В чем актуальность комедии мольера мещанин во дворянстве в наши дни
Актуальность образа главного героя комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”
Это вовсе не комедия, это дело очень
Желание каждого человека выбиться в жизни – стать лучше, умнее, богаче, вполне понятно. Достойно уважения его стремление подняться на ступеньку выше. Главное здесь – не выглядеть смешным, подражая лишь каким-то внешним признакам и оставаясь внутренне все на том же уровне.
Вот и герой комедии Мольера “Мещанин во дворянстве” господин Журден поставил себе целью “перебраться” из мещанского сословия в дворянское – стать дворянином. Он хочет сразу всего: и знатности,
Казалось бы, его желание “понабраться ума-разума” более чем похвально. Прекрасно, что он не стыдится признать свое невежество и нанять учителей по всем предметам – от философии до фехтования: “Пусть меня выдерут хоть сейчас, при всех, лишь бы знать все то, чему учат в школе!”
Но как же смешон он, желая достичь вершин науки и культуры за несколько дней! Как комично его “открытие”, что он, оказывается, говорит прозой!
Как досадно, что он позволяет обманывать себя целому полку шарлатанов
Другое дело, когда в погоне за внешними признаками высшего общества господин Журден облачается в нелепейший костюм, потому что “Все господа так носят”, когда важно кричит: “Эй, два моих лакея!” Портной с подручными легко выманивают у него деньги, просто повышая его титул – от “Вашей милости” до “Вашей светлости”. Так же легко одурачивает Журдена Дорант, который, не собираясь отдавать прежние долги, занимает у него вновь, рассказывая, что утром он говорил о господине Журдене в “королевской опочивальне”. “Многие с радостью дали бы мне взаймы, но вы мой лучший друг, и я боялся вас обидеть, если попрошу у кого-нибудь еще”, заявляет граф, обделывая в доме господина Журдена свои дела, ухаживая за счет хозяина за маркизой Дорименой и даже пользуясь услугами нотариуса, оплаченного Журденом, чтобы оформить свой брак с ней.
Венец всего – непревзойденная комическая сцена посвящения Журдена в “мамамуши”, чтобы будущий тесть был достоин сына турецкого султана, в которого переоделся Клеонт, – сцена с плясками, маскарадом, тарабарщиной перевода “с турецкого” и даже битьем палками по спине.
Конечно, стремясь стать дворянином во что бы то ни стало, Журден преследует благородную цель: он думает о будущем дочери и хочет, чтобы она жила лучше, чем он: “Добра для дочки у меня припасено довольно, недостает только почета, вот я и хочу, чтобы она была маркизой”. Кроме того, господин Журден искренне отождествляет знатность с честью, достоинством, умом, высокой культурой.
Еще не научившись отличать показное от настоящего, “снимать шелуху”, он принимает авантюриста графа Доранта за честного человека, обладающего, кроме титула и хороших манер, несомненными достоинствами, и отталкивает любимого дочерью Клеонта: “Вы – не дворянин; дочку мою вы не получите”. А ведь именно в уста Клеонта Мольер вкладывает идею своей бессмертной комедии: “Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что есть на самом деле, – это, на мой взгляд, признак душевной низости”.
Читая это произведение Мольера, еще раз убеждаешься в том, что не место красит человека, а человек – место. Эти мудрые слова сейчас особенно актуальны, когда люди, ничего собой не представляющие, стремятся получить высокую должность, титул, власть. Главное не в титуле, не в должности, не в костюме – главное в самом человеке.
Честь и достоинство, ум и высокая нравственность присущи личности и не являются привилегией какого-то одного сословия.
Related posts:
Сочинение на тему «Почему актуально значение комедии «Мещанин во дворянстве» в наше время? «
Мольер считал, что театр является отображением общества, поэтому судьбы его героев были максимально похожими на жизнь обычных людей. Сатирик пытался изобразить общие недостатки, чтобы помочь их исправить.
Писатель видел, что люди, среди которых он жил, имели множество недостатков. Он это понял, наблюдая за человеческими желаниями, действиями и страстями, а также самим образом жизни. Автор являлся противником несправедливостей и несовершенства мира, а свой протест он выражал в собственных поэмах.
Наиболее ярким и реалистическим произведением Мольера считается «Мещанин во дворянстве». Более того, проблемы, которые поднимаются в данной комедии, являются актуальными и сегодня.
Так, в произведении рассказывается о богатом буржуа. Его желания бессмысленные, он стремится к титулам аристократов. Господин Журден считается недалеким мещанином, а разбогатеть ему удается случайно и, несмотря ни на что, он желает стать еще и дворянином.
Чтобы добиться этой бессмысленной цели, данный персонаж готов вынести любые унижения. Он преклоняется перед людьми, которые дают ему самые нелепые и даже глупые советы.
К сожалению, и в нашем современном мире встречаются такие невежественные, доверчивые и простодушные люди. Эти черты их губят. Так, Журден становится жертвой Доранта, который нагло обманывает его, говоря, что научит манерам маркиза, а на самом деле использует в корыстных целях.
Таких, как Доран тоже можно встретить в современном обществе, они манипулируют доверчивыми людьми, строят свою жизнь за счет других. Они лицемерят, говорят неправду только ради того, чтобы получить свое вознаграждения. Так и поступает Дорант. Его можно назвать настоящим аферистом. Он любые желания Журдена исполняет так, чтобы ему было выгодно. Дорант обогащается за счет доверчивого персонажа.
Благодаря этим героям Мольер хочет показать насколько ничтожным и пустым может быть духовный мир людей. Он показывает, ради чего общество может быть готовым, только чтобы удовлетворить собственные пожелания. Как легко некоторые могут переступить через других и, таким образом, добиться собственных целей.
Читая «Мещанина во дворянстве», мы видим, почему значение данной комедии является актуальным и в наше время. Ведь проблемы, которые поднимал драматург в свое время никуда не исчезли, они жизненные и таких людей, как Журден, то есть любопытных, доверчивых, наивных и эгоистичных, а также таких, как Дорант, с первого взгляда кажущегося изысканным и благородным, а на самом деле авантюриста и вора, можно встретить и в современное время.
Анализ комедии Мещанин во дворянстве Мольера
История создания комедии «Мещанин во дворянстве» связана с Людовиком XIV. В 1669 году французский король принимал послов из Турции. Ему хотелось удивить гостей, поэтому предварительно все было подготовлено. Однако, турки лишь с осуждением отнеслись к французскому приему. Людовик XIV был оскорблен и заказал у Мольера произведение, которое осуждало бы турецкие традиции.
Жанр произведения обозначается как комедия-балет. Это совершенно новая форма, которая родилась из комедии классицизма. В пьесе соблюдается триединство времени, места и действия, она носит обличительный характер, а также все герои разделены на положительных и отрицательных.
Главными героями является господин Журден и его семья. Это зажиточный мещанин, который решил овладеть дворянским титулом любой ценой. Он нанял учителей, которые не давали ему знаний, а только хвалили его и вытягивали из него деньги. Его жена была полной противоположностью господина Журдена. Это образованная и умная женщина, которая не стремится к тому, что ей не по силам. У пары есть дочь Люсиль, которая любит Клеонта. Но отец против их брака, так как избранник дочери не дворянин. Но с помощью хитрости он представляется в образе знатного турка, и тогда господин Журден дает благословение. Граф Дорант использует Журдена ради получения денег и благ. Он в открытую смеется над своим другом. Он выдает подарки для маркизы от Журдена за свои собственные. Маркиза — капризная вдова, которую главный герой хотел сделать дамой своего сердца.
Другими героями произведения являются слуги в доме господина Журдена.
Сюжет комедии построен на желании господина Журдена любыми способами получить дворянский титул. Он нанимает учителей, которые обучают его танцам, этикету. Герой выглядит нелепо в этой роли. Однажды его посещает турецкая делегация, которая была построена Клеонтом и его другом. Жених Люсиль присуждает главному герою вымышленное аристократическое звание, чему господин Журден очень рад.
Главная мысль комедии выражена в том, что не нужно стремится прыгнуть выше своей головы. Нужно довольствоваться тем, что есть. Нельзя охватить необъятное, как это делал господин Журден, который за три дня выучил все правила хорошего тона! Относится к обучению нужно серьезно, чтобы действительно научиться чему-то. В образе Клеонта выражена мысль о том, что нужно быть находчивым и сообразительным, чтобы всегда добиваться своих целей.
2 вариант
Эта комедия написана по классическим канонам. В основу положен конфликт – страсти противостоят здравому смыслу. Главный герой, буржуа, имеет всё, о чём может пожелать человек. Но ему этого мало, желает стать дворянином, приобрести титул, он хочет быть значимым в обществе. Быть выше остальных людей. Он носится с этой идеей, как с «писаной торбой». Даже готов отрубить себе пальцы, лишь бы родиться графом или маркизом.
Журден смешон в своих попытках « обаристократиться». Он полностью теряет своё достоинство. Стал похожим на шута. Вот утром встал, лицо помятое, а на голове ночной колпак. Чулки не лезут на его толстые ноги. Беда Журдена в том, что он не с того, с которого надо, человека берёт пример.
Если человек хочет быть обманут – его обязательно обманут. В этом постарается его ближайшее окружение, даже парикмахер и сапожник не останется в стороне, что уже говорить об аристократах. Один их них, зная слабость главного героя к некой Доримене, приводит её в дом главного героя. Но этот аристократишка и сам не прочь жениться на Доримене. А средств на покупку подарков нет. И он беззастенчиво выдаёт подарки главного героя за свои.
Из-за своего непонятного желания стать аристократом Журден ставит под угрозу свадьбу своей дочери. Он не разрешает ей выходить замуж за любимого человека только по той причине, что он – не аристократ. Но всё решает умный слуга. Раз хочет отец аристократа, пожалуйста, турецкий подданный, да к тому же, паша его явно устраивает. А что бы не вызвать подозрений у Журдена, его самого посвящают в муфтия. Сбылась мечта идиота. Он дворянин, пусть турецкий.
Главная мысль комедии такова. Человека надо оценивать не по его титулу, а по его поступкам. Вот, к примеру, аристократ Дорант. Только титул, денег нет. И он, не заморачиваясь, берёт их у не аристократа Журдена. Для того, чтобы «пустить пыль в глаза» знатной даме, чтобы она выбрала в мужья его. И он потом запустит свои грязные руки в её деньги. Женщина попалась на удочку обманщика.
Автор обличает два общественных класса. Доверчивый буржуй Журден со своей мечтой стать аристократом. Мольер осуждает его за методы достижения своей мечты – любой ценой получить желаемое. Не помогут ни манеры, ни обучение танцам, музыке. Как был грубияном не отёсанным, так и остался.
Второй – класс аристократия. Титул есть, а совести и чести нет. Да и денег нет. Для достижения своих корыстных целей не остановится ни перед чем и кем. Обманет любого без зазрения совести.
Мораль комедии ясна. Надо искать преимущества и в своём статусе, полученном при рождении. А не пытаться примерить на себя другой статус. Как у нас говорят « Из грязи да в князи». Или ещё «Со свиным рылом да в калашный ряд».
Вариант 3
Извечное стремление людей казаться более значимыми, чем есть на самом деле, прекрасно проиллюстрировано в комедии французского драматурга Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве». Это произведение, пользуясь современной терминологией, можно назвать государственным заказом. В нём завуалирована месть Людовика XIV, оскорбившегося на фразу турецкого посла, мол, на лошади повелителя больше драгоценных камней, чем на короле Франции. Целью комедии было высмеять турецкие церемонии, а получился своего рода памятник человеческому тщеславию.
«Мещанин во дворянстве» классифицируют как комедию-балет. Рассмотрим, как реализуются в произведении оба этих жанра. Смешным для зрителя являются поведение и внешний вид главного героя; речь действующих лиц; ситуации, возникающие по причине недопонимания действий одних персонажей другими. Танцевальные вставки и пластические ремарки усиливают комедийный эффект, а карикатурность человеческих типов достигает своего пика.
Центральной фигурой произведения является господин Журден – мещанин, воспылавший любовью к маркизе Доримене. Желая добиться взаимности, он предпринимает ряд мер, которые с одной стороны, привлекают к нему мошенников и вызывают насмешки общества, а с другой, разрушают его семейный уклад и ставят под угрозу счастье дочери.
Всё внимание главного героя подчинено идее фикс – любыми способами стать дворянином. Вот его рассуждения по этому поводу: «Я бы позволил отрубить себе два пальца на руке, лишь бы мне родиться графом или же маркизом». Потому он верит всем вокруг: учителям-шарлатанам с их бесполезными уроками, графу Доранту, очаровывающему Доримену за счёт мещанина, спектаклю-розыгрышу, устроенному Клеонтом, как последней возможности жениться на Люсиль. Единственный персонаж, госпожа Журден, осознающая происходящее и желающая вернуть мужа из мира иллюзий, самим Журденом воспринимается как враг, мешающий его счастью.
Апофеозом слепоты главного героя является сцена посвящения в мамамуши, в которой турки избивают его палками, а он принимает это за благодать. Во истину, где умному горе, там дураку веселье. Однако так может показаться на первый взгляд при поверхностном знакомстве с произведением. На самом деле, господин Журден, это характер-призма, сквозь которую преломляются характеры других героев. Так, чванливые учителя оказываются не умнее своего доверчивого ученика, хитроумный граф вызывает отвращение в своём стремлении одурачить друга-мещанина, самоуверенность и чрезмерная приземлённость госпожи Журден не оставляет сомнений у читателя кто глава семьи, а маркиза и вовсе рисуется марионеткой, под стать центральному персонажу.
Созданная в 1670 году комедия не теряет своей актуальности и по сей день. Ведь чтобы превзойти себя есть два пути – первый, непрестанная работа по развитию своей личности. Второй – принимать желаемое за действительное, благо всегда найдутся пройдохи, имеющие девизом: «пока живут на свете дураки, обманывать нам, стало быть, с руки».
Анализ произведения Мещанин во дворянстве
Комедия-балет Мольера «Мещанин во дворянстве» принадлежит к литературному направлению классицизма. В ней сохраняется принцип триединства. Местом действия становится дом главного героя буржуа Журдена. Все события происходят в течение 24 часов – единство времени. Ну и единство действия. Вся пьеса строится на одной главной идее: желании Журдена попасть в высшее общество и стать его частью.
По жанру комедия относится к социально-бытовой. Мольер поднимает в произведении несколько проблем. Во-первых, проблема места человека в обществе, и факторы, от которых это зависит. Во-вторых, вопрос о нравственных идеалах царящих в государстве. Это проблема морали и нравственности. Также поднимается проблема воспитания и образования.
Мольер на примере господина Журдена старается разоблачить социальные и человеческие пороки. Ведь Журден не стремиться к самосовершенствованию, все его действия продиктованы самолюбием, стремлением занять господствующее положение среди классов аристократии.
Для создания комического эффекта автор использует такие приемы как: ирония, сатира и сарказм. Его задача не только посмеяться над сложившейся ситуацией, но и показать нелепость и остроту происходящего действия. Гонясь за своей мечтой стать дворянином, главный герой теряет собственное лицо. Все его попытки, уроки танцев кажутся нелепыми для читателя. Он становится смешон. И чем больше он старается, тем дальше отдаляется от своей мечты стать дворянином.
К сожалению, искренний и добродушный Журден не видит лживости, циничности и беспринципности общества, частью которого так сильно хочет стать. Яркими представителями знатного дворянского рода являются Дорант и Доримена. Бутафорское великолепие знати лишает Журдена здравомыслия, даже уговоры жены и дочери не убеждают его. Особенно интересным в этом плане становится второстепенная линия сюжета – любовь Люсиль и Клеонта. Ради своего счастья они идут на хитрость, и выдают Клеонта за сына знатного турецкого вельможи. Журден не упускает возможности связать себя с семьей высокого титула, и даже соглашается на обряд посвящения в «мамамуши».
Комедия написана живым, народным языком, с помощью которого Мольер показал, что среди аристократии нет согласия. Класс буржуазии подчиняется классу дворян, несмотря на испорченность дворянской знати.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ комедии Мещанин во дворянстве Мольера
Популярные сегодня темы
Моя коллекция состоит из любимых предметов, она занимает часть свободного времени. Туда входят предметы, которые я собирала в течение некоторого времени.
Если задуматься, то почти все, что окружает современного человека каждый день, появилось благодаря науке. Инженерия подарила нам дома и автомобили, химия – лекарства и одежду, программирование
Афанасий Афанасьевич Фет, живший с 1820 по 1892 годы, является одним из величайших русских поэтов, лириков, переводчиков. Он был человеком тонкой, романтичной душевной организации
Произведение Горького, получившее название «На дне», было написано около восьмидесяти лет назад. На протяжении всего времени оно вызывало множество споров и проблем. Дело в том, что социальные вопросы
«Мещанин во дворянстве» — произведение эпохи классицизма
Комедия-балет «Мещанин во дворянстве» – смелый и очень удачный литературный эксперимент Мольера, который пользуется неизменным успехом у читателей на протяжении нескольких сотен лет. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, которой будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе. В «Мещанине во дворянстве» анализ включает в себя раскрытие темы, описание композиции, жанровой принадлежности и истории создания произведения.
Краткий анализ
Год написания – 1670 год.
История создания – Произведение написано по приказу короля Людовика, который хотел высмеять турецкие обычаи. Это желание было связано с неудачным и крайне унизительным приемом посланников-самозванцев турецкого султана.
Тема – Разоблачение социальных и человеческих пороков, показанное сквозь призму поведения богатого буржуа, возжелавшего стать дворянином.
Композиция – Пьеса состоит из пяти актов, в каждом из которых Журден попадает в нелепые ситуации, не понимая, что виной тому – его собственные амбиции.
Жанр – Пьеса. Социально-бытовая комедия-балет.
Направление – Классицизм.
Характеристика текста
Мольер всегда считался прекрасным комедиантом. На протяжении всего своего творческого пути он придерживался единственного принципа: смешить людей и исправлять их. Именно поэтому все его творения основываются на человеческих пороках. Не оставил он свои привычки и идеи при создании очередного произведения. стала ирония над обычным буржуа, который захотел стать аристократом и постоянно попадал в нелепые ситуации.
Главной идеей создания комедии стала проблема в социуме. В это время аристократы были обязаны принимать у себя мещан и всячески им угождать.
Уже после ознакомления с началом произведения становится ясно, какие истины стремился внушить читателю Мольер и насколько абсурдна описываемая ситуация. Автор старается раскрыть основной смысл своего творения, который заключается в том, что человек не может стать тем, кем не является на самом деле. В лучшем случае из этого получится смешная пародия, над которой будет смеяться каждый.
В комедии описывается взрослый человек, который собственным трудом заработал большие деньги и в итоге выставил себя глупцом. Главная его цель — заполучить дворянский титул.
История создания
Осень 1669 года ознаменовалась для столицы Франции приездом «высоких» гостей – послов султана Оттоманской империи. Король Людовик XIV хотел удивить их невероятно помпезным приемом, однако это ему не удалось: ни эффектная встреча, ни роскошное убранство апартаментов и богатство украшений не смогли тронуть турков.
Талантливому драматургу потребовалось совсем немного времени, чтобы поставить в королевском театре пьесу под названием «Турецкая церемония». Мольер продемонстрировал свое детище королю, но вскоре кардинально переделал его, дополнив высмеиванием дворянства. Так на свет появилась пьеса «Мещанин во дворянстве».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Вариант 3
Извечное стремление людей казаться более значимыми, чем есть на самом деле, прекрасно проиллюстрировано в комедии французского драматурга Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве». Это произведение, пользуясь современной терминологией, можно назвать государственным заказом. В нём завуалирована месть Людовика XIV, оскорбившегося на фразу турецкого посла, мол, на лошади повелителя больше драгоценных камней, чем на короле Франции. Целью комедии было высмеять турецкие церемонии, а получился своего рода памятник человеческому тщеславию.
«Мещанин во дворянстве» классифицируют как комедию-балет. Рассмотрим, как реализуются в произведении оба этих жанра. Смешным для зрителя являются поведение и внешний вид главного героя; речь действующих лиц; ситуации, возникающие по причине недопонимания действий одних персонажей другими. Танцевальные вставки и пластические ремарки усиливают комедийный эффект, а карикатурность человеческих типов достигает своего пика.
Центральной фигурой произведения является господин Журден – мещанин, воспылавший любовью к маркизе Доримене. Желая добиться взаимности, он предпринимает ряд мер, которые с одной стороны, привлекают к нему мошенников и вызывают насмешки общества, а с другой, разрушают его семейный уклад и ставят под угрозу счастье дочери.
Всё внимание главного героя подчинено идее фикс – любыми способами стать дворянином. Вот его рассуждения по этому поводу: «Я бы позволил отрубить себе два пальца на руке, лишь бы мне родиться графом или же маркизом». Потому он верит всем вокруг: учителям-шарлатанам с их бесполезными уроками, графу Доранту, очаровывающему Доримену за счёт мещанина, спектаклю-розыгрышу, устроенному Клеонтом, как последней возможности жениться на Люсиль. Единственный персонаж, госпожа Журден, осознающая происходящее и желающая вернуть мужа из мира иллюзий, самим Журденом воспринимается как враг, мешающий его счастью.
Апофеозом слепоты главного героя является сцена посвящения в мамамуши, в которой турки избивают его палками, а он принимает это за благодать. Во истину, где умному горе, там дураку веселье. Однако так может показаться на первый взгляд при поверхностном знакомстве с произведением. На самом деле, господин Журден, это характер-призма, сквозь которую преломляются характеры других героев. Так, чванливые учителя оказываются не умнее своего доверчивого ученика, хитроумный граф вызывает отвращение в своём стремлении одурачить друга-мещанина, самоуверенность и чрезмерная приземлённость госпожи Журден не оставляет сомнений у читателя кто глава семьи, а маркиза и вовсе рисуется марионеткой, под стать центральному персонажу.
Созданная в 1670 году комедия не теряет своей актуальности и по сей день. Ведь чтобы превзойти себя есть два пути – первый, непрестанная работа по развитию своей личности. Второй – принимать желаемое за действительное, благо всегда найдутся пройдохи, имеющие девизом: «пока живут на свете дураки, обманывать нам, стало быть, с руки».
Мольер всегда имел славу прекрасного комедиографа, который на протяжении всего творческого пути следовал собственному принципу – исправлять людей, развлекая их. Не изменил он себе и в произведении «Мещанин во дворянстве», центральной темой которого стало высмеивание обычного буржуа, решившего во что бы то ни стало стать заправским аристократом.
Идея написания подобного произведения была вызвана насущными в те времена проблемами в социуме, когда обнищавшая аристократия была вынуждена принимать в свои ряды зажиточных мещан, стремившихся приобрести дворянский титул за большие деньги.
Уже с первых минут знакомства с главными героями читатель приходит к выводу, насколько абсурдной является эта затея. Обеспеченный и весьма неглупый буржуа по имени Журден становится жертвой собственных амбиций, когда решает стать дворянином. Он нанимает учителей по различным дисциплинам, чтобы «дотянуть» до высокого уровня образованной знати, потратив на это минимум времени. Однако в своем стремлении стать истинным аристократом Журден выставляет себя посмешищем, поскольку его истинная сущность никоим образом не меняется.
Так автор подводит читателя к основной мысли произведения – невозможно стать тем, кем ты не являешься на самом деле. Зрелый мужчина, сумевший сколотить приличный капитал честным трудом, показывает себя настоящим глупцом, позволяя ловким преподавателям вытягивать из своего кармана деньги. Смысл своей жизни он видит только в том, чтобы приобрести заветный дворянский титул, и в итоге он получает его – бутафорское звание турецкой аристократии.
Так автор показывает, что излишнее тщеславие становится большой преградой на пути к заветной цели. Невежество и неуклюжее подражание чужеродному образу жизни и культуре выставляют главного героя в комическом свете, делая его похожим на ворону в павлиньих перьях.
Краткое содержание
Главный герой господин Журден мечтает стать аристократом. Это желание он изъявил, смотря на графа Дорната, который прослыл мошенником. Для того чтобы добиться своей цели, герой приглашает к себе преподавателей, нанимает портных и парикмахеров.
Это занятие доставляло много хлопот окружающим. А нанятые работники использовали всю ситуацию в своих корыстных целях. Они посмеивались над Журденом и хвалили его тогда, когда нужно было ругать. Они льстят и лицемерят. А герой верит их словам и думает, что у него все отлично получается. На самом деле он выставляет себя посмешищем на всеобщее обозрение.
Жена Журдена позиционирует себя как умная и практичная женщина. Она не обращает внимания на занятия своего бестолкового супруга. Все время женщина думает о том, как выдать свою дочь замуж за благородного человека. Девушка уже испытывает чувства к Клеонту, но у него есть один недостаток: парень не имеет благородного происхождения, поэтому Журден отказал ему.
Ситуация и горе молодых очень тронуло слугу Ковьеля. Для того чтобы помочь паре, он позвал Клеонта к себе, переодел его в богатую одежду, нанял актеров, которые выполняли роль придворных. После этого слуга представил Журдену парня как сына султана. Переодетый Клеонт сказал главному герою, что тот может стать членом королевской семьи, если разрешит своей дочери выйти замуж за принца. Журден обрадовался такому исходу и дал согласие на брак.
Композиция
Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» вся соткана из комических эпизодов и забавных ситуаций, каждая из которых детально описана в отдельном акте:
Композиционная структура
Все произведение наполнено смешными и комическими эпизодами. Для лучшего восприятия автор детально описал каждый случай в отдельном акте:
Каждую часть пьесы можно рассматривать по отдельности. Изучив любую, можно понять, о чем идет речь в произведении, а также определить, в каком месте происходит внутренний конфликт.
Поскольку Мольер творил в век классицизма, это обязывало его придерживаться основных канонов этого литературного направления и соблюдать триединство в действии, месте и времени. И это ему в полной мере удалось, поскольку действие сюжета происходит в течение одного дня, в доме господина Журдена и основная сюжетная линия не прерывается второстепенными действиями.
Однако Мольер, писавший по строгим правилам классицизма, все же отошел от него в сторону реализма. Чтобы наглядно подчеркнуть всю нелепость и убогость богатых выскочек, желающих прорваться в привилегированные слои общества, он создал принципиально новый жанр – комедию-балет. При этом ему удалось избежать жанрового конфликта, и пьеса вышла удивительно гармоничной.
Примечательно, что балетные номера не только не ущемляют реализма описываемых событий, но еще больше подчеркивают суть пьесы, в полной мере раскрывая ее проблематику. В результате произведение получилось настолько ярким и необычным, что на протяжении многих лет является одной из самых популярных пьес во всем мире.
Смысл названия
Это пьеса, в которой высмеивается мещанин, торговец, который непременно хочет проникнуть в круги французской знати, быть принятым там, как равный. Само название несет в себе комический смысл, его одного было достаточно, чтобы публика веселилась еще до того, как пьеса началась.
История создания пьесы
О, стоит поговорить о ней отдельно! Дело в том, что пьесу Мольер переделал по личному заказу короля. В тот год во Францию прибыло турецкое посольство и Людовик, привыкший быть королем роскоши в Европе, решил поразить гостей с Востока пышностью Версальской придворной жизни. А что же турки? Глядя на церемонии французов, они сказали буквально следующее: «На попоне коней нашего султана больше алмазов, чем на камзолах придворных вашего короля». То есть, намекнули европейцам на то, что им за восточной роскошью никогда не угнаться, они просто голодранцы по сравнению с турецким султаном. Людовик был в ярости, тут же призвал к себе Мольера и велел высмеять турецкие придворные церемонии.
Мольер по-своему решил эту проблему и представил на суд публики свою новую пьесу – «Мещанин во дворянстве». Она уже была готова к тому времени, когда его вызвал сердитый король, просто Мольер вставил несколько балетных сцен. В них-то и действовали мифические турки с их глупыми церемониями.
Сюжет пьесы
Главный герой – Журден: торговец, парижанин, мещанин. Богатство, доставшееся ему от отца, успешного торговца одеждой, вскружило ему голову. Он хочет быть не просто состоятельным и уважаемым человеком – ему нужен дворянский титул, дворянский образ жизни и даже… любовница-дворянка. Но в те времена дворянство за деньги и заслуги не продавалось – нужно было родиться в знатной семье. Журден категорически с этим не мирится и полон амбиций, усердия и рвения, прорываясь в высшие круги.
17 век – это время, когда французские буржуа, давно богатеющие, теснящие дворян по уровню достатка, начинают задумываться о том, чтобы не просто упиваться роскошью и прибыльным бизнесом, но влиять на общество. Почему уважения достойны только дворяне? А чем мы, люди, заработавшие деньги своим умом, хваткой, трудолюбием, хуже? Этот вопрос встанет перед Францией во всей своей роковой неизбежности в конце 18 века, когда буржуа сделают революцию и польются реки крови. А пока они просто-напросто смешны в своем снобизме – желании общаться с теми, кто выше тебя.
Итак, Журден учится фехтовать, танцевать и музицировать – это так благородно! Но его речь и манеры выдают простолюдина. А ведь торговцу уже 40 лет – почтенный возраст по тем временам, как наши 60. К чему это обезьянничанье? Жена пытается вправить ему мозги – она достойная, умная и скромная женщина, держится людей своего круга и мужу это советует. Но Журдена не вразумить… Он готов бросить свою жену, чтобы жениться на дворянке. И дочку он выдаст только за знатного, хотя та любит мещанина.
Он смешон, но единственный не видит этого. Остальные над ним потешаются. Более того, его слабость используют, чтобы обмануть и обобрать. Учителя музыки и танцев охотно тянут деньги из глупца, который никогда ничему не научится – они это знают. Граф Дорант тоже обирает его, чтобы якобы устроить брак со знатной Дорименой. А та не отказывается от дорогих подарков, хитрит и смеется над незадачливым поклонником.
И тогда дочка Журдена и ее возлюбленный тоже решаются на хитрость: они выдают Клеонта за сына турецкого султана, который подарит Журдену титул турецкого мамамуши. Тут-то и развернется балет, выдавая смешные «турецкие сцены» на радость королю.
Сюжет
Господин Журден не из дворянского рода, но очень мечтает стать знатным человеком. Он всеми силами старается быть похожим на маркизов и графов, чтобы влиться в их общество. Журден тратит большие деньги на учителей музыки, танцев, фехтования. Те пользуются его безграмотностью, льстят его «талантам» и получают щедрое вознаграждение. Заветное желание Журдена – быть замеченным в королевском окружении. Он заказывает «дворянское» платье, вместо которого получает от мошенника-портного жалкий костюм, но не замечает нелепости своего наряда.
Наивностью Журдена пользуется граф Дорант, который берёт у него большие суммы в долг и не собирается их возвращать. Журден просит графа быть посредником между ним и прекрасной маркизой Дорименой. Граф передаёт женщине подарки, но от своего имени. Он сам ухаживает за Дорименой и пытается расположить её к себе за счёт глупого Журдена.
К дочери Журдена сватается Клеонт. Молодые люди любят друг друга. Отец невесты отказывает жениху, так как не хочет выдавать единственную дочь за простолюдина. Он согласен породниться только с маркизом или графом. Это откроет ему доступ в высшее общество. Счастье дочери его мало волнует.
Находчивый слуга Клеонта Ковьель придумал, как можно перехитрить Журдена. Он переодел хозяина в сына турецкого правителя. Журдену он сказал, что наследник турецкого престола поражён красотой его дочери и хочет взять её в жёны. Новоявленный «дворянин» посчитал такого жениха достойным и дал добро на свадьбу. Игру поддержала и госпожа Журден, которая давно и безуспешно пыталась образумить своего мужа.
Во время праздничной церемонии Дорант тоже предлагает руку маркизе Доримене и получает положительный ответ. В финале все довольны: Люсиль и Клеонт поженились, граф счастлив с маркизой, а одураченный всеми Журден пока ещё не знает, что остался ни с чем.