В чем актуальность пьесы бесприданница в наши дни

Актуальность драмы А. Н. Островского «Бесприданница»

В чем актуальность пьесы бесприданница в наши дни. e39c0e9d527e0fcfd5793f79679761c4. В чем актуальность пьесы бесприданница в наши дни фото. В чем актуальность пьесы бесприданница в наши дни-e39c0e9d527e0fcfd5793f79679761c4. картинка В чем актуальность пьесы бесприданница в наши дни. картинка e39c0e9d527e0fcfd5793f79679761c4.

Рубрика: 4. Художественная литература

Дата публикации: 05.02.2016

Статья просмотрена: 20204 раза

Библиографическое описание:

Меденцева, Н. П. Актуальность драмы А. Н. Островского «Бесприданница» / Н. П. Меденцева. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 56-57. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9670/ (дата обращения: 28.12.2021).

А. Н. Островский работал над созданием пьесы «Бесприданница» гораздо дольше, чем над многими другими своими произведениями. И результатом этого упорного труда стал истинный шедевр, явившийся прекраснейшим образцом реалистической прозы девятнадцатого века. Автор буквально почувствовал назревшую необходимость создания драмы подобной тематики. Это было обусловлено сложившейся в семидесятые годы социально-экономической и нравственно-духовной атмосферой.

Являясь выходцем из купеческой среды, Островский не мог не заметить, что нравы и принципы патриархального купечества уступают место понятиям и ценностям новоявленных «миллионщиков». «Хищные» дельцы попирали мораль и нравственность, если у них «перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты». Понятие купеческой чести незаметно растворялось, как и понятие чести вообще.

Один из героев пьесы, Сергей Паратов, произносит: «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И эти слова не циничная бравада. Герой искренне так считает, и абсолютно уверен в правильности линии своего поведения.

Практически все персонажи «Бесприданницы» разделяют эту точку зрения или хотели бы разделять (Карандышев), но им не позволяет это сделать низкое социальное положение. И вот в этом мире дельцов-купцов-предпринимателей появляется светлая мечта о счастье Ларисы Огудаловой.

Несоответствие мечты и действительности становится основой развития драматургического конфликта в этой социально-психологической драме Островского. Музыкальный талант, утонченная красота и душевные качества Ларисы в жестоком мире купли-продажи становятся товаром. «Всякому товару цена есть», — говорит Вожеватов о Ларисе. Социальный конфликт усложняется еще и психологическим: борьба в душе Огудаловой, не желающей становиться вещью, поражает своей остротой и драматизмом.

Развитие конфликта происходит очень динамично: все события разворачиваются в течение одного дня. Но мы понимаем, что созревание проблемы началось задолго до начала действия, уже сто раз было обдумано и прочувствовано Ларисой. Но она не могла самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, потому что по-девичьи надеялась на помощь более сильных. Отчаянно пытается Лариса найти если не опору, то хотя бы поддержку со стороны окружающих ее мужчин. Одно за другим терпит она разочарования в любви (Паратов), дружбе (Вожеватов), замужестве (Карандышев).

Раскрытию развернутой картины нравов современного Островскому общества способствует и продуманная система образов пьесы. А. Н. Островский наделяет персонажей «говорящими» именами. Так, «паратый» означает хищный, ненасытный зверь, а «Лариса» с греческого языка переводится как «чайка». Чайка — символ бесконечной свободы, полета, простора. И вот эта чайка попадает в когти «хищному» беспринципному Паратову. Кнуров происходит от понятия «кнур», т. е. огромный кабан. И действительно, «идол» миллионер Кнуров живет как заведенный, он уверен, что все в жизни можно купить, и уже давно забыл, что такое чувства. Имя «Юлий Карандышев» сочетает в себе имя великого Цезаря и фамилию со значением «коротышка» — указание на несоответствие притязаний героя и его реальных способностей.

Примечателен еще один герой — Робинзон. Из сюжета пьесы мы узнаем, что этот человек — актер, что его фамилия Счастливцев. Но об этом ни слова не упоминается в афише пьесы. Островский намеренно не дал этому образу никаких ремарок, как будто он какая-нибудь… вещь. А ведь действительно, Счастливцев — это своеобразная интерпретация Ларисы. Робинзон уже перешагнул невидимую грань и стал в глазах миллионеров забавной игрушкой, которую один хозяин может дарить другому.

Ремарки в драме «Бесприданница» играют очень важную роль. Не всегда в драматических произведениях столь очевидно мнение автора выражается ремарками. Островский дает подробную инструкцию актерам, как стоит им передать психологические особенности героев, манеру поведения (вспомним сцену приветствия в чайной или прием у Карандышева). Примечательна и последняя ремарка: «Громкий хор цыган». «Красивая жизнь» дельцов Паратова, Кнурова, Вожеватова уже не в состоянии изменить свое русло. Она несется по накатанной, и даже отчаянный крик Паратова: «Велите замолчать!» не способен остановить ее.

Еще одной особенностью драмы является предельно искренняя речь всех героев. Если для Ларисы эта искренность органична, потому что в не «хитрости нет», то для Кнурова, Паратова и Вожеватова цинична. Они чувствуют себя хозяевами жизни и считают все, что они говорят и делают неоспоримо правильным. Прозрачна и речь Карандышева. Он не может скрыть своего уязвленного самолюбия, прикрываясь любовью к Ларисе. Герои поистине говорят то, что искренне чувствуют, хотя иногда это весьма неприглядно.

Не завуалировано и название драмы. Островский не назвал ее именем главной героини, не стал искать обтекаемых формулировок. «Бесприданница» — лаконично, прямо, до боли обнаженно звучит название, отражающее главную проблематику драмы. Коротко, как выстрел, оборвавший жизнь Ларисы. Это доказывает, что автор «прочувствовал» тему пьесы; она явилась «продуманным» и «пережитым» произведением.

А. Н. Островский стал тем драматургом, который сумел реалистично воссоздать действительность своей эпохи и предугадать ее страшные последствия для последующих. Век «хищных» дельцов затягивается уже на несколько столетий. И пред каждым человеком встает проблема нравственного выбора. Поэтому пьеса «Бесприданница» будет актуальной долгое время, заставляя людей размышлять о системе социально-нравственных ценностей.

Источник

В чем современность произведений Бесприданница и Гроза А.Н. Островского

В своих произведениях А.Н. Островский поднимает важную проблему положения женщин в обществе 19 века, но при этом один главный посыл в его произведениях звучит не только современно – он актуален во все времена, а особенно сейчас, в нашем циничном мире.

Чтобы понять в чем же современность произведений А.Н. Островского – «Гроза» и «Бесприданница» — рассмотрим двух главных героинь этих произведений.

Во время Островского женщины большей частью не были эмансипированы, хотя это движение уже набирало обороты. Среднестатическая женщина – неважно какого сословия она была – из дворянской, купеческой или крестьянской семьи – она была так или иначе подчинена мужчине.

Мужчина выбирал куда ей ездить, с кем общаться, она могла выбирать себе одежду и подруг, но он мог вполне оставить женщину дома или сказать переодеть какой-то наряд, если ему что-то не нравилось.

Разводы в те времена были формально запрещены. Чтобы развестись – каждой женщине требовалось пройти через унижения и навсегда испорченную репутацию, но жить с нелюбимым мужем было порой просто невыносимо и женщины шли на крайние меры – сбегали из дома, бросали все, ставили крест на репутации, прежней жизни, порой и родственных связях и шли за любимым человеком, а если так сделать не получалось – сводили счеты с жизнью.

У Островского остро показан этот домостроевский уклад, это бесправие женщин на фоне просвещенного и цивилизованного в целом 19 века. Два его ярких произведения – «Гроза» и «Бесприданница» иллюстрируют казалось бы две совершенно разные ситуации и при этом такие схожие в своем несчастье, судьбы двух молодых женщин.

Если рассмотреть судьбу Катерины, то это прежде всего – ее борьба с «Темным Царством». В роли темного царства выступает ее окружение, ее равнодушный и не имеющий своего мнения муж, ее жестокая и циничная мачеха Кабаниха, двор Кабанихи, который ее постоянно осуждает и даже ее любимый мужчина, который призван был спасти ее от этого Темного Царства – оказался мелочным и трусливым, пока его все устраивало, он был с Катей, но когда начались проблемы – он просто ушел.

Борьба с Темным Царством закончилась не в пользу Катерины – она проиграла, причем проиграла в первую очередь потому, что она толком и не боролась. Подчиненное положение женщины настолько въелось в ее сознание, что даже когда было можно преступить эту черту и перестать быть зависимой, она как будто искала, от кого бы стать зависимой.

Она была изначально очень зависима от религии. С одной стороны это хорошо – верить в Бога, всегда держаться светлой стороны, но некая фатальность, фанатизм в религиозных чувствах – сделали ее совершенно ведомой по жизни. Она постоянно считала, что ее покарают Высшие Силы, что она живет недостойно, делает что-то не так.

Попав в семью Кабанихи она совершенно была подавлена властной и циничной женщиной, которой нравилось как бы сейчас выразились «троллить» Катерину, постоянно напоминая ей, что она в этой семье ничего не решает и не имеет права голоса.

Ее муж Тихон – полностью зависимый от матери, может и мог бы ее любить, но он был так занят тем, чтобы избегать материнского гнева и вмешательства, что был совершенно равнодушен к чувствам и эмоциям своей жены.

Оставшаяся без поддержки женщина совершенно отчаялась и тут появился человек, которого она полюбила. Он мог бы стать ее спасителем, но он фактически предал ее – он боялся, что их раскроют, просил ее молчать и не выдавать их отношений, как будто стыдился их и зная, что все это вместе тяготит Катерину – даже не попытался ее спасти, просто сообщил, что уезжает и не сможет взять ее с собой. Фактически никаких глубоких чувств у него к ней не было и это окончательно сломало Катерину.

Показательным было то, что она и любимому человеку сказала то, что имело смысл – что своей воли у нее нет, над ней теперь его воля.

У Катерины фактически была рабская психология — она постоянно хотела подчиняться кому-то и от этого же сильно страдала, потому, что каждому человеку хочется свободы, но плохое окружение и слабая воля и она сломалась еще в самом начале борьбы.

Фактически потом она просто искала того, кому можно было довериться, но не умея иначе – постоянно считала себя ниже всех, хуже всех, недостойней всех и заслуживающей только подчиненного положения.

«…А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!…»

«…Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!…»

«…Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь, спросишь, так ли все исполнила…»

«…Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов эких на ногах нет, так до жены ли мне?…»

«…Ну, теперь тишина у нас в доме воцарится. Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе!…»

Катерина совершенно не воин и бороться пытается только внутренним страданием, как будто хочет, чтобы всем вокруг стало стыдно из-за ее страданий, они бы стали лучше и перестали быть такими плохими и изменились бы к ней. Но это ошибка, которая и погубила ее.

Вторая яркая героиня произведений А.Н. Островского это Лариса Огудалова. Она не фанатик как Катерина, не фаталист, не такая возвышенная как она. Он более приземлена, более жизненно и прагматично подходит к жизни. Это не возвышенная дева пронизанная тонкими материями, это вполне земная женщина, которая хочет земной обыкновенной любви.

У нее есть что-то от Варвары Кабановой. Она также не боится сбежать с любимым человеком, не теряется в сомнениях по-поводу того, что скажут люди, ей в сущности все равно, что о ней подумают – это может задеть ее гордость, но не чувства.

Но к сожалению, любимый человек не ответил ей взаимностью, он также, как и Борис в «Грозе» играл чувствами своей девушки. В отличии правда от Бориса, Сергей Сергеевич Паратов вообще даже слегка не был увлечен Ларисой. Борис был увлечен Катей, но его мелочность и эгоизм взяли над ним верх, он не любил ее глубоко, но все же она ему нравилась. Паратов же к Ларисе испытывал едва ли только влечение безо всяких чувств.

Лариса – сильнее Кати. Несмотря на то, что ее окружают те, кто тоже ее осуждает, у нее цель – быть с Сергеем Сергеевичем. Если бы он ответил ей взаимностью, все было бы хорошо, но он отвергает ее и ее воля также ломается, как воля Катерины.

Катерина была изначально очень слабой личностью, очень красивой и высокой духовно, но слабой, Лариса – гораздо сильнее ее, но и она не выдерживает предательства любимого человека.

Если бы он не появился, она бы вышла замуж за Карандышева и несмотря на то, что он пытался ею командовать, будучи замужем, она могла бы вполне неплохо устроиться. Скорее всего она бы изменяла мужу и т.к. замужество дало бы ей какие-то привелегии, она бы могла жить вполне спокойно. Да, Карандышев был не богат, но в те времена чиновникам давали титулы и при должном рвении они могли накопить приличное состояние.

«…Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно…»

«…Для меня самое тяжкое оскорбление — это ваше покровительство; ни от кого и никаких других оскорблений мне не было…»

«…Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно! Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна…»

«…С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал?…»

Случай в образе Карандышева лишил Ларису возможности наладить свою. Островский ясно дает понять – женщина либо ломалась сама и всю жизнь была несчастна, либо она сводила счеты с жизнью также сломленная, либо ей кто-то помогал это сделать.

Цинизм общества, очень строгие нравы и бесправие женщин в 19 веке делали их жизнь полной горя и отчаяния и лишь немногим удавалось выжить и выстоять в этой неравной борьбе и стать счастливыми.

Лариса и Катерина обе пытаются бороться против догм своего времени и отстаивать свое право на свободу и равноправие, но ни одной это не удается.

Катерина просто не в силах бороться, хотя очень старается, а Лариса старается найти удобную нишу и удобный курс поведения в жизни, чтобы не сильно страдать от этого бесправия.

Без сомнения, если бы ситуация изменилась, то она бы нашла себя, нашла способы выживать в этом мире, но ей не дали этого сделать.

Катерине была нужна гордость Ларисы и смелость Варвары, а Ларисе возможно более тонкий склад психики как у Катерины, тогда бы с ними обеими бы ничего не случилось.

Фактически обеим женщинам была очень нужна искренняя настоящая любовь. А.Н. Островский хочет показать, как ранимы женщины, как легко их обидеть, выбить из колеи, как они хрупки и беззащитны в грубом внешнем мире, как им нужна поддержка, опора, забота, а вовсе не притеснение, подчинение и бесправие, что они буквально задыхаются в кандалах своего положения, не могут раскрыться, страдают.

Он дал понять, что и духовно тонкая слабая Катерина и сильная, прагматичная Лариса – одинаково хотят любить и быть любимы и обе одинаково способны сломаться от цинизма и предательства.

Это как никогда звучит современно сейчас. Сколько женщин в нашем обществе страдают от домашнего насилия и вообще от жестокости общества. Как часто оказываются без поддержки, без средств к существованию, как часто остаются доведены до отчаяния, потому, что их обидели, не поняли, раскритиковали, лишили надежды, разочаровали.

Женщины часто чувствуют себя несчастными из-за заевшего их быта, неустроенности, циничности окружающих и не видят выхода или находятся в сложной ситуации из-за любовного треугольника в своей жизни. Кто-то способен бороться, а кто-то страдает годами, прежде чем решается на борьбу.

А.Н. Островский сам очень уважал женщин, считал, что они должны быть счастливы в своей свободе и своем выборе, а потому показывая на контрасте поведение мужчин по отношению к женщинам в своих произведениях, давал понять и своим современникам и грядущим поколениям, что нужно избавляться от ханжества, цинизма, жестокости, неравноправия и стремиться к свободе и беречь чувства, как самое главное, что есть у человека кроме личной свободы.

Источник

Актуальность произведений Островского (ЕГЭ по литературе)

А.Н. Островкий – выдающийся русский драматург 19 века,пишущий жизненные пьесы, значимость которых не пропадёт ещё многие десятилетия. В своих произведениях он рассматривает такие актуальные проблемы, как проблема «отцов» и детей, проблема совести, бездуховности, проблема выбора цели и смысла жизни и другие.

В комедии «Свои люди – сочтёмся!» всё решают деньги и связи. Основная цель жизни большинства персонажей – достичь высокого материального положения. Однако основной темой пьесы является обман. Самсон Силыч Большов объявляет себя банкротом (первоначальное название трагедии «Банкрот»), хотя в действительности это совсем не так. Он обманывает всех,чтобы не выплачивать долги.

Отсюда вытекает ещё одна проблема. Проблема «отцов» и детей. А именно опять-таки постоянной лжи между ними. В трудной ситуации дети не собирались помогать своим родителям. Липочка забывает обо всём, что сделали для неё родители, а Лазарь Елизарыч Подхалюзин не сдерживает обещаний, данных людям, которые хорошо к нему относились и помогали. Все герои произведения строят свои дела на основе родственных отношений, «свои люди» друг другу, и поэтому рассчитывают на поддержку и лёгкий расчёт в материальных вопросах. Все проблемы, затронутые в комедии, являются актуальными по сей день. Деньги и обман до сих пор управляют миром, а разногласия между поколениями – вечная проблема человечества.

Конфликт между поколениями наблюдается и в «Грозе». В доме Кабанихи царят традиционные порядки и домострой. Марфа Игнатьевна Кабанова считает, что весь мир держится только на стариках, а молодёжь должна им подчиняться. Особенно пренебрежительное отношение наблюдается в отношении Катерины. Никому нет дела до её чувств. Пьеса «Гроза» по своим проблемам очень схожа с трагедией «Свои люди – сочтёмся!» Дом Кабановых держится на обмане. В результате всех этих нравов происходит гибель человеческой души, а следом за душой гибнет и тело. В наши дни тоже можно наблюдать картину неравности поколений. Взрослые иногда относятся пренебрежительно и даже деспотично к детям и молодым людям.

Таким образом, мораль произведений Островского воздействует на читателя любого времени. Если углубиться в тему, можно сделать вывод, что главная проблема человечества в том, что мы не решаем нравственные проблемы, а только создаём новые.

Источник

Современная интерпретация пьесы Островского «Бесприданница». Актуальные аспекты в современной жизни.

Разработка открытого урока по русской литературе.

Просмотр содержимого документа
«Современная интерпретация пьесы Островского «Бесприданница». Актуальные аспекты в современной жизни.»

Русская литература 10 Б класс Дата: 11.10.2013

Тема: Современная интерпретация пьесы Островского «Бесприданница». Актуальные аспекты в современной жизни.

Цели: познакомить с современной интерпретацией пьесы «Бесприданница» ;

— развивать образное и аналитическое мышление, память, речь;

— воспитывать активную жизненную позицию, способность сострадать; формировать эстетический вкус, культуру восприятия драматургического произведения.

Тип урока: комбинированный.

МО: репрод, ч-п, эвристич, об-иллюстр.

Вопрос – ответ друг другу.

ПРОСМОТР ОТРЫВКОВ ИЗ ФИЛЬМОВ,

4 Формирование знаний и способов действия.

Литература- это отражение действительности. А действительность 70-х годов 19 века могла быть таковой…В уездном городке жила молодая девушка и мечтала о красивой, благородной, честной и тихой жизни. Но она была бесприданница. Это делало мечту почти неосуществимой. Драма заканчивается вовсе не дорогой оправой бриллианта. Кто виноват в смерти Ларисы?

Говорят, рассудит время. Прошло более 135 лет. Попробуем рассудить. Представить свою интерпретацию пьесы.

Секретарь: Прошу всех встать. Суд идёт. Прошу садиться.

Судья: Слушается дело В отношении Юлия Капитоновича Карандышева о подозрении в убийстве Огудаловой Ларисы Дмитриевны. Я прошу обвинение ознакомить нас с обстоятельствами дела.

Прежде чем перейти к опросу свидетелей по делу, попросим дать лингвистический комментарий к именам основных героев.

Лариса- с греч. языка «белая чайка»

Паратов – на языке охотников означает «паратый»- «сильный, быстрый зверь»

Огулалова Харита Игнатьевна – харита «прелестница»

Хитрости моей в ней не было, трудно ей было приспособиться к такой жизни. Она часто плакала, но меня слушалась.

Судья: Спасибо, садитесь.

Карандышев: Был оскорблён, пьян, всё в беспамятстве делал. Ведь Лариса невеста моя была, а Паратов с друзьями на катерах до утра кататься её сманил. Она виновата, но судить её, кроме меня, никто не имеет права. У ней нет ни братьев, ни близких, один я, только я один обязан был вступиться за неё и наказать оскорбителей.

Господин Паратов, объясните обстоятельства дела. Каковы были ваши планы в отношении Ларисы Огудаловой?

Ведь я было чуть не женился на Ларисе, — вот бы людей-то насмешил!

Я немножко виноват перед ней, но раз она сама замуж собиралась, так старые счеты покончены.

Я сам жениться собрался на женщине с золотыми приисками в приданое. Так что мне Лариса. Я хотел проститься со своей свободой, с моей весёлой жизнью, поэтому постарался сделать это как можно веселее. А она снова поверила мне. Так сама виновата.

В любви равенства нет. В любви приходится иногда и плакать.

-Что такое жаль, я не знаю. У меня ничего заветного нет, найду выгоду, так всё продам, что угодно.

Господин Вожеватов, вы лучше всех знали потерпевшую. Почему вы не пытались раскрыть глаза Ларисы на происходящее, ведь она считала вас другом, близким человеком.

Да, не разорюсь. Что ж делать! За удовольствия платить надо, они даром не достаются.

А бывать у них в доме- большое удовольствие.

Только ват замуж выйти бесприданнице трудно. Не то время. Теперь женихов-то в обрез: сколько приданных, столько и женихов.

А Карандышев не подумал или не захотел подумать, как и чем ему жить с такой женой.

А она создана для блеску. Бедной мещанской жизни она не вынесла бы.

Я все думал о Ларисе Дмитриевне. Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе.

Я мог предложить ей такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности замолчали бы и разинули рты от удивления.

Есть границы, за которые осуждение не переходит: Я бы ни на одну минуту не задумался предложить ей руку, но я женат.

Слово предоставляется адвокату господина Карандышева.

Карандышев: Я вернуть её хотел, но если она не мгла достаться мне, то пусть не достаётся никому.

Дома вы должны были подготовить афишу к пьесе.

Вы написали название и разместили изображения главных действующих лиц пьесы. Афиша драматического произведения – это непосредственное обращение автора к читателям, это авторский голос, который не слышен в драм произведении, звучит лишь в афише и ремарках. Сообщает краткую характеристику. Давайте сейчас дадим свою характеристику героям.

Во времена А.Островского слово «бесприданница» имело 2 значения. (Девушка без приданого,
девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое).
В каком значении употреблено это слово в пьесе «Бесприданница».
(В обоих значениях)
Что привлекает Ларису в Паратове?
(В глазах Ларисы Паратов – идеал мужчины: смелый, рискованный человек щедрый и широкой души)
Каков Паратов на самом деле? Ваше отношение к нему?
(Бессердечный, душевно черствый, самовлюблённый эгоист, заставляет страдать любимого человека, напоминает Печорина, но Печорина деньги не интересовали, а для Паратова деньги – главное в жизни)
Пароход, который продает Паратов Вожеватому называется «Ласточка». Имя Ларисы в переводе с греческого означает – «чайка». Какую параллель можно здесь обнаружить?
(Паратов так же легко расстается с «Чайкой» как и с «Ласточкой»; женится на владелице золотыми приисками)
Как относится к Ларисе мать?
(Мать торгует своей дочерью, не понимает её чувств)
Как Кнуров и Вожеватов относятся к Ларисе? Готовы ли помочь ей?
Разыгрывает Ларису в «орлянку»? Кнуров хочет сделать Ларису своей содержанкой, поехать с ней на выставку в Париж.
Какие чувства вызывает у вас Карандышев? Любит ли он по-настоящему Ларису? Какие чувства руководят им?
Право владельца на собственность, жажда самоутверждения. Если любишь человека настоящему, то желаешь ему только счастья, а не смерти.
К какому решению пришла Лариса, когда поняла, что никто её по-настоящему не любит? Прочитайте её слова.

Почему выстрел Карандышева Лариса считает благодеянием?
(Его выстрел спас Ларису от духовного падения, ведь Лариса уже готова была пойти к Кнурову в содержанки)
Как вы думаете, какую роль играет в пьесе образ Робинзона? К кому из героев он стоит ближе всего?
Человек – кукла, человек- вещь. Робинзон доверчивый, простодушный, не знает хитрости, его учат то французскому, то английскому языку.
Какие причины привели героиню к гибели: социальные или духовные?
(И социальные и духовные)
Почему А.Н.Островский дал своей героине имя Ларисы – чайка. Какая она?
(Тонкая, душевно богатая натура, стоит выше остальных героев, её душа летает, она вся в мечтах о большой любви, счастливой жизни, материальные блага, деньги её не интересуют)
Что хотел сказать автор своей пьесой? Какова идея пьесы?
Автор показал разлагающую власть денег, хотел сказать, что в обществе, где все продается и покупается нет и не может быть места настоящим, искренним чувствам. Люди с чистой душой и горячим сердцем не могут жить в таком обществе.
Актуальность проблемы, поднятой в пьесе «Бесприданница» существует в наши дни?Чувствуется ли растлевающая человека власть денег? Какие примеры можете привести.
Мы, к сожалению, тоже живём в такое время, когда власть денег губит хороших людей. Некоторые девушки готовы ради денег продавать себя. Ведущий телепередачи «Жди меня» Игорь Кваша часто рассказывал о трагических судьбах девушек, которые в поисках лучшей жизни уходят из дома, торгуют своим телом, становятся вещью, игрушкой, потом горько сожалеют о своих поступках. Деньги опьяняют людей. Центр Москвы, архитектурные памятники застраиваются бизнес центрами.

Какие выводы вы сделали для себя? Что взяли из содержания урока?

7 Д/З. Прочитать произведение Лескова «Леди Макбет….»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *