В чем актуальность изучения обществознания для будущих медработников
Роль предмета обществознание в популяризации специальностей технической направленности.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Обухова А.С., учитель обществознания МБОУ СОШ № 35
Роль предмета обществознание в популяризации специальностей технической направленности
В современном обществе необходимость и важность обществознания уже достаточно осознаны. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Он вбирает в себя самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы имеем возможность приобретать знания об обществе, в которых многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества.
Создавая изменения в мировоззрении, обществознание дает молодежи необходимые знания о морали и обществе, в котором мы живем. Поэтому обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой профессии, потому что нет настоящего гражданина без знания общества. Обществознание помогает учащимся адаптироваться к переменчивой и сложной социальной действительности, способствует успешной социализации личности, оказывает профориентационную помощь.
В современном мире каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми. Обществознание способствует формированию активной гражданской позиции, в которой представлены общественные потребности, необходимые для современного развития общества. Это осознание своей принадлежности к малой и большой Родине, готовность и способность строить достойную жизнь, выполняя свой гражданский долг, понимание того, в чем он заключается.
Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые учащиеся приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу практических компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации.
Цели учебного предмета обществознание структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности .
Так как обществознание охватывает широкий круг различных наук, то изучение этого предмета позволяет правильно выбрать будущую профессию.
В самом курсе обществознание включены темы профориентационного характера.
На разных ступенях изучения курса учащиеся приобретают определенные навыки:
В 5-7 классах происходит развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии. Этому способствуют такие темы курса, как «Человек и его деятельность», «Потребности человека», «На пути к жизненному успеху», «Мастерство работника», «Экономика и ее основные участники».
В 8-9 классах происходит формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей. Темы курса: «Социальная структура общества», «Социальные статусы и роли», «Образование», «Производство-основа экономики», «Право на труд. Трудовые правоотношения», «Социальные права».
В 10-11 классах начинается профессиональное самоопределение. Формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов. Темы курса: «»Профессиональный выбор», «Деятельность людей и ее многообразие», «Трудовая деятельность», «Многообразие современного мира», «Глобализация и ее последствия».
Деятельность в сфере профориентации осуществляется через различные методы и приемы.
Например, урок-конференция. Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:
1. Общие сведения о профессии:
краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия;
краткий исторический очерк и перспективы развития профессии;
основные специальности, связанные с данной профессией;
примеры биографий лучших представителей профессии.
2. Производственное содержание профессии:
место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность;
предмет, средства и продукт (результат) труда;
содержание и характер (функция) трудовой деятельности;
объем механизации и автоматизации труда;
общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества;
связь (взаимодействие) с другими специальностями.
3. Условия работы и требования профессии к человеку:
санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью;
элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника;
специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т. д.;
экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
4. Система подготовки к профессии;
пути получения профессии: бригадно-индивидуальное обучение, учебные комбинаты, курсы, УПК, СПТУ, техникумы, ВУЗы;
связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе;
Современные ученики, к несчастью, совершенно не мотивированы к получению знаний, умений и навыков и, как следствие, совершенно не знают многих профессий, где им можно было применить свои силы. Тем значимее становится наша работа в данном направлении.
Выберите отрасль, в которой будете работать.
Какой товар она должна производить?
Каковы ваши должностные обязанности и сфера компетенции.
Какие знания школьного курса вам понадобятся?
Что необходимо сделать, чтобы эффективно организовать работу?
Последовательно опишите ваши действия.
Представьте себе потенциального потребителя вашего товара.
Таким образом, роль предмета «Обществознания» в области популяризации специальностей технической направленности значительна. Основывается на социализации личности учащегося и дальнейшей его адаптации к современным жизненным реалиям.
Эссе на тему «Роль социально-гуманитарных наук в подготовке медицинских работников в системе СПО»»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №6»
Структурное подразделение №3
Роль социально-гуманитарных наук в подготовке медицинских работников в системе СПО
ФИО: Солоненко Ярослав Алексеевич
Преподаваемые дисциплины: ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право)
Педагогический стаж: 3 года
Стаж работы в данном образовательном учреждении: 1 год
Медицинская сестра – одна из важнейших, но в то же время это одна из ответственных и сложных профессий, требующая познаний во многих сферах общественной жизни. Поэтому среди клинических дисциплин студенты изучают и обще гуманитарные предметы: обществознание, историю, философию, психологию, культурологию, биоэтику.
На мой взгляд, становление профессионально и социально ответственной личности будущего специалиста в условиях современности, когда нравственные нормы сильно варьируются, а иногда и вовсе меняются, становится важной задачей, подчеркивая необходимость изучения обществознания, истории, философии и других социально-гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования.
Гуманитарный аспект медицинского образования отражает ряд проблем в работе медицинского работника, такие, как: проблема взаимоотношения с пациентами, членами семей пациентов и с коллегами, вопросы медицинского права и этики, проблема целостного подхода при профилактике и лечении заболеваний, аспект воздействия научных открытий на благополучие и улучшение здоровья человека, обмен передовым опытом в профессиональной сфере и т.д.
Важное место, вместе с профессиональным мышлением, занимают требования к гуманистическому сознанию и личности медика-профессионала. Так как это человек, занимающий позицию оказания помощи и несущий личную ответственность и участие в судьбе пациента. Поэтому в систему медицинского образования включены дисциплины, предметом которых является человек и общество. И именно поэтому так важна роль преподавателя социально-гуманитарных дисциплин в гуманистическом воспитании будущего медика.
Моя роль, как преподавателя общественных дисциплин, помогать студенту-медику составить целостную картину окружающей действительности, объединить накопленные знания и сведения, полученные от пациента. Дать основы правовых знаний, чтобы у будущего специалиста сформировалась правовая база профессиональных навыков. Довести до студента основы биомедицинская этики и профессиональной этики, позволяющие изучить правила, образцы и стандарты поведения, которые являются важными в жизни медика, в том числе и в сфере правового регулирования взаимодействия медицинских работников и пациентов. Таким образом, гармоничное развитие личности медицинского работника, невозможно без овладения знаниями общечеловеческих, общекультурных ценностей, коммуникативных навыков, сформированных на базе знаний гуманитарных
Хотелось бы отметить в заключении, что медицинская профессия формируется исходя из моральных оснований, имеет моральное значение и наполнена моральным смыслом. Воспитывать нравственные качества в будущих студентах-медиках я считаю одной из самых важных педагогических задач как моих, так и всего педагогического состава в целом.
Список используемой литературы:
Агеева Н.А. Эффективность терапевтического сотрудничества врача и пациента в контексте рационального и мифологического мышления // Гуманитарные и социальные науки. — 2013. — № 5, — С. 75.
Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве // Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека. Краснодар, 2013. С.65-70.
Микиртичан Г.Л. Гуманитарная составляющая медицинского образования// URL: http://www.zdrav.ru/library/
1 Агеева Н.А. Эффективность терапевтического сотрудничества врача и пациента в контексте рационального и мифологического мышления // Гуманитарные и социальные науки. — 2013. — № 5, — С. 75.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТУДЕНТОВ НОВОЗЫБКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТУДЕНТОВ НОВОЗЫБКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
ГАОУ СПО «Новозыбковский медицинский колледж», г.Новозыбков, Россия
Формированию морально-этических и эстетических взглядов студентов-медиков способствуют современные технологии обучения и развития. Интеграция – одна из современных технологий изучения русского языка и литературы и проведения внеклассной работы по этим предметам. На базе Новозыбковского медицинского колледжа функционирует секция научного студенческого общества «В начале было Слово». В чем же необычность нашей учебно-исследовательской работы? Это соединение интеграции (русского языка с медициной, латинским языком, литературой, живописью) и исследования.
Продемонстрируем решение первой задачи. Вспомним всем известный афоризм Mens sana in corpore san о – bonum magnum est – В здоровом теле здоровый дух – великое благо. Он указывает нам путь гармоничного физического и духовного развития личности. Эти слова принадлежат великому римскому сатирику Ювеналу. Исследуя контекст, мы поняли, что нетленные строки Ювенала являются напутствие как к нашей учебно-исследовательской деятельности, так и ко всей жизни медицинских работников:
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состояньи терпеть затрудненья
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши
(ок.60 – ок.127 г.до н.э.)
Мы убеждены, что исследование истории возникновение крылатых выражений о медицине, несущих советы медикам, таких как Comple aegrotum bona spe ! – Внушай больному надежду на хорошее;
Medica mente , поп medicamentis – Лечи умом, а не лекарствами!;
Вот здесь лежит больной
Его судьба неумолима.
Несите прочь медикамент –
Болезнь любви неизлечима!
( А.С. Пушкин, юношеское стихотворение)
Публий Овидий Назон
А вот другая область его применения – живопись.
На картине голландского живописца 17 века Ян Стена «Любовный недуг» изображена молодая женщина, в изнеможении сидящая у стола, опершись одной рукой на подушку, а другую подав доктору, считающему пульс. В руке у «недужной» листок бумаги, на котором написан уже знакомый нам афоризм Овидия: «Там лекарство не поможет, где замешана любовь».
Таким образом, целью нашей учебно-исследовательской работы стало доказательство гипотез: 1. К рылатые выражения о медицине, берущие начало в античности, звучат современно и актуально;
2 Крылатые выражения о медицине, берущие начало в античности, обогатили разные виды науки и искусства последующих веков.
Учебно-исследовательская деятельность студентов секции «В начале было слово…» является естественным продолжением работы на уроках русского языка, культуры речи и литературы.
Перечислим некоторые виды и формы работы:
Ежеурочные терминологические диктанты. Работа над произношением твердых и мягких согласных и ударением в разделе «Орфоэпия» (напр., парез, гиперемия);
Работа над правописанием медицинских терминов в разделе «Орфография» (напр., цианоз, патогенез);
Работа над лексическим значением медицинских терминов в разделе «Лексика» (напр., ятрогения, реактивность);
Работа над разъяснением лексического значения медицинских фразеологизмов в разделе «Фразеология» (напр., тигровое сердце, мускатная печень, кофейной гущи рвота).
В курсе учебной дисциплины «Литература» обращается особое внимание на произведения писателей-врачей, а также на произведения, в которых затрагиваются медицинские проблемы (А.П. Чехов «Ионыч», «Попрыгунья», М.А. Булгаков «Собачье сердце», Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича»).
Итак, учебно-исследовательская работа студентов секции «В начале было слово» направлена на формирование морально-этических и эстетических взглядов будущих медиков, на то, чтобы основным ориентиром в их жизни были слова Гиппократа: «В какой бы дом я не вошел, я войду для пользы больного».
Рабочая программа по обществознанию ФГОС (5класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 г.)
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального основного общего образования;
примерной программы ( основного ) общего образования;
программы развития и формирования универсальных учебных действий;
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;
Актуальность изучения курса обществознания:
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Изучение обществознания в основной школе призвано соз дать условия для полноценного выполнения выпускником ти пичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравствен ной и правовой оценки конкретных поступков людей; реали зации и защиты прав человека и гражданина, осознанного вы полнения гражданских обязанностей; первичного анализа и ис пользования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возмож ностях, которые существуют в современном российском обще стве для продолжения образования и работы, для самореализа ции в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Общая характеристика курса
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
Цели и задачи учебного предмета:
состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Методы и формы решения поставленных задач:
На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.
Программа по обществознанию для основной школы при звана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана:
При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 5—9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Сроки реализации данной программы: 2013-2014 учебный год
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио, зачетная система
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля
Раздел «Человек» (5ч). Загадка человек (Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Деятельность как способ существования человека
Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды де ятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и са мообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются соци альные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Ста тус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Тендер как «социальный пол». Различия в поведении маль чиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?
Гражданско-правовая сторона социального положения лич ности в обществе. Юные граждане России: какие права чело век получает от рождения.
Раздел «Семья»(5ч). Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные цен ности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел « Школа» (6ч). Человек в малой группе. Межличностные отношения. Об щение. Стили общения. Межличностные конфликты.
Почему возникают межличностные отношения, конфликты. Оценивать собственные отношения с другими, в том корректировки собственного поведения
Раздел «Труд » (6ч). Называть и объяснять права, обязанности и ответственность работника. Объяснять на конкретных примерах особенности правового положения несовершеннолетних работников. Исследовать не сложные практические ситуации, связанные с трудовыми правонарушениями
Раздел «Родина» (12ч).Духовные ценности российского народа. Культурное достижения народов России: как их сохранить и преумножить. Описывать духовные ценности российского народа. Выражать собственное отношение к наследию их культуры
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное уча стие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотиз ма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддер жания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разно образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственно сти за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познаватель ную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситу ации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические за дания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимо стей;
определение сущностных характеристик изучаемого объ екта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставле ния, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
— относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
— знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
— знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
— умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
— понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
— знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормыи правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическимценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирую щих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для лично сти и для общества;
понимание специфики познания мира средствами ис кусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной дея тельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в совре менном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соот ветствующую информацию; умение различать факты, аргу менты, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументиро вать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками пре одоления конфликтов.
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения.
Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка 3 : Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал.
Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
Место учебного предмета в учебном плане
«Обществознание» в основной школе изучается 1 час в неделю. Всего 35 часов.
Критерии оценки мультимедийной презентации
Максимальное количество баллов
Титульный слайд с заголовком
Минимальное количество – 10 слайдов
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)
Использование эффектов анимации
Вставка графиков и таблиц
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы
Слайды представлены в логической последовательности