В чем актуальность теоретических положений сформулированных тихеевой е и
Раскройте значение работ Е.И. Тихеевой для развития методики развития речи.
Уже в первые годы своей педагогической деятельности под влиянием идей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого Тихеева обратила внимание на роль родного языка в воспитании детей. Разделяя взгляды Ушинского и Толстого, она считала родной язык наставником и великим педагогом. Воспитание должно проходить на фоне родного языка. Это определило круг интересов Тихеевой. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.
Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения: Развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием.
Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира.
Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением.
Язык развивается наглядным, действенным путем.
Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений.
Речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей.
Речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде.
Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка.
Руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни.
Обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников
Развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада.
Е. И. Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду: развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой. Е. И. Тихеева показала пути решения этих задач. Много внимания уделяла она обогащению содержания речи. В ее трудах представлена стройная система работы над словом. Знакомство детей с миром природы, социальной жизнью должно, по ее мнению, служить настолько же увеличению и систематизированию их знаний, насколько развитию и обогащению их языка.
Раскрывая пути развития речи маленьких детей, Тихеева особое место отводила экскурсиям и осмотрам. Ее указания об организации и правилах проведения экскурсий и осмотров нашли широкое применение в практике. Не утратили своей значимости также многие занятия с использованием игрушек, натуральных предметов, картин, разработанные ею для детей разного возраста, а также словарные упражнения для детей 5 – 7 лет.
Запас детских представлений и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала (по «живому слову»), в словарных упражнениях.
Наиболее полно ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и др. Большой вклад Тихеева внесла в становление методики как учебной дисциплины. Разработанная ею система речевого развития детей нашла отражение в программе курса «Развитие речи в дошкольном возрасте» для студентов. Большое внимание в программе уделяется теоретическому обоснованию проблем развития речи, анализу методической теории и практики. Взгляды Е. И. Тихеевой на развитие речи, ее методические рекомендации прошли проверку практикой и широко используются в отечественной системе дошкольного воспитания. Работы Е. И. Тихеевой определили основные пути исследования проблемы развития речи в последующие годы.
Елизаве́та Ива́новна Тихе́ева (1867 — 1943)
«Роль Е. И. Тихеевой в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Роль Е. И. Тихеевой в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста»
Черных Валентина Михайловна
Глава 1. Роль Е. И. Тихеевой в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………….4
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.
На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Большое место отведено сложению слов из подвижных букв и письму.
Отечественные педагоги оценивали этот метод неоднозначно. Е. И. Тихеева, посетившая в 1913 г. дома ребенка в Италии, весьма критически относилась к этому методу за его отсутствие внимания к родному языку, к роли языка как средства социального воспитания, к влиянию речи окружающих, противопоставляя ему метод воспитания, развития речи и мышления на естественном материале, на ознакомлении с природой и окружающей жизнью. Методы развития речи по системе Монтессори Тихеева считала искусственными, далекими от интересов детей.
Роль Е. И. Тихеевой в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста
В настоящее время в связи с поисками новых путей организации дошкольных учреждений, содержания и методов работы с детьми возрос интерес к системе Монтессори.
Большое влияние на содержание и методы работы детского сада оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867–1944), известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания.
Е. И. Тихеева активно участвовала в разработке методической теории и практики на основе творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом, собственного педагогического опыта. Уже впервые годы своей педагогической деятельности под влиянием идей К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого, Тихеева обратила внимание на роль родного языка в воспитании детей. Разделяя взгляды Ушинского и Толстого, она считала родной язык наставником и великим педагогом. Воспитание должно проходить на фоне родного языка. Это определило круг интересов Тихеевой. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.
Много лет Е. И. Тихеева преподавала курс методики развития речи детей в Педагогическом институте дошкольного образования (позднее Педагогический институт им. А.И.Герцена) и одновременно руководила базовым детским садом (Современный петроградский детский сад, или Детский сад по методу Е.И.Тихеевой), где создавала и проверяла вместе с коллективом педагогов систему работы по развитию речи детей. Результаты этой работы нашли отражение в книге «Развитие речи дошкольника» (1937).
Развитие речи, обучение родному языку Тихеева рассматривала в связи с развитием личности ребенка. «Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка». Отсюда, по ее мнению, систематическое обучение речи должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.
Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения: развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений; речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей; речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка; руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни; обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников; развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада.
Е.И.Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду: развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.
Е.И.Тихеева показала пути решения этих задач. Много внимания уделяла она обогащению содержания речи. В ее трудах представлена стройная система работы над словом. Знакомство детей с миром природы, социальной жизнью должно, по ее мнению, служить настолько же увеличению и систематизированию их знаний, насколько развитию и обогащению их языка (См. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1981.)
Е.И.Тихеева поставила и в некоторой степени разрешила вопрос о программе наблюдений, куда включила разделы по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни, с трудом людей в природе, на строительстве, транспорте, по бытовому обслуживанию. Закреплять представления, приобретенные путем наблюдений, должна работа с иллюстративным материалом, с картинами и игрушками.
Раскрывая пути развития речи маленьких детей, Тихеева особое место отводила экскурсиям и осмотрам. Ее указания об организации и правилах проведения экскурсий и осмотров нашли широкое применение в практике. Не утратили своей значимости также многие занятия с использованием игрушек, натуральных предметов, картин, разработанные ею для детей разного возраста, а также словарные упражнения для детей 5 – 7 лет.
Запас детских представлений и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала (по «живому слову»), в словарных упражнениях.
Наиболее полно ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и др.
Взгляды Е.И.Тихеевой на развитие речи, ее методические рекомендации прошли проверку практикой и широко используются в отечественной системе дошкольного воспитания. Работы Е. И. Тихеевой определили основные пути исследования проблемы развития речи в последующие годы.
Е.И. Тихеева ставит перед детским садом актуальную и сложную задачу – создать условия для интенсивного развития всех способностей детей, в том числе и способности, владеть речью.
Е. И. Тихеева придавала большое значение обучению родному языку в детском саду. Она подчеркивала, что систематическое обучение языку, методическое развитие речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. В детском саду, по мнению педагога, должна быть создана специальная педагогическая и дидактическая обстановка для правильного и активного развития речи детей. Основа обучения речи и языку – план – программа, которая позволит педагогу последовательно и систематично проводить работу с детьми в каждой возрастной группе.
Е. И. Тихеева внесла большой вклад в организацию обучения родному языку в детском саду: принимала участие в разработке первой Программы обучения и воспитания детей в детском саду (1934 г.), включив в нее занятия по развитию речи с книгой и картинкой, занятия по чтению и письму; определила условия развития речи дошкольников; исследовала возрастные особенности речевого развития детей разных возрастных групп. Основы методики развития речи детей, разработанные ею, представлены в книге «Развитие речи детей» (1961 г.), и сегодня не утратили своей актуальности.
Развитие речи детей Е. И. Тихеева тесно связывала с сенсорными умственным развитием. Она называла ощущение и восприятие первой ступенькой в познании окружающего мира, на которую опирается развивающаяся речь детей. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств. Проанализировав особенности развития детей первых трех лет жизни, определила основные условия речевого развития маленьких детей:
индивидуальный контакт младенцев с обслуживающим их интересов;
постепенно расширяющееся социальное речевое окружение;
развитие слуха и речевого аппарата (эмоциональная поддержка речевых реакций детей, фон тишины, игры на развитие слухового восприятия внимания);
стимулирование активной речи детей за счет сопровождения речью всех действий;
создание благоприятной обстановки для развития восприятия и накопления представлений детей (объекты природы, дидактически оборудованное помещение, образовательный игровой материал);
планомерное руководство развитием наблюдательности детей расширением их кругозора;
грамотная, правильная речь воспитателя;
использование игры как основного средства развития речи;
поддержание у детей «радостного интереса к окружающему», чувства «ненарушаемой радости»;
помнить, что маленький ребенок – это большой человек в будущем, способствовать развитию его задатков.
Особое значение придавала Тихеева речи педагога, предъявляя к ней ряд требований:
грамотность, соответствие литературным нормам;
культура речи, вежливость, этика;
соотношение синтаксической структуры речи с возрастом детей;
соотношение содержания речи запасу представлений, опыту детей;
точность, ясность, простота речи;
регулирование темпа речи и силы голоса;
эмоциональность, выразительность речи;
не допускаются ярко выраженные недостатки речи.
Для развития общения детей друг с другом предлагалось объединять возрастные группы на время игр и праздников.
Е. И. Тихеева тесно связывала умственное, сенсорное и речевое развитие детей. Основными методами, способствующими такому развитию, он называла наблюдения и экскурсии. Цель их – систематически формировать у детей сознательное представление об окружающем мире, на основе которого образуется слово – понятие. Она разработала содержание наблюдений и экскурсий для детей разного возраста, требования к организации и проведению экскурсий (экскурсии в природу, по помещению и территории детского сада, вне учреждения). Среди методов развития речи на экскурсиях, подчеркивала роль вопросов детей, рассказа – комментарий воспитателя.
Опираясь на принципы наглядности в обучении родному языку, Тихеева предложила серию игровых занятий с дидактической куклой. «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «День рождение куклы» и т.д. Она отмечала, что в таких играх могут быть отражены многие трудовые процессы (приготовление еды, стирка белья, пошив платья), которые способствуют накоплению опыта ребенка и развитию его речи. Например, она приводит ряд глаголов, обозначающих процесс шитья (шить, зашить, вышить, нашить, подшить, перешить, сшить, подрубить, приметать).
Педагог подчеркивает значение любой деятельности, труда в процессе развития речи детей «Поменьше упражнений, оперирующих голым словом, и побольше таких, при которых словом пользуются для упорядочения, систематизирования тех многочисленных восприятий, которые породили личный опыт, наблюдение, труд».
Дидактические игры – занятия с материалами и игрушками, предложенные Тихеевой, направлены на анализ окружающего мира и закрепление представлений о нем в слове. Ею разработаны следующие варианты и методы проведения игр:
* номенклатура (называние предметов, их качеств, действий с ними, их числовых и пространственных отношений);
* составление и отгадывание загадок о предмете;
* нахождение игрушки по стихотворению;
* составление фраз об игрушках;
* составление рассказов по игрушкам, наборов игрушек.
От игр с игрушками педагог рекомендовала переходить к рассматриванию картин. Большую роль картины играют в развитии способностей к наблюдению, интеллектуальных процессов (мышления, воображения, рассуждения), речи и языка. Она определила серии картин для дошкольников, эстетические и педагогические требования к организации работы с картинками, виды занятий по картинам (номенклатура, описание, сравнение, систематизация картин, подбор картинок к теме, к стихам, рассказам, составление рассказа по картине).
Своеобразием отличаются занятия по «живому слову», разработанные Е. И. Тихеевой. К ним относятся:
— поручения и задания;
Обобщая разговор и беседу как проявление процесса общения, Тихеева отмечает своеобразие и важность каждого из них. Она дает методические приемы руководства беседой (не уклоняться от темы, не прерывать детей, не требовать полных ответов, не злоупотреблять вопросами, побуждать детей к вопросам и оценке высказываний и др.)
Для развития связной речи детей рекомендуется читать и рассказывать детям, как литературные тексты, так и специальные дидактические рассказы, составленные самим воспитателем. Тихеева подчеркивала, что задача рассказа – доставить детям радость и этим путем их ум, чувства и речь. Она придавала большое значение выразительности рассказывания, выбору произведений для рассказывания, устному народному творчеству.
Большое значение в развитии речи, по мнению Тихеевой, имеет ознакомление с художественной литературой, она предложила отбирать для детского чтения лучшие произведения отечественной литературы (сказки А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, П.П Ершова, стихи В. А. Жуковского, А. А. Фета, Н. А. Некрасова); дала рекомендации по обучению детей пересказу художественных текстов, заучиванию стихотворений наизусть.
Рекомендации Е. И. Тихеевой по организации работы по развитию речи дошкольников не утратили своей актуальности и в современное время. Многие методы и приемы по развитию речи (дидактические игры с куклой, занятия по живому слову, упражнения для развития словаря) используют по работе с детьми в дошкольных учреждениях и сегодня.
Влияние педагогической системы Е.И.Тихеевой на современную методику речевого развития детей
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Актуальность. Речь является обязательным элементом общей культуры человека. Особенно актуально данное утверждение в наш век всестороннего стремительного развития общества, когда особое внимание уделяется воспитанию и развитию детей, начиная с дошкольного возраста, в том числе развитию их речевых способностей.
В нашей работе наибольшее внимание хотелось бы уделить трудам Елизаветы Ивановны Тихеевой. В исследованиях Е.И. Тихеевой отмечается, что дети учатся говорить именно благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Е.И. Тихеева утверждала, что дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. В её в трудах были определены цели и задачи словарной работы отечественной методики развития речи в детском саду.
Объект исследования – методика развития речи детей дошкольного возраста.
Рассмотреть методологические разработки Е.И. Тихеевой по развитию связной речи, развитию словаря, методику работы с книгой и формирования грамматического строя речи;
Рассмотреть особенности реализации методики развития речи Е.И. Тихеевой в ДОУ;
Выявить особенности применения методики по развитию речи Е.И Тихеевой в воспитании и развитии детей среднего дошкольного возраста;
Показать применение методики Е.И. Тихеевой в формировании художественно-речевого развития дошкольников через различные формы работы.
В нашем исследовании использованы книги, учебники и учебные пособия, методическая литература, статьи и публикации по исследуемой теме.
В ходе работы были применены методы исследования: анализ психолого-педагогических, методических трудов, методик дошкольного образования и воспитания.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
— обобщены и систематизированы знания о методиках Е.И. Тихеевой по развитию связной речи, развитию словаря, методику работы с книгой и формирования грамматического строя речи;
— проанализированы программные особенности реализации методики развития речи Е.И. Тихеевой в ДОУ;
— показаны возможности реализации методики Е.И. Тихеевой в формировании художественно-речевого развития дошкольников через различные формы работы.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что использование методики развития речи детей дошкольного возраста Е.И. Тихеевой может быть включено в образовательно-воспитательный процесс ДОУ.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части включающей две главы, заключения, списка литературы.
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ Е.И. ТИХЕЕВОЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Методика развития связной речи ребенка Е.И. Тихеевой
Первостепенно следует отметить, что развитие речи Е.И. Тихеева подвергать рассмотрению в связи с развитием личности ребенка. Так: «Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка». Из этого следует, по мнению автора, что именно регулярное обучение речи соответственно должно стоять у первоистоков системы вообщем в воспитании в детском саду.
Рассмотрим теоретические аспекты, которые разработала Е.И.Тихеева, итак система состоит из следующих положений:[14,с.42]
развитие речи реализовывается в единении с умственным развитием, дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Здесь важное внимания требует развитие языка в связи с мышлением, ведь язык развивается наглядным, действенным путем. А развитие речи опирается на базу сенсорных представлений;
также, речь детей развивается в социальной среде, но при условии расширения социальных связей, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, культура же речи детей тесно связана с культурой речи воспитателя и всех окружения;
речь детей развивается в деятельности, главную роль отводят игре и труде, именно игра и труд формируют условия для самодеятельности детей в области языка;
важную роль в развитии речи должно охватывать руководство в каждом периоде жизни ребенка, включая сюда первый год жизни;
специальные занятияя являются нужным и важным средством для речевого развития детей;
и последнее, развитие речи имеет тесную связь со всем педагогическим процессом представленным в детском саду.
Отметим первостепенные задачи Е.И. Тихеева в работе по развитию речи детей в ДОУ: [15,с.56]
1. Развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха;
2. Накопление содержания речи;
3. Работа над формой речи, ее структурой.
Именно Е.И. Тихеева указала на пути решения таких задач, она уделяла много внимания для обогащения содержания речи. Также, в ее трудах показана стройная система работы над словом: а знакомство детей с миром природы, социальной жизнью по ее словам, непременно служит настолько же увеличению и систематизированию их знаний, насколько развитию и обогащению их языка.
Именно, Е. И. Тихеева вынесла, а также и в какой-то степени и разрешила вопрос о программе наблюдений, включающей разделы по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни, с трудом людей в природе, на строительстве, транспорте, по бытовому обслуживанию. По ее мнению, закреплять представления, которые были обретенные путем наблюдений, должна работа с иллюстративным материалом, с картинами и игрушками.
Раскрывая пути развития речи маленьких детей, Тихеева особое место отводила экскурсиям и осмотрам. Ее указания об организации и правилах проведения экскурсий и осмотров нашли широкое применение в практике. Не утратили своей значимости также многие занятия с использованием игрушек, натуральных предметов, картин, разработанные ею для детей разного возраста, а также словарные упражнения для детей 5 — 7 лет.
Взгляды Тихеевой на развитие речи, ее методические рекомендации прошли проверку практикой и широко используются в отечественной системе дошкольного воспитания. Работы Е.И. Тихеевой определили основные пути исследования проблемы развития речи в последующие годы.
1.2.Методика развития словаря дошкольника
По мнению Тихеевой, при нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению, образу или понятию. В первые годы жизни ребенка это строгое соответствие между словом и его содержанием не нарушается. [14,с.51] И очень рано дети приобретают слова, которым суждено остаться пустыми звуками без реального содержания.
В своей книге Елизавета Ивановна Тихеева представила некоторые виды таких упражнений: [14,с.63]
1. Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки?
Ответ детей 5—6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитательницы: пастушьи, пожарные.
Узнавание по эпитетам предмета. Воспитательница предлагает детям отгадать, что это: зеленая, колючая, пушистая, душистая. Дети отгадывают — ель. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.
2. Подбор к предмету действий (глаголов). Дождь что делает? идет, стучит, листья срывает, освежает, льет. Собака что делает? Лошадь? Кошка? и т. п.
Подбор к действиям предмета. По небу плывут, белые, мохнатые, пушистые, ватные. Что это? — Облака.
Подбор объектов к действию. Кто и что ходит? Кто и что ездит? Кто и что летает? и т. п.
Высказывания детей 6—7 лет: «Летает бабочка, птица, аэроплан, летчик на аэроплане, муха, жук, стрекоза, пчела, воздушный шар, пушинка от ветра, листики желтые летят с дерева».
3. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? — прилежно, лениво, хорошо, долго, с успехом, много и т. п.
4. Нюансы смысла слова: крохотный, маленький, небольшой; домик, дом, домище; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы.
Высказывания детей 6—7 лет: «Я нашла крохотный грибок, я едва его заметила. Этот дом не большой, но и не маленький. Оля — еще маленькая и глупенькая девочка.»
5. Дети вставляют пропущенные слова.
Воспитатель читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала. (кто?). Кошка сидела перед чашкой е молоком и жадно. (что делала?). Кошка поймала в саду. (кого?). Шерсть у кошки. (какая?), когти. (какие?). Кошка лежала с котятами. (где?). Или: Дворник взял метлу; он будет. »
Далее предложения составляли сами дети, а доканчивала руководительница. «Мы сейчас будем лепить, надо принести. Я дежурная; мне надо вытереть пыль; где наша. Дровосеки поехали в лес и взяли с собой. ».
Необходимо хорошо обдумать содержание таких предложений, прежде чем давать их детям. При этом, они не должны быть слишком элементарны и не должны затруднять детей. Если хорошо продумано содержание каждой фразы, предлагаются предметы и явления, детям хорошо известные и интересные, в занятиях могут принимать участие и самые маленькие.
6. Распространение предложений.
Воспитатель говорит: «Дети идут. (куда? зачем?). Садовник поливает. (что? где? когда? зачем?) и т. д.»
Необходимо обращать внимание на правильность построения предложений.
8. Составные части целого.
Или дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?
9. Упражнение на точность номенклатуры. Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обусловливают распространенные ошибки: одеть платье вместо надеть и т. п. Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их в фразы.
Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мяукает, поет, гогочет, мычит, лает, ржет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или наоборот, называются животные, а дети должны подобрать соответствующие глаголы.
10. Составление предложений с определенным словом.
Детям дается слово; они должны составить предложение и включить в него это слово. С этим справляются самые маленькие дети.
Высказывания девочки 3 лет 10 месяцев: «Серенькая кошка села у окошка. Собачка лаяла. Коза гуляла. Петух и курочка, кот и кошка, и мы немножко. Доктор. Доктор, доктор, помогите, моя куколка больна, дайте ложечку варенья и стаканчик молочка.»
Высказывания детей 6—7 лет (предлагаемые слова выделены): «Москва — главный город России. Москва — очень большой город. В Москве много трамваев и автомобилей. В ясли приносят маленьких детей. Когда Катя была маленькая, ее носили в ясли» и т.д.
11. Объяснение слов.
Следует ли объяснять детям слова и требовать таких объяснений от самих детей?
Исследования Тихеевой показали, что дети не объясняют слово, не вскрывают его отвлеченную сущность, а приводят конкретные проявления того или другого понятия, оценку его, вроде следующих примеров: «Красота — это когда красиво». «Доброта — это хорошо. Добрые люди хорошие».
Другое дело — объяснение слов, именующих конкретные понятия, предметы. С этой же задачей связана работа по придумыванию загадок. В данном случае детям называется предмет и предлагается определить, что это такое. К этой задаче примыкает другая — классификация предметов, по видам. Ребенок, имеющий представление об общих понятиях «мебель» и «цветы», на вопрос: «Что такое стол?» — ответит: «Такая мебель; за столом сидят». Или: «Что такое одуванчик?» — «Такой цветок; цветет весной; он желтый».
Высказывания детей 5—6 лет: «Чашка — такая посуда. Из чашки пьют чай, молоко, кофе. Школа — в школе учатся дети. Сад — в саду деревья, дорожки, скамейки, гуляют люди, дети. Собака — такое животное, лает, с людьми живет» и т.д.
12. Отгадывание и составление загадок.
Если у детей имеется запас отчетливых представлений, то загадки, относящиеся к таким представлениям, отгадываются ими и без наличия соответствующих предметов или картинок. В народном творчестве много загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию и возрастам детей и предлагать детям в первую очередь заучивать наизусть как образцы образной народной речи.
Следует поощрять детей в придумывании загадок самим. Конечно, вначале это трудно даже старшим детям, но постепенно они учатся классифицировать предметы, правильно выражать свои мысли и придумывать загадки часто не хуже самой воспитательницы. Например, дети 6—7 лет придумывают такие загадки: «Овощ, растет в огороде, снаружи красный, внутри белый»; «Птица, которая кладет свои яйца в чужие гнезда» и т. п.
2 ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКИ Е.И. ТИХЕЕВОЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДОУ
2.1.Особенности реализации методики по развитию речи Е.И Тихеевой в воспитании детей среднего дошкольного возраста
Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги, психологи, лингвисты, в том числе и Е.И. Тихеева. Однако до сих пор эта проблема стоит очень остро и до конца не изучена.
К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания.
Монологическая речь-это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение).
Для обучения связной монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий: рассказывание по картине; пересказ литературных произведений; составление описательных рассказов об игрушках; составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание); составление рассказов из личного опыта; рассказывание по серии сюжетных картин.
Многие детские сады сегодня работают по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС), где в соответствии с требованиями реализуемой программы, в среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и составлять рассказ-описание о них.
Обычно отмечают взаимоотношение речевых умений разной степени сложности и выделяют несколько этапов её становления: ситуативная речь; контекстная речь; осознание собственной речи; вычленение компонентов речи; диалогическая речь; монологическая речь.
На одном занятии обычно применяю комплекс приемов, среди которых использую и косвенные приемы: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.
Благодаря использованию методов и приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию.
учить детей пересказывать текст последовательно, соблюдая структуру;
развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, заместителей;
уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по схеме;
развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;
развивать понимание текста на основе построения наглядной модели;
уметь использовать схемы, заместители при пересказе не только всего текста, но и отдельных эпизодов.
Дети в старшей группе должны овладеть следующими умениями.
— последовательно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя;
— выразительно передавать диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.
2. При рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам:
— составлять повествовательные рассказы: указывать время и место действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения;
— придумывать предшествующие и последующие события в рассказах по одной картине.
Для того чтобы правильно выстроить свою работу, считаю нужным сначала провести педагогический анализ детей по развитию речи по следующим критериям.
Умение пересказывать и рассказывать знакомые произведения.
Умение составлять описательные рассказы на наглядной основе.
Умение составлять рассказы из личного опыта.
Участие в играх, инсценировках по литературным произведениям.
По результатам обследования можно наметить перспективные планы по развитию речи, обогатить предметно-развивающую среду, изготовить альбомы стихотворений, поговорок и пословиц, загадок, потешек, а также дидактические игры различной тематики.
— На описание игрушек:
— ”Кто больше узнает и назовет? ”,
— ”Узнай, что за зверь? ”,
Данные игры помогут научить детей называть признаки, качества, действия; побуждают к активному участию каждого ребенка высказывать свое мнение, сравнивать; обогащать словарный запас и соответствующее представление о предмете; связно, последовательно описывать его внешний вид.
— На формирование представлений о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок: ”Кто, что умеет делать? ”, ”Где, что можно делать? ”, ”Скажи, что сначала, что потом. ”, ”Добавь слово”, ”Что было бы, если… ”(подобные игры способствуют связному обучению, последовательному описанию сюжетной картинки, в основе которой лежит первоначально- подражание речевому образцу. [18]
— На формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т. е. строится по определенной схеме. (считаю эффективными следующие игры: ”Кто знает, тот дальше продолжает”, ”Свари компот”, ”Готовим винегрет”, ”Начинаем дежурить”.
Данное направление можно продолжить и в подготовительной к школе группе при этом усложнив задачи по развитию связной речи, т. е.:
научить строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры и использованием разных типов внутритекстовых связей;
сочинять сюжетные рассказы по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта;
в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;
учить детей анализировать и оценивать рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности.
Таким образом, использование моделей и схем заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью, так как наличие зрительного плана делает высказывания четкими, связными и последовательными.
2.2.Влияние методики Е.И. Тихеевой на формировании художественно-речевого развития дошкольников через различные формы работы
Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства языка, форум и функций речи, письма и чтения. Среди важнейших средств формирования образности речи многие ученые, в том числе и Елизавета Ивановна Тихеева, называют произведения художественной литературы и устного народного творчества.
Задачи художественно-речевой деятельности подчинены общей цели всестороннего воспитания личности ребенка, они выдвигаются в соответствии с возрастными особенностями детей, а также своеобразием литературных произведений.
Осознавая роль художественной литературы, как средства умственного и нравственного воспитания, необходимо знакомить детей с собственно художественными достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка. Е.И. Тихеева и другие отечественные педагоги считали, что художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку.
Человек – сначала маленький, потом большой – только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно уже сейчас, пока наши дети не выросли и не повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушивается к нашим словам. [1,с.34]
Сейчас же книги заменило телевидение, компьютеры. Некоторые родители совсем не читают детям, поэтому речь таких детей не развита, беден словарный запас, они не могут выразить свои чувства, правильно, красиво составлять предложения.
На улицах, в транспорте мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, с неряшливым произношением, массой неправильных ударений и речевых ошибок.
Поэтому сегодня необходимо проводить занятия на тему: «Формирование художественно-речевого развития дошкольников через различные формы работы».
Начиная работать над этой проблемой, сначала нужно познакомиться с книгами Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохиной, В.И. Лейбсона, статьи журналах «Дошкольное воспитание». Планируя предстоящую работу по формированию художественно-речевой деятельности, нужно выделить следующие задачи:
1) Формировать первоначальные представления о художественной литературе;
2) Учить воспринимать художественные произведения в единстве содержания и формы;
3) Развивать способности художественно-речевые, исполнительские и творческие способности.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить.
Вслушиваясь в слова потешки, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организует его поведение.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжёлого» расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку, сопровождая ее движения чтением потешки, например: «Петушок», «Киска, киска…»
С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.
«Водичка, водичка…», «Расти, коса, до пояса» и другие.
Можно проводить артикуляционную гимнастику, упражнения для языка, для тренировки голоса и речи. Речь только начинает формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают укреплять и развивать речевой аппарат.
В ходе работы можно также использовать загадки, образные пословицы и поговорки. Причем стремиться показать детям художественные достоинства этих жанров, красоту их языковой формы.
Во время наблюдений практикуется чтение произведений художественной литературы. С наибольшим желанием, эмоционально дети читают стихи, обращенные к объекту наблюдения: солнцу, березке, снежинкам, ветру и т.д.
Из множества русских пословиц и поговорок выбираются те, которые могут сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно, обогащать их речь. Художественная сила пословиц и поговорок заключается в смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой о ритмической организованности.
В старших группах дети умеют слушать художественные произведения, обладают навыками выразительного исполнения стихотворений, у них формируется правильная речь. Они способны замечать связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. Развивая у детей творческие способности, можно придумывать загадки, сочинять сказки. Дети сами становятся инициаторами. При ознакомлении со сказкой необходимо давать детям представления об особенностях жанра, раскрывать идейно-художественный смысл произведения, показывать красоту и поэтичность образов, языка.
Словесные методические приемы ознакомления с художественной литературой наиболее действенны, когда осуществляются в единстве с наглядными. Они способствуют большей глубине художественного впечатления, поэтому нужно использовать в работе репродукции, сюжетные картинки, альбомы и т.д.
Когда дети старшего возраста имеют определенные навыки восприятия художественных произведений, обучение связывается с развитием творчества. Детям даются творческие задания для развития поэтического слуха, образности мышления, способности улавливать мелодичность речи. Материал, усвоенный на занятиях, дети закрепляют и применяют самостоятельно в новых условиях.
Наиболее ярко самостоятельность действий проявляется в творческом рассказывании, в придумывании собственных загадок, рифмовок. Самостоятельность проявляется, прежде всего, в выборе темы, в замысле. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и показывают на фланелеграфе или используют плоскостной настольный театр.
В такой художественно-речевой деятельности дети с удовольствием воспроизводят праздник, участникам которого они являются, вносят свою интерпретацию, свой замысел в содержание, оформление, проведение игры.
В группе должны иметься необходимые для этого условия: кукольный театр, пальчиковый, настольный, перчатки для пальчиковой гимнастики; книжный уголок, где дети могут взять книги, рассмотреть альбом с загадками, ребусами, соответствует всем необходимым требованиям. В театрализованных играх обычно соединяются почти все виды художественной деятельности детей. Здесь имеют место и музыкальное, и художественно-речевая, и изобразительная деятельность (дети сами поют, говорят за сказочных героев, вместе с воспитателем готовят костюмы).
Работая над формированием художественно-речевого развития с детьми, невозможно обойтись без помощи родителей. Чтобы эффективнее работать в этом плане, на собраниях говорила родителям о том, насколько важна эта проблема. Как её решать, чтобы добиться от детей положительных результатов. Разумеется, только совместными усилиями. Для родителей можно оформить стенд «Художественное творчество детей». Провести консультации на темы: «Развитие театрально-игровой деятельности у детей», «Как ускорить процесс понимания сказки», «Загадка как средство развития, обучения, воспитания» и др.
Анализ содержания современного образования показывает, что концепция развития многих дошкольных учреждений строится на богатейшем опыте науки и передовой новаторской практики ДОУ России, на педагогических идеях и трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Л.С. Выготский, П.Н. Блонский, А.В. Запорожец и многие другие.
Рассматривая в первой главе методику развития связной речи детей дошкольного возраста Е.И. Тихеевой, в аспектах развития словаря, работы с книгой, формирования грамматического строя речи, нами выявлено следующее.
Елизавета Ивановна разработала методику развития речи и мышления детей дошкольного возраста, которая основывалась на систематических занятиях с использованием живого слова, произведений народной словесности, поэзии и произведений искусства.
Е.И. Тихеева считала, что развитие речи должно быть обязательно связано с какой-нибудь деятельностью ребенка, будь то игра, труд, праздники или интеллектуальная деятельность, и свою методическую систему строила лишь вокруг этих видов деятельности. Этим и объясняется нечеткое выделение задач развития речи. Наиболее подробно ею разработаны такие вопросы, как обогащение словаря (план-программа ознакомления с окружающей обстановкой; методы работы над словарем детей), а также развитие связной речи (рассказы об игрушках и картинках, занятия по живому слову).
В своей методике работы с книгой Е.И. Тихеева указывала, что для детей дошкольного возраста нужно отбирать литературные произведения, доступные им по содержанию и по форме. Она писала, что дети выражают свои мысли не только с помощью речи, но и жестами, звукоподражанием, изобразительными средствами и т.д. Дала ценные методические рекомендации, как использовать игры, лепку, рисование в целях развития детской речи. Одним из методов обучения детей языку и речи Е.И. Тихеева считала уроки наблюдения, связанные с рассказыванием: детям показывают предметы, называют их, а потом просят повторить слово.
Во второй главе исследования мы выяснили, что методические и практические рекомендации Е.И. Тихеевой по развитию речи дошкольника широко применяются и используются воспитателями детских садов и в наше время.
Для обучения связной речи детей дошкольного возраста продолжают использоваться такие виды занятий, как рассказывание по картине; пересказ литературных произведений; составление описательных и повествовательных рассказов об игрушках; творческое рассказывание; составление рассказов из личного опыта; рассказывание по серии сюжетных картин – все те методы, которые рекомендовала Тихеева. Все представленные упражнения также являются методическим наследием великого педагога.
Таким образом, каждый метод обучения представляет совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач, достижения определенных целей, а на каждом конкретном занятии применяются разнообразные приемы развития речи.
Далее, рассматривая применение методики Е.И. Тихеевой в формировании художественно-речевого развития дошкольников через различные формы работы, мы выяснили, что осознавая роль художественной литературы, как средство умственного и нравственного воспитания, необходимо знакомить детей с собственно художественными достоинствами разных жанров литературных произведений устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка. Е.И. Тихеева в числе других отечественные исследователей считала, что художественная литература, фольклор и т.д. дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится языку и речи.