казахский жуз что это

ЧЕМ КАЗАХСКИЕ РОДА ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА

МЫ решили узнать, в чем заключаются уникальные особенности того или иного казахского рода и чем они отличаются друг от друга.

Издревле все казахи делились на рода, которые в свою очередь входили в три жуза: Младший, Средний и Старший.

СРЕДНИЙ ЖУЗ:

МЛАДШИЙ ЖУЗ:

Так повелось, что с ходом истории некоторые рода обретали свои характерные черты, и некоторые из них дошли и до наших дней. МЫ решили узнать, чем же сегодня отличаются казахские рода и какие отличительные черты они имеют.

МАКСАТ САРСЕНБЕКОВ, 53 года

директор общественного фонда «Доминанта», правообладатель международного фестиваля авторской песни «Астана»

Я представитель рода Аргын. Мой род имеет удивительную склонность к музыкальным и творческим профессиям. Если вспомнить всех отечественных популярных музыкантов, то наверняка в их родословной найдутся Аргыны. Если проводить параллели в мире, то аналогами Аргынов в Казахстане, наверное, могут стать цыгане или афроамериканцы, у которых музыка в крови. В целом эта особенность казахов помнить своих предков замечательна.

БАТЫРБЕК МУСИН, 57 лет

директор филиала ТОО «КаР-Тел», ТМ Beeline

Некоторые особенности принадлежали не отдельному роду, а целому жузу, в которые они объединялись. Например, представители Среднего жуза были лучше приспособлены к гуманитарной и творческой работе. Из этого жуза вышло много биев и акынов. Также их отличает терпимость и спокойствие. Младший жуз — это воители. У них быстрее реакция на чрезвычайные ситуации и яркий темперамент. Выходцы Старшего жуза известны своей рассудительностью, оттуда пришло много правителей. У них хорошо было развито гостеприимство, оно даже иногда граничило с самопожертвованием. Кстати, с этим и связывают большую русифицированность севера, так как Младший жуз с трудом шел на компромиссы с соседями, а Средний жуз лучше шел на контакт с Российской империей.

ОЛЖАС МАКАТОВ, 43 года

аудитор, АО «Кедентранссервис»

Когда Абылай хан хотел объединить весь казахский народ, он надеялся, что все мы забудем о границах, которые есть между нами, так как они разобщают людей. Поэтому выделение каких-то особенностей могут вызвать конфликты и недопонимания. Рода и жузы нужны только для того, чтобы случайно не выйти замуж или не жениться на своем родственнике. А в общем во всех родах есть и отрицательные, и положительные черты.

МАРАТ НУРГУАТОВ, 50 лет

заместитель директора палаты предпринимателей западно-казахстанской области

В составе Младшего жуза есть род под названием Берiш. Махамбет Отемисов и Исатай Тайманов были знаменитыми его представителями. В средневековье они входили в составы дружин, которые обороняли свои территории. В связи с этим у них было крупное телосложение. Эта особенность сохранилась и по сей день, и если вы сейчас встретите кого-то из этого рода, то вы узнаете их по крепкому телосложению.

Также в Западном Казахстане есть род Байбақты, который сейчас шуточно называют «ворами». Даже есть притча о двух братьях из этого рода, которые в очередной раз собрались воровать скот. Но вскоре стало ясно, что у них ничего не получится. Тогда один из братьев незаметно вскрыл ножом сапог другого брата и своровал у него стельку. У Байбақты было поверье, что если удача вдруг отворачивается и наживы не предвидится, то нужно принести с собой хоть что-нибудь, чтобы удача не отвернулась окончательно.

ЖАЙСАН АКБАЙ, 89 лет

Конечно, все существенные различия между родами остались в прошлом. Например, род Берiш отличается воинственностью, Шеркеш из Младшего жуза — это род правителей. Род Курмангазы — это Қызылқурт, из него вышло много композиторов и музыкантов. Ысық из Младшего жуза — род храбрецов и богачей. Некоторые из этих черт в измененном виде можно проследить в представителях этих родов и сейчас.

Источник

Новое в блогах

Жузы Казахского народа

Старший жуз. Албан. Шанышкылы. Дулат. Жалайыр. Канлы. Ошакты. Суан. Сиргели. Шапырашты. Ысты. Сары. уйсын. Группа казахских родов и племён, занимавшая территорию Семиречья и Южного Казахстана и часть современной территории западного Китая и Узбекистана (Ташкентская область). Процесс сложения Старшего жуза завершился в начале XVI века.

В XVI—XVIII веках на территории Старшего жуза возникали и исчезали ханства, пока в 20—40-х годах XIX века Старший жуз не вошёл в состав Российской империи. В XIX веке казахское население старшего жуза составляло около 550 тыс. человек Рода старшего жуза являются бывшими могулами, выходцами из государства Могулистан, восточной части Улуса Чагатая.

Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сырдарьи. Они делились на четыре крупных рода: ботпай, шымыр, сикым, жаныс. Их лозунгом был клич «Бактияр». Шапырашты в основном жили в предгорьях Заилийского Алатау, вокруг современного города Алма-Аты. Их клич — «Карасай».

казахский жуз что это. 6462923 3919251. казахский жуз что это фото. казахский жуз что это-6462923 3919251. картинка казахский жуз что это. картинка 6462923 3919251.

Албаны проживали в Семиречье на юго-восточной стороне хребета Алтынэмель, на севере Заилийского Алатау, в верхнем течении Или, озера Кольсай на берегах горных рек Текес, Чарын. Их клич — «Райымбек». Суаны жили в предгорьях Алтынэмелья, в Семеречье, на юго-восточной стороне Джунгарского Алатау, на берегу Коктелек у местечка Коргаска. Их лозунг-клич — «Райымбек, Байсуан». Жалайыры проживали предгорьях Джунгарского Алатау, Аркарлы, Малайсары, на берегах рек Каратал, Или, на юго-восточном побережье Балхаша. Их клич — «Кабылан». Канлы занимали территорию современно Южно-Казахстанской области. Их клич — «Айырылмас; „Байтерек“»

. Сары-уйсын в основном кочевали по левой стороне Или, в предгорьях Заилийского Алатау, на правом берегу Таласа, берегах реки Каргаты до слияния её с Чу. Сиргели жили в среднем течении Чу, нижнем течении Таласа, в предгорьях в Каратау. Их клич — «Тоганас».

Ошакты кочевали в нижнем течении Таласа, юго-восточных отрогах Каратау. В конце XIX в. их число достигло 20 тыс. человек. Ысты жили в северное части озера Балхаша и территории Жамбылской области. Их клич — «Жауатар». Шанышкылы жили в Южно-Казахстанской области, граничащей с Узбекистаном. Их клич — «Айырылмас».

В Старшем жузе большинство родов входит в племенной союз Уйсын. Сарыуйсын, Шапырашты, Ысты, Ошакты, Албан, Суан и Дулат. Канлы считаются одним из древнейших племен в составе казахов. Средний жуз. Аргын. Керей. Конырат. Кыпшак. Найман. Уак. Группа казахских племенных объединений в Центральном и Северо-Восточном Казахстане.

Средний жуз занимал центральную и восточную часть современной территории Казахстана. В конце XIX — начале XX в. число казахов Среднего жуза составляло примерно 1 млн 350 тыс. человек. Если к этому числу добавить кереев, найманов, проживавших в Китае и Монголии, то их число превысит 1 млн 500 тыс. человек. Из Среднего жуза происходят такие известные личности, как Абай Кунанбаев, Богенбай батыр, Кабанбай батыр, Хаджимукан Мунайтпасов, Кожаберген жырау, Батыр Баян.

Аргыны проживали на территории Тургайского плоскогорья до Чингизских гор на востоке и на севере-западном побережье Балхаша. Они располагались на территории Павлодарской, Акмолинской, Каркаралинской, Семипалатинской, Кокчетавской, Тургайской, Атбасарской и Кустанайской областей. Их лозунг-клич — «Акжол».

Найманы обосновались в основном в восточном регионе Казахстана, на плоскогорьях Алатайских гор и до Джунгарского Алатау. Часть найманов кочевала в районе гор Улытау в Центральном Казахстане, а также по берегам Сырдарьи. До Октябрьской революции найманы были расселены на территории Лепсинского, Капальского, Усть-Каменогорского, Зайсанского, Атбасарского, Семипалатинского, Перовского уездов. Их лозунг и клич — «Каптагай!»

Кипчаки жили в основном в Центральном Казахстане, на южных берегах Сырдарьи в её среднем и нижнем течении, на берегах Тобола. По данным царской переписи, они селились в Кустанайском, Перовском, Павлодарском,

Вот так выглядит распределение по племенам в Жузах

Старший жуз

Группа казахских родов и племён, занимавшая территорию Семиречья и Южного Казахстана и часть современной территории западного Китая и Узбекистана (Ташкентская область). Процесс сложения Старшего жуза завершился в начале XVI века. В XVI—XVIII веках на территории Старшего жуза возникали и исчезали ханства, пока в 20—40-х годах XIX века Старший жуз не вошёл в состав Российской империи. В XIX веке казахское население старшего жуза составляло около 550 тыс. человек

Рода старшего жуза являются бывшими могулами, выходцами из государства Могулистан, восточной части Улуса Чагатая.

Дулаты жили вдоль берегов Или, вплоть до Чу и Таласа и среднего течения Сырдарьи. Они делились на четыре крупных рода: ботпай, шымыр, сикым, жаныс. Их лозунгом был клич «Бактияр».

Шапырашты в основном жили в предгорьях Заилийского Алатау, вокруг современного города Алма-Аты. Их клич — «Карасай».

Албаны проживали в Семиречье на юго-восточной стороне хребета Алтынэмель, на севере Заилийского Алатау, в верхнем течении Или, озера Кольсай на берегах горных рек Текес, Чарын. Их клич — «Райымбек».

Суаны жили в предгорьях Алтынэмелья, в Семеречье, на юго-восточной стороне Джунгарского Алатау, на берегу Коктелек у местечка Коргаска. Их лозунг-клич — «Райымбек, Байсуан».

Жалайыры проживали предгорьях Джунгарского Алатау, Аркарлы, Малайсары, на берегах рек Каратал, Или, на юго-восточном побережье Балхаша. Их клич — «Кабылан».

Канлы занимали территорию современно Южно-Казахстанской области. Их клич — «Айырылмас; „Байтерек“».

Сары-уйсын в основном кочевали по левой стороне Или, в предгорьях Заилийского Алатау, на правом берегу Таласа, берегах реки Каргаты до слияния её с Чу.

Сиргели жили в среднем течении Чу, нижнем течении Таласа, в предгорьях в Каратау. Их клич — «Тоганас».

Ошакты кочевали в нижнем течении Таласа, юго-восточных отрогах Каратау. В конце XIX в. их число достигло 20 тыс. человек.

Ысты жили в северное части озера Балхаша и территории Жамбылской области. Их клич — «Жауатар».

Шанышкылы жили в Южно-Казахстанской области, граничащей с Узбекистаном. Их клич — «Айырылмас».

В Старшем жузе большинство родов входит в племенной союз Уйсын. Сарыуйсын, Шапырашты, Ысты, Ошакты, Албан, Суан и Дулат. Канлы считаются одним из древнейших племен в составе казахов./Ref: ru.wikipedia.org/wiki/Старший_жуз/

Средний жуз

Группа казахских племенных объединений в Центральном и Северо-Восточном Казахстане. Средний жуз занимал центральную и восточную часть современной территории Казахстана.

В конце XIX — начале XX в. число казахов Среднего жуза составляло примерно 1 млн 350 тыс. человек. Если к этому числу добавить кереев, найманов, проживавших в Китае и Монголии, то их число превысит 1 млн 500 тыс. человек.

Из Среднего жуза происходят такие известные личности, как Абай Кунанбаев, Богенбай батыр, Кабанбай батыр, Хаджимукан Мунайтпасов, Кожаберген жырау, Батыр Баян.

Аргыны проживали на территории Тургайского плоскогорья до Чингизских гор на востоке и на севере-западном побережье Балхаша. Они располагались на территории Павлодарской, Акмолинской, Каркаралинской, Семипалатинской, Кокчетавской, Тургайской, Атбасарской и Кустанайской областей. Их лозунг-клич — «Акжол».

Найманы обосновались в основном в восточном регионе Казахстана, на плоскогорьях Алатайских гор и до Джунгарского Алатау. Часть найманов кочевала в районе гор Улытау в Центральном Казахстане, а также по берегам Сырдарьи. До Октябрьской революции найманы были расселены на территории Лепсинского, Капальского, Усть-Каменогорского, Зайсанского, Атбасарского, Семипалатинского, Перовского уездов. Их лозунг и клич — «Каптагай!»

Кипчаки жили в основном в Центральном Казахстане, на южных берегах Сырдарьи в её среднем и нижнем течении, на берегах Тобола. По данным царской переписи, они селились в Кустанайском, Перовском, Павлодарском, Омском уездах. Их лозунг — «Ойбас».

Кереи жили в Северном и Восточном Казахстане, на берегах Иртыша и Ишима, в западных отрогах Алтайских гор, в Перовском, Омском, Каркаралинском, Кустанайском, Семипалатинском, Зайсанском уездах. Их лозунг — «Акжол Каракожа».

Уак селились группами, разбросанными от берегов Тургая и Тобола до границ Восточного Казахстана. Они жили в Семипалатинском, Петропавлоском и Павлодарском уездах. Их лозунг и клич — «Жаубасар, Мукамал». /Ref: ru.wikipedia.org/wiki/Средний_жуз/

Младший жуз

Группа казахских родов, образовавшаяся в Западном Казахстане. Состоит из трех племенных союзов: алимулы, байулы и жетыру. В 1731 году во главе с Абулхаиром вошли в состав Российской империи.

Источник

Казахские жузы

казахский жуз что это. a959817e0b26202d60f8a8e1ad610f10. казахский жуз что это фото. казахский жуз что это-a959817e0b26202d60f8a8e1ad610f10. картинка казахский жуз что это. картинка a959817e0b26202d60f8a8e1ad610f10.

Жуз (каз. жүз — «союз», из-за омонимии часто неправильно переводят «сотня») — традиционное деление казахского народа, состоящего из трёх жузов.

Вне жузовой классификации состоят:

Торе и кожа считались «ақ-сүйек» (белая кость) — то есть аристократами.

Содержание

Возникновение

О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет.

Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие союзы. По мнению Н. А. Аристова, объединение жузы произошло во время набегов джунгар. В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности. М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что особленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до монгольского нашествия. Востоковед Т. И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предпологает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы.

Не полностью раскрыта ещё и само понятие — «жуз». Некоторые ученые связывают его с арабским слвом «джуз» — «основная часть чего-то, отвлетление». В восточных документах первых сведения о жузах начинают появляться в середине XVII в. В трудах Махмуда бен Вали, написаных в 1634—1641 гг., описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» (жузик-пузик) некоторые ученые сравнивают с казахскими жузом.

Историческая особенность жузов

У казахских жузов имелись следующие особенности: 1) внутреннее региональное единство; 2) этническое единство; 3) культурно-хозяйственная общность; 4) общность политического руководства.

Раскроем шире эти особенности. У каждого казахского жуза имелось своё исторически сложившееся пространство, территория. Так, у Старшего жуза — Это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего Жуза — Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза — Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями. Жузы отличались внутренней сплочённостью и в руководстве власть. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана. Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов. Однако это не означает, что между казахскими жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связующую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под угрозой была казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на курултаях.

Современное состояние

В современном Казахстане жузы сохраняют лишь этнографическое значение.

Источник

ЧЕМ КАЗАХСКИЕ РОДА ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА

МЫ решили узнать, в чем заключаются уникальные особенности того или иного казахского рода и чем они отличаются друг от друга.

Издревле все казахи делились на рода, которые в свою очередь входили в три жуза: Младший, Средний и Старший.

СРЕДНИЙ ЖУЗ:

МЛАДШИЙ ЖУЗ:

казахский жуз что это. pervenec opt. казахский жуз что это фото. казахский жуз что это-pervenec opt. картинка казахский жуз что это. картинка pervenec opt.

Так повелось, что с ходом истории некоторые рода обретали свои характерные черты, и некоторые из них дошли и до наших дней. МЫ решили узнать, чем же сегодня отличаются казахские рода и какие отличительные черты они имеют.

казахский жуз что это. 1(162). казахский жуз что это фото. казахский жуз что это-1(162). картинка казахский жуз что это. картинка 1(162).

МАКСАТ САРСЕНБЕКОВ, 53 года

директор общественного фонда «Доминанта», правообладатель международного фестиваля авторской песни «Астана»

Я представитель рода Аргын. Мой род имеет удивительную склонность к музыкальным и творческим профессиям. Если вспомнить всех отечественных популярных музыкантов, то наверняка в их родословной найдутся Аргыны. Если проводить параллели в мире, то аналогами Аргынов в Казахстане, наверное, могут стать цыгане или афроамериканцы, у которых музыка в крови. В целом эта особенность казахов помнить своих предков замечательна.

казахский жуз что это. 2(160). казахский жуз что это фото. казахский жуз что это-2(160). картинка казахский жуз что это. картинка 2(160).

БАТЫРБЕК МУСИН, 57 лет

директор филиала ТОО «КаР-Тел», ТМ Beeline

Некоторые особенности принадлежали не отдельному роду, а целому жузу, в которые они объединялись. Например, представители Среднего жуза были лучше приспособлены к гуманитарной и творческой работе. Из этого жуза вышло много биев и акынов. Также их отличает терпимость и спокойствие. Младший жуз — это воители. У них быстрее реакция на чрезвычайные ситуации и яркий темперамент. Выходцы Старшего жуза известны своей рассудительностью, оттуда пришло много правителей. У них хорошо было развито гостеприимство, оно даже иногда граничило с самопожертвованием. Кстати, с этим и связывают большую русифицированность севера, так как Младший жуз с трудом шел на компромиссы с соседями, а Средний жуз лучше шел на контакт с Российской империей.

казахский жуз что это. 3(154). казахский жуз что это фото. казахский жуз что это-3(154). картинка казахский жуз что это. картинка 3(154).

ОЛЖАС МАКАТОВ, 43 года

аудитор, АО «Кедентранссервис»

Когда Абылай хан хотел объединить весь казахский народ, он надеялся, что все мы забудем о границах, которые есть между нами, так как они разобщают людей. Поэтому выделение каких-то особенностей могут вызвать конфликты и недопонимания. Рода и жузы нужны только для того, чтобы случайно не выйти замуж или не жениться на своем родственнике. А в общем во всех родах есть и отрицательные, и положительные черты.

МАРАТ НУРГУАТОВ, 50 лет

заместитель директора палаты предпринимателей западно-казахстанской области

В составе Младшего жуза есть род под названием Берiш. Махамбет Отемисов и Исатай Тайманов были знаменитыми его представителями. В средневековье они входили в составы дружин, которые обороняли свои территории. В связи с этим у них было крупное телосложение. Эта особенность сохранилась и по сей день, и если вы сейчас встретите кого-то из этого рода, то вы узнаете их по крепкому телосложению.

Также в Западном Казахстане есть род Байбақты, который сейчас шуточно называют «ворами». Даже есть притча о двух братьях из этого рода, которые в очередной раз собрались воровать скот. Но вскоре стало ясно, что у них ничего не получится. Тогда один из братьев незаметно вскрыл ножом сапог другого брата и своровал у него стельку. У Байбақты было поверье, что если удача вдруг отворачивается и наживы не предвидится, то нужно принести с собой хоть что-нибудь, чтобы удача не отвернулась окончательно.

ЖАЙСАН АКБАЙ, 89 лет

Конечно, все существенные различия между родами остались в прошлом. Например, род Берiш отличается воинственностью, Шеркеш из Младшего жуза — это род правителей. Род Курмангазы — это Қызылқурт, из него вышло много композиторов и музыкантов. Ысық из Младшего жуза — род храбрецов и богачей. Некоторые из этих черт в измененном виде можно проследить в представителях этих родов и сейчас.

Источник

Жузы: Лебедь, рак и щука казахской идентичности

Деление на жузы у казахов – атавизм прошлого или способ самоидентификации? Возможность сохранения связи с предками или желание выделиться и получить благодаря принадлежности к роду тепленькое местечко? На эти и другие вопросы отвечают наши эксперты.

“Жузге болгеннiң – жузi куйсiн”, – говорил великий Толе би, один из авторов свода законов “Жеты Жаргы”. В переводе означает: “У того, кто делитcя на жузы, пусть горит лицо”. Между тем тема жузовщины преследует каждого казаха почти с пеленок. “Руың кім?” (“Какого ты рода?”) – любят спрашивать едва начавшего ходить мальчишку. Вырастет парень, соберется жениться – и вновь встанет вопрос: “Из какого рода невесту берешь?”.

Умер человек – на его могиле воздвигли памятник, мазар, на котором высекают его имя и род. Но, как выяснилось, сегодня многие не ограничиваются этим. Несколько лет назад пришлось услышать рассказ человека, купившего земельный участок в Алматинской области: пришли к нему люди и вежливо “попросили” отдать участок за символическую плату. “Ты ведь не из этих мест” – был аргумент.

Единичны ли такие случаи? Статистики нет, как и достоверных подтверждений. Все на уровне бытовых разговоров. На этом же уровне и предположения, что бастыки разного калибра берут на работу лишь представителей своего рода. Многие начинают видеть в этом опасность непотизма или даже трайбализма. Хотя некоторые наши эксперты склонны утверждать: непотизм (это когда берут на работу родственников) у нас еще существует, а вот трайбализма (когда принимают в штат представителей только определенного рода или жуза) нет!

Моя корпорация меня бережет!

Научный координатор проекта Shejire DNA Жаксылык САБИТОВ поделился с нами своим мнением о том, почему казахи продолжают говорить о своей родовой принадлежности:

– Раньше, в кочевом обществе, принадлежность к роду была “наше всё”. Род был коллективным собственником земель, при этом по мере разрастания рода он делился на подроды. По тем временам род и подрод был, как современная корпорация или по крайней мере закрытое акционерное общество: в него нельзя было вступить, в нем можно было только родиться, хотя и были исключения в виде родов кiрме (вхожденцы) и родов, происходящих от жиенов (внуки со стороны дочери). Каждый казах был собственником, миноритарным акционером этой корпорации. Если он становился безродным или начинал вести оседлый образ жизни, то терял все свои права и “акции” в родовых пастбищах. Поэтому чисто из прагматических соображений принадлежность к роду и жети ата (семь поколений отцов и дедов) знали наизусть, так как по казахским канонам это было “юридическое обоснование” (акции же на руки не раздавали!) принадлежности к определенной корпорации.

Кроме того, род выступал в качестве одного из политических институтов защиты простых людей от произвола вышестоящих.

Даже бунты и мятежи казахов против политики Российской империи по большей части были выступлениями одного или нескольких родов против попыток забрать у них землю.

Все изменилось после окончательного вхождения в состав Российской империи, оседания. А советские власти окончательно ликвидировали понятие родовой принадлежности как потенциальную оппозицию для себя, поскольку роды и кланы имели очень сильную внутреннюю “корпоративную солидарность”.

“Казахи на роды не делятся – они в них состоят”

Президент общественного фонда “Республика – Регион – Развитие” Галым БАЙТУК с долей шутки говорит, что казахи не делятся на роды – они в них состоят.

– То, что сегодня происходит деление, делается, скорее, для вхождения в информационные потоки, налаживания связей. Мол, если вокруг собрались сородичи, то будет легче решать вопросы. Но на деле может оказаться совсем не так, и даже наоборот. Взятый на работу соплеменник может оказаться никудышным менеджером.

Однако желание группироваться по какому-либо признаку остается. Так почему бы не группироваться по признаку рода? Взять евреев, у которых есть разделение на сефардов и ашкенази, или кланы у итальянцев (южные и северные), кантоны в Швейцарии. В советское время деление на жузы отчасти негласно поддерживалось руководством страны: так легче было управлять. Для нынешнего понимания политического расклада, наверное, это тоже неплохо: все знают – там “наш” сидит, а там “не наш”. В целом это некоторым образом подстегивает конкуренцию во власти.

Интересно, что в исследованиях вопроса жузов в Казахстане все чаще упоминается период Кунаева. Мол, именно в его время началось возрождение темы жузо-родовой принадлежности. Сам Динмухамед Ахмедович, как известно, принадлежал к роду ысты Старшего жуза.

К примеру, в исследовании политолога Нурлана АМРЕКУЛОВА приводится такой расклад:

– В годы правления Кунаева структура правящей элиты страны выглядела следующим образом: Первый секретарь ЦК КПК – казах Старшего жуза Д. Кунаев, второй секретарь – несколько сменявшихся представителей славянских народов, присланных Москвой, Председатель Совета Министров – аргын Среднего жуза, Председатель Президиума Верховного Совета – казах Младшего жуза С. Ниязбеков. В итоге “Старший жуз – 1 + Средний жуз – 1 + Младший жуз – 1” или 1-1-1 – такова была формула межжузового традиционалистского баланса сил.

Любопытно, но, по мнению одного из наших экспертов, пожелавшего остаться неизвестным, расстановка сил в сегодняшней властной элите этот баланс сил сильно нарушает в пользу Старшего жуза. Но на первый план выходят не столько жузовые и родовые интересы, сколько клановые, объединяющие людей по более широким интересам, по сути, делится не только власть, но и бизнес.

На место жузов придут сословия?

По мнению политконсультанта научно-образовательного фонда “Аспандау” Еркина ИРГАЛИЕВА, жузовое деление давно вымирает.

– Жузовые механизмы и структуры в политике и экономике – зло очевидное. Это безусловный факт исторического прошлого нашего народа. Он не имеет и не должен иметь никакого будущего в рамках экономических и политических реалий Казахстана XXI века. И для этого нужно сегодня честно и беспристрастно разобраться с ним раз и навсегда.

Жузовая идентификация не справилась с задачей интеграции общества и может быть использована как орудие против целостности.

Жузы как триединство умерли в 1831 году. Как идентификаторы умерли в период сталинской модернизации. Как культурно-этнические анклавы умерли в период создания “советского народа”. Сейчас наблюдается попытка искусственного возрождения жузовой системы для защиты процесса первоначального накопления капитала. После завершения этого процесса жузы вообще отомрут как политологическое понятие. Сословия же будут сформированы не по жузо-племенному типу, а по праву собственности.

О зарождении опасного тренда – сословности – говорит и другой наш эксперт Галым Байтук:

– Меня это очень сильно беспокоит. Мы полагаем, что живем в социальном государстве, где все равны в правах, а в законе проскальзывает наказание за разжигание сословной розни наряду с национальной, родовой и прочей рознью. Кто и какие сословия имел в виду?

Зона особой чувствительности

Между тем президент общественного фонда “Стратегия” социолог Гульмира ИЛЕУОВА, презентовавшая недавно исследование “Самоорганизация современных казахов по родовому признаку: руластық (родство по признаку рода) или рушылдық (трайбализм)?” в своих размышлениях по поводу традиционного деления казахов пошла чуть глубже. Она считает, что тема приверженности родовым отношениям относится к разряду особо чувствительных. И говорит, что во время опросов экспертов и глав родовых общин присутствовала настороженность и попытка уйти от прямых ответов.

– Дело даже не в том, что действует негласное табу на открытое обсуждение темы, а в двойственном положении самого явления рушылдық в казахстанском обществе. Если при неформальном разговоре любой казах с удовольствием расскажет про свой ру (род), его историю, о взаимоотношениях между одноплеменниками, сородичами и выдаст серию стереотипов о представителях других родов, то в формализованной обстановке демонстрация родовой принадлежности будет считаться дурным тоном, – говорит Гульмира Илеуова.

Сегодня во многих областях, в частности, на юге и западе Казахстана, представители родов объединяются в родовые общины, со своим главой (төраға), активными деятелями, фондом и членскими взносами. Чаще всего инициатором создания таких фондов выступает интеллигенция – писатели, ученые, аксакалы. Община выполняет несколько функций: культурно-историческую, консолидирующую, функцию социальной поддержки и, возможно, экономическую.

К примеру, из исследования становится ясно: изучая родословную, восстанавливая истории про батыров и биев, многие казахи лучше узнают историю рода, находят новых родственников, помогают друг другу во время крупных семейных событий (свадьба, похороны).

Есть ли будущее у родовых общин?

– По оценкам опрошенных экспертов, нужно не менее 50 лет, чтобы произошли изменения в национальном сознании. При таком видении, – пишет Гульмира Илеуова в исследовании, – должна произойти смена поколений, т. е. на смену людям, выросшим в условиях запрета на родовую идентификацию, и для которых этот запрет оказался “прерывом постепенности” и которые при первой возможности снова (в 90-е годы) возродили традиционные формы сообщества, – на смену им должно прийти молодое поколение казахов, выросшее в условиях свободного выбора форм идентичности, в том числе и родовой.

Она процитировала одного из экспертов: “Молодежь больше слышит о национальной идее, нежели о родовой принадлежности. Они считают себя казахами – и все. Родовое сознание уйдет вместе с нами”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

казахский жуз что это. 114668. казахский жуз что это фото. казахский жуз что это-114668. картинка казахский жуз что это. картинка 114668.