каждое дыхание да славит господа что означает
Псалтирь 150:6
Толкования:
Блж. Феодорит Кирский
Всякое дыхание да хвалит Господа
Евфимий Зигабен
Всякое дыхание да хвалит Господа
Сим обращением ко всему царепророк побуждает к хвалению и благодарению Бога весь род и всяк возраст человеческий. Ибо дыханием называет душу, а душою выражает целого человека, как частью целое сложное. Итак, Давид призывает верующих в настоящей жизни к хвалению Бога, а в будущее воскресение призывает и неверных к хвалению и прославлению Бога: потому что тогда все и верные и неверные приклонят колено пред Богом и будут хвалить Его.
Евсeвия: Сие слово весьма сообразно с объемом целой книги псалмов, положив печать на все, призывает к хвалению Бога всякое дыхание, как бы в великом теле совокупляет главу с ногами и прочее члены мира сего в одно целое и составляя из всего одну стройность: ибо это может быть целью всего, именно то, чтобы дыхание, расторгнувшее союз и распавшееся на различные противные друг другу свойства, прекратило наконец сие враждебное отношение друг к другу, покорилось одному игу и составляло один лик спасаемых Богом, чтобы всякое дыхание, совокупившись в одно, хотя не при одних и тех же органах, впрочем имея в виду одну цель—Бога, могло воссылать Ему хвалу. Слова Феодорита: Не только Иудеи, но и все люди; ибо, по словам божественного Апостола, Бог не есть Бог одних Иудеев, но и язычников. Итак, в 44м и 100м псалмах сказал: да благословит всякая плоть святое имя Его, а здесь всякое дыхание да хвалит Господа. Но ни там не призывает одну плоть, ни здесь одно дыхание, а и там и здесь повелевается хвалить Бога всех и телом и душою. Достославен конец целого творения псалмов и согласен с целью пророчества; ибо пророчество возвещает спасение народам, и конец пророчества содержит повеление достигнувшим оного хвалить Благодетеля. И мы не только слышим слова сии, но и видим исполнение сего на деле; ибо в каждом городе и селении, и на полях и в самых дальних местах, и на горах и холмах и в необитаемой и совершенной пустынной земле воссылается хвала Богу всяческих.
Посему и мы все должны хвалить и благодарить Бога, и словом, и делом, за все, и всегда: потому что всегдашнее хваление Бога есть дело необходимое для нас разумных людей и всегда требуется от нас, как долг неизбежный; это жертва удобоприобретаемая; это, по Златоусту, служение ангельское. Исполняя сие, мы непреткновенно совершим течение настоящей жизни и получим будущие блага по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с которым Отцу и вместе Святому Духу слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Лопухин А.П.
Всякое дыхание да хвалит Господа
Каждое дыхание да славит господа что означает
хор Валамского монастыря
Всякое дыхание да хвалит Господа.
Хвалите Господа с небес,
хвалите Его в вышних.
Тебе подобает песнь Богу.
Хвалите Его вси ангели Его,
хвалите Его вся силы Его.
Тебе подобает песнь Богу.
Псалом 148
Хвалите Господа с небес,
хвалите Его в вышних.
Хвалите Его, вси Ангели Его,
хвалите Его, вся силы Его.
Хвалите Его, солнце и луна,
хвалите Его, вся звезды и свет.
Хвалите Его Небеса небес и вода, яже превыше небес.
Да восхвалят имя Господне:
яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася.
Постави я в век и в век века, повеление положи, и не мимоидет.
Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны:
огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его,
горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри,
зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты.
Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии, юноши и девы, старцы с юнотами,
да восхвалят имя Господне, яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси.
И вознесет рог людей Своих, песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем, приближающимся Ему.
Псалом 149
Аллилуиа. Воспойте Господеви пeснь нову: хваление его в церкви прпдбных.
Да возвеселится Израиль о сотворшем его, и сынове сиони возрадуются о цари своем.
Да восхвалят имя его в лицe, в тимпанe и псалтири да поют ему.
Яко благоволит Господь в людех своих, и вознесет кроткия во спасeние.
Восхвалятся прпдбнии во славe и возрадуются на ложах своих.
Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их:
сотворити отмщение во языцeх, обличения в людех:
связати цари их путы, и славныя их ручными оковы желeзными:
сотворити в них суд написан. Слава сия будет всeм преподобным его.
Псалом 150
Аллилуиа. Хвалите Бога во святых его, хвалите его во утвержении силы его:
хвалите его на силах (в силах) его, хвалите его по множеству величествия его:
.
Во время Литургии мы слышим фразу: «Всякое дыхание да хвалит Бога». Как её понимать?
Ответ
Прот. Димитрий Смирнов:
Вообще-то, если честно, там «да хвалит Господа», но смысл от этого не меняется, потому что Господь наш – Бог наш.
«Всякое дыхание» – имеется в виду всякое творение Божие. Все создания Божии, которые дышат – и птицы, и земноводные, и животные, и растения, потому что всё, что Бог создал, Он создал для Своей славы.
Бог для нас, Его творений, абсолютно невидим и непостижим, что выражается такими словами: «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин. 1, 18).
Но величие Божие мы можем наблюдать в Его творении. Видим синицу, её красоту – и славим Бога.
И синица, чирикая, славит Бога. И так каждое живое существо.
Красивая раковина славит своего Создателя, потому что моллюск не имеет развитого мозга, он не мог сам такую конструкцию создать. Это Господь.
Или строй улья – насекомое, пчела, не может это создать, это Бог создал. И пчелиный улей с его разумнейшим устройством славит Бога. Славят Бога и все рыбы, и все животные. Всякое дыхание своим существованием славит Господа.
И Богу угодно, чтобы и человек, которому дан великий дар разума, слова, брака, способность познавать Бога, через религию, которую также Бог дал человеку, через стыд и совесть прославлял Бога.
Это призыв ко всей твари.
Но, конечно, славят Бога не только твари, которые представляют собой живых существ. Хвалят Бога и горы, о чём сказано, и реки, и моря. Так что всё, сотворённое Богом, хвалит Его.
Особенно хвалит Бога вселенная.
Каждый, кто смотрит на небо, может это ощутить, видя её бездонную величину и совершенно божественную красоту – особенно в нашей природе и полосе это августовская ночь, которая являет нам величие Бога-Творца.
Я помню меня, маленького ребёнка лет пяти, вид неба привёл в такое состояние, что мне до сих пор памятно это событие, когда я обратил на него внимание.
С тех пор нахожусь под этим впечатлением и, когда оказываюсь перед чистым небом, усеянным звёздами, вспоминаю это детское впечатление, и оно продолжает на меня действовать.
Хвалят Бога и вулканы, вот сейчас Этна извергается. Какая внутри нашей планеты сосредоточена энергетическая мощь, и как Господь устроил, что земная кора эту мощь удерживает в себе, и только в отдельных точках являет нам, что там внутри – такие температуры, которые мы можем только на какие-то секунды воспроизводить с помощью нашей техники. А для Бога это не является чем-то запредельным. Настоящая плазма находится очень близко, и Господь нас сохраняет.
Прот. Александр Березовский: А высшее творение Божие – человек – выпадает из этого общего оркестра.
Прот. Димитрий Смирнов: Да, человеку предстоит путь. Драгоценный дар свободы он должен употребить для того, чтобы тоже своей жизнью прославить Бога. Чтобы люди видели добрые дела человека и прославляли Отца Небесного.
.
Ответ: о.Димитрий Смирнов
Беседа двадцать четвёртая. «Всякое дыхание да хвалит Господа» (о молитве) 322
Благословенные мои чада!
Конечно, ночь больше подходит для молитвы: тишина в природе, человек отдыхает от дневных забот, ум отдыхает от рассеяния и многословия, легче и быстрее сосредоточивается на молитве.
Старец следил, чтобы мы постоянно повторяли молитву. Он не тратил время на теоретические наставления. Говорил мало, но по сути. Как-то он сказал одному брату:
– Чадо, твори молитву, я не слышу, чтобы ты молился вслух.
– Отче, я уже столько лет в монашестве, зачем же молиться вслух?
– Ты что, стесняешься молиться вслух, потому что так обычно молятся новоначальные? А ты, наверное, считаешь себя преуспевшим монахом? Нам должно быть стыдно, если мы не молимся, если наш ум блуждает тут и там, а язык говорит без остановки – вот тогда и перед Богом стыдно, и перед людьми.
Один брат непрестанно повторял молитву и однажды его посетила Благодать Святого Духа; раньше он тоже ощущал благодать, но, скажем, не так явно. После долгого призывания вслух имени Христова его душевные и телесные очи просветились так, что он увидел мир вокруг себя совсем по-другому. Как? Этого он объяснить не мог. Но словно теперь всё, что он видел и слышал вокруг себя, стало чужое и принадлежало другому, сверхъестественному миру. Щебетание птиц, цветы, аромат деревьев, солнце, дневной свет – всё прославляло Бога! Он был словно в Раю. Произошло откровение, явилось таинство, обычно сокрытое от нас, не имеющих духовного зрения. «Всякое дыхание да хвалит Господа!» 325 Царство животных и растений проповедовало славу, великолепие, величие и красоту Божии! Брат наш замер в изумлении и не мог говорить. Из глаз его лились слёзы; он плакал не о грехах, а от радости и умиления, видя красоту Божественную. Как вместить сердцу такое откровение Божественной красоты!
Но ведь и Адам, когда пребывал в Раю Божием, на каждом шагу осязательно созерцал Бога. Дух его радовался и веселился при виде творения Божия; он слышал истинно, что всякое дыхание воспевает Бога.
Видите, что бесы страдают и мучаются, когда произносится имя Христово? Человек, одержимый бесом, катается по земле, изо рта у него идёт пена, он дико вращает глазами и звереет настолько, что несколько человек не могут его удержать, он доходит до того, что разрывает цепи. Как страдает человек, одержимый бесом, точно так же испытывает муки сам диавол, когда кто-нибудь с ревностью творит молитву.
Блажен человек, которому оставлены беззакония его и прощены грехи. Прощаются грехи и исчезают, когда человек призывает на помощь своего Господа и Бога; Христос тогда дарует ему покаяние, обновляющее и возрождающее покаяние через слёзы и сокрушение, а после слёзной скорби ведёт его к скорби радостотворной, к слезам Божественной любви. Из одного состояния переходит в другое. И всё это рождает, всё это производит молитва, одно лишь призывание имени Христова!
Конечно, в начале пути с первых же шагов исповедания и утверждения в уме и сердце имени Христова польза не видна. Виден только труд, напряжение, борьба, видно противоборство бесовских легионов, которые стремятся нас остановить.
Сам труд молитвы в своё время пройдёт, и потом во время устного призывания Божественного имени Христос будет посылать нам утешение. Впоследствии, когда внимание сосредоточится на молитве, когда она станет центром жизни, во время, Богу известное, придёт Посещение и душа почувствует пользу, которой раньше не она ощущала. Невозможно, чтобы очи молящейся души не открылись!
Молитву, как мы сказали в начале «Слова», должно сопровождать бдение, бодрствование. Будем бодрствовать, трезвиться в молитве и созерцании, будем воздерживаться в чувствах, в словах, а главное, в мыслях. Не будем позволять уму блуждать по предметам мира. Когда язык много разговаривает, как может ум пребывать в тишине? Но и когда язык умолкает, а ум всё ещё блуждает тут и там, то как он может подняться до созерцания Божества?
Итак, воздержание и внимание! Будем следить за тем, что говорим, что думаем, как общаемся между собой, как блюдём послушание. Есть ли у нас необходимый страх Божий? Вниманием ли мы своей совести? Контролируем ли её? Обличает ли нас наша совесть за наши дела и помыслы? Проверяем ли мы себя? Как часто повторяем молитву? Ум наш где находится? Сколько я сегодня говорил? С кем общался? Может, у меня вырвалось лишнее слово? И вот по рассмотрении оказывается, что здесь я осудил, там празднословил, здесь гневался, плохо исполнял послушание, показал нерадение, был невнимателен, думал, о чём было бы не надо.
«Согрешил, прости, Боже мой! Согрешил Господу моему! Прости меня, Боже мой, больше этого не повторится! Помоги мне, дай внимание; каюсь. » – так получаешь силу для дальнейшей борьбы. Если будешь внимателен, то с каждым днём станешь преуспевать всё больше и больше и со временем перестанешь впадать в серьёзные прегрешения.
В первую очередь посмотрим, есть ли в нас добродетель смирения. Обратим на неё всё наше внимание! Эгоизм и гордость – главные препятствия на пути добра, а смирение даёт зелёный свет. Красный – гордость, эгоизм, тщеславие, – они не дают нам двигаться вперёд. Дорога откроется, когда с красного света мы переключимся на зелёный.
Как увидеть, что в нас живут гордость и эгоизм? Вот если брат скажет тебе оскорбительное слово или сделает замечание, а ты при этом внутренне возмутишься, расстроишься, в тебе заговорит твоё «я», если ты при этом станешь возражать мыслями или словом, – то это свидетельство того, что у тебя на сердце рана эгоизма и гордости. Слово брата – лекарство; оно попало на рану, и рана заболела. Эта боль хорошая, она принесёт пользу, если, конечно, мы правильно её воспримем. Рана прижигается. Завтра она будет болеть меньше, слово брата уже не будет нас так сильно огорчать; послезавтра ещё меньше, и, в конце концов, боль пройдёт совсем. Но, если мы вместо того, чтобы принять лекарство, будем возмущаться, возражать, обижаться, – тогда рана станет ещё больше. В другой раз в такой же ситуации боль станет ещё сильнее. И если не позаботиться о правильном врачевании, то человек может дойти до того, что будет обижаться на любое слово.
Смирение открывает нам дверь, которой мы входим во внутренняя Божия. Молитва, призывание имени Христова – это наше движение вперёд. Смирение – руль, который направляет молитву на правильный путь, чтобы она была плодотворной. Имя Христово даст смирение; если я произношу это имя с прошением, значит, я человек грешный, страстный, покрыт ранами с ног до головы, разбойник, нечист душой; я слеп, но я взываю ко Христу, чтобы открылись мои глаза, чтобы они просветились, чтобы исцелились раны, чтобы я, больной, наконец выздоровел, чтобы мне очиститься от скверны. Вот почему я призываю Христа, а не потому что я из себя что-то представляю. Что ты можешь из себя представлять!? «Что же имаши, егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися яко не прием?» 339 340 Если всё мы имеем от Бога и самое бытие нам дал Бог, значит, мы – ничто, ноль; значит, существуем мы не сами по себе.
Бог сотворил нас, значит, мы принадлежим Богу. Мы должны служить Господу. Говорю языком? Язык от Бога. Руками тружусь, служу брату, творю дела любви? Руки от Бога. Спешу на послушание? И ноги от Бога. Правильно мыслю о Боге, о людях? И ум сотворён Богом. Следовательно, у меня нет ничего своего. Я есть круглый ноль. Но если Христос перед нулём поставит единицу – получится десять. Десять – значит преуспеяние, значит, я преуспеваю на пути совершенствования. Ноль с единицей приобретает сущность. А когда благословит Бог – приобретает сущность Божественную, приобщается благодати, соединяется с Божеством. Красота освещает ум и сердце человека. Христос царствует. Добродетель поселяется в сердце. Человек становится одно с Господом, всё вокруг исчезает, и он ощущает только Господа в себе!
Но, если человек возгордится, то впадает в ошибки, грехи. Пока не возгордился помысел, падений не будет. Когда же происходит грех, Бог отнимает благодать; подвигаются основания души, происходит внутреннее опустошение. Но когда человек снова смирится, познает своё падение, покается, восплачет, как Пётр, тогда Господь снова пошлёт Своего Духа, и Он возродит и исправит человека. Всё возможно Всесильному Богу!
Потому, когда мы поминаем имя Божие, когда твёрдо стоим на основании смирения, то идём прямым путём к Божественному Престолу, восхищению ума и сердца в Божественные обители. Будем же крепко держать руль в руках, чтобы он не выскользнул, чтобы нам не уклониться от смирения. Мудрование наше должно быть смиренно, невысоко. Я – земля и персть, я – брение и больше ничего. Что ценного в грязи? И люди, и звери ходят по ней. Из этого брения я сотворён, сотворён Великим Творцом, Кто соединил в нас духовное и материальное. С Богом я велик, а без Бога я – всего лишь грязь, попираемая скотами и людьми.
Да царствует в нас имя Христово! Это благословенное и Всеблагодатное имя да станет нашей пищей, питием, одеянием, воздухом, жизнью, сердцем, умом – всем, потому что, когда оно станет для нас всем, тогда мы и приобретём Сотворшего вся. Когда Христос будет царствовать в нашем сердце Своим святым именем, тогда там будет царствовать мир, превосходящий всякое разумение. Христос царствует и вся покоряются: покоряются и страсти, и немощи – это и есть совершенство, бесконечное совершенство. Будем же радоваться даже просто тому, что можем удержать имя Христово, удержать смиренное мудрование, тому, что плачем о своих грехах и ощущаем мир Божий в душе!
Будем подвизаться всей душой! Если Христос будет господствовать в нашей жизни, тогда всё само встанет на свои места: и мысли, и дела, и слова, и отношения с другими людьми – всё встанет на правильный и спасительный путь. Если же с нами не будет Христа, если Он не будет освещать наш путь, тогда всё пойдёт наперекос. Христос или хаос, свет или тьма – третьего не дано. Так учит Христос, так учат Святые отцы.
Будем же произносить вслух имя Христово! Когда монах произносит его вслух – освящается воздух и всё место вокруг. Дело даже не только в личной пользе, этим он приносит пользу и окружающим, которые тоже слышат имя Христово. Может, мой ум озабочен о грехе. Но вот я слышу, как брат рядом произносит имя Христово, он-то, значит, идёт по пути в Царствие Небесное, а я где, чем занят мой ум? В своём ли я разуме? Разве для этого я сюда пришёл? Не для того ли, чтобы исповедовать Христа словом и делом? Так рождается раскаяние, и я тоже начинаю творить молитву. Кто же стал причиной такого изменения? Разве не брат, который рядом вслух творил молитву?
«Нету кошек – мышки пляшут». Когда имя Христово не произносится, бесы влагают нам в ум разные мысли и праздные слова в уста; мы начинаем задевать один другого, пустословить; эти мыслишки подталкивают нас к своеволию, обособлению и способны исказить в нас монашеский образ.
Монастырь силён, когда в нём царствует любовь, когда любовь живёт в наших душах. А когда приходит любовь? Когда царствует Бог любви. Если Христос не будет царствовать в нас, то настоящей любви у нас не будет. Когда люди любят посидеть, поговорить друг с другом о том, о сём, когда у них общие мысли – это тоже называется любовью. Но я говорю не о такой любви. Эта любовь нездоровая; в какой-то момент люди ссорятся и расходятся. Любовь же Христова основана на Христе, и людей соединяет Христос.
Молитвой нам подаются все блага, смирение и братская любовь. Потому и днём и ночью прямо с момента, как мы открываем глаза после сна, нужно исповедовать Христа, Христом дышать и Христом питаться. А когда человек питается и напаивается именем Христовым, то не умирает никогда!
Произнесено в монастыре Филофей 25 июня 1984 года.
*Преподобный старец Иосиф – знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898–1959, в миру – Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобнови- телей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне.
*Новый скит (Νέα Σκήτη) на Святой Горе Афон находится в 20 мин. ходьбы от м-ря Святого Павла (Μονή Αγίου Παύλου – Агиу Павлу), которому и принадлежит. Свою историю скит ведёт с X в. На месте Нового скита, возможно, находился небольшой античный город. В скиту проживали известные подвижники, принадлежавшие к духовному движению коливадов, такие как: св. Никодим Святогорец, Кирилл Философ, Афанасий Месо- лонгский, новомч. Пахомий, старцы Аверкий и Иосиф Исихаст с его сподвижником Арсением Пещерником. Соборный храм (1757 г.) посвящён Рождеству Богородицы. Ныне скит насчитывает 27 калив. В скиту подвизаются 40 монахов. В Соборном храме находятся две чудотворные иконы XIV в.: икона «Патократор» и «Сладкое Лобзание», а также мощи свв. Харалампия, Георгия, Василия Великого, Антипы, Пантелеймона и др. Кроме Соборного храма, в скиту находится также храм в честь Всех Святых.
*Святитель Нектарий Эгинский (Άγιος Νεκτάριος Αιγίνης; 1846–1920) – митрополит Пентапольский. На покое жил в основанном им Троицком женском м-ре на о.Эгина. Один из самых почитаемых в Греции святых, чудотворец. Народная поговорка: «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария». Прославлен в 1961 году. Память – 9 ноября.
*Давид – второй царь Израиля, младший сын Иессея из Вифлеема. Царствовал 40 лет (ок. 1005–965 гг. до Р. X.): царём Иудеи (столица в Хевроне), затем – царём объединённого царства Израиля и Иудеи (столица в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого вышел Иисус Христос. С помазанием на царство на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём ( 1Цар.16:1–13 ). Почитается пророком ( Деян.2:30 ) и героем веры (Евр.п:32), мужем по сердцу Божьим и Праотцем «Сына Давидова» ( Деян.13:22 ; Μφ.1:1,6; Мф.9:27; 15:22 ; Рим.1:3 ), который одновременно есть Давидов Господь, Христос ( Мф.22:42–45 ). В этом исполняются данные Давиду обетования ( Лк.1:32,33 ). Автор Псалмов. Память – в первую Неделю (воскресенье) по Рождеству Христову.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 150:6
Свт. Григорий Нисский
Всякое дыхание да хвалит Господа
Свт. Иоанн Златоуст
Всякое дыхание да хвалит Господа
Блж. Феодорит Кирский
Всякое дыхание да хвалит Господа
Да хвалят не Иудеи только, но и все люди; потому что, как говорит божественный Апостол, не «Иудеев Бог токмо, но и языков» (Рим. 3:23). Посему в псалме сто сорок четвертом Пророк сказал: «да благословит всяка плоть имя Святое Его» (Пс. 144:21), а здесь говорит: «всякое дыхание да хвалит Господа». Но и там разумел не одну плоть, и здесь разумеет не одно дыхание, а напротив того и тем и другим, и телом и душею, повелевает песнословить Бога всяческих. Достоин же удивления сей конец целаго творения, и он согласен с целию пророчества. Ибо пророчество проповедует язычникам спасение, а конец пророчества повелевает получившим спасение песнословить Благодетеля. Но мы не слова только слышим, а видим здесь и самыя дела. Ибо в каждом городе, в каждой веси, на полях, в уединениях, на горах и холмах, в местах необитаемых и совершенно пустынных, песнословится Бог всяческих.
А я читающих книгу сию прошу, если покажется что истолкованным хорошо и удачно, пожинать от сего пользу, а если где не постигли мы сокровенных таин Духа, не слишком укорять нас. Ибо, что могли найдти, то не скупясь предложили всем; чему сами научились у отцев, то потщились сообщить потомству. Мы понесли труд, а другим приносим без труда почерпаемую пользу, и их умоляю вознаградить труд сей молитвами, чтобы нам, подкрепляясь ими, к словам приложить и дела, и приобрести ублажение за то и другое. Ибо сказано: «иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небеснем» (Мф. 5:19). Сего Царствия дай Бог сподобиться всем нам о Христе Иисусе Господе нашем, с Которым подобает слава Отцу со Святым Духом во веки! Аминь.
Евфимий Зигабен
Всякое дыхание да хвалит Господа
Сим обращением ко всему царепророк побуждает к хвалению и благодарению Бога весь род и всяк возраст человеческий. Ибо дыханием называет душу, а душою выражает целого человека, как частью целое сложное. Итак, Давид призывает верующих в настоящей жизни к хвалению Бога, а в будущее воскресение призывает и неверных к хвалению и прославлению Бога: потому что тогда все и верные и неверные приклонят колено пред Богом и будут хвалить Его.
Евсeвия: Сие слово весьма сообразно с объемом целой книги псалмов, положив печать на все, призывает к хвалению Бога всякое дыхание, как бы в великом теле совокупляет главу с ногами и прочее члены мира сего в одно целое и составляя из всего одну стройность: ибо это может быть целью всего, именно то, чтобы дыхание, расторгнувшее союз и распавшееся на различные противные друг другу свойства, прекратило наконец сие враждебное отношение друг к другу, покорилось одному игу и составляло один лик спасаемых Богом, чтобы всякое дыхание, совокупившись в одно, хотя не при одних и тех же органах, впрочем имея в виду одну цель—Бога, могло воссылать Ему хвалу. Слова Феодорита: Не только Иудеи, но и все люди; ибо, по словам божественного Апостола, Бог не есть Бог одних Иудеев, но и язычников. Итак, в 44м и 100м псалмах сказал: да благословит всякая плоть святое имя Его, а здесь всякое дыхание да хвалит Господа. Но ни там не призывает одну плоть, ни здесь одно дыхание, а и там и здесь повелевается хвалить Бога всех и телом и душою. Достославен конец целого творения псалмов и согласен с целью пророчества; ибо пророчество возвещает спасение народам, и конец пророчества содержит повеление достигнувшим оного хвалить Благодетеля. И мы не только слышим слова сии, но и видим исполнение сего на деле; ибо в каждом городе и селении, и на полях и в самых дальних местах, и на горах и холмах и в необитаемой и совершенной пустынной земле воссылается хвала Богу всяческих.
Посему и мы все должны хвалить и благодарить Бога, и словом, и делом, за все, и всегда: потому что всегдашнее хваление Бога есть дело необходимое для нас разумных людей и всегда требуется от нас, как долг неизбежный; это жертва удобоприобретаемая; это, по Златоусту, служение ангельское. Исполняя сие, мы непреткновенно совершим течение настоящей жизни и получим будущие блага по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с которым Отцу и вместе Святому Духу слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Лопухин А.П.
Всякое дыхание да хвалит Господа