В чем актуальность литературы

Задачи литературы в современном социуме

Каковы задачи литературы в современном мире?
Могут ли произведения литературы изменить мир и социум к лучшему?
Может ли сама по себе литература выполнять роль «учебника жизни»?
Нам интересно задать себе эти вопросы?

Несомненно, опыт литераторов помогает человеку не только понять своё место в социуме, не только выверить, правильно построить свой жизненный путь, но помогает и в повседневности, в решении многих социальных проблем и конфликтов. Практически все проблемы и конфликты так или иначе описаны, разобраны в классической литературе, и наша задача – воспринять опыт писателей, осмыслить его и уметь оперировать житейскими выводами на практике. Действительно, обращаясь к литературе, мы сбережём немало личного времени, учась на примерах литературных героев поведению в жизненных ситуациях, постигая людские характеры и судьбы.

Изучая литературу, мы познаём жизнь.

Но литература являет собой также и феномен самовыражения. Писатель творчески выражает себя, свой внутренний мир, «отзеркаливает» в своих героях свои личностные и социальные проблемы. Всем известна крылатая фраза Флобера, автора романа «Мадам Бовари»: «Мадам Бовари – это я». Л.Н. Толстой говорил, что литература позволяет «найти самого себя». Действительно, литература учит каждого читателя пониманию его собственного характера: одобряя или отвергая поступки героев, человек познаёт самого себя, выказывает и выверяет свой характер вслед за писателем, психологически выстраивает свои личностные основы.

Кроме того, литература является отражением эпохи, выявляет социальные проблемы не только личностные, не только народные, но и общечеловеческие, глобальные. Литература в числе первых отвечает на вызовы времени, она озвучивает, осмысливает всё, происходящее в сердце человека, всё, происходящее в стране и в мире. Опыт литераторов бесценен: мы можем с помощью литературы почувствовать себя современником любой эпохи, мы можем объемно и объективно увидеть современный мир.

Но литература – это и работа со словом, понимание сути того, как слово может влиять на жизнь человека и общества.

Многие русские писатели справедливо считали, что слово может регулировать жизнь общества, менять развитие общества, служить благим целям. Н.В. Гоголь предлагал каждому «проездиться по России», разумеется, не в качестве туриста, а с целью узнать социальную картину общества, и своей публицистикой, своими произведениями показывал пример деятельного отношения к социальным вопросам. А.П. Чехов предпринял сложную и опасную поездку на Сахалин, и затем с помощью публицистических произведений способствовал улучшению жизни людей этого края. Врач и писатель А.А. Богданов прямо указывал на возможности изменения общества посредством слова.

…Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог.
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества
И как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.

Ко всем тем формам энергии, что перечисляются в школьных учебниках физики, видимо, следовало бы добавить ещё одну – словесную.

Творение литературы создаёт вокруг себя «силовое поле», и в слове заключены неисчерпаемые запасы энергии.

Мы должны чётко представлять себе социальную роль литературы.

«Литература – это разговор с людьми. Иначе в ней нет никакого смысла», – сказал писатель Юрий Нагибин.

« Литература – не развлечение, не времяпровождение, не источник сведений и не наставление, не подбор красивых эпитетов. Это разговор сердца с сердцем», – говорил он же.

Роль литературы в современном мире возрастает многократно.

Пусть никого не вводят в заблуждение опустевшие залы библиотек: да, еще три десятилетия назад в любую минуту, зайдя в бибиотеку, мы заставали очередь к библиотекарям, выдающим книги; в читальных залах, бывало, не находилось свободного места. Сейчас книжная индустрия развита настолько, что желающий может купить нужную для работы или важную для чтения книгу; добавьте к этому доступность книг на дисках, легкость доступа к ресурсам библиотек через Интернет, доступность чтения книг на планшетниках – электронных носителях информации, куда можно загрузить, скачать из Интернета внушительное количество книг в электронном виде…

И сами библиотеки в современной ситуации начинают играть роль не только «поставщика» информации, но и все более берут на себя роль социального института, призванного объединять и обучать людей. Появляются при библиотеках литературные кафе, литературные гостиные, литературные и театральные кружки, детские комнаты с книгами и игрушками, даже студии, где подростки под наблюдением педагогов совместно готовят уроки. Современные библиотеки выступают организаторами фестивалей, форумов, конференций, литературных чтений – все более играя роль социокультурных площадок города или поселения. Современные библиотеки вполне могли бы заниматься полноценной издательской деятельностью, и мы полагаем, что тандем «библиотека-издательство» был бы достаточно оправдан.
Литература всегда будет востребована социумом, покуда она позволяет увидеть множество людских характеров и ситуаций, понять их – это потребуется в жизни каждому, это пригодится и в деятельности социально-культурного работника.

Значимость литературы как предмета для социально-культурного работника очень высока. С помощью литературы как искусства за короткое время мы приобретаем драгоценный жизненный опыт, безболезненно для себя проигрываем множество жизненных ситуаций, учась на них тому, как вести себя в реальной жизни.

С помощью литературы социальный работник, специалист сферы культурно-досуговой деятельности может узнать массу сюжетов, характеров героев. Из литературных произведений можно вынести целый «багаж» моделей поведения в различных жизненных ситуациях, не тратя время на разбор подобных ситуаций в реальной жизни. Литература обогащает жизненный опыт человека. Не случайно литературные сюжеты ложатся в основу театральных спектаклей и кинофильмов: во многих сюжетах есть важные жизненные уроки, есть целительная мораль. Литература влияет на общество и в большой мере оказывает влияние на поступки человека, формирует его характер.

Способна ли литература влиять на общество?

Да, и это представляется нам очевидным.

Несомненно, в курсе изучения литературы как предмета следует обращать внимание на современную литературу – литературное творчество современных писателей, текущий литературный процесс.

Именно она отвечает на самые насущные вызовы времени. Современную литературу следует изучать, несмотря на то, что множество произведений «на потребу дня» появляется, печатается и исчезает с литературного горизонта. Остаются самые достойные – как правило, те произведения, где писатели дают ответы на сложные и запутанные житейские ситуации. Таковы, например, произведения Юрия Полякова: «Сто дней до приказа», «ЧП районного масштаба», «Козлёнок в молоке». Проблематика этих произведений волнует каждого: это вечные дилеммы любви или равнодушия, дружбы или предательства, приспособленчества или честного выбора. К этим темам обращался ещё Шекспир… Но в каждом веке, в каждом десятилетии эти темы требуют внимания вновь и вновь, только в нынешнее время они окрашены в современные тона, с актуальной атрибутикой, со своими ответами на вызовы времени и социума.

Опыт литераторов бесценен: мы можем с помощью литературы почувствовать себя современником любой эпохи, мы можем объемно и объективно увидеть современный мир.

Нам представляется важным рассмотреть вопрос о задачах литературы не в художественном и не в литературоведческом аспектах ( такие попытки были предприняты В.Г. Белинским, А.Н. Толстым, И.А. Ильным); нам представляется необходимым рассмотреть здесь вопрос о задачах литературы с точки зрения культурологии..

Так как литература сама по себе не что иное, как часть культуры, то очевидно, что наши знания о функциях и задачах культуры в обществе вполне применимы к литературе; выводы о задачах культуры будут говорить о задачах литературы в частности.
Итак, выделим следующие основные задачи литературы в обществе:

1. Познавательная (гносеологическая) функция литературы.

2. Информативная (трансляционная) функция

3. Коммуникативная функция

4. Регулятивная (нормативная) функция

5. Ценностная ( аксиологическая) функция

6. Знаковая (семиотическая, сигнификативная) функция

7. Деятельностная ( праксиологическая) функция

8. Рекреативная (целительная) функция

9. Компенсаторно-развлекательная функция

10. Адаптационная функция

11. Человекотворческая (гуманистическая) функция

Постараемся кратко представить некоторые функции.

Познавательная (гносеологическая) функция литературы заключается в том, что литература даёт представление о народе, о регионе, о стране, а также о времени – о периоде, о годах событий, об эпохе. Литература осмысливает конкретно взятые пространство и время целокупно с менталитетом народа или менталитетом определенного социума; тем самым литература способствует тому, что люди осознают собственные потребности, выверяют свои интересы.

Так, например, «Белая Гвардия» Михаила Булгакова и «Как закаклялась сталь» Николая Островского с разных точек зрения показывают нам послереволюционную Россию; мы никогда не поймём сердцем всех противоречий грандиозной эпохи в истории Отчизны, изучая историю только по строкам учебников и исключив вклад литературы.

Информативная (трансляционная) функция проявляется в том, что литература передаёт опыт и знания предшествующих поколений. Здесь мы процитируем слова, сказанные профессором, доктором философских наук Л.З. Немировской относительно трансляционной функции культуры. Мы полагаем, что выдержка из учебного пособия Л.З. Немировской «Культурология» удачно иллюстрирует также информативную функцию литературы: «Информативная функция позволяет людям осуществлять обмен знаниями, навыками. Хорошо сказал по этому поводу Бернард Шоу: «Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то у каждого остаётся по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идее, и мы передаём их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу же становится богаче, а именно – обладателем двух идей».

Таким образом, становится понятно, что информативная функция литературы «работает» с «социальной генетической наследственностью» человечества; наиболее насыщены ею древние предания, легенды, былины, сказания… В самом деле, ничего «познавательного» для нас в сказах о Змее-Горыныче или о Бабе-Яге нет, настолько ничтожна вероятность для человека разумного встречи с ними. Одновременно сказы эти несут в себе колоссальную «генетическую социальную» нагрузку, работают на механизм социальной идентификации.

Примером же, где информационная задача ставилась писателем меньше всего, может послужить повесть А.П. Чехова «Дама с собачкой». Информационная составляющая сюжета сводится здесь всего лишь к банальному сообщению о курортном романе. Очевидно, главную нагрузку здесь несут две другие функции – а именно ценностная и человекотворческая, иначе никакие поколения не стали бы перечитывать как поэму о любви такой незатейливый житейский сюжет – перечитывать вновь и вновь.

Коммуникативная функция литературы состоит не только в том, что посредством литературных произведений мы можем «общаться» с людьми других стран, с людьми других профессий, с людьми другого круга жизни и даже с людьми иных эпох – читая их дневники, мемуары, рассказы, эссе… Не только в том, что мы, читая, видим и «обсуждаем» с писателем общие проблемы, обращаясь к своему собственному опыту. Коммуникативная функция литературы способствует духовному росту личности, самосовершенствованию человека, адаптации человека в социуме.

Наиболее заметно выполняют коммуникативную функцию произведения, прямо ориентированные на живую и яркую реакцию читателя: произведения публицистического жанра, сатирические произведения. Сразу вспомнятся «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е. Петрова, рассказы М. Зощенко. Часто яркую коммуникативную роль играют и автобиографические произведения, например, «Былое и думы» А. Герцена.

Но бывает и так, что произведение заведомо не ориентировано на коммуникативные реакции читателя и ведет себя как «вещь в себе», тем не менее имея и свое место в литературе, и свой круг читателей. Пожалуй, в качестве примера можно привести «Поэму без героя» А. Ахматовой, где поэтесса сама не стремится к тому, чтобы произведение было верно понято и легко воспринято каждым читателем. Опять-таки, несоблюдение одной или даже нескольких функций не лишает истинные произведения литературы присущей им ценности: так, наш современник Михаил Веллер призывал в данном случае не искать в золоте жемчужного блеска, а в жемчуге – вкраплений золота; в каждом свои достоинства и своя природа их соотношений.

А поэт, переводчик С.Я. Маршак всерьёз записывал в заметках, сколь много отзывов на переводы сонетов Шекспира присылали ему читатели со словами, что чтение сонетов заметно облегчало течение хронических заболеваний…

Исследования, проведенные специалистом МГУКИ, преподавателем Ю.М. Малышевой касались литературы древнерусской, а именно «Слова о полку Игореве» и «Задонщины», и выявили, что художественное чтение этих произведений в ряде лечебных учреждений также заметно облегчало состояние пациентов, воодушевляло их к выздоровлению, пробуждало душевные целительные силы.

Оригинально сказал поэт В.Н. Сосин о целительных свойствах хорошей поэзии, посвящая одно из стихотворений собрату-поэту:

«Когда бы волею Всевышнего
Я на Руси был главный лекарь,
Стихи Евгения Мартишина
Я б разослал по всем аптекам»

Сам Е.А. Мартишин, писатель и преподаватель, признавался, что часто люди обращались к нему, говоря, что в сложных жизненных ситуациях утешались, читая его стихи, находили после чтения стихов новые силы и новую мотивацию к жизни и работе.

На рекреативную роль литературы указывал писатель М. Веллер в книге «Перпендикуляр»: «Библиотерапия. Хорошее слово. Вполне имеющее право на существование… Литература оказывает на читателя, кроме прочего, также и терапевтическое воздействие…»

Нам осталось только привести здесь пример произведения, где целительная роль не выполняется вовсе.Таким примером может служить стихотворение-поэма Ильи Сельвинского «Портрет Лизы Лютце»:

Строки далеки от гуманистических идеалов. Но на каждое настоящее произведение искусства найдется свой зритель, свой читатель – именно в том душевном состоянии, которое изменится, динамично и позитивно среагирует на встречу. И, желая привести пример художественного произведения, не обладающего целительной силой, мы скорее признаем, что это такой пример привести мы не сможем. Мы скорее приведем пример произведения, где целительная задача автором совершенно не рассматривалась.

Но и это будет трудно: даже учебник математики структурирует память, стимулирует разум, усиливая энергопотенциал человека.
Так что, строго говоря, мы не можем привести пример произведения истинной литературы, совершенно не выполняющего целительных задач.

Знания о функциях (задачах) литературы в обществе понадобятся специалисту сферы культуры при выборе персоналий и произведений для проведения досуговых мероприятий.

Мы надеемся, что данный подход позволит молодым специалистам приобрести более независимый и более уверенный критический взгляд.

Мы завершим этот краткий обзор словами наших классиков – критика и писателя.

«Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни», – писал В.Г. Белинский.
«Литература непременно должна быть выражением – символом внутренней жизни народа», – то ли требовательно указывал, то ли смиренно мечтал великий критик.

«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет мир и сердце чувством любви к миру, к человеку», – говорил писатель, поэт, видный общественный деятель Максим Горький.

И в этих словах заключено многое, что мы хотели сказать о роли литературы в современном мире и задачах литературы в современном обществе.

Источник

Исследовательская работа «Классическая литература сегодня и завтра»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Улан-Удэ»

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее – 2016»

Классическая литература сегодня и завтра

МАОУ Средняя общеобразовательная школа №1 г. Улан-Удэ

Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ

Вишнякова Татьяна Витальевна, учитель русского языка.

МАОУ Средняя общеобразовательная школа №1 г.Улан-Удэ

Глава 1. Роль книги во все времена…………………………………………………….

§ 1. История книги. До и после нее…………………………………………………….

Глава 2. Классическая литература сегодня и завтра……………………………………

§ 1. Роль классической литературы………………………………………………………

§ 2. Актуальность классической литературы сегодня…………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………………….

«Из научных произведений читайте самые новые,

литература не перестает быть новой».

Книги появились ещё в давние времена, и по сей день это один из удобных способов передачи информации или просто приятного провождения времени. Всё же мы стали забывать о классических книгах, и сегодня не каждый человек читает их. С пришествием компьютера и других технологий мы всё больше времени уделяем общению в социальных сетях и разного рода играм. Невозможно точно сказать, что ожидает книги, но главные вопросы нашего исследования таковы:
1) Как школьники относятся к классической литературе сегодня?
2) Есть ли будущее у классической литературы?

Ответить на эти вопросы – и стало целью нашего исследования.

Объектом исследования является классическая литература.

Предметом – отношение к классической литературе сегодня и ее возможное будущее.
Выдвинута гипотеза : в настоящее время классические книги не имеют особой популярности среди читающих.
Актуальность исследования: постепенно прогрессирующее снижение интереса к чтению в настоящее время.
Задачи:
1) Собрать и проанализировать литературу об истории передачи информации и существования книг.
2) Проанализировать статистику отношения к чтению книг.

Практическая значимость: данная работа может быть использована в качестве справочного пособия для подготовки к урокам литературы, истории, МХК.

Структура работы: исследование состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, списка литературы.

Для исследования данной темы нами были использованы следующие методы : частично-поисковый, сравнительный, обобщающий.

Глава 1. Роль книги во все времена.

§1. История книги. До неё и после неё.

История передачи информации началась ещё тогда, когда появился человек. Тогда её передавали устно, из поколения в поколение. Но когда в древних цивилизациях впервые появилась письменность, то люди начали записывать информацию на всём, где было можно. Для начала это были глиняные таблички, либо папирус. На них было вполне удобно записывать информацию, однако и те, и те первоначально всё же были не самыми удобными носителями информации.
Примерно в 5 веке до н.э. появляется уже похожая на нынешнюю книга, которую назвали кодексом. Не получив большого распространения, о таком виде книг забыли надолго и только в 3-4 веках, в эпоху античности стали пользоваться пергаментом, который был намного удобнее в пользовании из-за того, что мог сгибаться и исписываться с двух сторон.

С античности до средневековья прошло много времени и только в 12 веке для книг начали использовать бумагу. Но только через несколько веков, после распространения бумаги, книгопечатание удешевилось.
Книги стали довольно доступными, хоть и до сих пор дорогими, в 15 веке, когда Иоганн Гутенберг, который впервые использовал для печати типографский станок с подвижными литерами. Тогда же наконец искоренилась проблема с ошибками в копиях произведений. В 1494г. начала свою деятельность Черногорская типография, расположенная в монастыре в городе Цетине, основанная монахом Макарием. Была напечатана первая книга на старославянском языке «Охтоих-первогласник».

На Руси книгопечатание появилось в 16 веке, в Московской типографии, которая находилась в доме священника Сильвестра. Там были изданы три Четвероевангелия, две Псалтыри и две Триоди.

В 19 веке появились монотипные и линотипные прессы. На которые могли ставить около 6000 знаков сразу. А в середине 20 века количество наименований книг уже составляло около 200 тыс. наименований в год.
Сегодня для книгопечатания используется офсетный метод, который предусматривает не прямую печать краски, а прохождение её через цилиндр. Также, если ранее переплётом книг занимались отдельные компании, то теперь этим занимается одно предприятие. Для печатания сегодня используют определённые форматы и делают бумагу чаще слегка затемнённой, нежеди белой.

Теперь же люди для чтения пользуются и различными устройствами, такими как компьютер, электронная книга, планшетный компьютер, а также могут прослушать книгу в аудио формате.

Что такое классика вообще? Везде это понятие означает одно и то же: «образцовый, показательный», но в разных отраслях слегка меняется и звучит по-разному. В литературе классика – это понятие довольно размытое. Это не определённый жанр, это и не определённый стиль. О классических книгах мы говорим, как об образцовых произведениях какого-то времени, которые были значимы для литературного развития.

Явление классики появляется не так давно, примерно в эпоху Возрождения, когда формируется «корпус» классического труда, то есть, список классиков. Но всё же понятие классики в прямом смысле существовало ещё в Древней Греции, тогда так назывался высший класс людей. Но понятие классики, как метафоры, появляется уже в I веке до н.э., тогда его использовал Цицерон.

В XVII веке Вольтер в своём труде «Век Людовика XIV » пишет о том, что не только в античности были классики, но также и в настоящее время присутствуют классические писатели. Это способствовало тому, что классическими произведения считались уже по более чётким критериям.

В ранние времена классикой считалось что-то новое и то, что превосходит современность, то сегодня же это понятие используют то, от чего можно отталкиваться и что создаёт так называемый «фундамент» литературы.

Классические произведения часто переосмысливаются и понимаются по-другому и в этом состоит большая часть интереса к этим книгам, ведь каждый человек способен с какой-то новой стороны рассмотреть классическое произведение, может даже и с той, о которой автор и не думал. А также эти книги всегда актуальны и главные их темы будут волновать людей всегда.

§ 3. Польза от чтения книг.

Давайте разберём, чем полезно чтение для человека. Самое первое, что приходит в мысли – это то, что чтение увеличивает наш словарный запас. Действительно, когда мы читаем, то запоминаем некоторые слова и фразы автоматически и позже мы можем говорить более уверенно, без запинок и тавтологии, отсюда вытекает вывод, что чтение развивает и ораторский талант. Когда человека много читает, ему легче о чём-то рассказывать без «слов-паразитов».

Чтение развивает воображение. Когда мы читаем, то в голове создаётся эдакая сцена того, что происходит в книге, так как перед нами нет картинок, мы вынуждены сами создавать в своей голове образы и действия литературных героев.

Книги ещё помогают нам разобраться с проблемами в своей реальной жизни, или же избавиться от грусти. Решение некоторых проблем жизни лежит на страницах книги, порою мы даже просто отдаляемся от всего, что нас окружает в действительности, переживая чужую жизнь литературного персонажа.

Но самое главное – книги расшевеливают наш мозг, с помощью книг наш мозг становится «острее», мы способны воспринимать и обрабатывать большее количество информации за меньшее время, ну и конечно же из книг мы получаем множество полезных знаний, которые потом часто применяем на практике.

Теперь постараемся понять, что же всё-таки препятствует чтению классики и почему популярность её снижается.

В основном, главной проблемой является то, что люди не пытаются понимать её и вникать в проблемы, поставленные в произведениях классиков. Здесь главная проблема – нежелание проникать глубже и понимать прочитанное с разных сторон, развивая своё мышление.

Вторая проблема – это появление «произведений – однодневок», под такими подразумеваются современные книги, которые не заставляют задуматься о чём-то, в основном – это «фэнтэзи». Нынешние подростки действительно читают, но не то, что нужно для развития, а то, что развлекает их. Во многом современные авторы не стараются «преподать нам урок», рассмотреть в своей книге какую-то проблему современности, дать читателям подумать над прочитанным, за исключением редких случаев действительно хороших книг.

А последняя проблема, вероятно, самая распространённая из всех. Родители сами не хотят прививать ребёнку любовь к классике и другим хорошим книгам. Часто им не хватает времени для своего чада, либо же они дают смотреть ещё маленькому ребёнку мультфильмы, думая «лишь бы не приставал», но в таком отношении к своему ребёнку и заключается проблема того, что ставши взрослее, он вряд ли будет много читать образцовой литературы и других книг.

§ 4. Любовь к чтению книг.

Так почему же мы не читаем и даже не хотим читать книги? Давайте разберёмся с этим и попробуем ответить на вопрос.

Сегодня множество людей ссылается на дороговизну книг, но давайте подумаем, действительно ли это является проблемой? Мы думаем, что всё-таки нет, ведь существуют другие способы почитать, такие как библиотеки или электронные книги.

Ещё одна причина, она является последней – это нехватка времени. Конечно, порою не хватает времени ни на что, поэтому приходится немного временить с чтением, но, однако, такое происходит не всегда. Некоторые люди, имея очень плотный график работы и других дел, успевают всё же уделять время книге.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *