каждый может лишь то что он может
Артур Шопенгауэр
Точность | Выборочно проверено |
Артур Шопенгауэр (нем. Arthur Schopenhauer ; 1788—1860) — немецкий философ.
Содержание
Цитаты [ править ]
«Parerga и Paralipomena», 1851 [ править ]
Так как всё существующее и происходящее существует и происходит непосредственно лишь в сознании человека, то, очевидно, свойства этого сознания существеннее всего и играют более важную роль, чем отражающиеся в нём образы. Все наслаждения и роскошь, воспринятые туманным сознанием глупца, окажутся жалкими по сравнению с сознанием Сервантеса, пишущего в тесной тюрьме своего Дон-Кихота. — перевод: Ю. И. Айхенвальд
Weil nämlich Alles, was für den Menschen da ist und vorgeht, unmittelbar immer nur in seinem Bewußtsein da ist und fiir dieses vorgeht; so ist offenbar die Beschaffenheit des Bewußtseins selbst das zunächst Wesentliche, und auf dieselbe kommt, in den meisten Fällen, mehr an, als auf die Gestalten, die darin sich darstellen. Alle Pracht und Genüsse, abgespiegelt im dumpfen Bewußtsein eines Tropfs, sind sehr arm gegen das Bewußtsein des Cervantes als er in einem unbequemen Gefängnisse den Don Quijote schrieb. [1]
Статьи о произведениях [ править ]
О Шопенгауэре [ править ]
Шопенгауэр — мастер языка. Этим определяется и его мышление Его непременно нужно читать ради одного только языка.
Schopenhauerowski pesymizm, wymierzony niegdyś przeciwko Leibnizowskiej czy Heglowskiej wierze w racjonalny charakter wszechświata, powraca teraz jako oręż z jednej strony przeciw z gruntu irracjonalnym przeświadczeniom leżącym u podłoża marksizmu, z drugiej — przeciw utopii technokratycznej lub scjentycznej. [2]
Станислав Лем [ править ]
Пожалуй, только один Шопенгауэр напал на след эволюционного расчёта, то есть закона vae victis; но этот расчёт он счёл мировым злом и, назвав его волей, начинил им всю Вселенную со всеми её звёздами. Он не заметил, что воля предполагает выбор, иначе в своих рассуждениях он дошел бы до этики эволюционных процессов, а значит, и до антиномий вашего познания. Но он отверг Дарвина; зачарованный мрачным величием метафизического зла, более созвучного с духом его эпохи, он прибег к слишком далеко идущему обобщению, смешав воедино тело небесное и тело животное.
Bodaj jeden Schopenhauer wpadł na trop ewolucyjnej rachuby jako reguły vae victis, lecz wziąwszy ją za wszechzło, wypchał nim cały świat z gwiazdami, mianując ją wolą. Nie dostrzegł, że wola zakłada wybór; pojąwszy to doszedłby etyki procesów gatunkotwórczych, więc i antynomii waszego poznania, lecz odtrącił Darwina, bo zauroczony ponurym majestatem metafizycznego zła, lepiej mu współbrzmiącego z duchem czasu, sięgnął zbyt wysokiej generalizacji, zmieszawszy w jedno ciało niebieskie i zwierzęce.
Многие из текстов Шопенгауэра сохранили свою ценность не потому, что там есть познавательные достоинства, нет, они оттуда испарились или стали анахроничными, а потому, что это прекрасно написано.
Какая же в Шопенгауэре была громадная непреклонная вера в своё призвание, а при случае — ожидание лавров! Это внутреннее противоречие его доктрины просто захватывает: ведь этот человек — как никто ранее — показал людям низменность их существования, представил человека как куклу, через которую действует Воля, и вместе с тем от тех же самых людей, которым говорил столь горькую правду, добивался признания в любви, возвеличивания и славы. Он был совершенно как врач, который выписывает пациенту свидетельство о полном кретинизме, как о неизлечимой болезни, требуя за это благодарности и уважения…
А великолепие его прозы?! Он один из немногих философов, которых читаешь с несомненным удовольствием. С точки зрения качества эстетического восприятия он удобоварим как там, где мы общаемся с правильно построенной аргументацией, так и там, где он пускается в сомнительные сферы.
Конечно, антирелигиозные диатрибы Шопенгауэра мне очень нравились. Аура глубокого пессимизма, которая пронизывает всю эту доктрину, действительно соответствует моему видению мира. По сути, я считаю, что если бы Шекспир дожил до этих работ, то стал бы шопенгауэристом.
Цитаты Шопенгауэра
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Составил подборку цитат немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788 – 1860).
Цитаты Шопенгауэра, как и цитаты его последователя Ницше, пользуются повышенным вниманием в том числе из-за неакадемических высказываний по самым разным вопросам.
В заключение приводятся цитаты о Шопенгауэре.
О человеческих проявлениях
Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой.
Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо – мысль природы.
Кто постоянно похваляется каким-либо своим качеством, тот признает тем самым, что он им вовсе не обладает.
Всегда сохраняется возможность, что на справедливый и добрый поступок оказал влияние какой-нибудь эгоистический мотив.
Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами.
Кто придает большое значение мнению людей, делает им слишком много чести.
Всякого рода умственное превосходство – ненавидят, а в качестве оправдания выдумывают у его обладателя всякого рода недостатки. Среди женщин то же самое бывает с красотой: очень красивые девушки не находят себе подруг.
Самое действительное утешение в каждом несчастье и во всяком страдании заключается в созерцании людей, которые еще несчастнее, чем мы.
Мы пропускаем с кислым лицом тысячи часов, не наслаждаясь ими, чтобы потом с тщетной грустью вздыхать по ним.
Добродетель скромности поистине выгодное изобретение для обделенных природой: следуя ей, всякий должен говорить о себе, как если бы и он был убогий, и тогда для него дело принимает такой вид, будто вообще существуют одни только убогие.
Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя.
Гордость есть внутреннее убеждение человека в своей высокой ценности, тогда как тщеславие есть желание вызвать это убеждение в других с тайной надеждой усвоить его впоследствии самому.
Тщеславие делает человека болтливым.
Зависть есть несомненный признак недостатка, следовательно, если обращена она к заслугам, – то недостатка заслуг.
Оскорбление — это клевета в сокращенном виде.
О жизненной этике
Чем более человек имеет в себе, тем менее для него могут значить другие.
Будем откровенны: как бы тесно не связывала людей дружба, любовь и брак, вполне искренно человек желает добра лишь самому себе.
Для того чтобы добровольно и свободно признавать и ценить чужие достоинства, надо иметь собственное.
Собираясь в житейский путь, полезно захватить с собой огромный запас осторожности и снисходительности; первая предохранит от вреда и потерь, вторая — от споров и ссор.
Eсли хoчешь пoдчинить себе все, пoдчини себя рaзуму.
События нашей жизни похожи также на фигуры калейдоскопа, в котором мы при каждом повороте видим совершенно иное, а в сущности – то же самое.
Разумно было бы почаще говорить себе: «Изменить я этого не могу, остается извлекать из этого пользу».
Всё прекрасно лишь до тех пор, пока оно не коснется нас лично.
Если возможно, ни к кому не испытывайте чувство враждебности.
Прощать и забывать — значит бросать за окно сделанные драгоценные опыты.
Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать.
Ты не можешь ничего поделать с окружающей тебя тупостью! Но не волнуйся напрасно, ведь камень, брошенный в болото, не производит кругов.
Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости.
Если вам досадно, что кто-нибудь лжет, притворитесь, что вы верите: он станет смелее, заврется сильнее и изобличит себя.
Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства.
О людях
Человек — единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели.
Люди подобны часовым механизмам, которые заводятся и идут, не зная зачем.
Всякий замкнут в своём сознании, как в своей коже, и только в нем живет непосредственно.
Одержимый желаниями и стремлениями человек обречен на страдания.
Смерть Сократа и распятие Христа принадлежат к характернейшим признакам человечества.
В каждом, даже самом благородном и высоком человеке есть в задатке совершенно низкие и подлые черты человеческой, даже зверской натуры.
Подавляющее большинство людей не способно самостоятельно думать, а только веровать, и не способно подчиняться разуму, а только власти.
Первые сорок лет жизни дают нам текст, а следующие тридцать представляют комментарии к нему.
Каждый принимает конец своего кругозора за конец света.
Одним из существенных препятствий для развития рода человеческого следует считать то, что люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто громче всех говорит.
Мы теряем три четверти себя, чтобы быть похожим на других людей.
Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет.
Каждый человек может вполне быть самим собою только пока он одинок.
О жизни
Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар.
Жизнь есть в сущности состояние нужды, а часто и бедствия, где всякий должен домогаться и бороться за свое существование, а потому и не может постоянно принимать приветливое выражение.
Никто не жил в прошлом, никому не придется жить в будущем; настоящее и есть форма жизни.
Человек сам отнимает у себя все свое существование, так как все время живет лишь как бы предварительно, между прочим, — пока не умрет.
Человеческую жизнь нельзя назвать ни длинной, ни короткой, так как она именно и служит масштабом, которым мы измеряем все остальные сроки.
Нужно прожить долго, чтобы понять, как коротка жизнь.
С точки зрения молодости жизнь есть бесконечное будущее, с точки зрения старости — очень короткое прошлое.
В мире, за редкими исключениями, только и есть выбор между одиночеством и пошлостью.
Жизнь – очень сомнительная вещь, и я решил посвятить свою жизнь размышлениям о ней.
О гении
Талант достигает цель, которую никто не может достичь; гений — ту, которую никто не может увидеть.
В практической жизни от гения проку не больше, чем от телескопа в театре.
Быть бесполезным – это характерная черта произведений гения: это его патент на благородство.
Человек, одаренный духовными силами высшего порядка, преследует задачи, которые не вяжутся с заработком.
Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться.
Каждый ребенок в какой-то мере гений, и каждый гений в какой-то мере ребенок.
Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.
Низменные люди испытывают огромное удовольствие, когда находят недостатки и безрассудные поступки у великих людей.
Одиночество есть жребий всех выдающихся умов.
Об отношениях
Люди похожи на дикобразов, идущих по ледяной снежной пустыне: они жмутся друг к другу от холода и страха, и колют друг друга своими иглами.
Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом, ибо он может постичь его и понимать его лишь в меру своего собственного интеллекта.
Каждый человек имеет в другом зеркало, в котором он может ясно разглядеть свои собственные пороки. Однако он обычно поступает при этом, как собака, которая лает на зеркало, предполагая, что видит там не себя, а другую собаку.
Люди похожи на детей в том отношении, что становятся неучтивыми, когда их прощаешь: поэтому ни с кем не следует быть слишком снисходительным и мягким.
Каждая разлука дает предвкушение смерти и каждое свидание – предвкушение воскрешения. Оттого-то даже люди, бывшие равнодушными друг к другу, радуются, если через двадцать-тридцать лет снова сойдутся вместе.
О счастье
Счастье — это чувство свободы от боли.
Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья.
Быть очень несчастным совсем легко, а очень счастливым не только трудно, но и совершенно невозможно.
Всякая ограниченность, даже духовная, способствует нашему счастью. Ибо чем меньше возбуждений для воли, тем меньше страданий.
Чем мы являемся на самом деле, значит для нашего счастья гораздо больше, чем то, что мы имеем.
Из личных качеств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав.
О женщинах и мужчинах
Женщины существуют единственно только для распространения человеческого рода, и этим исчерпывается их назначение.
Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный половым побуждением рассудок мужчины: вся его красота и кроется в этом побуждении. С большим основанием его можно бы было назвать неэстетичным, или неизящным, полом.
Без женщины наша жизнь была бы в начале — беззащитна, в середине — без удовольствия, в конце — без утешения.
Единственный мужчина, который не может жить без женщин, — это гинеколог.
Справедливость — скорее мужская добродетель, человеколюбие — женская.
Об одиночестве
Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты.
В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.
Кто не любит одиночества – тот не любит свободы.
Человеку, стоящему высоко в умственном отношении, одиночество доставляет двоякую выгоду: во-первых, быть с самим собою и, во-вторых, не быть с другими.
В самой полной гармонии можно находиться только с самим собою, не с другом, не с возлюбленною, ибо различие индивидуальности и настроения всякий раз производит некоторый, хотя бы незначительный диссонанс.
О времени
Час ребенка длиннее, чем день старика.
Иногда нам кажется, что мы тоскуем по какому-нибудь отдаленному месту, тогда как на самом деле мы тоскуем о том времени, которое мы там провели, будучи моложе и бодрее, чем теперь. Так обманывает нас время под маской пространства.
О патриотизме
Патриотизм – это страсть глупцов и самая глупая из страстей.
Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит.
Самая дешёвая гордость – гордость национальная.
В национальном характере мало хороших черт: ведь это характер толпы.
Каждая нация насмехается над другой, и все они в одинаковой мере правы.
О дружбе
Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.
Истинная дружба – одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют.
Говорят, что трудно найти друга в нужде. Наоборот, чуть заведешь с кем дружбу, смотришь – друг уже в нужде и норовит призанять деньжонок.
Дружба основывается на преследовании обоюдного блага, на общности интересов. Но пусть только интересы сделаются противоположными, и прелестная дружба расторгается; ступайте искать ее в облаках.
О себе
До меня философы заняты были учением о свободе воли; я же учу о всемогуществе воли.
Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат.
Предчувствуя близость смерти, я сознаюсь, что ненавижу немецкую нацию вследствие её бесконечной глупости и что я краснею от того, что принадлежу к ней.
О мире
Мир всё равно что ад, в котором люди, с одной стороны, мучимые души, а с другой – дьяволы.
К какому выводу в конце концов пришли Вольтер, Юм и Кант? — К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимо больных.
Мир невозможен без времени, но и время невозможно без мира.
Об уме
Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума.
Лучше обнаруживать свой ум в молчании, нежели в разговорах.
Любой ум остаётся незамеченным тем, кто сам его не имеет.
Несчастье умственных заслуг заключается в том, что им приходится дожидаться, чтобы хорошее похвалили те, у большинства которых столько способностей к правильному суждению, сколько у кастрата к оплодотворению.
О славе
Ценна не слава, а то, чем она заслужена.
На честь может притязать каждый, на славу — лишь люди исключительные.
Слава наступает тем позднее, чем дольше ей суждено длиться, как и вообще всё превосходное созревает медленно.
Если слава померкла после его смерти, — значит, она была ненастоящей, незаслуженной, возникшей лишь благодаря временному ослеплению.
О вере и религии
Религии подобны светлячкам: для того чтобы светить, им нужна темнота.
Вера и знание — это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.
У людей вообще замечается слабость доверять скорее другим, ссылающимся на сверхчеловеческие источники, чем собственным головам.
Даже Иисус Христос однажды умышленно сказал неправду.
О смерти
Со смертью каждого человека исчезает и некий мир, который он носил в голове своей. Чем интеллигентнее была голова, тем отчетливее, яснее, значительнее был и мир, и тем ужаснее исчезновение его.
О государстве
Государство – лишь средство, с помощью коего вооруженный разумом эгоизм старается избежать своих же собственных, на него же обращенных дурных последствий.
Принуждение неразлучный спутник всякого общества, и всякое общество требует жертв, которые оказываются тем тяжелее, чем ярче наша собственная индивидуальность.
О чести
Честь – мнение других о наших достоинствах и наш страх перед этим мнением.
Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь.
Во всех отделах искусства дрессировки людей на первом месте значится правило поддерживать и изощрять чувство чести.
Об общительности
Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством.
Каждый постольку общителен, поскольку он беден духом и вообще пошл.
Все негодяи, к сожалению, общительны.
О литературе
Читать – значит думать чужой головой, вместо своей собственной.
Сущность поэзии, как и всякого искусства, заключается в восприятии платоновской идеи.
Задача романиста вовсе не в том, чтобы рассказывать нам великие события, а в том, чтобы передать в интересном виде мелочи жизни.
О возрасте
В старости человек лучше умеет предотвращать несчастья, а в молодости – легче переносить их.
Скупость есть порок старости, как расточительность – юности.
Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить в творения, которые не стареют.
О свободе
Кто не любит одиночества — тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным.
Свободное – значит ни в каком отношении не подлежащее необходимости, то есть не зависимое ни от какого основания.
О судьбе
То, что люди называют судьбой, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей.
Судьба тасует карты, а мы играем.
О мыслях
Постоянный приток чужих мыслей тормозит и заглушает собственные.
Мысли выдающихся умов не переносят фильтрации через ординарную голову.
О здоровье
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.
О сострадании
Сострадание есть настоящий источник истинной справедливости и человеколюбия.
Сострадание — основа всей морали.
О браке
Первая заповедь женской чести заключается в том, чтобы не вступать во внебрачное сожительство с мужчинами, дабы каждый мужчина вынуждался к браку, как к капитуляции.
О прекрасном
Красота — это открытое рекомендательное письмо, заранее завоевывающее сердце.
Жизнь никогда не бывает прекрасна: прекрасны только картины ее в очищенном зеркале искусства.
О вежливости
Вежливость – это фиговый листок эгоизма.
Вежливость – открыто признанная фальшивая монета.
О страдании
Всякое страдание есть не что иное, как неисполненное и пресеченное желание.
Желание по природе своей – страдание; достижение скоро порождает пресыщение; под новым видом снова проявляется желание, потребность; если же нет – то является бессодержательность, пустота, скука, борьба с которой настолько же мучительна, как и с нуждой.
О философии
Смерть – вдохновляющая муза философии: без нее философия вряд ли бы существовала.
Те, которые надеются стать философами путем изучения истории философии, скорее должны вынести из нее то убеждение, что философами родятся, так же как и поэтами, и притом гораздо реже.
Об отношении к животным
Тот, кто отрицает разум у высших животных, должен сам иметь его немного.
Кто жесток к животным, тот не может быть добрым человеком.
О разном
Цитатами следует пользоваться только тогда, когда действительно не обойтись без чужого авторитета.
Если шутка прячется за серьёзное — это ирония; если серьёзное за шутку — юмор.
Газеты — это секундные стрелки истории. Но такие большей частью, что не только из худшего металла, но редко и ходят верно.
Война – самое нелепое изобретение человечества, на которое уходит большая часть средств и сил. И всё же мы воюем.
Проповедовать мораль легко, обосновать её трудно.
Каждое наслаждение – всегда только утоление потребности.
Богатство подобно соленой воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда. Это относится и к славе.
Так как всё существующее и происходящее существует и происходит непосредственно лишь в сознании человека, то, очевидно, свойства этого сознания существеннее всего и играют более важную роль, чем отражающиеся в нём образы. Все наслаждения и роскошь, воспринятые туманным сознанием глупца, окажутся жалкими по сравнению с сознанием Сервантеса, пишущего в тесной тюрьме своего Дон-Кихота.
Королей и слуг называют лишь по имени, а не по фамилии. Это две крайние ступени общественной лестницы.
Дуэль – обрывок кулачного права, оставшийся от грубейших обычаев средних веков.
Обыватель – это человек, постоянно и с большой серьезностью занятый реальностью, которая в самом деле нереальна.
Никакие песталоцциевские воспитательные приемы не в силах из природного олуха сделать мыслящего человека: никогда! — олухом он родился, олухом и умрет.
Ставить кому-нибудь памятник при жизни значит объявить, что нет надежды на то, что потомство его не забудет.
Стиль – физиономия ума, менее обманчивая, настоящая физиономия. Подражать чужому стилю – всё равно что носить маску. Напыщенность стиля походит на гримасничанье.
Оптимизм представляется мне не только нелепым, но и поистине бессовестным воззрением, горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человека.
Любовь – большая помеха в жизни. С ее помощью заполняются тюрьмы и дома умалишенных, хроника любовных страстей легко прослеживается в протоколах комиссара полиции.
Цитаты про Шопенгауэра
Комментарии также всячески приветствуются!
О чем нельзя говорить другу? Меткое наблюдение Артура Шопенгауэра
Немецкий философ Артур Шопенгауэр звание доктора получил уже в 24 года. Очень любил книги и философию. Крайне бережно относился к всевозможным рукописям. В его библиотеке было около 1400 изданий.
«Каждый усматривает в другом лишь то, что содержится в нем самом, ибо он может постичь его и понимать его лишь в меру своего собственного интеллекта».
Шопенгауэра называли философом пессимизма, при этом он был неравнодушен к буддизму. На его столе всегда стояла статуэтка Будды. Странно, ведь буддизм весь пропитан желанием жить, любить свое окружение, природу, себя и, конечно, людей. Быть ко всему терпеливым и доброжелательным, излучать любовь. Совсем не вяжется с тем, что философ считал жизнь ужасной.
«Кто придает большое значение мнению людей, делает им слишком много чести».
Он много читал, изучал, знал и говорил на шести языках. Ввел понятие мотивация. Его мнение было таковым, что воля человека — основополагающее всему, что есть, всему, что мы видим и наблюдаем, весь мир — ее отображение. А в том, что мир далёк, по его мнению, от совершенства, вина целиком и полностью человека.
Людям философ предпочел собак. Принимал активное участие в движении зоозащитников.
Шопенгауэр считал, что только пустому духовно и умственно человеку в одиночестве может быть скучно. То есть если человек духовно насыщен и хорошо развит, то вполне хорошо может обойтись без других людей.
«Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты».
По-настоящему популярным философ стал только после смерти. При жизни его старались обходить стороной. Высказывания Шопенгауэра многим казались слишком резкими. Впрочем, для людей, уже столкнувшихся с предательством или обманом близких, его выводы имели смысл. Они — лекарство от боли и разочарований.
«Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг».
Панацея или нет? Скорее всего, вас сложно будет обидеть, если о вас не знают ничего личного, что можно было бы повернуть против вас или как-то этой информацией ранить. Однако, что это за друг, с которым сокровенным поделиться нельзя?