В чем аллегорическое звучание образа фонтана фета и тютчева
Стихотворение “Фонтан” А. Фета и Ф. И. Тютчева (Сравнительный анализ)
Стихотворение Тютчева состоит из двух частей. В первой он описывает фонтан. При описании он пользуется такими выразительными средствами как метафоры (“облаком живым”, “лучом поднявшись”) и эпитеты (“сияющий”, “огнецветная”).
Во второй части мы видим сравнение фонтана с человеком. Здесь поэт употребляет свой основной художественный прием – параллелизм.
Тютчев заявляет о том, что мысли человека подобно струям фонтана, стремятся вверх, чтобы постичь невозможное. Но человеку не дано открыть секреты существования.
Ставится предел нашему любопытству, и даже упорство не поможет преодолеть эту грань. В варианте Тютчева природа торжествует над человеком, она намного выше. Она создала самого человека и не желает равняться с ним.
Фет же своим стихотворением изображает человека живущего в абсолютной и нерушимой гармонии с природой (“мы оба дышим”). Здесь также присутствует соотношение человека с фонтаном, но только у Фета эта ситуация куда более радостная.
Автор говорит, это и есть жизнь, и это прекрасно. Но он также упоминает определенный судьбой предел, до которого нам разрешено “вознестись”. Однако, совершив ошибку и упав вниз, мы можем опять начать все заново.
Так же и в природе все идет по кругу.
Таким образом, два на первый взгляд близких стихотворения, оказались абсолютно разными по своей сути. При изучении поэзии поверхностного взгляда мало, нужно смотреть вглубь вещей. Мы увидели два совершенно различные мироощущения: человека, который живет в полной гармонии с природой (у Фета) и человека, который не может стереть границу между собой и природой, но всеми силами стремится к этому, предпринимая все новые попытки.
Анализ подготовила для Вас Strange
Related posts:
«Фонтан» — сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Фета
Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нём он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использование разбора на уроке литературы может помочь обучающимся лучше понять данное произведение.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.
История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.
Тема стихотворения – предопределённость человеческой судьбы.
Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй, используя развёрнутую метафору, описывает стремление души человеческой к небу.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.
Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.
Метафоры – “осуждён пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.
Сравнения – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.
Темы и проблемы
Композиция
Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создаёт образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафоры, эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.
Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.
«Фонтан» А.Фет
Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан.
— Я, и кровь, и мысль, и тело — Мы послушные рабы: До известного предела
Все возносимся мы смело Под давлением судьбы.
Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь.
Анализ стихотворения Фета «Фонтан»
В произведении, созданном летом 1891 г. необычное наполнение приобретает лирическое «мы», от лица которого моделируется художественное пространство. «Ночь и я» — одинаково «безмолвные», спокойные и неторопливые участники летней сцены. Их окутывает пьянящий аромат цветущей липы, ставший яркой обонятельной приметой наступившего тепла.
Образ, давший заглавие стихотворению, не только оживлен, но и наделен даром речи. Герой и окружающая его гармоничная картина ночи слушают мудрую «песню» фонтана, которая занимает два из трех пятистиший.
Одушевленный персонаж напоминает о пределах познания и конечности земного бытия, обозначая общей формулой «послушные рабы» и потоки воды, и человеческие устремления. Аллегорический смысл речи уподобляет мысли и эмоции водяной струе, поданной под давлением. Какими бы грандиозными ни были желания и планы, всему суждено влиться в естественный круговорот, заданный божественным началом.
Лирический субъект «Фонтана» осознает драматизм земного существования, но не обостряет его до трагических нот. Произведение, появившееся примерно за полтора года до кончины поэта, подводит философский итог его творческим исканиям. Принять гармоничные законы природы, вписать в ее вечный цикл развитие человеческого общества — такова суть поэтического завещания Фета.
Метафора, ассоциирующая жизнь с бурлящими струями фонтана, организует аллегорический план и определяет особенности идейного содержания стихотворения. Важная роль отведена и олицетворениям: образ ночи, способной дышать, слышать и ощущать липовый аромат, придает поэтическому пространству динамичность и выразительность.
Спокойные интонации, оттененные светлой грустью, поддерживаются на уровне стиля. В его основе — приемы аллитерации и плавное движение, заданное при помощи четырехстопной хореической строки.
Аллегорическую картину, в центр которой помещен фонтан, за полвека до появления фетовского текста создал Тютчев. Его лирического героя привлекли не звуки, а зрительное великолепие «облака живого» из «огнецветной» водяной пыли. Детализованный, насыщенный яркими метафорами художественный мир тютчевского творения скрывает в себе трагическое содержание. Крушение надежд и желаний связано с мотивом высшего суда, грозного и неумолимого. Его атрибутом выступает карающая рука, обозначенная сложным эпитетом «незримо-роковая».
Это философская элегия, посвящённая вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда стремится ввысь и, достигнув определённой высоты, обречена вернуться к земному.
Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб: с его помощью он создаёт эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.
«Особенности стихотворений А. А. Фета «Фонтан» и Ф. И. Тютчева «Фонтан» (сопоставительный анализ).»
Стихотворение Тютчева «Фонтан» — это размышление над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли объять и познать все законы Вселенной и ограниченностью ее возможностей:
Как жадно к небу рвешься ты.
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
В этом, по мнению поэта, заключается трагический смысл существования человека. Он не может не стремиться ввысь, словно мощная струя фонтана, — такова его человеческая природа. Однако он и не может постичь всего, чего бы ему хотелось, подобно водам фонтана:
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
Это несоответствие тем более печально, что человеческая мысль прекрасна в своих лучших проявлениях: «Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым». Однако доходя до известно предела, она превращается в разноцветную пыль. И это — суровый закон Вселенной.
Размышления Фета в стихотворении «Фонтан» в чем-то схожи с мыслями Тютчева. Поэт сравнивает человеческую жизнь с устройством фонтана:
Я, и кровь, и мысль, и тело —
До известного предела
Все возносимся мы смело
Под давлением судьбы.
«Мысль несется, сердце бьется», однако все возвратится на круги своя («В водоем мой луч прольется») и бурное движение закончится одним — неминуемой смертью («И заря потушит ночь»).
Но Фет не воспринимает эту ограниченность человеческой жизни как что-то трагическое. Для него круговорот жизни и смерти — явление закономерное и естественное. Поэт считает человека частью природы, который подчиняется ее законам. Человек приходит в этот мир, порожденный землей, и нее же уходит. Для лирического героя Фета — это не трагедия, а гармония и естественный ход вещей.
Однако в обоих концепциях сильна роль рока, судьбы. И Тютчев, и Фет считают человека подвластным этой силе — «давлению судьбы». Но если у Тютчева судьба — это злой рок, то у Фета — часть сил Вселенной, которые заставляют человека не только страдать, но и развиваться («возносимся мы смело»).
Художественная форма стихотворений.
Оба стихотворения построены на сравнении человека с фонтаном.
Композиция стихотворения Тютчева 2-ухчастна. Первая часть представляет собой описание «работы» фонтана, вторая часть — аналогия с человеческой мыслью.
Стихотворение Фета 3-ехчастно — экспозиция, описание человеческой жизни и ее итог.
Основной художественный прием в «Фонтане» Фета — метафора, в том числе и метафора олицетворения. Поэт считает всю природу и мир вокруг живым, существующим по своим законам. И действительно, в его стихотворении и «ночь дышит», и «воздух пьян», и «напевает фонтан». Кроме того, «мысль несется, сердце бьется», «в водоем мой луч прольется», «заря потушит ночь» и др.
Стихотворение Тютчева также построено на метафорах: «фонтан клубится», «он
коснулся высоты», «ниспасть на землю осужден», «какой закон тебя стремит, тебя мятет?», «длань твой луч свергает», «смертной мысли водомет» и т. д.
Но тютчевское стихотворение гораздо богаче эпитетами, чем стихотворение Фета («облаком живым», «фонтан сияющий», «влажный дым», «высоты заветной», «пылью огнецветной», «длань незримо-роковая» и др.). Есть здесь и сравнения («Лучом поднявшись к небу»).
Кроме того, стихотворение Тютчева (особенно вторая часть) насыщено обращениями, риторическими восклицаниями и вопросами («О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый!», «Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет?», «Как жадно к небу рвешься ты. »).
Такая эмоциональная насыщенность передает отношение лирического героя к тому трагическому несоответствию, о котором он говорит. Стихотворение же Фета по интонации — спокойно, плавно, размеренно, в нем много повествовательных предложений, что также отражает внутреннее состояние лирического героя.
Стихотворение Тютчева написано трехстопным ямбом с пиррихиями, которые несколько смягчают размер, придают ему некоторую плавность. Этому способствует и кольцевая рифмовка произведения.
Стихотворение Фета написано с использованием хорея, который придает произведению «бодрость» слога, легкость, подчеркивает оптимистичный настрой автора. Это настроение подчеркивает и перекрестная рифмовка стихотворения, а также чередование мужских и женских рифм («дышим-слышим-колышим», «пьян-фонтан»).
Таким образом, одноименные стихотворения Тютчева и Фета — философские элегии, имеющие сходные мотивы. Однако по основному настроению и философской концепции эти стихотворения резко отличаются друг друга. Художественные средства, выбранные каждым их художников, помогают им выразить свой взгляд на человеческую жизнь, ее возможности и на место человека в этом мире.
Другие сочинения по этому произведению
Средства выразительности
Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:
Все они помогают поэту выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.
Анализ стихотворения Фета «Фонтан»
В произведении, созданном летом 1891 г. необычное наполнение приобретает лирическое «мы», от лица которого моделируется художественное пространство. «Ночь и я» — одинаково «безмолвные», спокойные и неторопливые участники летней сцены. Их окутывает пьянящий аромат цветущей липы, ставший яркой обонятельной приметой наступившего тепла.
Образ, давший заглавие стихотворению, не только оживлен, но и наделен даром речи. Герой и окружающая его гармоничная картина ночи слушают мудрую «песню» фонтана, которая занимает два из трех пятистиший.
Одушевленный персонаж напоминает о пределах познания и конечности земного бытия, обозначая общей формулой «послушные рабы» и потоки воды, и человеческие устремления. Аллегорический смысл речи уподобляет мысли и эмоции водяной струе, поданной под давлением. Какими бы грандиозными ни были желания и планы, всему суждено влиться в естественный круговорот, заданный божественным началом.
Лирический субъект «Фонтана» осознает драматизм земного существования, но не обостряет его до трагических нот. Произведение, появившееся примерно за полтора года до кончины поэта, подводит философский итог его творческим исканиям. Принять гармоничные законы природы, вписать в ее вечный цикл развитие человеческого общества — такова суть поэтического завещания Фета.
Метафора, ассоциирующая жизнь с бурлящими струями фонтана, организует аллегорический план и определяет особенности идейного содержания стихотворения. Важная роль отведена и олицетворениям: образ ночи, способной дышать, слышать и ощущать липовый аромат, придает поэтическому пространству динамичность и выразительность.
Спокойные интонации, оттененные светлой грустью, поддерживаются на уровне стиля. В его основе — приемы аллитерации и плавное движение, заданное при помощи четырехстопной хореической строки.
Аллегорическую картину, в центр которой помещен фонтан, за полвека до появления фетовского текста создал Тютчев. Его лирического героя привлекли не звуки, а зрительное великолепие «облака живого» из «огнецветной» водяной пыли. Детализованный, насыщенный яркими метафорами художественный мир тютчевского творения скрывает в себе трагическое содержание. Крушение надежд и желаний связано с мотивом высшего суда, грозного и неумолимого. Его атрибутом выступает карающая рука, обозначенная сложным эпитетом «незримо-роковая».
Тест по стихотворению
В каком году Ф. И. Тютчев написал стихотворение «Фонтан»?
Начать тест(новая вкладка)
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Анализ стихотворения Фета «Фонтан»
Пейзажная лирика занимает главенствующее положение в раннем творчестве Афанасия Фета. Но были у поэта в эти годы и стихотворения, которые ярко выделяются из общего потока, как например, стихотворение «Фонтан», имеющее философскую и даже архитектурную основы.
Фет сравнил жизнь человека с устройством фонтана. Он говорит, что все люди рабы, действующие по указке обстоятельств. У человека бьется сердце, он может любить, он способен мыслить, но рано или поздно все вернется на круги своя и закончится неотвратимой смертью. Так и в фонтане вода, выходящая струями все равно упадет вниз, с каким бы напором она не рвалась вперед.
Фет не воспринимает эту особенность человеческой жизни как нечто трагическое. Для него все это закономерно и естественно. Автор воспринимает человека как часть природы, которая подчиняется ее законам. Он приходит в этот мир, рожденный землей, и нее же и возвращается. Для лирического героя стихотворения — это не трагедия, а даже некая гармония и естественное течение времени.
Основной троп в стихотворении– метафора, включая метафору олицетворения. Автор считает природу живой, действующей по собственным законам. В этом произведении «ночь дышит», «воздух пьян», и «напевает фонтан».
Стихотворение написано хореем, придающим бодрость слога, легкость восприятия, что передает оптимистичный настрой автора.
Сравнив жизнь с фонтаном, написав это стихотворение простым подвижным слогом, Фет призывал ценить жизнь, наслаждаться каждым моментом своего бытия, ведь мы не знаем, в какой момент наш фонтан, то есть жизненные силы, иссякнут.
Смысл
Основная мысль стихотворения – это необходимость смирения и принятия закономерностей бытия. Тютчев говорит об ограниченности людей, о предопределенности их судьбы и самих поступков. Человек одержим стремлением познать мир, прочувствовать на себе высшие законы мироздания, но существуют границы, пересечь которые просто невозможно. Сколько бы человек не пытался, ему не удастся достичь самой вершины. Данная идея лежит в основе христианского мировоззрения, и автор передал ее в лирике. Та же мысль, например, заложена в библейском предании о Вавилонской башне, где людям не удалось достроить город, достающий до неба. Их честолюбивые помыслы рассыпались в прах, ведь все строители стали говорить на разных языках. Так, по мнению теологов, появились разные алфавиты, ибо Бог покарал своих созданий за чрезмерное любопытство. В стихотворении «Фонтан» Тютчев закладывает ту же мораль, но более примирительно: нам свойственно рваться ввысь, но нужно смириться с тем, что мы все равно упадем и не достанем до идеала.
И в своих размышлениях Тютчев находит точки соприкосновения человека с фонтаном. У этого созданного явления ход одинаковый. Струйки воды поднимаются наверх, достигают определенной высоты, но потом все равно падают. Также и в жизни человека, за взлетом идет падение.
История создания и публикации
Фёдор Тютчев окончил факультет словесности Московского университета, однако, обладая уникальным поэтическим талантом, так и не стал профессиональным литератором. Свои стихи он писал в свободное от государственной службы время, в течение многих лет они нигде не публиковались и не были известны широкой публике.
Стих «Фонтан» был создан в середине 30-х годов, не позднее 1836 г., которым его обычно и датируют. Поэт жил тогда в Германии, очень плодотворно работал и, кажется, совсем не собирался издавать свои прекрасные сочинения. Однако друг Тютчева И. Гагарин, понимая незаурядность его поэзии, очень хотел донести её до российских читателей и ценителей изящной словесности и сумел уговорить Фёдора Ивановича, чтобы тот переслал подборку своих рукописей в Петербург.
Так стихи Тютчева попали в редакцию журнала «Современник», где очень понравились самому А. С. Пушкину, в результате чего и были опубликованы в третьем и четвёртом номерах издания за 1836 год.
В числе опубликованных было и произведение «Фонтан» — глубокое, выразительное размышление о свободе человеческой души мысленно стремиться ввысь, к познанию божественной истины вопреки уделу смертной судьбы.
Сочинение Особенности стихотворений А.А.Фета «Фонтан» и Ф. И. Тютчева «Фонтан» (сопоставительный анализ).
Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нем он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использовав разбор на уроке литературы, можно значительно упростить объяснение материала на эту тему.
История создания
Тютчев написал стихотворение «Фонтан» во время путешествий по Европе. Во многом на его творческий путь повлияло увлечение немецкой и в особенности романтической поэзией. Именно под её влиянием написан «Фонтан». Произведение несёт в себе глубинный смысл и отражает состояние души автора.
Поэт превосходно знал иностранные языки и даже учился в Германии, поэтому его творчество впитало в себя европейские литературные традиции. Однако Тютчев никогда не считал литературу своим единственным призванием. Он преуспевал на государственной службе и был дипломатом. Серьезная работа отнимала много сил и времени, в деньгах он не нуждался, поэтому сочинение стихов так и осталось для Тютчева интересным хобби.
Анализ стихотворения Фета «Фонтан»
Пейзажная лирика занимает главенствующее положение в раннем творчестве Афанасия Фета. Но были у поэта в эти годы и стихотворения, которые ярко выделяются из общего потока, как например, стихотворение «Фонтан», имеющее философскую и даже архитектурную основы.
Фет сравнил жизнь человека с устройством фонтана. Он говорит, что все люди рабы, действующие по указке обстоятельств. У человека бьется сердце, он может любить, он способен мыслить, но рано или поздно все вернется на круги своя и закончится неотвратимой смертью. Так и в фонтане вода, выходящая струями все равно упадет вниз, с каким бы напором она не рвалась вперед.
Фет не воспринимает эту особенность человеческой жизни как нечто трагическое. Для него все это закономерно и естественно. Автор воспринимает человека как часть природы, которая подчиняется ее законам. Он приходит в этот мир, рожденный землей, и нее же и возвращается. Для лирического героя стихотворения — это не трагедия, а даже некая гармония и естественное течение времени.
Основной троп в стихотворении– метафора, включая метафору олицетворения. Автор считает природу живой, действующей по собственным законам. В этом произведении «ночь дышит», «воздух пьян», и «напевает фонтан».
Стихотворение написано хореем, придающим бодрость слога, легкость восприятия, что передает оптимистичный настрой автора.
Сравнив жизнь с фонтаном, написав это стихотворение простым подвижным слогом, Фет призывал ценить жизнь, наслаждаться каждым моментом своего бытия, ведь мы не знаем, в какой момент наш фонтан, то есть жизненные силы, иссякнут.
Жанр, направление, размер
«Фонтан» — лирическое стихотворение. Оно относится к философской элегии. Произведение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием: таким образом поэт создаёт эффект движущихся струй. Бесконечность водяного движения передаёт кольцевая рифма.
Направление творчества Тютчева принято называть «чистым искусством». Автор не касался «грязных» тем и проблем современного ему общества и делал акцент на прекрасном и вечном — природе, чувствах, философских думах о сути вещей и понятий.
Образы и символы
Фонтан в стихотворении олицетворяет вечное движение людей и их мира, а его струи, подобные человеческой мысли, всегда стремятся ввысь, но достигнув определённой высоты, возвращаются к земному. Таков предел дозволенного, выше которого не подняться.
Лирический герой представляется отстраненным наблюдателем, никак не проявляя себя. Он лишь делает обобщающий вывод, подводит итог увиденному. Его размышления спокойны и смиренны: он признает, что человечество не поднимется выше планки, отмеренной Высшим разумом. Это нисколько не огорчает его, это данность, с которой пока нужно смириться.
«Фонтан» А.Фет
Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан.
— Я, и кровь, и мысль, и тело — Мы послушные рабы: До известного предела
Все возносимся мы смело Под давлением судьбы.
Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь.
Анализ стихотворения Фета «Фонтан»
В произведении, созданном летом 1891 г. необычное наполнение приобретает лирическое «мы», от лица которого моделируется художественное пространство. «Ночь и я» — одинаково «безмолвные», спокойные и неторопливые участники летней сцены. Их окутывает пьянящий аромат цветущей липы, ставший яркой обонятельной приметой наступившего тепла.
Образ, давший заглавие стихотворению, не только оживлен, но и наделен даром речи. Герой и окружающая его гармоничная картина ночи слушают мудрую «песню» фонтана, которая занимает два из трех пятистиший.
Одушевленный персонаж напоминает о пределах познания и конечности земного бытия, обозначая общей формулой «послушные рабы» и потоки воды, и человеческие устремления. Аллегорический смысл речи уподобляет мысли и эмоции водяной струе, поданной под давлением. Какими бы грандиозными ни были желания и планы, всему суждено влиться в естественный круговорот, заданный божественным началом.
Лирический субъект «Фонтана» осознает драматизм земного существования, но не обостряет его до трагических нот. Произведение, появившееся примерно за полтора года до кончины поэта, подводит философский итог его творческим исканиям. Принять гармоничные законы природы, вписать в ее вечный цикл развитие человеческого общества — такова суть поэтического завещания Фета.
Метафора, ассоциирующая жизнь с бурлящими струями фонтана, организует аллегорический план и определяет особенности идейного содержания стихотворения. Важная роль отведена и олицетворениям: образ ночи, способной дышать, слышать и ощущать липовый аромат, придает поэтическому пространству динамичность и выразительность.
Спокойные интонации, оттененные светлой грустью, поддерживаются на уровне стиля. В его основе — приемы аллитерации и плавное движение, заданное при помощи четырехстопной хореической строки.
Аллегорическую картину, в центр которой помещен фонтан, за полвека до появления фетовского текста создал Тютчев. Его лирического героя привлекли не звуки, а зрительное великолепие «облака живого» из «огнецветной» водяной пыли. Детализованный, насыщенный яркими метафорами художественный мир тютчевского творения скрывает в себе трагическое содержание. Крушение надежд и желаний связано с мотивом высшего суда, грозного и неумолимого. Его атрибутом выступает карающая рука, обозначенная сложным эпитетом «незримо-роковая».
Темы, идеи и настроение
Основная тема стихотворения «Фонтан» – сравнение фонтана с мыслью человека: как и брызги фонтана, наши возможности, достигая пика, неизменно возвращаются к исходному уровню, чтобы начать восхождение сначала. Начиная от рождения, люди стремятся к новым знаниям, обогащают свой опыт, как умственный, так и духовный. Но угасание неизбежно: в какой-то момент мы достигаем высшей точки, пересечь которую уже невозможно. Как люди стареют, так и капли, летящие ввысь, достигнув своего предела, падают на землю. Но автор не отрицает, что однажды все человеческие возможности будут реализованы, и «длань незримо-роковая» остановит движение.
Ограниченность возможностей человека — это закон человеческой жизни и основная проблема, поставленная автором. Как бы мы ни старались, нам не выйти за рамки нашего восприятия и наших возможностей. Мы смертны, наши силы и знания ограничены, поэтому нам суждено поддерживать вечное движение вверх-вниз, когда одни люди сменят других и пойдут вверх по стопам отцов. Такова закономерность нашей цивилизации, таков механизм истории.
Использование восклицательных предложений во второй части стихотворения указывает на то, что поэта удручает узость мысли людей, каких бы высот они ни достигали, хотя при этом автор принимает законы природы.
Анализ стихотворения Фета «Фонтан»
В произведении, созданном летом 1891 г. необычное наполнение приобретает лирическое «мы», от лица которого моделируется художественное пространство. «Ночь и я» — одинаково «безмолвные», спокойные и неторопливые участники летней сцены. Их окутывает пьянящий аромат цветущей липы, ставший яркой обонятельной приметой наступившего тепла.
Образ, давший заглавие стихотворению, не только оживлен, но и наделен даром речи. Герой и окружающая его гармоничная картина ночи слушают мудрую «песню» фонтана, которая занимает два из трех пятистиший.
Одушевленный персонаж напоминает о пределах познания и конечности земного бытия, обозначая общей формулой «послушные рабы» и потоки воды, и человеческие устремления. Аллегорический смысл речи уподобляет мысли и эмоции водяной струе, поданной под давлением. Какими бы грандиозными ни были желания и планы, всему суждено влиться в естественный круговорот, заданный божественным началом.
Лирический субъект «Фонтана» осознает драматизм земного существования, но не обостряет его до трагических нот. Произведение, появившееся примерно за полтора года до кончины поэта, подводит философский итог его творческим исканиям. Принять гармоничные законы природы, вписать в ее вечный цикл развитие человеческого общества — такова суть поэтического завещания Фета.
Метафора, ассоциирующая жизнь с бурлящими струями фонтана, организует аллегорический план и определяет особенности идейного содержания стихотворения. Важная роль отведена и олицетворениям: образ ночи, способной дышать, слышать и ощущать липовый аромат, придает поэтическому пространству динамичность и выразительность.
Спокойные интонации, оттененные светлой грустью, поддерживаются на уровне стиля. В его основе — приемы аллитерации и плавное движение, заданное при помощи четырехстопной хореической строки.
Аллегорическую картину, в центр которой помещен фонтан, за полвека до появления фетовского текста создал Тютчев. Его лирического героя привлекли не звуки, а зрительное великолепие «облака живого» из «огнецветной» водяной пыли. Детализованный, насыщенный яркими метафорами художественный мир тютчевского творения скрывает в себе трагическое содержание. Крушение надежд и желаний связано с мотивом высшего суда, грозного и неумолимого. Его атрибутом выступает карающая рука, обозначенная сложным эпитетом «незримо-роковая».
Основная идея
Смысл стихотворения «Фонтан» состоит в ограниченности человеческой жизни, в нашем стремлении к идеалу, достичь которого невозможно. Восхождение всегда сменяется падением, и когда-то это осознание придёт к каждому человеку. Что мы можем сделать? Смириться и ждать своего часа. Может, именно нам суждено чуть-чуть продвинуться во время своего прыжка вверх.
Главная мысль стихотворения «Фонтан» уже не раз возникала в творчестве Тютчева. Примерно о том же он писал в произведениях «Природа — сфинкс», «Силентиум» и «Нам не дано предугадать». Человек не совершенен, ему не дано все знать, поэтому он должен учиться у природы ее мудрости на протяжении всей жизни.
Композиция
Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создает образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафорические эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.
Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.
Средства художественной выразительности
В стихотворении «Фонтан» Ф. И. Тютчев использует разнообразные художественные приёмы и тропы. Среди них:
Благодаря приведённым средствам выразительности, Тютчев передаёт идею о мятежности человеческой души.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.
История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.
Тема стихотворения – предопределенность человеческой судьбы.
Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй раскрывает свою метафору, говоря, что таким образом он описывает стремление души человека к небу.
Жанр – романтическая элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.
Метафоры – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.