В чем абсолютизм регрессивен
Абсолютизм
Абсолютизм, или абсолютная монархия, в обычной терминологии, — та форма монархии, которая не признает никаких ограничений для носителя верховной власти. Еллинек выражает ту же мысль другими словами, говоря, что абсолютная монархия есть государство, «в котором только монарх является непосредственным государственным органом». Другие органы не имеют самостоятельного значения, ибо их правомочия все без исключения восходят к правомочию монарха, как к источнику. Практические положительные задачи очень часто приводят к неизбежному самоограничению абсолютного монарха, но это самоограничение отличается тем, что не носит абсолютно-необходимого характера и может в любой момент быть взято назад, ибо в государстве нет такого органа, который мог бы помешать этому. Таким образом, органы, осуществляющие с большей или меньшей самостоятельностью делегированные им абсолютной верховной властью функции, пользуются своей самостоятельностью только фактически, а не юридически. Юридическая регламентация государственного строя абсолютной монархии по этим причинам вообще невозможна. У «конституции» абсолютной монархии отсутствуют и не могут не отсутствовать формальные гарантии. Тот принцип, что пределом власти абсолютного монарха является будто бы частное право отдельных лиц, не выдерживает критики, ибо в абсолютной монархии даже частное право отдельных лиц, если оно приходит в столкновение с принципом абсолютной власти, никогда не может найти прочной фактической защиты. И были такие времена, когда самая возможность защиты частных прав индивидуума перед властью абсолютного монарха отрицалась и принципиально.
Абсолютизм немыслим без бюрократии (см.), ибо абсолютный монарх не может править один и вынужден делегировать свою власть чиновничеству. Чем стройнее бюрократические организации, тем абсолютизм прочнее при прочих одинаковых условиях. Там, где королевская власть, не обладающая еще правами абсолютизма, могла опираться на хороший бюрократический механизм, абсолютизм устанавливался легче. Во Франции, где уже при Филиппе II и Людовике IX создавалось чиновничество, тянувшее к центру, абсолютизм укоренился незаметно. В Англии борьба с абсолютизмом в XVII веке была успешна именно потому, что страна не знала бюрократии и имела крепкое местное самоуправление. Чиновничество — необходимая принадлежность абсолютизма, но оно же приводит к гибели абсолютную монархию, ибо, чуждое ответственности, оно с необычайной легкостью забывает об интересах страны, соблюдая только собственные. Невозможность подчинить чиновничество действительному контролю и создает невозможность «конституции» абсолютной монархии.
Абсолютизм представляет собою одну из древнейших и наиболее знакомых истории государственных форм. Он известен нам уже в глубокой древности, на Востоке, но социологический анализ условий возникновения и существования восточных деспотий в очень большой мере затруднен недостатком точных сведений. Современное состояние науки не дает возможности разглядеть самого главного вопроса: что делало необходимым деспотическую организацию монархии. Кроме того, неясно, в какой мере действие государственных норм встречало ограничения со стороны элементов теократизма. Поэтому для ясного понимания сущности абсолютизма, значения и характера его эволюции, удобнее всего оставаться в кругу хорошо известных нам явлений европейской истории.
Абсолютизм был необходимостью в известный исторический момент. Организация государственной власти в известный момент должна была получить именно характер абсолютизма. Всякий другой строй противоречил бы социальной обстановке. Феодальное дробление государственной власти было необходимостью в эпоху расцвета натурального хозяйства. Когда поместье может обеспечить себе самодовлеющее хозяйственное существование и не нуждается в обмене, чтобы получить предметы первой необходимости, барон естественно становится государем и очень мало заботится о своем верховном сюзерене, короле (см. феодализм). Наоборот, когда хозяйственная автономия поместья разрушается, когда в экономический оборот вторгается обмен, появляются рынки, умножается количество городов, как центров торговли и промышленности, — политическая самостоятельность феодального барона не может существовать. Оживление торговли знаменует переход к денежному хозяйству, и в частно-правовых отношениях деньги все больше выполняют ту функцию, которую раньше выполняли непосредственные продукты. На деньги приходится переводить все повинности. Это ведет, во-первых, к освобождению крестьянства (см.), то есть к подрыву социальной силы феодальных баронов, а во-вторых — к новой организации государственного хозяйства. Последнее вызывается также и переменами в военной технике и необходимостью пользоваться услугами наемников. Все это вместе создает сословно-представительные органы, ту машину, посредством которой центральная власть получает необходимые ей денежные средства.
Сословная монархия знаменует новый этап в развитии государственности. Идея феодальной дробности стушевывается перед идеей земского единства, олицетворяемого представительством всех трех чинов в одном учреждении. Символом земского единства становится король. Теперь это уже — не первый между равными, а безусловно над всеми сословиями стоящий государь.
Эпоха сословной монархии есть эпоха расцвета городов и упадка феодалов. Города становятся центрами хозяйственной жизни, одолевают, где с помощью королевской власти, где самостоятельно, мелкую, а частью и крупную феодальную знать и становятся главною финансовой опорою государства. Но города своей экономической или, говоря точнее, торговой политикой (см. город) обостряют партикуляристские тенденции во всех странах, хотя принципы партикуляризма носят уже не феодальный характер. Между тем, географические открытия в XV веке и вызванная ими революция на товарном и денежном рынке властно диктуют переход к хозяйству национальному. В течение всего XVI века идет борьба между принципами партикуляризма и национализма в хозяйстве. И когда последний одерживает верх, государственной власти предъявляется трудная задача — защиты национального хозяйства страны. Для этого необходимо было укрепление территориального единства, устранение феодальной дробности власти, искоренение всяких партикуляристских тенденций. Средствами, находящимися в распоряжении королевской власти, эта задача не могла быть выполнена. Нужна была власть, облеченная большими полномочиями, независимая от сословного представительства. Таково происхождение абсолютизма XVI века. Классом, вложившим в руки королевской власти острый меч абсолютизма, мог быть только торговый и промышленный класс, то есть та часть третьего сословия, которая была представлена в представительных учреждениях. Таков характер, например, орлеанского ордонанса 1439 года, великой хартии французского абсолютизма. Если Англия осталась вне рамок этой эволюции, то это объясняется тем, что, благодаря островному положению, страна могла не бояться в такой степени разрушения своего национального хозяйства.
Идеи и приемы, использованные для новой организации государственной власти, были двоякого рода. Во-первых, укоренению идей абсолютизма содействовало римское право, реципированное благодаря настоятельной нужде в юридических нормах, отвечающих потребностям сложного обмена (см. рецепция римского права). Когда, благодаря этому импульсу, юристы стали изучать Дигесты, они без труда нашли там и принципы абсолютизма. Quod principi placuit, legis habet vigorem — одной этой римской формулы было достаточно для того, чтобы конструировать теорию абсолютизма. Но этим не ограничивалась сокровищница примеров, из которой могла черпать монархия в своем стремлении к абсолютизму. Италия, где торговля и промышленность расцвели раньше, чем где-либо, избавилась раньше других и от феодализма. В XIV и в XV веках на итальянской почве расцвело такое множество маленьких абсолютных монархий, итальянские тираны обогатили мир таким изобилием практических рецептов управления, что при организации абсолютизма нужно было только добросовестно справляться с тем, как поступали в том или ином случае Висконти и Сфорца, Альбицци и Медичи, Анжуйцы и Аррагонцы. К тому же итальянский городской мелкотравчатый абсолютизм не замедлил дать и теорию абсолютизма — доктрину Маккиавелли (см.). Недаром идеологи и практики внеитальянского абсолютизма были поклонниками автора «Principe». Он давал им в своих книгах готовые указания, составленные на основании хорошо изученного и зрело обдуманного опыта Италии. Людовику XI или Томасу Кромвелю не приходилось самим задумываться над тем, как поступать в том или ином случае.
В XVI-ХVIIІ веках абсолютизм в той или иной форме был пережит всеми странами Европы. Наиболее яркий расцвет его пришелся на долю Франции и Испании. Во Франции уже Людовик XI начал систематически и сознательно укреплять идею самовластия. Опираясь на ордонанс 1439 года, он сокрушил крупных феодалов и подчинил своему влиянию крупные города. Его ближайшие преемники — Карл VIII и Людовик XII, занятые войнами, не продолжали его дела. Франциск I наложил на дворянство золотые цепи и заставил его забыть в вихре придворных увеселений о сословных правах. При нем парламенты и сословия свыкаются с мыслью, что король выше законов и что ордонансы не связывают королевской воли; при нем появляется формула абсолютизма: car tel est notre bon plaisir. Религиозные войны оживили оппозицию сословий (см. гугеноты), но вслед затем Генрих IV, Ришелье, Людовик XIV вознесли принцип абсолютизма на небывалую высоту. При Людовике XV начинается падение французского абсолютизма, а при Людовике XVI он рушится окончательно.
В Испании начало абсолютизму было положено Изабеллой и Фердинандом. Карл V, сокрушивший восстание коммунеров (см.), укрепил абсолютизм. Филипп II довел его до кульминационного пункта. В его руках абсолютизм выродился в уродливую деспотию. В Англии, где юридически абсолютизм не возрождался, ибо существовал без перерыва парламент, ограничивающий королевскую власть, фактически был период абсолютизма, охватывающий царствования Генриха VIIІ, Эдуарда VI, Марии, Елизаветы и первых двух Стюартов. Парламент находился в полном подчинении у королей, беспрекословно исполнял королевскую волю и не ставил серьезных преград личному управлению. Первая революция сразила абсолютизм, вторая восстановила на более прочных основах конституционный порядок. В австрийской вотчине германского императора и в Пруссии несколько позднее установились те же порядки неограниченного самодержавия.
На какой почве вырос и чем держался абсолютизм? Ответ на этот вопрос отчасти заключается в изложении (см. выше) той эволюции, которая привела к абсолютизму. Необходимость энергичной защиты национального хозяйства концентрировала власть, и период первого расцвета абсолютизма всюду сопровождается именно защитою национального хозяйства. Экономическою политикою абсолютизма был меркантилизм, заимствованный у свободных городов и плохо отвечавший условиям национального хозяйства; способ защиты был неправильный, но сознание ее необходимости есть факт повсеместный. Абсолютизм держался, однако, не только этим. Абсолютная власть, лишив старшие сословия политических прав, мудро оставила в их руках социальное господство и без колебаний становилась на их сторону, когда этому господству что-нибудь угрожало. Это не только примиряло дворянство и духовенство с абсолютизмом, но заставляло их энергично его поддерживать. Живя в мире с классом торговым, в союзе с землевладельческим, абсолютизм мог не бояться ничего. Всякие покушения на него беспощадно подавлялись. На этой почве создалась теория абсолютизма. Она проповедовала божественное происхождение королевской власти, приписывала ей целый ряд атрибутов, гармонировавших с презумпцией ее божественности и совершенно бесспорных, раз презумпция была допущена. Главные пункты этого учения, теоретиками которого были Боден, Боссюэт, Людовик XIV, Фильмер и др., состояли в следующем: Король правит и властвует над государством. Ему принадлежит право распоряжаться личностью подданных, у которых нет никаких, ни политических, ни гражданских прав. Королю принадлежит право собственности над имуществом церкви и мирян. Восстание против короля и неповиновение ему — не только преступление, но и грех. «Воля Божия такова,— говорил Людовик XIV,— что тот, кто рожден подданным, должен повиноваться беспрекословно». Власть короля еще потому не ограничена, что он «наместник Бога», по выражению Боссюэта. Нет ничего удивительного, если современники верили и в то, что королю передается власть исцелять больных своим прикосновением и делать некоторые другие чудеса.
Теория эта держалась, пока стоял незыблемым абсолютизм. А он мог держаться, пока были в наличности условия, его вызвавшие и поддерживавшие. Эти условия в XVIII веке начали исчезать. Одновременное покровительство торгово-промышленной деятельности и дворянскому землевладению, покоящемуся на крепостном строе, было возможно до тех пор, пока хозяйственная эволюция не привела к решительному конфликту между торговлей и промышленностью, с одной стороны, и крепостническим землевладением, с другой. Торговля и промышленность в XVIII веке сделали огромные успехи. Буржуазия стала теснить землевладельческий класс, и королевская власть должна была прийти к заключению, что, если она станет на сторону дворянства, она должна будет погибнуть. Чтобы спасти себя, чтобы отстоять свой абсолютизм, королевская власть делает третьему сословию уступки за счет землевладельцев. Это — пора так называемого просвещенного абсолютизма. Просвещенный абсолютизм — власть неограниченная и не уступающая подданным никаких политических прав, но она старается в этих рамках обеспечить подданным права гражданские и уравнять их юридическое положение наперекор сложившимся исторически сословным и корпоративным правам. Он борется с церковью и дворянскими привилегиями, создает равное для всех гражданское право, дает свободу совести, поднимает уровень народного образования. Делается это для того, чтобы ублаготворить некоторыми уступками крепнущее третье сословие за счет осужденных эволюцией двух старших сословий. „Все для народа, ничего посредством народа».
Познание мира
Абсолютизм: основные характеристики
На протяжении всей истории было создано множество различных способов управления обществом. Один из них — абсолютизм.
Абсолютизм — это тип политического режима, типичного для времен старого режима, то есть стадии до Французской революции, которая принесла с собой переход от Нового времени к Современному.
Другими словами, для этого типа режима монархи, которые в то время были правителями, являются высшей властью для всех целей трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Следовательно, именно король будет принимать максимум решений о том, какие законы создавать, как их выполнять, и судить тех, кто их нарушает.
Таким образом, мы замечаем, что нет разделения властей, поскольку три силы сосредоточены в одной фигуре, монархе, как верховном правителе всех своих граждан, не подчиняясь никаким высшим законам, кроме божественного, которое, как и христианские страны, было выше земных.
Фактически, идея о том, что абсолютная власть, которой обладают эти монархи, является производным от высшей силы Бога, которая дает этим людям, в частности, обязанность и способность управлять и распространять священное слово.
Одна из фраз, которая лучше всего описывает суть абсолютизма и его последствия, была точно произнесена французским королем Людовиком XIV, королем и величайшим представителем абсолютного короля. После попытки восстания во французском регионе монарх попал в парламент Парижа.
Некоторые из присутствующих подвергли сомнению объем власти короля, на что Людовик XIV ответил: «Я — государство». Правдивость этого и точных слов, сказанных монархом, подвергается сомнению различными историками. Но правда в том, что он очень кратко описывает, что означает абсолютизм.
Различия между абсолютизмом и тоталитаризмом
Что касается тоталитаризма, то он относится к типу политического режима, который возник в современную эпоху, а точнее, в начале 20-го века.
В тоталитарном режиме существует одна политическая партия, которая монополизирует все сферы власти в государстве и передает ее единому лидеру. Кроме того, они пытаются навязать определенную идеологию всем гражданам.
У них обычно есть механизмы, такие как репрессии, цензура или политическая полиция, для достижения этих целей и удержания их у власти, подавляя любые намеки на несогласие или сопротивление, которые могут возникнуть и которые представляют собой зародыш потенциального падения указанного тоталитарного режима.
Однако в абсолютизме фигуры политической партии не существует или не имеет смысла — концепции, которой не существовало во времена абсолютных монархий. Нет и лидера как такового, царя, который, как мы уже сказали, обладает всей властью. Еще одна важная деталь заключается в том, что абсолютистский режим не претендует на какую-либо идеологию для своих граждан.
Напротив, то, чего абсолютизм хочет от всех подданных — это не что иное, как простое подчинение монарху и его признание как фигура несомненной власти. Следовательно, он не требует механизмов для изменения мышления граждан, но требует, чтобы они признавали реальную власть и подчинялись ей.
Этапы абсолютизма
Абсолютизм претерпел трансформацию, пройдя ряд этапов. Происхождение, то есть его начальная фаза, находится между пятнадцатым и шестнадцатым веками, то есть переходом между средневековьем и современной эпохой, отмеченным открытием Америки. На этом первом этапе европейские монархи начали собирать практически все сферы власти над своим народом.
Но на этом первом уровне все еще существовали некоторые ограничения, особенно со стороны религии, поскольку Церковь все еще контролировала многие страны Европы в этом отношении во главе с Папой Римским. После разделения на католиков и протестантов это влияние сократится до меньшего числа стран.
Европейские монархии в это время эволюционировали от феодализма к авторитаризму. Это был путь к концентрации власти над несколькими королями, которая в конечном итоге кристаллизовалась в абсолютизме. С появлением национальных государств эта трансформация стала более очевидной, достигнув своего максимального великолепия.
Это было в семнадцатом веке, особенно в середине того века, когда абсолютизм достиг своей наиболее важной стадии, олицетворяя себя, как мы упоминали в начале, в короле Франции Людовике XIV, абсолютном монархе по преимуществу, который иллюстрировал феномен личности-государства.
Однако это не означает, что они были полностью железными и неизменными системами, поскольку в течение этих столетий в определенных областях было много восстаний и даже революций, что в некоторых странах означало подвергнуть сомнению авторитет абсолютного монарха.
Самый очевидный случай — это сама Французская революция, которая была не чем иным, как падением абсолютной монархии во Франции и посевом многих других династий по всей Европе в ближайшие десятилетия.
Границы абсолютизма
Хотя уже было ясно, что монархи-абсолютисты достигли невиданной прежде концентрации власти, правда в том, что все еще существовали некоторые пределы, которые представляли собой границу для этого скопления сил в одном человеке. Первым из этих ограничений, была религия.
Все короли Европы были христианского вероисповедания, поэтому они, как и все другие христиане, подчинялись божественным законам и Божьим представителям на Земле, как это было в случае с Папой. Позже, после раскола церкви, некоторые из этих монархов перестали подчиняться его приказам, так как перестали быть католиками.
Точно так же были части закона, заключенные в естественном праве, разработанные во времена Римской империи, которые были настолько важны и универсальны, что даже представитель абсолютизма не мог бы быть выше них. Некоторые из его отраслей относятся к частному праву или международному праву, в том числе.
Вдобавок, даже если абсолютный монарх был самим представителем государства, как сказал Людовик XIV (теоретически), правда в том, что каждое королевство поддерживается рядом фундаментальных законов, которые могут даже быть простыми традициями, столь глубоко укоренившимися на территории и в ее обществе.
В этих пределах абсолютизма можно найти, например, принцип легитимности, согласно которому государство является континуумом, находящимся над своим монархом, даже если он абсолютен. В этом смысле, когда этот человек умирает или отрекается от своего наследника, все граждане знают, что будет новый король, и государство продолжит сохранять его личность.
Другая традиция, которая останется выше царя — это принцип религии. Этот принцип подразумевает, что монарх всегда должен сохранять религиозное вероисповедание, которым обладает само государство. Это характеристика, которая встречается как в абсолютизме, так и в других типах монархий.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Разложение абсолютизма
Когда в Англии в 1660 г. удалось осуществить Реставрацию, то стало казаться, что тучи, сгущавшиеся над «старым порядком», начали рассеиваться. Однако ненадолго. Бездумная политика нового короля Карла II вела к сужению социальной базы сторонников монархии, накаляла внутриполитическую обстановку. В верхах общества возникло две группировки: партия двора (будущие тори) и партия страны (будущие виги). Ничему не научившийся Карл II последовал примеру отца и распустил парламент. Расчет на то, что новый его состав будет более лояльным, не оправдался, и в 1681 г. парламент был вновь распущен. Вплоть до 1685 г., т. е. вплоть до своей смерти, Карл II правил как абсолютный монарх.
Его наследник Яков II, ярый приверженец католицизма, попытался реставрировать не только дореволюционные политические порядки, но и католицизм, что абсолютно не совпадало с умонастроениями подавляющего большинства англичан. Это намерение на время примиряло тори с вигами, заставив их объединиться в оппозицию королевской власти. Они обратились к лидеру европейских протестантов, штатгальтеру (статхаудеру) Голландии Вильгельму Оранскому, женатому на дочери Якова II Марии, с просьбой защитить англичан от произвола фанатичного католика. До войны дело не дошло, ибо, когда Вильгельм Оранский в 1688 г. высадился на Британских островах, выяснилось, что у Якова II практически нет сторонников. В результате он вынужден был бежать на континент, где и умер в 1702 г. В Англии произошел бескровный переворот, вошедший в историю под названием «Славной революции».
В середине XVII века эта страна, так же как и Англия, пережила острый социально-политический кризис – так называемую Фронду (1648–1653 гг.). Однако во Франции абсолютизм не только устоял, но и достиг при Людовике XIV, «короле-солнце», невиданного расцвета. «Государство – это я», – любил говорить Людовик XIV, и действительно, он стремился к тому, чтобы королевской власти были подконтрольны все основные стороны жизнедеятельности государства: финансы, внешняя и внутренняя политика, внешняя торговля, контроль над осуществлением правопорядка, сбор налогов, стимулирование промышленного производства, культура и т. д. Активным пропагандистом усиления вмешательства государства в экономику был генеральный контролер финансов Кольбер. Талантливый организатор, он поставил свои способности на службу «величия Франции» и ее короля. Кольбер стремился сократить ввоз во Францию иностранных товаров и, наоборот, увеличить экспорт французских. Рост отечественного производства позволял расширить налоговую базу, а следовательно, и доходы государства.
Деньги Франции действительно были крайне необходимы. Они требовались на обслуживание роскошного королевского двора, на оплату многочисленных государственных чиновников, а главное, на финансирование постоянных войн, которые велись в то время опять-таки во славу «величия Франции». За 54 года единоличного царствования Людовика XIV Франция воевала в течение 32 лет. К этому надо добавить, что «король-солнце» проводил политику религиозно-церковной унификации, пытаясь сделать XVII век временем реванша католицизма. В 1685 г. был отменен Нантский эдикт о веротерпимости и возобновились гонения на гугенотов. Около 300 тыс. человек вынуждены были уехать из Франции.
Итоги царствования Людовика XIV были весьма противоречивы. С одной стороны, Франция достигла высшей точки своего влияния. Она стала сильнейшей европейской державой, диктовала свою волю многим мелким европейским государствам. Ей принадлежали огромные владения в Северной Америке, Вест-Индии, Индии, Северной Африке. Она вела активные торговые операции по всему миру. Возрос экономический потенциал страны. Париж стал крупнейшим культурным центром Европы, бесспорным законодателем мод. Стиль жизни французской элиты копировали власть имущие в других странах. Пышно расцвела французская культура. Имена и произведения Корнеля, Мольера, Расина, Лафонтена золотыми буквами вписаны в сокровищницу мировой культуры.
Однако за все это Франции пришлось заплатить немалую цену. Замах на величие оказался явно больше реальных возможностей Франции. Ей приходилось содержать огромную по тем временам армию (более 300 тыс. человек), численность которой за годы царствования Людовика XIV выросла более чем в 10 раз. Это требовало колоссальных средств, предопределяло постоянный рост налогового пресса, душившего экономику, вело к обескровливанию прежде всего сельского хозяйства. Многократно вырос государственный долг. Если добавить к этому серию неурожаев и эпидемий, обрушившихся на Францию, то нетрудно понять, что к концу царствования Людовика XIV страна вступила в полосу затяжного кризиса. Он стал зримым проявлением того, что потенциал абсолютизма в деле развития общества, его совершенствования практически исчерпан.
Последний исторический шанс этой формы политической организации общества был связан с так называемым «просвещенным абсолютизмом». Данное явление получило распространение в ряде стран Европы в XVIII веке. Это была попытка реформировать абсолютизм, приспособить его к изменившимся условиям, поставить на службу монархии некоторые из идей просветителей. Наиболее яркими примерами просвещенного абсолютизма историки традиционно считают правление Марии-Терезии в Австрии (1740–1780) и Иосифа II (1780–1790), Фридриха II в Пруссии (1740–1786), Карла III в Испании (1759–1788) и Екатерины II в России (1762–1796). Что объединяет эти царствования?
Во-первых, понимание того, что для сохранения базовых устоев «старого порядка» обществу нужны определенные перемены. Всех перечисленных выше монархов можно назвать консервативными реформаторами. Набор осуществленных в этот период преобразований был примерно одинаков во всех этих странах: поощрение торговли, развитие образования, ограничение сферы деятельности цеховых структур, попытка оптимизации финансов и государственного управления и, наконец, очень осторожные шаги, нацеленные на модернизацию аграрных отношений.
Во-вторых, изменение взглядов элиты на мир, само общество, государство. Трансформировалась вся иерархия ценностей, которыми руководствовались просвещенные монархи и их окружение. Раньше в основе мировоззрения и верхов и низов общества лежали церковные догматы. Отталкиваясь от них, определяли нормы повседневной жизни, взаимоотношений между различными социальными группами, обосновывали принципы государственного устройства, выводили задачи государства на международной арене. Теперь стремились найти рациональное объяснение и обоснование всех сторон жизнедеятельности общества. Покровительство науке и искусству стало признаком хорошего тона.
В-третьих, изменение взглядов на сущность государства, его природу повлекло за собой ускорение начавшегося еще в середине XVII века процесса формирования концепции государственных интересов ведущих стран Европы. Это способствовало укреплению системных начал в международных отношениях, сплачивало отдельные европейские страны в единый комплекс, живущий по своим, общим для него нормам, укрепляло правовые начала. Иными словами, просвещенный абсолютизм дал импульс формированию такого явления, как европейская цивилизация. И не случайно именно в это время зарождаются первые проекты создания «Единой Европы».
Кризис абсолютизма в наибольшей мере проявился во Франции. Стремление Бурбонов утвердить свою гегемонию в европейских делах требовало наращивания мощи страны. А это в свою очередь предполагало форсированное развитие экономического потенциала. Но именно здесь отживавшие свой век социально-экономические отношения превращались в серьезное препятствие на пути вперед. Политическая власть не только не помогала формированию оптимальных условий для экономического роста, но всячески консервировала старые порядки, тормозившие развитие буржуазных отношений в аграрной сфере, сохраняла цеховую систему, предоставляла льготы отдельным монопольным торговым компаниям. Постоянно усиливался налоговый пресс, высасывавший деньги из всех сфер хозяйственной жизни. Внутри страны, в ее административной системе сохранялись рудименты средневековой раздробленности, мешавшие складыванию единого общефранцузского рынка. Например, между устьем и верховьями Луары – одного из главных торговых путей внутри Франции – существовало 75 таможенных барьеров.
Не меньше проблем существовало и в социальной сфере. Сохранялась система сословных привилегий, закрывавшая третьему сословию дорогу к высшим административным, судебным и военным должностям. В то же время основную тяжесть налогового бремени несло именно третье сословие. Ясно, что в этой среде росло недовольство существующим порядком вещей. Но и в среде аристократии проявлялось недовольство абсолютизмом, там были популярны идеи возрождения былых политических вольностей дворянства. В итоге социальная база абсолютизма неуклонно сужалась.
Занимавший с 1715 г. королевский трон Людовик XV, в отличие от просвещенных монархов Австрии, Пруссии, России, стремившихся модернизировать устои «старого порядка», тратил всю свою энергию на фавориток. Не удивительно, что государственные дела приходили во все большее расстройство. Падал и престиж Франции. Отражением этого стало ее серьезное поражение в Семилетней войне (1756–1763), в результате которого она лишалась большинства своих колониальных владений. Военная неудача, явный кризис абсолютизма настоятельно требовали проведения реформ. В последний период своего царствования (1770–1774) Людовик XV под давлением обстоятельств предпринял суматошные попытки как-то затормозить прогрессирующий кризис. Однако четкого представления о том, как этого добиться, ни у него, ни у его окружения не было, как не было и воли для проведения преобразований. Внутренние распри в правящей элите окончательно похоронили все эти планы.
Итак, к концу XVIII века возможности абсолютизма для поддерживания устоев «старого порядка» заметно сузились. Жить по-старому, ничего не меняя, становилось все сложнее. Чтобы держать ситуацию под контролем, приходилось содержать огромный государственный аппарат, с помощью льгот покупать лояльность аристократии, увеличивать расходы на армию как главный гарант безопасности страны. На все это требовалось все больше и больше денег. Обеспечить их приток могла только динамично развивающаяся экономика. Однако «старый порядок» с его жесткой, мелочной регламентацией всех сторон хозяйственной деятельности, многочисленными ограничениями, сковывавшими всю социально-экономическую сферу, препятствовал формированию рыночной экономики, которая только и способна обеспечить качественный скачок в развитии общества.
Попытки представителей просвещенного абсолютизма найти развязку накопившихся проблем за счет проведения отдельных реформ также не приносили желаемого результата. Жесткие каноны, на которых основывалось средневековое общество, плохо поддавались реформированию: в нем все было предельно взаимосвязано и взаимообусловлено и любая попытка как-то видоизменить какую-либо из несущих конструкций сразу же заметно подрывала устойчивость всей системы. В силу этого, реформы просвещенных монархов, снимая наиболее жесткие и устаревшие ограничения, несколько расширяя возможности для общественного прогресса, одновременно расшатывали основы того миропорядка, в который они пытались вдохнуть новую жизнь. Таким образом, и этот вариант развития пусть и не столь очевидно, как откровенно консервативно-охранительный, но тоже во многом исчерпал свои возможности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
99. Разложение в мусульманском мире
99. Разложение в мусульманском мире Если христианский Запад при всех вышеописанных неурядицах сохранил возможности дальнейшего развития, то мусульманский Восток в подобном положении их утратил, ибо в конце XI в. превратился в этническую химеру. Аббасидский халифат был
LXIII РАЗЛОЖЕНИЕ СЕКЦИЙ
LXIII РАЗЛОЖЕНИЕ СЕКЦИЙ Две враждебные силы стояли друг против друга в конце 1793 г.: Комитеты общественного спасения и общественной безопасности, которым подчинялся Конвент, и Парижская коммуна. Настоящая сила Коммуны была, впрочем, не в отдельных людях, как бы они ни были
Разложение правящего класса в Галлии
Разложение правящего класса в Галлии Следует подчеркнуть, что перед лицом скандинавской угрозы правящие слои каролингского общества в большей степени, чем королевская власть, которую часто в этом обвиняют, демонстрировали постыдное несоответствие своим обязанностям.
Падение Оренбурга и разложение армии
Падение Оренбурга и разложение армии После падения Бузулука в конце октября 1918 г. на фронте армии Дутова наступило относительное затишье. Как впоследствии писал Генерального штаба генерал-майор С.А. Щепихин, на всем Восточном фронте осень 1918 г. была периодом «почти
РАЗЛОЖЕНИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РАЗЛОЖЕНИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ Охваченные страхом перед угрозой сепаратистских движений, последние императоры Цин запрещали высокопоставленным чиновникам служить в их родных провинциях и производили ротацию каждые три года. При этом подведении итогов сам
Разложение первобытнообщинного строя
Разложение первобытнообщинного строя Данные китайских источников позволяют предполагать в Китае III тысячелетия до н. э. наличие пережитков материнского рода, т. е. матриархата. Древние источники, сообщая о происхождении первых вождей племен чжоу, шан и цинь, приводят
2. Разложение рационализма
2. Разложение рационализма В 1782 году в известном своем курсе «О трех познаниях — любопытном, приятном и полезном» московский профессор Шварц разделил на три степени всю душевную жизнь человека. В первой главенствует разум, во второй — чувство, в третьей — откровение.
Глава 11 РАЗЛОЖЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ
Глава 11 РАЗЛОЖЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ Мы оставили Алкивиада в тот момент, когда он явился в Спарту. Спартанцы понимали, насколько Алкивиад может им быть полезен. Вскоре ему предоставляют возможность выступить перед апеллой. Он предлагает свою помощь в войне против Афин и…
Забвение и социальное разложение
Забвение и социальное разложение Приведем несколько примеров, свидетельствующих о глубине горя и несчастья, постигших чиншевиков. Их жалобами заполнены упомянутые выше дела, звучащие как реквием по вымирающей шляхте.Одним из таких был случай Васыля Мазуркевича.
1. РАЗЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА
1. РАЗЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА Развитие капитализма и крестьянство. Ликвидация крепостной зависимости крестьян от помещиков, обезземеливание сотен тысяч крестьянских семейств, рост товарно-денежных отношений, как и ряд других существенных сдвигов, происходивших в
Глава II. Разложение крестьянства
Глава II. Разложение крестьянства Мы видели, что основой образования внутреннего рынка в капиталистическом производстве является процесс распадения мелких земледельцев на сельскохозяйственных предпринимателей и рабочих. Едва ли не каждое сочинение об экономическом