казачья вольница что это
Казачья вольница и Церковь: история взаимоотношений
Современная христианская пропаганда объявила казачество «оплотом Христовой веры». «Воины Христа» – казаки, пожалуй, многие и не ведают, как впрочем и основная масса обманутого Русского народа, о подлинном отношении казачества к Церкви на протяжении многих веков. Попробуем на основе исторической правды проанализировать, как все это было.
Корни Казачьего Рода весьма длинны и насчитывают не одну тысячу лет. Фальсификаторы Русской истории намеренно приучают нас к празднованию «тысячелетия России», хотя история нашей Отчизны насчитывает тысячи и тысячи лет, а прекрасные, богатые города русичей были известны всему ближнему и дальнему зарубежью задолго до крещения Руси, с коим и увязывают возникновение государственности, письменности, культуры, да и самой Руси эти циничные провокаторы или профаны от истории. История казачества также искусно перевирается, многие факты замалчиваются. Неруси, которые похабили и похабят поныне нашу историю, усиленно внедряют мысль о том, что казаки являются беглыми холопами (!), которые сходились на окраинах России в ватаги и занимались грабежом да разбоями.
Мы докажем обратное. Кубанские, донские, пензенские, терские казаки, живущие на огромной территории от Дона и Тамани до предгорий Кавказа – не пришлое, а коренное население этой земли. В этногенезе русского казачества изначально принимали участие скифские (протославянские) племена, частично в образовании этого субэтноса также принимали участие родственные арийские народности, в частности – аланы и даже тюркские белые народы – половцы, волжские болгары, берендеи, торки, черные клобуки, обрусевшие за многие века совместного проживания со славянами.
Тем более в стародавние времена, когда ни христианство, ни ислам не делили родственные народы на «богоизбранных», «правоверных», «православных». В казачьей среде была в норме веротерпимость, тем более, что все народы исповедовали свои Родные Отчие Природные культы (позже христиане на Древние Арийские культы навесят ярлык «поганое язычество»). Казаки не были исключением. Вместе с воинами Великого Святослава казаки участвовали в разгроме Хазарского каганата и разрушении христианских храмов и иудейских синагог. Арабские и персидские летописцы часто пишут о казаках и русах, которые совершали набеги на персидские владения и, описывая обычаи и нравы казачьего рода-племени, пишут о них как о солнцепоклонниках.
После крещения Руси на всех ее окраинах еще на протяжении столетий сохранялась приверженность Древней Пращуровой Вере – так вплоть до воцарения Алексея Романова, отца Петра Первого, жители Вятского края и Русского Севера придерживались Славянской Веры. Земли современного Донского и Кубанского казачества издревле входили в состав Тьмутараканского княжества, при этом князья-христиане не покушались на нравы и верования единокровного русского казачьего населения, отрезанного от основных Русских земель Диким Полем, населенным кочевыми тюркскими племенами, кстати, язычниками-тенгрианцами (небопоклонниками). Окраины Руси защищали богатыри, которых в русском народном эпосе именовали казаки: «. Славен молодой казак Илья Муромец. » Это уже позже его возвели в «христианские святые», а ведь Илья Муромец не был христианином и в Киеве даже церковные маковки булавой посшибал. А знаменитые славянские богатыри-пограничники Усыня, Добрыня и Горыня, жившие задолго до самого «крещения» Руси и коих народная традиция и считает первыми из известных родоначальников Русского казачества.
Именно в среде казачества прижилась своеобразная «ересь», как писали об этом попы: не только старообрядцы и сторонники Древнеправославной церкви находили приют в среде казачества. На казачьей земле усилился протест против официальной церкви в форме таких течений как «беспоповство» (!), где все таинства совершали сами миряне, без «посредников»-попов общаясь с Богом, «нетовское согласие», не признающее строительства церквей и корнями уходящее в родное Славяно-Русское язычество.
Но более всего следует остановить внимание на веру «дырников» – казаков, живших на Яике и в приалтайских степях. «Дырниками» казаков-тенгриан (небопоклонников) так прозвали потому, что они вырубали в крышах домов дыры, чтобы даже в ненастную погоду можно было молиться дома, но глядя на небо. Самое ценное свидетельство нам оставил дьякон Федор Иванов, живший во второй половине семнадцатого века: «. многие поселяне, живучи по селам своим, поклоняются Богу-Солнцу, где с ними не случится креста. » Другое свидетельство от 1860-го года, дело о Василии Желтовском, который был судим за то, что не ходил в православный храм, а крестился, глядя на небо и говорил: «Бог наш на небеси, а на земле Бога нет.»
Следует добавить, что крест был почитаем на Руси задолго до «крещения» (мы признаем крест, но не признаем Христа!) и это был крест равносторонний, рунический крест или как говорили попы: «поганский крыж» (языческий крест), а символ христиан – не крест, а распятие, орудие казни! И пленных славян хазары распинали на крестах, за что распятие у древних русичей было всегда символом смерти, казни и человеконенавистничества.
Прошло чуть больше полувека после восстания Ивана Болотникова, которого Церковь прокляла и предала анафеме за то, что он возглавил восстание народа и крушил ненавистные дворцы и храмы. (Кстати, народный вождь был предательски схвачен и казнен царскими холопами после жестоких истязаний. Последнее, что ему сказали палачи – было следующее: «В ад провалишься, богоотступник.»). Христианская Православная церковь раскололась на старообрядческую и новообрядческую, полыхали костры со сжигаемыми «именем Господним» еретиками. Народ с ненавистью глядел на господ и ждал народного заступника. И он пришел. И пришел оттуда, где веками жил и будет вечно жить вольнолюбивый Славянский Дух!
Автор: Лисснер Э. Персонажи: Болотников Иван Саввич Дата: 17 в.
Степан Разин родился в станице Зимовейской, на Дону. Отец его, Тимофей Разя, с детства наставлял сына: «Береги честь казацкую смолоду. Шапку перед сильным не гни, да друга в беде не брось.» Видел молодой казак, кому и как живется на Руси и близки ему были многотысячелетние славянские народные устои и не зря любил он говаривать: «Я за такую Русь: нет ни бедных, ни богатых. Равен один одному!».
Один из исследователей жизнедеятельности атамана Разина заметил: «Как известно казаки не отличались набожностью. » Эти слова сопровождали описание одного из первых появлений молодого казачьего вождя на исторической арене: казачья вольница Разина без боя взяла Яицкий городок. Не сумев небольшим отрядом взять городок, Разин и товарищи раздели два десятка монахов-богомольцев, не смотря на все их мольбы, и в монашеских рясах проникли в город. В 1670 году Степан Разин поднимает восстание. В его войско идут не только казаки, но и беглые холопы, крестьяне, горнорабочие, башкиры, татары, мордва, прочий обездоленный люд. И запылали на значительной части Российского государства боярские усадьбы и церкви. Разин рассылает по всем окрестным территориям свои «прелестные письма», где дарует народу «прежние вольности» и обещает равенство и справедливость.
С первых же месяцев восстания Церковь становится на сторону правящего класса и призывает к расправе над «богохульником и вором» Стенькой Разиным.
Степан Разин
(318 х 600). 1906 Василий Суриков
(частично переписана
в 1910)
. Штурм Астрахани. С городских стен ежедневно митрополит Иосиф клянет восставших «ворами и нечестивцами, богомерзкое дело учинившими». После того как разинцы ворвались в крепость, митрополит уводит оставшихся солдат в один из храмов, превращенных в крепость, и говорит воеводе Прозоровскому: «Во святое место они не сунутся». Разинцы ворвались и разгромили храм, а воеводу скинули с колокольни. Установив в городе свой порядок, Разин велел дьячку из Приказной палаты принести все свитки и сжечь, а народу было объявлено: «Всем вам воля, народ астраханский. Стойте за волю, за великое наше дело!» Оплотом сопротивления Разину в Астрахани становится митрополит Иосиф, тайно-рассылавший письма с информацией о восставших, а в городе сеял смуту и слал хулу на Разина и весь (!) народ Астрахани, поддержавший атамана и его товарищей. В летописи современника тех событий П. Золотарева «Сказание о граде Астрахани и страдании митрополита астраханского Иосифа» говорилось, что «Иосиф, митрополит астраханский грозил карами небесными, гневом господним, проклятием архангелов. «.
Противостояние Иосифа и его козни против восставших продолжались и во время последующего занятия города сподвижником Разина Василием Усом. Ус первым из соратников Разина ввел в занимаемом им городе гражданский брак (!). Хотя церкви и не были закрыты, браки он скреплял на бумаге городской печатью, символами которой были меч и корона. Недовольство церковников усиливалось, и митрополит вновь начал вести активную подрывную деятельность. Казаки видели это и требовали от атамана Уса казнить подлого митрополита. Чашу терпения переполнило известие, что митрополит составляет списки казаков и горожан, ставших на сторону Разина для последующей передачи списков правительственным войскам. Иосиф выступил перед казаками с речью, где он назвал их «еретиками и богоотступниками» и грозил смертью, если те не сдадутся на милость войскам царя. Казаки собрали круг и вынесли решение: «Вся смута и беда чинятся от митрополита». Вынесли обвинение митрополиту во лжи и измене, после чего казнили его. В этот же день по всему городу прошли погромы домов богатеев и духовенства.
В исторических хрониках сохранились и другие доподлинные слова атамана: «. В церковь не ходите, а свадьбы вкруг березы водите, как велят старинные обычаи. «.
У одного из соратников Разина родилась дочь. Обратился казак к своему атаману, что за имя дочери взять. Разин сказал: «Воля, Волюшка». Казаки засомневались, что нет в святцах такого имени, на это им атаман задорно ответил: «Ну и что? Мы это имя впишем!». Отношение казаков к «долгогривым» лицемерам и к подлинной Древней Вере (которая в их мировосприятии представляла собой переплетение Славянской Веры с православным христианством) прослеживается и в других моментах: когда Разин велел двум молодым казакам обучиться грамоте у попа-расстриги, те взроптали: «Зачем зазря мучить? Что мы поповского роду-племени?».
При войске Разина была бабка-ворожея, которая одним словом могла вдохновить на ратный подвиг струсившего бойца или малодушного человека. При штурме Симбирска юный ратник просидел весь день в кустах, приговаривая: «Матерь божья, царица небесная. «. Не помогла матерь божья, так весь бой и пропустил. Но стоило бабке-ведунье слово заветное сказать и в героях потом ходил парень: первым на крепостные стены влез. Быть может это легенда, народный вымысел, который всегда окружает фигуры такого масштаба, как Разин. Но стоит напомнить, что сами соратники Разина считали его чародеем. В казачьих преданиях чародейство (колдовство, волшебство) – неотъемлемый дар, отличающий Разина от других народных героев: «Пугачев с Ермаком были великие воители, а Стенька Разин и воитель был великий, и волшебник, так, пожалуй, и больше чем воитель. «. Народная молва долго еще после смерти Разина рассуждала о его чудесном спасении, о его служении народу уже в ватаге Ермака. Да Разин и действительно всегда остался живым – в сердце народном.
Считалась чародейкой и одна из его храбрейших сподвижниц – старица Алена, воевода арзамасских крестьян, русская Жанна Д’Арк. Эта мужественная русская женщина, простая крестьянка возглавила борьбу простого люда за волю и справедливость. В ее детстве односельчане вилами прогнали со своих угодий жадных монахов, пытавшихся захватить общинную землю. Не понаслышке знала она о лицемерии и мерзости монастырских нравов. Алена была ворожеей-зелейницей, т. е. травницей: она врачевала травами и заговорами, а попы обычно объявляли таких людей «ведьмами» (хотя «ведьма» ранее означала – «ведающая», «знающая» женщина). В своих «прелестных письмах» Алена призывала не верить попам, которые вещали, что крепостное право «одобрено Священным писанием и угодно богу». Когда боярские войска взяли в плен Алену, они объявили ее колдуньей и после лютых мучений казнили столь любимой христианской инквизицией казнью: заживо сожгли на костре (вспомните Жанну Д’Арк!).
В унисон с церковными воззваниями, в царских грамотах, также везде подчеркивалось не только «разбойное» начало восставших людей, но и «богоотступничество»: «В прошлом во году изменники воры донские казаки Стенька да Фролко Разины с товарыщи своими, забыв христианскую веру, великому государю изменили. «. Царские грамоты с первых же дней восстания объявили его в вероотступничестве и среди одного из аргументов значилось, что он вводил гражданские браки вместо церковного обряда и водил новобрачных «вокруг древа» – вербы или березы. В официальных документах, писанных тяжелым, бюрократическим языком, зачастую непонятным для тех, к кому он был адресован (в отличие от «прелестных грамот» восставших, писанных простым, ярким, понятным языком), Разин объявлялся как «угодник дьяволов» и «заводчик всякого зла». И после, когда Разин был предательски схвачен, жестоко истязаем, его приговорили к самой лютой казни: «Казнить злою смертью: четвертовать». Еще при жизни Разин был предан анафеме и отлучен от церкви. Его и велено было схоронить на мусульманском (Татарском) кладбище.
Атаман Стенька Разин перед казнью
Еще с 1761 года патриарх Всея Руси Иосиф велел проклинать «вора Стеньку» с амвонов церквей, но это вызвало у народа обратную реакцию. В народе Стенька был более любим и почитаем, нежели патриарх Иосиф.
Александр Сергеевич Пушкин живо интересовался подробностями разинского бунта, называя атамана «. единственным поэтическим лицом Русской истории».
Его стихотворный цикл «Песни о Стеньке Разине» лично рецензировал Николай I. Через Бенкендорфа он передал Пушкину: «При всем поэтическом своем достоинстве, по содержанию своему неприличны к печатанию. Сверх того, церковь проклинает Разина, как равно и Пугачева». Позже Пушкин дал обоим вождям оценку, что высший показатель исторической правды народная любовь к Разину и Пугачеву, которые стали главными героями национального эпоса.
Пишет Пушкин рассказ о казачке Разиной и по собственному его свидетельству весь рассказ этот пронизан мотивами народной поэзии, восходящей к далеким временам древнего славянского эпоса и язычества.
Великий казачий атаман привлекал внимание многих русских поэтов, художников и писателей. Прекрасное произведение «Стенька Разин» оставил поэт Кольцов. В революционном стихотворении Огарева «Гой, ребята, люди русские» были такие строки:
«. И очистим мы землю Русскую
От всех ворогов, да бездельников,
Что наш хлеб едят да нам зло творят:
От попов, купцов, да чиновников. «.
Знаменитой стала песня Навроцкого «Утес». Советский классик Шукшин писал в своем произведении «Я пришел дать вам волю»: «. память народа – разборчива и безошибочна. Сколь ненавистны Разину страх и рабство – столь же изначально они прокляты народом. С Господином Народом не поспоришь. «. Взойдя на эшафот, Разин не просил пощады и под гундосые завывания дьячка, читающего приговор «вору и богохульнику», думал о народной воле. Для народа Разин стал бессмертен! Долго еще боярам да попам мерещились пожары разинского восстания.
Любопытен тот факт, что и в пугачевский бунт казачество по отношению к Церкви и попам вело ту же политику. В воспоминаниях очевидцев говорилось, что сам «Пугачев в церковь не хаживал, а гулял с песенниками по улицам, особо любя бодрящую дух припевку:
«Ходи прямо, гляди браво,
Говори, что вольны мы. »
(Ю. Сальников, «. И вольностью жалую!»)
Очевидцы штурма Пугачевым Казани вспоминали, как казаками громились и поджигались купеческие лавки, монастыри и церкви. Напуганное духовенство встречало «Петра III», за кого выдавал себя Пугачев, хлебом-солью и «целовало крест на верность царю Петру».
Так же при жизни Пугачев и его соратники были преданы Церковью анафеме и отлучены от лона ее. Пугачев же объяснял свое отношение к Церкви просто: «. храмы божьи разрушал, алтари святые, жертвенники поругал не ради грабительства, а поелику жизнь вольную мечтал сотворить всему люду забитому!».
И так же, после жестокой казни, Пугачев остался жить в сердцах Русских людей, в народном фольклоре.
Из всех перечисленных выше фактов прекрасно видно подлинное отношение казачества к попам и Церкви, тогда как к Истинной Вере, к Правде (а ведь казаки понимали «Православие» как «славить Правь, Правду», а за Правду не жаль было и живот сложить!) – было особое отношение.
И ведь не зря казаки-бродники во главе с атаманом Плоскиней перешли на сторону Орды, обвинив князей русских в измене отцовской Славянской Вере, тогда как ордынцы придерживались Древних культов – понятных и родных казакам.
Ныне же, те казаки, в коих проснулся Священный Голос Предков, как и встарь, славят Родных Богов и Светлое Солнце взмахом длани. Молодой талантливый славянский художник из Родовых казаков Владимир Грибов сказал образно и точно: «Славянские Боги родились на Небе, а не в хлеву».
Казачья вольница: опыт самоуправляющихся общин. История выборов
В материале, посвященном истории выборов в России, отдельное внимание мы уделим экспериментам, альтернативным основному пути государственного развития. Изучение этого опыта спустя годы и века позволяет обновлять и совершенствовать правовые институты, а также инструменты, поддерживающие их адаптацию к актуальным задачам. О том, как электоральная политика казаков совместила в себе базовые принципы древней эпохи «военной демократии» и заложила фундамент идеологии анархизма, одной из наиболее дискутируемых правовых теорий, рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
Казачество России — особая этносоциальная общность. Если рассматривать историю казачества, то сразу нужно оговориться, что появилось оно, строго говоря, не собственно на территории русского государства. Именно потому оно долгое время и не входило в государственную систему с ее законами и порядками, а имело свои формы организации и свое право.
Примечательно, что когда казачество попало в поле зрения Московского княжества, то все сношения с ним велись через Посольский приказ царя — как с любым иностранным государством. Соответственно и отношения между сторонами строились на договорной основе, а казачьи образования оставались полностью независимыми от Москвы.
Согласно господствующей версии образования российского казачества оно сложилось главным образом из беглых крестьян русских княжеств центральной России. Бегство крестьян из обжитых районов объяснялось становлением на этих землях феодализма.
Ранее свободные крестьяне попадали в феодальную зависимость от крупных землевладельцев. Это вступало в противоречие с прежними многовековыми представлениями сельского населения о своих правах и свободах, не соответствовало их правосознанию и вызывало протест. Одной из форм протеста и было бегство крестьян из селений, попавших во владения феодалов.
Но возникал вопрос: а куда бежать крестьянину? Феодализм как метастазы расползался по всей русской территории, и островков свободной земли становилось все меньше. Оставалось уходить еще дальше, за пределы границ русских княжеств.
Своеобразие русской истории раннефеодального периода состояло и в том, что для беглецов образовалось место для бегства и поселения. Одним из последствий монгольского нашествия явилось то, что русское население массово уходило из степных южных районов, которые чаще других подвергались разорительным набегам кочевников.
Собственно и ранее эти земли были непопулярными у русских: беспокойные соседи, сменявшие друг друга — хазары, половцы, печенеги — не давали спокойно хозяйствовать здесь. Позднее, с образованием в 1441 году Крымского ханства, ситуация в этом смысле даже ухудшилась.
Таким образом, между самыми южными русскими селениями и Крымским ханством образовалась довольно широкая «нейтральная полоса». Вот на эти пустующие свободные земли, которые так и называлась «Диким полем» и уходили те из крестьян, кому дороже всего была воля.
Считается, что таким образом происходила определенная селекция: на Дон, на Днепр, на Яик и Волгу отваживались уходить наиболее свободолюбивые крестьяне, не желавшие попадать в рабское положение. Отсюда и сложились мифы и легенды об особой породе людей — гордых и вольных казаках.
Такие люди, якобы, разительно отличались от большинства угнетаемых крестьян тем, что предпочли рисковать жизнью, поселяясь невдалеке от агрессивных кочевников, чем оказаться в крепостничестве. Впервые в русских летописях слово «казак» встречается уже в 1444 году.
Крестьяне уходили от феодального гнета и от государства, принуждавшего их нести феодальные повинности. Но тем самым, уходя из правового поля русского государства, беглецы лишались опеки и защиты со стороны этого государства. Попав в зону повышенного риска, крестьяне вынуждены были отныне сами заботиться о своей обороне. Они получали искомую свободу и волю, но за это приобретали те обязанности, которые обычно возлагались на государство.
Таким образом, для защиты от кочевников новоселы вынуждены были как-то сорганизоваться. А так как главной целью кооперации была оборона, то их объединения сразу приобрели вид военной организации. Отсюда и берет начало вся специфика казачества: они и производители сельскохозяйственных продуктов, но они же и воины. И можно спорить, что тут первично и определяюще.
Оказавшись вне государства, беглые крестьяне фактически вернулись к тем старым временам, когда этого института вообще ещё не существовало. Они попали снова в древнюю эпоху «военной демократии», когда все воины на народном собрании избирали своего вожака.
У казаков первоначально не было никакого государственного аппарата, кроме выборного главы — атамана. Это очень напоминает доисторического вождя рода или племени, когда царила власть авторитета, а не авторитет власти. Стихийно, как в дописьменную эру, здесь начинает складываться и устное обычное право, регулирующее жизнь в казачьей общине.
Атаман свободно выбирался всеми взрослыми мужчинами поселения. Кандидатура делегировалась из самых мудрых и опытных членов группы. Поэтому подчинялись ему не столько из страха наказания, сколько потому, что полностью доверяли: «атаман плохого не присоветует». Он скорее выступал в роли координатора действий свободных людей, чем в роли начальника. Кстати, высоко котировалась грамотность, образованность претендента на пост атамана.
Атаман управлял жизнью хутора или станицы. Позднее, с объединением казаков в сложные территориальные организации, каждая из которых стала называться «войском», избирали и атамана всего войска.
Эти республиканские демократические порядки последовательно распространялись на всё: отправляясь в поход, на охоту, на рыбалку казаки также избирали себе временного лидера — тоже атамана.
Как происходила деятельность народного собрания — казачьего Круга? По сложившейся традиции атаман в воскресенье или праздник, выйдя на крыльцо церкви, приглашал казаков на сбор. Есаулы обходили улицы станицы с насекой в руках и делали на каждом перекрестке «закличку».
В голосовании имели право принимать участие все взрослые казаки, кроме «порочных» и «пенных» (оштрафованных за проступки). Несовершеннолетние казаки тоже могли находиться на Круге, но только под присмотром отца или крестного.
В центр собрания выносились хоругвь или иконы, поэтому казаки стояли без головного убора. Когда старый атаман «слагал полномочия», он, положивши свою насеку, спрашивал атаманов-молодцов, кто будет делать доклад. Мы бы это сейчас назвали избранием председателя собрания, который должен организовать его успешное проведение.
Право доклада принадлежало не каждому и сам атаман без согласия избранных судей не мог делать доклада. И поговорка была соответствующая: «атаман не волен и в докладе».
Назначенный докладчик предлагал сбору выбрать нового лидера. Кандидаты ещё до Круга проводили своеобразную предвыборную кампанию, угощая всех желающих в кабаке или в доме своего ближайшего друга. Поэтому на самом Круге образовывались разные «партии», поддерживающие кого-либо из кандидатов. Их представители выступали, спорили и агитировали за своего претендента. Сами выборы проходили по принципу «чье имя чаще выкрикивается».
Провозглашенный принимал из рук докладчика атаманскую насеку, которая представляла собой посох с металлическим набалдашником, а почетные казаки прикрывали насеку своими шапками в знак поздравления и почтения.
Бывали случаи, что позднее казаки разочаровывались в своих избранниках. В оправдание своей ошибки голосующие обыкновенно приводили то обстоятельство, что этот человек ранее «не выказывал наружу своего нрава».
Атамана избирали на год или на три, т.е. «на терем». На это время приказы атамана были беспрекословны. Особенно авторитет атамана проявлялся в военных походах, где правильное решение вожака спасало казаков от неминуемой смерти. Поэтому казаки подчинялись своему атаману: «куда ты глазом кинешь, туда мы кинем головы свои».
Но власть атамана не была безграничной, за ошибки или оплошности он нес ответственность. На Круге его могли подвергнуть суду и даже всыпать розог. «За дело били, за правду», — говорили казаки-старики о нерадивых атаманах.
Казаки, таким образом, явили миру интереснейший пример создания самоуправления, которое включает в себя самоорганизацию, саморегуляцию и самодеятельность.
На этот опыт ссылались анархисты и другие партии, предлагавшие строить общество без государства как коммуну самоуправляющихся общин. Они считали, что российское казачество доказало жизнеспособность таких демократических образований и потому подобные теории не являются утопией.
К сожалению, этот замечательный исторический эксперимент не был доведен до конца, и потому эти утверждения продолжают оставаться дискуссионными.
Совсем не просто складывались отношения казаков и российского государства. Выступая в союзе с Россией в разных войнах, казаки показали себя блестящими воинами. Их называли лучшей легкой конницей в мире. Не раз они выручали русские регулярные войска, попавшие в тяжелое положение.
Но с другой стороны именно казаки были предводителями и главной силой всех крупных антифеодальных восстаний и крестьянских войн. Отсюда и складывалось неоднозначное отношение государства к казакам. Старинная казачья поговорка хорошо иллюстрирует эту противоречивую ситуацию: «Как война — так братцы, как мир – так сукины дети».
Российское государство в дальнейшем очень постепенно, но все же интегрировало в свое правовое поле территории казачьих войск, оставив им, однако, многое из тех прав и свобод, которые сами казаки отвоевали себе исторически. Казачье самоуправление в основном сохранилось вплоть до 1917 года.