В чем актуальность проблемы воспитания для современности недоросль кратко
Актуальность комедии Фонвизина «Недоросль» для наших дней (4 фото)
Нередко после повторного прочтения классиков возникает мысль об их удивительной прозорливости и точном ощущении проблем, которые не теряют злободневности. Почему комедия «Недоросль» актуальна и в наше время, и, пожалуй, даже больше, чем два века назад?
Это произведение по праву считается вершиной творчества Дениса Ивановича Фонвизина и пиком всей драматургической мысли XVIII века. Сохранив классическую основу, произведение при этом стало глубоко новаторским.
В нем помимо извечных неистребимых пороков – грубости, глупости, жадности, необразованности виртуозно высмеивается проблема воспитания тогдашних молодых людей, которую автор отразил в названии: недоросль – это получивший домашнее образование юный представитель дворянского сословия.
В отличие от представителей классической школы, автор не просто обозначил саму проблему воспитания, но и разложил по полочкам условия и предпосылки, способствующие ее появлению. Произведение действительно ода реалистичности в русской литературе. Автор развенчивает алчность и жестокость Простаковых, глупость и безнаказанность Скотининых.
При этом в отличие от классических произведений, в которых центральное место занимает какая-то одна тема, здесь ясно и четко наблюдается многотемность. Она проявляется связью сложностей воспитания с крепостничеством и властью. Для демонстрации проблемы Фонвизин использует специальные приемы, среди которых говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкая ирония, проявляемая положительными героями.
Идеи автора находят яркое выражение в самобытных диалогах героев. Речь персонажей индивидуализирована и во многом их характеризует. Практически Фонвизин стал первым драматургом, чье произведение позволило раскрыть на театральной сцене реальные человеческие характеры, а не образы, предписанные законами классицизма.
Казалось бы, два века назад проблема грамотности и образования стояла очень остро. А в наше время компьютеризации и доступности информации ничего подобного быть не должно. Но при этом мы наблюдаем противоположную картину: снижение интереса к чтению, поскольку книги вытеснены легкими для восприятия играми, фильмами и сериалами. Над ними не надо думать, поскольку подумал уже кто-то другой. При этом учебники становятся все более примитивными, что сказывается на качестве и глубине получаемых знаний. Тогда как окружающая действительность, предполагающая появление и внедрение сложных технических устройств, требует от людей глубоких и серьезных знаний.
Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»
Классическая комедия «Недоросль» — это литература 8-го класса. Школьник должен осознать и прочувствовать проблему воспитания в комедии «Недоросль». Юноша, который понял положение недотепы Митрофана, не позволит себе лениться или относится к учебе несерьезно. Он понимает — глупым быть стыдно.
Актуальность темы произведения
Вечный вопрос воспитания в пьесе выходит на первое место.
Д. И. Фонвизин написал комедию «Недоросль» в 1792 году. С тех пор слово стало именем нарицательным для глупых, грубых и аморальных людей. Тема произведения — необразованность помещиков в царской России, которые могли унижать крестьян, считая их людьми низшего сорта.
Истинный гражданин — человек, имеющий не только ясный ум и хорошее образование, но и обладающий высокими морально-этическими качествами. Главные герои — супруги Простаковы абсолютно невежественны, и сын их растет таким же.
В те времена, а именно в период царствования Екатерины 2, существительное «недоросль» означало лицо без должного образования. Необразованный мужчина не мог получить чин или пойти на службу.
Митрофан — сын Простаковых — не любит ни учебы, ни труда. Юноша желает обрести и чин, и жену, но при этом не хочет прикладывать усилия. Даже если в будущем он и получит какие-либо знания, он останется недорослем. Общий уровень его воспитания и культуры речи ниже, чем у крестьян.
Актуальность работы Фонвизина заключается в том, что комедия поднимает вопрос воспитания и образования детей. Родители взращивают молодое поколение не для себя, а для служения обществу. Вечный вопрос воспитания остро стоит и в современном мире. Отцы не являются в большинстве случаев авторитетами для сыновей.
Сюжет пьесы
Писатель был озадачен проблемой невежества на Родине. Сюжет его комедии построен так, чтобы читатель понимал абсурдность поведения Митрофанушки, видел корни проблемы.
Вся пьеса состоит из 5 действий, что соответствует требованием поэтики Аристотеля. Сюжет развивается линейно. В начале произведения писатель знакомит читателя с героями, во второй и третьей частях сюжет закручивается. В 5 действии конфликты благополучно разрешаются.
Что происходит в каждой части:
Интересный вывод можно сделать из последнего действия. Чрезмерная любовь матери не вызывает в сыне благодарности к ней или уважения. Митрофан в конце 5 действия грубо отстраняется от матери и идет служить солдатом.
Аргументы к сочинению
Чтобы сдать ЕГЭ, нужно полностью прочитать произведение Д. Фонвизина «Недоросль». Аргументы к сочинению можно найти почти в каждой строке пьесы. Факты и краткие цитаты необходимы для раскрытия темы воспитания.
Вот примеры аргументов для сочинения:
Образ Стародума положительный. В конце он пытается образумить Простакову:
Знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом.
Здесь дядя Софьи — пример настоящего дворянина. В нем есть честность, правдивость, он высокообразован и умеет прощать.
Конфликты в произведении
В произведении «Недоросль» проблема воспитания раскрыта не только через насмешку автора над глупым семейством Простаковых, но и через открытый конфликт героев из-за Софьи. Госпоже Простаковой нечем привлечь девушку. Все что она может — применить силу.
Но, конечно, ее затея потерпела крах. Софья выдают за того, с кем она равна по уму и достоинству — Милона. Автор показал на примере: конечный итог невежества и грубости — отверженность обществом.
Но конфликт из-за Софьи второстепенный. Основной — противопоставление идей старого общества и идеализм Стародума и Правдина. Эти 2 героя — представители более просвещенного и гуманного дворянства.
Судьба госпожи Простаковой неслучайна, она заслужила свое наказание. «Вот злонравия достойные плоды» — кратко заканчивает Фонвизин свое повествование.
Воспитание современной молодежи
Пьеса Фонвизина «Недоросль» поднимает важный вопрос — как воспитать гражданина для общества. Человек сам должен трудиться над своим воспитанием — желание учиться первостепенно, но роль учителей не менее важна. Однако необразованная мать Митрофана не могла найти для сына достойных педагогов.
Проблема воспитания в комедии «Недоросль» основополагающая. Д. Фонвизин желает, чтобы читатель задумался — уместно ли давление на индивида, или он волен поступать в соответствии с собственной волей?
Во время прочтения пьесы человек открыто смеется; его душа должна раскрываться, расти. Учиться надо хотеть самому. Взрослым нужно привить детям желание обучаться.
В комедии Аристофана «Облака» также поставлена проблема воспитания юного поколения. Здесь учитель сам Сократ. Он обучает софистике, но не дает морального воспитания. Обучение должно развивать и знания, и духовные качества — в этом абсолютно уверен Д. И. Фонвизин.
Сейчас образование доступно всем, но оно информационное, материальное. Моральным качествам, этике общения молодых людей не учат. И произведение «Недоросль» в связи с этим в современном цифровом мире тоже актуально.
Тема воспитания в комедии Недоросль Фонвизина (проблемы воспитания и образования)
Название комедии «Недоросль» указывает на то, что тема воспитания в этом произведении является основной. Петр Первый в 1714 году издал указ, по которому дворяне без образования не могли ни работать, ни заключать брак. Слово «недоросль» стало нарицательным для ленивых и не хотящих получать знания людей. Фонвизин критиковал существующую систему образования и считал, что она требует реформ.
Госпожа и Господин Простаковы искренне любят Митрофана, желают ему только лучшего, но из-за отсутствия хорошего образования не могут отличить хороших преподавателей и плохих. Ведь Вральман (бывший конюх), а Кутейкин (не окончивший семинарию) не были профессиональными учителями. А Митрофан понимая, как его любят родители, использовал их доброту, чтобы лениться.
Фонвизин в своём произведении размышлял о кризисе воспитания в России. Чтобы ребёнок был воспитан, то у него должны быть хорошая семья. Какую семью можно назвать хорошей? В той, которой супруги уважают друг друга, помогают нуждающимся и добиваются успеха только честным путём. Эти мысли можно найти в диалоге Софьи и Стародума.
Таким образом, подобные «митрофаны» появляются из-за отсутствия образованности, культурности и от чрезмерной родительской опеки.
Вопросы о проблемах воспитания и образования – это главные составляющие элементы комедии. Их до сих пор можно считать актуальными, ведь, сколько существует человечество, столько и глупость. Даже сейчас, когда общество достигло технического прогресса, нас окружают много необразованных людей.
2 вариант
Исходя из названия произведения становится понятно основной тематической направленностью комедии является проблема воспитания и образования молодого поколения.
Комедия является произведением классицизма, в котором структура персонажей выстраивается исходя из разделения героев на положительных, просвещенных, умных людей, и отрицательных, невоспитанных персонажей. К первой группе героев писатель относит образы разумных персонажей в качестве Стародума, Правдина, Софьи, Милона. Ко второй группе образов произведения автор причисляет семейство Простаковых в лице главы семьи, его супруги и сына Митрофанушки, а также Скотинина.
На примере второй группы героев писатель раскрывает традиционное существование дворянского общества, стремящегося лишь к личному достатку и удовлетворению личных интересов, не считающего основной жизненной ценностей положения в виде праведности, чести и образованности. Все это прослеживается в поведении и жизни семьи Простаковых, старшее поколение которого не имеет хорошего образования и должного воспитания и, соответственно, точно также растит собственного ребенка.
Противоположностью данным героям изображаются воспитанные персонажи в лице Правдина, являющегося справедливым, разумным человеком, Софьи, кроткой, робкой девушки, Милона, отличающегося честностью и благородством, а также мудрого Стародума. Все эти герои имеют отличное образование и обладают добродетельностью, пытаюсь достичь в жизни большего с целью дальнейшего просвещения своего государства.
Писатель описывает происходящие события с использованием юмора, утверждая в основе произведения необходимость получения молодыми людьми должного образования в качестве правильного будущего жизненного существования. Автор подчеркивает невозможность овладения знаниями при помощи педагогов, которыми выступают необразованные люди, как бывший конюх Вральман либо Кутейкин, неспособный закончить образование в семинарии.
В вопросе семейного воспитания писатель затрагивает тему о важности обучения ребенка истинным человеческим качествам в виде доброты, милосердия, сострадания, помощи, которые полностью отсутствуют в изображенном семействе Простаковых, презирающих окружающих жадных и злых личностей.
Поднимая в комедии тему воспитания и образования писатель раскрывает острую социальную проблему развития молодежи, разрешение которой необходимо для дальнейшего существования государства.
Сочинение 3
Чтобы показать собственное видение проблем воспитания и образования в обществе, каждый писатель по-своему показывает это в произведениях, наделяя героев яркими чертами, необходимыми для того, чтобы читатель мог сделать правильный вывод для себя. Для этого он создает ситуации, познакомившись с которыми, мы может проанализировать положительные и отрицательные стороны происходящего.
Герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в отношении содержания вопросов образования и воспитания разделились на две противоборствующие стороны: это те, кто не видит смысла в обучении, и те, кто любым способом стремится к собственному развитию. Каждый эпизод произведения содержит подтверждение этому.
Появление на страницах комедии сына госпожи Простаковой – Митрофанушки – говорит о многом. Описание ценностей и смысла существования шестнадцатилетнего юноши укладывается в несколько слов: «Не хочу учиться, хочу жениться». Его времяпровождение характеризуется ленью, отсутствием интереса к познанию. Слепая любовь матери приносит вред сыну тем, что поддерживает его в нежелании учиться: «коли ученье так опасно…, так перестань». Посещение им уроков – это лишь вынужденное исполнение указа царя. Однако даже его учителями оказываются бывший кучер и отставной солдат.
Крепостной портной Тришка так же, как и его хозяйка не знает, что такое процесс обучения, поэтому отказывается шить ее сыну кафтан, объясняя это тем, что «не учился портяжному ремеслу».
Д. И. Фонвизин семье Простаковых дает характеристику образа «злонравных невежд». Это малообразованные люди. Отсутствие знаний не пугает их. Так, например, хозяйка считает, что достаточно уметь считать деньги. Не умея навыков чтения, она не может даже прочесть письмо, адресованное Софье. Подобное мнение она внушает и окружающим. Она готова бы дать сыну образование лишь для того, чтобы следовать моде.
Эти герои, у которых отсутствует культура, страдает воспитание, нет грамотности, выглядят жалкими, их действия и решения выглядят нелепыми. А на первое место выходят жадность, зависть, жестокость. Низкий уровень образованности приводит к драматическому финалу.
Понятие воспитанного человека не знакомо семье Простаковых и их близкому окружению. Потому они не понимают Софью, Стародума, Правдина, которые старались дать понять, что неискренность в отношении к гостям или близким будет всегда раскрыта, а слепая любовь хозяйки к сыну и жадность не приведут к добру.
По мнению Стародуба, в них не было благонравия, тех манер, той культуры и ума, без которых сложно занимать в обществе интеллигентных людей достойное место.
Ироничное отношение автора к отрицательным героям произведения помогает раскрыть не один порок общества. Он показывает последствия действий невоспитанного человека и отсутствия стремления к образованности, а симпатия к положительным героям поясняется их верными жизненными принципами. Главная мысль, которую автор передал героям – стремление не к наживе, а духовным ценностям и доброте.
Образование и воспитание в комедии Недоросль
Фонвизин считал, что образование – это то, что должно быть у каждого уважающего себя человека. Однако, образование – это не только учителя и родители, дающие ребёнку в руки книжку и заставляющие его читать, но ещё и самообразование, которое идёт с человеком рука об руку на протяжении всей его жизни. Простакова не ратует за воспитание, но она хочет женить своего сына, а сама выйти в свет, и поэтому нанимает ему учителей. Тем не менее, женщина не проявляет никакого интереса к обучению, не помогает Митрофану. Его учителя даже не были проверены на умение обучать, они не образованны сами, но хотят денег, поэтому «занимаются» с мальчиком.
В отличие от Митрофана и его матери, Стародум и Софья относятся к образованию серьёзно, они считают, что образование в первую очередь происходит для себя, человек должен расширять свой кругозор, учиться нравственности, моральным нормам. Стародум учит Софью, даёт ей наставления как более опытный человек, а она его покорно слушает, понимает и усваивает то, что он ей говорит.
Что касается воспитание, так и в этой сфере судьбы и мнения персонажей разделились на два лагеря. Плохо относясь к образованию, Простакова привила такою же модель поведения и своему сыну, она стала единственным учителем, у которого он действительно учился. К сожалению, все эти «уроки» были дурными, ведь госпожа являлась злым тираном. Чему она могла научить сына? Врать, лениться, никого не уважать и далее по списку. Плоды воспитания созревают в конце, когда Митрофан отказывается от своей матери – это результат дурного воспитания.
Софья – девушка, которая была воспитана хорошо, она, в отличие от Митрофана, являлась нравственным человеком и уважала людей. Точка зрения её, Стародума и Правдина одна – воспитание – это важная часть человеческой личности, поэтому воспитывать детей нужно в нравственных идеалах, в соответствии с честью и достоинством.
Также читают:
Картинка к сочинению Тема воспитания в комедии Недоросль
Популярные сегодня темы
Басня «Лебедь, щука и рак» написана в мае 1814 года и напечатана в сборнике «Новые басни Крылова» в 1816 году.
В «Красной шапочке» не так много героев, зато все они давно стали популярными, а их имена известны даже тем, кто далёк от детского и народного творчества.
Мария Нарышкина родилась в глухом спокойном городке. Она видела караваны верблюдов, с упоением читала книги. В шестнадцать лет поступила на педагогические курсы. За годы учёбы была любовь, слёзы.
Жилин и Костылин попадают в плен к татарам. Оба они офицеры служащие на Кавказе. С самого начала Костылин показывает себя как трусливую личность, бросая в трудную минуту товарища
Зима — прекрасное время года, самое волшебное и сказочное. Деревья за окном покрыты инеем, и утром, когда солнце поднимается из-за горизонта, ветви переливаются всеми цветами радуги.
Проблемы комедии “Недоросль”
Д. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» подчеркивает важные проблемы, которые были актуальны в то время и имеют место в современном мире. Главная проблема комедии «Недоросль» – это невежество и нравственный упадок, из-за которых страдают окружающие.
Проблема воспитания и невежества
На примере отношений Митрофанушки и его матери выявляется основная проблема произведения. Невежество и нежелание учиться, тотальная глупость и безграмотность делают всю семью Простаковых посмешищем для нормальных людей. Простакова искренне любит сына. Но сама являясь невежей, она в поисках лучшего находит только худшее. Мог бы вырасти из Митрофанушки хороший человек? Возможно. Но Простакова сама не дает ему такой возможности, потакая глупости, лени, беспардонности. Она поощряет то, что является отрицательными качествами. Даже в поиске учителей она стремится выделить не воспитательный процесс, не результат, а статус учителя. Для нее главное, чтобы «не неволил» ребенка, и она совсем не понимает, что так невозможно ничему научить.
Проблемные вопросы воспитания крылись в социализации. Ведь воспитание – фактор, который определяет нравственный облик каждого человека, его отношение к другим людям и поведение с другими людьми. Как может мать воспитать порядочного сына, если невежество и деспотизм для нее самой – норма?
Проблема нравственного упадка
Рассуждая о том, какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», нельзя забывать и о том, что важную роль в этом вопросе играет проблема нравственного упадка дворян. Фонвизин отразил картину жизни дворянства того времени. Такое явление было распространено повсеместно. Воспитывая себе подобных, ощущая власть, дворяне становились деспотами и издевались над своими подчиненными. Именно такую картину читатель наблюдает в «Недоросли».
Противопоставление проблемам
Но есть в комедии Фонвизина и светлые моменты, которые противопоставляются поднимаемым проблемам. Если Простаковы являются воплощением всех пороков того времени, то такие персонажи как Софья, Стародум, Милон – представители плеяды, которая спасет Россию. Старое поколение, которое имеет разум и честь, и молодое, которое стремится к знаниям, справедливости и настоящим чувствам. Именно они являются положительными персонажами и имеют возможность спасти ситуацию. Никакие козни Простаковой не позволяют Стародуму оставить племянницу в их цепких руках. В итоге справедливость восторжествовала, благодаря лучшим качествам человечества, которые выражены в положительных героях комедии.
Получается, что все персонажи комедии делятся на тех, кто является выражением пороков и проблем, и тех, кто становится показателем лучших качеств и способен эти проблемы решать, работать над ними и противостоять страшным жизненным явлениям.
Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»
Актуальность комедии «Недоросль» Фонвизина Д. И. в наши дни
Сочинение на тему «Актуальность комедии «Недоросль» Фонвизина Д. И. в наши дни»
Ученика 8 «В» класса
МОУ СОШ «Перспектива
Славу Денису Ивановичу Фонвизину принесла поставленная в 1782 году комедия «Недоросль», над которой он работал в течение многих лет.
Фонвизин родился и вырос в Москве, затем переехал в Петербург, где служил в Иностранной коллегии, был дипломатом. Он горячо любил Россию, служил её интересам, её народу. Основу современного ему общества — крепостничество, неограниченную власть одних людей над другими — считал огромным злом, которое калечит души тех и других. Очень образованный человек, переводчик, автор стихов и басен, талантливый сатирик и драматург, в своих произведениях Фонвизин высмеивал жёсткость, грубость, невежество помещиков, их лицемерие и низменные интересы.
Комедия «Недоросль» справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18-го века. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.
В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания — центральная в идеях Просвещения, является основной в комедии Фонвизина, что подчёркивается её названием. (Недоросль — молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание).
В чём же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма. В «Недоросле» были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян.
В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, «Недоросль» — произведение многотемное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания — с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приёмы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику «развращённого века», бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.
Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.
Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин — первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ.
Проблемы просвещения и образования очень остро стояли во времена Фонвизина. Ну а в наши дни, в век всеобщей грамотности существуют ли подобные проблемы? Насколько позволительно в наши дни покупать себе диплом вуза, имея неограниченный достаток в семье? Насколько снизился образовательный уровень детей абсолютно потерявших интерес к чтению, и может ли наше телевидение со своими сериалами и «боевиками» заменить полноценное образование? Разве нет проблемы в том, что основные знания дети получают из телевизионных и компьютерных игр: «Кто хочет стать миллионером» и другие. И это в то время, когда нас окружает сложнейшее оборудование и техника, требующее глубоких систематизированных знаний. Учебники становятся все проще, обучение все легче. Это и есть проблема современного образования.
Велико значение «Недоросля» и в истории развития русской драмы. Комедия Фонвизина удержалась на сцене театра вплоть до наших дней Жизненность образов, исторически верное изображение людей и быта XVIII века, естественный разговорный язык, искусное построение сюжета — всё это объясняет тот живой интерес, который комедия вызывает и в наши дни
Идеи Фонвизина, высказанные им в комедии «Недоросль», не потеряли своей актуальности и в наши дни. Его произведения вошли в золотой фонд классической литературы и не сходят со сцен русских театров на протяжении двухсот лет. Это ли не доказательство гениальности автора и его творения.
Актуальность комедии “Недоросль” в наши дни
Недоросль — во времена Фонвизина так называли дворянских детей, не получивших минимального образования. Искоренить безграмотность в «благородном сословии» попытался ещё Петр Первый, в 1714 году издавший указ, приказывающий дворянским детям учить хотя бы грамоту, арифметику и закон Божий. Тем, кто не осилил этого минимума, запрещалось жениться и занимать высокие государственные посты.
Современное ироничное значение слова «недоросль» появилось именно благодаря комедии Дениса Ивановича. Она была создана в 1782 году, во времена Екатерины Второй, которая вошла в историю как великая просветительница. Несмотря на петровский указ, вопрос образования и воспитания дворянства всё ещё стоял в ту эпоху очень остро. Именно ему, в основном, посвящено произведение.
Автору удалось ярко и иронично показать начало этого исторического процесса — облагораживание и окультуривание русского дворянства. В лице недалёкой и жестокой помещицы Простаковой, её бесхребетного мужа и скучающего сына Фонвизин отображает целую эпоху, когда главными заботами помещиков были лишь деньги и бездумная власть.
Тема воспитания и образования, поднятая писателем, остаётся актуальной и сегодня. В наше время школьное образование стало общепринятой нормой, а доступ к практически любой информации можно получить с мобильного телефона. Но многие подростки по-прежнему не заинтересованы в познании мира. При изобилии и доступности развлекательных телепередач, игр и соцсетей, интерес к реальным знаниям сохраняется у меньшинства.
Проблемы лени и отсутствия любознательности могут определяться и воспитанием. Как раз такой случай показывает нам «Недоросль». У Митрофана нет такого обилия развлечений, как у современных подростков, но учёбы он упорно избегает…
Госпожа Простакова действует, на первый взгляд, непоследовательно: нанимает для своего сына трёх учителей, но в течение трёх лет не делает ничего, чтобы мальчик всё-таки начал заниматься. Но учителя для неё — просто вопрос престижа, как купленные дипломы и сертификаты в современном мире. Сама безграмотная, женщина то и дело с презрением отзывается о науке и уверена, что Митрофанушка прекрасно проживёт без неё. Это и есть настоящая причина того, что юноша не научился читать за годы учёбы: он убеждён матерью, что это скучно и бесполезно. Главное, чему учит его мать — эгоизм: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми». В семье Митрофана нет примера даже уважительного отношения к людям: Простакова ни в грош не ставит не только крепостных, но даже равных по происхождению: своего мужа и потенциальную невестку Софью. Любезна она лишь с теми, от кого желает получить выгоду. К сожалению, такое поведение и сегодня показывают люди, которым дана власть над другими, пусть и небольшая. В скучной жизни малообразованного человека унижение более слабых — одно из любимых развлечений. И мы видим, что Митрофанушка хорошо усвоил урок, научившись беззастенчиво заискивать перед своим «начальством»: «ты так устала, колотя батюшку».
Чрезмерная опека и потакание капризам детей приводит всё к тем же результатам, что и двести лет назад. Подростки теряют интерес к жизни, при этом остаются неприспособленными к труду и здоровым взаимовыгодным отношениям с другими людьми. При этом родители всё хотят, чтобы их отпрыски были успешны в жизни, но до последнего надеются, что всё решится само собой: «Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?».
Деньги — ещё одна вечная тема в литературе. Именно денежный вопрос составляет главную интригу комедии. Борьба Простаковой и Скотинина за приданое Софьи, о которой девушка не подозревает до последнего момента, дарит читателю несколько комических моментов.
В своём произведении Фонвизин осуждает общество, воспитывающее людей с низким уровнем гражданской ответственности. Когда такие личности становятся частью государственной системы, государство не может процветать. С сожалением приходится признать, что именно эта проблема всё ещё наиболее актуальна в нашей стране. Создаётся впечатление, что большинство государственных постов по-прежнему занимают «Простаковы», хоть и более образованные, но столь же жадные и равнодушные к людям и миру.
Суть комедии «Недоросль»
Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.
Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».
Тест по произведению
В чем актуальность комедии
Комедия, в первую очередь, осуждает традиционное дворянское воспитание и его «злонравие». Центральный персонаж — молодой дворянин, «недоросль», получивший письменное удостоверение о выучке от учителя. Таких, как он, не принимали на службу и им не выдавали документов, разрешающих вступление в брак. Нравственные вопросы, затронутые автором в произведении, несомненно, актуальные по сей день. Есть только одно различие между современностью и периодом двухсотлетней давности. Крепостное право давно отменено, поэтому общество теперь состоит не из крепостных и дворян.
В остальном же, можно с легкостью все проблемы, связанные с воспитанием и образованием, увидеть даже в наше время. Ведь высокое положение в обществе часто занимают люди не совсем образованные и имеющие низкий уровень просвещения, тогда как многие более грамотные люди остаются на вторых ролях. Проблема «недорослей» существовала всегда. В обществе всегда были те, кто не хотел учиться и не принимал во внимание полезные науки. Так и здесь, Фонвизин показал семью Простаковых — властных, жестких и готовых пойти ради своей выгоды практически на все.
/ / / Актуальность образов комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» сегодня
Чему смеетесь? Над собой смеетесь! Н.В. Гоголь
С того памятного дня (24 сентября 1782 года), когда состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», прошло много-много лет. Давно уже нет крепостного права. Трижды менялся государственный строй. А комедия жива и, по-видимому, никогда не устареет. В ней подняты вечные проблемы всех людей: как воспитывать детей, в чем состоит гражданский долг каждого человека, какой должна быть государственная власть.
В «Недоросле» сталкиваются два мира. Стародум, Правдин, Милон и Софья олицетворяют собой мир высоких идеалов просвещения, чести, гражданской доблести, доброты и порядочности. Простаковы и Скотинины живут в мире невежества, насилия, бесчестия, подлости. Извечное столкновение добра и зла! В пьесе побеждает добро, но лишь благодаря вмешательству «сверху». А что изменилось сейчас? Всегда ли торжествуют добро и справедливость? Два мира продолжают противостоять друг другу. Мы все чаще наблюдаем примеры жестокости и насилия. А начинается все с воспитания. Вспомним, как по-разному относятся к воспитанию Стародум и Простакова. «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного», — говорит Стародум своей юной племяннице. Далеко не все нынешние родители дают подобные советы своим детям. Наоборот, очень часто можно услышать противоположное: «Забери! Не давай! Не смей уступать!» А ведь это то же самое, чему учила Простакова: «Нашел деньги — ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка».
Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежелание учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги.
Имена героев пьесы, особенно главного ее героя, давно уже стали нарицательными, а это говорит о непреходящем значении «Недоросля», Некоторые герои переходят из одной книги в другую. Скотинины, например, оживают в романе Пушкина:
Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов…
Митрофанушка — невежда. Но невежда и дурак — это не одно и то же. Митрофан невежда, но не дурак. Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева из «Капитанской дочки»: «Я жил недорослем, гонял голубей… Между тем мне минуло шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась». Многое совпадает: и голубятня, и возраст, и учителя у них одинаковые. «Пошел-ка служить…» — говорит Митрофану Правдин. «Пора его в службу», — решает отец Гринева. С этой минуты судьбы этих двух «недорослей» расходятся. Всю свою жизнь Петруша Гринев будет помнить напутствие отца: «Береги честь смолоду». Митрофану таких слов никто не говорил. Как современно звучат фонвизинские рассуждения о чести, патриотизме, должностях! Я думаю, что руководитель каждой страны должен помнить слова Фонвизина о назначении монарха: «Он повинен отвечать не только за дурное, которое сделал, но и за добро, которого не сделал».
Стародум в комедии «Недоросль» подсказывает нам, что «честный человек без большого чина — презнатная особа, что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может». Главное — быть честным. Особенно необходимо благонравие в семье, чтобы дети видели образец честности, порядочности, одним словом, добродетели, в лице своих родителей. Тогда сын не отвернется от матери в трудную для нее минуту, а брат от сестры. Тогда не будет в семье никакого тиранства. Тогда и просвещение будет всем во благо. Только бы не допустить в нашу жизнь «злонравия»!
Воспитание современной молодежи
Пьеса Фонвизина «Недоросль» поднимает важный вопрос — как воспитать гражданина для общества. Человек сам должен трудиться над своим воспитанием — желание учиться первостепенно, но роль учителей не менее важна. Однако необразованная мать Митрофана не могла найти для сына достойных педагогов.
Проблема воспитания в комедии «Недоросль» основополагающая. Д. Фонвизин желает, чтобы читатель задумался — уместно ли давление на индивида, или он волен поступать в соответствии с собственной волей?
Во время прочтения пьесы человек открыто смеется; его душа должна раскрываться, расти. Учиться надо хотеть самому. Взрослым нужно привить детям желание обучаться.
В комедии Аристофана «Облака» также поставлена проблема воспитания юного поколения. Здесь учитель сам Сократ. Он обучает софистике, но не дает морального воспитания. Обучение должно развивать и знания, и духовные качества — в этом абсолютно уверен Д. И. Фонвизин.
Сейчас образование доступно всем, но оно информационное, материальное. Моральным качествам, этике общения молодых людей не учат. И произведение «Недоросль» в связи с этим в современном цифровом мире тоже актуально.
Сочинение на тему: В чем актуальность комедии Недоросль, Фонвизин
В чем актуальность комедии
Для того чтобы понять актуальность комедии «Недоросль» в наше время, достаточно вспомнить, каковы основные проблемы, затронутые в ней. Данное произведение было написано в конце 18-го века выдающимся русским классиком Д. И. Фонвизиным. Автор представил в нем героев из самых разных слоев населения и их пороки. Среди основных персонажей и дворяне, и крепостные крестьяне, и обыкновенные слуги, и учителя-самозванцы, и государственные служащие.
Комедия, в первую очередь, осуждает традиционное дворянское воспитание
и его «злонравие». Центральный персонаж — молодой дворянин, «недоросль», получивший письменное удостоверение о выучке от учителя. Таких, как он, не принимали на службу и им не выдавали документов, разрешающих вступление в брак. Нравственные вопросы, затронутые автором в произведении, несомненно, актуальные по сей день. Есть только одно различие между современностью и периодом двухсотлетней давности. Крепостное право давно отменено, поэтому общество теперь состоит не из крепостных и дворян.
В остальном же, можно с легкостью все проблемы, связанные с воспитанием и образованием, увидеть даже в наше
время. Ведь высокое положение в обществе часто занимают люди не совсем образованные и имеющие низкий уровень просвещения, тогда как многие более грамотные люди остаются на вторых ролях. Проблема «недорослей» существовала всегда. В обществе всегда были те, кто не хотел учиться и не принимал во внимание полезные науки. Так и здесь, Фонвизин показал семью Простаковых — властных, жестких и готовых пойти ради своей выгоды практически на все.
Невежество Митрофана в комедии немного преувеличено, так как он не мог даже сложить простые цифры или прочитать две строчки в книге. Несмотря на это, госпожа Простакова восхищалась своим сыном и во всем ему потакала. В противовес им показан герой Стародум, который считает, что человек честный и без большого чина многого стоит. Ведь самое главное в человеке — это добродетель, которую ничто не сможет заменить.
В целом автор разделял персонажей своего произведения на два противоположных лагеря. К первому, доблестному и порядочному лагерю относятся Стародум, Софья, Милон и Правдин. Ко второму — семейства Простаковых и Скотининых. Главная проблема произведения — это извечное столкновение добра и зла. Невольно возникает вопрос: «Всегда ли добро побеждает?» В произведении Фонвизина это так, но сегодня мы все чаще наблюдаем в обществе примеры жестокости и несправедливости. На мой взгляд, даже имена героев и их фамилии были созданы автором неслучайно. Он вкладывал в них особый смысл, наилучшим образом характеризующий каждый персонаж.
Он еще раз подчеркнул, что главное в жизни — это честность. В то же время, в каждой семье на первом месте должно быть благонравие, чтобы младшие слушались и уважали старших, чтобы не было никакого тиранства и все были друг к другу благожелательны.
Конфликты в произведении
В произведении «Недоросль» проблема воспитания раскрыта не только через насмешку автора над глупым семейством Простаковых, но и через открытый конфликт героев из-за Софьи. Госпоже Простаковой нечем привлечь девушку. Все что она может — применить силу.
Но, конечно, ее затея потерпела крах. Софья выдают за того, с кем она равна по уму и достоинству — Милона. Автор показал на примере: конечный итог невежества и грубости — отверженность обществом.
Но конфликт из-за Софьи второстепенный. Основной — противопоставление идей старого общества и идеализм Стародума и Правдина. Эти 2 героя — представители более просвещенного и гуманного дворянства.
Судьба госпожи Простаковой неслучайна, она заслужила свое наказание. «Вот злонравия достойные плоды» — кратко заканчивает Фонвизин свое повествование.
Актуальность образов комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» сегодня
Чему смеетесь? Над собой смеетесь!
Н. В. Гоголь
С того памятного дня (24 сентября 1782 года), когда состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», прошло много-много лет. Давно уже нет крепостного права. Трижды менялся государственный строй. А комедия жива и, по-видимому, никогда не устареет. В ней подняты вечные проблемы всех людей: как воспитывать детей, в чем состоит гражданский долг каждого человека, какой должна быть государственная власть.
Колоритная фигура Простаковой временами вызывает дружный смех, но по окончании пьесы невольно задумываешься: когда в современной семье мать во всем потакает ребенку, не уподобляется ли она Простаковой?
В «Недоросле» сталкиваются два мира. Стародум, Правдин, Милон и Софья олицетворяют собой мир высоких идеалов просвещения, чести, гражданской доблести, доброты и порядочности. Простаковы и Скотинины живут в мире невежества, насилия, бесчестия, подлости. Извечное столкновение добра и зла! В пьесе побеждает добро, но лишь благодаря вмешательству «сверху». А что изменилось сейчас? Всегда ли торжествуют добро и справедливость? Два мира продолжают противостоять друг другу. Мы все чаще наблюдаем примеры жестокости и насилия. А начинается все с воспитания. Вспомним, как по-разному относятся к воспитанию Стародум и Простакова. «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного», — говорит Стародум своей юной племяннице. Далеко не все нынешние родители дают подобные советы своим детям. Наоборот, очень часто можно услышать противоположное: «Забери! Не давай! Не смей уступать!» А ведь это то же самое, чему учила Простакова: «Нашел деньги — ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка».
Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежелание учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги.
Пусть добрым будет ум у нас,А сердце умным будет!
Имена героев пьесы, особенно главного ее героя, давно уже стали нарицательными, а это говорит о непреходящем значении «Недоросля». Некоторые герои переходят из одной книги в другую. Скотинины, например, оживают в романе Пушкина:
Скотинины, чета седая,С детьми всех возрастов, считаяОт тридцати до двух годов…
Митрофанушка — невежда. Но невежда и дурак — это не одно и то же. Митрофан невежда, но не дурак. Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева из «Капитанской дочки»: «Я жил недорослем, гонял голубей… Между тем мне минуло шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась». Многое совпадает: и голубятня, и возраст, и учителя у них одинаковые. «Пошел-ка служить…» — говорит Митрофану Правдин. «Пора его в службу», — решает отец Гринева. С этой минуты судьбы этих двух «недорослей» расходятся. Всю свою жизнь Петруша Гринев будет помнить напутствие отца: «Береги честь смолоду». Митрофану таких слов никто не говорил.
Как видим, Пушкин не забывал комедии Фонвизина. Помним ее и мы. В некотором отношении это учебное пособие для всех нас. Как современно звучат фонвизинские рассуждения о чести, патриотизме, должностях! Я думаю, что руководитель каждой страны должен помнить слова Фонвизина о назначении монарха: «Он повинен отвечать не только за дурное, которое сделал, но и за добро, которого не сделал». За преступления чиновников отвечают высшие должностные лица — так считал Фонвизин. Блистательный юмор его поразительно живуч, он всегда к месту. Вспомним, например, нравоучение Лисицы из переведенной Фонвизиным басни «Лисицино нравоучение»: «Когда хочешь воровать, то промышляй столько, чтоб мог откупиться для того, что наказывают обыкновенно малых воров, а не больших».
Стародум в комедии «Недоросль» подсказывает нам, что «честный человек без большого чина — презнатная особа, что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может». Главное — быть честным. Особенно необходимо благонравие в семье, чтобы дети видели образец честности, порядочности, одним словом, добродетели, в лице своих родителей. Тогда сын не отвернется от матери в трудную для нее минуту, а брат от сестры. Тогда не будет в семье никакого тиранства. Тогда и просвещение будет всем во благо. Только бы не допустить в нашу жизнь «злонравия»!