В чем актуальность произведения в наши дни сочинение 9 класс
Сочинение: В чем актуальность в «Слова и полку Игореве»?
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 19.02.2020 · Обновлено 19.02.2020
(436 слов) «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы. Это произведение было написано приблизительно в 1185 году, но, несмотря на это, мысли и идеи, которые присутствуют в нем, до сих пор актуальны. Это вечные проблемы: любви, патриотизма, единства и искоренения жажды, богатства и славы.
Сюжет «Слова» повествует о походе Игоря и его брата Всеволода на половцев. Целью данного действа является стремление добыть себе признание, почести, драгоценности. Князьями управляют тщеславие и желание выделиться. Оно настолько сильно, что герои даже не обращают внимания на знаки природы, которые открыто говорят о плачевном исходе похода. Это и солнечное затмение, означающее беду и смерти («Середь бела-дня ночная тень//Ополченья русские покрыла»), и реакция животных («По оврагам волки завывают,//Крик орлов доносится из мглы»). Как и ожидалось, всё закончилось плохо для русского войска. Было убито очень много людей, а Игорь и Всеволод попали в плен. Однако это поражение отразилось и на судьбе всей Руси. Молодые князья своим опрометчивым поступком «запустили» процесс, и теперь «враги на Русь несутся тучей,// И повсюду бедствие и горе». Проблема тщеславия будет актуальна всегда, ровно как и «Слово о полку Игоревом».
Кроме того, в произведении звучит и другой значимый посыл. Это необходимость и важность единства. Только таким способом можно победить врага. Эту мысль изрекает Святослав в своем Золотом слове. Там он призывает всех русских князей собраться вместе, прекратить междоусобицы и жить мирно друг с другом, отбивая удары противников: «Встаньте, государи, в злат-стремень//За обиду в этот черный день,//За Русскую землю». Также Святослав упрекает Игоря и Всеволода, что те поступили безрассудно и эгоистично, подумав только о себе. Мудрый князь уверен, что такое поведение никогда не увенчается военной победой. Все решения должны приниматься вместе и на благо Родине, а не самого себя. Тема государства и того, как оно должно существовать, всегда останется злободневной.
Еще один вечный вопрос в «Слове о полку Игоревом» — это тема любви. Настоящей, чистой и глубокой. Лирическим центром произведения является «Плач Ярославны», где показываются именно такие светлые чувства жены Игоря, которые смогли даже спасти героя. Возлюбленная главного персонажа находится в городе Путивль и там же просит силы природы помочь. Ярославна умоляет спасти Игоря и всю его дружину от смерти. Героиня олицетворяет не только верную жену князя, но и всех русских скорбящих женщин, которые волнуются за своих любимых. И Ярославна настолько любила главного героя, что природа услышала ее просьбы. Весь животный мир стал помогать Игорю выбраться из плена:
«Дятлы, Игоря встречая,// Стуком кажут путь к реке,//И, рассвет веселый возвещая,// Соловьи ликуют вдалеке».
И у него получилось, в чем состоит большая заслуга жены.
Таким образом, «Слово о полку Игоревом» никогда не потеряет своей актуальности и важности, в каком бы веке ни читали его люди. Произведение дает ответы на вопросы, которые всегда будут волновать новые поколения.
Актуальность Слова о полку Игореве
Первые упоминания о «Слове» приходятся на 80 – 90-е годы 18 века. Его обнаружение связано с именем графа Алексея Мусина – Пушкина. Граф Алексей был известным коллекционером памятников Древней Руси. Это послужило доказательством того, что в Древней Руси существовала своя литература, в которой четко прослеживалась идея патриотизма.
«Слово о полку Игореве» по праву можно отнести не только к числу памятников истории, но и к числу актуальных и по сей день художественных произведений.
Повесть посвящена битве князя Игоря с половцами. Игорь вступил в бой без участия князя Киева Святослава. Небольшое войско Игоря потерпело поражение. После того, как вражеское войско одержало победу, Игорь оказался в плену. Жена Игоря Ярославна плакала дома по взятому в плен мужу. Князь Святослав прибывал в отчаянии, ведь старания, приложенные к тому, чтобы объединиться и победить врага оказались тщетны. Игорь не дождался поддержки князя, желая самостоятельно победить врага и прославить свое имя. Во время пребывания в плену Игорь успел раскаяться и, освободившись, вернулся домой.
Основной идеей «Слова» является то, что оно призывает к единству. Во время событий описанных в произведении Русь была феодально – раздробленным государством и поделена на обособленные княжества. Враждуя между собой, князья не вспоминали об опасных врагах извне. В 12 веке этими врагами оказались половцы. Автор осуждает Игоря за то, что он, думая только о собственной славе рисковал всей дружиной. Другой значимой идеей «Слова» является идея величия русской земли и патриотизм Баяна. Великое прошлое родной страны не исчезнет бесследно, она еще превратиться в мощную державу. Безымянный писатель сетует на тщеславность князей и их любовь к власти, из – за которых страданиям подвергается вся страна.
Актуальность «Слова о полку Игореве» проявляется в идеях призыва к сплоченности перед лицом общего врага. Именно этого порой так не хватает современному миру, перед лицом которого стоит множество всемирных проблем, устранить которые возможно лишь с помощью объединения общих усилий. Не менее актуальна в настоящее время идея патриотизма и надежды на светлое будущее страны вопреки всем проблемам.
Тот факт, что «Слово» актуально и в наши дни в очередной раз доказывает, что эта повесть имеет огромное значение для всей литературы России. Литературных памятников, подобных «Слову» к сожалению, очень мало. Они раскрывают перед нами особенности предшествующих эпох, заставляя задуматься над вечными темами и проблемами.
2 вариант
Несмотря на то, что «слово о полку Игореве» освещает события давно минувших дней (а именно, поход князя Игоря и баталии с половцами), произведение остается актуальным и сегодня. В чем же причина? Во-первых, в том, что всякий мало-мальски образованный человек должен знать историю своего народа. Ведь без прошлого нет будущего.
Однако это далеко не основная причина. Стоит смотреть глубже. Если абстрагироваться от исторических событий, можно разглядеть, что одним из лейтмотивов творения является призыв к единству. Он красной нитью проходит сквозь все повествование. Данный аспект применим к любому времени – ведь только собравшись вместе, сплотившись, можно победить врага. Этот принцип действовал как в период правления Игоря, так и во времена ВОВ. Не утратил он своей актуальности и сегодня.
Мало того, автором рассматриваются и иные вопросы. Князь жертвует войском ради собственной славы и выгоды. Здесь имеет место осуждающий фактор. Между строк можно прочесть, что никакое благосостояние, никакая репутация и власть не стоят огромного количества людских жизней, которые были загублены правителем. Несмотря на природную мудрость, здесь Игорь совершил роковую ошибку.
Также автор показывает, что тщеславие князей порой приводит к печальным последствиям, страданиям государства. Это происходит и в настоящее время – ведь как бы прискорбно не звучало, власти всегда преследовали и преследуют лишь только собственные интересы и выгоду, практически не заботясь о простом народе, не видя, кого они обрекают на верную гибель.
Однако воспевается и идея патриотизма, любви к необъятной Родине. Ведь Русь представлена великой, могучей державой. Коей сейчас является и Россия. Жаль только, что все времена потенциал страны не был полностью раскрыт ввиду недостатков правления.
Если же анализировать поступки и характеры князей, можно прийти к выводу, что порой автор показывает читателю и «вечные проблемы», а также человеческие качества: доблесть, смелость, отвагу, подлость, коварство, предательство – все эти явления присутствуют и в современном мире.
Из этого можно сделать вывод, что «Слово о полку Игореве» до сих пор актуально и останется таковым еще довольно долгое время.
Сочинение 3
«Слово о полку Игореве» было обнаружено примерно в 18 веке. И сразу стало ясно, что тема патриотизма, объединения возникла ещё в Древней Руси. Актуальна она и в наши дни. В умах многих политиков крепко засела идея независимости. Но почему-то в расчёт совсем не берут тот факт, что внешние враги не дремлют. Они только этого и ждут, когда все разъединятся. Каждого легче разбить поодиночке.
У Древней Руси было много врагов. Хазары, половцы, печенеги, татары. Они частенько совершали набеги на Русь, угоняли не только скотину, но и людей в рабство. Князь Игорь решил положить конец этому, и в одиночку выступил против половцев. Не стал просить помощи у киевского князя Святослава. Хотел прославиться, взыграли амбиции. Но он недооценил своего противника.
Его противник, наоборот, собрал под свои знамёна все племена. И ударил этим мощным кулаком по войску князя Игоря. Войско было разбито, а сам Игорь был взят в плен. У него было предостаточно времени, чтобы подумать о том, что произошло. Половцы отпустили князя домой.
Неизвестный автор написал, сказал своё слово. Даже ему, не военному человеку, понятно, что, только объединившись можно разбить любого врага. Написав «Слово», он оставил наказ своим потомкам – объединитесь в крепкое государство. Во времена написания произведения Русь состояла из отдельных обособленных княжеств.
Эти княжества иногда устраивали между собой разбирательства, которые переходили в боевые действия. В этот момент князья не вспоминали, что у них есть более страшные и коварные враги, которые мечтают заполучить их земли, а людей угнать в рабство. Во время написания «Слова» это были половцы.
Князь Игорь подумал, что его сильная дружина быстро справится с кочевниками. Но кочевники – прирождённые наездники. Они с детства сидят в седле и отлично владеют саблями. Автор пишет, что битва продолжалась три дня и три ночи до тех пор, пока не кому стало держать знамёна. Дружина вся полегла на поле боя.
Матери потеряли сыновей, жены мужей, а детишки остались без отцов. Придёт на помощь князь киевский Святослав. И Русь не перестанет существовать. Да, родятся новые поколения. Русь превратится в единую мощную державу. Правда, ещё не один раз правители будут разделяться и снова объединяться. Эта тема очень актуальна в настоящее время.
Также читают:
Картинка к сочинению Актуальность Слова о полку Игореве
Популярные сегодня темы
В мире существует огромное количество видов животных – домашние и дикие, добрые и опасные. Животных также именуют меньшими братьями человека.
Почти все ставшие классикой произведения через некоторое время остаются невостребованными. Только вот не пьеса Островского «Гроза». Ее можно встретить в театральных подмостках нашей страны в любой время года
Любимый школьный предмет. Думаю, не ошибусь, если предположу, что у большинства людей, это Русский язык.
Вот и пришла весна. Дышится легко, свежий ветер и солнышко снова радуют своей улыбкой. Я им улыбаюсь в ответ, потому что мне нравится это время года.
Ранним утром Индюк будит жену и требует, чтобы она сказала, что он является умнейшим среди птиц. Индюшка подтверждает его мнение, но тогда, он говорит о том, что соседи мало его уважают и не воспринимают его серьезно
В чем актуальность произведения «Слово о полку Игореве» в наши дни?
«Слово о полку Игореве» – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад. Это не просто история, описывающая княжеские междоусобицы, битвы и походы древних народов, это история, о жизни народа изложенная в литературном виде.
«Слово о полку Игореве» — это яркий образец древнерусской литературы. Несмотря на то, что произведение написано много веков назад, оно не теряет актуальности и в наше время. Актуальным произведение остается потому, что в нем затрагиваются такие темы, как междоусобицы, войны, сплочённость народа. Автор призывает читателей понять, что Русь единая.
Читая произведение, обращаешь внимание на то, что Русь залита кровью. На костях строились города, и всходили посевы. Прошли века, и войны не прекращаются и до сих пор. Читая данное произведение, понимаешь, что оно актуально и в данный момент. Ведь до сих пор происходит разделение власти и стремление к управлению.
Автор повествует нам в произведение о великом поражении, но этим он показываются мужество народа. На Руси во все времена отстаивали свою территорию, не жалели жизни ради родины. Такие подвиги имеют место и в наше время, а читая произведение, невольно сравниваешь его героев с героями современности.
Каждый герой произведение наделен своими талантами. Игорь – князь, который не боится неудач и отчаянно сражается за родину, несмотря, на затмение. Святослав – князь призывающий своим «золотым словом» объединиться для отмщения обид Игоря. Ярославна – княжна, плач, который признан самым поэтическим мотивом произведения.
В современной жизни каждый герой произведения имеет право на существование. Читая произведение можно находить ответы на многие актуальные в наше время вопросы, черпая опыт накопленный древними народами великой и необъятной Руси.
Вариант 2
После прочтения поэмы «Слово о полку Игореве» читатель может мысленно перенестись на несколько веков назад, когда происходили все эти события. Здесь не только происходят междоусобицы, но и различные сражения. А также рассказывается жизнь народа.
Кроме этого данное произведение является ярким образцом древнерусской литературы. Каждому известно о том, что поэма написана очень давно, но все равно имеются актуальные темы. И эти темы про междоусобицы, и войну, а также сплоченный народ, который будет сражаться, и решать все проблемы вместе. Больше всего на свете автору хочется рассказать всем о том, что Русь до сих пор остается единой для всех.
При прочтении произведения понимаешь, что крови на землю пролито очень много. И в некоторых местах прямо на костях построены города. С тех пор прошло много времени, вот только война все еще не прекращается и до сих пор проливается кровь. Власть не могут разделить между собой, и на фоне этого и происходят сражения и каждый из них старается завладеть ею.
В произведении рассказывается о самом большом сражении, вот только победить героям не удалось. Вот только народ при этом остался сплоченным и друг другу во всем помогали и выручали из любой даже самой сложной ситуации. На Руси старались защитить и укрепить свою территорию и ни в коем случае не дать врагам захватить ее. Солдаты не боялись отдать свою жизнь за защиту своей родины. Также после прочтения произведения начинают сравнение того народа и сегодняшнюю молодежь.
У каждого человека имеется свой талант. Игорь является князем, который ничего и никого не боится. У него не всегда, получается, выполнить то или иное действие, но он не расстраивается и старается разными способами защитить родину, где родился и прожил всю жизнь. А вот Святослав постоянно держит оборону для того чтобы вовремя защититься от напастей Игоря. После очередного поражения он попадает в плен, а дома его осталась ждать жена, которая очень сильно переживает, поэтому поводу и ее плач раздается по всему поселению.
Сегодня каждому человеку предназначена своя жизнь, и он должен ее прожить по-своему. Кроме этого читая произведение можно найти ответы на многие вопросы, которые их мучают.
Другие сочинения: ← Образ князя Игоря. Слово о полку Игореве↑ Другиепо сказке Иван-крестьянский сын и чудо-юдо →
«Слово о полку Игореве». Краткий анализ
История создания этого масштабного эпического произведения заслуживает отдельного внимания. По одной из версий эта поэма была написана монахом, непосредственным свидетелем похода князя Игоря, ибо такое произведение могло быть создано только грамотным и образованным человеком, а в то время такими были именно люди духовного сана. По существовавшим этическим нормам, автор не мог оставить под работой свою подпись, поэтому сочинение анонимно. Автор посредством поэтического слова пытался донести до потомков необходимость соединения всех княжеств перед лицом безжалостного врага. Рукопись «Слова…» была утеряна. Найдена она была лишь в 18 веке Мусиным-Пушкиным, однако она попала в огонь и была уничтожена пожаром. Сохранились только сделанные Мусиным-Пушкиным копии.
Согласно другой версии, «Слово о полку Игореве» было написано Мусиным-Пушкиным, так как рукописи, найденной им, никто никогда не видел.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В поэме описываются события похода Игоря. Годом написания произведения принято считать 1185 или 1187 год.
Автор в произведении охватывает множество тем. Основным посылом этой поэмы является патриотизм, так как на протяжении всего произведения автор призывает именно к нему.
Проблематика произведения затрагивает касающиеся всей Руси проблемы неудачного похода князя. Суть произведения заключается в том, что непомерная гордыня князя, его тщеславие стало причиной поражения русского полка.
Междоусобные войны, разобщенность русских княжеств, чрезмерно высокое самомнение в результате приводят к поражению отечества.
Проблема разобщенности особенно ярко отражается во второй части произведения, идея которой состоит в том, чтобы «золотое слово» Святослава донесло до сознания каждого из великих князей необходимость общего объединения ради выхода из сложившегося положения.
До сих пор смысл этого произведения, написанного сотни лет назад, остается актуальным.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Главными героями произведения являются:
Литературоведы об эпосе Мильтона. Актуальность произведения.
««Свободный мыслительный элемент» придает произведению Мильтона философскую глубину и размах, не доступные эпосу древности. Не менее сложен и своеобразен лежащий в основе поэмы творческий метод. Его многосторонность отражает многообразие художественно-эстетических исканий в английской литературе XVII столетия. Тяготение автора к рационалистической регламентации поэтической формы, стремление к гармонии и упорядоченности, устойчивая ориентация на античное наследие безошибочно свидетельствуют о классицистических симпатиях Мильтона. С другой стороны, пристрастие автора к изображению драматических коллизий, к динамике, обилие в поэме контрастов и диссонансов, антиномичность ее образной структуры, эмоциональная экспрессивность и аллегоричность сближают «Потерянный рай» с литературой барокко» (№15).
Тетерина Елена Николаевна, кандидат филологических наук, в своей диссертации «Эпические традиции в «Потерянном рае» Дж. Мильтона и проблема специфики жанра» поднимает следующие проблемы, связанные с жанром этого произведения, в частности она пишет:
«Жанровый принцип исследования стал одним из наиболее продуктивных методов анализа художественного произведения лишь в литературоведении XX века в связи с работами видных отечественных и зарубежных учёных, с различных позиций подходящих к феномену литературного жанра: М.М.Бахтина, О.М.Фрейденберг, Г.Н.Поспелова, Н.Л.Лейдермана, Ц.Тодорова, Х.Даброу, А.Розмарин, Р.Шлайфера, Н.Фрая, Е.Хирш, Х.Яусса и многих других» (№14).
«Объектом данного исследования является жанр произведения
Дж.Мильтона «Потерянный рай»» (№14).
«Актуальность темы исследования определяется отсутствием работ, посвященных проблеме жанровой идентификации «Потерянного рая», и, как следствие — недостаточной степенью изученности этого вопроса за более чем трёхсотлетний период осмысления мильтоновского наследия. Уже на заре мильтоноведения анализ произведения, осуществлённый Дж.Аддиссоном на страницах восемнадцати номеров журнала «Spectator», показал, какое трудное исследование в этой области предстоит предпринять» (№14).
«Если сегодня мы с одобрением говорим… об … энциклопедическом расширении жанровых разновидностей», то у некоторых ранних критиков расхождения структуры, темы, концепции героя «Потерянного рая» с гомеровско — вергилиевым эпосом вызывали тревогу, побуждая их не одно десятилетие развивать ожесточённые дискуссии о том, укладывается ли произведение в рамки образцовой эпической поэмы» (№14).
«Так, Дж.Драйден, одним из первых поделившийся с читателями результатами своих наблюдений над поэмой в работах «A Parallel of Poetry and Painting»(1695) и «Dedication of the Aeneis»(1697), опиравшийся в своих рассуждениях на «Поэтику» Аристотеля и «Lectures» английского литературоведа XVII века Дж.Траппа — стороннника классического вкуса, счёл бы «Потерянный рай» эпической поэмой, если бы автор в своём творении «не сделал… такого промаха, что Дьявол стал героем вместо Адама и … если в поэме было бы меньше механических персон, нежели человеческих»» (№14).
Называли её «героической поэмой», «подобием эпической поэмы». И как
только её не называли, и как только не определяли жанр произведения!
В XIX веке Г.В.Ф.Гегель определял жанр произведения так: «»религиозная эпопея, переживающая период своего позднего расцвета»» (№14).
Рубеж XIX-XX века – «английский учёный этого времени Д.Мэссон писал: «Потерянный рай» есть эпос … но не национальный эпос, подобный «Илиаде» и «Энеиде» и он не похож ни на один из эпосов известных типов. Это эпос всего человеческого рода, … нашей целой планеты или … целой астрономической Вселенной, … уникальный среди эпосов»» (№14).
Споры о жанре «Потерянного рая» не утихают и до сих пор.
«Гипотезой настоящего исследования является предположение о том, что произведение Джона Мильтона «Потерянный рай» — традиционная эпическая поэма, а жанрообразующее значение приобретают эпические традиции в его художественной ткани, т.к. «наличие традиции свидетельствует о распространённости и сформированности жанра»» (№14).
Предмет исследования диссертации: «эпические традиции в поэме Джона Мильтона «Потерянный рай» как ведущий фактор формирования жанровой специфики произведения» (№14).
Результаты исследования отражены в публикациях автора о творчестве Мильтона.
Джон Мильтон – мастер слова, мастер сравнений, метафор. «Грандиозности сюжета соответствует возвышенный строй поэтической речи. Поэма написана белым стихом, который звучит то певуче и плавно, то энергично и страстно, то сурово и мрачно. Мильтон придает своей речи торжественные интонации певца-рапсода и в то же время пафос библейского пророка» (№15). Как красиво звучит такое сравнение: «Просиял Сапфирами живыми небосклон. » (№1, стр.122)! В этом плане мне особенно понравились описания райских врат, реки в четвёртой книге и вообще природы Ассирийского сада. Все Вселенские описания даются автором с размахом – колесницу Бога Сына сопровождает двадцать тысяч Господних колесниц, во врагов Бог Сын кидает десять тысяч молний и т.д.Можно сказать, что Мильтон «широко использует характерные для эпоса приёмы гиперболизации, постоянные эпитеты, развёрнутые сравнения» (№15 ). Торжественно у Мильтона сотворение мира. Дух захватывает от такой картины! Жаль, что не знаю английского – в подлиннике это, наверное, ещё краше. И как всё просто… «взял Он циркуль золотой, Чтоб рубежи Вселенной очертить…» (№1, стр.203). Хотя и известно, что впервые о золотом циркуле написал поэт Джон Донн (1572-1631), но хотя бы включение этого моментика в поэму, уже интересно. Всё сотворение происходит под пение эмпирейского хора, который восхваляет Бога. Сегодня, когда пишу эти строки, этот хор для меня реален, как никогда, так как несколько дней назад я слушала выступление одного из сотрудников МГУ, обладающего прекрасным басом и поющего по воскресеньям в церковном хоре. Он пел так прекрасно, не было аккомпаниатора, и он исполнял русские романсы акапелла. И я тогда подумала: «Эмпирейский хор бы принял его в свой состав. Божественное пенье!». Хотелось бы сказать ещё об одной метафоре: «Любовно улыбался шар земной, В убранстве пышном» (№1, стр.213). Здесь шар земной радуется сотворению, словно живое существо. Хочу сказать даже об употреблении отдельных слов. То, что увидел Адам сразу после своего создания, буквально потрясает его. Он вскричал. Обратите внимание на слово «вскричал», то есть употребление именно этого слова даёт понять восторг Адама от увиденного. Мильтон и психолог в какой-то степени. Как он показывает смену чувств у Сатаны: Лицо «Бледнело трижды; зависть, ярый гнев, Отчаянье. » (№1, стр.106). Как тонко через действие передан испуг Адама: «ослабевшая рука Венок из роз, для Евы им сплетённый, Бессильно уронила, и цветы Увядшие рассыпались в пыли» (№1, стр.260). Джон мог бы ещё и ещё восхвалять красоты земли, но он решил сказать об этом по-другому: «С каким восторгом вдоль и поперёк Тебя я исходил бы, если б мог Порадоваться хоть чему-нибудь…» (№1, стр.244), — говорит Сатана. И через призму его слов мы понимаем великолепие земли.
В чем актуальность комедии «Горе от ума» в наше время?
Чем современна комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»?
Комедия Грибоедова «Горе от ума» как и любое другое великое произведение, остается и будет оставаться актуальной еще долгие годы.
Вопросы, которые поднимает автор в этой комедии близки и понятны современному читателю, а потому современна и сама комедия.
Прежде всего обращает на себя внимание образ Чацкого, бунтаря и возмутителя спокойствия, который мечтает изменить мир к лучшему, но не находит понимания у общества.
Разве мало сейчас таких же людей, которые критикуют власти, критикуют общество и его нравы, а при случае сразу кричат «карету мне» и исчезают.
Образ Софьи также актуален. Эта девушка выбирает себе в кумиры, влюбляется в человека, очень бедного как душой, так и талантами — Молчалина.
Но разве сейчас мало девушек, которые любят кого-то за то, что не видят до поры до времени его отрицательных черт?
А сам Молчалин, человек-игрушка, который готов преклонятся перед старшими по чину, готов терпеть обиды и унижения, ради карьеры и служебного роста. Это типичный клерк современного офиса.
И само преклонение героев перед чинами, наградами и богатством как было актуальным в те времена, остается актуальным и сейчас.
И когда мы читаем эту комедию и смеемся над ее персонажами, мы ведь смеемся над самими собой. Что может быть более вечным, чем стремление людей «выбиться в люди»?
В этой комедии автор поднимает темы вечные, которые актуальны всегда. Года проходят, но проблемы у людей все те же: все хотят жить хорошо, и многие готовы ради этого унижаться, пресмыкаться, всячески приспосабливаться. Люди ищут легкие пути для достижения своей цели.
Если посмотреть на современную жизнь в целом, то она мало отличается от того, что описал Грибоедов. Главная цель многих людей — обогащение, и этой цели подчинена вся жизнь человека.
Он выбирает себе круг общения из тех, кто может быть полезен, кто пользуется влиянием. Чтобы приблизиться к этим людям, приходится забыть о гордости и достоинстве.
Все это прекрасно видит Чацкий. Он тот редкий человек, который не желает унижаться ради денег, славы и положения в обществе. Он готов работать и сам создавать свое светлое будущее. И сейчас есть такие, но часто над ними смеются и их не понимают. Ведь гораздо проще поклониться нужному человеку и получить то, что хочется.
Касается автор и темы любви между мужчиной и женщиной. Почему люди выбирают одних, а не других? Мелочный приспособленец Молчалин для Софьи предпочтительней благородного Чацкого. Ведь он и удобнее, спокойнее, надежнее. Очень современная ситуация.
В чем актуальность комедии «Горе от ума» в наше время?
Много времени прошло после написания комедии. В России не один раз сменился общественный строй. Технический прогресс кардинально изменил жизнь людей.
А вот проблемы, поднятые Грибоедовым в комедии, никуда не исчезли. Все так же актуален конфликт поколений.
Многие пожилые люди болезненно воспринимают новшества, им бы хотелось жить в привычном для них мире, трудно им приспосабливаться к переменам.
А среди молодых есть бунтари, презрительно относящиеся ко всему старому, мечтающие все переделать и конфликтующие с устоявшимся порядком.
Все так же есть немалое количество людей, ради карьеры и благополучия готовых на все. Для них любые средства хороши, лишь бы достигнуть желаемого.
Не потерял актуальности и конфликт между родителями и детьми. Многие родители и сейчас пытаются решать за взрослых детей, как им жить. Вмешиваются в их жизнь, искренне полагая, что лучше знают, что им нужно для счастья.
А любовный конфликт будет существовать всегда, пока живет человечество.
Сочинение на тему актуальность комедии горе от ума в наши дни
Страница: [ 1 ] 2 Скажу честно, блестящая комедия в стихах великого русского классика Александра Сергеевича Грибоедова после каждого ее повторного прочтения вызывает, лично у меня, массу эмоций и размышлений. Безусловно, стоит отметить, что данный литературный шедевр на протяжении нескольких столетий, день ото дня, не прекращает расходиться на многочисленные цитаты. Что касается комедии, то она написана по реальным событиям, произошедшими, непосредственно, лично с автором. Как известно, вернувшись из-за границы, Александру Сергеевичу Грибоедову удалось оказаться в славном городе на Неве (Санкт-Петербурге) на одном из светских мероприятий. В тот вечер автор будущей блистательной комедии был глубоко поражен публикой, преклоняющейся перед иностранными гостями. Не выдержав, автор с лихвой “прошелся” по собравшейся в тот вечер публике, с пламенной уличительной речью. В итоге, кто-то из гостей назвал Грибоедова сумасшедшим, и чуть позже, данный слух стремглав пролетел по всей “северной столице”. Но, Грибоедов не был бы гениальным автором, если бы не отомстил светскому обществу. В итоге, сегодня его знает весь мир. О “Горе от ума” говорят миллионы. Что касается сюжета и героев комедии, то о них уже было написано столько трудов – что и не перечесть, велась масса рассуждений и споров – что и не переслушать. Столкновение “старых” и “новых” взглядов, касаемо крепостничества, общества, развития государства в слиянии с рядовым, повседневным человеческим поведением – все это удалось выразить автору в литературном труде. Лично я, ничего нового не поведаю в своем сочинении. Нет, у меня, конечно, есть свои мысли, взгляды, касаемо героев, их образов, характеров, психологии, но я, лишь говорю о том, что все эти доводы будут сводиться к единой константе. Перед тем, как я перейду непосредственно к нескольким героям комедии, хотел бы, еще раз, упомянуть, что в комедии автор соблюл только два классических единства: времени и места, действие – отсутствует. На мой взгляд, в комедии основных героев нет. Все равны, герои несут свою идею, за каждым есть своя, какая-никакая, но правда. Каждый из героев обладает очерченным обликом. Начать бы я хотел, пожалуй, с Фамусова Павла Афанасьевича, главного идейного противника Александра Чацкого. По своей жизненной позиции он мне, чем-то напоминает героиню “Недоросли” Фонвизина, госпожу Простакову. Фамусов является ярым ненавистником просвещения и бездушным человеком. Постоянно ссылается на авторитеты, обычаи, устои. Главная, с моей точки зрения, негативная черта Фамусова – жизнь предрассудками. Кроме того, Фамусов, являясь богатым барином-помещиком, поклонником дворянской Москвы, выступает в роли противника новизны во всех областях политической и общественной жизни. Безусловно, данный герой относится к представителям “века минувшего”. В так называемом “фамусовском” обществе все держится на связях, поэтому сам герой, наряду с другими членами московского общества считает такую модель жизни идеальной. Фамусов – двуличен. С одной стороны славится “монашеским поведением”, с другой, не забывает ухлестывать за служанкой Лизой. Последнее поведение, к тому же, в то время считалась нормой в обществе. В разговоре с Чацким Фамусов затыкает уши, боясь услышать смелых и громких речей. К большому сожалению, Павла Афанасьевича, несмотря на его статус и положение по сюжету обманывают все, кому не лень: родная дочь Софья, преданный секретарь Молчалин, служанка Лиза. Следующим, к кому бы я хотел перейти, будет дочь Павла Афанасьевича – Софья. Воспитанная отцом и мадам Розье по всем нормам и правилам московских барышень, Софья представляет себя в роли героини романа. В результате, в комедии перед нами предстает девушка, не способная разбираться в людях, не умеющая думать, не способная отвечать за каждый свой шаг. Истинное чувство от подделки героиня отличить не может. Конечно, проблема заключаются не только в самой Софье, а если быть точнее, в первую очередь, в системе женского образования того времени. Ведь, главной конечной целью того времени являлась дача всех необходимых знаний девушке для построения успешной светской карьеры, которые впоследствии благополучно сказывалась на замужестве. Да, Софья – личность неординарная. Ей присущи страсть, самоотверженность. В комедии она занимает среднее место в конфликте между Чацким и “фамусовским” обществом. Является одной из составляющих любовного треугольника – Чацкий-Софья-Молчалин. Вопреки отцовскому мнению, она выбирает Молчалина, личность с одной стороны застенчивую, уступчивую, почтительную, и, уж, простите меня, на мой взгляд “сволочную”: хитрую, лицемерную, ничтожную. В комедии сентиментальный облик Софьи был полностью сорван после того, как она распустила слух о сумасшествии Чацкого, который, в свою очередь, так язвительно отозвался о Молчалине. Наряду с отцом, героиня, также осталась с разбитым сердцем, узнав о том, что Молчалин заигрывал с Лизой. Но, говоря Молчалину о том, что все станет известно ее отцу, становится ясно, что любви, как таковой, у героини по отношении к Алексею Степановичу не было. Не могу своим вниманием обделить, пожалуй, одного из любимых и интересных в литературе героев – Молчалина Алексея Степановича. Да, как я ранее написал, лично для меня Молчалин является “сволочной натурой”. Но, до чего же эта натура интересна. Согласитесь? Пресмыкается, лицемерит, лебезит, выкручивается перед “элитным обществом”. Хитрый, скользкий, я бы сказал, самый настоящий живучий персонаж. Главное достоинство Молчалина – он всегда идет, и скорее всего, будет идти к своим целям, несмотря ни на что. Являясь вдохновением Софьи, он ухаживает за Лизой без оглядки. Попавшись с поличным, он не растерялся. Многие называют Молчалина подлецом, негодяем, ничтожным человеком. Я отчасти с этим согласен. По сути, Молчалин – “бессловесный хамелеон”, играющий в увлекательную игру, наполненную “элитным обществом”, простыми людьми, их взаимоотношениями. “Молчалины блаженствуют на свете!” – восклицает Чацкий с гневом и негодованием. В результате, в комедии пустой, ничтожный Молчалин становится виновником “мильона терзаний” благородного Чацкого и виновником трагедии Софьи. Еще об одном герое, о котором мне хотелось бы поговорить является Сергей Сергеевич Скалозуб. Как я писал ранее, каждому герою комедии “Горе от ума” свойственен индивидуальный облик, черты, характер. Для меня, Скалозуб – “пустой” персонаж, один из не любимых в литературе. Являясь богатым и довольным собой полковником, военным, сделавшим карьеру во многом, благодаря своим товарищам, Скалозуб по своему складу грубый, необразованный, далеко не сообразительный человек. По мнению Павла Афанасьевича, он лучше всего подходит для своей дочери Софьи на должность супруга, несмотря на то, что сама Софья считает его “героем не своего романа”. Безусловно, Скалозуб входит в состав “элитного общества”, знает себе цену. Выступает в роли противника книжной мудрости. Со всем уничижением отзывается о двоюродном брате, читающем литературу в деревне. Одевается по армейской моде, перетягиваясь ремнями, и выпячивая, тем самым свою грудь. Пару слов стоит сказать и об Лизе, хитрой, умной, сообразительной служанке. Ее образ – типичный для классицистической комедии. Любовные интриги “Горе от ума” не проходят без ее участия. Лиза, является чем-то вроде резонера, определяющего характеристики некоторых героев. В отличие от Софьи, Лиза славится практическим мышлением, трезвым взглядом на жизнь и умением разбираться в людях. Грибоедову удалось мастерски показать Лизу, видящую личность Молчалина насквозь. Видящую всю хитрость и расчетливость Алексея Степановича. Лично я считаю, что без таких героев, как Лиза, многие комедии вряд ли бы удались. Ну, и наконец, он… Один из ярчайших героев отечественной и зарубежной литературы. Страница: [ 1 ] 2
Фамусовское общество
Отдельным объектом в комедии «Горе от ума» считается фамусовское общество, которое, как на подбор, состоит из карьеристов, приспособленцев, лицемеров и воров.
Такие яркие образы, как Скалозуб, Фамусов, Молчалин и князь Тугоуховский, являются представителями окружения, в котором жил Грибоедов. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родовписывает и современную общественную элиту.
В пьесе «Горе от ума», крылатые фразы которой актуальны и сегодня, Грибоедов столкнул в одном доме разных представителей общества, вскрыв его «нарыв». Чацкий оказывается в одиночестве со своим пламенным желанием изменить жизнь общества к лучшему. Он имеет последователей, о которых косвенно упоминается в комедии, например, кузен Скалозуба, который бросил военную карьеру и уехал в имение, чтобы обустраивать жизнь крепостных крестьян.
Но таких людей слишком мало, чтобы повлиять на общественное мнение. То же происходит и в современном обществе. «Вольнодумцы» считаются изгоями и преследуются как общественностью, так и властью.
Современные герои
К сожалению, в материальном мире, где большое влияние на людей оказывают деньги, в любом обществе будут появляться те, кто стремится «взобраться» к верхам власти любой ценой, и те, кто им противостоит.
Именно количественный перевес прогрессивных членов общества его развивает. Без «чацких» не было бы изменений в социальной, культурной и личностной сфере общественности. Они толкают других людей сделать шаг в сторону изменений жизни к лучшему.
В чем же актуальность комедии «Горе от ума»? В чем современность её звучания?
Комедия «Горе от ума», написанная А. С. Грибоедовым ещё в XIX веке, не потеряла своей актуальности и сегодня. Люди не изменились, изменилось лишь время. Автор здесь во всей полноте раскрывает пороки, которые поразили общество в начале XIX века. Но, вчитываясь в пьесу, мы можем найти в ней и героев дней сегодняшних.
Имена описанных персонажей не случайно уже стали нарицательными.
Через образ Фамусова мы можем узнать черты наших современников. Ведь и по нынешнее время у многих на первом месте стоят именно те ценности, какие были и у героев комедии. Как и Фамусов, любой родитель сегодня готов не пожалеть сил для устройства лучшей жизни своему ребенку, но иногда это случается вопреки желанию самого ребенка. Фамусов хотел удачно выдать замуж свою дочь Софью. В кандидатах стоял не кто-нибудь, а Скалозуб, по мнению Фамусова именно он подходил на роль будущего супруга. Но самой Софье был нужен другой человек – Молчалин.
Молчалин и Скалозуб. Главные их цели – построить карьеру, занять место в обществе и все, что имеет к этому отношение. Эти герои Грибоедова составляют ту часть общества, которая готова безропотно выслужиться перед властью, какой та бы ни была.
Чацкий. В нем были воплощены те качества, которые свойственны передовому человеку своего времени. По своему мировоззрению он близок к декабристам. У него отрицательное отношение к крепостному праву, засилью помещиков, чинопочитанию. Чацкий провозглашает гуманность, службу делу, что нужно уважать простого человека. Он также вносит идеи о процветании науки и искусства, уважения к родному языку и культуре. И эти взгляды Чацкого актуальны и в наши дни.
Именно создание сложных образов и характеров, которые наделены общечеловеческими чертами, делают комедию «Горе от ума» актуальной во все времена.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку
Писать любое сочинение следует по плану, который в обязательном порядке включает вступление, основную часть и вывод, причём центральна часть должна быть самой объёмной.
следует указать, что актуальность произведения — это показатель того, насколько оно интересно нынешнему читателю. Произведения, выдержавшие испытание временем, интересные многим поколениям читателей, входят в золотой фонд литературы, считаются классикой. «Горе от ума», написанное А. С. Грибоедовым почти два века тому назад, к ним несомненно относится.
сочинения, к которой можно приступить после вступления, мы должны привести доказательства. Что может послужить ими?
- В комедии высмеиваются пороки, которые свойственны людям в любые времена
: лицемерие и успех любой ценой. Только начинающий карабкаться по карьерной лестнице Молчалин готов потакать начальству во всём, готов разыгрывать романтического влюблённого перед дочерью босса, надеясь именно таким способом устроить свой карьерный рост. Добившийся в жизни многого Фамусов поддерживает своё положение в обществе бесконечной суетой — в наше время сказали бы, что он «держит руку на пульсе общества». Ещё один карьерный тип — полковник Скалозуб — показан отъявленным циником, видящим в смертях своих товарищей расчищенную дорогу в генералы, ведь мёртвые не смогут стоять у него на пути. Каждое из этих утверждений легко находит цитатное подтверждение в тексте произведения. Умение ориентироваться в тексте — обязательное условия для создания полноценного сочинения.
Живой разговорный язык
, прекрасно вписавшийся в стихотворный размер, лёгкий слог, стали причиной того, что многие строки из произведения давно стали пословицами. Это говорит о том, что произведение стало составной частью русской культуры и может потерять актуальность лишь в том случае, если её потеряет вся русская культура:
должна быть краткой указать, что перечисленные выше черты произведения обеспечивают его непреходящую актуальность.
«Горе от ума» — произведение непревзойденное, единственное в мировой литературе, не разгаданное до конца» (А. Блок)
Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями того времени в России. Произведение остается актуальным и в наше время. В те времена в обществе были защитники крепостничества и декабристы, проникнутые любовью к Родине, выступающие против насилия над личностями. В комедии описывается столкновение двух веков: «века нынешнего» с «веком минувшем». Ярким примером старого времени является, так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова — богатого московского барина, в доме которого происходит действие пьесы. Это Хлестова, супруги Горичи, Скалозуб, Молчалин и другие. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники, у них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные спасают им жизнь и честь, искренне служат, а они могут выменять их на пару борзых собак. Так на балу у Фамусова Хлестова говорит Софье, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки — девки и собачки. Она не видит никакой разницы между ними. Это остается актуальным и в наши дни. Когда богатый человек, имеющий власть и деньги, может унизить другого человека, нисшего по уровню. Идеалами для нынешнего общества, являются люди богатые, в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был почтенный камергер, «с ключом», «богат и на богатой был женат». Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он «и золотой мешок и метит в генералы». Всех представителей фамусовского общества характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов — «управляющий в казенном месте» занимается делами только один раз, по настоянию Молчалина он подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «противуречье есть и многое недельно». Он считает — «подписано, так с плеч долой». Самое печальное в том, что в наши дни люди думают точно так же, как Фамусов. Отношение к работе, почти у всех безответственное. В этом и заключается непревзойденность великой комедии, она остается жизненной, актуальной и в 20 веке. Главный герой пьесы Чацкий, через которого автор высказывает свои прогрессивные идеи. Он выступает против бессмысленного подражания всему иностранному. Он хочет наказать окружающим, что они обязаны любить, уважать русскую культуру. Чацкий говорит, что французик из Бордо, приехавший в Москву, не услышал «ни слова русского» и не видел здесь, «ни русского лица». Комедия «Горе от ума» — единственное в мировой литературе, так как никто, кроме Грибоедова не раскрывает всю реальность, происходящих событий. В комедии Чацкий объявлен сумасшедшим, потому что представители фамусовского общества не понимают его идей. Он один не желает мириться с унижением людей над людьми. Чацкий не сумел правильно доказать правоту своих убеждений и до сих пор не могут раскрывать тайну. Комедия остается не разгаданной, потому что человечество слепо следует за жизненными событиями не желая ничего изменить.
Задачи и тесты по теме «Горе от ума — произведение непревзойденное, единственное в мировой литературе, не разгаданное до конца (А. Блок)»
Современна ли комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Как посравнить да посмотреть
Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные названия гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заглавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких названий, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли более десятка. Грибоедовская комедия — одно из них.
Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из неокончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и вот — Отмечаем! Фамусовы — в ложах, Скалозубам досталось в генералы, Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения «Женщин России», Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи кто?…
Нет пьесы живее и современнее, чем «Горе от ума». Так было, так есть, так будет.
Истинно великое произведение, каким является «Горе от ума», сопротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декабризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осознаем некоторые трагические особенности российской общественной жизни, особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что «Горе от ума» — это не «черно-белая» сатира на общественный строй, как учили в школе. Писателя занимали не «строй», не «система», а социальная психология. А она вовсе не «черно-белая». Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий зачастую говорят об одном и том же. «А все Кузнецкий мост, и вечные французы!…» — ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев.» Оба они безусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и «мильон терзаний». А «строй», «система» — что ж, они могут меняться, но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб — вечны. И Чацкий вечен.
Когда мы в последний раз видели живого Чацкого? Это был академик Сахаров. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же: Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая, что в «Горе от ума» один умный человек — сам Грибоедов, а Чацкий добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий с его голоса умные речи — перед кем? Перед Скалозубами и Тугоуховскими? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Перед теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание. Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Сахаров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего времени.
Неисчерпаемость «Горе от ума» открывается в недопонятом Чацком и неразгаданном Репетилове…
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший…
Кому из россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется, и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокрушались бы так единодушно: «Ужасный век! Не знаешь, что начать. » — говорит Фамусов. И Герцог вторит ему: «Ужасный век, ужасные сердца!»
Может быть, и мы догадаемся, что времена отличаются только по принадлежности: наше оно или не наше.
Сюжетную основу «Горе от ума» составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого он был сам. События разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки, дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав то новое, что зарождалось в его пределах.
Чацкий — человек незаурядного ума, честный, искренний. В его спорах с Фамусовым вырисовывается облик человека, который способен трезво мыслить, человека, который видит пороки общества и хочет бороться с ними. Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества Чацкого, противопоставляя ему подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: «угождать всем людям без изъятья.» Молчалин — «низкопоклонник и делец», как характеризует его Чацкий.
Фамусов — высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга костей, тупой солдафон Скалозуб — вот те люди, которых встречает Чацкий. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает «умным и бодрым». В то же время он презирает угодничество, карьеризм. Он «служить бы рад», но ему «прислуживаться тошно.» Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве…
Боже мой, будто сейчас написано! А мы еще спорим, современна ли комедия. Какое счастье эта пьеса! Как все мы вместе и каждый в отдельности, Грибоедов мечтал о счастье и свободе. И, как никто другой, он заслуживал свободы и счастья.
Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет своей комедией «Горе от ума» в нас. Он возвращается к нам, как свет счастья.
Политическая комедия «Горе от ума», крылатые фразы которой сегодня часто используют в своей речи люди, была актуальной во времена Грибоедова и осталась такой и в 21-м веке. Автор с помощью ярких высказываний, которые вложил в уста главных героев, передает описание приспособленцев, карьеристов, беспринципных людей, которые составляли большинство в российском обществе, и тех, кто им противостоит.
Образ Чацкого
Представителем прогрессивной молодежи, стремящейся к переменам, знаниям и реформам является главный герой того времени – Чацкий. Именно ему принадлежат в драме «Горе от ума» крылатые фразы, разоблачающие косность царского строя.
«Служить бы рад, прислуживаться тошно» — это позиция умного, образованного, имеющего стремление приносить пользу, но не востребованного в ретроградном обществе молодого человека.
В одной этой фразе раскрыт смысл жизни современников Грибоедова. Люди не могут сделать карьеру своим умом и достижениями на службе. Чтобы получать новые звания, необходимо прислуживать высшим чинам и быть подхалимом. В современном обществе происходит то же самое – кумовство, коррупция, покупка чинов, как будто автор только вчера написал свое произведение.
Для Чацкого свобода личности – это главный критерий, к которому должны стремиться люди, но, приехав из-за границы в Россию, он видит, что «дома новы, а предрассудки стары». Это очень свойственно было современникам Грибоедова, актуально и сегодня.
Под прикрытием красивых фасадов в самом обществе нет видимых перемен, нет желания меняться, расти профессионально и духовно. Во главе всего стоят деньги и власть.
Герой времени
В своей комедии Грибоедов первым из писателей создал образ «лишнего» человека в закостенелом обществе. Много позже появятся Печорин, Базаров, Онегин. Поэтому впервые в «Горе от ума» крылатые фразы характеризуют душевное состояние человека, который не может применить свои таланты для блага страны и общества.
Понимать, что никому не нужны изменения, а лишь власть и деньги, сложно умному и просвещенному человеку, готовому на самопожертвование ради Родины.
«А судьи кто? Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» В этой, ставшей крылатой, фразе Чацкий пытается найти своих единомышленников, но их нет. Не с кого брать пример и продолжать начатые реформы. Все общество застыло в своем желании ничего не менять.
Это так же актуально в современном обществе. Личные интересы в вопросах процветания, наживы и власти ставятся впереди потребностей страны и общества.
Проблематика
Само название комедии говорит о несчастье главного героя. Проблема Чацкого заключается в том, что он умен. Здесь, однако, ум является скорее синонимом к слову «вольнодумство».
Автор дает понять читателю, что все его персонажи, за исключением Чацкого, глупы. Но каждый из них не ведает об этом, полагая себя умным, а безумцем того, кто не желает разделять его взглядов. Сочинение на тему «Грибоедов. «Горе от ума»» может раскрывать вопрос о многозначности такого понятия, как ум. Ведь Фамусов и Молчалин полагают, что он есть не что иное, как умение приспосабливаться и извлекать меркантильную выгоду. Подхалимничать, совершать подлости и заключать браки исключительно по расчету – это своеобразный образ мыслей и жизненного уклада, которые царят в московском обществе, современном Грибоедову.
Спустя двести лет мало что изменилось в мировоззрении людей. А потому сочинение на тему «Грибоедов. «Горе от ума»» может отвечать на такие вопросы, как «Чем современна комедия русского классика?», «В чем заключается ее актуальность?».
Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы.
Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького.
Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего создателя. Несмотря на то, что рукопись была подвергнута царской цензуре, народ России оценил ее по достоинству – комедией восхищались как простые люди, так и представители знати.
Комедия вскрывает все язвы и пороки, которыми страдала Российская империя, в первую очередь крепостное право.
Главным героем является Александр Чацкий – личность сколь яркая, столь же и трагичная.
Что позволило небольшому произведению войти в число бессмертных творений пера? Во-первых, живой стиль написания, острая критика всего дурного и уродливого, что было в те времена. Почти каждая фраза книги стала крылатой и прочно вошла в современный язык.
Живой язык — всего лишь одно из многочисленных достоинств книги, которых у нее много.
Борьба сердца и разума и ее влияние на протекание идейных баталий является центральным моментом в комедии. Ведь главный герой пронзен стрелой Амура, что мешает ему трезво оценивать ситуацию. Его эрудиция и блестящий интеллект оказались не в силах заметить изменений, произошедших в его возлюбленной Софье. Эмоции ослепили Чацкого, заставив его выглядеть умалишенным в глазах общества.
Прочитав комедию, читатель сочувствует Чацкому, разделяя его душевные муки.
Прошло почти два века, а воз и не двинулся. Современные Молчалины, Скалозубы и иже подобные по прежнему на вершине власти. А достойные люди вынуждены упорно бороться за место под солнцем.
Златой телец правит балом сегодня – власть и наличие миллионов в банке ценятся выше, чем духовое развитие. Быть сегодня интеллигентом означает обречь себя на трудности.
Последний крик души героя пронзает читателя до глубины сердца и можно лишь восхищаться пророческим даром Грибоедова, предвидевшего будущее. Больно видеть, что за 174 года общество не поменяло своих приоритетов.
В чем причина такой инерции, сохраняющейся веками? Один из героев – Фамусов видит ответ в том, безумцев стало больше, чем когда либо. Безумны и они сами, и дела что они творят, и убеждения, которым следуют.
Эта комедия будет актуальной всегда, пока в России не поменяется отношение к культуре и образованию – двум столпам морального развития.
Скрытый смысл «Горя от ума» призывает людей бороться с тьмою – невежеством, равнодушием к проблемам и косностью мышления.
Для нынешней молодежи важней всего следовать принципам Чацкого в отношении образования и своей деятельности. Чацкий умел веселиться, когда отдыхал, а вот в делах был серьезен и призывал никогда не смешивать веселье и работу.
Посмотрите эти сочинения
Образ приспособленцев
В пьесе «Горе от ума» крылатые фразы и выражения характеризуют не только Чацкого, но и его антипода Молчалина.
Грибоедов замечательно передал его «рост» от безродного тверского мещанина до секретаря Фамусова в чине асессора: «…он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», — так описывает Молчалина Грибоедов.
Приспособленчество, угождение высшим чинам — ничего не поменялось со времен написания комедии. В произведении «Горе от ума» крылатые фразы (2 действие) очень ясно передают характеристику того общественного строя. На словах все хотят перемен, но при этом осуждают тех, кто к ним стремится. «Свежо предание, а верится с трудом», — так говорят и сегодня, когда слышат рассуждения о необходимости в реформах при полном бездействии власть имущих.
Грибоедов в своей комедии в образе Молчалина раскрыл категорию людей, которые готовы унижаться сами ради почестей, а добившись их, унижать и уничтожать других на своем пути.
Современные карьеристы мало чем отличаются от Скалозуба, Молчалина и Фамусова. «Чины людьми даются» — так в «Горе от ума» крылатые фразы (3 действие) передают возможность получения званий, чинов и привилегий.
Художественное своеобразие
Грибоедов совместил в своем произведении черты отмирающего классицизма и нового для того периода литературного направления – реализма. Не лишена пьеса также романтических особенностей.
Автор не игнорирует обязательные принципы классицизма. Сюжетная линия в произведении лишь одна, и все действия происходят в одном месте. Автор наделил своих персонажей говорящими фамилиями, что характерно для творчества представителей классицизма. Но романтическая исключительность Чацкого несвойственна этому литературному направлению. И, наконец, комедия обладает исторической достоверностью, что является признаком реализма.
Школьная программа предлагает различные темы сочинений. «Горе от ума» является уникальным в художественном плане произведением. Литературные приемы, которые в нем использованы, в работе над творческим заданием не должны остаться без внимания. Эта пьеса написана в переломный период в истории русской литературы. А потому и сочетает столь разные художественные формы.