В чем актуальность сочинения законы платона

Платон. Законы (Статья А. И. Зайцева о сочинении Платона)

«ЗАКОНЫ» (…) — последнее большое сочинение Платона (примыкающее к «Законам» «Послезаконие», возможно, не принадлежит Платону). «Законы» остались после смерти Платона в виде черновика на восковых табличках и были изданы его учеником Филиппом Опунтским, который, очевидно, редактировал платоновский текст. В первой книге упоминается покорение Сиракузами Локров, происшедшее не ранее 356 до н. э. Таким образом, Платон, вероятно, работал над «Законами» около 10 последних лет своей жизни. Это второй созданный Платоном план радикального преобразования греческого государства-полиса. В отличие от политического строя «Государства», который Платон считает идеальным, государство «Законов» представляет собой реально осуществимое приближение к идеалу (739 а-е). Платон отказывается здесь от передачи всей власти правителям-философам, от отмены собственности и введения общности жен для обоих высших категорий граждан — философов и воинов-стражей. Вместо благожелательного отеческого произвола философов в «Государстве» Платон подробно разрабатывает здесь стабильные законы (многие из них обнаруживают близость с подлинными законами реальных полисов), которыми должны руководствоваться выбранные на определенный срок должностные лица.

Проект Платона предусматривает известное равновесие ветвей власти. Все граждане в «Законах» — землевладельцы, обрабатывающие свои участки силами рабов. Число земельных участков, каждый из которых принадлежит одной семье, стабильно: 5040; отчуждение земли и дробление участка не допускается: лишние сыновья-наследники вынуждены будут отправляться в колонии. Ремеслом и торговлей могут заниматься только неграждане — постоянно живущие в городе или приезжие иноземцы. Платон придает первостепенное значение воспитанию детей и юношества, которое строго контролируется государством, как и вся духовная жизнь. Вводится цензура для поэтических произведений, танцы и музыкальные мелодии должны быть стабильны и контролироваться властями. Не допускаются отклонения от традиционных образцов в скульптуре. Заграничные поездки граждан строго ограничиваются, чтобы не допускать вредных влияний извне. Для безбожников предусматривается длительное одиночное заключение и смертная казнь для тех, кто не раскается. Платон условно называет проектируемый полис Магнесией и помещает его на центральном Крите. Формально «Законы» построены как диалог безымянного афинянина, критянина Кпиния и спартанца Мегилла, беседующих по дороге из Кносса к грогу Зевса, однако роль двух последних сведена к минимуму, и афинянин почти единолично излагает взгляды Платона. «Законы» содержат длинные экскурсы, слабо связанные с основной аргументацией: вред и польза от употребления вина (638 d — 674 с), экскурсы в искусственно сконструированную историю дорийцев, афинян и персов (682 е — 701 d).

Поездки Платона в Сицилию с целью реформирования государственного строя Сиракуз, участие членов платоновской Академии в политических преобразованиях в ряде греческих полисов говорят о том, что Платон рассматривал свой план в «Законах» как руководство к действию и верил в его осуществимость. План создания «ночного совета», излагаемый в конце «Законов» (XII 961 а — 969 d), — самопополняющейся коллегии с широкими полномочиями и тенденцией к их расширению, заставляет предполагать, что Платон надеялся, что в случае осуществления проекта «Законов» начнется постепенная эволюция в сторону правления философов, т. е. идеалов, изложенных в «Государстве». Стилистические особенности сближают «Законы» с другими поздними произведениями Платона и свидетельствуют о некотором потускнении дара Платона как мастера слова. Рус. пер. В. Оболенского(1827), А. Н. Егунова(1922,1971).

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 39.

Литература:

Vanhoutte М. La philosophie politique de Platon dans les Lois. Louvain, 1954; Morrow G. R. Plato’s Cretan City. A historical interpretation of the Laws. Princeton, 1960; Gorgemanns H. Beitrage zur Interpretation von PlatonsNomoi. Munch., 1965; HentschkeA. B. Politik und Philosophie bei Plato und Aristoteles. Die Stellung der «Nomoi» im platonischen Gesamrwerk und die politische Philosophie des Aristoteles. Fr./M., 1971; Pierart M. Platon et la Cite grecque. Thcorie et realite dans la constitution des «Lois». Brux., 1974; Stalley R. F. An introduction to Plato’s Laws. Oxf., 1983; Saunders T. J. Bibliography on Plato’s Laws, 1920-1970, with additional through May 1976. N. Y., 1976.

Источник

В чем актуальность сочинения законы платона

Учение Платона об идеальном государстве и его актуальность в настоящее время.

В настоящее время мировое сообщество переживает кризисный период, характеризующийся не только экономическим упадком, но и серьезными политическими проблемами в различных регионах. Для преодоления кризисной ситуации и достойного выхода из нее ученые и специалисты пытаются найти различные пути и решения, как в экономической сфере, так и в правовой. Многие берут за основу своих методик и доктрин труды корифеев правовой и политической науки, изданные еще в древние времена.

Если в прошлом столетии, когда наша страна стала на рельсы социализма, идеи Платона о приоритете общей собственности еще были актуальны, то с переходом к рыночной экономике специалисты правоведы всё реже упоминают творения этого великого мыслителя в своих трудах. Но, буквально, спустя какие-то десять лет часть российского общества усомнилась в правильности нового пути, выбранного Россией. Произвол властей, повышение уровня преступности, появление узкой прослойки сверхбогатых и огромного числа граждан, оставшихся за чертой бедности- всё это не могло не оставить глубокого отпечатка на правосознании граждан. На сегодняшний день увеличилось число людей, ностальгирующих по советским временам, временам общей собственности. И именно поэтому сегодня учения Платона приобретают актуальность и в его идеи об идеальном государстве вкладывается новый смысл.

Отношение к идеям Платона об идеальном государстве на Западе и в СССР было неодинаковым. На первый взгляд простому обывателю может показаться, что идеи Платона об идеальном государстве, в основе которого лежит учение об общей собственности, очень сходны с идеологией коммунизма. Но это далеко не так.

Но в этой утопии есть и положительная черта. С редким реализмом Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства

В истории политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных Платону государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых идеальный тип общежития.

Творения Платона волнуют умы уже три тысячелетия: его учение оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи.

В общих чертах учение Платона о государстве впервые изложено им в известном диалоге – “Политик”. Этот диалог относится к раннему периоду деятельности Платона и представляет собой несовершенное развитие тех же мыслей, которые впоследствии легли в основание знаменитого диалога Платона – «Государство». Труд «Государство» принадлежит к более зрелой эпохе Платона и заключает в себе учение о государстве в его самой совершенной форме.

Главной основой идеального государства является справедливость. Справедливость есть соответствие реальной вещи своей идее. [7] Государство является идеальным лишь тогда, когда каждый гражданин действует в согласии со своей собственной сущностью. Сущность заключается в душе человека. То есть в основе всего сущего у Платона стоит душа. Именно поэтому Платона считают родоначальникам объективного идеализма.

В своем основном труде “Государство” Платон рассматривает идеальный государственный строй по аналогии с человеческой душой. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия:

· Разумному началу соответствуют правители- философы;

· Яростному или защитному началу- воины;

· Низменному, вожделеющему или деловому- земледельцы и ремесленники.

Согласно учению Платона идеальное государство основывается на четырех добродетелях:

Идеальное государство по Платону мудро мудростью своих правителей- философов, мужественно мужеством своих стражей- воинов, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части. Оно также и справедливо, поскольку все в таком государстве служат ему как некой целостности, занимаются своим делом, не вмешиваясь в чужие дела.

Более реалистичную модель государственного устройства Платон описывает в своем новом объемном произведении «Законы».

«Законы» — это огромное произведение в двенадцати книгах, по объему превышающее любой диалог Платона.

Р азочаровавшись в возможности осуществления на практике идеала, изображенного в «Государстве», Платон в «Законах» отступает в ряде существенных положений от требований, выдвинутых в первом произведении. Это была попытка философа путем различного рода уступок приблизить свой идеал к действительности [22]

Реалистическая модель государства по формам правления является смешанной. Устройство совершенного государства в «Государстве» Платона возможно в виде монархии или аристократии. К отрицательному типу общественного устройства Платон относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию, в порядке их порчи и очередности перехода от одного к другому.

В диалоге «Законы» Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, имеющий некоторые схожие черты с описанным в «Государстве» (равноправие женщин и мужчин, общественное воспитание детей и т.п.), вместе с тем, имеются и свои отличительные особенности:

· допускается частная собственность (кроме земельной) и индивидуальная семья.

· предусматривается «смешанная» форма правления, сочетающая в себе элементы демократии (выборы большинством голосов) и монархии (замещение должностей по заслугам и достоинству).

· большое внимание Платон уделяет вопросам о законах. Закон должен быть выше правителей. Основную ставку Платон делает на детальные и суровые законы, которые регламентируют публичную и частную жизнь людей.

· политические права граждан пропорциональны размерам их имущества.

Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней.

1. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. — М.: Московский университет, 1990.

2. Кондрашова Е.А. Теория и практика античной демократии: методические указания. – Новосибирск, 1994.

3. Хрестоматия по истории политических и правовых учений / под ред. Л.М. Волосниковой – Тюмень, 1996.

4. Васильева П.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви – М.: Логос Прогресс – традиция, 1999.

5. Маркс К. Капитал – М.: Госполитиздат, 1949.

6. Мухаев Р. Т. История политических и правовых учений., М, 2004

7. Нерсесянц В.С. Платон – М.: Юридическая литература, 1989.

8. Обозрение философской деятельности Платона и Сократа по Целлеру / под ред.А. Клеванова – М., 1861.

9. Платон. Государство // соч. в 3 Т. – М.: 1971.

10. Сочинения Платона / под ред. проф. Карпова – С-Пб., 1863.

12. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. — М.: Юрист, 1995.

13. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. — Ленинград: Ленинградский университет, 1989.

14. Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. — М., 1897.

15. Гегель Г. Соч., Т. 10. Лекции по истории философии. Книга вторая. — М., 1932.

17. Платон. Законы, 855 е // Соч. в 3-х т.

18. Асмус В.Ф. Платон. — М.: Мысль, 1975.

[1] См.: Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. — М.: Московский университет, 1990. — С. 146.

[2] Кондрашова Е.А. Теория и практика античной демократии: методические указания. – Новосибирск, 1994. – С. 13.

[3] Хрестоматия по истории политических и правовых учений / под ред. Л.М. Волосниковой – Тюмень, 1996. — Ч. 1. – С. 6.

[4] Васильева П.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви – М.: Логос Прогресс – традиция, 1999. – С. 71.

[5] К. Маркс Капитал – М.: Госполитиздат, 1949. — Т. 1. – С. 375.

[6] Васильева П.В. Путь к Платону Любовь к мудрости или мудрость любви – М.: Логос Прогресс – традиция, 1999. – С. 72.

[7] Мухаев Р. Т. История политических и правовых учений., М, 2004., С. 80

[9] Нерсесянц В.С. Платон – М.: Юридическая литература, 1989. – С. 39.

[10] Обозрение философской деятельности Платона и Сократа по Целлеру / под ред.А. Клеванова – М., 1861. – С. 227.

[11] Платон. Государство // соч. в 3 Т. – М.: 1971. – Т. 3 – С. 275.

[12] Сочинения Платона / под ред. проф. Карпова – С-Пб., 1863. — Ч.3. — С. 17.

[14] Сочинения Платона / Под ред. Карпова. — С-Пб., 1863. — С. 16.

[15] См.: Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. — М.: Юрист, 1995. — С. 474.

[16] Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. — Ленинград: Ленинградский университет, 1989. — С. 162.

[17] Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. — М., 1897. — С. 9.

[18] Мухаев Р. Т. История политических и правовых учений., М, 2004., С. 80

[19] См.: Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. — М., 1897. — С. 24.

[20] Гегель Г. Соч., Т. 10. Лекции по истории философии. Книга вторая. — М., 1932. — С. 217.

[21] См.: Кондрашова Е.А. Теория и практика античной демократии: методические указания. — Новосибирск, 1994. — С. 16.

[23] Платон. Законы, 855 е // Соч. в 3-х т. — Т. 3. — Ч. 2. — С. 340.

[24] Асмус В.Ф. Платон. — М.: Мысль, 1975. — С. 5.

Источник

Актуальность и смысл политико-правового учения платона

Раздел 1. Методология, теория и история государственно-правового регулирования В.А. Апрелева

(заведующий кафедрой гуманитарных и социальных наук Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, доктор философских наук, профессор;
8 (3452) 43-02-38)

Современные политико-правовые взгляды невозможно постичь без обращения к истории идей, так как именно учения прошлого часто являются своего рода «точкой отсчета» для соответствующих концепций и их верной интерпретации. История идей всегда мобилизуется для решения задач сегодняшнего дня, поэтому непреходящим является практическое значение науки не только для тех, кто принимает непосредственное участие в управлении государственными делами, но и для всех граждан, делающих сознательный выбор в своих политико-правовых ориентациях. Именно таким, современным звучанием отличается политико-правовое учение Платона. И объяснение следует искать в верном выборе им целей и направлений своей созидательной работы.

В чем актуальность сочинения законы платона. 1. В чем актуальность сочинения законы платона фото. В чем актуальность сочинения законы платона-1. картинка В чем актуальность сочинения законы платона. картинка 1.«>

Венцом философской системы Платона является его учение о государстве, учение об искусстве управлять. Как справедливо пишет в своем фундаментальном труде «История философии законодательства» выдающийся русский правовед К.А. Нево-лин, «. политика для Платона есть наука, имеющая предметом устроение и управление человеческого общества сообразно идее добродетели или идее правды. В этой науке надлежало подвергнуть философскому исследованию все основные понятия законодательства, все роды и виды законов как относительно частных дел в государстве, тем более должен был сделать это Платон, что

он между наукой управлять государством и наукой управлять домом, в существе вещи, не находил никакого различия, полагая, что большой дом и небольшое государство относительно управления нимало не разнятся друг от друга.

В чем актуальность сочинения законы платона. 2. В чем актуальность сочинения законы платона фото. В чем актуальность сочинения законы платона-2. картинка В чем актуальность сочинения законы платона. картинка 2.«>

Многое в учении Платона о государстве остается востребованным и в наши дни. О каких бы видах и сферах деятельности государства не рассуждал античный философ, он обосновывает возможность торжества добра как общего блага над злом, правды над ложью, здравого смысла над демагогией и заблуждениями, разума и справедливости над произволом.

Юридическая наука и правоохранительная практика государственного устройства и обнаруживаем, что здесь провозглашены принципы построения правового государства.

В чем актуальность сочинения законы платона. 3. В чем актуальность сочинения законы платона фото. В чем актуальность сочинения законы платона-3. картинка В чем актуальность сочинения законы платона. картинка 3.«>

В чем актуальность сочинения законы платона. 4. В чем актуальность сочинения законы платона фото. В чем актуальность сочинения законы платона-4. картинка В чем актуальность сочинения законы платона. картинка 4.«>

Заключительные оценки «Законов» В. Соловьева и П. Новгородцева различаются. В. Соловьев довольно резко замечает, что из великого множества счастливо погибших плохих произведений древности Законы Платона сохранились неприкосновенными. Далее философ иронизирует по поводу значимости платоновского сочинения, которое важно, во-первых, с точки зрения «историко-эстетической, потому что увековеченное здесь отречение от Сократа дает жизненной драме Платона трагический конец» ;
во-вторых, как «свидетельство глубокого падения Платона» (2, с. 623-625).

Финальный аккорд П. Новгородцева иной: «Многие подробности отталкивают нас в нем, его политический план кажется

нам разнородным. Но за всем этим мы не можем не чувствовать некоторого высокого морального духа, который проходит через все сочинение как руководящий и основной мотив. Смелым полетом своего гения он. захотел свести эту высшую правду с неба на землю, сделать ее реальной действительностью. В этом последнем замысле он должен был потерпеть крушение;
но самая попытка есть лишнее свидетельство глубины его стремлений» (3, с. 283).

В чем актуальность сочинения законы платона. 5. В чем актуальность сочинения законы платона фото. В чем актуальность сочинения законы платона-5. картинка В чем актуальность сочинения законы платона. картинка 5.«>

Е. Трубецкой ждал от Платона проекта воплощения царствия Божьего на земле, а вместо этого находит затрату «богатых даров гения для подробнейшего изображения идеального общественного устройства на пять тысяч сорок граждан. Этот контраст производит невообразимо тягостное впечатление» (4, с. 53). Непонимание истинного замысла Платона делает критику Е. Трубецкого, внутреннюю по своей интенции, критикой внешней, и он, словно под копирку, воспроизводит все обвинения внешней критики.

В чем актуальность сочинения законы платона. 6. В чем актуальность сочинения законы платона фото. В чем актуальность сочинения законы платона-6. картинка В чем актуальность сочинения законы платона. картинка 6.«>

В части научной методологии (как и в идейном содержании) Платон выступает как новатор. Во-первых, он вполне осознанно постулирует системный подход к разработке государственного устройства. Во-вторых, он последовательно применяет метод моделирования.

Поскольку добродетель понимается Платоном как вселенский закон, становится наивысшей ценностью в его учении о государстве, рассмотрим интерпретацию ее содержания в различных диалогах философа. Сам термин «добродетель» (арета), неоднократно встречающийся в древнегреческой литературе и философии, не поддается точному и однозначному переводу ни на какой современный язык. Вот что пишет А.Ф. Лосев об использовании этого слова Платоном: «. Чрезвычайно трудно перевести на какой-нибудь современный язык основной для диалога “Протагор” термин аретп. Чаще всего он переводится как “добродетель”. Но в сущности это не столько добродетель, сколько “достоинство”, “добротность”, “прекрасная организованность”, “благородство”, “доблесть” и пр. Ни один из этих переводов не передает существа дела, ибо все они весьма односторонни. “Доблесть”, например, указывает скорее на бранные подвиги или гражданские заслуги, в то время как в античной философии термин аретп применяется вообще ко всякой человеческой практике. начиная от физической и кончая чисто духовной;
кроме того, Платон понимает ее как некое внутреннее средоточие духа, которое активно определяет и все отдельные свои проявления вплоть до физически единичного» (6). В диалоге «Протагор» доблесть, например, отождествляется с искусством управления государством, что явно не укладывается в современное понимание этого термина.

В чем актуальность сочинения законы платона. 7. В чем актуальность сочинения законы платона фото. В чем актуальность сочинения законы платона-7. картинка В чем актуальность сочинения законы платона. картинка 7.«>

Интересующий нас термин присутствовал в языке греков издревле и фиксируется не только поэмами Гомера, но и предшествовавшим им слоем мифологических представлений. Так, в олимпийском

пантеоне присутствует богиня Артемида, надзирающая за исполнением издревле установленных обычаев, упорядочивающих животный, растительный мир и отношения между полами человеческого рода, и жестоко карающая за их нарушение. Примечательно, что она связана с луной.

Этимология ее имени однозначно так и не установлена, однако согласно одному из мнений, бытовавших еще во времена Платона, оно связано с «аретой» : «А может быть, назвавший ее так особо подчеркнул ее испытанную добродетель или то, что она как бы этой добродетели страж» (6, с. 640).

«Арета» Платона непосредственно связана с его идеалистическими, сакральными представлениями о мироустройстве и государстве как повторении божественного образца. В сознании Платона индивидуальная человеческая «арета-добро-детель» была неразрывно связана со всем устройством Вселенной и не мыслилась отдельно от него. Так, например, Платон вкладывает в уста Сократа следующее утверждение: «А коль скоро мы с тобой на протяжении всей нашей беседы хорошо искали и говорили, то получается, что нет добродетели ни от природы, ни от учения, и если она кому достается, то лишь по божественному уделу, помимо разума. Из этого нашего рассуждения стало ясно, Ме-нон, что если нам достается добродетель, то достается она по божественному уделу, а узнаем мы это как следует тогда, когда, прежде чем искать, каким образом достается человеку добродетель, мы попробуем выяснить, что такое добродетель сама по себе» (6, с. 612). В «Законах» Мегилл у Платона так говорит об афинянах: «Ибо только их добродетель возникает без принуждения, сама собой;
божество уделяет им ее, так что в ней поистине нет ничего искусственного» (6, с. 90). Однако у Платона изредка проглядывают и более архаичные представления, и в одном месте он трактует «арету-добродетель» как вечное течение: «’’Добродетель” (аретп) означает, прежде всего, легкое передвижение, а затем и вечно свободное течение, полет доброй души, так что, видимо, “добродетель” получила имя от вечного, неудержимого и

В чем актуальность сочинения законы платона. 8. В чем актуальность сочинения законы платона фото. В чем актуальность сочинения законы платона-8. картинка В чем актуальность сочинения законы платона. картинка 8.«>

В чем актуальность сочинения законы платона. 9. В чем актуальность сочинения законы платона фото. В чем актуальность сочинения законы платона-9. картинка В чем актуальность сочинения законы платона. картинка 9.«>

на разуме и знании истины;
но они должны сообразовываться со страной и народом. Платон теперь от правителей требует лишь мудрости и благоразумия (фроупог^), а не философии. Добродетель, составляющая цель государства, понимается уже в обыденном смысле и должна воспитываться равномерно во всех гражданах. Место философии занимает религия, причем Платон предпринимает религиозную реформу в пифагорейском духе. Все государственное устройство закладывается на религиозных началах. Боги, демоны и герои играют самую видную роль. Ими санкционируются законы, ими стоит государство, все части которого распределяются между отдельными божествами. Жертвы и богослужение составляют одно из важнейших занятий граждан. Верования основываются на законах и предании, и всякое нарушение законов есть такое же нечестие, грех против богов, как кощунство и святотатство.

земной мир, с его неправдой и злом, загробный мир, с его правдой и истиной, твердая и неподкупная совесть, ведущая человека из этого мира в тот мир» (7, с. 304).

После преступлений против богов идут преступления, касающиеся ниспровержения существующего государственного строя: «Кто стремится сделать законы рабами людей и заставляет государство подчиняться партиям, того, раз он при этом прибегает к насилию, возбуждая противозаконное восстание, надо считать самым отъявленным врагом всего государства в целом» (853Ь-856Ь).

В заключение приводятся установления о наказаниях за различные виды нечес

танавливать наказания, тем не менее промолчать невозможно» (3 VII 788Ь).

фоне тоже совершенного, но здорового государства.

1. Разработана концепция правового государства:

A.Обязательность соблюдения закона всеми, включая правителей.

B.Система управления государством должна сочетать черты единовластия и демократии.

2. Выдвинуты и обоснованы принципы построения законодательства:

A.Принцип системности: законодательство должно исходить из всей добродетели в целом. Писаные законы должны составлять единое целое с обычаями, традициями, привычками людей.

Б. Принцип воспитывающей роли законодательства: законы должны не только повелевать, но и разъяснять, воспитывать добродетель. Наказание должно перевоспитывать преступника.

B.Принцип индивидуального подхода: закон, не имея возможности учесть все нюансы частных случаев, не должен делать гражданина несчастным.

3. Разработаны принципы воспитания и обучения граждан.

Б. Обучение должно быть всеобщим и обязательным.

B.Воспитание должно быть слито с повседневной жизнью (социальная педагогика).

Д. Формирование готовности к деятельности осуществляется через выполнение самой этой деятельности в упрощенных вариантах (принцип деятельности).

4. Предложена шкала жизненных ценностей, в которой на первом месте забота о

Платон определяет высший авторитет права и его общеобязательность необходимостью утверждения им торжества добра над злом и справедливости. Он основательно разбирает соотношение справедливости и несправедливости, постоянное их столкновение в поступках людей, социальную опасность несправедливости, подрывающей устои государства. Платон учит, что единственно в четких рамках правового пространства только и возможна справедливость, обеспечивающая мирное сожительство, эффективные совместные действия и достижение социально значимых целей.

Греческий философ располагает научным аппаратом своего времени, он использует термин «закон» (уоцо^) для выведения основных правовых понятий, уточнения исходных положений, анализа правовой материи в целом. По Платону, право выступает формально определенным ориентиром нравственного поведения людей и универсальным регулятором межличностных отношений, который дает возможность упорядочивать их в интересах человеческого сообщества как целого, объединенного в государство. Право одновременно предоставляет необходимую свободу каждому с учетом индивидуальных различий природного, морального и социального характера, разрешая по справедливости постоянно проявляющиеся между людьми противоречия. По справедливости же право карает за преступления в силу необходимости охраны правопорядка и укрепления законности. Но главную зада

ли дать Платону возможность заинтересовать кого-то своими «политическими» диалогами спустя сотни и тысячи лет.

дарственные деятели стали воистину служителями мудрого, справедливого закона.

1. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения. История философии законодательства. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.

2. Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2.

3. Новгородцев П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995.

4. Трубецкой Е.Н. Социальная утопия Платона. М., 1908.

5. Перуанский С.В. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

6. Платон. Апология Сократа;
Кри-тон;
Ион;
Протагор. М., 1999.

7. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *