж.В).
Однако, следует заметить, уже в конце 17-начале 18 века Войско Донское проявляет, как всякая централизованная власть, признаки построения жесткой вертикали и назначает атаманов городков «….. А прежнего атамана Семена Кульбаку велено ему(Харитону Абакумову) переменить, для того что он в том городке был год, да и для того что явились от него на Бахмуте многие обиды…. Да с ним же посланы Мишка Скоробогатка да Левка Быкадеров…».(ЦГАДА).
служба за пределами Дона –
При Молодях (1572) против Давлет-Гирея (ЦГДА1), Ермак, на Урале у Строгановых, Астрахань (ВДС), Смоленск (1633, Д.Д.1), отказ от службы у Иранского шаха (1640, Д.Д.2.), в Литовских походах Царя (1657, Д.Д.5) и т.п.;
Рыболовство
Сквозная линия по всем документам Д.Д.1-5.
Территория, городки и количество казаков Земли Войска Донского в 17 веке.
В 1614 г. во время смуты в грамоте от «царя и великого князя всея Руси, Михаила Федоровича» с требованием помощи в походе против Заруцкого и Маринки определяется признанная область расселения Войска Донского, «. атаманы и казаки, и все ваше Войско нижних и верхних юртов и запольных речек..»(1614, Д.Д.1). С верхними и нижними юртами понятно, речь идет о Доне, а что же это за запольные речки, откуда можно набрать существенное количество войсковых казаков? Полем на Руси называлась территория, располагавшаяся ниже лесной кромки, южнее Воронежа. Значит запольные речки это притоки Дона и их бассейны: Северский Донец, Хопер и Медведица. По берегам Северского Донца выше станицы Луганской имелись значительные лесные массивы, с отступом от берега в степь «. и 8 и 15 верст и измерения не проводились за дальностью. » (П.В.С.), не удивительно что именно здесь уже во времена (1571 г.) Ивана Грозного и Бориса Годунова имелись засеки и городки Айдаровский и Бахмутский. Засеки в лесных массивах издревле использовались славянами в военно-оборонительных целях, а в памяти донских казаков засеки сохранены в походных песнях – «…а кто первый до засеков добежит, тому крест Георгиевский надлежит…».
В документах Донских Дел посольского приказа именно Северский Донец, Хопер и Медведица с их притоками прямо определяются как запольные речки, опять таки со значительным для Войска количеством казаков:
— « …Хоперские казаки Пристанского городка атаман Евтифей Гаврилов с товариши …»( 1638, Д.Д.1.);
— « … из Черкасского городка во все казачьи городки и Запольные речки, чтобы Донские казаки ехали на Дон в Черкасский городок…»(1646, Д.Д.2);
— «… жили на запольной речке, на Медведице…»(1660, Д.Д.5.).
Определимся теперь с крайними топографическими ориентирами:
— по реке Хопер – Пристанской городок, упомянут в 1638г., он же крайний в описи Хоперских городков 1698 г.;
— по реке Медведице упомянут в 1698 г. Бурлуцкий. Ранее, кроме как Медведицкий, расположенный в устье, городки по Медведице не перечисляются, однако ясно указывается об их существовании «..в казачьем в нижнем городке у Медведицы..» (1638, Д.Д.1.);
Станицы казаков из окраинных русских городов не пускали ниже Святых гор, донцы активно защищали свои территории и громили непрошенных постояльцев:
— с юга территория верхних Донецких юртов подперта поймами Калмиуса, Миуса и Самбека, эта была территория кочевий Крамских татар (Д.Д.);
— территория от Мертвого Донца на юг до Кагальника была территорией постоянных боевых столкновений Донцов с Азовцами, Крымскими и Нагайскими татарами (Д.Д.);
— на верхнем Дону, в 1620 г. царским указом выделяются земли для Борщевского монастыря с затонами для рыбной ловли по речку Тихая сосна, да и в Богучаровском юрту откупные царские вотчины (1645, Д.Д.2.). Таким образом, казачий городок Мигулин уже в 17 веке определялся как последний чисто Войсковой. Некоторые возражения по поводу Богучара со стороны Донских казаков наблюдается только перед Булавинским восстанием (В.Д.С.), хотя с 1587г. на Дону ниже Богатого затона (современный Георгиу-Деж, он же Лиски) уже не располагались царских станиц с Головами из окраинных русских городов, да и в 1708 г. на Черной Калитве еще существует казачья станица: «… Тимошка Авчинников, танбовец, служил в баробанщиках. Сшол на Хопер в Тишанскую станицу тому 15 лет. А ис той станицы сошол на Чорную Калитву в Дехтеву станицу…»(ЦГАДА3)
Таким образом, Земля Войска Донского заселенная Донскими казаками в 17 веке лежит в пределах округов: Хоперского, Усть-Медведецкого,1-го и 2-го Донских округов, Черкасского без южной части, Верхнее Донского, и Донецкого с большим выступом расположенным выше Миуского округа вдоль Северского Донца от Луганской станицы до Святых гор.
Область Войска Донского приобрела свои границы указанные на сборке карты из атласа Шмидта в течении 18 и 19 веков:
Петр Первый, движимый своими императорскими идеями, один из всех царей русских, довел взаимоотношения с Донскими казаками до прямого военного столкновения – Булавинского востания.
Булавинское восстание – единственное в котором, Донцы столкнулись с Россией, защищая свои земли и образ жизни. Булавин полной и безусловной поддержки донских казаков не получил, его отряды разгромлены, группа казаков с атаманом Некрасовым ушла к туркам на Кубань. И ведь приняли турки донцов – врагов своих многолетних ( Вернулись их потомки назад в 20 веке, да только Войска уже не было – большевики управились).
Дополнительным доказательством злонамеренных действий Питера является его царское дозволение данное калмыкам Аюка–тайши, врагам донцов вторую половину 17 века, кочевать по Медведице, Хопру и Манычу, т.е. по Землям Донских Казаков. Заметьте, это событие произошло в 1696 г., задолго до Булавина (В.Д.С.), а в 1708 г. калмыки совместно с Долгоруким уничтожали казачьи городки.
Но, слава богу, а также Турции, Швеции и Санкт-Петербургу (Война с Турцией 1710-1713гг. проиграна, Войны со Швецией длятся 1700 – 1721гг., Санкт-Петербург Петр начинает строить в 1703г. и лишь перед его смертью город достаточно построен, чтобы стать столицей) Петр одумался. Урезав Донцам привилегии, лишив права избрания Войсковых атаманов, он позволяет казакам в 1717 г. вернуться на Хопер, но верхние юрты Северского Донца – в основном составляющие упомянутые ранее 10000 кв.км., потеряны Войском, а в последствие и Россией, до сих пор.
Казачьи городки – документальные данные.
Данные говорящие впрямую о сроках образования казачьих городков приведены ниже. Станицы и данные к ним сгруппированы по военным округам 1906 г. Это сделано для того чтобы Вам легче было ориентироваться по картам приведенным в очерке.
7. ТАГАНРОГСКИЙ ОКРУГ
Город Таганрог
Станица Новониколаевская, (1851,ГАРО)
Александровка, церковь Алексеевская 1811
Алексеевка (Усть-Крынской), церковь Богоотца Иоакима и Анны 1785
Казачий юрт что это
Смотреть что такое «ЮРТ» в других словарях:
юрт — юрт/ … Морфемно-орфографический словарь
Юрт — Юрт название городского округа и городка у донских казаков, в ханстве Крымском и в царстве Ордынском, а также в Чечне. Юрт в современной России может означать районное казачье объединение. Верхний Юрт село в Краснодарском крае.… … Википедия
ЮРТ — муж., татар. владенье, область, земля, государство. Астрахань Темира Кутлуев царев юрт, Казань Бараков царев юрт, Крым Тохтамышев царев юрт, ·стар. ·летописн. Бухарский, хивинский юрт, и поныне. Сбить кого с юрту, влад. с глузду, с толку. |… … Толковый словарь Даля
юрт — а; м. [тюрк. юрт] Нар. разг. Земельный надел станицы, хутора и т.п. в казачьих областях. * * * юрт (тюрк.), 1) семья или род, ведущие самостоятельное хозяйство; 2) владения рода; 3) совокупность владений отдельных татарских ханств. * * * ЮРТ ЮРТ… … Энциклопедический словарь
ЮРТ — 1) земельный участок, кочевое владение азиатских кочевников. 2) у казаков удельный надел, принадлежащий станице. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЮРТ кочевое владение, улус, станица, с принадлежащими … Словарь иностранных слов русского языка
юрт — владение, род, семья, поселение, надел Словарь русских синонимов. юрт сущ., кол во синонимов: 6 • владение (27) • … Словарь синонимов
юрт — юрт, а; мн. юрты, юртов (ист.) … Русское словесное ударение
ЮРТ — Дом, здание, жилище; родная земля, страна. Антрополексема. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен
Юрт — м. Земельный надел станицы, хутора и т.п. в казачьих областях. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
юрт — юрт, а и а (земельный надел) … Русский орфографический словарь