twitter жизнь в ссср
Новое в блогах
Простые советские девушки?
Так, сегодня будет ещё одна ваша любимая тема — любители СССР, которые видят жизнь в Советском Союзе исключительно в розовом цвете, состоящей исключительно из улыбок, комфорта, достижений, побед и ощущения счастья. Ничего, кроме плюсов, в советском периоде такие люди предпочитают не видеть. В их видении мира, в СССР всё было только прекрасное.
Рассказы о прекрасном советском прошлом в интернете обычно сопровождаются фотографиями, в массе своей постановочными, которые этот «счастливый период в истории страны» должны демонстрировать. Причём некоторые такие персонажи не чураются использовать фотографии из западной жизни — из школ, супермаркетов, кинотеатров, кафе — сопровождая это подписями о том, что это, якобы, происходило в СССР.
Есть в соцсети Twitter такой аккаунт «Жизнь в СССР». И вот он решил выложить фотографию, выдав её за фото из советской жизни.
Фотография сопровождается подписью:
«Без ботокса и айфонов, без страз и силикона, без пластики и липосакции
Простые советские девушки просто прелесть!»
Даже невооружённым взглядом видно, что девушки какие-то «несоветские» — улыбаются, носят модную одежду, находятся посреди явно западной архитектуры. а за ними развеваются флаги западных стран, в том числе британский Юнион Джек.
В ответ на это, другой ползователь Twitter «Вестник стабильности» решил потроллить автора аккаунта «Жизнь в СССР» и выложил свой сатирический ответ:
«Если кому интересно, на фото простые советские девушки Sandra Kristensen, Patricia Madden, Kathleen Brown и Caroline Crosby. Снимок сделан знаменитым советским фотографом Fred Mott возле московской гостиницы Royal Lancaster в 1967 году».
Действительно, фото легко гуглится — вот оно, от фотобанка Getty Images, автором которого являлся тогдашний фотограф лондонской ежедневной вечерней газеты The Evening Standard Фред Мотт. Кстати, в Getty Images есть множество снимков его авторства из 1960-х и 1980-х, на которых запечатлена лондонская жизнь. Посмотреть их можно вот тут: фотографии Фреда Мотта. Да, и гостиница Royal Lancaster находится, конечно же, в Лондоне, совсем рядом с Гайд-парком и Кенсингтон-гарденс.
Такие вот дела. Как видите, современные любители СССР пытаюся выдавать фотографии западной жизни за жизнь в Советском Союзе.
«Пара метких выстрелов, и получили бы другой расклад» 30 лет назад СССР еще можно было спасти. Почему этого не произошло?
Н есмотря на провальный августовский путч 1991 года, после которого союзные республики одна за другой начали объявлять о независимости, многие все еще верили, что сохранить СССР возможно. Ровно 30 лет назад, 1 октября 1991 года, в ходе работы над договором по реформированию Союза было предложено новое название обновленного государства — Союз Свободных Суверенных Республик. Предполагалось, что это объединение станет конфедерацией. Однако номенклатура не решилась обсуждать реальные политические шаги в этом направлении. Сложилась парадоксальная ситуация: де-юре СССР продолжал существовать, де-факто же государства в прежнем качестве уже не было. О том, можно ли было после «августовской революции» спасти СССР, почему радикальное переустройство советского общества обернулось крахом страны и как ее распад повлиял на эволюцию мирового порядка, «Ленте.ру» рассказал философ и социолог, профессор НИУ «Высшая школа экономики» Александр Филиппов.
«Лента.ру»: Где вас застал август 1991-го, чем вы тогда занимались и чем эти события стали лично для вас?
Александр Филиппов: Ранним утром 19 августа я встал с постели, включил телевизор и закричал: «Мама, государственный переворот!». Многие, вспоминая сейчас о тех временах, демонстрируют свою политическую или социологическую проницательность, но у меня никакой проницательности тогда не было. Путчисты вызывали у меня отвращение. И первая мысль у меня была: «Только бы об это не замараться».
На ваш взгляд, системный кризис советского строя, который привел к реформам Михаила Горбачева, начался в так называемую эпоху застоя или еще раньше?
Это была внутренне обреченная система, однако она могла существовать еще довольно долго. Многие путают, когда говорят об обреченности чего-то: почему-то предполагают, что оно завтра же умрет.
Часто говорили, что Советский Союз — это империя, а империя обязательно должна погибнуть. Но «завтра» в историческом смысле — не то же самое, что в привычном нам бытовом. Да, что-то обречено. Но вот в этом обреченном состоянии оно может существовать еще много-много лет
Противоречия внутри советской системы были абсолютно объективными, и вели они, как и должны вести такого рода противоречия (на языке философии марксизма их называли антагонистическими — правда, находили их только при капитализме), не к развитию, а к гибели и распаду.
И эти противоречия были заложены в саму структуру советского общества. Оно споткнулось о собственную социальную мобильность. Одним из его главных самооправданий была декларированная возможность подняться с самых низов к высотам социальной иерархии. То есть не только революция, как было объявлено, перевернула старую социальную стратификацию, но и впоследствии можно было рассчитывать на особые привилегии именно для тех, кто шел с самых низов. Эту идеологию социального продвижения нельзя было не учитывать, не претворять ее в жизнь. Но она не могла быть универсальным правилом. В науке и технике, в сложных видах искусства, в образовании, в медицине и многих других областях возникали и укреплялись свои иерархии, которые все труднее было согласовать с основной идеей руководимого партией общества.
Кроме того, у Советского Союза была огромная проблема с мотивацией к труду. Считалось, что труд должен превратиться в первую жизненную потребность, на это была нацелена идеология, вся система так называемого коммунистического воспитания. Но при этом мотивации к инновациям не было. Мотивации к тому, чтобы сохранять удовлетворенность пусть низким, но стабильным уровнем жизни, тоже не было. К тому же он перестал оставаться стабильным и становился все хуже и хуже. Это вроде бы очевидные вещи, но когда их начинаешь перечислять, то уже не задаешься вопросом, почему СССР распался. Возникает вопрос, почему он жил так долго.
Русский философ Василий Розанов говорил о Февральской революции 1917 года: «Святая Русь слиняла за три дня». Почему в 1991 году получилось так же? Вроде бы люди с детства состояли в пионерской организации, потом комсомол, партия. Они притворялись?
У нас перед падением СССР в партии было примерно 19 миллионов человек. Это очень много. Это уже не партия в привычном смысле слова. Она перестала быть клубом, она перестала быть орденом, местом пребывания политической элиты, которая не только сразу после революции, но и многие десятилетия после нее отличалась чудовищной волей к власти. Партия, безусловно, была, но перестала быть динамическим началом всей жизни, в том числе и благодаря своей численности. Партия просто стала местом первичного отбора и шлифовки кадров, привлекательным местом карьерного продвижения, которое в перспективе обещало нечто большее, чем «технически сложные» виды карьеры через образование и тому подобное.
Разумеется, были попытки регулировать прием, то есть сбалансировать социальную привлекательность (из-за которой напор желающих было трудно ограничить), идеологические принципы (рабочий класс как привилегированная категория для отбора новых членов) и необходимость рекрутировать и обеспечивать партбилетами тех, кто шел по другим ступеням иерархий.
Это лучше показать на примере. Представьте себе человека, растущего в сравнительно малообразованной среде и вполне честно отнесенного к рабочим или крестьянам. Обладая желанием и способностями, он может не только получить полное среднее образование, но и пойти учиться дальше. На каком-то этапе он делает прагматичный выбор и вступает в КПСС. Дальше он может сделать карьеру как специалист, или по комсомольской, или по партийной линии. До сих пор все в порядке, одно помогает другому.
Однако уже на этапе конкуренции за высшее образование он будет сталкиваться с потомками специалистов, которые могут (и чаще будут) превосходить его по степени готовности к высшему образованию и уступать в социальном плане. Выбирая выходца из трудящихся, система сохраняет базовый принцип, рекрутируя элиты, но теряет качество. Но если ум, талант и социальное происхождение соединяются? Тогда он продвигается дальше, но уже его дети будут лишены важного качества. Быть сыном рабочего — одно, а внуком — совсем другое. К этому еще добавлялась специфика оплаты труда в СССР.
Получив высшее образование, многие начали осознавать, что ни по зарплате, ни по декларируемому социальному статусу (рабочий класс официально считался передовым), ни по реальному социальному уважению они не могут быть на равных с условным трактористом или сантехником. И недовольны все. Тракторист понимает, что его место в жизни, несмотря на партбилет и бесконечные заявления о его ведущей роли, — это социальный тупик; а интеллигент не понимает, почему он должен несколько раз в год ездить в колхоз и смотреть, как там все разворовывают работники, находящиеся ближе к земле, да к тому же еще и официально уважаемые как настоящие люди труда. И в этой ситуации довольных в принципе нет и быть не может.
Но все это небыстро двигалось, эта система могла себя поддерживать, потому что периодически возникали обстоятельства, когда человек мог посмотреть на себя и увидеть, кем он был и кем он стал. Интересные бывали карьеры. Горбачев был тем самым трактористом, а стал генеральным секретарем. На этом посту он достиг максимума возможного для себя и не смог сохранить Советский Союз.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Big Think (США): откуда у старшего поколения россиян ностальгия по советским временам?
В 1998 году бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев снялся в рекламном ролике первой в стране пиццерии Pizza Hut, символически расположенной у самой Красной площади. В рекламном ролике от американских пиарщиков, сделанном в надежде ухватить посткоммунистический дух времени и сыграть на настроениях потребителей, традиционная российская семья обсуждает политическую карьеру Горбачева.
Старшее поколение презирает бывшего мирового лидера за развал советского государства и роспуск коммунистической партии, которая его основала, а младшее доказывает, что решения Горбачева были не так уж плохи: в конце концов, теперь, когда железный занавес рухнул, в стране наконец-то появилась Pizza Hut!
Ролик настолько же сюрреалистичен, насколько и показателен. Когда его впервые прокрутили на российском телевидении, публика осудила его за пораженческие настроения и похвалу американским компаниям, приложившим руку к развалу страны. Сегодня ученые видят в этом материале прекрасно сохранившуюся капсулу времени, отражение смятения и неопределенности, царивших в российской жизни конца 1990-х.
Нажав на пресловутую кнопку перезагрузки, Горбачев лишил страну самосознания, и его поиски продолжаются и поныне. Переход к капитализму практически в одночасье перечеркнул всю 70-летнюю советскую историю. И хотя одни россияне ликовали, другие справиться с грядущими переменами не смогли — или не захотели.
Государство как космос
Как написала белорусская журналистка Светлана Алексиевич в своей книге «Время секонд-хэнд», что снискала ей Нобелевскую премию, у русского коммунизма был «безумный план» изменить само человеческое сознание. Основавшие СССР революционеры считали, что одних перестановок в правительстве недостаточно: чтобы их новый тип цивилизации возобладал, гражданам придется перевоспитываться.
С распадом СССР русский народ по сути превратился в идеологически уникальный вид, который — спустя десятилетия промывания мозгов и преследований — мог смотреть на мир лишь через призму социализма. И когда эта призма раскололась, на многих россиян, особенно старшее поколение, обрушился экзистенциальный кризис, который оказался сильнее их.
«Все мы, люди из социализма, похожие и не похожие на остальных людей, — у нас свой словарь, свои представления о добре и зле, о героях и мучениках. У нас особые отношения со смертью», — писала Алексиевич. По ее мнению, советский человек чувствовал себя неполноценным, если никак не мог послужить своей стране, будь то в сражениях Великой Отечественной или восстанавливая родные города из руин.
Алексиевич строит свои книги из разговоров с сотнями простых людей. «Я искала тех, кто намертво прирос к идее, впустил ее в себя так, что не отодрать — государство стало их космосом, заменило им все, даже собственную жизнь», — пишет она.
Цена перестройки
Советским гражданам пропагандировали отредактированную версию истории их страны, где Владимир Ленин и его окружение представлялись святыми проводниками благороднейшей миссии — провести русский народ долгим маршем истории. Исторические документы, опровергающие этот идеологический стереотип, были собраны и засекречены до тех пор, пока администрация Горбачева не опубликовала их в борьбе за гласность во время «перестройки».
Контекст
Мы живем лучше, чем американцы
Aamuset: петербургские рестораны интересны не только кухней
Clarín: как Путину удается использовать феномен ностальгии по советскому прошлому
TAC: «красная» ностальгия имеет смысл
В 1919 году, когда один из генералов умолял Льва Троцкого отправить продовольствие голодающим москвичам во время осады города, тот ответил: «Это не голод. Когда Тит брал Иерусалим, еврейские матери ели своих детей. Вот когда я заставлю ваших матерей есть своих детей, тогда вы можете прийти и сказать: „Мы голодаем»».
Для подрастающего поколения эти откровения стали соломинкой, сломавшей хребет верблюду. Проведя свои подростковые годы в скромном, но осмысленном бунте против государства, теперь они открыто отреклись от своего наследия и впитали западные веяния. Но их родители бóльшую часть своей жизни посвятили его сохранению и преумножению и нередко реагировали иначе.
Жизнь была проще
Сборник интервью Алексиевич — сложная мозаика противоречивых эмоций и стимулов, многие из которых заинтриговали не только историков, но и психологов. Они лучше всего показывают, как «заблудшие души» — большинство из которых выросло при Иосифе Сталине и Никите Хрущеве — тоскуют по постоянной опеке со стороны советской власти.
Когда-то россиянам объясняли, во что верить. Теперь им предстояло найти истину самим. «Я купил три газеты, и в каждой своя правда. Где же настоящая правда? Раньше прочитаешь утром газету „Правда» — и все знаешь. Все понимаешь», — сказал Алексиевич один мужчина.
Это ощущение уверенности и покоя не ограничивалось утренней газетой. Например, отец Алексиевич однажды сказал ей, что им умирать на войне было легче, чем необстрелянным мальчикам, что погибали в Чечне в конце 1990-х, потому что их вера в коммунизм была сильнее страха смерти.
Алексиевич нередко сталкивалась с противоречивыми объяснениями. С одной стороны, гордые советские люди считали, что Горбачев лишил их чести и достоинства, низведя их дерзкий коммунистический эксперимент до еще одного винтика глобальной капиталистической машины. С другой, Алексиевич обнаружила в своих собеседниках тоску по подчинению и контролю, которой уже не было у их детей.
Представления о свободе
«Человек не замечал своего рабства, он даже любил свое рабство, — пишет она. — Я тоже помню: после школы мы собирались всем классом поехать на целину, презирали тех, кто отказывался, до слез жалели, что революция, гражданская война — все случилось без нас».
Весь ХХ век казалось, что людям со всего мира надо поверить в некую идеологию, чтобы выжить, а сегодня всё, что мы хотим, — это чтобы нас оставили в покое и дали жить спокойно. И если сегодняшние матери умоляют своих детей не идти воевать, вчерашние родители умерли бы со стыда, если бы их дети не пошли на войну.
«Такого никогда не было в русской жизни, этого не знает и русская литература, — напоминает Алексиевич. — В общем-то мы военные люди. Или воевали, или готовились к войне. Никогда не жили иначе. Отсюда военная психология». Непрерывная череда войн якобы в защиту советского будущего по иронии судьбы оставила россиян особенно неподготовленными к мирным временам.
Неудивительно, что для старшего поколения свобода была чем-то отрицательным. Для их детей свобода означала возможности: что-то сделать или высказать свое мнение. Но старшее поколение при этом тоже было от многого освобождено — например, страхов не вписаться и умереть, растратив свою жизнь впустую, которые, честно говоря, широко распространены в капиталистических странах. В опросе 2018 года 66% россиян признались в ностальгии по Советскому Союзу, причем в числе главных причин называлась утрата «чувства принадлежности к великой державе».
Новое самосознание
По ходу своего расследования Алексиевич сообразила, что русский народ стоит на распутье. Один путь ведет к капитализму — свободе и страданиям. Другой — к коммунизму, счастью без свободы. Это трудный выбор, над которым многие до сих пор ломают головы.
Нельзя сказать, что после рекламы Pizza Hut русская культура остановилась. Наоборот, страна стала свидетелем событий, предвидеть которые не мог никто — даже Карл Маркс. От ностальгии по прошлому начали открывать кафе в советском стиле, где подают советские блюда из ингредиентов только с одной стороны железного занавеса.
Прошлое всплывает и в других местах. Например, воссоздан культ личности — на сей раз вокруг Владимира Путина. С оккупацией Крыма в 2014 году возобновилось строительство империи, а несогласных вроде Алексея Навального, заставили исчезнуть. Кремль даже остановился на новом национальном самосознании, замешанном на православии вместо коммунизма.
В книге Алексиевич университетский профессор рассказывает, что студенты 1990-х не сомневались, что капитализм исправит ошибки коммунизма. «Теперь картина иная… Сегодняшние студенты уже узнали, прочувствовали, что такое капитализм — неравенство, бедность, наглое богатство».
Но не вся левая молодежь России обращена в прошлое. Опрос 2018 года показал, что советская ностальгия значительно сильнее среди старшего поколения, а в Коммунистической партии в последние годы наблюдается приток молодых членов, чья прогрессивная идеология больше напоминает европейскую социал-демократию, чем несгибаемый сталинизм старожилов.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
live_imho
Удивителен каждый день!
Вот еще два мнения о жизни в бывшем СССР.
Итак, мнение блогера Mr Wednesday:
Я довольно часто рассказываю другим про жизнь в Союзе. Я рассказываю, поскольку, особенно молодежь, не знает почти ничего и думает о Союзе какими то пропагандистскими заготовками. Я сразу оговорюсь, что не являюсь поклонником коммунизма, более того, в те годы, я был в какой то степени диссидент, которому не нравился советский строй. Тем не менее, я хочу написать о СССР, о той хорошей стране, которая была у нас, под влиянием того, что я вижу сейчас) С одной стороны, такие воспоминания ностальгичны и приятны, с другой стороны, я пишу, поскольку иногда слышу ну просто бред, на уровне, что тогда не было нечего есть итп. Я не претендую на полный охват всего Союза, как сейчас, так и тогда, было много разных мест, возможно со своими особенностями, страна была большая)
Я не уверен, что уложусь в одну статью, поскольку впечатлений много и если будет вдохновение, буду писать частями, ставить себе в блог. Все же я считаю важно, что бы люди не имели искаженное представление о тех временах. Я напишу так же и то плохое, что было в СССР на мой взгляд. Я пишу о периоде, начиная с 70х годов поскольку, тогда я уже был вполне сознателен) Так же буду рад обьективным дополнениям) Мой опыт тех лет относится к центральным городам некоторых республик и более мелким городам, он не относится к Москве и Ленинграду, поскольку туда я добрался позже) Хотя часть Союза я прожил и в Питере так же и там встретил перестройку, но об этом позже.
Первое и самое главное, что я хочу сказать – все основные виды продуктов всегда были, и они были хорошего качества в отличии, от современного времени. Это были действительно настоящее молоко, на котором образовывались сливки, хорошее масло.. Советы были в чем до добросовестны и не настолько ушлы, что бы подделывать продукты) Теперь внимании – сложно было купить или «достать», как тогда говорили, только определенные изыски — дефицит, даю вам их несколько примеров, оцените сами важность этих продуктов (кто то может дополнить)
На первое место поставлю шпроты)) ну кто не помнит, как бережено открывали и часто ставили прямо в баночке этот драгоценный продукт который сейчас наверное самый дешевый из всего рыбного)) Шпроты иногда произносилось благоговейно и заветная баночка появлялась на праздничном столе)) Далее идут – сухая колбаса, болгарские консервы, конфеты грильяж, мишка на севере… мне тут сказали что не было мяса, я не любитель мяса, но я не помню, что бы его не было, какое то мясо было всегда, может не было вырезок каких то, может мясо было ну не супер, может к вечеру раскупали, но я вспоминаю, например супа не было без мяса, само понятие «суп» в целом означало, что там плавают чьи то останки) В столовых, а тогда очень много питались в столовых, это было по своему модно, мясо было всегда. Считалось, что «без мяса это не еда», я с этим не согласен)) но пишу обьективно, народ ел мясо)) А ну даже вели рыбный день в общепите, это был четверг по моему) Но ясно, что и в четверг, за свои деньги оно было)
Были все виды сезонных овощей. Была нормальная картошка, капуста и другое. Никто не покупал яблоки на штуки)) Я думаю если бы в те времена некто подошел и сказал – «взвесьте мне 2 яблока», то подумали бы что человек издевается или тронулся умом, как можно покупать 2 яблока?)) Ну брали килограмм минимум. Все эти продукты были не дорогие, молоко яблоки и другое, я сейчас не помню цен, ну в копейках все. Цены были фиксированные, никто не мог продать дороже, гос цены менялись редко, оставаясь одинаковыми годами. Я не говорю, что был рай или что не было проблем, проблемы были, но многие тогдашние проблемы, выглядят просто мило, на фоне современных проблем) Кушать было всегда есть (каламбур), это было не дорого и доступно каждому.
Всегда был хлеб черный, белый, булочки, мороженое, простые конфеты… кабачковая икра)) Вот красная и черная икра, были дефицит) Из хлебобулочных, дефицита я не припомню. Еще дефицит был жевачка) ее попросту в союзе не было. ну для детей это было пределом мечтаний и каждый ребенок знал, что у иностранцев есть жевачка) западная жизнь для детей ассоциировалась с жевачкой, у подростков ассоциировалась с джинсами и пластами (виниловыми пластинками).
В СССР были все виды одежды. Одежды ассортимент бы небольшой, она была иногда может неказистая, но в принципе вполне добротная. Не было поблеем ни с обувью ни с другим, единственное, что был дефицит на западную одежду в основном из соц стран, поскольку кап страны были далековато в то время от нас. Вообще запад казался неким раем, где все ходят в джинсах и слушают классную музыку и у каждого по заветному гарнитуру) Где у каждого автомобиль!! (ну ничего себе). Очень много людей слушало западные голоса и тайно или явно, мечтало об их шмотках или сьездить в Болгарию или Польшу… поездка в ФРГ и тем более в США, это для большинства было совершенно нереально и те, кто там были, их воспринимали как богов. Америка казалась раем, я кстати так не понял, почему мы так думали)) Аааа ну потому что там были джинсы)) Крутой парень, это был тот, у кого были джинсы, длинные волосы, и «японский» кассетный магнитофон (китайская мыльница), это реально было «ценностью», ну а что у большинства из нас была квартира, молоко и прочее, ну никто не думал об этом, поскольку это было нормой. Ну про квартиры я чуть позже расскажу.
Самая большая ошибка советов, я считаю, была в том, что они не показали реальную жизнь на западе. Если бы советы действительно показали или дали ощутить, что такое запад, никакой перестройки не было. Перестройка началась в основном из за того, что все были в иллюзии, что «вот там» хорошо. Надо отдать должное ЦРУ, они сработали качественно, одна из основных причин краха СССР — было не отсутствие продуктов жилья и прочего, а была просто глупая мечта, вера в США. Как это не смешно или не парадоксально. Сейчас, отьезд за рубеж, уже не воспринимается как нечто мистическое замечательное. На западе полно трудностей и очень спорно говорить, что там хорошо, это очень спорно, хотя понятно, что кто то живет, но многие и вернулись, а кто то просто банально не может вернуться, завязнув там.
Перестройка не началась как революция, собственно никто ее и не ждал, даже и США)) Перестройка не началась что нечего было есть в стране, все жили совершено обычно. Перестройка началась как некий позитивный клич, как начало новой эпохи, как улучшение того, что есть, а не как борьба с тем, что есть. Мы привыкли к стабильности, многое не нравилось, но это не касалась быта, в основном. Подросло новое поколение на «Голосах Америки» в том числе и Горбачев)) Люди просто не знали, что такое реальное США, что такое рынок итп, все думали «что вот, заживем хорошо». Я позже напишу свое отношение к этому, поскольку, наверное нужна целая глава. Сейчас, новое поколение просто не знает что было, конечно, если люди думают, что нечего бы есть, ну тогда сейчас действительно рай) Но я жил тогда и то, что происходит сегодня в быту… очень сложно сказать, что сейчас лучше. Я скажу что быт скорее был лучше тогда, не сейчас. Это обьективно. Есть те другие плюсы минусы, позже может суммирую, но в целом тогда было лучше.
Что касается дефицита, то вспоминать это очень трогательно и классно) Понимаете, как сказал тогда Райкин – «пусть будет все, но пусть чего то не хватает» дефицит был изюминкой советского общества)) Понимаете, это делало жизнь веселее) дефицит не был чем то давящим, припечатывающим, это была некоторая обывательская мечта и собственно, если не разрушение много хорошего, мечта вполне безобидная) По сути, в СССР было все, была необходимая мебель одежда и прочее, просто не было, чего то необычного) Из воспоминаний – одна женщина «блатная», поехала за границу в кап страну (оо мечта…) и на валюту купила красивую зановесочку в ванну) Вот примерно на таком уровне, была нужда в СССР) Или в фильме «с легким паром» когда она меряет сапоги, вот такое было очень-очень типично. Точно так же как очень типично там получение новой квартиры, это не новогодняя сказка, это действительно происходило.
Люди получали от государства жилье бесплатно. Конечно, все это было не запросто, квартира вещь серьезная, стояли в очередях годами, но получение квартиры была реальность. Так же как было реально увеличение жил площади растущей семье – получение более большой квартиры взамен существующей. Квартиру мог получить фактически почти любой и получали их все – молодые специалисты, во многих случаях им давали льготы, семьи, молодые семьи, матери одиночки, директора и прочее. И 250 процентов квартиры получали строители, просто иди на стройку, работай, получай зарплату и через 5 лет будет еще и квартира, ну по крайней мере, я знал таковую ситуацию и реальных людей, кто так получили квартиры. Так же меньше, но строили кооперативы, мать одиночка, 120 р зарплата, выплатила кооператив даже не так долго и платила где то 10-15 лет, 2х комнатная, в центре, крупный город Союза.
Так, в целом, на квартиры не копили, квартиры получали от государства. Коммунальные услуги были вполне приемлемые цены. Изюминка с квартирами была по следующей схеме – насколько быстро ее можно получить (а вот мой начальник, прохиндей, уже через 2 года получил, а мы все стоим в очереди). – Какой она будет площади (у нас две детей, нам нужна трехкомнатная). Далее уже шли разговоры, у кого какой этаж, балкон итп (у них там лоджии…) Было много новостроек и новоселий ситуация в с легким паром была очень распространенная в те годы. Типовой дом – да, типовое строительство, в котором в основном все живут и до сих пор.
На квартиры не копили, копили на машины…
Конечно же, много о чем можно рассказать — школа, институт, армия, работа, заводы, профкомы, путевки в пионер лагеря, дома отдыха, лечение, диссиденты, общение разных национальностей итп, какие были дети, все очень вызывает светлые воспоминания) Ну и рассказать, что же не нравилось мне в Союзе по настоящему) Но сказать, что был плохой быт, мне кажется очень сложно) В конце концов, там тоже были богатые, которые жили богато)
А вот мнение другого блогера, Эдуарда Р.:
Что мы ели в СССРе
Захотелось тоже приложить руку к мемуарным текстам о советском прошлом.Просто интересно стало освежить память.На момент кончины СССР мне исполнился 21 год,помнить,по идее,должен.Самое интересное,что же мы кушали.Ведь родился я в самой что ни на есть глубинке.Шахтёрский городок на Урале,50 тыс.жителей.Хуже нас вроде нигде не было.
Снабжением горожан заведовал Отдел Рабочего Снабжения(ОРС).В него входили:овощебаза,овощехранилище,цех пивобезалкогольный и все магазины.
Ближе к школе(76-77 где то)шоколад и сыр кончилисьНадолго воцарилась эрзац»Алёнка»и ирис в плитках.Но «буревестники»и «ромашки»были.С тех пор я перестал быть сладкоежкой.
Что с фруктами?Арбузы,дыни,виноград в сезон были всегда.И ОРС поставлял и гости с юга.Бананов не было.Груши ели свои-«северянка».
Вообще,натуральное хозяйство было развито чрезвычайно.Все держали «сады»и сажали картошку.Картофель это отдельная песня.Сажали по многу,впрок.Однажды мы посадили 8 соток и случился Урожай.Я помнится чуть не помер,копали весь день.По осени старый картофель раздавали заводчикам свиней.
Свиноводство было также повсеместным.Видимо поэтому с мясом реально проблем не было.Когда дед колол хрюшку она полностью шла в дело.Из головы буженина,кости на холодец,ливер на пирожки,желудок и кишки шли на вкуснейшую кровяную колбасу.С прокормом живности проблем как то не было.Многочисленные столовые с помоями, были шефами животноводов.А ещё комбикормовые заводики в окрестных колхозах и серый хлеб по 14 копеек за буханку.
Ещё держали кроликов.Тоже мясо.А я всё детство проходил в кроличьих шапках.Огромное количество шкурок пропало.Шубы кроличьи не модные были что ли?
Моей святой обязанностью была доставка молока домой.Ежедневно я таскал по шесть бутылок.Если в штатах пьют пиво из холодильников,мы с отцом пили молоко из холодильника,утоляли жажду.Чай в семье пила только мама.
Самое популярное блюдо у нас была жареная картошка на сале с мясом под какие нибудь соления хреновины.После такой еды молоко не рекомендовалось, приходилось пить морс из чёрной смородины.
Ещё одна загадка того времени.Не было у нас майонеза.Ведь чего проще-уксус и яичный порошок.Не было.А сметана была.
В очередях постоял конечно всласть.Когда «выбрасывали»сосиски сардельки копчёности.В одни руки то по полтора кило давали,вот и вырывали меня из забав уличных мамы,бабушки.
Короче жили как то не хуже,а иначе чем ныне.Про атмосферу общественную тоже интересно,но это другая история.