казахи и турки что общего
Казахи и турки. Есть ли генетическое родство?
У турков можно выделить три разных тюркских сегмента: сельджукский, османский и крымско-ногайский.
Сельджуки были одним из огузских племён. Впервые огузы фиксируются в районе Семиречья в Казахстане. Проиграв войну карлукам, они вынуждены были уйти в район Кызыл-Ординской области, откуда они двинулись на завоевания. В XI веке они образовали единый Сельджукский султанат на территории современной Турции.
Османы. Дед Османа Сулейман-ш ах был одним из вождей племени кай (кайы), воевал с монголами. Как известно, данный род (кай) был династийным родом кыпчакских ханов. Правитель Отрара Иналчук Каир-хан происходил из данного племени. Скорее всего, османы являются потомками боковой ветви кыпчакских ханов (по другой версии османы потомки огузского рода кайы). По всей видимости, Сулейман-шах был одним из лидеров «хорезмийцев», остатков армии Хорезмшаха (тюрков (кыпчаки, огузы, канглы, карлуки и т.д.) из Средней Азии), которая была вытеснена на Ближний восток монгольской армией. Часть «хорезмийцев» оказалась в Малой Азии, где основала ряд бейликов. К ним относился и бейлик Османа.
Последним глобальным генетическим вливанием тюркских народов в состав современных турков стало переселение крымских татар и ногайцев в XVIII-XIX веках в Турцию. Здесь стоит отметить, что ногайцы наряду с каракалпаками наиболее близкий к казахам народ. Вливание ногайцев в состав турков «приблизило» генетически казахов и турков. Часть крымских татар (степняки) имеет также ногайское происхождение, которое роднит их с казахами. А доминировавшие среди крымских татар, аргыны и кыпчаки также встречаются у казахов.
***
Итог: генетические связи между казахами и турками есть. Они по большей части сформировались из-за трёх перечисленных волн тюркских миграций. В турецком генофонде наряду с тюркским вкладом, есть большой компонент, идущий от автохтонов Малой Азии, а также от тех людей (западноевропейцы, славяне, греки, курды, арабы и др.), кто интегрировался в турецкое общество в средневековье и в новое время.
Публикация Adil Bilyal в группе Фейсбук «Свободные тюрки / Azat türkler / Free turks»:
Что происходит в Казахстане и мире? Объясняем на нашем YouTube-канале и в наших сообществах на Facebook. Подпишись, чтобы узнавать обо всём самым первым!
Что общего в казахско-турецких семьях: традиции, язык, свадьбы
Бакыт Тюфекчиоглу, Жарминский район, станция Суукбулак, менеджер
Казахская свадьба проходит масштабно — богатый стол, тамада, танцоры, шоумены. В Турции на многих свадьбах подают только торты с напитками. Как такового тамады нет, присутствует диджей, который ответственен за музыку.
В пригласительных билетах часто указывают, будет ли на свадьбе ужин или нет. В зависимости от этого гости дарят подарки, зачастую это деньги или золото.
О том, чем отличаются казахи и турки: еда, язык и ценности
— оба языка принадлежат к тюркской языковой группе, поэтому грамматическое и лексическое построение предложений похоже
— и казахи, и турки любят застолья. Оба народа уважают богатый и красиво накрытый стол с большим выбором блюд, множеством гостей и родственников.
Синан и Кристина Налбантоглу
Синан. Я не хотел турецкую свадьбу, потому что родился не в Турции. Мои понятия о жизни, мой менталитет более близок к местному населению.
Кристина. Наша свадьба прошла в Астане. На свадьбу приехали не все родственники Синана, только две тети и мама. Моя семья пригласила всех домой, и мой дядя сделал бешбармак из гуся. Это блюдо понравилось его маме и тетям. На свадьбе было около 70 человек. Часть гостей была турецкая, а часть русская, поэтому наш организатор свадьбы задался вопросом, как соединить две культуры. Начало было стандартное: представление, поздравления, говорили родители, потом дали слово нам. После этого прошли конкурсы и игры. Потом по турецкой традиции родственники мужа надевали на меня золото: браслеты, кулоны.
У нас была турецко-казахская свадьба, на которую пришло около 100 гостей, половина из которых были иностранные граждане. Наш свидетель, или дружок, приехал из Турции.
Во время свадьбы мы проводили игры, где казахи выступали против иностранцев, и всем было весело и интересно. Мы пригласили тамаду, который разговаривал на четырех языках.
Яшар Унвер, родной город — Стамбул, бухгалтер
Мы с отцом поехали к родителям Гульхан, чтобы сделать ей предложение. В Турции тоже есть такой обычай, но мы надеваем друг другу кольца, а в Казахстане невесте надевают серьги. Родным и близким со стороны невесты делают подарки.
Мы определили дату свадьбы, начали подготовку. К свадьбе готовили подарки под названием «той бастар» — это хороший обычай.
Селахаттин Атасевен, родной город — Стамбул, Турция, бизнесмен
Мы с будущей супругой познакомились в университете в Кызылорде. Четыре года учились в одном корпусе. Поженились через год после окончания университета. Мы провели сватовство по казахским традициям: пришли в дом невесты, надели на нее сережки, а после провели узату той. Потом мы поехали в Турцию и провели там свадьбу.
Я и моя семья не воспринимаем мою невесту как представителя другой нации, поэтому не было вопросов, как все будет.
Казахи и турки что общего
Казахи и турки. Есть ли генетическое родство?
Сельджуки были одним из огузских племён. Впервые огузы фиксируются в районе Семиречья в Казахстане. Проиграв войну карлукам, они вынуждены были уйти в район Кызыл-Ординской области, откуда они двинулись на завоевания. В XI веке они образовали единый Сельджукский султанат на территории современной Турции.
У турков можно выделить три разных тюркских сегмента: сельджукский, османский и крымско-ногайский.
Сельджуки были одним из огузских племён. Впервые огузы фиксируются в районе Семиречья в Казахстане. Проиграв войну карлукам, они вынуждены были уйти в район Кызыл-Ординской области, откуда они двинулись на завоевания. В XI веке они образовали единый Сельджукский султанат на территории современной Турции.
Османы. Дед Османа Сулейман-шах был одним из вождей племени кай (кайы), воевал с монголами. Как известно, данный род (кай) был династийным родом кыпчакских ханов. Правитель Отрара Иналчук Каир-хан происходил из данного племени. Скорее всего, османы являются потомками боковой ветви кыпчакских ханов (по другой версии османы потомки огузского рода кайы). По всей видимости, Сулейман-шах был одним из лидеров «хорезмийцев», остатков армии Хорезмшаха (тюрков (кыпчаки, огузы, канглы, карлуки и т.д.) из Средней Азии), которая была вытеснена на Ближний восток монгольской армией. Часть «хорезмийцев» оказалась в Малой Азии, где основала ряд бейликов. К ним относился и бейлик Османа.
Последним глобальным генетическим вливанием тюркских народов в состав современных турков стало переселение крымских татар и ногайцев в XVIII-XIX веках в Турцию. Здесь стоит отметить, что ногайцы наряду с каракалпаками наиболее близкий к казахам народ. Вливание ногайцев в состав турков «приблизило» генетически казахов и турков. Часть крымских татар (степняки) имеет также ногайское происхождение, которое роднит их с казахами. А доминировавшие среди крымских татар, аргыны и кыпчаки также встречаются у казахов.
***
Итог: генетические связи между казахами и турками есть. Они по большей части сформировались из-за трёх перечисленных волн тюркских миграций. В турецком генофонде наряду с тюркским вкладом, есть большой компонент, идущий от автохтонов Малой Азии, а также от тех людей (западноевропейцы, славяне, греки, курды, арабы и др.), кто интегрировался в турецкое общество в средневековье и в новое время.
Что в действительности есть общего у казахов и турок, кроме их тюркских языков?
В ней говорится так: «Я много раз испытывал гордость за культуру моего народа. Но я как ученый должен передать эти знания и культуру молодому поколению, чтобы оно не попало под влияние чужой культуры или антикультуры. Поэтому я хотел узнать: кто мы такие – современные турки, откуда пришли и куда мы идем?
И я, как истинный патриот, решил поехать на родину моих предков – в Среднюю Азию и в Алтайский край, в Россию, чтоб увидеть, откуда в 12 веке пришли мои предки – сельджуки, огузы и туркмены – в Анатолию. Я хотел познакомиться с корнями турецкого народа, с историей его культуры, быта, с традициями, языком, семейными взаимоотношениями и т.д. Хотел навести мосты между турками Турции и тюрко-язычными народами, и сосредоточить их взгляд на наши общие корни. Мне в то время казалось, что мы две части одного народа и должны иметь много общего. Наши братья, проживающие в Средней Азии и Алтае, жили монотонно на своих землях. Конечно, в советский период они в течение 70-80 лет подвергались культурной экспансии и несли потери.
Но, другое дело 800 лет, когда мы, турецкие турки, были биологически оторваны от нашего родного биологического поля. Мы веками жили в новом цивилизационном поле, и чужая культура оказывала сильное влияние на наше культурное развитие. Оседлость – вот главное влияние аборигенов на сельджуков.
Этнографы знают: для того, чтобы изучить и познать самобытность любого народа, нужно ходить по глухим деревням, где люди не подвергались влияниям времени – урбанизации, вестернизации, глобализации и т.д. К счастью для этнографа, такие места сохранились в Средней Азии. Конечно, не совсем в чистом виде, но все равно сохранилось достаточно много информации, которая дает нам представление о быте, традициях, нравах и т. п. турко-язычных народов с научной точки зрения. Я был поражен, насколько мы – турки Анатолии – не похожи на них ни внешне, ни в быту, ни по поведению. Нет ничего общего, что могло бы нас характеризовать как народы, имеющие единое расовое родство.
После изучения всей информации и богатого материала, я пришел к выводу: жители, проживающие в Средней Азии и Алтае, принадлежащие к тюркской группе, антропологически являются монголоидами, а мы, жители Анатолии, принадлежащие к тюркской группе – европеоидами».
Вот уже в течение трех десятилетий у нас в Казахстане – определенно с подачи извне — принято с подчеркнутой гордостью заявлять о том, что казахов и турок связывает кровно-этническое родство. Идея пришла оттуда, из Турции. И она тут оказалась благодарным образом подхвачена и при каждом удобном случае в бездумно-дежурном порядке повторяется представителями казахстанского истеблишмента и деятелями казахской культуры. Подобная ответная реакция вполне объяснима. Традиционному казахскому сознанию издавна свойственна тяга к поиску родственников. Так что нет ничего удивительного в том, что все эти разговоры о родстве казахов и турок вызывают экзальтацию. Но под ними в действительности нет никакой реальной почвы. Казахская историческая память в виде народного фольклора (эпических сказаний, сказок и т.д.) не выделяет как-то тюркское происхождение казахов и не дает никакой установки на тюркскую солидарность. Так что утверждать, будто испытание близости к таким народам, как турки и азербайджанцы, имело в Казахстане сколько-нибудь продолжительную историю, не приходится. Что же касается проверенных родственных чувств, их казахи питают к кыргызам и каракалпакам. А еще у казахов общие с астраханскими и дагестанскими ногайцами культура и фольклор. Что же касается таких европеоидных тюркских народов, как кумыки, карачаевцы, балкары и гагаузы, казахская историческая память практически никаких сведений о них не содержит.
То есть получается, что казахи в прошлом тесно контактировали и имели родственные связи, измеряемые понятием «қыз алысып-қыз берiсу» («вводить их дочерей в свои семьи в качестве невесток и выдавать своих дочерей их сыновьям замуж») главным образом с монголоидными кочевыми тюркскими мусульманскими, а порой даже с нетюркскими и не мусульманскими народами. И главным критерием налаживания таких отношений служили, по всей видимости, не языковая и религиозная общность, а сходство традиций и образа жизни и расовая близость. Такой фактор, судя по всему, остается действенным поныне. Этот вывод подтверждается тем, что с казахами куда тесней, чем живущие в Казахстане турки или азербайджанцы (и вообще все кавказского происхождения казахстанцы), породнились корейцы. В их среде доля браков, заключаемых с казахами и казашками, измеряется десятками процентов. А в среде турок и азербайджанцев – десятыми и даже сотыми долями одного процента. А в соседней России в первую тройку чаще всего вступающих с тамошними казахами и казашками в брачный союз народов входят: ногайцы (тюркоязычные мусульмане), калмыки (не тюркоязычные ламаисты) и алтайцы (тюркоязычные не мусульмане).
Получается, что расовая идентичность или близость — это главнейший критерий, по которому определяется налаживание родственных взаимных связей (в казахском понимании) между разными народами.
© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.
Являются ли турки родственным казахам народом?!
После целого ряда масштабных конфликтов между казахстанскими рабочими и их работающими у нас в стране турецкими коллегами как бы освященный общностью происхождения ореол дружбы между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой слегка потускнел. В связи с последним чрезвычайным происшествием, имевшим место на Тенгизе, посол Турции в нашей стране Танер Себен высказался публично в том смысле, что, мол, ответственность должна лежать на казахстанской стороне.
Еще более жесткую оценку этому событию дали турецкие средства массовой информации. Особо здесь следует отметить телеканалы этой страны. Они показывали репортажи о прибытии из Казахстана после рассматриваемого события избитых и израненных турецких рабочих. Внизу была дана подпись “Kazakistanda saldiri”, что можно перевести как “Наступление (агрессия) в Казахстане”. Турецкие телезрители, ясное дело, практически никакого представления о контексте такого рода конфликтов в Атырауской области Казахстана не имеют. Но при этом они в последнее время уже часто слышат о том, что называется “Atirav\’daki olaylar” (события в Атырау) или “Kazakistandaki olaylar” (события в Казахстане). И когда им после очередного такого конфликта показывают толпы их земляков с различными ранениями, у них, надо полагать, не возникает вопроса о том, кто же в данном случае “saldiriсilar”, то бишь — “агрессоры”. То есть пока турецкий посол в РК Танер Себен здесь говорит: “Официальные органы и СМИ не должны легкомысленно относиться к этому ЧП” (“Информбюро” — 31 канал, 26 октября 2006г. — zonakz.net, 27 октября 2006 г.), там у него на родине его отечественные телеканалы лепят из казахских участников рассматриваемого конфликтного события образ агрессоров.
В казахском же общественном сознании превалирует мнение, что-де сами турки в данном случае так же, как и прежде не раз бывало, спровоцировали конфликт.
Одним словом, каждая из сторон сочувствует своим. И в этих условиях у простых людей возникают серьезные сомнения относительно обоснованности без конца как заклинание повторяемых слов об историческом родстве и культурной близости казахов и турков. Ведь, действительно, родство родством и близость близостью, а масштабные конфликты у представителей местного населения в Казахстане вновь и вновь возникают именно с гражданами Турции, а не с пришельцами из других стран. Почему так получается? Попробуем же поискать ответ на такой вопрос.
Вот уже полтора десятилетия у нас в Казахстане принято подчеркивать, что турок и казахов связывает этническое родство. Но что это такое конкретно?
В турецких школах дети учат, что их далекие предки жили в степях Центральной Азии (то есть, где-то в Казахстане) и были кочевниками. Это очень трогательно. Но убедительно ли? Во французской Новой Каледонии на Тихом океане крайне смуглые и курчавые дети канаков учат по учебнику истории, что их предки галлы были светловолосые и синеглазые люди. А в Соединенных Штатах Америки людей европейской расы официально называют “кавказоидами”. То есть, по науке, кавказец – это образцовый европеоид или, проще говоря, европеец. Турки в основной своей массе являются людьми кавказского типа. Казахи же – преимущественно монголоидным народом.
То, что и у тех, и у этих язык тюркский, не обусловлено императивным образом их кровным родством. Вся Западная Африка говорит между собой по-французски, вся Восточная Африка – по-английски. Но никому не приходит в голову называть тамошнее население французами и англичанами. Тюркский язык тоже в свое время получил широчайшее распространение. И теперь по-тюркски говорят самые разные нации и народности, зачастую имеющие мало общего друг с другом. К примеру, те же казахи и турки. Языки у них и вправду во многом общие. А вот во всем остальном – огромная разница. У турков в этом смысле много общего с балканскими и закавказскими народами, у казахов – с монголами и калмыками.
Но, тем не менее, широко распространено представление о том, что эти два народа являются близкородственными братскими народами. Особенно – в Турции.
Ну и что из этого? А то, что история народа – это зачастую национальный миф. И этот миф нередко подводят как основание под идеологию, которую, в свою очередь, поднимают над головой, как знамя. В современной Турции, созданной в двадцатых годах прошлого столетия на базе тюркистской идеологии, утверждение, что ее народ корнями восходит к кочевым тюркам, пришедшим когда-то из Центральной Азии, является базовым элементом формирования этнического сознания граждан страны. Зия Гек Алп, основоположник официальной культурной политики, осуществляемой в Турецкой Республике вот уже более восьмидесяти лет, в свое время говорил так: турки на трех разных стадиях своего социального развития столкнулись с тремя разными цивилизациями: на стадии племенной организации они относились к дальневосточной цивилизации, потом по прибытию на Средний Восток оказались вовлечены в восточную цивилизацию, и наконец, с созданием национального государства у них усилилась тенденция в пользу дальнейшего приобщения к западной цивилизации. Все, может быть, так и есть. Да только представляется, что от дальневосточной цивилизации современные турки взяли только язык, а все остальное у них – местное, малоазийское.
Но в любом случае ясно одно: в сегодняшнем казахе европейской крови наверняка не больше, чем дальневосточной — в современном жителе Турции или, скажем, Азербайджана
Но Турция – страна, базирующаяся на тюркистской идеологии. Поэтому нельзя не признать того, что она по-своему в этом смысле права. Ни одному народу не запретишь считать себя тем, кем он себя считает.
Что же касается казахов, то они в массе своей сравнительно недавно узнали об общетюркских этнокультурных и политических установках. Для большинства из них эти понятия все еще остаются приятной экзотикой. Казахскому сознанию свойственна тяга к поиску родственников.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что обнаружение массы родственных народов и все эти разговоры на самом высшем уровне об их консолидации вызывают иногда чрезмерную экзальтацию. Но это, думается, пройдет.
Ее уже точно нет у тех казахов, которые работают в действующих в Казахстане турецких компаниях, скажем, на вверенных им строительных объектах. Близкое знакомство с вновь обнаружившимися “турецкими родственниками”, надо сказать, быстро отрезвляет. Свидетельство тому – последнее событие на Тенгизе.
Теперь о прошлом. Насколько нам известно, казахский народный фольклор (эпические сказания, сказки и т.п.) не выделяет как-то тюркское происхождение казахов и не дает никакой установки на тюркскую солидарность. Так что утверждать, будто тюркизм как идеология для масс имел в Казахстане сколько-нибудь продолжительную историю, не приходится. Что же касается проверенных родственных чувств, их казахи питают к кыргызам и каракалпакам. А еще у казахов общие с кавказскими ногайцами культура и фольклор.
Наша память помнит ногайцев, но не всегда узнает. Когда в новую эпоху в Казахстане стали понемногу появляться татары, казахи решили, что это и есть те ногайцы, с которыми они некогда расстались. Как бы то ни было, о наличии каких-либо тюркских традиций в Казахстане или о широком распространении настроений в духе общетюркского братства среди нынешних казахов заявлять рановато.
Что же касается родственности языков казахов и турок, исключительно на основании которой и делается вывод о родстве этих народов, то она имеет свое объяснение. Современные турки (как и азербайджанцы, узбеки) являются потомками древних индоевропейских и прочих народов Передней Азии и Среднего Востока, к которым пришел извне волею обстоятельств язык кочевых тюрок, но отнюдь не их культура, традиции и обычаи. Тюркский язык распространился в тех регионах так же, как европейские языки распространились среди аборигенов, как мы уже говорили выше, Африки. А также — Америки. Однако там никому не приходит в голову называть франкоговорящих гаитян и англо-говорящих гайанцев европейцами. А здесь, во многом в силу политико-идеологических соображений, распространен постулат об этническом родстве всех тюрко-говорящих.
Возьмите азербайджанца, представляющего собой эталон европеоида, и якута, представляющего собой эталон азиата, и сравните. И вы обнаружите у них столько общего, сколько имеется у белого англичанина и черного южноафриканца. Причем как по облику, так и по образу жизни казахи гораздо ближе к якутам, чем к азербайджанцам…
А теперь еще несколько слов о таком аспекте вопроса. Казахи установление тесных связей между различными родами, племенами, общинами и народами измеряют понятием “кыз алысып-кыз берiсу” (“вводить их дочерей в свои семьи в качестве невесток и выдавать своих дочерей их сыновьям замуж”). В этом смысле с ними куда тесней, чем живущие в Казахстане турки или азербайджанцы (и вообще все кавказского происхождения казахстанцы), породнились корейцы. В их среде доля браков, заключаемых с казахами и казашками, измеряется десятками процентов. А в среде турков и азербайджанцев – десятыми и даже сотыми долями одного процента.