В чем актуальность стихотворения прозаседавшиеся в наши дни
Сатира В.В. Маяковского и ее актуальность в наши дни
Особенности сатирического творчества Маяковского. Набор сатирических средств в поэзии Маяковского. Характеристика актуальности сатирических стихов В. В. Маяковского в наши дни. Своеобразие сатиры В.В. Маяковского и анализ ее восприятия современниками.
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 30.03.2020 |
Размер файла | 22,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Частное профессиональное образовательное учреждение «Новосибирский кооперативный техникум имени А.Н.Косыгина Новосибирского облпотребсоюза» (ЧПОУ «НКТ им.А.Н.Косыгина Новосибирского облпотребсоюза»)
САТИРА В.В. МАЯКОВСКОГО
И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ В НАШИ ДНИ
по дисциплине: Литература
Выполнил студент 1 курса 192 группы
Подойников Кирилл Васильевич
Руководитель проекта: преподаватель
Казакова Татьяна Викторовна
НОВОСИБИРСК 2019-2020 учебный год
1.Особенности сатирического творчества Маяковского
1.1 Набор сатирических средств
2. В чем актуальность сатирических стихов В. В. Маяковского в наши дни?
3. Своеобразие сатиры В. В. Маяковского
сатира маяковский творчество
Сатира в творчестве В. В. Маяковского играет серьезную роль. Поэт считал, что только сатирические строки способны помочь в борьбе с человеческими и общественными пороками: бюрократизмом, лицемерием, ханжеством, мещанством, чинопочитанием и другими, многие из которых, несомненно, актуальны во все времена. Не являются исключением они в современной нам России, причем бюрократизм и чинопочитание в настоящий момент достигли огромных масштабов.
1. Особенности сатирического творчества Маяковского
Говоря о сатире Маяковского, многие сравнивают ее с издевательским свифтовским смехом. Также шокировал своих современников этот английских писатель в едких памфлетах.
Многими исследователями давно замечено, что чем чище и выше поэту представлялся идеал нового советского человека, о котором так мечтали власти, тем безжалостнее он обрушивался со всей силой на окружающую его пошлость и безвкусие. А также низменное хищничество и жадность.
Критики тех лет утверждали, что мещанство встретило в лице поэта Маяковского слишком сильного и кусачего врага. Сатира в произведениях Маяковского также часто обрушивается на неповоротливых и вороватых чиновников, на всеобщее хамство и подхалимство. Поэт категорически не переносил душевную заскорузлость в человеке, ее он называл «мыслительным лежанием на печи».
1.1 Набор сатирических средств
Одним из самых любимых приемов поэта был крайний гиперболизм. Гиперболизируя все вокруг себя, Маяковский создавал в своих стихах поистине фантастические явления. Этими гротескными приемами он пользовался еще в своих ранних творениях, которые называются «Гимны».
Еще он очень любил литературный шарж. В нем он сатирически подчеркивал недостатки описываемого субъекта, сгущал обличаемые им черты. Примером использования такой сатиры в стихах Маяковского являются «Монахини».
2. В чем актуальность сатирических стихов В. В. Маяковского в наши дни?
Грубоватое озорство Маяковского может оправдать и понять любой современный читатель, которому издевки советского поэта наверняка покажутся очень меткими и правдивыми, потому что многое из услышанного кажется таким знакомым. Особую ненависть к себе Маяковский вызывает у тех, кого тот откровенно обвиняет и высмеивает. Недовольны им лицемеры-угодники, сплетники, трусы, “служаки” и тому подобные негодяи.
Примечательно то, что названия сатирических стихотворений Маяковского точны, кратки и остры: “О дряни”, “Подлиза”, “Ханжа”, “Блэк энд уайт”, “Прозаседавшиеся”, “Нате!”, “Вам”, “Гимн судье” и другие.
Белый ест ананас спелый,
Белую работу делает белый,
К сожалению, эта картина очень напоминает нам нынешнее положение в стране, которая также стала капиталистической, когда стала отчетливо видна грань между жизнью богатых и бедных.
Можно по-разному относиться к смелым обличительным словам Маяковского и его творчеству в целом, но невозможно не заметить, что это крик души поэта-гражданина, безумно любящего своего родину, поэта, который идет вперед и ведет за собой, помогая своим искусством “выволочь” страну из грязи, чтобы жить лучше. Маяковский не мог и считал недостойным поэта писать “сладенькие” стихи тогда, когда страна серьезно “болела”.
3. Своеобразие сатиры В. В. Маяковского
Герои стихотворения, те самые сытые, которые обретают значение символа буржуазности. В стихотворении поэт применяет синекдоху, когда вместо целого называют часть. В «Гимне обеду» вместо человека действует желудок:
Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смертиДля новой эры?!Желудку ничем болеть нельзя, Кроме аппендицита и холеры!
Своеобразным поворотным моментом в сатирическом творчестве В. Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:
Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй.
Во-первых, ее героями становятся враги революции. Эта тема на долгие годы стала важной для поэта. В первые годы после революции это стихи, которые составляли «Окна РОСТА», то есть Российского телеграфного агентства, выпускавшего агитационные плакаты на злобу дня. В. Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник-иллюстратор.
В стихотворении «О дряни» к В. Маяковскому словно бы возвращается прежний антиобывательский пафос. Достаточно безобидные детали быта вроде канарейки или самовара, приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале появляется традиционный для литературы образ оживающего портрета: на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам.
Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщающее значение.
Менее известны сатирические произведения В. Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиций здравого смысла. Например, в «Стихотворении о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе» революционное стремление к глобальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. В этом стихотворении можно услышать перекличку с полными здравого смысла речами профессора Преображенского из повести М. Булгакова «Собачье сердце». Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи В. Маяковского о страсти большевиков всему и всем давать имена героев.
Так, в стихотворении «Ужасающая фамильярность» появляются придуманные поэтом, ко вполне достоверные «Гребенки Мейерхольд» или «Собака имени Полкан». В 1926 году В. Маяковский написал стихотворение «Строго воспрещается»:
Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов. Руку само подымает перо, И сердце вскипает песенным даром. В рай готов расписать перрон Краснодара.
И все это перечеркивается бессмысленным канцеляризмом.
Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах «Сатирикон» и «Новый сатирикоя», а в своей автобиографии «Я сам» под датой «1928», то есть за два года до смерти, написал: «Пишу поэму «Плохо» в противовес поэме 1927 года «Хорошо!». Правда, «Плохо» поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах, которые и сегодня звучат очень современно.
· Михайлова А. «В.В. Маяковский». М., «Правда», 1987.
· Иванов А. «Великие русские люди». М., «Молодая гвардия», 1984.
· Л. Поляк и Н. Реформатская «Из забытого литературного наследия Маяковского»
В чем актуальность сатирических стихов В. В. Маяковского в наши дни?
Сатира в творчестве В. В. Маяковского играет серьезную роль. Поэт считал, что только сатирические строки способны помочь в борьбе с человеческими и общественными пороками: бюрократизмом, лицемерием, ханжеством, мещанством, чинопочитаением и другими, многие из которых, несомненно, актуальны во все времена.
Не являются исключением они в современной нам России, причем бюрократизм и чинопочитание в настоящий момент достигли огромных масштабов. В своих стихах Маяковский активно борется против тупого мещанства, так как именно в мещанской пошлости
В одном из своих первых стихотворений – “О дряни” – автор заявляет, что “страшнее Врангеля обывательский быт”. Во многих своих сатирических стихотворениях на эту тему поэт сумел раскрыть сущность мещанства, показать его духовное убожество, эгоизм. Эти герои повседневной жизни волнуются только о положении в свете, о “прибавке к тарифу”, об “уютных кабинетах и спаленках”:
Со всех необъятных российских нив,
С первого дня своего рождения
Наскоро оперенья переменив,
Намозолив от пятилетнего сидения зады,
Крепкие, как умывальники,
Живут и поныне – тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.
Грубоватое озорство Маяковского может оправдать и понять любой современный читатель, которому издевки советского поэта наверняка покажутся очень меткими и правдивыми, потому что многое из услышанного кажется таким знакомым. Особую ненависть к себе Маяковский вызывает у тех, кого тот откровенно обвиняет и высмеивает. Недовольны им лицемеры-угодники, сплетники, трусы, “служаки” и тому подобные негодяи.
Примечательно то, что названия сатирических стихотворений Маяковского точны, кратки и остры: “О дряни”, “Подлиза”, “Ханжа”, “Блэк энд уайт”, “Прозаседавшиеся”, “Нате!”, “Вам”, “Гимн судье” и другие.
В них поэт четко противопоставляет свою гражданскую позицию той позиции и манере поведения, которые он жестко критикует в стихотворении “Блэк энд уайт”. Здесь Маяковский обнажает неравенство, пронизывающее все области капиталистического мира (на примере расовой дискриминации), которое выделяется в четкий контраст белого и черного: “у белых – доллары, у черных – нет”. В этом мире изначально установлено и усвоено, что лучшее, качественное, вкусное и красивое – для белых и богатых, а бедным и чернокожим уготована в этом мире лишь черная работа да “изломанная жизнь”:
Белый ест ананас спелый,
Черный – гнилью моченый.
Белую работу делает белый,
Черную работу – черный.
Буквально в нескольких строках поэт передает свое отношение к такому несправедливому устройству жизни. В сатирических строках изображена “рай-страна Гавана”, “страна что надо”, и тут же четкое авторское противопоставление – на фоне “райской жизни” читатель видит бедного негра Вилли, жизнь которого безрадостна, поэтому “волос у Вилли вылез”, а “живот у Вилли влез”.
К сожалению, эта картина очень напоминает нам нынешнее положение в стране, которая также стала капиталистической, когда стала отчетливо видна грань между жизнью богатых и бедных.
Можно по-разному относиться к смелым обличительным словам Маяковского и его творчеству в целом, но невозможно не заметить, что это крик души поэта-гражданина, безумно любящего своего родину, поэта, который идет вперед и ведет за собой, помогая своим искусством “выволочь” страну из грязи, чтобы жить лучше. Маяковский не мог и считал недостойным поэта писать “сладенькие” стихи тогда, когда страна серьезно “болела”.
Related posts:
Стихотворение и анализ «Прозаседавшиеся»
Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни –
служащие расходятся на заседания.
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она». –
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать –
объединение Тео и Гукона».
Исколесишь сто лестниц.
«Через час велели прийти вам.
покупка склянки чернил
на заседании комсомола.
Снова взбираюсь, глядя наночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» –
дикие проклятья дорогой изрыгая.
сидят людей половины.
Где же половина другая?
От страшной картины свихнулся разум.
спокойнейший голосок секретаря:
«Оне на двух заседаниях сразу.
заседаний на двадцать
Поневоле приходится раздвояться.
С волнением не уснешь.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
относительно искоренения всех заседаний!»
Краткое содержание
В. Исаченко. Прозаседавшиеся. 1966
Главный герой произведения – среднестатистический гражданин, через восприятие которого Маяковский резко критикует бюрократический аппарат. В начале произведения идет описание начала рабочего дня советского учреждения. Чиновники расходятся по кабинетам, отбирают самые важные бумажки и удаляются на совещания.
Герою нужно безотлагательно решить важные вопросы, но в любом кабинете он слышит одни и те же слова: «Товарищ такой-то ушли заседать». Вернувшись через час, он обнаруживает пустую приемную – секретари также отправились заседать на одно из заседаний.
В конце сумасшедшего дня, полного мытарств и беготни по кабинетам, терпение героя кончается, и он врывается прямо в зал совещаний. Перед ним открывается не укладывающаяся в его сознании картина – на собрании присутствуют только половинки людей. Мужчине приходят в голову самые невероятные предположения, вплоть до происков дьявола. Однако секретарь поясняет ему, что чиновники просто раздвоились, чтобы успеть побывать на всех заседаниях.
Вернувшись домой, загнанный проситель никак не может уснуть. С утра ему снова предстоит обивать пороги неприступных кабинетов. Поэтому он лелеет одну единственную мечту: чтобы чиновники оказались на «заседании относительно искоренения всех заседаний!». Так поэт Маяковский вносил свой вклад в борьбу с советским бюрократизмом, который уже в начале двадцатых годов обрел невиданные масштабы.
Анализ
История создания
Стихотворение появилось на свет в 1922 году. Все потрясения, связанные с революцией и гражданской войной, были уже позади, и люди приступили к освоению новой действительности. Приспособиться к ней оказалось далеко не просто – с самого начала страну захлестнула бюрократия. Чиновнический аппарат разросся до невероятных размеров, причем, результаты его работы оставляли желать лучшего. Простому человеку невозможно было достучаться до представителей власти, чтобы решить свою очередную проблему. Бесконечные заседания, на которых, по сути, ничего не решалось, лишали людей такой возможности. Стихотворение было одобрено самим В.И. Лениным, который похвалил поэта за то, что тот очень остро высмеял недостатки молодой коммунистической системы.
Персонажи и образы
Образы чиновников придают произведению ту самую остроту и сатиричность, которой добивался Маяковский. Главным персонажем можно назвать товарища «Иван Ваныча», воплотившего в себе худшие черты высоких начальников. Он настолько занят, что не представляет себя вне заседаний, поэтому получить у него аудиенцию нет никакой возможности.
Неожиданным решением Маяковского стали образы раздвоившихся чиновников – «ополовиненных людей», которые чуть не довели до инфаркта отчаявшегося просителя, в образе которого предстает обычный гражданин. Безуспешно пытаясь решить важный для него вопрос, он целый день бегает по лестницам и стучится в кабинеты, чтобы в итоге получить один и тот же ответ: «на заседании».
Композиция
Композиция стихотворения последовательная, действие развивается в течение суток и представляет собой череду безнадежных попыток героя попасть на прием к высокому начальнику.
В первой части его везде ждет неудача – ни чиновников, а далее и их секретарей невозможно застать на рабочем месте. Герой везде получает отказ по причине того, что все, кто ему нужен, находятся на заседании. Во второй части приходит конец терпению измученного гражданина. Он врывается в зал и с изумлением наблюдает следующую картину: «сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая?». Привычный ко всему секретарь говорит ему, что раздваиваются чиновники для того, чтобы успеть на все заседания. После этого герой мечтает только об одном: чтобы состоялось заседание по отмене всех заседаний.
По жанру стихотворение принадлежит к сатирическому фельетону в стихах. Обращение к такой форме дало поэту возможность со всей остротой обнажить существующие в обществе проблемы. Литературное направление – футуризм, по принадлежности к литературному роду – это гражданская лирика.
Размер и средства художественной выразительности
По своей форме текст представляет собой «лесенку», которая часто встречается в стихотворениях Маяковского. Автор использовал разностопный ямб с чередующейся рифмой. Некоторые строки не рифмуются.
Для создания сатирических образов автор использует средства художественной выразительности. Эпитеты: «взъяренный», «спокойнейший голосок», «страшная картина», «дикие проклятья»; метафора: метафоры: «врываюсь лавиной», «от страшной картины свихнулся разум». Также использован гротеск «изрыгая дикие проклятья», который рисует в воображении не человека, а огнедышащего дракона.
Проблематика и основная идея произведения
Основной проблемой Маяковский считал засилье бюрократии во всех сферах государственной жизни. На первом месте у чиновников оказываются горы ненужных бумаг, которыми они отгорожены от проблем и бед реального человека. Бесконечные совещания, собрания и заседания как по важным, так и ничего не значащим вопросам (покупка склянки чернил) доводят людей до нервного срыва и вызывают у них ответную реакцию в виде справедливого гнева.
Основная идея стихотворения состоит в акцентировании внимания на подобных недостатках нового государственного управления и необходимости изживать такие явления как бюрократия и формализм. Поэт призывает не разводить демагогию на бесчисленных заседаниях, а повернуться лицом к народу, чтобы человек видел, что государство это не бездушная бюрократическая машина, а четко выстроенная система для улучшения жизни в молодой стране.
В чем актуальность стихотворения прозаседавшиеся в наши дни
Стихотворение написано в 1922 году.
После революции желание поэта “делать социалистическое искусство”, казалось, должно было обрести кровь и плоть. Три года работает он в «Окнах РОСТА», откликаясь в стихах на все события Гражданской войны, поёт славу её героям.
Но очень скоро Маяковский начинает понимать, что пора воспевать “краснозвёздную лаву” прошла.
Утихомирились бури революционных лон.
Подёрнулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.
(«О дряни», 1920–1921)
Мещане — это те же обыватели, против которых бунтовал молодой Маяковский. Они никуда не исчезли — только поменяли костюмы и выучили новые слова. Трагедия осознаётся поэтом так: “Опутали революцию обывательщины нити” («О дряни»). И Маяковский всей силой своего могучего голоса восстаёт против нежданного врага. На его вооружении — острая, отточенная в боях с дореволюционными обывателями сатира.
«Прозаседавшиеся»: содержание стихотворения прозрачно. Использование элемента фантастики приближает его к сатирам Салтыкова-Щедрина. Стихи Маяковско-
го — в русле традиций русской сатиры. Гротеск, гипербола (“отобрав с полсотни — самые важные!”) обнажают абсурдность мира, в котором покупка склянки чернил требует отдельного заседания, а “бумажный дождь” не даёт возможности выделить важнейшее и направить усилия на решение первостепенных задач. Издевательски звучит “спокойнейший голосок секретаря” — функционера, потерявшего способность испытывать человеческие эмоции.
Думается, важно показать актуальность этого стихотворения в наши дни: продолжающаяся реорганизация министерств и кабинетов, попытки сокращения аппаратов различных ведомств, которые по существу являются продолжением борьбы государственного аппарата против бюрократизации этого самого аппарата — всё это так и просит воплощения в современной сатире.
Маяковский — не просто поэт, но знаковая фигура, выразитель важнейших тенденций своего — и нашего — времени.
Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» (В.В. Маяковский)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 23.03.2020 · Обновлено 23.03.2020
История создания
В. Маяковский активно выступал простив царской власти, приветствовал Революцию и возлагал на ее результаты большие надежды. К сожалению, оптимистичная вера поэта в светлое будущее быстро сменилась настороженным изучением новой действительности и разочарованием. Целый ряд стихотворений поэт посвятил замеченным им проблемам строящегося общества. Одним из главных грехов советской республики был бюрократизм: новые чиновники лишь говорили и провозглашали, но ничего не делали. Их упоение властью не имело практических плодов и превратилось в демагогию.
Кому посвящено стихотворение «Прозаседавшиеся»? Оно было написано в 1922 году и стало одним из ярчайших текстов поэта, обличающих и высмеивающих недостатки бюрократической машины государства. В нем Маяковский в свойственной ему оригинальной манере изображает один день из жизни государственного учреждения глазами простого, желающего добиться помощи гражданина.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Прозаседавшиеся» создано В. Маяковским в жанре фельетона – короткой сатирической заметки на злободневную тему. Именно эта форма позволила поэту точно и остро отразить волновавшие его проблемы: возведенный в абсолют бюрократизм, непродуманную работу чиновников, невозможность простого человека достучаться до власти.
«Прозаседавшиеся» — яркий образец гражданской лирики В. Маяковского, в которой он смело высказывается по поводу настоящего и будущего страны.
Текст написан разностопным ямбом, виды рифмовки строк чередуются, а в отдельных строках рифма отсутствует.
Композиция
Композиционно текст стихотворения «Прозаседавшиеся» строится как описание суток из жизни простого гражданина, желающего попасть на прием к чиновнику.
Образы и символы
Острым и сатиричным текст Маяковского делают яркие образы чиновников.
Прежде всего, это «товарищ Иван Ваныч» — обобщенный образ высокого начальника, который всегда слишком занят, чтобы принимать посетителей. Герой может сколько угодно просить у него «аудиенции» — ответ будет всегда один: «ушли заседать».
Интересной находкой поэта стал образ «ополовиненных людей», которых рассказчик встречает на заседании. Этот образ можно трактовать двояко. Логично предположить, что чиновники просто не успевают посетить все назначенные собрания, из-за чего половина из них всегда отсутствует. Если же представителям бюрократической машины и удается присутствовать на всех заседаниях, то присутствие это становится формальностью и в каждом обсуждаемом вопросе они участвуют в лучшем случае «наполовину».
Сам лирический герой стихотворения «Прозаседавшиеся» представляет собой обыкновенного гражданина. Важный вопрос заставляет его искать помощи в государственном учреждении, но из-за занятости чиновников и неорганизованности их работы рассказчик вынужден целый день бегать по лестницам и кабинетам и уйти, так и не добившись желаемого.
Тематика «Прозаседавшихся», как и ряда других гражданских стихотворений Маяковского, обусловлена живым интересом поэта к новой власти и ее особенностям.
Проблемы
Бюрократия стала основной проблемой, на которую обращает внимание поэт в своем тексте стихотворения «Прозаседавшиеся». Первым и самым важным делом каждого чиновника становятся «дела бумажные», огромное их количество не оставляет времени и сил на решение реальных проблем государства.
Маяковский жестко высмеивает формализм, возведенный в абсолют в созданных новой властью учреждениях. Бесконечные заседания по важным и абсолютно незначительным вопросам вроде «покупки склянки чернил» вызывают справедливый гнев рассказчика и других граждан, так же безрезультатно пытающихся достучаться до высоких и вечно занятых начальников.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Прозаседавшиеся» заключается в заострении внимания на отдельных недостатках нового строя, в данном случае – на формализме и бюрократизме государственного аппарата. Он призывает отказаться от ненужной демагогии на собраниях, чтобы чиновники могли исполнять свои основные обязанности — помогать народу и упорядочивать жизнь в стране.
Настроение лирического героя вполне соответствует настроению всего текста: от простого наблюдения рассказчик переходит к негодованию и даже гневу, когда сталкивается с невозможностью получить реальную помощь, вместо чего вынужден бесконечно и безрезультатно обивать пороги кабинетов. Смысл стихотворения «Прозаседавшиеся» заключается в протесте вечного революционера против стагнации нового общества.
Сатира
Основным художественным приемом текстов Маяковского, посвященных проблемам новой власти, становится сатира. Что высмеивает Маяковский? Так, поставленный поэтом в заглавие неологизм «прозаседавшиеся» сатирически обличает описываемый в стихотворении тип чиновников-бюрократов. В. Маяковский известен как автор большого количества поэтических неологизмов, он нередко обращался к созданию новых слов, чтобы максимально точно и емко выразить свою мысль. Созданная поэтом характеристика «прозаседавшиеся» невольно отсылает читателя к созданным по данной модели словам «промотавшиеся», «проигравшиеся» и подобным, то есть закладывает негативную коннотацию действия, доведшего до каких-то печальных последствий. Такова сатирическая заостренность неологизма.
Средства выразительности
Стихотворение «Прозаседавшиеся» звучит остро и ярко благодаря злободневности подмеченной поэтом проблемы, а также многочисленных используемых им тропов.
Создать яркие, легко узнаваемые читателем образы чиновников и начальников Маяковскому помогают многочисленные эпитеты («дикие проклятья», «страшная картина», «спокойнейший голосок») и метафоры («от страшной картины свихнулся разум»).
Довести до абсолюта и высмеять бюрократизм поэту удается с помощью гиперболы и гротеска. Самых важных дел, разбираемых утром чиновниками, оказывается «с полсотни», на заседаниях разбираются любые, даже незначительные вопросы вроде «покупки склянки чернил». Излишне огромное количество учреждений и организаций обличается с помощью выдуманного и абсурдного названия «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома», на заседании которого пропадает неуловимый для простого посетителя «Иван Ваныч».
Визитной карточкой гражданской лирики В. Маяковского стала способность поэта подметить проблемы общества и сатирически, но при этом художественно точно и правдиво отразить эти проблемы в текстах. В «Прозаседавшихся» рассказчик выплескивает свое недовольство неорганизованностью и чрезмерным бюрократизмом государственных служащих и в финале в качестве единственно возможного решения проблемы предлагает «еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний».