В чем актуальность бедная лиза
“Бедная Лиза”: о чем заставляет задуматься
Почему повесть Карамзина до сих пор актуальна
“Бедная Лиза”: о чем заставляет задуматься повесть? Как именно принимаемые Лизой решения повлияли на развязку сюжета? Это извечные вопросы, которыми задается читатель после изучения труда Н. Карамзина.
Что бы понять повесть, недостаточно всего лишь прочитать её. Особенность в том, что читатель должен поставить себя на место каждого героя и посмотреть на жизнь его глазами. И со стороны Эраста (главный герой книги) и со стороны Лизы (его возлюбленная, героиня повести).
Написанный в 1792 году труд даже в наше время популярен как у молодежи, так и у старшего поколения. Актуальности тема произведения не теряет. Любовь и страдания встречаются в любых отношениях.
Читается повесть легко, у автора отличный слог и минимальное использование сложных словосочетаний. Лирическая работа является классикой мировой литературы, и, по мнению многих ценителей искусства, должна быть обязательной к прочтению каждым человеком.
Начинается все весьма предсказуемо. Крестьянка Лиза влюбляется в городского аристократа Эраста. Они понимают, что испытывают сильные чувства сразу, с одного взгляда.
Отказываясь от всего, пара тайно встречается и девушка все больше влюбляется в обаятельного, приятного и симпатичного мужчину. Внутри нее разгорается настоящий огонь, который светит все ярче. Эраст был потрясен красотой девушки. Чистая и непорочная, она была именно той, которую он искал во многих женщинах.
Их долгие свидания были прерваны внезапной новостью: матушка пообещала выдать девушку за сына зажиточного крестьянина. Она отказалась от помолвки ради любимого. Но вскоре стала замечать, что его отношение поменялось. Молодой человек охладел и стал все реже приходить на свидания.
Здесь автор великолепно передал тонкости стандартной ситуации – ветреный мужчина, жаждущий победы, и хрупкая, ранимая девушка, которая ради любви готова пойти на все.
Последняя их встреча закончилась печально. Эраст рассказал, что вынужден уехать в связи с прохождением службы в армии, но будет любить Лизу и ждать их встречи. Спустя несколько недель она видит его в дорогой карете в Москве.
Короткий разговор расставляет все на свои места – он помолвлен и больше не может встречаться с девушкой. Опечаленная, она бросается в реку и тонет. Эраст, в свою очередь, узнав о том, что стал причиной смерти юной Лизы, корил себя всю жизнь, приходя к ней на могилу.
Мораль повести не так проста, как может показаться. Со стороны Лизы можно выделить несколько ключевых моментов:
Но с другой стороны, можно понять Эраста. Молодой человек не смог найти своё место в жизни. Проиграв все состояние в карты, он был вынужден жениться на богатой вдове и остаться несчастным. Ветреный и избалованный, он не понимал ценность настоящих чувств и не смог объясниться с девушкой.
После прочтения остается не приятный осадок внутри. Практически каждый имеет похожую историю за плечами и понимает действия как одного, так и второго персонажа. Повесть очень простая, минимум героев позволяет не запутаться в сюжетной линии. Сразу после выхода творение Н. Карамзина имело огромный резонанс.
Публика, привыкшая к произведениям с хорошим концом, была поражена и восхищена повестью, так четко и прямо описывающей самоубийство, горечь, утрату и предательство.
Возможно, в литературе того времени как раз не хватало такой открытости. Небольшое произведение может научить многому – сострадать, сопереживать, быть честным и открытым, понимать ценность человеческой жизни и чувств.
Жаль, что Эраст понял это слишком поздно. Когда вернуть уже ничего нельзя. По мотивам рукописи было снято множество фильмов, написано большое количество книг.
Самое интересное, что сам автор одинаково сочувствует как Эрасту, так и Лизе. Ничто из их поведения не осуждается, ведь для всего есть свое время. Любовь всегда быстротечна, но что-то должно прийти вместо нее: или глубокое разочарование, или огромная радость от того, что объект вожделения находится всегда рядом.
Никаких нравоучений между строк нет. Автор не только не пытается поучить читателя, а и не навязывает ему свое мнение. Каждый видит в повести что-то особенное для себя. Но все критики и читатели сходятся в одном – прочитать «Бедную Лизу» и не задуматься над ней просто не возможно.
«Бедная Лиза» — аргументы к итоговому сочинению ЕГЭ по повести Карамзина. Русский язык и литература
«Бедная Лиза» — аргументы к итоговому сочинению ЕГЭ по повести Карамзина. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику
Мы подготовили для Вас несколько аргументов для итогового сочинения по повести — Бедная Лиза. Используйте этот материал для подготовки к ЕГЭ и написания сочинений на урок литературы в школе.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека — аргумент
Преступление и наказание – вечная тема (аргумент)
В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» продемонстрированы трагичные взаимоотношения между богатым дворянином Эрастом и крестьянкой Лизой. В произведении нет четкого выражения мысли о том, что причиной расставания послужило социальное неравенство, однако читатель понимает, что принадлежность Эраста к дворянской среде, а Лизы – к крестьянской, играло важную роль в их отношениях, поскольку брак между дворянином и крестьянкой в те времена считался недопустимым. Эраст не стал бороться с общественной несправедливостью, не позволяющей ему быть счастливым рядом с крестьянкой, его чувства постепенно угасали. Ошибкой Эраста было то, что он честно и правдиво не рассказал Лизе о том, что у него исчезли чувства к ней. Вместо этого он обманул ее, говоря о том, что «он всегда будет любить милую Лизу», что после возвращения со службы он «уже никогда с нею не расстанется». На самом деле Эраст, «отягченный долгами», думал о том, чтобы жениться на богатой пожилой вдове, чтобы «поправить свои обстоятельства».
Узнав о том, что Эраст собирается жениться на другой, поняв, что он больше не любит ее, Лиза, мучавшаяся от предательства любимого человека, совершает самоубийство. Эраст почувствовал свою вину в случившемся. В повествовании говорится о том, что герой, узнав о судьбе бедной Лизы, «не мог утешиться и почитал себя убийцею». Эраст понимал, что его ошибочные действия привели к трагическим последствиям. Совесть не позволяла Эрасту быть счастливым: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив». О несчастном существовании Эраста читатель узнает со слов рассказчика, которому герой рассказал историю своих взаимоотношений с Лизой.
Эраст не убивал Лизу собственными руками, поэтому он не получил наказания в соответствии с законом, однако без наказания он не остался. Эраст неравнодушно относится к гибели Лизы, он тяготится тем, что произошло. Автор показывает, что несчастная жизнь и «почитание себя убийцей» – наказание Эраста за обман и предательство Лизы, которые довели ее до самоубийства.
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня (аргумент)
Многие люди считают, что Эраст никогда не любил Лизу, что он только воспользовался ее любовными чувствами к нему, а когда она стала ему не нужна, то оставил ее. Однако с этим нельзя согласиться, поскольку у Эраста, согласно самому повествованию, действительно зародились чувства к Лизе. Влюбившись в героиню, Эраст чувствует, что в ней он нашел то, «чего сердце его давно искало».
Однако главная ошибка Эраста состояла в том, что он не признался Лизе в том, что его чувства к ней начали остывать. Отправляя на службу, Эраст уже не любил Лизу, однако пообещал ей «всегда любить милую Лизу» и после возвращения «уже никогда с нею не расставаться», тем самым Эраст обманул Лизу, дал ей ложные надежды, которым невозможно было осуществиться. Многие люди считают Эраста искусителем и злодеем, однако с этим вновь нельзя согласиться. Искушение связано с корыстными мотивами, которых у Эраста не было, поскольку первое время он действительно был влюблен в Лизу. Предательство Эраста влияет на внутренний мир бедной Лизы, которая принимает решение завершить свое существование, однако нельзя сказать о том, что Эраст осознанно доводит Лизу до самоубийства. Злодей равнодушно бы отнесся к гибели любившей его девушки, совершившей самоубийство, однако Эраст не таков: он тяготится тем, что произошло, он испытывает чувство вины в смерти Лизы, он не может найти счастья из-за угрызений совести. Рассказчик жалеет не только Лизу, но и Эраста, поскольку они оба стали заложниками системы, где материальные ценности важнее любви, где брак между крестьянкой и дворянином невозможен.
Неоднозначно можно отнестись и к поступку крестьянки Лизы. Конечно, ее огромная любовь к Эрасту заслуживает лишь уважения, однако прощание с жизнью – это весьма опрометчивый поступок. Да, боль от расставания и предательства любимого человека велика, однако и она со временем проходит, человек встречается с новыми радостями, встречает на своем жизненном пути другого человека, с которым можно обрести счастье. Лиза не дала себе возможности получить счастье в дальнейшем, она самостоятельно лишила себя этой возможности. Повесть «Бедная Лиза» заставляет задуматься над тем, что с любой жизненной трудностью человек рано или поздно справится, что самоубийство – это не выход из сложной жизненной ситуации.
Я и другие — аргумент
Предательство в любви — аргументы
1. Предал свою любовь и Эраст – герой повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Молодой человек был очень богатым дворянином, имел доброе сердце, но вел рассеянную жизнь. Случилось так, что он влюбился в крестьянку. Его не смущала разница в происхождении, поэтом в скором времени он пообещал жениться на красавице.
2. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» рассказывает историю любви между дворянином и крестьянкой. Лиза и Эраст испытывают друг к другу искренние чувства. У них разное социальное положение, в то время брак между крестьянкой и дворянином был невозможен. Эраст готов идти против общественных устоев и готов жениться на Лизе. Она поверила и отдалась ему.
Эраст был довольно-таки легкомысленный человек. Он проигрался в карты, влез в долги и вынужден был жениться на богатой невесте. Лиза, узнав об этом, утопилась. Любовь Лизы была настолько сильна, что она не смогла жить без любимого. Эраст, узнав о самоубийстве Лизы, всю жизнь мучился из-за этого, он женился без любви и не был счастлив.
Роль любви в жизни человека — аргумент
В чем проявляется отчаяние? — аргумент
Отчаяние – явление, сопровождающееся тем, что жизнь теряет все достоинства, превращаясь только в недостатки. Отчаяние чаще всего является негативным явлением, потому что оно заставляет не думать о последствиях совершенных поступков. Именно в безрассудных и опрометчивых поступках проявляется отчаяние.
В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» показано, как обычная крестьянка в результате неприятных ей жизненных событий подается отчаянию. В один день Лиза встречается с дворянином Эрастом, между ними возникают взаимные романтические чувства. Отношения между Эрастом и Лизой развиваются стремительно. Чувства крестьянки не утихают и даже пылают все ярче и ярче. Но чувства Эраста к Лизе постепенно начинают угасать. Он отправляется служить, вскоре возвращается и принимает решение жениться на богатой женщине, чтобы улучшить свое состояние. Об этом случайно узнает бедная Лиза, которая не может смириться с предательством своего возлюбленного. Она находится в состоянии полного отчаяния, когда жизнь без любимого Эраста кажется ей бессмысленной и пустой. Отчаяние Лизы повлекло за собой совершение необдуманных поступков. Героиня не хочет мыслить позитивно, она подается внезапным порывам сердца, не принимая во внимание собственный разум. Все это приводит к тому, что Лиза прощается со своей жизнью. Н.М. Карамзин в своей повести «Бедная Лиза» показал, что отчаяние героини проявляется в необдуманности и безрассудности, которые приводят Лизу к трагичному финалу жизни.
Надежда и отчаяние — аргумент
В произведении Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» главная героиня, будучи обычной крестьянкой, влюбляется в богатого дворянина Эраста. Герои сначала были очень близки, но позже Эраст начинает отдалятся от Лизы. Она же живет только им. После нескольких дней отсутствия герой возвращается к Лизе и сообщает о том, что он отправляется на войну, но обещает вернуться к ней. Эта новость очень сильно отражается на героине. Она очень тяжело переживает эту разлуку, однако надежда не покидает её. В один из дней она видит Эраста на улице. Лиза сразу же бросается к нему, но он холоден по отношению к ней. На войне Эраст проигрался в карты и теперь был вынужден жениться, чтобы улучшить свое материальное положение. Отчаяние овладевает Лизой: её вера в любовь с Эрастом исчезла. Ей кажется, что весь её мир разрушился, поэтому она решается на отчаянный шаг и даже несмотря на то, что у неё есть больная мать, героиня оканчивает жизнь самоубийством. На данном примере мы видим, что отчаяние наступает, когда человеку кажется, что для него всё закончено и разрушено, и нет надежды на лучшее.
Доброта и жестокость — аргумент
«Бедная Лиза»: основная мысль произведения. Насколько актуальна повесть Н. М. Карамзина сегодня?
Отечественная литература включает в себя массу великолепных произведений, среди которых почётное место заняла повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Автор написал её ещё в 1792 году, когда российское дворянство в большинстве своём вело праздный образ жизни. Главными персонажами повести являются молодые люди — Лиза и Эраст.
Казалось бы, очередная история любви парня и девушки, но особенной её делают несколько нюансов. Первое, на что стоит обратить внимание — это принадлежность молодых людей к разным социальным сословиям. Девушка родилась в крестьянской семье, а Эраст — дворянской.
Сюжет
События здесь не будут рассматриваться подробно, просто стоит напомнить читателю, что эта чрезвычайно драматичная история о бедной наивной девушке по имени Лиза и богатом красивом, но бессовестном юноше по имени Эраст.
Сначала он показывает ей, что любит, что ему приятна ее чистота и невинность, потом, когда Эраст добивается своего, он бросает девушку под разными предлогами.
Лиза расстраивается, находит глубокий пруд и сводит счеты с жизнью.
Н. М. Карамзин хочет убедить читателя, что юный Эраст тоже мучился и прожил жизнь без счастья, но почему-то в это слабо верится. Если жизнь чему и учит, так это тому, что люди бессовестные и эгоистичные живут значительно лучше тех, у кого есть хоть какие-то моральные принципы и убеждения. Произведение «Бедная Лиза», основная мысль, скрытая в нем, не подводят читателя к такого рода пониманию, а жаль.
«Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Карамзина «Бедная Лиза»»
I. Актуальность повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» во все времена.
II. Истинные и ложные ценности в повести.
1. Труд, честность, доброта души – главные нравственные ценности семьи Лизы.
2. Деньги как главная ценность в жизни Эраста.
3. Истинные причины гибели бедной Лизы.
III. Жить по законам сердца – главный нравственный закон. Знаешь ли ты свое сердце?
Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?
Что заставляет нас обращаться к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», написанной два столетия назад? Чем привлекает современного читателя, искушенного более серьезной литературой, книга с таким наивным сюжетом, архаичным языком? Только ли банальным утверждением, что «и крестьянки любить умеют»?
Нас привлекают в повести прежде всего изображение общечеловеческих чувств и страстей: любви и коварства, верности и измены. Нас трогает судьба бедной Лизы, ее несчастной матери, и если мы не проливаем слезы над повестью, то лишь потому, что наш век отучил нас от подобного проявления чувств.
Н. М. Карамзин, писатель-сентименталист, считал главными общечеловеческими ценностями сокровища человеческой души: доброту, простодушие, умение любить.
Лиза и Эраст принадлежат разным сословиям, и нравственные ценности для них разные. Счастье семьи, в которой выросла Лиза, заключалось не в богатстве, не в знатности рода, а в трудолюбии, трогательной заботе членов семьи друг о друге, любви родителей и дочери. Они убеждены, что «лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Оставшись без отца, Лиза помогала матери, и «чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, – чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери».
Идиллически спокойная жизнь семьи была разрушена встречей Лизы с молодым богатым дворянином Эрастом, человеком «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Простодушная старушка искренне полюбила нового знакомого Лизы. Она и подумать не могла, что их дружба закончится бедой – слишком верила в благоразумие дочери и благородство молодого дворянина. Верила Эрасту и Лиза. «Ах, Эраст! – говорила она. – Всегда ли ты будешь любить меня?» – «Всегда, милая Лиза, всегда!» – отвечал он. И Лиза не требовала клятв, не сомневалась в искренности своего любимого. Природа наделила девушку самым богатым даром – умением любить. «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!» – думает она, и слова эти буду подтверждены жизнью и смертью бедной Лизы.
Эраст полюбил молодую крестьянку, мечтал быть всегда с нею рядом. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, – думал он, – не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» Наверное, он сам верил в это, но всегда ли человек является хозяином своему слову? Для Эраста главная ценность – деньги. Ради денег он играет в карты, ради денег собирается жениться без любви на богатой невесте, – ради денег он отказывается от своей любви. Неграмотная крестьянка, Лиза оказалась благороднее, выше, лучше образованного дворянина Эраста.
Лиза не смогла вынести предательства Эраста, утопилась в пруду. Рассказчик оплакивает поруганную честь, загубленную жизнь Лизы, не ставя ей в вину ни излишнюю доверчивость, ни даже смертный грех самоубийства. Он приходит к Симонову монастырю, чтобы снова и снова вспомнить о плачевной судьбе девушки, прожившей свою короткую жизнь так, как подсказала ей любовь, не рассуждая, не рассчитывая, любя и прощая, как велело ей сердце.
В чем же истинная, глубинная причина гибели бедной Лизы? Прежде всего, в социальном, сословном неравенстве. У дворян и крестьян разные представления об общечеловеческих ценностях: для Эраста любовь – забава, предмет сентиментальных мечтаний, для Лизы – смысл жизни. Автор заставляет нас и сегодня задуматься над несовершенством общества, в котором нравственные ценности подменяются материальными. Жить по законам сердца, считает Карамзин, – значит, жить в согласии с нравственным законом.
А кто знает сердце свое? Повесть заставляет задуматься о том, как чудесен Божий мир, как важно беречь самое дорогое наше сокровище – жизнь. Велик и прекрасен мир человеческих чувств, в нем хранятся великие богатства, но в нем же таятся опасности. Умеешь ли ты любить? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?
Насколько свежо придание, поведанное Карамзиным?
История бедной Лизы вечна. Всегда будут находиться глупенькие и наивные девицы и парни-сластолюбцы, желающие этих девочек совратить. Сейчас в определенных кругах модно говорить о любой классике, что она, мол, предостережение – «роман-предостережение», «повесть-предостережение» и т. д. Если можно сказать, что сочинение «Бедная Лиза» (основная мысль его) – это предостережение, то оно пустое, потому что девушки так или иначе будут попадаться в сети к парням черствым, бездушным. Почему? Потому что молодые женщины всегда будут хотеть «большой и чистой любви», и это стремление будет вести их по лабиринту страданий.
Модернизация повести «Бедная Лиза» Карамзина Н
Если бы сочинение Бедная Лиза Карамзин (9 класс) писалось современником, то акцент в нём мог быть немного другим.
В свете последних событий и ажиотажа с группами — смерти, общественность стала проявлять озабоченность участившимися случаями гибели подростков. У каждой жертвы были свои причины для ухода из жизни, но не исключено, что одной из них была неразделенная любовь. Характеристика Лизы из произведения Карамзина впишется в образ потенциальной жертвы группы-смерти. Её не отличает способность трезво смотреть на жизнь, она весьма сентиментальна, романтична и лишена практицизма.
В чём схожесть образа жизни Эраста и современных парней — мажоров:
Каждый выбирает для себя свой путь. Будет ли он счастливым — никто не знает. Для одних аргумент — деньги, для других — любовь. Жизнь бедной Лизы закончилась слишком рано. Она умерла так и не познав настоящего счастья. А что было бы, если девушка смогла сдержать свой импульсивный порыв и продолжила жить? Сочинение по произведению «Бедная Лизаможет лишь предположить другое развитие событий.
Существует ли противоядие от несчастной судьбы?
Конечно, да, и оно только одно – тренировка разума, образование. Если бы Лиза была цинична, умна, образованна (к тому же она еще и красива, как ангел), нужен ли ей был бы такой пустой и бессодержательный человек, как Эраст? Ответ отрицательный. Конечно, представленное в этом пункте размышление – не основная мысль произведения «Бедная Лиза», но когда ее читает современный человек, такой вывод напрашивается сам по себе.
У Лизы была низкая самооценка вследствие того, что ее учили с малых лет: «Твой удел – жить на коленях и не перечить господам». К сожалению, ее и не могли учить иначе в те времена (18-й век). Итак, остановимся на том, что основная мысль повести «Бедная Лиза» – «любовь зла». В свою очередь, надеемся, что современным девушкам история Лизы все же послужит предостережением.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
(Звучит аудиозапись «Сентиментальный вальс»,под звуки которого сообщается тема и цели урока)
Любовь-излюбленная тема писателей и поэтов. В любом произведении можно найти страницы посвященные этому чувству. Тонко описывают любовь У.Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Много стихов о любви у Пушкина, Тютчева и т.д. Любви посвящяет свое произведение Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». В этом произведении автор утверждает общечеловеческие ценности –идеалы: добра, красоты, истины, выработанные человечеством и отраженные в его культуре. Противопоставление этим ценностям: сиюминутное благо, богатство, власть, плотские удовольствия.
1 этап : «Кто?Где?Когда?» — викторина
(Викторина проводится в форме фронтального опроса учащихся. За правильный ответ ученику выдается «ландыш»)
2 этап: «В картинной галерее»
(Индивидуальное домашнее задание
Сообщение на тему «Слово о художнике Кипренском. Обзор репродукций картин «Бедная Лиза» и «Девочка с маками»»
Репродукция картины «Бедная Лиза»
Репродукция картины «Девочка с маками»
3 этап: Физкультпауза
(Предлагается всем встать, выйти из-за парт и повторять движения за учителем
«Где Эраст?!» (С удивлением разводим руки в стороны
4 этап: Игра «В лес за ландышами»
(По поднятой руке, учащиеся вызываются по одному к доске, «срывают» ландыш, на котором размещен вопрос. Учащийся забирает ландыш себе, в случае правильного ответа.)
Карточки-задания к игре «В лес за ландышами»
5 этап: «А у меня в корзинке…» — анализ текста
(
Предварительно, каждому учащемуся выдается шаблон заранее заготовленной корзинки, на обратной стороне которой будет выполняться задание)
Задание:
Прочитать вслух по ролям эпизод «Вдруг Лиза услышала…»
(учащиеся выбираются учителем).
Затем самостоятельно, пользуясь моделью анализа текста, выделить художественные средства, используемые автором в этом эпизоде и записать их в «корзинки» (см.
Приложение 3
)
Сюжет и композиция
Хотя внимание писателя сосредоточено на психологии героев, для сюжета важны и внешние события, которые приводят героиню к гибели. Сюжет повести незамысловат и трогателен: молодой дворянин Эраст влюблён в крестьянскую девушку Лизу. Их брак невозможен из-за сословного неравенства. Эраст ищет чистой братской дружбы, но сам не знает своего сердца.
Когда отношения перерастают в интимные, Эраст охладевает к Лизе. В армии он проигрывает в карты состояние. Единственный способ поправить дела – жениться на богатой пожилой вдове. Лиза случайно встречает Эраста в городе и думает, что он полюбил другую. Она не может жить с этой мыслью и топится в том самом пруду, возле которого встречалась с любимым.
Эраст осознаёт свою вину и страдает до конца своей жизни.
Основные события повести занимают около трёх месяцев. Композиционно они оформлены рамкой, связанной с образом рассказчика. В начале повести рассказчик сообщает, что описанные у озера события случились 30 лет назад. В конце повести рассказчик снова возвращается в настоящее и вспоминает на могиле Лизы о несчастной судьбе Эраста.