В чем актуальность пьесы на дне
В чем актуальность пьесы на дне
Актуальна ли пьеса Горького «На дне»? Несомненно да. Сюжет произведения навевает чем то психоделическим и заставляет задуматься о вещах, о которых ранее никогда не думал.
Автор погружает нас в мрачную атмосферу материальной и духовной бедности. Каждому персонажу присуща своя история, повадки, особенности и привычки. Собравшиеся в ночлежке герои социально равны, не смотря на разное прошлое.
Подвал, в котором собрались эти люди, в тексте подается как что-то внешнее, не связанное с остальным миром, как образ самого низшего уровня жизни, как пристанище низких слоев общества, как необитаемый остров.
Актуальность пьесы заключается в образах героев. До сих пор на улицах города можно встретить людей, отстранившихся от нормальной жизни, людей, не способных побороть свои страхи и привычки, людей морально слабых и не желающих изменить что-то в своем жалком существовании.
Из вышестоящих слов можно сделать вывод, что Горький говорит о ничтожности человека, но это не так.
Горький пытается показать, каким не должен быть человек, и каким должен. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Презентация по литературе на тему «Пьеса М.Горького «На дне». Актуальность в наши дни»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Пьеса «НА ДНЕ». Актуальность произведения в наши дни А М Горький
«На дне» — самая известная пьеса Максима Горького. Пьеса была написана в конце 1901 — начале 1902 гг. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 г. пьеса получила Грибоедовскую премию. Пьеса была разрешена к постановке только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 г. в Московском Художественном Театре режиссёрами К. С. Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин) и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.
Даже спустя 100 лет, в наши дни существует «дно» общества, низшие слои населения, где человек искусства, «отравленный алкоголем», пропивает свой талант, честь, человеческое обличье, опускаясь всё ниже и ниже; где человек, погрязший в общем омуте с такими же опустившимися людьми, считает себя выше их, всё ещё не отпустив своё прошлое, в котором он богатый человек благородного происхождения. Кто-то озлоблен на людей, жесток со своей женой, но верит в то, что тяжелый, изнурительный труд может вернуть его в «настоящую» жизнь, а кто-то напротив считает бессмысленным всю жизнь вертеться в колесе «еда-работа». Есть люди считающие Ложь спасением, они пытаются вылечить искалеченную душу человека ложью во благо, вселяя надежду в их сердца. Другие же отвергают сладкую ложь, предпочитая ей обнажённую правду, ничем не приукрашенную. Все обездоленные люди разные, но близкие в несчастье своём, обижены жизнью, судьбой, другими людьми и самими собой. Вопросы, затронутые Горьким в пьесе «На дне» и образы героев вневременные, они существуют рядом с нами и людьми различных времён и эпох, поэтому пьеса всегда будет трогать душу читателя.
Здание приюта «Бугровская ночлежка» построено в 1880–1883 г. Строительство велось на средства предпринимателя и благотворителя А.П. Бугрова. Обитатели приюта послужили прототипами пьесы Горького «На дне». Ночлежка признана объектом культурного наследия регионального значения.
Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру в связи с работой над постановкой пьесы «На дне». Наверху надпись Горького: «Это может дать общее представление о внутренности ночлежки, но здесь слишком просторно, слишком много воздуха». 1902
Современность пьесы М. Горького «На дне»
Сочинение Актуальность пьесы «На дне»
Актуальна ли пьеса Горького «На дне»? Несомненно да. Сюжет произведения навевает чем то психоделическим и заставляет задуматься о вещах, о которых ранее никогда не думал.
Автор погружает нас в мрачную атмосферу материальной и духовной бедности. Каждому персонажу присуща своя история, повадки, особенности и привычки. Собравшиеся в ночлежке герои социально равны, не смотря на разное прошлое.
Подвал, в котором собрались эти люди, в тексте подается как что-то внешнее, не связанное с остальным миром, как образ самого низшего уровня жизни, как пристанище низких слоев общества, как необитаемый остров.
Актуальность пьесы заключается в образах героев. До сих пор на улицах города можно встретить людей, отстранившихся от нормальной жизни, людей, не способных побороть свои страхи и привычки, людей морально слабых и не желающих изменить что-то в своем жалком существовании.
Из вышестоящих слов можно сделать вывод, что Горький говорит о ничтожности человека, но это не так.
Автор наоборот, дает читателю понять, что «возрождение» и «падение» — контролируемые самим человеком процессы, приводя в пример Клеща — единственного персонажа с шансами на социальный и нравственный подъем, который презирал всех жителей подвала, благословлял работу и рабочих, но, под действием речей Сатина, постепенно спустившегося до уровня своих сожителей. Пьеса символично называется «на дне» и показывает, что именно на этом «дне» личность теряет свое достоинство, получая в замену клички, типа Актера или Татарина. Именно это и является актуальной до сих пор частью произведения.
Горький пытается показать, каким не должен быть человек, и каким должен. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Каждый из персонажей, на мой взгляд, это авторский взгляд на виды людей на разной социальной ступени. Писатель дает понять, что все герои — индивидуальны и их можно считать личностью, но как и дом с фундаментом бывает разного качества, так и человек с его моральными, нравственными ценностями и жизненными устоями бывает разной кондиции. Более коротко мои мысли выразил Сатин — герой «На дне», сказав фразу, очень мне понравившуюся: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека».
Горький знал, что пишет историю, которая будет сопровождать человечество еще очень долго. Писатель попытался показать образы разных видов людей, принцип естественного отбора, борьбы за существование, условия морального и физического упада, когда нет никакой надежды, завернув это все в легкоусваемую обертку — описание жизни сожителей и их бытовые ситуации, таящие в себе огромный смысл.
Полезный материал по теме:
В ЧЕМ СОВРЕМЕННОСТЬ ПЬЕСЫ «НА ДНЕ»
Смена эпох, наступление нового этапа общественного развития, нового исторического периода — всегда время перемен, коренных изменений, появления новых реалий в культурной, экономической, политической жизни. Историческая ситуация конца девятнадцатого — начала двадцатого века во многом схожа с обстоятельствами современной жизни. Это и крушение, безвозвратный уход в прошлое старых нравственных ценностей и появление новых, и изменение социальных структур общества, и возникновение новых тенденций общественного развития.
Пьеса Горького «На дне», написанная в 1904 году, отразила такие социальные проблемы, актуальные и в наши дни, как появление людей, которые в силу различных общественных проблем, сложной социально-экономической ситуации, безработицы оказались «на дне жизни», не имея ни жилья, ни средств существования, ни каких-либо прав, ни даже документов. Центральной же проблемой пьесы, наполняющей ее глубоким философским содержанием, является вопрос о том, что выше: истина или сострадание, что важнее для человека: утешительная ложь или горькая правда. Вопрос этот приобретает художественное воплощение в споре двух героев драмы, Луки и Сатина, о правде, в противопоставлении их мнений о том, каков человек и что ему необходимо: жалость или уважение.
Лука, странник, не имеющий документов, находящийся, как и обитатели ночлежки, «на дне жизни», проявляет доброе отношение ко всем людям, считает, что «человека приласкать никогда не вредно». С первого же момента своего появления в ночлежке он отказывается видеть в ее обитателях преступников, говоря, что он «и жуликов уважает», что «ни одна блоха — не плоха; все — черненькие, все — прыгают». Герой этот убежден, что каждый человек изначально хорош, и лишь жизненные обстоятельства, ужасные социальные условия делают его жестоким и бездушным. Точка же зрения человеколюбца Луки о правде состоит в том, что ею «не всегда душу вылечишь», ибо «правда для некоторых как обух», а утешительная ложь, дарящая каждому спасительную, хотя и заведомо несбыточную надежду на лучшее, помогает людям «терпеть». Лука утверждает живительность для людей успокоительной лжи, и действительно, под воздействием его слов герои изменяются, переживают метаморфозу. Актер перестает пить и копит деньги, чтобы отправиться в бесплатную лечебницу для алкоголиков, мечтает вернуться к творчеству. Пепел подчиняет жизнь стремлению уехать с Наташей в Сибирь, умирающая Анна отчасти уходит от предсмертного ощущения безысходности. Даже Настя, представляя себя героиней романов, в мечтах совершает подвиги самопожертвования, представляет себя искренне любимой, что дает ей возможность ощутить счастье… Однако развитие сюжета выражает авторскую позицию: для героев все складывается совсем не так, как обещал им Лука. Васька Пепел действительно попадет в Сибирь, но не как вольный поселенец, а как каторжник, обвиненный в убийстве Костылева. Актер после ухода Луки, понявший его обман и абсолютно потерявший веру в свои силы, повторяет судьбу героя притчи о праведной земле, ничего не изменяется к лучшему и в жизни Насти… Дело в том, что Лука, по мнению автора, — идеолог пассивного сознания, абсолютно неприемлемого для Горького. Писателю, которым в этот период владело стремление к активной деятельности, переустройству жизни, «враждебны утешители, проповедники примирения с жизнью», ибо внушаемые ими иллюзии лишь усыпляют человека, примиряют его с жизненными обстоятельствами, помогают терпеть, а крушение этих надежд нередко приводит к трагедии, как это случилось с Актером.
Образ «дна» в пьесе «На дне»
Русское общество на рубеже веков остро ощущало надвигающуюся грозную социальную катастрофу. В своем произведении писатель изобразил состояние современного ему мира в апокалиптических тонах. Герои, живущие в «ямах» и подвалах, ждут Судного дня. Эта жизнь является своеобразной проверкой: кто способен к воскрешению, к новой жизни, а кто окончательно погиб.
Символическое, апокалиптическое звучание пьесы особенно остро ощутили некоторые современные театральные и кинорежиссеры. Так, в постановке московского Театра на Юго-Западе (режиссер Валерий Романович Белякович) ночлежка превращается в пустое темное пространство с рядами двухэтажных нар, теряя бытовые приметы. Все действующие лица надевают белые одежды и нательные крестики, как будто перед Судным днем. Ход спектакля перемежается «экзистенциальными» сценами: ночлежка наполняется «загробным» синим светом и клубами дыма, а обитатели ее вдруг замолкают и, словно сомнамбулы, начинают перекатываться по нарам и корчиться, будто их терзает злая неведомая сила. Образ «дна» в пьесе «На дне» в этой интерпретации предельно расширяется, выходя за рамки социального контекста.
Пьеса «На дне» как философская драма
Самый мрачный мыслитель в ночлежке — Бубнов. Он неприятен Горькому, потому что в его репликах отражена “правда факта”. Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить: “все так: родятся, поживут и умирают… Чего жалеть?” Мечты для него — стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон: “у всех людей души серенькие… все подрумяниться желают”.
Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: “Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!”. Сатин убежден в следующем — необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. “ Всё в человеке, все для человека”. “Существует только Человек, все остальное – дело его рук, его мозга”. “Человек! Это звучит гордо!”.
Сатин, несомненно, симпатичен автору, хотя он и “герой слова”. В отличие от большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом: “Человек свободен, он за все платит сам…”.
Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться под них.
Информация о работе «Пьеса «На дне» как философская драма»
Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 3338 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
На дне — философская драма
Шпора на экзамен в 2002 году
… типические черты и,пусть косвенно, указывает на то за кем, по мнению автора,будущие России. (6-8) Тема человеческой судьбы в одном из произведений русскойлитературы В январском номере за 2001 год опубликован рассказ В.Астафьева «Пионер — всему пример». Дата написания рассказаобозначена автором как «конец 50 — август 2000 года». Как и вомногих последних произведениях известного …
… жизни самого Александра Блока будет трагичным, так как он, как и его лирический герой, принесет себя в священную жертву во имя новой жизни и новой России. Сочинение-рецензия по рассказу И.А. Бунина «Чистый понедельник». Иван Алексеевич Бунин — замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, …
Пьеса «На дне» М. Горького
… оставляет какой-то след в душе читателя, иногда очень яркий. Вот тогда вдруг и начинаешь задумываться над тем, что дала она нам. Пьеса «На дне» заставила меня задуматься обо всем. О жизни и смерти, о радости и горе, о предназначении человека. Со времени создания пьесы Горького прошло много лет, но и сейчас она читается и идет в театрах, видимо, ей предопределена долгая жизнь. «Человек – …
«Современность пьесы Горького «На дне»»
В ЧЕМ СОВРЕМЕННОСТЬ ПЬЕСЫ «НА ДНЕ»
Смена эпох, наступление нового этапа общественного развития, нового исторического периода — всегда время перемен, коренных изменений, появления новых реалий в культурной, экономической, политической жизни. Историческая ситуация конца девятнадцатого — начала двадцатого века во многом схожа с обстоятельствами современной жизни. Это и крушение, безвозвратный уход в прошлое старых нравственных ценностей и появление новых, и изменение социальных структур общества, и возникновение новых тенденций общественного развития.
Пьеса Горького «На дне», написанная в 1904 году, отразила такие социальные проблемы, актуальные и в наши дни, как появление людей, которые в силу различных общественных проблем, сложной социально-экономической ситуации, безработицы оказались «на дне жизни», не имея ни жилья, ни средств существования, ни каких-либо прав, ни даже документов. Центральной же проблемой пьесы, наполняющей ее глубоким философским содержанием, является вопрос о том, что выше: истина или сострадание, что важнее для человека: утешительная ложь или горькая правда. Вопрос этот приобретает художественное воплощение в споре двух героев драмы, Луки и Сатина, о правде, в противопоставлении их мнений о том, каков человек и что ему необходимо: жалость или уважение.
Лука, странник, не имеющий документов, находящийся, как и обитатели ночлежки, «на дне жизни», проявляет доброе отношение ко всем людям, считает, что «человека приласкать никогда не вредно». С первого же момента своего появления в ночлежке он отказывается видеть в ее обитателях преступников, говоря, что он «и жуликов уважает», что «ни одна блоха — не плоха; все — черненькие, все — прыгают». Герой этот убежден, что каждый человек изначально хорош, и лишь жизненные обстоятельства, ужасные социальные условия делают его жестоким и бездушным. Точка же зрения человеколюбца Луки о правде состоит в том, что ею «не всегда душу вылечишь», ибо «правда для некоторых как обух», а утешительная ложь, дарящая каждому спасительную, хотя и заведомо несбыточную надежду на лучшее, помогает людям «терпеть». Лука утверждает живительность для людей успокоительной лжи, и действительно, под воздействием его слов герои изменяются, переживают метаморфозу. Актер перестает пить и копит деньги, чтобы отправиться в бесплатную лечебницу для алкоголиков, мечтает вернуться к творчеству. Пепел подчиняет жизнь стремлению уехать с Наташей в Сибирь, умирающая Анна отчасти уходит от предсмертного ощущения безысходности. Даже Настя, представляя себя героиней романов, в мечтах совершает подвиги самопожертвования, представляет себя искренне любимой, что дает ей возможность ощутить счастье… Однако развитие сюжета выражает авторскую позицию: для героев все складывается совсем не так, как обещал им Лука. Васька Пепел действительно попадет в Сибирь, но не как вольный поселенец, а как каторжник, обвиненный в убийстве Костылева. Актер после ухода Луки, понявший его обман и абсолютно потерявший веру в свои силы, повторяет судьбу героя притчи о праведной земле, ничего не изменяется к лучшему и в жизни Насти… Дело в том, что Лука, по мнению автора, — идеолог пассивного сознания, абсолютно неприемлемого для Горького. Писателю, которым в этот период владело стремление к активной деятельности, переустройству жизни, «враждебны утешители, проповедники примирения с жизнью», ибо внушаемые ими иллюзии лишь усыпляют человека, примиряют его с жизненными обстоятельствами, помогают терпеть, а крушение этих надежд нередко приводит к трагедии, как это случилось с Актером.
Сочинение на тему философская проблематика пьесы на дне
«Размышления над страницами пьесы Горького «На дне»»
Сочинение Актуальность пьесы «На дне»
Актуальна ли пьеса Горького «На дне»? Несомненно да. Сюжет произведения навевает чем то психоделическим и заставляет задуматься о вещах, о которых ранее никогда не думал.
Автор погружает нас в мрачную атмосферу материальной и духовной бедности. Каждому персонажу присуща своя история, повадки, особенности и привычки. Собравшиеся в ночлежке герои социально равны, не смотря на разное прошлое.
Подвал, в котором собрались эти люди, в тексте подается как что-то внешнее, не связанное с остальным миром, как образ самого низшего уровня жизни, как пристанище низких слоев общества, как необитаемый остров.
Актуальность пьесы заключается в образах героев. До сих пор на улицах города можно встретить людей, отстранившихся от нормальной жизни, людей, не способных побороть свои страхи и привычки, людей морально слабых и не желающих изменить что-то в своем жалком существовании.
Из вышестоящих слов можно сделать вывод, что Горький говорит о ничтожности человека, но это не так.
Автор наоборот, дает читателю понять, что «возрождение» и «падение» — контролируемые самим человеком процессы, приводя в пример Клеща — единственного персонажа с шансами на социальный и нравственный подъем, который презирал всех жителей подвала, благословлял работу и рабочих, но, под действием речей Сатина, постепенно спустившегося до уровня своих сожителей. Пьеса символично называется «на дне» и показывает, что именно на этом «дне» личность теряет свое достоинство, получая в замену клички, типа Актера или Татарина. Именно это и является актуальной до сих пор частью произведения.
Горький пытается показать, каким не должен быть человек, и каким должен. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Каждый из персонажей, на мой взгляд, это авторский взгляд на виды людей на разной социальной ступени. Писатель дает понять, что все герои — индивидуальны и их можно считать личностью, но как и дом с фундаментом бывает разного качества, так и человек с его моральными, нравственными ценностями и жизненными устоями бывает разной кондиции. Более коротко мои мысли выразил Сатин — герой «На дне», сказав фразу, очень мне понравившуюся: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека».
Горький знал, что пишет историю, которая будет сопровождать человечество еще очень долго. Писатель попытался показать образы разных видов людей, принцип естественного отбора, борьбы за существование, условия морального и физического упада, когда нет никакой надежды, завернув это все в легкоусваемую обертку — описание жизни сожителей и их бытовые ситуации, таящие в себе огромный смысл.
Полезный материал по теме:
«Современность пьесы Горького «На дне»»
Искусство – сама жизнь, и оно не знает смерти. О. Уайльд
Пьеса «На дне» была написана Горьким в тысяча девятьсот втором году и поставлена на сцене МХАТа. Знаменательно, что о пьесе сразу же было написано невиданное количество критических статей и монографий. Пьеса всколыхнула весь литературный мир, всю общественность. Действительно, произведение было необычным. Казалось, что там нет сюжетной линии, нет конфликта. Поначалу была непонятна цель автора, который развивал действие как бы по нескольким направлениям, параллельно. Очень хорошо об этом сказал известный критик Б. Велик: «Перед нами своего рода менделеевская Периодическая система элементов, только элементов не химических, а духовных». Все же в этой пьесе есть конфликт, столкновение двух противоположностей. Известно, что особенностью творчества Горького, особенностью его драматургии было то, что конфликт у него всегда выражен не внешне, не в сложной интриге, не в эффектных столкновениях, а во внутреннем движении пьесы. Таким образом, основной конфликт пьесы заключается в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов и политических взглядов. Главный конфликт, положенный в основу пьесы, – это противоречия между классами и самодержавными порядками буржуазно помещичьей России, которые низводят людей до трагической участи бездомных бродяг. Центральной проблемой пьесы является проблема ложного n истинного гуманизма. Горький первый поставил эту проблему так широко и так страстно, пробудив задуматься над этой проблемой миллионы людей во всем мире. Горький поставил вопрос: «Что же лучше: знать горькую правду или слушать красивую ложь»? Красивая ложь именно тем и опасна, что она мешает понимать действительность жизни, тем самым останавливая движение народных масс в их борьбе за освобождение, за светлое будущее их страны. А это как раз на руку буржуазии, крупным капиталистам, фабрикантам. Им невыгодно, если рабочие будут устраивать забастовки, если будет наблюдаться рост их политической сознательности. Этой цели очень хорошо служит религия. На Западе существует очень много различных религиозных сект, которые всячески призывают к смирению и к «непротивлению злу насилием». Церковники говорят, что если на «этом свете» терпишь такие муки, то на «том свете» тебя обязательно ждет рай и всякие блага. Именно эту же идею в пьесе Горького проповедовал и странник Лука. Он утешал и умирающую Анну, и обещал Актеру лечебницу от алкоголизма, и сулил разные блага всем обитателям ночлежки. Его теория проверялась самой жизнью, сложной и противоречивой. И теория утешительной лжи потерпела полный крах. Первое поражение Лука терпит от Анны. Лука говорит умирающей Анне, не знавшей при жизни покоя: «Ты – с радостью помирай, без тревоги…» А в Анне, напротив, усиливается желание жить: «… еще немножко… пожить бы … немножко! Коли там муки не будет … здесь можно потерпеть … можно!» Далее Лука рассказывает Наташе о «праведной земле», чтобы убедить ее в пагубности правды и в спасительности обмана. А Наташа делает совсем другой, прямо противоположный вывод о герое этой притчи, покончившем с собой: «Не стерпел обмана!» И эти слова проливают свет на гибель Актера, поверившего Луке и не вынесшего той трагедии, что красивые слова старика оказались лишь жалкой ложью. Так и в современном буржуазном обществе гаснут все лучшие порывы людей социального «дна»: вырваться к свету, найти «свое место под солнцем».