казанский гипронииавиапром чем занимается
Казанский гипронииавиапром чем занимается
Казанский Гипронииавиапром имени Б.И. Тихомирова в настоящее время представлен корпоративной структурой, включающей головной институт, его филиальную сеть (в Москве, Нижнем Новгороде, Казани) и три дочерних компании, которые специализируются на конкретных видах деятельности. С 2012 года институт, его филиалы и дочерние компании выполняют полный цикл работ по модернизации материальной базы предприятий авиационной промышленности, приборостроения и радиоэлектроники. Инвестиционно-строительный филиал выполняет функции технического заказчика и генерального подрядчика. Поставкой технологического и инженерного оборудования занимается ООО «Инжиниринговая компания «Казанский Гипронииавиапром». Для выполнения работ по монтажу, пуско-наладке и гарантийному обслуживанию оборудования создана дочерняя компания – ООО «Сервисный центр «Казанский Гипронииавиапром».
Группа компаний АО «Казанский Гипронииавиапром» имени Б.И. Тихомирова» является ведущей проектно-строительной организацией оборонно-промышленного комплекса России и осуществляет проектирование промышленных предприятий и объектов гражданского назначения, разработку проектов реставрации и реконструкции памятников истории и культуры, инженерные изыскания, авторский надзор за строительством, выполнение функций технического заказчика и генерального подрядчика, поставку технологического оборудования.
Казанский Гипронииавиапром имени Б.И. Тихомирова имеет опыт работы по заказам в Северной Корее, Ираке, Индии, Иране, Югославии, Венесуэле, Китае, Перу, Вьетнаме. Совместные проекты разрабатывались с проектировщиками Италии, Финляндии, Черногории, Франции, Турции, Югославии, Швеции.
Институт имеет свидетельства о допуске ко всем видам работ по подготовке проектной документации и инженерным изысканиям, в том числе по особо опасным и технически сложным объектам, и вправе выполнять функции генерального проектировщика (без ограничения стоимости договора), технического заказчика, генерального подрядчика по строительству, в том числе особо опасных и технически сложных объектов. В институте функционирует и сертифицирована система менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ ISО 9001 – 2011 (ISO 9001:2008).
3D-проектирование уверенно входит в жизнь проектировщиков и широко применяется с 2011 г. при проектировании сложных объектов, таких как БСА «Лужники», здания IT-города «Иннополис», НТЦ ПАО «Татнефть в Сколково», «Инструментальный завод – Пермские моторы», «Электродепо «Лихоборы», объектов линейной инфраструктуры «Ворота Байкала». Сегодня полным ходом ведутся работы по BIM- технологии по объектам ПАО «Туполев».Специалисты института являются победителями Открытого конкурса проектов Autodesk Innovation Awards Russia 2014 и 2015 гг. Первое место BIM-технологии 2016 г., а также является компанией BIM-лидером 2016, 2019 гг.
Институт продолжает развиваться, модернизируя производственные процессы и, тем самым, укрепляя свои лидирующие позиции и масштабные планы.
«Никто насильно не отбирал»: Казанский Гипронииавиапром получил Анатолий Сердюков?
Интрига с продажей Казанского Гипронииавиапрома разрешилась. Как стало известно «БИЗНЕС Online», 50% + 1 акция института теперь у оборонного магната Виктора Григорьева: КазГАП отныне в его холдинге «Технодинамика», который входит в авиационный кластер «Ростеха» во главе с Анатолием Сердюковым. Гарантией того, что с институтом при новом собственнике все будет в порядке, служит крайняя заинтересованность Татарстана в модернизации Казанского авиазавода силами местных проектировщиков и строителей.
Казанский Гипронииавиапром, большая часть акций которого, по неофициальным данным, принадлежала генеральному директору Борису Тихомирову (в центре), продан. Сделка состоялась в августе Фото: «БИЗНЕС Online»
ПЕРСОНАЖИ МИХАИЛА ВЕЛЛЕРА ШТУРМУЮТ КАЗАНЬ
Казанский Гипронииавиапром (КазГАП), большая часть акций которого, по неофициальным данным, принадлежала генеральному директору Борису Тихомирову, продан, сообщили источники «БИЗНЕС Online» в авиапроме. По их информации, 50% + 1 акцию получили структуры владельца московского НК Банка Виктора Григорьева. Сделка состоялась в августе. Мы предложили обеим сторонам прокомментировать эту информацию, но на момент выхода статьи ответа не получили.
Григорьев — личность хотя и не особо публичная, но в оборонке очень известная. Некогда он был партнером Сергея Недорослева, создавшего группу «Каскол», владевшую акциями важнейших оборонных предприятий (Улан-Удэнский и Иркутский авиазаводы, Ростовский вертолетный завод, РКК «Энергия», ЦКБ «Лазурит» и так далее; историю создания группы иронично изложил Михаил Веллер в рассказе «Самолет»). В 2005 году генеральный директор «Оборонпрома» Денис Мантуров (ныне министр промышленности и торговли РФ) предложил Григорьеву возглавить дирекцию вертолетных программ, так что холдинг «Вертолеты России» в том числе и его детище.
В Татарстане бизнесмен известен прежде всего по громкому делу ОКБ им. Симонова, и, по некоторым данным, сегодня банкиру опосредованно принадлежит около 40% акций бюро. При этом Григорьев через НК Банк владеет 48,65% акций Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), которому симоновцев заставили передать тему военного беспилотного комплекса «Альтиус». Для этого в Казани даже создали филиал данного предприятия.
50% + 1 акцию получили структуры владельца московского НК Банка Виктора Григорьева: КазГАП отныне в его холдинге «Технодинамика», который входит в авиационный кластер «Ростеха» Фото: © Сергей Субботин, РИА «Новости»
Утверждают, что Григорьев хотя и самостоятельный бизнесмен, его правильно воспринимать как одно из ближайших доверенных лиц генерального директора «Ростеха» Сергея Чемезова. В связи с КазГАПом особенно любопытна информация о том, что в конце 2018 года григорьевская группа «Динамика» стала стратегическим инвестором госкорпорации — купила у нее на закрытом аукционе за 14 млрд рублей 75% минус 1 акцию холдинга «Технодинамика». Блокпакет остался у «Ростеха», и холдинг продолжает входить в состав его авиационного кластера, который возглавляет бывший министр обороны Анатолий Сердюков. Аналитики тогда предположили, что все дело в санкциях, под которыми находится «Технодинамика» как один из важнейших активов российского ОПК: передача контрольного пакета частному инвестору снижает риск попадания под более жесткие ограничительные меры со стороны Запада (этого могут избежать компании, где доля «Ростеха» меньше 50%).
По данным «БИЗНЕС Online», «Технодинамика» и стала владельцем контрольного пакета КазГАПа. Сколько он может стоить? Как полагает аналитическая служба нашей газеты, если отталкиваться от результатов 2016 года (а это последняя открытая отчетность института), то есть учитывать собственные чистые средства КазГАПа (814 млн рублей) и среднюю прибыль в 2013–2016 годах, то приблизительную стоимость института можно оценить в 1,5 млрд рублей.
Как бы то ни было, теперь казанским институтом распоряжаются Григорьев и стоящий над холдингом Сердюков. Но зачем им понадобился КазГАП?
В «Технодинамику» входит 35 компаний авиационной и космической промышленности, которые проектируют и выпускают комплектующие, агрегаты, тренажеры, беспилотники Фото: © Михаил Воскресенский, РИА «Новости»
ПОКУПАТЕЛИ С БОЛЬШОЙ ТАТАРСКОЙ УЛИЦЫ
Возглавляет «Технодинамику» наш земляк — Игорь Насенков. Родился он в 1975 году в Набережных Челнах, в 1997-м окончил Камский политехнический институт Фото: president.tatarstan.ru
В 2017 году холдинг получил 31,5 млрд рублей консолидированной выручки и 3,7 млрд прибыли. К 2025-му выручка должна достигнуть 129 млрд рублей, но еще раньше «Технодинамика», по концепции «Ростеха», должна войти в первую пятерку мировых авиакомпонентных лидеров. Заявлено, что холдинг будет интегрироваться в глобальную авиастроительную отрасль и приобретать международную репутацию через партнерство с мировыми лидерами по производству агрегатов. Компания планирует стать поставщиком 2–4 уровней для Airbus, Boeing, Embraer, Bombandier.
Насенкова до недавнего времени часто называли правой рукой гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» Николая Колесова Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Савостьянов
Небезынтересно и то, что возглавляет «Технодинамику» наш земляк — челнинец Игорь Насенков, которого до недавнего времени часто называли правой рукой еще одного небезызвестного татарстанца — генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николая Колесова (по примечательному совпадению в Москве офис холдинга «Технодинамика» располагается на Большой Татарской улице). Насенков родился в 1975 году в Набережных Челнах. В 1997-м окончил Камский политехнический институт по специальности «экономика и управление на предприятии». Трудовой путь начал в Когалыме — начальником отдела маркетинга филиала Белорецкого металлургического комбината. В 2000–2005 годах — на КАМАЗе: начальник производства вспомогательных цехов, директор департамента закупок «КАМАЗ-Металлургии». До 2008-го — коммерческий директор октябрьского завода «Автоприбор». Далее — советник министра имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства Амурской области, первый заместитель областного министра экономического развития, промышленности и ТЭК. В 2009 году назначен первым заместителем гендиректора КРЭТ. С декабря 2016-го — гендиректор «Технодинамики».
Как уверяют эксперты, в России нет гипроинститута более квалифицированного, чем КазГАП, поэтому к его услугам прибегают и вертолето-, и авиастроители, и двигателисты, и ракетчики Фото: «БИЗНЕС Online»
Гипронииавиапром продали из-за кассового разрыва при модернизации Казанского авиазавода
КазГАП специализируется именно на комплексном подходе к модернизации производств. К примеру, в разработанной институтом программе реконструкции и перевооружения Казанского авиазавода (КАЗ) — обновление всех основных производств (сборочного, заготовительно-штамповочного, гальванического и термического, сварочного), энергетики, летно-испытательного комплекса, а также строительство нового корпуса агрегатной и окончательной сборки, инженерного центра, топливо-заправочного и ангарного комплексов. Как уверяют эксперты, в России нет гипроинститута более квалифицированного, чем КазГАП, поэтому к его услугам прибегают и вертолето-, и авиастроители, и двигателисты, и ракетчики. Словом, приобретение Гипронииавиапрома нельзя связать только с желанием Чемезова и Сердюкова получать прибыль от деятельности института. К тому же ценность покупки возрастает в связи с грядущим тотальным переформатированием (в том числе обновлением предприятий) российского авиастроения, о котором заявил все тот же Сердюков — председатель совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации, которую сегодня вливают в «Ростех».
Приобретение КазГАПа нельзя связать только с желанием Чемезова (второй слева) и Сердюкова (справа) получать прибыль. Ценность покупки возрастает в связи с грядущим тотальным переформатированием российского авиастроения Фото: «БИЗНЕС Online»
К тому же если ранее КазГАП специализировался в первую очередь на военно-промышленном проектировании, то сегодня в его активе — ряд знаковых гражданских объектов: Дворец водных видов спорта, терминалы аэропорта «Казань», жилой комплекс «Магеллан», все крупные объекты Иннополиса и т. д. «Из узкоспециализированного института ГАП превратился в фирму, которой по плечу любые проекты — и жилищные, и планировки территории. Мне кажется даже, что гражданки у него сегодня больше, чем военки, — обрисовал в беседе с „БИЗНЕС Online“ достоинства института завкафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич. — Борис Иванович (гендиректор КазГАПа Борис Тихомиров — прим. ред.) собрал сильный коллектив: есть хорошая инженерная часть, неплохие архитекторы. На сегодня в Татарстане — два ведущих крупные проектные работы титулованных института — „Татинвестгражданпроект“ и КазГАП». К тому же сегодня КазГАП стал предприятием полного цикла. Как сказано на его сайте, компания допущена ко всем видам работ по подготовке проектной документации и инженерным изысканиям и вправе выполнять функции генерального проектировщика, технического заказчика, генерального подрядчика по строительству.
Некоторые эксперты полагают, что стремление к многоплановости и подвело компанию, загнав ее в долги. Другие же считают, что институт заманили в долговую ловушку намеренно — при помощи достаточно нехитрых схем, создавших сложности при получении оплаты за уже выполненные работы. Тем более есть сведения о том, что Тихомирова давно склоняли продать институт.
Впрочем, информированные источники «БИЗНЕС Online», уверены, что сделка была полюбовной. «Никто насильно КазГАП у Тихомирова не отбирал, — утверждает один из наших собеседников. — Приход нового собственника объясняется как раз стремлением сохранить институт». Наш собеседник, не вдаваясь в подробности, опроверг версию того, что Гипронииавиапром специально загнали в долги, и подтверждает предположение о том, что институт финансово надорвался в ходе реконструкции КАЗа. «Если бы не было проекта по авиазаводу (а это более 10 контрактов на модернизацию), у ГАПа не возникло бы никаких долгов, — рассказывает наш источник. — Но получилось так, что заказчики тянут в одну сторону, подрядчики (а ГАП, не имея собственных строительных сил, пользовался их услугами) — в другую, а институт — между ними. Произошел кассовый разрыв, потребовались вливания для финансирования стройки, пришлось взять банковские кредиты, а их оказалось невозможно обслуживать».
«Приход нового собственника — это далеко не частное дело ГАПа: модернизация КАЗа для Татарстана — очень значимый имиджевый проект, и важно, чтобы он был сделан именно силами республиканских предприятий» Фото: prav.tatarstan.ru
«наши украсть никому ничего не дадут»
Очевидно, что новые хозяева существенно изменят жизнь института. К лучшему ли — большой вопрос. По словам одного из сотрудников, по понятным причинам пожелавшего сохранить анонимность, после смены владельца стало известно, что работающих пенсионеров собрались увольнять, ожидались и другие непопулярные нововведения. Но, глядя на то, как залихорадило коллектив, новый собственник от изначальных кадровых решений отказался — заявлено, что никого трогать не будут. По крайней мере, пока.
По некоторым данным, в составе акционеров КазГАПа может оказаться татарстанский госхолдинг «Связьинфестнефтехим» (СИНХ) Валерия Сорокина. Ранее источники «БИЗНЕС Online» сообщали, будто на участии СИНХа в делах института настаивали власти Татарстана. Как говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, это могло быть условием РТ, «которая намерена сохранить влияние на актив, продолжить его контроль». «Для Татарстана важно, чтобы институт не просто продолжил работу, но и был зарегистрирован в республике, — отметил аналитик „Финам“ в комментарии „БИЗНЕС Online“, — чтобы платил налоги, чтобы сохранялись рабочие места, чтобы туда на работу приходили выпускники местных вузов, чтобы продолжалось выполнение организацией своих социальных обязательств». Он уверен, что эти вопросы обсуждались и мнение республики учитывается.
Но, как заверил наш источник, приход СИНХа возможен, только если дело пойдет не по согласованному заинтересованными сторонами плану. «Но, думаю, этого не произойдет, — полагает он. — СИНХу, конечно, интересно получить часть такого актива, как ГАП, но вряд ли такой поворот интересен „Технодинамике“». В «Связьинфестнефтехиме» на запрос «БИЗНЕС Online» не ответили.
Шамиль Агеев (в центре): «Мы в Общественной палате всегда говорим: главное — чтобы сохранялся блокирующий пакет. Надо влиять на хозяев, чтобы они отвечали за этот коллектив и данную территорию» Фото: «БИЗНЕС Online»
Источники полагают, что, несмотря на возможные минусы (например срезание социальных программ для коллектива и сокращение штата), КазГАПу изменения пойдут на пользу — его деятельность приобретет по-настоящему федеральный масштаб. «Полноценно загрузить такой институт только в пределах республики невозможно, — поддержал в беседе с „БИЗНЕС Online“ эту точку зрения председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. — КазГАП — один из лучших институтов, которые сохранились в этой отрасли. Сейчас ведь проектантов не найдешь, а данный коллектив способен решать очень большие задачи». Агеев уверен: неважно, где будут объекты КазГАПа, и не стоит опасаться, что контрольный пакет акций института оказался у федералов. «Они же не отбирают, чтобы кончить компанию, а покупают, — уверен Агеев. — Кстати, это показатель того, как хорошо в республике сохранилась оборонка. И потом. наши украсть никому ничего не дадут. Мы в Общественной палате всегда говорим: главное — чтобы сохранялся блокирующий пакет. Надо влиять на хозяев, чтобы они отвечали за данный коллектив и территорию».
В свою очередь, один из наших источников подчеркнул главный момент: «Приход нового собственника — это далеко не частное дело ГАПа: модернизация КАЗа для Татарстана — очень значимый имиджевый проект, и важно, чтобы он был сделан именно силами республиканских предприятий».
Казанский гипронииавиапром чем занимается
Биография акционерного общества «Казанский Гипронииавиапром» имени Б.И. Тихомирова» неразрывно связана с историей нашей страны, с развитием ее промышленности, главным образом авиации, укреплением обороноспособности государства.
Сегодня «Казанский Гипронииавиапром» им. Б.И. Тихомирова» – один из ведущих проектных и научно-исследовательских институтов России, который осуществляет комплексное проектирование предприятий авиационной и других отраслей промышленности, объектов жилищного и гражданского назначения, разрабатывает проекты реставрации и реконструкции памятников истории и культуры, делает необходимые инженерные изыскания, обеспечивает авторский и технический надзор за строительством, занимается поставкой оборудования, выполняют функции генподрядчика.
В самом начале Великой Отечественной войны, уже в июле 1941 года, Правительство СССР приняло Постановление о развертывании авиационной промышленности и ускоренном строительстве авиазаводов в городах Поволжья, Урала, Западной Сибири. В кратчайшие сроки в наш город были эвакуированы Московский авиазавод им. С.П. Горбунова (№ 22), Воронежский моторный завод (№ 16), Ленинградский авиазавод (№ 387).
В первые месяцы войны головной институт Гипронииавиапрома в кратчайшие сроки (всего за 10 дней!) был эвакуирован в ряд городов Советского Союза, в т.ч. и в Казань.
В октябре 1941 г. на территории авиазавода им. С.П. Горбунова из числа специалистов Московского проектного института авиационной промышленности «Гипроавиапром», казанских проектировщиков и работников авиапредприятий нашего города была создана специальная проектная бригада – СПБ-6.
Здание, где располагалось СПБ-6-Казанский филиал “Гипронииавиапром” на ул. Максимова (1948-1957)
Перед ней ставилась задача – обеспечить проектной документацией расширение и реконструкцию действующих в Казани и эвакуированных из Москвы, Ленинграда и Воронежа авиационных заводов с целью значительного увеличения производства боевых самолетов – пикирующих бомбардировщиков Пе-2, бомбардировщиков Пе-8 и двигателей.
Самолеты Пе-2 и Пе-8 казанского производства
Для этого в существующих корпусах казанских заводов производилась перепланировка действующих цехов и производственных участков, заново проектировались и вводились новые технологические линии. Поскольку конструкторы самолетов, двигателей и вооружения постоянно работали над повышением технических и эксплуатационных характеристик изделий, проектировщикам постоянно приходилось участвовать в разработке новых технологических процессов, планировать размещение нового оборудования, проектировать дополнительные производственные площади или производить реконструкцию существующих.
Наряду с разработкой технической документации специалисты бригады принимали непосредственное участие в руководстве работами по реконструкции действующих производств, параллельно решая многочисленные технические и организационные вопросы.
Вместе с заводчанами сотрудники СПБ-6 работали по 11-12 часов в сутки, получая по 600-800 г хлеба и талон на обед в заводской столовой.м
В 1941-1944 годах в составе специальной проектной бригады под руководством московского специалиста, инженера М.И. Пазинича работало до 100 человек. Среди тех, кто здесь трудился со дня основания в военное время, назовем Н.Н. Дегтева (эвакуирован из Воронежа); казанских проектировщиков – В.И. Ларюкова, В.Д. Казанцеву, П.В. Толокнову (Пугачеву), А.Д. Бекбулатову, Г.И. Солдатова; инженеров авиационного и моторостроительного заводов – З.В. Клименко, Б.И. Никонова, А.И. Егорову. В 1944 г. пришла М.С. Кичкировская, впоследствии долгие годы работавшая главным бухгалтером института. В 1944-1947 гг. в СПБ-6 начали (или продолжили) свою трудовую биографию О.А.Грязев – руководитель строительной группы, Н.П. Журавлев, Ю.М. Терехин, топограф А.П. Крюков, главный бухгалтер А.Г.Поташник, сметчик С.А. Семелькин. В 1949 году здесь продолжили свой трудовой путь архитектор Н.А. Победимский (единственный на то время архитектор в составе СПБ-6, участник Великой Отечественной войны) и инженер Ю.Я. Мочалов.
В конце войны специалисты-москвичи возвратились в столицу и число сотрудников бригады сократилось до 30-40 человек. Бригада специалистов-проектировщиков, собственно и давшая институту Казанский Гипронииавиапром путевку в жизнь, внесла свой достойный вклад в дело Победы!
Первый советский стратегический бомбардировщик Ту-4
В 1947 году проектную бригаду, состоящую из строительной и сантехнической групп, возглавил Н.Н. Дегтев. Это было время колоссального напряжения огромной страны, все силы которой были направлены на скорейшее восстановление разрушенной войной промышленности и налаживание мирной жизни. СПБ-6 выполняла проектирование строительства новых и реконструкцию действующих авиационных заводов Казани (КАПО им. С.П.Горбунова, Казанского моторостроительного производственного объединения, Казанского вертолетного завода), чуть позже Саратовского авиационного завода, многих ОКБ И НИИ Советского Союза.
Здание заводоуправления и площадь у КАПО им. С.П. Горбунова
Постановлением Совета Министров СССР № 4490-1786 от 18 октября 1952 г. в связи с дальнейшим развитием авиационных заводов в г. Казани СПБ-6 была преобразована в «Казанский филиал«Гипроавиапром» Министерства авиационной промышленностиСССР. 10 декабря 1964 г. вследствии расширения спектра работ произошла реорганизация головного института в Государственный проектный научно-исследовательский институт авиационной промышленности – «Гипронииавиапром». Согласно приказу № 8 от 14 сентября 1966 г. с 1 января 1967 года было установлено наименование «Казанский филиал «Гипронииавиапром».
История развития отечественной авиационной промышленности показывает, что многие, в т.ч. уникальные оборонные, предприятия были спроектированы казанскими специалистами:Казанское авиационное производственное объединение, выпустившее первый отечественный стратегический бомбардировщик Ту-4, а впоследствии и Ту-160 с изменяемой геометрией крыла, среднемагистральный пассажирский самолет Ту-214, Саратовский авиазавод с производством самолета вертикального взлета Як-38 (таких заводов всего два в мире!), Казанский вертолетный завод, выпускающий самую массовую винтокрылую машину России Ми-8, и многие другие.
Пробный полет Ми-8, 1965, 26 октября
Сборочный цех Саратовского авиационного завода
Решение насущных социально-экономических задач страны всегда являлось приоритетным для института. В 1950-1960-е гг. интенсивное экономическое развитие СССР, строительство в городах Татарии новых промышленных предприятий увеличили
потребность в объемах жилищного строительства. В связи с этим правительство страны сделало в жилищной политике главный упор на строительство малогабаритных пятиэтажных домов из бетонных блоков и силикатного кирпича.
Основной упор на строительство малогабаритных пятиэтажных домов объяснялся и техническими возможностями строительной индустрии: она находилась на достаточно низкой стадии механизации, большая часть работ выполнялась вручную. На строительных площадках для возведения многоэтажных жилых домов не хватало больших башенных кранов, монтажных механизмов и другой техники. Но, несмотря на значительное техническое отставание строительной отрасли от других отраслей промышленности, период руководства страной Н.С. Хрущевым был отмечен высокими темпами жилищного строительства и массовым переходом от коммуналок коридорного и барачного типов к изолированным квартирам.
В целом в хрущевское десятилетие(1956-1965 гг.) в Татарии было построено более чем 1,37 млн кв.м жилья. Почти четверть населения республики справила новоселье, что стало одним из важнейших показателей роста жизненного уровня народа.
В этой огромной работе активно участвовали и проектировщики Казанского филиала «Гипронииаиапром». Они, одними из первых в Советском Союзе, подключились к реализации проекта дома серии 1-605А, разработанного во второй половине 1950-х годовмосковскими специалистами (т.н. «хрущевки»). Это было дешевое и быстро возводимое жилье, в котором так нуждалась в те годы страна! Быстрыми темпами жилищное строительство развивалось и в последующие годы.
Применяя новые индустриальные методы возведения объектов, проектировщики и строители добились сокращения сроков сооружения домов. Так, 80-квартирные дома в крупнопанельном исполнении строились всего за 5-6 месяцев, в кирпичном исполнении – за 8-9 месяцев (ранее 1,2-2 года). Усилия архитекторов, проектировщиков и строителей сосредоточились на дальнейшей индустриализации строительства, проектировании более совершенных жилых и культурно-бытовых зданий, проведении комплексного благоустройства жилых микрорайонов. В этот период все больше внимания стало уделяться улучшению композиции застройки путем возведения многоэтажных домов с более красивыми фасадами, проведения полного благоустройства микрорайонов.
Одним из первых эти подходы были опробованы в Ленинском и Советском районах Казани, затем в Нижнекамске, Набережных Челнах, Зеленодольске и Альметьевске. В целом в период до 2000г. по проектам института были построены жилые дома общей площадью более 2,6 млн кв. м!
Непрерывный рост объемов капитального строительства требовал дальнейшего совершенствования системы управления, развития базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов. За годы восьмой пятилетки (1966-1971) была проведена большая работа по улучшению управления строительным производством. В это время появились такие крупные предприятия, как «Главтатстрой» Министерства промышленного строительства СССР, управления строительства «Татэнергострой» и «Татсельстрой», тресты «Промстроительство» и «Оргтехстрой», специализированные управления «Жилстрой» и «Металлургстрой». К концу 1970-х гг. в нашей республике действовало 33 специализированных подрядных организаций, трестов и управлений.
В период 1964-1977 годов Казанский филиал возглавлял Павел Николаевич Горин. В это время было многое сделано для улучшения условий работы сотрудников организации. Благодаря его энергии и настойчивости, поддержке Министерства авиационной промышленности и участию казанских предприятий-партнеров в 1971 году было построено собственное здание на улице Дементьева,1.
На строительстве Казанского филиала “Гипронииавиапром”. 1970-е
Это дало возможность увеличить количество проектировщиков и, как следствие, общие объемы проектных работ. С развитием советского нефтегазового комплекса Казанский филиал «Гипронииавиапром» стал успешно разрабатывать проекты производства передвижных электростанций ПАЭС-2500 для нужд СССР и для экспорта в другие страны. Жизнь вносила свои коррективы в трудовой график института: все чаще при-ходилось заниматься объектами гражданской инфраструктуры. Так, в 1950-1960 гг. по проектам Казанского филиала были построены здания ДК на улице Копылова (им. В.И. Ленина) и на улице Королева (им. М.С. Урицкого), в 1974-м – домостроительный комбинат, продукция которого дала жилье сотням тысяч казанцев, в 1976 г. – здание НИАТ.
1970-1980-е годы бурно развивался отечественный авиа-космический комплекс и по проектам института строились во многих отношениях уникальные заводы и объекты авиационной промышленности с использованием самых передовых технологий, испытательные станции для самолетов, вертолетов и двигателей к ним.
На фоне этих масштабных и значимых работ особо стоит история проектирования и строительства уникального комплекса корпуса 206 на КАПО им. С.П. Горбунова, нескольких корпусов на Казанском моторостроительном производственном объединении – здания гальванического цеха, корпуса точного стального литья и испытательной станции, здания заводоуправления. В итоге на этих предприятиях производственные площади выросли в полтора раза!
Строительство корпуса 206 КАПО им.С.П.Горбунова
По проектам института в те годы было построено несколько корпусов на площадке Казанского вертолетного завода в Московском районе столицы Татарии, обеспечены строительство и реконструкция производственных корпусов на зеленодольских машиностроительных предприятиях. Нельзя не отметить, что хорошая рабочая атмосфера, сложившаяся среди сотрудников проектной организации, особенно в части обмена опытом и профессионального роста специалистов, давала свои плоды. В разное время в институте начинали свою деятельность М.А. Кафиатуллин, А.А. Насыров, В.А. Абрамов, Г.П.Никитин – впоследствии известные и авторитетные специалисты,руководители проектных организаций республики.
Учебное здание КНИТУ им.А.Н.Туполева (КАИ) на улице Большая Красная
Год 1988-й – в стране полным ходом идет «перестройка». Новейшая история в биографии института начиналась в сложных общественно-политических условиях. В стране узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативного движения, начинают создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями.
Со второй половины 1980-х годов объем финансирования института неуклонно снижался, и к 1991 г. он составлял уже менее 10%.
Вот в таких условиях начинал работу на посту руководителя Борис Иванович Тихомиров. За кратчайший срок он должен был стать «топ-менеджером». Кроме заботы о качестве проекта возникли новые проблемы – где и как найти работу, как и чем платить людям зарплату.
Сегодня институт представляет собой удачный и довольно редкий положительный пример – он не развалился, его не перепродали, он не умер, как десятки его коллег по огромной стране. Но это, скорее, не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Большинство предприятий авиастроительного комплекса за прошедшие годы так и не пришли в себя.
Институт достойно пережил очередное российское «смутное» время. Пройдя через горнило «реформ», ему удалось сохранить коллектив, потенциал, отстоять свое «место под солнцем» и обрести новую форму.
Ветры рыночных перемен коснулись и организационной структуры института. В 1991 г. по решению общего собрания коллектива Казанский филиал «Гипронииавиапром» был преобразован в самостоятельный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности «Казанский Гипронииавиапром» (Свидетельство о государственной регистрации № 05-268). В 1993 г. институт был преобразован в акционерное общество закрытого типа «Казанский Гипронииавиапром» (Свидетельство № 597 от 22.12.1993 выдано Министерством финансов Республики Татарстан, Свидетельство о праве собственности на имущество № 194 от 27.01.1994 выдано Государственным комитетом Республики Татарстан по управлению государственным имуществом). В соответствии со статьей 94 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» институт в 1996 году был перерегистрирован в закрытое акционерное общество (ЗАО) «Казанский Гипронииавиапром» (Свидетельство о регистрации № 125/к выдано Регистрационной палатой Республики Татарстан).
Сегодня АО «Казанский Гипронииавиапром» имени Б.И. Тихомирова» представляет cобой яркий пример социального партнерства работодателя и работников. Конференция трудового коллектива в августе 2009 г. приняла очередной коллективный договор, который Федерацией профсоюзов Республики Татарстан был признан лучшим!
В стратегическом плане институт решает две главные задачи
– выпуск качественной проектной продукции и обеспечение достойного уровня жизни своих сотрудников.
Богатая история, уверенное настоящее и прекрасная перспектива АО «Казанский Гипронииавиапром» имени Б.И. Тихомирова» основаны на следующих факторах:
– комплексный подход в решении поставленных перед институтом задач.
– накопленный опыт работы в различных сферах (производство, дороги, жилье, соцкультбыт) позволяет использовать этот ценны багаж в синтезе с современными технологиями и материалами. Институт обладает уникальной базой данных по производителям и поставщикам различного оборудования, материалам и пр. Отсюда
предлагаемые его специалистами решения всегда оправданы с точки зрения экономики, экологии, сроков ввода в эксплуатацию и т.д.;
– наличие необходимых лицензий, допусков, сертификатов (в т.ч. и по работе с режимными объектами) позволяют институту сотрудничать практически с любыми предприятиями и организациями (в т.ч. и зарубежными).
Прошедшие почти 75 лет стали крепким фундаментом, который состоит из богатой истории и опыта людей, собственно, и делающих эту историю!