В чем актуальность пьесы недоросль
Актуальность комедии “Недоросль” в наши дни
Недоросль — во времена Фонвизина так называли дворянских детей, не получивших минимального образования. Искоренить безграмотность в «благородном сословии» попытался ещё Петр Первый, в 1714 году издавший указ, приказывающий дворянским детям учить хотя бы грамоту, арифметику и закон Божий. Тем, кто не осилил этого минимума, запрещалось жениться и занимать высокие государственные посты.
Современное ироничное значение слова «недоросль» появилось именно благодаря комедии Дениса Ивановича. Она была создана в 1782 году, во времена Екатерины Второй, которая вошла в историю как великая просветительница. Несмотря на петровский указ, вопрос образования и воспитания дворянства всё ещё стоял в ту эпоху очень остро. Именно ему, в основном, посвящено произведение.
Автору удалось ярко и иронично показать начало этого исторического процесса — облагораживание и окультуривание русского дворянства. В лице недалёкой и жестокой помещицы Простаковой, её бесхребетного мужа и скучающего сына Фонвизин отображает целую эпоху, когда главными заботами помещиков были лишь деньги и бездумная власть.
Тема воспитания и образования, поднятая писателем, остаётся актуальной и сегодня. В наше время школьное образование стало общепринятой нормой, а доступ к практически любой информации можно получить с мобильного телефона. Но многие подростки по-прежнему не заинтересованы в познании мира. При изобилии и доступности развлекательных телепередач, игр и соцсетей, интерес к реальным знаниям сохраняется у меньшинства.
Проблемы лени и отсутствия любознательности могут определяться и воспитанием. Как раз такой случай показывает нам «Недоросль». У Митрофана нет такого обилия развлечений, как у современных подростков, но учёбы он упорно избегает…
Госпожа Простакова действует, на первый взгляд, непоследовательно: нанимает для своего сына трёх учителей, но в течение трёх лет не делает ничего, чтобы мальчик всё-таки начал заниматься. Но учителя для неё — просто вопрос престижа, как купленные дипломы и сертификаты в современном мире. Сама безграмотная, женщина то и дело с презрением отзывается о науке и уверена, что Митрофанушка прекрасно проживёт без неё. Это и есть настоящая причина того, что юноша не научился читать за годы учёбы: он убеждён матерью, что это скучно и бесполезно. Главное, чему учит его мать — эгоизм: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми». В семье Митрофана нет примера даже уважительного отношения к людям: Простакова ни в грош не ставит не только крепостных, но даже равных по происхождению: своего мужа и потенциальную невестку Софью. Любезна она лишь с теми, от кого желает получить выгоду. К сожалению, такое поведение и сегодня показывают люди, которым дана власть над другими, пусть и небольшая. В скучной жизни малообразованного человека унижение более слабых — одно из любимых развлечений.
И мы видим, что Митрофанушка хорошо усвоил урок, научившись беззастенчиво заискивать перед своим «начальством»: «ты так устала, колотя батюшку».
Чрезмерная опека и потакание капризам детей приводит всё к тем же результатам, что и двести лет назад. Подростки теряют интерес к жизни, при этом остаются неприспособленными к труду и здоровым взаимовыгодным отношениям с другими людьми. При этом родители всё хотят, чтобы их отпрыски были успешны в жизни, но до последнего надеются, что всё решится само собой: «Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?».
Деньги — ещё одна вечная тема в литературе. Именно денежный вопрос составляет главную интригу комедии. Борьба Простаковой и Скотинина за приданое Софьи, о которой девушка не подозревает до последнего момента, дарит читателю несколько комических моментов.
В своём произведении Фонвизин осуждает общество, воспитывающее людей с низким уровнем гражданской ответственности. Когда такие личности становятся частью государственной системы, государство не может процветать. С сожалением приходится признать, что именно эта проблема всё ещё наиболее актуальна в нашей стране. Создаётся
впечатление, что большинство государственных постов по-прежнему занимают «Простаковы», хоть и более образованные, но столь же жадные и равнодушные к людям и миру.
Актуальность комедии Фонвизина «Недоросль» для наших дней (4 фото)
Нередко после повторного прочтения классиков возникает мысль об их удивительной прозорливости и точном ощущении проблем, которые не теряют злободневности. Почему комедия «Недоросль» актуальна и в наше время, и, пожалуй, даже больше, чем два века назад?
Это произведение по праву считается вершиной творчества Дениса Ивановича Фонвизина и пиком всей драматургической мысли XVIII века. Сохранив классическую основу, произведение при этом стало глубоко новаторским.
В нем помимо извечных неистребимых пороков – грубости, глупости, жадности, необразованности виртуозно высмеивается проблема воспитания тогдашних молодых людей, которую автор отразил в названии: недоросль – это получивший домашнее образование юный представитель дворянского сословия.
В отличие от представителей классической школы, автор не просто обозначил саму проблему воспитания, но и разложил по полочкам условия и предпосылки, способствующие ее появлению. Произведение действительно ода реалистичности в русской литературе. Автор развенчивает алчность и жестокость Простаковых, глупость и безнаказанность Скотининых.
При этом в отличие от классических произведений, в которых центральное место занимает какая-то одна тема, здесь ясно и четко наблюдается многотемность. Она проявляется связью сложностей воспитания с крепостничеством и властью. Для демонстрации проблемы Фонвизин использует специальные приемы, среди которых говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкая ирония, проявляемая положительными героями.
Идеи автора находят яркое выражение в самобытных диалогах героев. Речь персонажей индивидуализирована и во многом их характеризует. Практически Фонвизин стал первым драматургом, чье произведение позволило раскрыть на театральной сцене реальные человеческие характеры, а не образы, предписанные законами классицизма.
Казалось бы, два века назад проблема грамотности и образования стояла очень остро. А в наше время компьютеризации и доступности информации ничего подобного быть не должно. Но при этом мы наблюдаем противоположную картину: снижение интереса к чтению, поскольку книги вытеснены легкими для восприятия играми, фильмами и сериалами. Над ними не надо думать, поскольку подумал уже кто-то другой. При этом учебники становятся все более примитивными, что сказывается на качестве и глубине получаемых знаний. Тогда как окружающая действительность, предполагающая появление и внедрение сложных технических устройств, требует от людей глубоких и серьезных знаний.
Недоросль в наши дни (Фонвизин Д. И.)
Комедия «Недоросль», написанная Д. И. Фонвизиным более чем двести лет назад, не потеряла своей актуальности и сегодня.
Чтобы выяснить, действительно ли актуальна комедия «Недоросль» в наши дни или же нет, надо вспомнить, какие главные проблемы в ней затронуты, и посмотреть, имеют ли они место в современном обществе.
Важнейшими вопросами в комедии являются воспитание и образование гражданина, вопросы нравственных принципов, мораль, а также служение государству, произвол помещиков.
Я полагаю, что все поднятые в произведении проблемы, кроме крепостничества и его губительного влияния на дворян (т. к. крепостное право давно отменено), так же важны и сегодня, как и во времена Фонвизина. Со всеми проблемами можно провести параллели в современном обществе с его нынешним положением дел.
Во-первых, Фонвизин говорит о низком уровне воспитания и образования молодёжи. Главный герой комедии, Митрофанушка, невежественнен, нравственно незрел, эгоистичен и груб, не уважает нанятых ему учителей, не хочет ничего понимать, а знания его совсем-таки примитивны. Нежелание учиться встречается и сегодня, когда многие школьники ходят в школу не за знаниями, а потому, что «надо», например.
Во-вторых, как полагает Стародум, человека не почитают по заслугам, не ценят его честность и откровенность. То же самое можно отметить и сейчас: высокое положение в обществе нередко занимают неблагородные, подлые, непорядочные, а порой и не просвещённые люди. А личности с высокими моральными принципами порой играют второстепенную роль.
Таким образом, в произведении «Недоросль» сталкиваются два мира: мир чести, доблести и порядочности, который олицетворяют Стародум и Правдин, Милон и Софья, и мир невежества, бесчестия, насилия в лице Скотинина и Простаковых. Эти два мира продолжают противостоять друг другу и сейчас. Всё чаще можно наблюдать в современном обществе примеры жестокости, грубости, насилия. А начинается всё с воспитания.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Актуальность комедии Фонвизина «Недоросль» в наши дни
История написания
Замысел написания пьесы «Недоросль» появился у Фонвизина после его продолжительного нахождения во Франции. В этой стране театральное искусство в то время было на недостижимой высоте для России. Писателя особо вдохновляли комедии, которые высмеивали пороки разных представителей французской аристократии.
Являясь дворянином, Фонвизин также был идейным противником некоторых слоев правящего класса России. Написав комедию во французском стиле, писатель хотел сказать о проблемах дворянского мещанства. Главная задача автора — осуждение пороков правящего сословия. При этом он пытается показать правильные нравственные ориентиры — патриотизм, честность, нравственность.
«Недоросль» — комедия из пяти действий. Первая сцена состоит из шести явлений. Это экспозиция, где описана примерка кафтана. После идет завязка любовной и социальной сюжетной линии — сообщение от Стародума и появление Правдина. В третьем и четвертом эпизодах развивается любовный сюжет. Кульминацией всех линий является похищение Софии.
Развязки описаны в пятом акте: общественная линия оканчивается тем, что над поместьем установлена опека, а любовный сюжет статичен, поскольку Софья соединяется с Милоном.
Значение имени главного героя
Буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобен ей. Так и есть. Мать мальчика — лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.
Смысл названия пьесы «Недоросль» открывается в еще большей степени после осознания того, что имя подобрано автором не случайно.
Жанр и направление
«Недоросль», безусловно, относится к направлению классицизма, которое отличается своими идеалами: здесь долг выше чувств, а разум — страсти. Так, невзирая на просьбы Простаковой, Правдин лишает ее власти над крестьянами. Службу он ставит выше сострадания. Проводя анализ «Недоросля» Фонвизина, можно выделить особенности классицизма в произведении:
Жанр произведения — комедия. Свое место в повести занимает сатирическое направление, но юмор не очень резкий. В первую очередь писатель хочет не осудить, а при помощи смеха заставить людей задуматься.
Проблема нравственного упадка
Рассуждая о том, какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», нельзя забывать и о том, что важную роль в этом вопросе играет проблема нравственного упадка дворян. Фонвизин отразил картину жизни дворянства того времени. Такое явление было распространено повсеместно. Воспитывая себе подобных, ощущая власть, дворяне становились деспотами и издевались над своими подчиненными. Именно такую картину читатель наблюдает в «Недоросли».
Фонвизин не просто констатирует факт, но пытается найти причины происходящему. Самоуправство и жестокость, невежество и безрассудность, потакание тому, кого боишься – вот причины того, что имеющие власть становятся грубыми и безжалостными, растят себе подобных, занимаются их воспитанием с точки зрения глупых предрассудков. В итоге – поколение за поколением только деградация. Что может вырасти из Митрофанушки, которые имеет перед глазами пример родителей? Только такой же как они человек: либо жестокий и хитрый как мать, либо бесхарактерный и слабовольный, как отец.
Краткое содержание
Сюжет произведения описывает семью помещиков, погрязших в самодурстве и порочности. Юный Митрофан изо всех сил пытается завершить свою учебу и сдать экзамены, но у него недостаточно для этого способностей и совершенно нет желания. Мать все это видит, но ей без разницы, сможет ли развиваться сын. Она хочет, чтобы все осталось по-старому, любой прогресс для нее неприемлем.
Простаковы взяли на попечительство сироту Софию. Хоть девушка приходится им родственницей, но она отличается воспитанностью и жизненными взглядами. Она наследница большого имения, которое присмотрел для себя дядюшка Митрофана Скотинин, являющийся заядлым охотником. Женитьба — способ получить наследство Софии, поэтому Простаковы пытаются уговорить ее на выгодное замужество.
Стародум, дядя Софии, посылает племяннице письмо. Простакова ужасно недовольна этой выходкой родственника, поскольку все считали, что он умер в Сибири. Свойственные для ее натуры высокомерие и лицемерие выражаются в обвинении «обманного» послания, якобы любовного. Безграмотные помещики скоро узнают настоящее содержание письма от постояльца Правдина. Он говорит семье об оставленном наследстве в Сибири, которое может давать целых 10 тысяч дохода в год.
После этого у Простаковой и появляется идея отдать Софью за Митрофана, чтобы присвоить богатое имение. Но ее планы нарушает офицер Милон, который проходил мимо деревни с солдатами. Он встречается со старинным товарищем Правдиным, последний, как выяснилось, работает членом наместнического управления. Он наблюдает за помещиками, которые грубо обращаются с крестьянами.
Милон рассказывает о симпатии к одной девушке, которую увезли в неизвестном направлении после смерти родственника. Неожиданно он видит Софью — она и есть та самая старая любовь. Девушка поведала ему о предстоящем замужестве с Митрофанушкой. От этого жених впадает в ярость, но затем постепенно успокаивается после подробного рассказа о будущем «муже».
Приезжает дядя Софьи. Он знакомится с Милоном и принимает решение племянницы. Одновременно с этим имение Простаковых отдают на государственное попечительство по причине грубого обращения с крепостными. Пытаясь найти поддержку, мать обнимает сына. Однако Митрофан проявляет невежество и грубит, после чего мать теряет сознание. Придя в себя, она жалостливо говорит: «Погибла я совсем». А Стародум, показывая на нее, сказал: «Вот злонравия достойные плоды!».
Значение слова «недоросль»
Итак, попробуем разобраться, что означает слово «недоросль». Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения. Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку. Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.
Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.
Характеристика главных персонажей
Митрофан, Скотинин и Простаковы представляют собой старое дворянство, в котором процветают необразованность, жестокость и культ финансовых ценностей. Софья, Правдин, Милон, Стародум являются представителями нового поколения. Их основные моральные составляющие — любовь, добродушие, сострадание, тяга к познаниям. Описание главных персонажей кратко:
В чем суть концовки
Смысл последней реплики Стародума в «Недоросле» заключается в том, что Простакова пожинает плоды своего воспитания. У нее вырос эгоистичный, корыстный, ленивый сын. Он никого не любит, кроме себя. Поэтому неудивительно, что Митрофан отказывается помогать матери. Стародум утверждает, что от юноши не будет проку на службе. Фонвизин на примере недоросля показал моральный упадок дворянского сословия. Воссоединением Софьи и Милона писатель показал победу здравого смысла над невежеством.
Удивительно, насколько проблемы, поднимаемые в классических произведениях 19-20 веков, актуальны во все времена. Хорошо бы смысл «Недоросля» заставлял задумываться современных родителей. Ведь сегодня и тут и там растут «Митрофанушки», имеющие все блага по щелчку пальцев, считающие лишь материальное ценным. Достойные плоды злонравного воспитания.
Тематика и проблематика
Делая внимательно анализ комедии «Недоросль», можно увидеть, что воспитание нового дворянства — главная тематика произведения Фонвизина. Это некий намек на пропадающие моральные начала в человеке, который боится преобразований. Дворяне воспитывают своих детей по старой схеме, не обращая внимания на то, какое у них будет конечное образование. Но избалованные люди, которые не учили азов, не могут взять на себя заботу о семье. Также раскрываются и другие темы:
Актуальность комедии “Недоросль” в наши дни
Недоросль — во времена Фонвизина так называли дворянских детей, не получивших минимального образования. Искоренить безграмотность в «благородном сословии» попытался ещё Петр Первый, в 1714 году издавший указ, приказывающий дворянским детям учить хотя бы грамоту, арифметику и закон Божий. Тем, кто не осилил этого минимума, запрещалось жениться и занимать высокие государственные посты.
Современное ироничное значение слова «недоросль» появилось именно благодаря комедии Дениса Ивановича. Она была создана в 1782 году, во времена Екатерины Второй, которая вошла в историю как великая просветительница. Несмотря на петровский указ, вопрос образования и воспитания дворянства всё ещё стоял в ту эпоху очень остро. Именно ему, в основном, посвящено произведение.
Автору удалось ярко и иронично показать начало этого исторического процесса — облагораживание и окультуривание русского дворянства. В лице недалёкой и жестокой помещицы Простаковой, её бесхребетного мужа и скучающего сына Фонвизин отображает целую эпоху, когда главными заботами помещиков были лишь деньги и бездумная власть.
Тема воспитания и образования, поднятая писателем, остаётся актуальной и сегодня. В наше время школьное образование стало общепринятой нормой, а доступ к практически любой информации можно получить с мобильного телефона. Но многие подростки по-прежнему не заинтересованы в познании мира. При изобилии и доступности развлекательных телепередач, игр и соцсетей, интерес к реальным знаниям сохраняется у меньшинства.
Проблемы лени и отсутствия любознательности могут определяться и воспитанием. Как раз такой случай показывает нам «Недоросль». У Митрофана нет такого обилия развлечений, как у современных подростков, но учёбы он упорно избегает…
Госпожа Простакова действует, на первый взгляд, непоследовательно: нанимает для своего сына трёх учителей, но в течение трёх лет не делает ничего, чтобы мальчик всё-таки начал заниматься. Но учителя для неё — просто вопрос престижа, как купленные дипломы и сертификаты в современном мире. Сама безграмотная, женщина то и дело с презрением отзывается о науке и уверена, что Митрофанушка прекрасно проживёт без неё. Это и есть настоящая причина того, что юноша не научился читать за годы учёбы: он убеждён матерью, что это скучно и бесполезно. Главное, чему учит его мать — эгоизм: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми». В семье Митрофана нет примера даже уважительного отношения к людям: Простакова ни в грош не ставит не только крепостных, но даже равных по происхождению: своего мужа и потенциальную невестку Софью. Любезна она лишь с теми, от кого желает получить выгоду. К сожалению, такое поведение и сегодня показывают люди, которым дана власть над другими, пусть и небольшая. В скучной жизни малообразованного человека унижение более слабых — одно из любимых развлечений. И мы видим, что Митрофанушка хорошо усвоил урок, научившись беззастенчиво заискивать перед своим «начальством»: «ты так устала, колотя батюшку».
Чрезмерная опека и потакание капризам детей приводит всё к тем же результатам, что и двести лет назад. Подростки теряют интерес к жизни, при этом остаются неприспособленными к труду и здоровым взаимовыгодным отношениям с другими людьми. При этом родители всё хотят, чтобы их отпрыски были успешны в жизни, но до последнего надеются, что всё решится само собой: «Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?».
Деньги — ещё одна вечная тема в литературе. Именно денежный вопрос составляет главную интригу комедии. Борьба Простаковой и Скотинина за приданое Софьи, о которой девушка не подозревает до последнего момента, дарит читателю несколько комических моментов.
В своём произведении Фонвизин осуждает общество, воспитывающее людей с низким уровнем гражданской ответственности. Когда такие личности становятся частью государственной системы, государство не может процветать. С сожалением приходится признать, что именно эта проблема всё ещё наиболее актуальна в нашей стране. Создаётся впечатление, что большинство государственных постов по-прежнему занимают «Простаковы», хоть и более образованные, но столь же жадные и равнодушные к людям и миру.
Разработка открытого урока «Актуальность комедии «Недоросль в наши дни»
Актуальность комедии “Недоросль” в наши дни
Недоросль — во времена Фонвизина так называли дворянских детей, не получивших минимального образования. Искоренить безграмотность в «благородном сословии» попытался ещё Петр Первый, в 1714 году издавший указ, приказывающий дворянским детям учить хотя бы грамоту, арифметику и закон Божий. Тем, кто не осилил этого минимума, запрещалось жениться и занимать высокие государственные посты.
Современное ироничное значение слова «недоросль» появилось именно благодаря комедии Дениса Ивановича. Она была создана в 1782 году, во времена Екатерины Второй, которая вошла в историю как великая просветительница. Несмотря на петровский указ, вопрос образования и воспитания дворянства всё ещё стоял в ту эпоху очень остро. Именно ему, в основном, посвящено произведение.
Автору удалось ярко и иронично показать начало этого исторического процесса — облагораживание и окультуривание русского дворянства. В лице недалёкой и жестокой помещицы Простаковой, её бесхребетного мужа и скучающего сына Фонвизин отображает целую эпоху, когда главными заботами помещиков были лишь деньги и бездумная власть.
Тема воспитания и образования, поднятая писателем, остаётся актуальной и сегодня. В наше время школьное образование стало общепринятой нормой, а доступ к практически любой информации можно получить с мобильного телефона. Но многие подростки по-прежнему не заинтересованы в познании мира. При изобилии и доступности развлекательных телепередач, игр и соцсетей, интерес к реальным знаниям сохраняется у меньшинства.
Проблемы лени и отсутствия любознательности могут определяться и воспитанием. Как раз такой случай показывает нам «Недоросль». У Митрофана нет такого обилия развлечений, как у современных подростков, но учёбы он упорно избегает…
Госпожа Простакова действует, на первый взгляд, непоследовательно: нанимает для своего сына трёх учителей, но в течение трёх лет не делает ничего, чтобы мальчик всё-таки начал заниматься. Но учителя для неё — просто вопрос престижа, как купленные дипломы и сертификаты в современном мире. Сама безграмотная, женщина то и дело с презрением отзывается о науке и уверена, что Митрофанушка прекрасно проживёт без неё. Это и есть настоящая причина того, что юноша не научился читать за годы учёбы: он убеждён матерью, что это скучно и бесполезно. Главное, чему учит его мать — эгоизм: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми». В семье Митрофана нет примера даже уважительного отношения к людям: Простакова ни в грош не ставит не только крепостных, но даже равных по происхождению: своего мужа и потенциальную невестку Софью. Любезна она лишь с теми, от кого желает получить выгоду. К сожалению, такое поведение и сегодня показывают люди, которым дана власть над другими, пусть и небольшая. В скучной жизни малообразованного человека унижение более слабых — одно из любимых развлечений. И мы видим, что Митрофанушка хорошо усвоил урок, научившись беззастенчиво заискивать перед своим «начальством»: «ты так устала, колотя батюшку».
Чрезмерная опека и потакание капризам детей приводит всё к тем же результатам, что и двести лет назад. Подростки теряют интерес к жизни, при этом остаются неприспособленными к труду и здоровым взаимовыгодным отношениям с другими людьми. При этом родители всё хотят, чтобы их отпрыски были успешны в жизни, но до последнего надеются, что всё решится само собой: «Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?».
Деньги — ещё одна вечная тема в литературе. Именно денежный вопрос составляет главную интригу комедии. Борьба Простаковой и Скотинина за приданое Софьи, о которой девушка не подозревает до последнего момента, дарит читателю несколько комических моментов.
В своём произведении Фонвизин осуждает общество, воспитывающее людей с низким уровнем гражданской ответственности. Когда такие личности становятся частью государственной системы, государство не может процветать. С сожалением приходится признать, что именно эта проблема всё ещё наиболее актуальна в нашей стране. Создаётся впечатление, что большинство государственных постов по-прежнему занимают «Простаковы», хоть и более образованные, но столь же жадные и равнодушные к людям и миру.
«Недоросль»: краткое содержание
Комедия «Недоросль» построена по классическим композиционным канонам: с самого начала читателю представлены все главные герои, среди которых и Митрофанушка — тот самый «недоросль». Сюжет завязывается в первом действии и связан с образованной и честной девушкой Софьей и ее богатым приданым.
Стремительное развитие событий приходит к своему пику в четвертом действии и завершается развязкой в пятом. Познакомимся подробнее с тем, что написал Фонвизин. «Недоросль» построена таким образом:
Госпожа Простакова ругает слугу за плохо сшитый кафтан и думает о том, какое выбрать для него наказание. Ее супруг во всем соглашается с женой, а брат по фамилии Скотинин, глупец и лжец, спорит с сестрой. Митрофан — «недоросль» — по своему обыкновению заискивает перед матерью.
Между прочим разговор заходит о возможном замужестве сироты Софьи и Скотинина. Последний видит в этом браке выгоду и ничем более не интересуется. Внезапно появляется Софья с письмом от своего опекуна Стародума. Поскольку все присутствующие, кроме девушки, неграмотные, прочесть его зовут постояльца Простаковых Правдина.
Оказывается, что опекун передал Софье 10 тысяч рублей. С этого момента она становится желанной невестой не только для Скотинина, но и для Митрофана. Тем временем на постой в деревне останавливаются солдаты, а среди них друг Правдина — Милон, в которого давно влюблена Софья.
Милон встречается с Правдиным. Они обсуждают, почему оказались в деревне, и вдруг видят Софью. Девушка рада встрече с возлюбленным и рассказывает ему о планах Простаковой выдать ее за Митрофана. Эту же новость сообщают Скотинину. Между Митрофаном, которого няня никак не может заставить учиться, и его дядей происходит ссора из-за невесты.
Крестьяне в XVIII веке: Wikipedia / К. Лебедев
К Простаковым приезжает Стародум. Его встречают как дорогого гостя, льстят и чрезмерно радуются. Опекун Софьи сообщает, что намерен увезти девушку и выдать замуж. После этого Простакова начинает нахваливать своего сына, который якобы увлечен обучением.
Тем временем учителя Цыфиркин и Кутейкин никак не могут добиться от Митрофана хотя бы малейшего стремления к учебе. Юноша неграмотен, но менять ничего не желает. Его поддерживает мать, а также лже-учитель Вральман.
Софья беседует со Стародумом. Они обсуждают, что есть добродетель, как должен жить честный человек, к чему стремиться. Дядя объясняет племяннице, что важно для жизни в браке, говорит о любви, поддержке и понимании.
Во время разговора опекун получает письмо, которое помогает понять, что выбранный им для Софьи жених — Милон. После беседы с юношей Стародум убеждается в его высоких моральных качествах и дает согласие на брак.
Тем временем Простакова не теряет надежды женить на Софье своего сына. Митрофанушка не способен дать ни одного правильного ответа на вопросы Правдина. Тогда мать вместе с братом принимает решение украсть невесту.
Правдин говорит со Стародумом о том, как важны для государства люди образованные и наделенные добродетелями. Вдруг раздается шум. Это няня пыталась похитить Софью, но ей воспрепятствовал Милон.
Девушка прощает Простакову за этот план, а та спешит наказать слуг, которые не справились с ее указаниями. Правдин объявляет, что деревня Простаковых перешла к нему в управление и наказание отменяется. Новый владелец расплачивается с учителями Митрофана. Раскрываются обманы Вральмана.
Митрофанушка отталкивает мать и соглашается пойти в солдаты. Простакова остается ни с чем. Таков конец и плоды злонравия в комедии Фонвизина.
Значение слова «недоросль»
Итак, попробуем разобраться, что означает слово «недоросль». Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения. Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку. Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.
Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.
Актуальность проблемы образования
Чтобы понять, насколько образования, которую поднимает Фонвизин в своем произведении, нужно понимать, что происходит в современном обществе.
Безусловно, школа в наши дни не всегда способна пробудить интерес ребенка к обучению. Кроме того, многие родители стремятся дать образование, потому что так надо, для галочки, нередко донося это понимание до чада.
В результате получается, что и в наше время проблема, обозначенная автором комедии «Недоросль», не потеряла своей актуальности.
Проблемы, поднятые в комедии
Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.
Фонвизин подобрал очень смелые и оригинальные для написания пьесы «Недоросль». Смысл названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.
Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.
Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, — это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат — представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.
Так освещена проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени.
Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин очень подробно рассматривает в произведении «Недоросль». Смысл названия комедии во многом связан с пробелами в этой сфере. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, является приговором воспитанию Скотининых и Простаковых.
Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого — служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.
Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.
Значение имени главного героя
Буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобен ей. Так и есть. Мать мальчика — лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.
Смысл названия пьесы «Недоросль» открывается в еще большей степени после осознания того, что имя подобрано автором не случайно.