В чем актуальность комедии недоросль сочинение
В чем актуальность комедии недоросль сочинение
Я вижу актуальность комедии Фонвизина “Недоросль” не столько в проблемах воспитания молодого поколения, хотя и в этом тоже, сколько в проблеме деградации морального облика современного общества. Фонвизин в своей комедии поднимает серьезные проблемы – упадок нравов, погоню за чинами и собственной выгодой, отсутствие патриотизма и стремление нажиться на ближнем любой ценой. Эти проблемы остаются актуальными и в наше время.
Не секрет, что и сейчас многие стремятся во власть не для того, чтобы приносить пользу стране, а для того, чтобы наполнить свой карман. Но и проблема воспитания молодого поколения сейчас остается столь же важной, как и во времена Фонвизина. Молодые люди привыкли получать знания за деньги, и даже не сами знания, а корочки, в которых бы говорилось, что эти знания получены. На самом же деле, многие остаются такими же Митрофанушками, которым мечтается об удачной женитьбе, и которым ничего не хочется добиваться своим трудом.
Как видим, многие вопросы, которые поднял в своем произведении Фонвизин никуда не исчезли, они слегка изменились, подстроились под время, но сути своей не изменили.
Вариант №2. Положительные и отрицательные герои комедии “Недоросль”
Наверное начнем с того, что в комедии Фонвизина, как и в жизни присутствуют, как положительные так и отрицательные герои. С одним только условием, что отрицательных героев, как собственно и качеств в сумме гораздо больше. Пугающей разницей автор показывает нам на сколько реален мир и по сей день. Этого не понять ученику школы, который еще не видел жизни. Такое произведение придет по зубам людям уже прошедшим хотя бы два десятка лет.
Но все же это жизнь и не все так честно, как нам хотелось бы. Вот бедные дети и пытаются понять, где качества положительные, а где отрицательные. Именно этому автор и хочет научить молодое поколение. Начнем пожалуй с четы Простаковых, говорящие фамилии которых сразу донесут нам об их жизненном кредо. Во-первых это своего рода простаки, которые взяли да сделали, даже не подумав. Жена жестоко обращается с крестьянами и изводит мужа. Муж в свою очередь простак тот еще, с него даже нечего взять. Кстати их сын Митрофанушка недалеко ушел от своей матери. Ума нет, за то есть жестокость.
Тарас Скотинин попросту желает жениться на молодой и умной девушке Софье только из-за наследства. Собственно что и говорит о его жадности. К тому же он еще и необразованный, хоть и помещик. Та самая хорошенькая и умная Софья попадает в капкан событий, в котором участвует на первый взгляд положительная личность Еремеевна. Она помогает похитить Софью, чтобы выдать ее замуж за жестокого Скотинина. Не знаю оправдает ли ее любовь и забота к недорослю Митрофанушке. Ну и само собой как плохим людям не испытать на себе гнев кармы, которая посылает к ним мошенника – учителя.
Наконец-то мы и добрались до других положительных героев. Есть два человека в этой пьесе которые не побоялись бросить вызов гнету помещиков. Первый это крепостной Тришка, который не боится выступить перед помещиками, в особенности ответить Простаковой. Господин Правдин хоть и помещик, однако хороший и честный человек. Он спасал крестьян от злых и жестоких помещиков. Наверное единственный кто в этой комедии достоин огромнейшего уважения, это господин Стародум. Помимо его доброты и искренности это богатый человек, который добился всего сам. Его фамилия говорит сама за себя. Сразу понятно, что это человек мудрый.
Вариант №3. Отцы и дети по пьесе Фонвизина “Недоросль”
Проблема “отцов и детей” в пьесе Д.И. Фонвизина “Недоросль” является одной из центральных. Ее мы рассматриваем на примере семьи помещицы Простаковой. В этой семье сын Митрофанушка является “центром вселенной” для своей матери. Она вложила в него душу, пылинки сдувает, буквально душит она его своей любовью. И это несмотря на то, что по характеру она тиран, чрезвычайно властная женщина, умеющая управлять людьми и диктовать всем свои условия.
Митрофанушка же вырос безвольным человеком, у которого интереса нет ни к чему в жизни. И в этом виновна его мать, которая, ограждая сына от учебы и развития, хотела накрепко привязать его к себе. Помещики Простаковы олицетворяют собой средневековую темноту, невежество, неспособность воспринимать перемены в жизни. Несмотря на слепую любовь Простаковой к сыну и инфантилизм Митрофанушки, между матерью и отцом нет взаимопонимания, потому что он видит ее двуличность – с ним она ласкова и щедра, а с другими деспотична и жестока.
Такой исход пьесы вполне логичен, поскольку не может Митрофан стать другим – он впитал от матери и ее отношение к людям. А вот любить она не смогла его научить. За что и поплатилась.
Актуальность комедии Фонвизина «Недоросль» в наши дни
Суть комедии «Недоросль»
Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.
Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».
Тест по произведению
Чтобы выяснить, действительно ли актуальна комедия «Недоросль» в наши дни или же нет, надо вспомнить, какие главные проблемы в ней затронуты, и посмотреть, имеют ли они место в современном обществе.
Важнейшими вопросами в комедии являются воспитание и образование гражданина, вопросы нравственных принципов, мораль, а также служение государству, произвол помещиков.
Я полагаю, что все поднятые в произведении проблемы, кроме крепостничества и его губительного влияния на дворян (т. к. крепостное право давно отменено), так же важны и сегодня, как и во времена Фонвизина. Со всеми проблемами можно провести параллели в современном обществе с его нынешним положением дел.
Во-первых, Фонвизин говорит о низком уровне воспитания и образования молодёжи. Главный герой комедии, Митрофанушка, невежественнен, нравственно незрел, эгоистичен и груб, не уважает нанятых ему учителей, не хочет ничего понимать, а знания его совсем-таки примитивны. Нежелание учиться встречается и сегодня, когда многие школьники ходят в школу не за знаниями, а потому, что «надо», например.
Во-вторых, как полагает Стародум, человека не почитают по заслугам, не ценят его честность и откровенность. То же самое можно отметить и сейчас: высокое положение в обществе нередко занимают неблагородные, подлые, непорядочные, а порой и не просвещённые люди. А личности с высокими моральными принципами порой играют второстепенную роль.
Таким образом, в произведении «Недоросль» сталкиваются два мира: мир чести, доблести и порядочности, который олицетворяют Стародум и Правдин, Милон и Софья, и мир невежества, бесчестия, насилия в лице Скотинина и Простаковых. Эти два мира продолжают противостоять друг другу и сейчас. Всё чаще можно наблюдать в современном обществе примеры жестокости, грубости, насилия. А начинается всё с воспитания.
Вопросы нравственности человека, преданной службы Отечеству, а также воспитания и образования детей — эти проблемы, которые поднял в своей комедии Денис Иванович, так же остры и актуальны в наше время как и прежде. И каждое поколение будет решать эти вопросы по-своему, но ясно одно: эти проблемы никогда не будут отвергнуты как маловажные.
В комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизин ставит одну из важнейших проблем общества: воспитание и образование подрастающего поколения. В пьесе карикатурно изображается «воспитательный процесс» в семье помещиков Простаковых. Сатирически изображая нравы поместных дворян, показывая их полное невежество в том, как они готовят детей к жизни и деятельности в обществе, писатель добивался осуждения подобного подхода к воспитанию. Мать Митрофана вынуждена (кроме главной заботы — о питании своего сыночка) демонстрировать исполнение указа об образовании дворянских детей, хотя по своей воле никогда не стала бы принуждать любимое дитя к «бесполезному учению».
Автор сатирически изображает уроки Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.
Особым комизмом проникнута сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, русского языка. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился, благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.
В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству. Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог… избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать. Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.
Госпожа Простакова в умственном отношении «слишком проста» и «деликатности не обучена». Все вопросы решает руганью и кулаками. Её брат, Скотинин, принадлежит к той группе людей, которые по образу и подобию своему близки животным. Например, Скотинин говорит: «Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» На это высказывание господин Простаков ему отвечает: «И тут есть же какое-нибудь сходство». Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».
Целью Д.И. Фонвизина было не только высмеивание, обличение нравов поместного дворянства, но и сатирическое изображение действующих порядков в обществе, в государстве. Деспотизм уничтожает человечность в человеке. Писатель обосновывает свои выводы о необходимости отмены крепостного права, показав, как по-своему понимали некоторые помещики «Указ о вольности дворянской», другие царские указы, поддерживающие крепостников. Особенности жизни и быта поместных дворян в том, что они за добродетель принимают распущенность нравов, так как обладают беспредельной властью, поэтому и процветали в их обществе грубость, беззаконие, безнравственность.
Комедия «Недоросль» направлена на обличение пороков общества. Сатирически изображая нравы помещиков, их «методы воспитания», Фонвизин добивался выводов о том, какими не должны быть люди, как нельзя воспитывать детей, чтобы не появлялись среди дворян новые «митрофанушки». Жизненные принципы Митрофана прямо противоположны убеждениям просвещённого человека. Автор произведения создавал не положительный, а отрицательный образ. Он хотел показать «злонравия достойные плоды», поэтому отобразил худшие стороны помещичьей жизни, злонравие крепостников, а также высветил пороки воспитания младшего поколения.
Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы: – не хочет учиться; – работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне; – еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма; – алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия; – грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника; – коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы; – умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.
На каждый из этих «принципов» в комедии «Недоросль» есть свои примеры. Автор хотел высмеять, обличить низкие нравы многих помещиков, поэтому в создании образов использовал такие приёмы, как сатира, ирония, гипербола. Например, Митрофан жалуется матери, что его заморили голодом: «С утра ничего не ел, только пять булочек», а вчера вечером «вовсе не ужинал – только солонины ломтика три, да подовых (булочек) пять-шесть». Также с сарказмом и неприязнью сообщает автор о «тяге к знаниям» у Митрофана, который собирается устроить «таску» старой няне за то, что она просит его поучиться немного. И на уроки он соглашается пойти только при выполнении поставленных им условий: «… чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору» (о женитьбе).
Госпожа Простакова беззастенчиво лжёт Правдину, что сын её «из-за книги не встаёт по суткам». И Митрофан пользуется вседозволенностью, слепой любовью матери, он хорошо усвоил, как надо добиваться исполнения своих желаний. Этот недоросль своеволен, груб, жесток не только по отношению к няне или другим крепостным крестьянам, но даже по отношению к матери, для которой он главная отрада. «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – отталкивает сыночек маменьку, когда она пытается найти у него поддержку.
Вывод Стародума, сделанный в финале пьесы («Вот злонравия достойные плоды!»), возвращает зрителей и читателей к предыдущим фактам, которые объясняют и наглядно показывают, как формируются в обществе персонажи, подобные недорослю Митрофану и его матери.
Решение Правдина отправить Митрофанушку на службу дворянский сын воспринимает беспрекословно. Но возникает вопрос, на который нет ответа в комедии, хотя он подразумевается: «Разве может Митрофан принести пользу на службе Отечеству?» Конечно, нет. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках может оказаться будущее России.
Фонвизин написал свою комедию в далеком 1781. Премьера данной пьесы состоялась в 1782 и оставила у зрителей неоднозначные впечатления. Для того времени это была нестандартная и неожиданная постановка, редко кто мог так запросто выставить насущные проблемы человечества на всеобщее обозрение, открыть людям глаза на их пороки. «Недоросль» до сих пор собирает полные залы, так как проблемы затронутые в ней актуальны и в нашей жизни.
Пьеса была задумана Д.И.
Фонвизиным, как комедия на одну из главных тем эпохи Просвещения — тему воспитания. Но в последствии «Недоросль» переросла в нечто большее. Кроме темы воспитания Фонвизин поднял остро стоящую в обществе проблему отношений дворян с крепостными.
Комедия, написанная более двух веков назад, не утратила своей актуальности и на сегодняшний день. Одной из центральных проблем в произведении является проблема воспитания. Значительная часть произведения посвящена высмеиванию воспитания Митрофанушки. Нанятых учителей Митрофан не уважает, ничего не желает воспринимать, а его мать г-жа Простакова во всем ему потакает. Ей не важно образование сына, ей важно то, что она может похвастать тем, что у её сына много учителей и среди них даже есть иностранец. Её заботит лишь собственный престиж. А ведь и сегодня есть такие Митрофаны не желающие учиться. Многие школьники ходят в школу не за знаниями, а потому что «надо».
Не менее важной являлась проблема крепостного гнета. В те годы к крестьянам относились как к вещи: их могли продать, обменять на что-то и многое другое. Фонвизин пытался показать людям бесчеловечность некоторых помещиков по отношению к крепостным людям на примере госпожи Простаковой, которая бездушно издевалась над крестьянами без какой-либо на то причины. Автор сочувствует судьбе простых людей, таких как Тришка и Еремеевна, пытается открыть людям глаза на недостатки того общества, в котором они живут. И хоть в наше время не существует крепостного права, в некоторых людях по-прежнему есть жестокость и ненависть по отношению к другим. Классовая ненависть, войны, расовая вражда, национальные конфликты- все это существует в нашем мире. Я считаю, что нужно решать данные проблемы. Фонвизин в своем произведении очень точно показал, что грубые, злые и глупые люди не добиваются ничего хорошего в этой жизни.
Комедия «Недоросль» по праву занимает важное место в классической литературе. Ведь еще много лет спустя проблемы, затронутые в ней будут актуальны, а если общество найдет решение этих проблем, то » Недоросль» будет напоминаем о том, от чего они ушли, и почему не стоит возвращаться к прежнему жизненному укладу.
Сочинение на тему: В чем актуальность комедии Недоросль, Фонвизин
В чем актуальность комедии
Для того чтобы понять актуальность комедии “Недоросль” в наше время, достаточно вспомнить, каковы основные проблемы, затронутые в ней. Данное произведение было написано в конце 18-го века выдающимся русским классиком Д. И. Фонвизиным. Автор представил в нем героев из самых разных слоев населения и их пороки.
Среди основных персонажей и дворяне, и крепостные крестьяне, и обыкновенные слуги, и учителя-самозванцы, и государственные служащие.
Комедия, в первую очередь, осуждает традиционное дворянское
Есть только одно различие между современностью и периодом двухсотлетней давности. Крепостное право давно отменено, поэтому общество теперь состоит не из крепостных и дворян.
В остальном же, можно с легкостью все проблемы, связанные с воспитанием и образованием,
Так и здесь, Фонвизин показал семью Простаковых – властных, жестких и готовых пойти ради своей выгоды практически на все.
Невежество Митрофана в комедии немного преувеличено, так как он не мог даже сложить простые цифры или прочитать две строчки в книге. Несмотря на это, госпожа Простакова восхищалась своим сыном и во всем ему потакала. В противовес им показан герой Стародум, который считает, что человек честный и без большого чина многого стоит.
Ведь самое главное в человеке – это добродетель, которую ничто не сможет заменить.
В целом автор разделял персонажей своего произведения на два противоположных лагеря. К первому, доблестному и порядочному лагерю относятся Стародум, Софья, Милон и Правдин. Ко второму – семейства Простаковых и Скотининых. Главная проблема произведения – это извечное столкновение добра и зла.
Невольно возникает вопрос: “Всегда ли добро побеждает?” В произведении Фонвизина это так, но сегодня мы все чаще наблюдаем в обществе примеры жестокости и несправедливости. На мой взгляд, даже имена героев и их фамилии были созданы автором неслучайно. Он вкладывал в них особый смысл, наилучшим образом характеризующий каждый персонаж.
Он еще раз подчеркнул, что главное в жизни – это честность. В то же время, в каждой семье на первом месте должно быть благонравие, чтобы младшие слушались и уважали старших, чтобы не было никакого тиранства и все были друг к другу благожелательны.
Related posts:
Актуальность комедии “Недоросль” в наши дни
Недоросль — во времена Фонвизина так называли дворянских детей, не получивших минимального образования. Искоренить безграмотность в «благородном сословии» попытался ещё Петр Первый, в 1714 году издавший указ, приказывающий дворянским детям учить хотя бы грамоту, арифметику и закон Божий. Тем, кто не осилил этого минимума, запрещалось жениться и занимать высокие государственные посты.
Современное ироничное значение слова «недоросль» появилось именно благодаря комедии Дениса Ивановича. Она была создана в 1782 году, во времена Екатерины Второй, которая вошла в историю как великая просветительница. Несмотря на петровский указ, вопрос образования и воспитания дворянства всё ещё стоял в ту эпоху очень остро. Именно ему, в основном, посвящено произведение.
Автору удалось ярко и иронично показать начало этого исторического процесса — облагораживание и окультуривание русского дворянства. В лице недалёкой и жестокой помещицы Простаковой, её бесхребетного мужа и скучающего сына Фонвизин отображает целую эпоху, когда главными заботами помещиков были лишь деньги и бездумная власть.
Тема воспитания и образования, поднятая писателем, остаётся актуальной и сегодня. В наше время школьное образование стало общепринятой нормой, а доступ к практически любой информации можно получить с мобильного телефона. Но многие подростки по-прежнему не заинтересованы в познании мира. При изобилии и доступности развлекательных телепередач, игр и соцсетей, интерес к реальным знаниям сохраняется у меньшинства.
Проблемы лени и отсутствия любознательности могут определяться и воспитанием. Как раз такой случай показывает нам «Недоросль». У Митрофана нет такого обилия развлечений, как у современных подростков, но учёбы он упорно избегает…
Госпожа Простакова действует, на первый взгляд, непоследовательно: нанимает для своего сына трёх учителей, но в течение трёх лет не делает ничего, чтобы мальчик всё-таки начал заниматься. Но учителя для неё — просто вопрос престижа, как купленные дипломы и сертификаты в современном мире. Сама безграмотная, женщина то и дело с презрением отзывается о науке и уверена, что Митрофанушка прекрасно проживёт без неё. Это и есть настоящая причина того, что юноша не научился читать за годы учёбы: он убеждён матерью, что это скучно и бесполезно. Главное, чему учит его мать — эгоизм: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми». В семье Митрофана нет примера даже уважительного отношения к людям: Простакова ни в грош не ставит не только крепостных, но даже равных по происхождению: своего мужа и потенциальную невестку Софью. Любезна она лишь с теми, от кого желает получить выгоду. К сожалению, такое поведение и сегодня показывают люди, которым дана власть над другими, пусть и небольшая. В скучной жизни малообразованного человека унижение более слабых — одно из любимых развлечений.
И мы видим, что Митрофанушка хорошо усвоил урок, научившись беззастенчиво заискивать перед своим «начальством»: «ты так устала, колотя батюшку».
Чрезмерная опека и потакание капризам детей приводит всё к тем же результатам, что и двести лет назад. Подростки теряют интерес к жизни, при этом остаются неприспособленными к труду и здоровым взаимовыгодным отношениям с другими людьми. При этом родители всё хотят, чтобы их отпрыски были успешны в жизни, но до последнего надеются, что всё решится само собой: «Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?».
Деньги — ещё одна вечная тема в литературе. Именно денежный вопрос составляет главную интригу комедии. Борьба Простаковой и Скотинина за приданое Софьи, о которой девушка не подозревает до последнего момента, дарит читателю несколько комических моментов.
В своём произведении Фонвизин осуждает общество, воспитывающее людей с низким уровнем гражданской ответственности. Когда такие личности становятся частью государственной системы, государство не может процветать. С сожалением приходится признать, что именно эта проблема всё ещё наиболее актуальна в нашей стране. Создаётся
впечатление, что большинство государственных постов по-прежнему занимают «Простаковы», хоть и более образованные, но столь же жадные и равнодушные к людям и миру.