В чем аристотель видит отличительные черты философского познания в метафизике
Метафизика Аристотеля
Вы будете перенаправлены на Автор24
Метафизика – это направление философии, нацеленное на поиск первопричин и сущностей бытия, рассматривающее мир как нечто стабильное, неизменное, в противовес диалектике, как учению о развитии.
Аристотель как основатель метафизики
Аристотель один из наиболее выдающихся мыслителей периода античности, заложивший традиции современной системы философии. Аристотель входит в число учеников Платона, однако он не ограничился изучением концепции собственного учителя, но шагнул значительно дальше, собрав все сведения о философских, научных, этических, политических концепциях своего времени. Как учитель Александра Македонского, Аристотель стал одним из кто сформировал феномен эллинизма – единого культурного пространства, объединявшего достижения греческой и восточной культуры.
В качестве наследия Аристотель оставил свои многотомные труды, в которых дал изложение, критику и обобщение научной и философской мысли античного мира. Именно благодаря Аристотелю и его работам до современности сохранились описания философских взглядов натурфилософов, пифагорейцев, Демокрита и его последователи и т.д. Аристотель заложил традицию философской рефлексии и переосмысления прежних концепций, которая лежит сейчас в основании всей философской деятельности.
Заложил Аристотель и основания метафизики. Однако само слово метафизика появилось достаточно случайно и значительно позднее. Собиратели его сочинений разделили их на две большие группы – физику, в которую включались труды, посвященные конкретным наукам и областям знания – математике, физике, истории, логике, этике и т.д., а также группу из 14 трудов, которые нельзя было отнести ни к одной из этих категорий, и в которых излагались собственные философские воззрения Аристотеля. Сам Аристотель предполагал, что в этих трудах он описывает новую науку, еще неизвестную миру, направленную на познание божественного. Андроник Родосский обобщил эти труды под названием «Метафизика», что буквально означало «то, что идет после физики».
Готовые работы на аналогичную тему
Следует отметить, что метафизика Аристотеля значительно отличается от той метафизики, что устоялась под давлением схоластической полурелигиозной философии и являет собой образец идеализма и догматизма. Метафизика Аристотеля лишена догматичности, рассматривая проблемы причины, сущности, первоначал бытия, она не отрицает подвижного характера самого бытия, его стремления к развитию и становлению.
Основными понятиями метафизики Аристотеля выступают:
Представления о сущности в метафизике Аристотеля
Рассматривая сущность бытия Аристотель подвергает жесткой критике учение своего учителя – Платона. С его точки зрения Платоновские идеи представляют собой не более чем бесплодное удвоение бытия, которое ничего не дает и ничего не объясняет. Так существование неких абстрактных идей, например, идеи яблони, не объясняет реальных процессов, происходящих с яблоней – превращения семени в росток, его развития до состояния плодоносящего дерева, наконец созревания плодов и гибели самого дерева. Идеальный, а потому неизменный, статичный образ яблони не позволяет ни ничего узнать о яблони реальной, ни объяснить, что с ней происходит и как за ней ухаживать, чтобы получить лучший урожай.
Аристотель полагает, что только чувственно-воспринимаемый объект является реально существующим, и воплощает сущность в самом себе. При этом Аристотель выделял два рода сущности (усиа):
Материя есть первая усиа. Материя определяет свойства объекта или предмета. Форма – это вторая усиа. Она определяет бытийность объекта, способ его существования. Так для бронзового шлема, в качестве материи выступает бронза, определяющая такие его качества как вес, прочность/гибкость, твердость и т.д., а формой собственно шлем, определяющей назначение данного предмета и его отличия от друг предметов из бронз, например, кубка. Однако в отличии от Платона, Аристотель на обособляет материю и форму друг от друга, а напротив объединяет. Подлинная сущность объекта раскрывается в единстве материи и формы – без материи форма не существует вовсе, без формы материя не может найти свое воплощение и стать чем-либо.
При этом под сущим Аристотель понимает все бытие, все то, о чем мыслится и о чем говорится, при этом само сущее ни о чем не говорит. Когда же человек обращает свое внимание на некий отдельный объект, он начинает рассматривать именно его сущность, как совокупность определяющих свойств, характеризующих сущее. Аристотель разделяет все свойства объекта на два вида – акциденцию и субстанцию. Если первая представляет собой несущественные, временные качества, то вторая определяет его сущность.
Причины бытия в метафизике
Реализация сущностей в сущем мире согласно философии Аристотеля происходит не спонтанно, а имеет свои причины. Этих причин четыре:
Формальная и материальная причины входят в собственно сущность самого объекта – это его форма и материя, материал из которого он состоит. Без них никакой объект не мог бы быть воплощенным в реальность. Однако одних лишь материи и формы недостаточно. Должно быть нечто, что даст им возможность воплотиться и это движущая причина. Для неживых объектов движущая причина внешняя – деятельность мастера, рабочего, крестьянина, благодаря которой появляются различные вещи. Для живых объектов – той же яблони, движущая причина заключена в ней самой.
Однако никакой мастер не сможет изготовить объект имея под рукой материю, и представление о форме объекта, если нет цели. Без цели никто не станет просто так создавать меч, чашу, весы или чтобы то ни было. Целевая причина является одной из наиболее важных именно она детерминирует и действия мастера, и выбор подходящей формы и материала и переделяет конечное бытие объекта. Также и живые объекты имеют свою целевую причину. Яблоня растет, чтобы приносить плоды, которые в свою очередь дадут начало новым деревьям.
Билет 10.Метафизика и теория познания Аристотеля. Аристотелизм как тип мышления.
Сущность –это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени, места, от связей с другими сущностями и т. д. Именно сущность может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания–науки. Аристотель стремится познать сущность вещей через их родовые понятия, а поэтому в центре внимания у него находится отношение общего к частному. Он создаёт первую в истории систему логики–силлогистику, главную задачу которой он видит в установлении правил получения достоверных выводов из определённых посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Формальная логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства. Вопрос о том что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путём анализа высказываний о бытии. “Высказывание” по-гречески–“категория”.
Важная особенность аристотелевского учения заключается в том, что хотя под сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивидуум), однако сама сущность вовсе не есть что-то, воспринимаемое чувствам: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она– единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств – то, что делает предмет “вот этим”, не позволяет ему слиться с другим. Характеристика бытия как единства, неделимости, устойчивости (неизменности) остаётся важнейшей у Аристотеля, при этом неделимы как первичные сущности (этот человек), так и сущности вторичные (человек– живое существо).
Вводя понятие материи и формы, Аристотель делит сущности на низшие (состоят из материи и формы), каковы все существа чувственного мира, и высшие–чистые формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую (лишенную материи) форму–вечный двигатель, который служит источником движения и жизни всего космического целого. Природа у Аристотеля–это живая связь всех единичных субстанций, определяемая чистой формой (вечным двигателем), составляющей причину и конечную цель всего сущего. Целесообразность (телеология) есть фундаментальный принцип как онтологии Аристотеля, так и его физики.
Объект критики – теория идей Платона. Аристотель считал, что Платон совершил ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Но, не смотря на критику, Аристотель во многом обязан своим философским учением Платону.
Аристотель был первым античным ученым, создавшим систематическое учение о природе – физику; заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.
Аристотель стал первым из античных мыслителей, кто стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделял первую и вторую философию. Первая – наука о сущем, или о первых началах и причинах. Предметом первой философии является «метафизика», сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Вторая – физика, или учение о природе. Предметом второй философии являлась природа. Аристотель считал первую философию философией в полном смысле слова, а 2ю тоже философией, но только второй.
В центре первой философии стояли проблемы бытия. Аристотель разработал учение о 1х первоначалах или первопричинах всего существующего.
1. Причина формальная. «Эйдос». В отличии от Платона Аристотель считал, что эйдос вещи, её идея, форма вовсе не занебесная сущность, а такая сущность, которая находиться в нейже самой, и без которой нельзя понять, что такое данная вещь. Формальная причина, или ее эйдос, обусловливает «суть бытия», то, без чего вещи нет.
2. Материальная причина. «Хюлэ». Материальная причина рассматривается Аристотелем в двух планах: 1) как первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью воспринимать любые формы, стать всем; 2) как то, из чего вещь состоит, или уже оформленный материал. Материя и форма взаимосвязаны таким образом, что форма являет собой сущность материи, а материя тот субстрат, в котором эта форма запечатлена.
3. Причина движущая. Аристотель подходил к этой проблеме не столько научно, сколько философски. А с философской точки зрения возникал вопрос «как возможно само движение». Аристотель рассуждал так: если рассматривать в качестве причины движения какую-либо другую вещь, то мы неизбежно придем к дурной бесконечности. Для избежания этого требуется признать наличие самодвижности или самодвижущей причины, которая определяет активность формы, её способность воплотиться в материи.
4. Целевая причина. Она направляет движение к определенной цели. Ни бытие вещи, ни её движение не мыслимы без этой причины. Аристотель считал, что все процессы обладают внутренней направленностью и обусловлены через цель. Всякая возможность стремиться реализовать себя, стать полномерной, а поэтому цель – это стремление к своему благу.
Завершает аристотелевскую концепцию четырех первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже ничем не обусловлено, а зависит только от самого себя; «… есть вечная, неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемых вещей сущность». Философское учение выступает как теология, или учение о боге. По мнению Аристотеля Бог – безличностный божественный Ум, пребывающий в постоянной деятельности, в самой лучшей вечной жизни. Мысль бога – мысль не о мире, а о самом наивысшем, что есть в мире, то есть о собственном мышлении – мысль о мысли.
Божественный Ум выступает в качестве триединой формально-движуще-целевой причины. Как формальная
Ум – «форма всех форм» (предельное понятие о бытии); как движущая – перводвигатель, который движет решительно все, но сам не подвижен; как целевая – всеобщая цель, которая в то же время является высшим благом.
Из всего этого вытекает теологичность, т.е. представление о целесообразности всего сущего, начиная от явлений природного мира и заканчивая жизнью человека и полиса. Единый божественный Ум обуславливает целесообразность мирового процесса и направляет его к единой цели, т.е. к себе как к высшему благу.
В чем аристотель видит отличительные черты философского познания в метафизике
Лекция 6:
Аристотель – Метафизика
(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)
Но вернемся к нашему Аристотелю.
Однако изначально наименование «Метафизика» было дано работам Аристотеля, следовавшим сразу после его работ по «физике», или науке о природе. «Мета» по-гречески означает «сверх» или «после», и, таким образом, книги, шедшие по порядку «после физики» были буквально так и названы – «мета физика». Вероятнее всего сделал это не сам Аристотель, а либо один из его последователей, либо, что еще более вероятно, один из средневековых писарей, редактировавший работы философа.
Формально сам Аристотель говорит в начале первой книги, что данного сочинения – уяснить первые причины, стоящие «над» бытием, ибо только поняв самые первые и основные причины можно считать себя владеющими подлинным «знанием».
Немалое место «Метафизики» занимает критика философии Платона, от которой Аристотель считает своим долгом решительно обособиться. В частности, критикуется основа платонизма – учение об «идеях», или «эйдосах».
Прежде, чем мы поговорим о том, почему Аристотель критикует учение об «идеях», нам следует отметить, что это разделение между ними будет ключевым для всей последующей истории философии. Отметим основную разницу:
Платон своим учением об «идеях» заложил фундамент идеализма, то есть учения о том, что помимо физической реальности существует и отдельная, идеальная реальность, и именно эта идеальная, НЕ-ФИЗИЧЕСКАЯ реальность и является основной.
Аристотель наоборот, критикует идеализм Платона, и, тем самым, закладывает фундамент эмпирицизма, из которого и выросла современная наука.
Итак, в чем же Аристотель видит проблему с «идеями» Платона? В «Метафизике» он указывает на пять таких проблем:
1. «Идеи» Платона с точки зрения Аристотеля бесполезны – они не имеют никакого практического значения, ничего не добавляют и не убавляют от нашего знания реальности. В результате изобретается ненужная, дополнительная форма реальности, которая увеличивает, а не уменьшает число объектов, требующих понимания.
2. Неизменяемые «идеи» Платона не в состоянии помочь в объяснении изменения или движения реально наблюдаемых объектов вокруг нас. Однако мы испытываем эти изменения, и они должны иметь объяснение.
3. Если «идеи» отделены от вещей, то они никак не могут являться их «сущностью» или «субстанцией».
4. Непонятно, что вообще означает туманный термин «участия», которым Платон связывает свои «идеи» с объектами? Как они связаны?
Отбросив, таким образом, платоновскую «идею» как ненужную и необоснованную, Аристотель нашел собственное понятие, дающее улучшенное обоснование наблюдаемой нам реальности: понятие субстанции, о котором мы уже упомянули в прошлый раз.
Что же такое «субстанция», и в чем ее отличие от платоновских «идей»? Напомню, что под «субстанцией» Аристотель понимал основную единицу реальности, от на которой замыкается все понимание и объяснение физических феноменов. В определенном смысле это тоже «идея», но идея заключенная в реальном физическом существе. Так, конкретный человек, Сократ – это «субстанция Сократ», а конкретный конь, Борисфен, это «субстанция Борисфен».
То есть если платоновские «идеи» трансцендентны, существуют отдельно от «участвующих» в них объектов, то субстанция Аристотеля имманентна, нераздельно соединена с объектом, которым, собственно, и является.
Фундаментальной реальностью, или основой бытия для Аристотеля, таким образом, становится набор субстанций, наблюдаемый нами самым непосредственным образом, в ежедневном опыте, а не бестелесных «идей», висящих где-то в нематериальном мире, как это было у Платона.
Субстанция, еще раз.
Чтобы понять субстанцию (ousia) Аристотеля нам нужно понять две вещи:
1. Нам нужно понять «что-это» (to-ti-esti) данного индивида (универсальное качество), то есть то, что мы отвечаем на вопрос «Что это?» Так, мы можем ответить «Это Сократ». Что такое Сократ? «Грек, философ, маленький и лысый мужчина.»
2. Нам нужно так же понять «это-вот» данного индивида (единичное качество). Сократ – это данный, единичный грек, который стоит на площади в своей тоге и занимает определенный объем пространства (северо-западную часть площади в Афинах) в определенный промежуток времени (6 июня 420 года до рождества христова). В мире могло быть много лысых, маленьких философов-греков (потому это и универсальные качества, то есть относящиеся ко многим), но Сократ является уникальным экземпляром, в котором эти универсальные качества сошлись.
Субстанция, согласна Аристотелю, состоит из двух элементов: формы и материи.
Форма субстанции – это и есть «что-это», или ее сущность.
Материя субстанции – это и есть «это-вот», то, из чего она состоит.
Каждый объект имеет форму, которую он имеет, потому, что он выполняет определенную функцию, и имеет конкретную цель.
Форма составляет сущность объекта. Назвать его сущность объекта «А» — значит ответить на вопрос «что такое А?»
Сущность чего-либо, таким образом, это набор качеств, которые делают его тем, что он есть.
Как правило, сущность объекта — это то, что пытается передать его словарное определение. Например, сущность кофейной чашки — это «содержание напитка под названием кофе таким образом, чтобы его можно было пить».
Потенциальность и актуальность
Потенциальность (бытие в возможности) объекта относится к его актуальности (бытию в действительности) так, как желудь относится к дубу: желудь это потенциальный дуб, а сам дуб – актуальный дуб.
Материя является потенциальным качеством субстанции, а форма – его актуальным качеством. Таким образом из безликой и единообразной материи, например, из глины, можно создать некий объект, бюст Сократа, придав ей определенную форму, и, тем самым, сделав ее актуальной, то есть действительной. Глина, таким образом, это потенциальный бюст Сократа, но так же и потенциальный горшок, или потенциальная затычка в бочке. Бюст же Сократа – это актуализированная потенция глины, которой предана уже определенная форма (форма бюста Сократа).
Функция объекта очевидно связана с его формой – став затычкой в бочке, глина получает функцию «препятствовать вытеканию жидкости», а став бюстом Сократа – функцию «воспроизведения внешности Сократа».
Аристотель называет четыре различных причины бытия любого объекта, указывающих на его сущность:
1. Материальная причина – материя (глина или бронза, например)
2. Действующая причина – источник (скульптор, например)
3. Формальная причина – сущность (форма, схема, план или иная формирующая структура)
4. Конечная причина – конечная цель (та функция, которую данный предмет в конечном итоге должен выполнять)
Эти четыре причины можно понять как четыре аспекта, объясняющих каждый существующий объект бытия.
Бог – недвижимый двигатель.
Но откуда происходит все движение во вселенной? Ведь материя сама по себе – не более, чем потенция, набор возможностей. Кто же делает потенцию актуальной?
Вселенная, по Аристотелю, находится в вечном движении. Движение это можно сравнить с движением цветка к солнцу. Недвижимый двигатель, необходимый для этого движения – это некое присутствие, объясняющее, отчего оно происходит. Присутствие бога в каком-то иностороннем пункте, к которому стремится все живое, воплощающее свою потенцию. Средневековые схоласты, в первую очередь Фома Аквинский, с большим энтузиазмом воспримут эту идею.
Однако нужно иметь ввиду следующее:
1. Бог Аристотеля – это не трансцендентный, антропоморфный, личный Бог иудо-христианской традиции. Он не «вне» мира, он – часть мира; он не подобен человеку – он совершенно отличен.
2. Мало того – поскольку Недвижимый Двигатель сам не находится в движении, он так же не может являться и действующей причиной, то есть причиной в нашем понимании (как скульптор является причиной скульптуры). Следовательно, он не может быть его создателем. Его роль – роль конечной причины. Все в этом мире стремятся к нему, хотят быть как он. Движение продиктовано силой любви – «любовь заставляет мир вращаться».
3. Недвижимый Двигатель представляет собой высшую реальность, и он посвящен в высший тип активности – мышление.
«Таким образом, ясно, что ум мыслит самое божественное и самое достойное и не подвержен изменениям, ибо изменение его было бы изменением к худшему, и это уже некоторое движение…. Следовательно, ум мыслит сам себя, если только он превосходнейшее и мышление его есть мышление о мышлении.»
(Метафизика 12.9, 1074b 25-35)
В следующий раз – Этика и Политика Аристотеля
Метафизика Аристотеля.
1. Античная философия возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII-VI в.в. до н. э. Расцвет ее приходится на VI-IV века до н. э. Это время характеризуется развитием свободных городов-полисов, где процветают ремесла, торговля, мореплавание.
Основной проблемой древнегреческой философии является проблема устройства космоса и места в нем человека. Греческие мыслители стали искать рациональное объяснение происхождения мира, выдвинув понятие первоначала (сущего). Попытки осознать мир как целое, свести многообразие существующей природы к единому субстрату, из которого все произошло, привели к возникновению различных натурфилософских школ.
Учение Гераклита стало исходной точкой в разработке диалектики как учения о сущности мира.
Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) существовала с конца VI по V в.в. до н. э. Основные положения учения элеатов сформулировал Парменид (540-470).
1) оно вечно (не возникло и неуничтожимо);
2) едино и неделимо (в противном случае между частями находилось бы небытие, а его нет);
Элейская школа сыграла выдающуюся роль в развитии философского знания: впервые была зафиксирована противоположность между мыслью и явлением. Абстрагируясь от конкретных вещей, мысль начинает производить мысль. Этот процесс движения чистой мысли в понятиях и есть мышление. Идея Парменида о неделимости бытия (о существовании предела делимости) легла в основу всей греческой философии. Для греков тезис о делимости означал превращение бытия в небытие.
Демокрит сформулировал принцип, согласно которому ничего не происходит беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании, в силу необходимости. Случайность исключается.
Учение Демокрита положило начало материалистической линии в философии. Согласно Демокриту сущность вещи находится в ней самой, в том материальном субстрате, из которого вещь построена. Эта теория стала классическим вариантом атомистики и оказалась плодотворным источником естественнонаучных теорий вплоть до XIX века.
2. На этапе господства натурфилософии человек рассматривался в неразрывной связи с природой, специфика собственно человеческого бытия не обсуждалась. Но в V веке до н. э. положение меняется: центральной для философских рассуждений становится проблема человека. Такой переход связан с деятельностью софистов и Сократа.
Наиболее известным из софистов был Протагор из Абдер (ок. 480-420). Ему принадлежит знаменитая формула: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Человек выступает здесь не просто как природный объект, а как существо разумно-деятельное.
Релятивизм софистов поставил под сомнение теоретическое знание вообще. Возникла проблема обоснования теоретического разума, с решением которой была связана философия Сократа и Платона.
Таким образом, Сократ положил начало рациональной теории познания. Он указал на познавательную роль общего, осознав, что для понимания единичного необходимо использовать общее понятие. Без понятия нет знания, а есть, лишь мнение.
Платон, как и Сократ, стремился познать добродетель, чтобы практически осуществить ее в личной и общественной жизни. Этика (наука как надо жить) делает возможным создание справедливого общества, где люди будут добродетельными, и, значит, счастливыми.
Рассуждения философа отталкиваются от вопросов: что такое знание и как оно возможно? Как мы получаем общие универсальные понятия?
Познавательную деятельность Платон делит на две ступени: чувственную и рациональную. Чувственных данных еще недостаточно для познания вещей, помимо чувственного восприятия познание должно основываться на самостоятельной нечувственной деятельности ума, оперирующего понятиями (идеями).
Согласно Платону, существуют особые объекты, отличные от чувственных вещей, которые он назвал идеями. Для каждого класса вещей существует своя идея (понятие), составляющая сущность данных вещей. Так, можно вести речь о прекрасном вообще, доме вообще, благом вообще и т.д. Платон превращает общее, доступное только рациональному познанию в самостоятельную сущность, а также распространяет его (в отличие от Сократа) за сферу нравственной области человека на весь внешний мир. Эти идеи доступны человеческому разуму не потому, что их удается абстрагировать от конкретных вещей, а потому, что люди уже носят их в себе, т.е. они существуют до опыта. Рациональное познание предшествует чувственному.
1) чувственный опыт, дающий только представление о вещи, но не ее сущность;
3) разумная деятельность, благодаря которой и познается сущность конкретно чувственных вещей.
Социально-политические взгляды Платона изложены в работе «Государство», в которой он создал одну из первых социальных утопий. В идеальном государстве существуют три сословия: правители, воины, ремесленники и земледельцы. Этика – учение о нравственности и политика – учение о государстве у Платона тесно связаны. Справедливость и в человеке и в государстве одинакова, поэтому человек может быть нравственно совершенным только в правильно организованном государстве. Это возможно, если государством будут управлять «истинные философы». Под ними Платон разумеет только тех, кто «любит усматривать истину».
Главный философский труд Аристотеля «Метафизика» посвящен созданию новой теоретической системы, отысканию общих принципов и первых начал мира. В нем продолжается начатая Сократом и Платоном разработка теории, согласно которой процесс познания осуществляется посредством всеобщих универсальных понятий. Аристотель разделяет мысль Платона о существовании сверхчувственного умопостигаемого бытия: «Если помимо единичных вещей ничего не существует, тогда можно сказать, нет ничего, что постигалось бы умом, а все подлежит восприятию через чувства». Там, где достаточно чувственного восприятия, наука и разум не нужны.
Вместе с тем, Аристотель подвергает критике платоновское учение об идеях, полагая, что введение «идей» как особого сверхчувственного бытия затрудняет объяснение мира: «Если идеи вне мира, каким образом они определяют мир?» Он, в отличие от Платона, помещает идеи под названием «форм» в сами конкретно чувственные вещи. Вещь – это единство формы и материи, в котором форма первична и активна, придает вещам наличное бытие.
С точки зрения Аристотеля, существуют четыре причины (первоначала) возникновения вещей:
Четыре перечисленные причины вечны, они делают возможным существование отдельной вещи.
Философ впервые использует понятие материи, под которой понимается «то общее, что присуще всем конкретно-чувственным вещам». Все реальное состоит из материи. Вводя понятия, возможность и действительность, Аристотель подчеркивает, что носителем возможности всегда является материя, которая, принимая форму, переходит из состояния возможности в действительность, т.е. становится вещью (домом, статуей и т.п.), утрачивая при этом свои возможности, стать иной. Превращение возможности в действительность позволяет Аристотелю представить отношение материи и формы как движение: «Движением надо считать осуществление в действительности возможного».
Единство и упорядоченность мира Аристотель объясняет, основываясь на принципе иерархии субстанций. Мир – органическое единство, каждая вещь включена в цепь восхождения от материи к форме. Связь материи и формы в их взаимодействии приводит к образованию все более высокоорганизованных явлений (существ). Одна вещь становится другой, включая в себя предшествующую в качестве материи: всякая нижестоящая форма – это материя для вышестоящей. Низшая форма – минералы или неживая природа, более сложная – растения, затем животные. Процесс становления завершается возникновением человека, семьи, государства.
Гносеология. Познание, по Аристотелю, есть восхождение от чувственного к рациональному. Чувства дают знания единичного Знание общего (сущности) не появляется из знания единичного, а лишь выявляется, благодаря нему. Само по себе знание общего заложено в разумной душе потенциально.
1) закон тождества (А = А);