казалось пират ждал что хозяин неожиданно появится

ЕГЭ. Задание 15. Правописание Н и НН в суффиксах. Тесты с ответами

Задание 15. Правописание Н и НН в суффиксах.Задание 15. Правописание Н и НН в суффиксах

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Задание 15. Правописание Н и НН в суффиксах. Тесты с ответами»

Задание 15. Правописание Н и НН в суффиксах

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Всё было реше(1)о: герцог передал Герману измаза(2)ые краской книги, деревя(3)ую шкатулку с чертежами и ветхую рва(4)ую карту.

Рассвет, раскраше(1)ый самыми яркими красками палитры небесного художника соверше(2)о поразил Машу, отчего пальцы ее невольно сжались на краях шерстя(3)ой шали.

На багря(1)ом небе разливались краски, отражавшиеся в слюдя(2)ых окнах избушки. Посла(3)ика не было.

Девушки ушли разочарова(1)ые. Игра была выигра(2)а, но и это никого не смогло развеселить. Музыкант из Орехово был их единстве(3)ой радостью.

Птенец был совсем домашний, вернее, карма(1)ый. Летать он ещё не умел, поэтому был рад травя(2)ому гнёздышку, свитому детьми, спрятанному в углублении между старыми кусками песча(3)ика.

Утверждали ещё, что в Петербурге было отыска(1)о какое-то громадное противогосударстве(2)ое общество. Как нарочно, в то же самое время в Москве была арестова(3)а поэма нашего достопочте(4)ого Степана Трофимовича, написа(5)ая им ещё лет шесть назад в Берлине.

Книг у прабабушки было много: стари(1)ые церковные, с металлическими застёжками, в переплётах из тиснё(2)ой сви(3)ой кожи, подшивка журнала «Крокодил» за 1938 год и целая вязанка бесце(4)ых произведений русских классиков.

Чтоб не очень-то сквозило на давно заброше(1)ом сеновале, Данила зашил старыми ваго(2)ыми досками прорехи, щели в глубине деревя(3)ого сеновала; в общем-то, было и безветре(4)о, и покойно.

Оба, растрога(1)ые, пошли в дом и стали пить чай из стари(2)ых фарфоровых чашек, со сливками, с сытными сдобными свеже-испечё(3)ыми кренделями – и эти мелочи опять напомнили Коврину его детство и ю(4)ость.

Отец у этого нищего был свяще(1)ик, а мать дворянка, значит, по рождению он принадлежал к привилегирова(2)ому сословию, но я всматривался в его лицо, в его рыжую, уже седеющую бороду, в рва(3)ый пиджак и никак не мог найти даже следа того, что у нас зовётся привилегиями. А он называл себя образова(4)ым и рассказывал, что учился в духовном училище.

Дверь в комнату Лизы была отворе(1)а, и сама она сидела в старом плетё(2)ом кресле около постели, в капоте, укута(3)ая в шаль, непричёса(4)ая.

Когда-то зелёная крыша, давно не краше(1)ая, краснела от ржавчины, и несколько листов были задра(2)ы кверху, вероятно бурей; некоторые окна вместо стекла были задела(3)ы тёсом. Листве(4)ица, которая была посаже(5)а Софьей Ивановной около дома, была теперь большим деревом. И только на лугу за рекой всё так же паслось пёстрое смеша(6)ое крестьянское стадо.

На этом торжестве(1)ом столе, покрытом тонкой накрахмале(2)ой скатертью с большими вензелями, стояли серебря(3)ый кофейник с пахучим кофе, сливочник с кипячё(4)ыми сливками, корзина со свежепечё(5)ым калачом, подле прибора лежали получе(6)ые письма и газеты.

Он молча слушал, облокотившись на лакирова(1)ый столик, и я со страхом ожидал признаков раздражения или прямой злости на его лице. Но его глаза были утомлё(2)о суже(3)ы, устремле(4)ы куда-то вдаль, будто он и впрямь видел над по-верхарновски чёрными фабричными трубами революцио(5)ый рассвет; и даже расслабле(6)ые пальцы руки его выражали глубокое огорчение, почти нескрываемую боль.

Теплоход замер у подножия каменистого острова с полуразруше(1)ым монастырём по другую сторону, стари(2)ыми церковками и часовенками по опушкам и в чаще, мостиками через ручьи и овраги, с туристскими тропами и звери(3)ыми тропками, замер на грани двух прохлад – резкой озёрной и мягкой лесной, – со всей своей начинкой: хорошими и плохими людьми, жадными до впечатлений экскурсантами, растрога(4)ыми любителями природы, уставшими от города труже(5)иками, дисциплинирова(6)ой командой.

Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.

В смеша(1)ом лесу хвойные и листве(2)ые деревья растут вместе. В таких лесах мало болот, потому что влага в существе(3)ом количестве расходуется на испаре(4)ие.

Засорё(1)ая пустошь превратилась в прямоугольник прекрасно воздела(2)ой земли; кустики посаже(3)ой гвоздики были огражде(4)ы каждый миниатюрным частоколом из колышков, опута(5)ых тонкой бечевой.

В тридцать лет она была уже разочарова(1)а в жизни и выглядела утомлё(2)ой от многочисле(3)ых проблем и забот.

Повозка была окруже(1)а пусты(2)ой и чудовищно тихой степью, ужас от нее вызывал сладостные воспоминания о ржа(3)ых полях, тка(4)ых природой лучами солнца.

При подведе(1)ии итогов конкурса мы учитывали качество выполне(2)ых работ, количество оказа(3)ых услуг, а также организова(4)ость участников.

Пират, облитый серебря(1)ым лу(2)ым светом, долго стоял на пороге и напряжё(3)о слушал.

В небольшом, оклее(1)ом белым, соверше(2)о пустом зале было светло, пахло масля(3)ой краской, на блестящем, краше(4)ом полу у стены стояли две китайские вазы.

В средневековой Европе мощё(1)ыми были не все дороги, дома запирались массивной дверью с кова(2)ыми петлями, окна иногда затягивали промасле(3)ым холстом, нередко разрисова(4)ым яркими красками.

Пусты(1)ы и печальны Карпаты в осе(2)ий ветре(3)ый вечер; широкий поток воды беше(4)о мчался, взбивая по камням жёлтую пену и бросая её на влажный каменистый песок.

Из старого кожа(1)ого портфеля были извлече(2)ы две прочита(3)ые книги и нарисова(4)ые карандашом иллюстрации к ним.

Зыряновы жили в стари(1)ом деревя(2)ом флигельке, оклее(3)ом обоями и в три цвета краше(4)ом снаружи.

Семечко её, подхваче(1)ое весе(2)ей водой, сплылось со множеством таких же семян и было выброше(3)о в лесное урочище Ведерки.

Ваня узнавал старые места: лесные заброше(1)ые дороги, уводившие в заросли оси(2)ика, и муравьи(3)ые тропы на песча(4)ых полянках.

Над койкой, застеле(1)ой шерстя(2)ым одеялом, висела картина, изображавшая ветря(3)ую мельницу под соломе(4)ой крышей.

Рва(1)ые снасти хлестали по ветру, даже в номере гости(2)ицы, освещё(3)ой лампой с зелё(4)ым абажуром, были видны следы недавней бури.

К дому была пристрое(1)а веранда, краше(2)ая масля(3)ой краской.

Берестя(1)ые грамоты, найде(2)ые при раскопках, были тщательно изуче(3)ы специалистами.

Среди ночи Пират поднялся и медле(1)о вышел из сеней. Он долго стоял на пороге облитый серебря(2)ым лу(3)ым светом и напряже(4)о слушал. Но даже настороже(5)ый волчий слух не мог уловить ни малейшего признака жизни вокруг.

Ели и сосны, скова(1)ые морозом, застыли черные и неподвижные, только изредка сухо потрескивали, словно простуже(2)о кашляли. Волк поднял голову и завыл – тоскливо и дли(3)о. В ответ ему испуга(4)о залаял в избе пес.

Скоро Пират увидел вывороче(1)ую наполовину старую ель; трава и мох вокруг были утопта(2)ы. Пират стоял на крохотной прогали(3)е, окруже(4)ый волчатами, и блаже(5)о помахивал хвостом.

Казалось, Пират ждал, что хозяин неожида(1)о появится на том самом месте, откуда так таинстве(2)о исчез, но за дверью было тихо, только изредка слышался мыши(3)ый шорох и писк. Скоро настала пора, когда даже его звери(4)ый нос не мог уловить ни одного запаха, оставле(5)ого здесь человеком.

Избалова(1)ый расположением отличника Звездочетова, щенок порвал в клочки недавно купле(2)ый блокнот, где были реше(3)ы все задачи к завтрашнему уроку математики.

Двоечник Громобоев, вооруже(1)ый лишь ручкой и мобильником, увере(2)о шел сдавать экзамен, считая все свои проблемы реше(3)ыми.

Броше(1)ый после прошлогоднего наводнения дом, с вылинявшими беле(2)ыми стенами, с безжизне(3)ыми пустыми
окнами, производил тяжелое впечатление.

Окрыле(1)ый успехом своей поэмы, Парни издал сборник «Украде(2)ый портфель», куда вошла забавная пародия на поэму Мильтона «Потеря(3)ый рай». Но все же наиболее известными остаются его любовные элегии, в которых соедине(4)ы ирония и меланхолия, изящество и глубина.

Выйдя из магазина, Саша и маменька с озабоче(1)ыми, испуга(2)ыми лицами долго переживали по поводу сдела(3)ых приобрете(4)ий, тосковали, что купле(5)о не совсем то, что веле(6)о было им купить.

В да(1)ом случае соверше(2)о однозначно могу сказать, что симбиоз документальной хроники и собстве(3)о художестве(4)ой составляющей картины во многом обусловле(5)ы име(6)о единством цветовой гаммы.

Солнечный свет падал через высокое окно, лишё(1)ое гардины, на обои цвета топлё(2)ого молока – местами они потемнели, приобретя оттенок жжё(3)ой умбры, но сохранили грубую текстуру исти(4)о дорогих обоев позапрошлого века: всё тот же стари(5)ый рельеф «бурбонских лилий», благородная труха поблёскивающей в утре(6)ем солнце позолоты.

Он молча слушал, облокотившись на лакирова(1)ый столик, и я со страхом ожидал признаков раздражения или прямой злости на его лице. Но его глаза были утомлё(2)о суже(3)ы, устремле(4)ы куда-то вдаль, будто он и впрямь видел над по-верхарновски чёрными фабричными трубами революцио(5)ый рассвет; и даже расслабле(6)ые пальцы руки его выражали глубокое огорчение, почти нескрываемую боль.

Теплоход замер у подножия каменистого острова с полуразруше(1)ым монастырём по другую сторону, стари(2)ыми церковками и часовенками по опушкам и в чаще, мостиками через ручьи и овраги, с туристскими тропами и звери(3)ыми тропками, замер на грани двух прохлад – резкой озёрной и мягкой лесной, – со всей своей начинкой: хорошими и плохими людьми, жадными до впечатлений экскурсантами, растрога(4)ыми любителями природы, уставшими от города труже(5)иками, дисциплинирова(6)ой командой.

За счита(1)ые дни купле(2)о всё, чем были заполне(3)ы магазины подарков: румя(4)ые куклы, фигурки дикови(5)ых животных, стекля(6)ые вазы, золочё(7)ые пудре(8)ицы, инкрустирова(9)ые перламутром и бронзой шкатулки.

Муравьи – великие труже(1)ики, они неуста(2)о строят и чинят своё дикови(3)ое гнездо – муравьи(4)ую кучу, которая кажется беспорядочным нагроможде(5)ием хвойных иголок, травы, земли, а на деле представляет собой разумно устрое(6)ый «город», где всё подчине(7)о строгому распорядку.

Зеленела трава, зеленели посадки в оголё(1)ых ещё огородах, и всё было так углубле(2)о в себя, так занято собою, так глубоко погруже(3)о в молчаливую творческую думу. Будь у травы и у деревьев лица, все лица были бы обраще(4)ы к земле, все уста были бы скова(5)ы огромным бездо(6)ым молчанием.

Будяев был из числа тех всегда встревоже(1)ых людей, чья жизнь отравле(2)а переживанием будущих несчастий: глаза из-под нахмуре(3)ых бровей смотрели не насторожё(4)о даже, а обречё(5)о, и в них читалась увере(6)ость, что вот-вот должно случиться нечто непоправимое.

На струга(1)ом столе разместилась стари(2)ая посуда: плетё(3)ое из прутьев большое блюдо, берестя(4)ой туесок, глиня(5)ый кувшин, деревя(6)ые расписные ложки.

Здесь не видно следов живых существ; море окраше(1)о в синий цвет, а полоса безжизне(2)ой суши – в неестестве(3)о кирпичный, но в прониза(4)ой лучами солнца воде кипит жизнь.

Во всём, чем была наполне(1)а комната, чувствовалось нечто давно отжившее, какое-то тле(2)ие, все вещи источали тот стра(3)ый запах, который дают цветы, высуше(4)ые временем до того, что от прикоснове(5)ия к ним они рассыпаются серой пылью.

Старик был в ужасно засале(1)ом чёрном жилете, а круглое лицо его было словно смаза(2)о маслом, как будто железный замок. Рядом на столе в тарелке лежали кроше(3)ые огурцы, старые сухари и реза(4)ая кусочками рыба.

На сегодня в пещере Ласко обнаруже(1)о около двух тысяч доисторических рисунков и гравюр, разделё(2)ых по тематике на три группы: люди, животные и символы. Были найде(3)ы здесь и многочисле(4)ые артефакты: каме(5)ые и костя(6)ые орудия, украшения, светильники.

Когда турист едет в промышле(1)ую державу, он рассчитывает, что её новые черты окажутся поисти(2)е живописными, экзотическими добавлениями к чертам традицио(3)ым, однако вместо этого приезжий видит самую неприглядную сторону совреме(4)ой цивилизации. Кажется, что хаос заводских труб, прокопчё(5)ых стен и железнодорожных путей похоронил под собой подли(6)ую культуру.

Профессионально оформле(1)ые отделы Кунгурского краеведческого музея рассказывают о том времени, когда был основа(2) город; уникальные фотоснимки, документы, книги посвяще(3)ы изуче(4)ию ледя(5)ых пещер; кроме того, здесь представле(6)а сувенирная продукция, созда(7)ая руками уральских мастеров.

Задание 15. Правописание Н и НН в суффиксах

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Источник

1. Среди ночи Пират поднялся и медле(1)о вышел из сеней. Он долго стоял на пороге облитый сереб-ря(2)ым лу(3)ым светом и напряже(4)о слушал. Но даже настороже(5)ый волчий слух не мог уловить ни малейшего признака жизни вокруг. 1) 1,2,3,5 2) 1,2,3,4 3) 1,3,4,5 4) 1,2,4,5 2

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 1,3 4) 1,2,4

1) 1,2,3 2) 1,2,3,4 3) 1,3 4) 2,4

1) 1,2,4 2) 2,3,4 3) 1,3,5 4) 1,4,5

1) 1,4,5 2) 2,3,4 3) 1,2,5 4) 1,2,4

7, Берестя(1)ые грамоты, найде(2)ые при раскопках, были тщательно изуче(3)ы специалистами.

1) 1,2,3 2) 2,3 3) 2 4) 3

1) 1,2 2) 1,2,3 3) 1.3 4) 2

1) 1,4 2) 1,2,3 3) 2,3 4) 2,4

1) 1,2 2) 3 3) 1,2,3 4) 1,2,3,4

1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3) 2,3,4 4) 2,3

1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 1.3 4) 1,2,4

15. В Баварии очень своеобразная архитектура: внешние каркасы обыкнове(1)ных домов выполне(2)ы из деревя(3)ых деталей, а вместо традицио(4)ых готических шпилей на церквях иногда появляются шатровые завершения или гране(5)ые купола. 1) 1,2,3,4,5 2) 2,3,4 3) 1,3,4,5 4) 1,3,4

16. В Великобритании раньше, чем в других странах Европы, произошла промышле(1)ая революция; она началась во второй половине XVIII века с механизации традицио(2)ой текстильной промышленности. Особе(3)о большое значение имело изобретение паровой машины английским инженером Джеймсом Уаттом, в честь которого была назва(4)а единица мощности – ватт.

1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 1,3 4) 1,2,4

17. Имя новому художестве(1)ому направлению дал его злейший противник, писатель и журналист Фаддей Венедиктович Булгарин, писавший, что «г. Некрасов принадлежит к новой, то есть натураль-ной литературной школе». И в другом месте: «Нынешняя так называемая новая школа (уж подли(2)о школа!) мучит и терзает нас…» Но тут произошло неожида(3)ое: выражение «натуральная школа», которое Булгарин и его союзники употребили в качестве бра(4)ой клички, было подхваче(5)о самими участниками нового направления!

1) 1,2,3,4,5 2) 1,2,3,4 3) 1,3 4) 2,4

1) 1,3,4 2) 2,3,4 3) 1,2,3 4)1,2,4

1) 1,2,3 2)2,3,4 3) 1,3 4) 1,2,4

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3

22. Парадный портрет должен был вызывать у совреме(1)иков и потомков восторже(2)ые чувства, поэтому изображё(3)ый на нём человек освобождался от всего будничного.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3

1) 1, 2 2) 2 3) 1 4) 1, 2, 3

1) 1 2) 1,2 3) 3 4) 1,2,3,4

1) 1,2 2) 2 3) 3,4 4) 1,3,4

1) 1,2 2) 2 3) 3 4) 1,2,3

Источник

Диагностика по чтению 3 класс. Текст Пират.

Проверочная работа по чтению № 1 /вариант 1/

Прочитай текст «Пират». Выполни задания.

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста, и отметь его ˇ.

Бревенчатая избушка пастуха стояла в центре села.

Пират был породистой собакой.

Весной старик вернулся к своему стаду.

Зимой Пират жил в конуре.

2. Объясни, почему старик назвал пса Пиратом.

Старик назвал пса Пиратом

3. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.

Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

___ Сникший уж было старик ожил, пошёл на поправку.

___ Пёс стал старику незаменимым и надёжным помощником.

_1_ Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху.

___ Собака-то как раз и выручила.

___ Но однажды старик заболел.

4. Старик не прогнал собаку. Как ты думаешь, почему?

Отметь свой ответ ˇ.

потому что его изба стояла на краю села и ему нужен был сторож

потому что у него была старая заброшенная конура

потому что Пират был преданным и смышлёным псом

потому что он был добрым человеком и пожалел собаку

5 Выпиши из текста предложение, в котором рассказывается об изменениях, которые произошли с Пиратом вскоре после того, как он стал жить со стариком.

6. Почему старик не мог сам пойти за дровами?

Отметь свой ответ ˇ.

потому что решил научить Пирата приносить дрова

потому что он болел и него не было сил

потому что во время пурги он очень сильно замёрз

потому что он хотел проверить Пирата на смышлёность

7. Пират был очень умным псом Приведи два примера его действий и поступков, которые подтверждают это.

8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «с лютыми ветрами и метелями»? Отметь свой ответ ˇ.

9. Как можно заменить выделенное слово в предложении: «А кто поручится, что ты не сбежишь?» Отметь свой ответ ˇ.

10.Как ты понимаешь выражение «угрюмый на вид» в предложении «Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху, одинокому, угрюмому на вид человеку»? Отметь свой ответ ˇ.

11.Автор называет Пирата разными словами, например, дворняжка. Найди в тексте еще не менее 3 слов и запиши их.

Пират, дворняжка, _____________________________________________

12. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

Отметь свой ответ ˇ.

Рассказы о природе

Рассказы о дружбе и верности

13. Объясни, как ты понимаешь предложение: «Сникший уж было старик ожил».

14. Как появление Пирата изменило характер пастуха?

Выпиши из текста то место, которое доказывает твой ответ.

15.Какие чувства испытывает Пират к старику? Отметь свой ответ ˇ.

жалости и привязанности

отчаяния и надежды

преданности и любви

страха и недоверия

16. О чем главным образом хотел рассказать автор?

Отметь свой ответ ˇ.

об одиноком пастухе

о бездомной беспородной собаке

о дружбе человека и собаки

17. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста? Отметь свой ответ ˇ.

Пират оказался собакой на редкость преданной и смышлёной.

Старик пожалел пса, мол, ладно, живи, и со двора не прогнал.

Так и живут они, деля печали и радости, помогая друг другу.

Даром, что простая и беспородная дворняга, Пират верой и правдой нёс свою службу.

18. Какова главная мысль этого текста? Отметь свой ответ ˇ.

Любую собаку можно дрессировать.

Когда есть друг, жизнь становится лучше.

Бездомным собакам очень плохо живётся.

Пастуху нельзя пасти свое стадо без собаки.

19. Докажи, что пословица «Что посеешь, то и пожнёшь» подходит к этому произведению.

20. Как ты думаешь, если бы Пират умел говорить, о чём бы он рассказал старику? Напиши об этом.

Эта дворняжка невесть откуда появилась в селе, хромая и одноглазая. Она осторожно передвигалась на трёх лапах, явно оберегая повреждённую. Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху, одинокому, угрюмому на вид человеку. Старик пожалел пса, мл, ладно, живи, и со двора не согнал.

Бревенчатая избушка пастуха стояла в самом конце села. Здесь и прижился пёс, которого с первого же дня старик окрестил Пиратом за его единственный глаз. Нашлась для него и конура, хоть старая и заброшенная. В ней когда-то обитали прежние сторожа многолюдного дома.

Шли дни. Силы и здоровье возвращались к собаке, зажила лапа, а единственный глаз уже не выражал прежнюю боль и обиду. К тому же одноглазый Пират оказался собакой на редкость преданной и смышлёной. Повсюду он сопровождал старика, деля с ним все тяготы и заботы. Охраняя стадо, проявлял немало старания и изобретательности: вовремя возвращал в стадо отставших и потерявшихся животных.

С утра до вечера старик и его четвероногий друг были неразлучны. Вместе ещё затемно уходили со двора, вместе усталые возвращались вечером домой. Пёс стал старику незаменимым и надежным помощником. Даром, что простая и беспородная дворняга, Пират верой и правдой нёс свою службу. Да и сам хозяин привязался к питомцу. В часы отдыха любил подолгу разговаривать с ним так, словно он был своим, близким человеком. И казалось старику, что умная собака понимает его: сочувствует в горе, разделяет радость. А односельчане заметили, что унылый прежде пастух стал веселее, разговорчивей, глаза потеплели. Словно бы, душа у него оттаяла…

Пролетело лето, отшумела дождями осень. Зима случилась морозная, с лютыми ветрами и метелями. Пастух забрал собаку в дом: вдвоём и теплее, и веселее. Но однажды старик заболел. Сил его хватало только на самые необходимые домашние дела. А тут ещё печь. Не топить нельзя – замёрзнешь в такую стужу. Хорошо, что с осени были впрок заготовлены дрова. Да вот беда: сложенные в сенях поленья уже на исходе, а поленница дров в самом дальнем углу двора, под навесом. Пурга же, как назло, не утихала уже которые сутки. Про такую погоду обычно говорят: собаку на улицу не выгонишь.

Собака-то как раз и выручила. Уж как сумел хозяин объяснить, что от неё требовалось, трудно сказать. Только с этого дня старик уже не знал заботы с дровами. Достаточно ему было подойти к печи и погреметь на ладони спичечным коробком, как Пират немедленно устремлялся к двери, ожидая, когда хозяин отодвинет засов. Вытянув из поленницы очередное полешко, пёс в зубах нёс его в дом, клал у печи и тут же спешил за следующим…

В доме стало тепло и уютно. Сникший уж было старик ожил, пошёл на поправку. А к весне он настолько окреп, что снова вернулся к своему стаду. На пару с Пиратом, конечно. Да и как иначе? Ведь только с верным другом жизнь в радость. Так и живут они, деля печали и радости, помогая друг другу.

Источник

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Пересказ с цитатами из текста.

казалось пират ждал что хозяин неожиданно появится. %D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD. казалось пират ждал что хозяин неожиданно появится фото. казалось пират ждал что хозяин неожиданно появится-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD. картинка казалось пират ждал что хозяин неожиданно появится. картинка %D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD.

Горе тебе, Вавилон, город крепкий

«Господин из Сан-Франциско – имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил – ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения». Так начинается произведение.

Господин избрал маршрут:

Декабрь, январь – Южная Италия ( солнце, древние памятники, любовь молоденьких неаполитанок);

далее – карнавал в Ницце, в Монте-Карло (здесь моно увидеть отборное общество);

Автор с иронией пишет о том, чем же занимается это общество: азартными продажами, парусными гонками, флиртом, стрельбой голубей ( голуби «очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же стукаются белыми комочками о землю»)

В начале марта – Флоренция. Далее – Рим, Венеция, Париж, Афины, Константинополь, Палестина, Египет, и даже Япония. Планы грандиозные!

Начало путешествия было отличное.

Конец ноября, Гибралтар, Пароход – «Атлантида», похожий на громадный отель со всеми удобствами. Жизнь здесь текла размеренно, спокойно, по заведённому плану: вставали, ели, гуляли, отдыхали.

Далее идёт описание ночного океана: «Океан, ходивший за стенами, был страшен». Но о нем не думали. Играл оркестр в зале, «празднично залитой огнями».

Первое описание внешности господина: «Смокинг и крахмальное белье очень молодили господина из Сан-Франциско. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова».

Семья господина: «Богато, но по годам была одета его жена, женщина крупная, широкая и спокойная; сложно, но легко и прозрачно, с невинной откровенностью – дочь, высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных…»

И снова тревожное описание океана: «Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы…»

А в трюме работали люди, чтобы обеспечить комфорт отдыхающим, и труд их был тяжёл: «…подводная утроба парохода, – та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени».

В баре же все беззаботно отдыхали. Обращала на себя «изящная влюбленная пара, за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья: он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно, что только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле».

Появился на борту новый пассажир, возбудивший всеобщий интерес – «наследный принц одного азиатского государства, путешествовавший инкогнито, человек маленький, весь деревянный, широколицый, узкоглазый, в золотых очках, слегка неприятный».

Дочь господина была случайно представлена принцу, и они вели беседу. «…он был совсем не хорош собой и странен», но девушка слушала его с большим волнением, ведь в нём «текла древняя царская кровь». Господин же поглядывал на блондинку, знаменитую красавицу.

Как относилась на корабле к господину обслуга? «Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой, таскали его вещи, звали для него носильщиков, доставляли его сундуки в гостиницы. Так было всюду».

Вот и Неаполь. Оркестр встречает приплывающих. Но вскоре жизнь и в Неаполе тотчас же потекла по заведенному порядку: завтрак, осмотр достопримечательностей, иногда довольно скучный, медленное движение по узким улочкам, обед. Автор не описывает восхищение героя посещением Неаполя: всё однообразно, «одно и то же».

Да и погода стояла как никогда пасмурная, дождливая, «утреннее солнце каждый день обманывало». В такую погоду «город казался особенно грязным и тесным, музеи чересчур однообразными».

Господин и госпожа из Сан-Франциско стали по утрам ссориться.

Все уверяли, что совсем иначе на Капри: «там и теплей, и солнечней, и лимоны цветут, и нравы честнее, и вино натуральней». Семья господина решила съездить туда.

Описание природы: «В день отъезда, – очень памятный для семьи из Сан-Франциско! – даже и с утра не было солнца. Тяжелый туман до самого основания скрывал Везувий…»

Семья господина очень тяжело пережила качку на маленьком пароходике. А за окнами был всё тот же дождь. Господин из Сан-Франциско чувствовал себя «так, как и подобало ему, – совсем стариком».

Вот и Капри. «…опять было похоже, что это в честь гостей из Сан-Франциско ожил каменный сырой городок на скалистом островке в Средиземном море, что это они сделали таким счастливым и радушным хозяина отеля, что только их ждал китайский гонг, завывший по всем этажам сбор к обеду, едва вступили они в вестибюль». К ним приставили самую красивую и умелую горничную, самого видного из лакеев самого расторопного коридорного, маленького и полного Луиджи.

Почему-то тревожно стало дочери господина: «сердце ее вдруг сжала тоска, чувство страшного одиночества на этом чужом, темном острове…».

В номере отеля господин повеселел, стал готовиться к обеду. Он «повсюду зажег электричество, …стал бриться, мыться» — будто шёл под венец. Все вокруг были почтительны, вежливы, готовы были исполнить любое желание.

Господин вышел из номера, направился к читальне, чтобы посидеть в ней до обеда. «Он быстро пробежал заглавие некоторых статей, прочел несколько строк о никогда не прекращающейся балканской войне, привычным жестом перевернул газету, – как вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа… Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха – и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом – и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то».

Немец, сидевший в читальне, закричал, переполошил всех. Не будь его, хозяева гостиницы быстро бы замяли происшествие, «мгновенно, задними ходами, умчали бы за ноги и за голову господина из Сан-Франциско куда подальше».

А господин в это время ещё «настойчиво боролся со смертью, ни за что не хотел поддаться ей, так неожиданно и грубо навалившейся на него».

Его торопливо положили на «кровать в сорок третий номер, – самый маленький, самый плохой, самый сырой и холодный, в конце нижнего коридора». Прибежали дочь и жена.

А в это время «Господин из Сан-Франциско лежал на дешевой железной кровати, под грубыми шерстяными одеялами, на которые с потолка тускло светил один рожок». Он всё ещё хрипел, но вскоре и храп оборвался.

Как изменилось сразу отношение к семье господина! Никакой любезности, никого внимания. Хозяин отеля не разрешил унести господина в номер, так как «всему Капри стало бы известно об этом и туристы начали бы избегать их». Он потребовал сегодня е вечером вывезти тело. Предложил положить его в ящик из – под содовой.

Отель спал. «Мёртвый остался в темноте, синие звезды глядели на него с неба».

На рассвете принесли длинный ящик, извозчик довёз его до парохода (радостный, что господин таким образом дал ему заработок, ведь ночью он так много проиграл в кости).

Пароходик навсегда увозил от Капри семью из Сан-Франциско. «И на острове снова водворились мир и покой».

Далее идёт рассказ о человеке, который очень давно жил на этом острове. Он запутался в своих грязных и жестоких делах: «забрал власть над миллионами людей», «сам растерявшись от бессмысленности этой власти и от страха, что кто-нибудь убьет его из-за угла, наделал жестокостей сверх всякой меры».

Человечество помнило его, со всего света приезжали люди посмотреть на остатки дома, где когда-то жил этот человек.

В то утро приехавшие на Капри именно с этой целью ещё спали, упокоенные тем, что «мертвого старика из Сан-Франциско, тоже собиравшегося ехать с ними, но вместо того только напугавшего их напоминанием о смерти, уже отправили в Неаполь».

Но уже торговал рынок – рыбой и зеленью. «…без всякого дела, стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии». Он уже продал вой улов и спокойно прогуливался, «с царственной повадкой поглядывая вокруг, рисуясь своими лохмотьями».

А по горной дороге спускались «два абруццских горца». У одного в руках была волынка у другого- цевница.

Как меняется описание природы, когда автор говорит о простых людях! Вокруг – свет, солнце, радость.

«Шли они – и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простирались под ними». Вокруг: « сказочная синева», «ослепительное солнце», «туманно-лазурные» массивы гор, «красоту которых бессильно выразить человеческое слово».

Горцы остановились у стен церкви Монте-Соляро, обнажили головы и стали произносить «хвалы их солнцу, утру, ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире, и рожденному от чрева ее в пещере Вифлеемской, в бедном пастушеском приюте, в далекой земле Иудиной…».

Тело мёртвого старика возвращалось домой.

«Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового пакгауза в другой, оно снова попало, наконец, на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет. Но теперь уже скрывали его от живых – глубоко спустили в просмоленном гробе в черный трюм».

Корабль отправился в обратный путь, на его борту продолжали жить обычной жизнью.

Заключительные строки произведения.

«Бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара. Дьявол был громаден, как утес, но еще громаднее его был корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем… В самом низу, в подводной утробе «Атлантиды», тускло блистали сталью, сипели паром и сочились кипятком и маслом тысячепудовые громады котлов и всяческих других машин, той кухни, раскаляемой исподу адскими топками, в которой варилось движение корабля… А средина «Атлантиды», столовые и бальные залы ее изливали свет и радость, гудели говором нарядной толпы, благоухали свежими цветами, пели струнным оркестром».

И опять мучительно извивалась пара нанятых влюбленных: грешно скромная, хорошенькая девушка с опущенными ресницами, с невинной прической и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изящнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке – красавец, похожий на огромную пиявку.

И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку, ни того, что стоит гроб глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжко одолевающего мрак, океан, вьюгу…»

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *