В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни

«Доктор Живаго»: что нового можно увидеть в романе Пастернака

Приблизительное время чтения: 7 мин.

В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни. 13015457 10207549654832856 2195545302715117895 n e1466521028685. В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни фото. В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни-13015457 10207549654832856 2195545302715117895 n e1466521028685. картинка В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни. картинка 13015457 10207549654832856 2195545302715117895 n e1466521028685.Перечитал на днях пастернаковского «Доктора Живаго». Надо сказать, у меня давно уже сложилась привычка перечитывать книги, читанные в молодости и сейчас уже крепко подзабытые. Как правило, нахожу то, чего в те годы не видел, да и в принципе не мог увидеть. Так вышло и с «Доктором Живаго» — романом, который, по-моему, до сих по по-настоящему не прочитан и не понят. Очень многие мои знакомые, люди интеллигентные, подчас из литературной среды, его вообще ни разу не открывали.

И это можно понять. До 1988 году, до новомирской публикации, роман ходил в самиздатовских распечатках и в тамиздатовских книжках, то есть узок был круг имеющих доступ. Кому-то повезло, кому-то нет. А в 1988 году, когда «Доктор Живаго» вышел в «Новом мире» (у которого тогда, на минуточку, был двухмиллионный тираж), параллельно с ним столько всего издавалось — причем куда более острого, злободневного! — что на этом фоне роман Пастернака как-то съеживался.

Мне, как и многим тогда, в романе более всего интересны были моменты политические — то есть обличение зверств большевиков, ужасы Гражданской войны. Надо сказать, зверства там показаны как большевиков, так и белых, но мне в 1988 году про большевиков было интереснее. Именно на это в первую очередь падал взгляд, а лирическая тема или тем более философская проскальзывали мимо сознания. Кстати, обличений мне не хватало — да, они были в тексте (причем всю их смелость я по тому времени не распознавал), но занимали сравнительно небольшой объем, а основное содержание составляло другое.

В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни. Pervoe izdanie vyishedshee na russkom yazyike. Tamizdat. Milano Feltrinelli Editore 1957. В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни фото. В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни-Pervoe izdanie vyishedshee na russkom yazyike. Tamizdat. Milano Feltrinelli Editore 1957. картинка В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни. картинка Pervoe izdanie vyishedshee na russkom yazyike. Tamizdat. Milano Feltrinelli Editore 1957.

Первое издание, вышедшее на русском языке. Milano Feltrinelli Editore 1957

Чувствую, все-таки нужно в двух словах сказать о содержании — потому что не все читатели этой колонки знакомы с «Доктором Живаго». Главный герой романа, врач и поэт Юрий Андреевич Живаго, показан с детских лет (самое начало XX века) до своей смерти в конце 20-х годов, но бОльшую часть повествования занимает история о том, как в годы Гражданской войны он подвергался разным напастям и лишениям, оказался на Урале, потом в Сибири, метался между горячо любимой женой Тоней и не менее горячо любимой женщиной Ларой, лишился обеих, чудом сумел вернуться в родную Москву, бедствовал, сошелся с новой женщиной, Мариной, обнищал (не сумев, а точнее, не захотев вписаться в новую реальность) и преждевременно умер от инфаркта. Естественно, это лишь внешняя канва событий, на которую наслаиваются серьезные психологические, философские и историософские мессиджи. Плюс в финале — тетрадь стихов доктора Юрия Живаго, это самые известные пастернаковские стихи вроде «Гул затих», «Свеча горела», «Гефсиманский сад».


Доктор Живаго, трейлер, 1965

Теперь о том, что я увидел в романе сейчас и чего не видел тридцать лет назад.

Во-первых, это блестящая проза, написанная великим поэтом. Тест захватывает не только содержанием, но и тем, как это сказано. Яркие, неожиданные метафоры, музыка фразы, композиция — все это дает полное погружение в происходящее. В 22 года такое замечаешь гораздо хуже, чем в 52, тем более, сейчас мне есть с чем сравнивать.

Во-вторых, это человеческая драма, «лирический многоугольник», вершинами которого становятся сам Юрий Андреевич, его женщины Тоня, Лара и Марина, муж Лары Павел Антипов (он же — неумолимый красный командир Стрельников), злой гений адвокат Комаровский. Собственно, в самой такой драме ничего свежего и оригинального нет — и до Пастернака, и после него написано множество историй про то, как мужчина (равно как и женщина) любит сразу нескольких и мечется между ними, все глубже и глубже увязая в потоке причин и следствий. Но интересно то, как именно здесь это показано. Насколько тонко переданы оттенки чувств, насколько все это нешаблонно звучит. И вот эти оттенки чувств, думаю, вообще невозможно понять человеку без опыта семейной жизни. Кстати, интересный и несколько неожиданный момент: сколь бы сложно герои ни относились друг к другу, они все практически полностью лишены агрессии. Соперницы не рвут друг другу волосы и не говорят друг о друге гадости (чуть было не написал — в фэйсбуке), соперники не бьют друг другу морды и не вызывают на дуэль. Ну разве что Комаровского Юрий Андреевич один раз с лестницы спустил. Нет той движухи, которую мы автоматически ждем от подобных сюжетов. Да, сейчас таких людей уже не делают.

В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни. Omar Sharif as Doctor Zhivago. Photo courtesy pinstopin.com. В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни фото. В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни-Omar Sharif as Doctor Zhivago. Photo courtesy pinstopin.com. картинка В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни. картинка Omar Sharif as Doctor Zhivago. Photo courtesy pinstopin.com.

В-третьих, это многочисленные размышления Юрия Живаго о природе творчества, о сути искусства, о соотношении мира внешнего, материального, и Божиего замысла о мире, о красоте, растворенной в мире — красоте, которая, если смотреть с христианских позиций, есть отражение во внешних формах Божией любви к своему творению. Все это в 22 года, да еще и без какой-то более или менее внятной философской и богословской начитанности, понять совершенно невозможно.

В-четвертых, это глубочайший мировоззренческий кризис, постигший и Юрия Живаго, и Лару, и Антипова-Стрельникова, и многих других героев романа. У всех у них в разной степени было в предреволюционные годы очарование либеральными идеями, революция представлялась им очистительной бурей, после которой установится царство добра и разума. а в результате они получили кровавую трясину — и понимали, что не масоны и не марсиане им этот ужас устроили, а сами они к нему причастны, своими словами, своими делами, своим бездействием. То есть вслед за очарованием пришло глубочайшее разочарование. Именно из-за него-то, разочарования, и оказались разрушенными жизни героев. Человек может вынести любые лишения, если у него есть высшая цель, если ему есть ради чего жить, ради чего преодолевать все трудности. Но у интеллигентных, тонких, умных и талантливых героев романа такой цели нет. Прежняя жизнь кончилась, то общество, в котором им предстоит жить теперь, совершенно им чуждо и интегрироваться в него можно только ценой потери себя. Но и бороться с новой жизнью невозможно. И тогда встает вопрос: а ради чего жить? Ради какой высшей ценности? Семья, дети? Для людей типа Юрия Живаго это очень важно, но этого все же недостаточно. Казалось бы, он мог опереться на веру в Бога (и это естественная мысль, учитывая завершающие роман христианские стихи) — но и в отношении веры он оставался человеком Серебряного века, его религиозность искренняя, непоказная — но не более того. Воцерковленным, глубоко и сознательно верующим людям в его положении было бы проще (и даже без «бы» — примеров такой стойкости мы сейчас знаем достаточно). Собственно, именно бессмысленность дальнейшего существования его и убивает, именно она и спровоцировала развитие сердечной болезни.

В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни. 812508. В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни фото. В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни-812508. картинка В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни. картинка 812508.

Между прочим, мы и сейчас не застрахованы от мощнейшего социального катаклизма, который перевернет всю российскую жизнь и с огромной вероятностью сделает ее гораздо хуже нынешней. И если, не дай Бог, это случится, мы снова ощутим ужас от потери смысла жизни, ужас от возникшего вокруг нас «прекрасного нового мира», в котором нам таким, каковы мы есть, попросту не будет места. И не придется ли нам разделить судьбу Юрия Андреевича?

Так что в этом смысле «Доктор Живаго» сейчас гораздо актуальнее, чем и в 1958, когда Пастернак получил за него Нобелевскую премию (подвергшись за это разнузданной травле в СССР), и на рубеже 80-90-х, когда роман впервые был официально издан на родине. Роман, который опередил свое время, который не просто отразил некий период отечественной истории, а описал многократно повторяющийся в ней сценарий.

В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни. Kadr iz filma Doktor ZHivago SSHA 1965. В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни фото. В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни-Kadr iz filma Doktor ZHivago SSHA 1965. картинка В чем актуальность романа доктор живаго в наши дни. картинка Kadr iz filma Doktor ZHivago SSHA 1965.

И это — мое «в-пятых». То есть насколько же Борис Пастернак оказался способен взглянуть на вещи, не солидаризируясь ни с красными, ни с белыми, но и не срываясь в манихейское отвращение к миру, когда зло и мир отождествляются. Насколько это живой, теплый, человечный взгляд на чудовищную эпоху, насколько автор старается не осудить, а понять, насколько он чужд черно-белого подхода. «Доктора Живаго» называли антисоветскими романом. Это неверно, и тут уместно вспомнить слова Довлатова о том, что советский, антисоветский. да это все примерно одно и то же.

Нет, роман Пастернака — всего лишь несоветский. Это взгляд не из красного окопа и не из белого окопа, но это и не взгляд свысока — это взгляд с позиций всего лучшего, что аккумулировал в себе XIX век. И очень во многом — взгляд христианский.

Причем не потому, что главный герой нередко пускается в религиозные рассуждения. И даже не потому, что финал романа, «стихотворения Юрия Живаго» — это высочайшая христианская поэзия. Мне кажется, главная христианская составляющая романа — это авторское восприятие героев, это Промысл Божий, который для автора несомненен и который он показывает в неожиданных совпадениях, встречах. в «судьбы скрещеньях». Это светлый роман о темных временах, причем свет его — не электрический, а евангельский.

Источник

Анализ романа «Доктор Живаго» (Б.Л. Пастернак)

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» является одним из самых значимых прозаических произведений русской литературы второй половины двадцатого века. С его значимостью может сравниться и скандальность этой книги. Она вызывала споры пол века назад и продолжает вызывать их по сей день. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого дискуссионного романа.

История создания

Пастернак приступил к созданию своего романа практически сразу после начала войны. Шок от Великой отечественной войны, пережитые им события заставили его начать переосмысление судеб России, русского народа и русской интеллигенции, окунувшись в годы зарождения советского государства. О написании романа «Доктор Живаго» известны весьма интересные факты:

Направление и жанр

«Доктор Живаго» явно относится к литературному направлению реализма. Места, люди и поступки, совершаемые ими, максимально приближены к реальным. Писатель стремился к детальному воссозданию атмосферы описываемого исторического периода. Но Пастернак творил в эпоху модернизма (например, причислял себя к футуристам), поэтому его роман обладает новаторской силой. Раскрытию персонажей служит не только пейзаж или диалог, но и стихи. Они же дополняют описание эпохи и создают настроение того или иного эпизода.

Жанр произведения — роман. Повествование охватывает обширные промежутки времени, большое количество действующих лиц. Сюжет развивается на фоне эпохального события, которое оказывает непосредственное влияние на персонажей книги.

Композиция и конфликт

Основной конфликт произведения по своей сути трагичен, он раскрывает нам как противостояние одного маленького человека неудержимому колесу истории, так и судьбу целого поколения интеллигентов, заставших и эпоху монархии, и советскую власть. Революция и интеллигенция — это неравный бой, который стал основным конфликтом в романе «Доктор Живаго». Образованные и утонченные люди не вписались в диктатуру пролетариата и стали рудиментами эпохи.

Суть: о чем роман?

С началом Первой мировой войны Юрий (который уже женился и завел детей) отправляется на фронт военным врачом. Лариса становится его ассистенткой. Они сближаются. Вернувшись, он обнаруживает, что монархия уже свергнута, в России провозглашена республика, улицы объяты хаосом, а его семья едва сводит концы с концами.

К тому времени Лариса уже вышла замуж, но не по любви, а за того, кто любил ее и был готов принять ее прошлое. Павел Архипов, рабочий, живший неподалеку от Лары, был уязвлен, узнав о любовнике невесты. Дальнейшая их жизнь не сложилась: Лара родила девочку, но счастливый отец был увлечен начавшейся революцией и принимал в ней деятельное участие. Павел сделал карьеру на гражданской войне и стал известным большевиком.

После Октябрьской революции семейство Живаго покидает голодающую Москву и перебирается в далёкий провинциальный город Юрятин. Жизнь медленно, но налаживается, однако в Юрятине проживает и Лариса, с которой у Юрия начинается роман. В самый кульминационный момент этого любовного треугольника Живаго насильно вербуют в красный партизанский отряд.

После полутора лет партизанской войны Живаго возвращается в Юрятин, но не находит там своей семьи. Зато у героя снова разгорается страсть с Ларисой. Однако через некоторое время в Юрятин прибывает Комаровский, который уговаривает Живаго отпустить Ларису с ним (он имеет возможности вывезти и обеспечить женщину и ее дочь), на что тот соглашается.

Спустя много лет в Москве опустившийся Живаго умирает в трамвае от сердечного приступа.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Доктор Живаго» довольно разветвленная: есть герои-революционеры, есть интеллигенты, буржуа и простые люди, попавшие в жернова системы. С приходом перемен их судьбы переплетаются в клубок противоречий, и в итоге многие связи приходится разрывать, чтобы выпутаться из паутины.

дочь обрусевших иностранцев. красивая, сообразительная, сильная духом и отзывчивая, но легкомысленная девушка. с самого юного возраста была зависима от комаровского, который вовлёк её в порочную связь. в дальнейшем опускалась всё ниже и ниже в нравственном плане, однако не теряла надежды вырваться из этого порочного круга с помощью антипова. но их отношения разрушились: лариса так и не полюбила павла. роман с юрием был единственной ее связью по любви, ведь оба персонажа жили одним днем и остро чувствовали все вокруг. она любила его стихи и понимала его с полуслова. лариса вернулась в юрятин, где влюбилась в живаго, однако в итоге уехала с комаровским на дальний восток, а в дальнейшем эмигрировала. давнюю неприязнь к комаровскому она подавила ради дочери, которой хотела обеспечить достойное будущее. в конце книги вернулась в россию почтить память умершего живаго, но как-то раз вышла из дома и не вернулась. так автор намекнул на ее арест.

В романе еще очень много героев, каждый из них по-своему интересен. Если Вы хотите более подробного описание кого-то из них, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон исполнит Ваше желание.

Тематика романа «Юрий Живаго» охватывает многие проблемные аспекты октябрьской революции и последующей жизни страны. Если ее стоит дополнить, обратитесь к Многомудрому Литрекону в комментариях:

Проблемы

Проблематика романа «Доктор Живаго» обрисовывает колорит эпохи. Если ее стоит дополнить, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

Основная идея

Роман изображает исторические события начала двадцатого века с точки зрения русского интеллигента. Показаны все ужасы уничтожения старого и привычного образа жизни и периода становления нового. При этом автор во многом признаёт закономерность этих катаклизмов, хоть и сожалеет о непростой судьбе России и её народа. Смысл авторской позиции в том, что глобальным процессам, происходящим в обществе, может противостоять только личность, в то время как ее социальная группа окажется жертвой перемен. Но даже личность Юрия Живаго пала под натиском революции. Он, как и Стрельников, стал заложником своего класса и не смог выйти за пределы своей социальной роли. Это и погубило многих героев.

Главная мысль романа «Доктор Живаго» заключается в необходимости оставаться человеком даже в самой ужасной ситуации, не переставать мыслить о высоком и не отчаиваться. Юрию не хватило силы духа, чтобы оставаться тем, кем он был. Он уступает свою женщину другому, отказывается от работы и привычного образа жизни, пядь за пядью уступая свою Россию новой силе.

Критика

Помимо взрыва возмущения в советском обществе, роман так же вызывал много вопросов и сомнений и у коллег Бориса Пастернака.

Анна Ахматова высоко оценила пейзажи, изображённые в романе, однако осталась равнодушной ко всему остальному и даже отметила неровности в общей стилистике произведения. С нею был солидарен и Корней Чуковский:

«…Был на чтении у Пастернака. Он давно уже хотел почитать мне роман, который он пишет сейчас. Роман его я плохо усвоил, т. к. вечером я не умею слушать, устаю за день к восьми часам, но при всей прелести отдельных кусков, главным образом относящихся к детству и к описаниям природы, он пока­зался мне посторонним, сбивчивым, далеким от моего бытия — и слишком многое в нем не вызывало во мне никакого участия.» (запись от 10 сентября 1946 г., «Чуковский К. И. Дневник. 1901-1969 гг., том 2)

Набоков, вопреки властям СССР, увидел в «Докторе Живаго» ярую «советофилию», назвав произведение антилиберальным. С ним не согласилась Э.Г. Герштейн, которая предрекла бессмертие романа:

Когда мы будем читать и перечитывать Ваш роман, мы долго будем вдумываться в каждого героя и по-разному понимать. Скольким людям этот роман будет сопутствовать, сколько новых мыслей и чувств он породит, сколько будет последователей, подражателей. Даже голова кружится, когда представишь себе будущую судьбу этой книги. А пока повторю только то, что я сказала Елизавете Яковлевне Эфрон: «Это было так же, как если бы Вы услышали самого Лев Николаевича, впервые читающего “Войну и мир”.» (Э. Г. Герштейн – Б. Л. Пастернаку, 6-8 апреля 1947 г., «Б. Л. Пастернак: pro et contra», том 2, 2012 г.)

Интересно мнение Д. Лихачева о романе «Доктор Живаго». Знаменитый литературовед отметил, что перед нами не классический роман, а автобиография «в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора». Также он назвал главного героя книги — это не Живаго, а революционная сила, которой он не сопротивлялся.

По поводу отношения автора к героям возникли споры. Например, А. Эфрон считал, что Пастернак лишил их необходимого «пространства и воздуха», поэтому они «буквально лбами сшибаются в этой тесноте». По его мнению, Б. Пастернак сделал это сознательно и умышленно, ведь не испытывал ни к одному из них ни сочувствия, ни любви.

А вот известному советскому диссиденту В. Шаламову роман очень понравился:

«Я давно уже не читал на русском языке что-либо русского, соответствующего адекватно литературе Толстого, Чехова и Достоевского. «Доктор Живаго» лежит безусловно в этом большом плане. Там очень много такого, высказанного Ларой, Веденяпиным, самим Живаго, о чем мне хочется думать, и все это живет во мне отдельно от романа, окруженное душевной тревогой, поднятой этими мыслями.» (В. Т. Шаламов – Б. Л. Пастернаку, 20 декабря 1953 г., «Б.Л. Пастернак: pro et contra», том 2, 2012 г.)

С ним не согласился бы другой диссидент — А. Солженицын. Он подметил, что Б. Пастернак не успел писать прозу, а его книга не имеет ничего общего с реальностью:

И вообще я не почувствовал в этой книге ни большой мысли, ни движения, ни реальных картин.

И хоть, судя по всему, литературная ценность и правдивость романа будет продолжать подвергаться сомнениям, всем стоит признать, что представить русскую литературу без «Доктора Живаго» уже невозможно.

Источник

Сочинение: Проблематика романа «Доктор Живаго» (Б.Л. Пастернак)

«Доктор Живаго» — знаменитый роман Бориса Пастернака, за который писатель был удостоен Нобелевской премии. Однозначно отнести произведение к какому-либо жанру сложно. Но с уверенностью можно сказать, что роман представляет собой автобиографическое произведение, поскольку главный герой — мировоззренческий двойник автора. Поэт Пастернак доверил Юрию самое дорогое — свои стихотворения. Также роман можно назвать и философским. Ведь в нем поднимаются вечные проблемы бытия. Рассмотрим поподробнее, какова проблематика одного из самых известных произведений Бориса Пастернака.

Проблема взаимоотношений личности и истории является одной из главных в романе. По мнению писателя, человек не должен жертвовать собой ради внешних обстоятельств. Ему не нужно приспосабливаться к обстоятельствам, утрачивая свою индивидуальность.

Одной из ключевых проблем произведения является и проблема определения жизненного пути. Кто-то теряет правильный путь и уходит в сторону… или обретает душевную гармонию, погружаясь в тяжёлые раздумья в одиночестве? Как трактовать правильность или неправильность пути? Кто судит? Герой был вынужден бежать из голодной Москвы на Урал. Однако Живаго вовсе не ощущает себя жертвой, отправляясь в нелёгкий путь. Он надеется, что сможет найти истину и раскрыть правду о себе. Именно это и случается. Живаго не побоялся отправиться в неизведанное, и за это получает награду: настоящую любовь и новую жизненную философию.

Также автор не обходит стороной и проблему искренней любви. Это прекрасное чувство Пастернак показал во всех возможных проявлениях: любовь к семье, к мужчине или женщине, к родной земле, к профессии, к своему призванию. Любовь героям посылается свыше, они не могут контролировать свои чувства, поэтому автор не осуждает измену Юрия. Однако она сталкивается с трудностями и препятствиями в виде неустроенности окружающей действительности.

Одной из центральных проблем романа «Доктор Живаго» является проблема судьбы творческой личности во время революции. Люди стремились к правде, но это привело к столкновению идеалов с действительностью. Творчество оказалось лицом к лицу с революционным временем и его законами. Людям ничего не оставалось, как отстаивать права на свою индивидуальность и неповторимость. Несмотря на это, их стремление к творческой независимости было подавлено. Вместе с тем была потеряна надежда на освобождение.

В образе Лары воплощается проблема незащищенности красоты. В будничных заботах героиня восхищает «дух захватывающей притягательностью». Но прекрасная девушка стала жертвой похоти и разврата. Ее судьбу красота разрушила, ведь Лара привлекает опасных мужчин и не может им противостоять.

Проблема социальной несправедливости тоже поднимается автором. Писатель восхищается «людьми из народа», которые всю жизнь трудятся на родной земле. Пастернак мастерски показал истинный национальный характер персонажей. Во всех поступках этих людей прослеживается настоящий патриотизм. Но при этом они подавлены и унижены окружающей действительностью, поэтому их бунт нельзя осудить.

Создавая яркие образы, автор поставил проблему силы воли. Близкие и знакомые доктора Живаго утверждают, что у него нет никакой силы воли. Юрий обладает чувством собственного достоинства, но оно не помогает герою идти напролом к своей цели. А вот Павел Антипов, напротив, является очень волевым человеком. Несмотря на это, герой гонится за военными заслугами, из-за чего он лишается человечности и достоинства. Противопоставляя двух персонажей, писатель заставляет читателя задуматься, что же такое сила воли: благо или зло для человека? Автор утверждает, что воля не способна принести человеку добро, если он лишён человечности и чувства собственного достоинства.

Также очень ярко в романе представлена проблема человеческой судьбы, которая тесно переплетается с проблемой выбора своего жизненного пути. Каждый персонаж поступает так, как считает нужным, пытаясь всеми силами выжить в непривычных обстоятельствах. Но правильность или неправильность этого шага мы оценить не можем, потому что критерии у каждого свои.

В образе Тони воплощена проблема милосердия и прощения. Героиня знает, что Юрий оставил ее навсегда и ушёл к Ларе. Однако Тоня не обвиняет бывшего супруга, обещая достойно воспитать их детей. Она сумела подняться выше ревности, выше обстоятельств. В ее любви нет места эгоизму и собственничеству. Но в результате своего самопожертвования она остается одна.

Также одной из основных является проблема жизни и смерти. Каждый человек обязан ценить и уважать жизнь. Автор связал тему бессмертия с проблемой искусства. По мнению писателя, искусство — высшая сила, которая способна творить жизнь. Именно благодаря стихам Юрий навсегда остается в памяти своих родных и близких. Однако для доктора Живаго творчество заключалось не только в поэзии, но и в обычном повседневном труде: быт, профессия врача и так далее. И эту жизнь тоже нужно уважать и ценить, но в революционное время ее ценность упала до нуля, и это недопустимо.

Борис Пастернак поднял в своём знаменитом произведении «Доктор Живаго» вечные проблемы, которые всегда будут интересовать читателя. Писатель показал, как люди выживали в тяжёлых условиях. Ведь на долю героев выпало немало испытаний: разруха, революция, война и невозможность выбрать свое направление посреди хаоса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

герои романа «доктор живаго»характеристика
юрий живагосын миллионера, промотавшего своё состояние и выбросившегося из поезда. это человек тонкой душевной организации, хороший врач, любящий отец, но довольно пассивный мужчина, который не способен противостоять обстоятельствам и унять метания страстей и сомнений в своей груди. пишет стихи и воспринимает мир через призму чувства, а не разума. после семнадцатого года он, фактически, выпадает из жизни, лишается возможности управлять своей судьбой. его привычная жизнь рушится, и предрешенное будущее становится не сбывшейся мечтой. вместо работы он пребывает на фронте то на одной, то на другой стороне, вместо тихой семьи обретает жгучее и частное счастье с чужой женой. приспосабливаясь к обстоятельствам, он теряет себя. к концу повествования лишается семьи, любимой, перестаёт писать стихи и ведёт жизнь простого обывателя. он опускается, ведь его время прошло: новое время вытеснило его на обочину жизни.
лариса антипова
антонина живагозаконная жена юрия, дочь состоятельного еврея. заботливая мать и верная жена. спокойная, уравновешенная и интеллигентная женщина. выучилась на юриста. с переездом в юрятин семейные отношения начали портиться. юрий увлёкся ларисой, и антонина, узнав об этом, так и не простила его. после ухода юрия антонина с детьми возвращается в москву, а оттуда уезжает за границу. она, как и все представители ее класса, не находит места в новой россии.
павел антипов