В чем актуальность в настоящее время оды державина властителям и судиям
Мастер-класс на тему «Актуальность од Г.Р.Державина»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Актуальность од Гавриила Романовича Державина» (Слайд1)
Цель занятия: решить проблему актуальности державинских од.
Задачи : определить темы од «Фелица» и «Бог», уяснить их идейное содержание; рассмотреть поэтические образы, выяснить, почему оды Г.Р.Державина имели выдающееся значение.
Ода – торжественное стихотворное произведение, выражающее патриотическое, религиозное или философское воодушевление. Ода создавалась по строгим нормам: «высокий стиль речи, изобилующий церковно-славянизмами, восклицаниями, строфа в десять стихов с твердой схемой рифм абаб вв гддг»
Гипербола – чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Используется для усиления художественного впечатления.
Держава – 1. Ист. Золотой шар с крестом наверху, служивший эмблемой власти монарха. 2. Высок., устар. Верховная власть, владычество.3. Высок. Государство
Держава – 1. Устар. Имение, поместье, усадьба. 2. Прочность, крепость.
3. Власть, руководство.
Ход занятия: (Слайд 2-портрет Державина)
Знаете ли вы, кто такой Гавриил Романович Державин? В каком веке жил? Что писал? Какого великого русского поэта «благословил» Державин?
Гавриил Романович Державин – выдающийся русский поэт 18 века. Он известен как автор од «Фелица», «Властителям и судиям», «Бог», стихотворения «Памятник» и многих других. Его произведения получили высокую оценку не только у современников поэта, но и у писателей века 20-го.
Меня, как учителя литературы, не может не волновать вопрос: надо ли современному школьнику изучать произведения 18 века, ведь мы живём в 21 веке. Не секрет, что современные дети не очень любят читать, а уж торжественные стихотворения философского содержания и подавно.
Я предлагаю вашему вниманию занятие на тему «Актуальность од Гавриила Романовича Державина». Но чтобы работать с одой, надо знать, что это такое. Кто может ответить? ( Ода – это торжественное стихотворное произведение патриотического, религиозного или философского содержания. Ода создавалась по строгим нормам: «высокий стиль речи, изобилующий церковно-славянизмами, восклицаниями, строфа в десять стихов с твердой схемой рифм»).
В качестве эпиграфа я взяла строчки из стихотворения Державина:
Не будет никогда подлец.
Ты сам со временем осудишь
Меня за мглистый фимиам;
За правду ж чтить меня ты будешь,
Она любезна всем векам.
Нам предстоит решить проблему: актуальны ли оды Державина? Если да, то в чём их актуальность?
Для участия в мастер-классе приглашаю зрителей, владеющих навыками выразительного чтения стихотворений, умеющих определить тему и основную мысль стихотворного произведения, умеющих работать с Толковым словарём.
2. Практическая работа
Задания первой группе участников мастер-класса:
1.Подготовиться к выразительному чтению отрывков из оды «Фелица».
2.Подумать, каково идейное содержание оды «Фелица» и ответить на поставленные вопросы.
3.Выбрать из текста оды «Фелица» актуальные вопросы.
Задания второй группе участников:
Подготовиться к выразительному чтению отрывков из оды «Бог»
Подумать, каково идейное содержание оды «Бог»
Определить значение слов «высокого» стиля в оде «Бог» (работа с Толковым словарём)
Надеюсь, вы увидите, что оды Державина не только трудны. Они красивы, правда, красота эта открывается не сразу и не всякому.
3. Сведения о личности Державина (Слайд 3-значение слова «держава»)
Державин служил при трёх царях: Павле 1, Александре 1 и Екатерине 2, и каждый раз «придворная карьера» Г.Р.Державина оканчивалась ссорой между поэтом и покровителями-самодержцами и отставкой поэта. Почему? Потому что гордый, прямой, честный и неподкупный, крутого нрава поэт не вписывался в придворную атмосферу и не боялся вступать в конфликт с царями. Он также не хотел мириться с казнокрадством и взяточничеством чиновников, произволом помещиков.
Вывод: итак, мы видим перед собой человека долга, который не поступался принципами ради «куска пожирнее» даже перед самим императором. Значило ли это, что Державин никогда в своей жизни не ошибался? Нет. Каждая личность проходит свой путь становления. Так было и с Державиным.
Ах, маменька, маменька, ненаглядная Фёкла Андреевна! Ежели б ведала ты, что понатворил твой сынок, сержант лейб-гвардии Преображенского полка. Наследственное именьице заложил, а деньги просадил в фараон. Завели его троюродный братец Блудов с подпоручиком Максимовым в большую карточную игру.
Накрывшись вылезшей волчьей полостью, он повторял написанные им строки:
Повеса, мот, буян, картёжник очутился
И, вместо чтоб талант мой в пользу обратил,
Порочной жизнию его я погубил…»
Учитель : Да, и такое бывало в жизни Державина. Но знаем мы его не как человека порочного, а как поэта, с пороками боровшегося.
Итак, читаем «роскошные» оды Державина
Подняв в веках витийства пламя…
Ода «Фелица» (Слайд 5)
1.Выразительное чтение отрывков из «Фелицы»
Ты ведаешь, Фелица, правы
И человеков, и царей,
Когда ты просвещаешь нравы,
Ты не дурачишь так людей.
В твои от дел отдохновеньи
Ты пишешь в сказках поученьи
И Хлору в азбуке твердишь:
«Не делай ничего худого»
И самого сатира злого
Лжецом презренным сотворишь.
3.История создания произведения
На мысль сочинить оду «Фелица» Г.Р.Державина натолкнула сказка, написанная Екатериной 2 для своего внука Александра Павловича. В сказке этой молодой киевский царевич Хлор, гуляя, попадает в плен к киргизскому хану, который приказывает ему найти розу без шипов, то есть добродетель. Чтобы помочь царевичу, является дочь хана, весёлая и любезная Фелица, но так как её не отпускает суровый муж-брюзга, она высылает к ребёнку своего сына по имени Рассудок, который и провожает Хлора. На пути царевича подстерегают разные искушения. Его зазывает к себе Мурза Лентяг, чтобы соблазнами отвратить мальчика от цели. Но рассудок насильно увлекает и приводит его к крутой каменистой горе, где растёт роза без шипов. Мальчик несёт цветок хану, и тот возвращает Хлора домой.
Перенеся имя Фелицы на Екатерину 2, Г.Р.Державин получил счастливую возможность показать картину нравов при дворе и выразить заветную мечту о просвещённой труженице на троне.
Идейное содержание произведения
Державин опоэтизировал Екатерину 2-ю, отдав должное её человеческим качествам: энергии, деловитости, умению прощать промахи и слабости, простоте, справедливости. Императрице противопоставлен иронический двойник автора – ленивый и любящий роскошь Мурза. Как похвала Екатерине, так и описание сановников и Мурзы, изображены в непринуждённом разговорном тоне, с живым, неподдельным юмором. В оду вошли будни, реальный быт, обстановка и распорядок державинского дома. Всё это решительно противоречило традиционным жанровым и стилевым признакам похвальной оды.
— О чём писал Державин? (О добродетелях и пороках)
— (О том, каким должен быть правитель)
4. Работа с языком произведения
— Символом чего является роза без шипов? (Роза без шипов является символом Добродетели)
— Докажите, что основной композиционный приём «Фелицы»-противопоставление(антитеза ). (Противопоставлены добродетели царицы и пороки вельмож)
— В тексте оды «Фелица» обилие бытовых деталей. Зачем оно дано? (Обилие бытовых деталей автор использует при описании стола и выезда. Оно подчёркивает, насколько бездуховна жизнь вельмож). Приведите примеры.
-Какие вопросы тесно связаны с идеей оды «Фелица» и звучат достаточно актуально и в 21веке? (Слайд 6)
Где отличен от честных плут?
Где старость по миру не бродит?
Заслуга хлеб себе находит?
Где месть не гонит никого?
Где совесть с правдой обитают?
Где добродетели сияют?
— Можно ли их считать риторическими, несмотря на ответ? (Да, эти вопросы подразумевают ответ – нигде, такого места нет)
1.История создания оды «Бог»
Учитель : ода «Бог» обращена к Творцу и Вседержителю. Она принесла Г.Р.Державину мировую известность, была переведена на множество языков. Глубоко и пылко верующий человек, Гавриил Романович Державин в своей оде «Бог» попытался проанализировать, что есть Творец и как человек предстоит перед ним.
2.Выразительное чтение отрывков из оды «Бог»
… Создавый всё единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, ты есть, ты будешь ввек!
… Ты цепь существ в себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
… Ты есть — и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной…
… Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я Бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.
… Твое созданье я, создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
… Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.
3.Идейное содержание произведения
В оде «Бог» вдохновение поднимает поэта, возвышает до божественного проникновения…Бог – это всё: Миры, Вселенная, бесконечное пространство и время. Человек перед Богом – это одна точка, а вся земная твердь – капля, «в море опущенна». И поэт ничто перед Богом, но Тот снабдил его вдохновенной возможностью знать жизнь и парить в небесах, и он уже «не ничто»! Поэта поднимает талант, вдохновение его обожествляет, над слабыми смертными возвышает его «слово»…
Учитель: это высказывание современного исследователя творчества Державина, взятого из книги «Творчество Г.Р.Державина» (Материалы конференции. Тамбов, 1993год).
Державин – поэт-философ, размышляющий над смыслом жизни, сущностью и назначением человека, интересен литературоведам и века двадцатого.
4. Язык оды «Бог» (Слайд 8)
— Назовите слова высокого стиля в оде «Бог». Зачем они даны ? (Объемлет, зиждет, сущий, единый, бездна, вечность, воззвал…Поэт обращается к Творцу, поэтому и лексика «высокая»).
-Объясните слова высокого стиля, пользуясь Толковым словарём.
«Я царь-я раб-я червь-я Бог!)
— Почему употребляются существительные с отвлечённым значением? (Говорится о философских категориях)
— С помощью каких словесных рядов создаётся образ светлого мира, сотворённого Богом ?
Сверкают пылинки инея
5.Работа с Толковым словарём (Значение слов высокого стиля в оде «Бог»).
5.Высказывания об особенностях творчества Г.Р.Державина
Вставала в небесах Державину хвала…
Н.В.Гоголь особенностью поэзии Г.Р.Державина считал гиперболизм : «весь этот громозд служит на то, чтобы неестественною силою оживить предмет, так что кажется, как бы тысячью глазами глядит он».
В.Ф.Ходасевич отмечал, что «поэты до Г.Р.Державина не умели смешивать красок и не знали полутонов. Державин первым начал изображать мир таким, каким он представляется художнику».
А.С.Пушкин говорил : «Державин, со временем переведённый, изумит Европу, а мы из гордости народной не скажем всего, что мы знаем о нём…»
В.Ф.Ходасевич утверждал: «В поэзии Державина бьётся и пенится родник творчества, глубоко волнующего, напряжённого и живого, то есть как раз не ложного. Поэзия Державина спаяна прочнейшими узами».
«Зла непримиримый враг» называл Державина К.Ф.Рылеев.
Он размышляет над вечными вопросами:
-что такое человек перед Вселенной,
-какими должны быть люди,
-какими должны быть отношения между правителем и народом,
-многие вопросы, заданные Державиным в 18 веке, актуальны и сегодня: «Где отличен от честных плут?
«Где совесть с правдой обитают?»
-В чём проявилось новаторство поэта? (В том, что Державин смело скрестил бытовое просторечие и слова высокого стиля)
-Прав ли Державин, считая, что «памятник себе воздвиг чудесный, вечный»? (Сам Державин писал об этом так:
Не будет никогда подлец.
Ты сам со временем осудишь
Меня за мглистый фимиам;
За правду ж чтить меня ты будешь,
Она любезна всем векам).
-Чем интересны для нас, живущих в 21 веке, оды Державина? (Слайд 10)
(« Державин преобразовал русскую поэзию и открыл перед ней новые дороги. Его стихи не могут оставить равнодушными и сегодняшнего читателя, потому что в них горит поэтический огонь, благодаря которому они доставляют истинное художественное наслаждение».
— При создании произведений Г.Р.Державин использует символы, гиперболу, сравнения, эпитеты, риторические вопросы, обращения, лексические повторы, то есть почти весь арсенал современной поэзии. Поражает звукопись: облака «краезлаты», лебеди «сребророзовые».
-Готовясь к итоговой аттестации по русскому языку, на примере державинских произведений мы повторяем изобразительно – выразительные средства языка).
Учитель: Закончить наше занятие мне хочется строчками стихотворения Гавриила Романовича Державина, которое является, я думаю, наказом для всех нас: (Слайд 11)
Сочинение Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина
Восемнадцатый век для России и, в частности, её населения был очень тяжелый. Естественно что поэты и литературные деятели того времени не могли оставить данный факт без внимания, вследствие данного внимания у нас есть множество произведений, которые рассказывают нам обо всей жестокости и несправедливости того времени. Отличный поэт того времени Державин также как и остальные не мог оставаться в стороне.
Он написал произведение “Властителям и Судиям”, которое, по сути, являлось пересказом 90 библейских псалмов. Через это произведение он говорил о несправедливости правительства, о нищете народа, о чрезмерной зажиточности дворян, и, впрочем, обо всех событиях и проблемах того времени. За данное произведение его не раз называли богохульником, проклятым человеком, и врагом народа, за его, как бы, оппозиционный характер. Также после издания он испытывал притеснения со стороны правящей власти, из-за нескольких строк про неё в произведении, в которых он раскритиковал её по всем параметрам.
Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям
Своё открытое стихотворение «Властителям и судиям», Державин написал в 1870 году. Для создания этой оды, поэт использовал библейскую тематику. Содержание из ветхозаветных псалмов как нельзя точно отражало события того времени, происходившие в Российском государстве.
Державин в своё время подвизался на высоких должностях государственной службы, и ему воочию была известна незаконная деятельность правительства. Его сопротивления такому явлению не нашли отклика в умах сильных мира сего. Одновременно, честный и непосредственный Державин, верил в справедливые помыслы императрицы Екатерины, обвиняя в неправомерных действиях её сановитое окружение.
Впечатлительному, но решительному поэту требовалось выплеснуть своё неприятие окружающего бытия, и он приступил к созданию оды. К написанию обличительного стихотворения, поэта подтолкнул реальный случай, произошедший во время перестройки здания Сената. Под его руководством, в зале общего собрания, была установлена скульптура Истины, изображённая в обнажённом виде. Когда князь Вяземский принимал залу, увидев нагую скульптуру, он дал повеление её прикрыть. Приняв это как руководство к действию, правительство с той поры и стало прикрывать и умалчивать правду.
За основу произведения, Державин взял псалом царя Давида. Автор добавил в библейский оригинал всё своё негодование и гнев по отношению к властителям мира, решающих судьбы простого народа. Поэту претит несправедливость и беззаконие правителей. Он осуждает чиновников, поднявшихся на высшую ступеньку государственной иерархии. Добравшись до власти, эти чиновники используют её в своих целях, им глубоко плевать на нужды и проблемы простых людей.
В своём стихотворении Державин обращается к правителям, призывая их к справедливости. Вкладывая в поэтические строчки всю свою боль и искренние переживания, автор требует от властителей честности и благоразумия. Также поэт обращается и к высшим «судиям», которых он призывает наказать алчность и подлость земных властолюбцев.
Державин решился на смелый шаг, опубликовав своё обличительное стихотворение в то смутное время. Он открыто и прямо призывает к политическому перевороту, его ода является призывом к свершению несправедливого самоуправства. Сам Державин понимает, что в этом мире никогда не будет справедливости, и в своём бессилии что-либо изменить, он взывает к высшей инстанции, к Богу.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина
Популярные сегодня темы
Главный герой Дубровский поссорился с дворянином Троекуровым, тот благодаря своим связям лишил Дубровского поместья и всех владений.
Когда зритель видит данную композицию, то невольно задумывается та ли эта картина. Ведь в название есть слова весна, а на картине вовсю лежит снег. Да, именно снег, Вы не ошиблись
Одежда, конечно, важный элемент нашего образа, а также, просто очень полезная вещь – для тепла, гигиены… Я просто, всё-таки, не понимаю, зачем такое значение ей придаётся.
Весьма милая картина, мне она нравится. Здесь несколько персонажей (характеров), все хорошо читаются. В середине, конечно, обладатель того самого первого фрака – счастливец. Это высокий молодой человек
Произведение братьев Стругацких рассказывает о далеком времени, когда человечество достигло высокой стадии развития и получило возможность путешествовать по другим планетам. Теперь люди проводят нечто наподобие
Развернутый литературный анализ стихотворения «Властителям и судиям» доказывает, что это произведение является одним из главных в творчестве Гавриила Державина. Автор в экспрессивной смелой манере поднимает тему продажности и безнаказанности чиновников.
Несмотря на то, что прошло почти два с половиной столетия, ситуация практически не изменилась. К сожалению, проблема эта остается острой и актуальной и для нас. Значит животрепещущее произведение Державина никогда не устареет.
История создания стихотворения Гавриила Державина
Обличительное поэтическое обращение «Властителям и судиям» перевернуло мировоззрение всей России конца 18 века. Написано оно было в 1787 году, но к изданию его запретили.
Державин Гавриил Романович (1743-1816)
Цензура не хотела пропускать «гневную оду» в народ. В державинском стихотворении чувствовались опасность, революционный призыв и гневное возмущение, направленное на существующий самодержавный строй.
Стих явился поэтическим переложением 81 Псалма царя Давида из Ветхого Завета. Обращенное «к сильным мира сего» послание напоминало властям о равенстве людей перед судом всевышнего. Гневный пафос оригинала соединился с чисто русским возмущением от деяний правителей.
Поэт Гавриил Державин был еще и государственным деятелем, занимая не последний пост при дворе. Наблюдая изнутри всю несправедливость и беззаконие управленческой системы в Российской империи, он не смог остаться в стороне.
Автор был уверен в необходимости перемен – кардинальных и решительных. Именно эту идею он положил в основу своего стихотворения. Поэтому можно утверждать, что история создания оды прямым образом связана с исторической и политической ситуацией в стране в конце 18 века.
Благодаря немалым усилиям самого автора, ода вышла в свет в 1788 году в журнале «Зеркало». В 1795 г. Державин дарит императрице рукописный сборник стихов, среди которых Екатерина 2 находит «Властителям и судиям».
После этого события при дворе к Гавриилу Державину стали относиться с определенной холодностью и осторожностью. Публикация смелого дерзкого послания грозила автору опалой и изгнанием, не говоря уже о карьере.
Однако императрица, питавшая уважение к поэту, отреагировала на смелое произведение довольно спокойно.
Екатерина считалась покровительницей всего прогрессивного, нового и не хотела портить отношения с поэтом. Она простила его за дерзость. Ведь Державин не раз доказывал свою преданность России и государыне. Поэтому содержание произведения дошло до наших дней без цензурных вмешательств и изменений.
Тема и идея стихотворения
Главная тема – произвол, безнаказанность, самоуправство высших чиновников и государственных деятелей. Их подлость, алчность, властолюбие не имеет предела. Они – земные цари – не могут понять простой народ, помочь ему не хотят. Глаза их покрыты пеленой, из-за которой они не замечают страданий других.
Лирический герой восстал против существующего режима, осмелился спорить с властью. Он видит и понимает, что жить так дальше невозможно. Спрашивает правителей и судей, до каких же пор будет в государстве царить произвол и беззаконие? Строки эти внушают уверенность в необходимости жизненных перемен.
Для простого российского народа монархия, равнодушная к чужим бедам и горестям, явилась огромной трагедией. Цари и судьи, призванные помогать сиротам и обездоленным, благоволят только богатым и властвующим. Их поступки и вся их праздная жизнь совершенно непохожи на Божьи.
Автор убежден, что правящий класс просто не способен на сострадание и сочувствие. Достучаться до жестокосердных сердец невозможно. Им не знакомы понятия совести и чести. Единственный выход и спасение Державин видит в суде Божьем. Он надеется, что всевышний покарает обидчиков и злодеев.
Последние слова героя-обличителя звучат гневно, грозно, громогласно. Неизбежность и необходимость справедливого наказания владык, живущих по своим лживым и порочным законам – основная мысль революционного произведения.
Жанр, направление и композиция
Непривычное для читателя того времени, угрожающе звучащее для правителей творение Державина относится к жанру оды. В привычном понимании ода – литературное лирическое произведение, восхваляющее, торжественное, посвященное какому-либо событию или особенному человеку.
У Державина ода совсем другая. Это гневное, обвиняющее, почти революционное произведение. Можно назвать эту оду еще и духовной, потому что основана она на религиозных трактатах. Направление такой поэзии можно обозначить словом «гражданская», но завуалированная в библейскую форму.
Особое построение стиха придает ему экспрессивность и напряжение. Читать оду без чувств и эмоций просто невозможно. Композиция напоминает первоисточник – 81 псалом. Состоит из 7 четверостиший.
Условно стих можно разделить на 3 части:
Часть первая – напоминание правящему классу об их обязанностях перед простыми людьми.
Горестное признание того, что властьимущие не оправдывают надежд и ждать помощи от них смысла нет, они слепы и глухи к чужим страданиям.
Герой разочарован и бессилен. Его слова и эмоции вызывают сочувствие. Но в нем остается вера в торжество справедливости.
Стихотворный размер
Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой:
судит – будет (глаголы);
невинных – бессильных (прилагательные);
покров – оков (существительные);
знают – потрясают (глаголы).
Эти рифмы – слова одной части речи, но встречаются рифмы со словами разных частей речи: судья – я (существительное – местоимение), внемли – земли (глагол – существительное).
Средства художественной выразительности
Анализ текста «Властителям и судиям» доказывает его художественные особенности и новаторство автора. Державин упростил поэтический русский язык, добавив простую разговорную речь, которую могли понять обычные люди из народа.
Торжественность и возвышенность слога достигается следующими приемами:
риторические восклицательные предложения, наполненных гневом и возмущением;
использование историзмов – «рек», «сонме», «доколе», «исторгнуть», «мздою», «очеса», «злодействы», «древ»;
Стихотворение приближается к ораторской речи, заинтересовывая читателя и заставляя его задуматься над смыслом сказанного.
Привычные приемы выразительности тоже присутствуют:
Сравнения – «как с древ увядший лист падет», «вы умрете, как ваш последний раб умрет» – характеризуют недолговечную жизнь великих царей.
Своеобразные метафоры – «исторгнуть бедных из оков», «покрыты мздою очеса».
Эпитеты – «последний раб», «увядший лист», «земные боги», и усеченные прилагательные – боги «властны», «страстны», «смертны» придают силу и торжественность.
Слог стиха прост и величествен одновременно.
Гавриил Романович Державин, будучи приверженцем монархии, не считал свое произведение политическим. Однако идеи, высказанные настолько эмоционально и грозно, сразу приняли революционную окраску.
Поэт, возвышающий и восхваляющий Екатерину и ее «добродетели» в стихотворении «Фелиция», вдруг превратился в настоящего обличителя человеческих пороков, требующего непременного возмездия.
Эти революционные взгляды и идеи нашли свое продолжение в творчестве великих русских поэтов 19 века Пушкина и Лермонтова. Однако и для сегодняшнего читателя 21 века смысл стихотворения «Властителям и судиям» близок и понятен. Ведь несправедливость, беззаконие, произвол царят и в современном обществе.