В чем автор упрекает свое поколение дума

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю. Лермонтов. «Дума».

В чем автор упрекает свое поколение дума. %D1%8F%D1%8F%D1%8F8. В чем автор упрекает свое поколение дума фото. В чем автор упрекает свое поколение дума-%D1%8F%D1%8F%D1%8F8. картинка В чем автор упрекает свое поколение дума. картинка %D1%8F%D1%8F%D1%8F8.

История написания.
Стихотворение написано в 1838 году, опубликовано в1839 г. в январском номере журнала «Отечественные записки».

Период правления Николая I, особенно в первое десятилетие, после восстания декабристов в 1825 году, было одним из мрачных: господствовала цензура, жандармы следили за любым проявлением свободомыслия. В людях появилось желание замкнуться в себе, уйти от жизненных проблем в мир собственных переживаний.

Стихотворение «Дума» было написано поэтом в период службы на Кавказе, где он пообщался с одним из декабристов. Его поразили черты характера декабриста: сила духа, уверенность в своей правоте, целеустремлённость, желание бороться против несправедливости. Как это было противоположно взглядам современников М.Ю. Лермонтова.

Род литературы.

Лирика (гражданская и философская).

Жанр.

Литературное направление

Реализм

Размер стиха.

Ямб.

Тема, идея, проблемы.

Тема: судьба поколения, размышление о духовной разобщенности общества и необходимости его единения.

Идея: необходимость активного участия в жизни страны, духовного единения, опасность безразличия и отстранённости.

Проблемы.

Проблема разочарования в современниках, в их бездеятельности, равнодушии к всему, что происходит в стране.

Автор описывает дворянскую интеллигенцию 30-х годов, которых жизнь «уже томит», являясь бесцельной. Он осуждает современников за пассивность ( «К добру и злу постыдно равнодушны»), за их «малодушие» перед опасностью, за их рабскую психологию:

Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.

Поэта возмущает безразличие современников даже к искусству, которое совершенно их не волнует:

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят.

Проблема бессмысленности существования.

Жизнь современников видится поэту бесцельной, а значит, лишённой смыла.

как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Автор использует много сравнений, которые помогают ярче показать, какова жизнь молодого поколения дворянства, которое, казалось бы, должно играть важную роль в жизни страны. Молодость для этих людей – не время расцвета, а «час паденья».

Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Проблема взаимодействия представителей разных поколений («отцов и детей»).

Деятельность декабристов рассматривается поколением 30-х как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов…»).

Новое поколение отошло от участия в общественной жизни, его не тревожат вопросы добра и зла. Участь их безотрадна:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Проблема отношения потомков к современникам поэта.

Поэт убежден, что потомки строго осудят людей его поколения за его бездействие. Поэтому так суров его приговор:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Автор выражает надежду, что последующие поколения осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины. Свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.

Таким образом, автор размышляет о многом, его волнует настоящее и будущее своего поколения, к которому относится и он сам. Автор с осуждением относится к своим современникам, но при этом не отделяет их от себя, в этом и состоит его трагедия.

Художественные средства.
Возвышенная лексика:

«Томит», «вянем», «познанья», «сомненья», «постыдно», «презренные», «грядущее», «под бременем».

Удивительно, но в этом стихотворении эта лексика служит не возвеличению, прославлению, как это бывает обычно, а критике, сатирическому изображению поколения.

Метафора (подчёркивающая бесцельность существования):

«под бременем познанья и сомненья»,

«В начале поприща мы вянем без борьбы».

Сравнение:

«И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом».

Эпитеты:

«презрительным стихом».

Противопоставление (антитеза).

«И ненавидим мы, и любим мы случайно…»

И «царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова

В чем автор упрекает свое поколение дума. analiz stihotvoreniya duma lermontova 49059. В чем автор упрекает свое поколение дума фото. В чем автор упрекает свое поколение дума-analiz stihotvoreniya duma lermontova 49059. картинка В чем автор упрекает свое поколение дума. картинка analiz stihotvoreniya duma lermontova 49059.

Всего получено оценок: 110.

Всего получено оценок: 110.

В стихотворении М. Ю. Лермонтова “Дума” присутствует ярко выраженная гражданская позиция поэта, слышна скорбь о судьбе нового поколения. Автор порицает равнодушие и эгоизм общества, отсутствие высоких идеалов и стремление к праздному существованию. Полный и краткий анализ “Дума” по плану поможет при подготовке к уроку литературы в 9 классе.

В чем автор упрекает свое поколение дума. kuchmina nadegda 100. В чем автор упрекает свое поколение дума фото. В чем автор упрекает свое поколение дума-kuchmina nadegda 100. картинка В чем автор упрекает свое поколение дума. картинка kuchmina nadegda 100.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Дума.

История создания – написано в 1838 году в период общения с бывшим декабристом на Кавказе.

Тема – тема потерянного поколения, бессмысленного существования дворянства.

Композиция – пять строф с ослабленной структурной, но сильной тематической связью.

Жанр – дума, стихотворение с философским и гражданским пафосом, есть черты элегии, сатиры, эпиграммы.

Стихотворный размер – в основном шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “огонь кипит в крови”, “мы вянем без борьбы”, “иссушили ум”, “чаша наслаждения”.

Эпитеты“презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.

Метонимия“богаты мы едва из колыбели”, “и к гробу мы спешим”.

Сравнение“жизнь томит, как ровный путь без цели”, “как пир на празднике чужом”.

Оксюморон“добросовестный, ребяческий разврат”.

История создания

В 1838 году было написано сильнейшее из произведений Лермонтова – стихотворение “Дума”. Оно жёстко и непримиримо характеризует поколение тридцатых годов, которое погрязло в нигилизме и безразличии. В 1839 году оно было опубликовано в “Отечественных записках”, а после в 1840 году вошло в единственный сборник стихов Лермонтова, который был издан при жизни поэта.

Его написание пришлось на период знакомства Лермонтова с бывшим декабристом. События происходили на Кавказе, во время первой ссылки: Лермонтова поразила сила духа, твёрдость, верность своим принципам своего нового знакомого. Этот человек так разительно отличался от окружения поэта, сытого, безразличного, не во что не верящего. Такой контраст заставил Лермонтова высказать своё мнение о современном поколении. Родилось великолепное, сильное, глубокое, безжалостное в своей правдивости произведение.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на пять строф, не имеющих сильной связи между собой. Связь достигается за счёт тематической целостности. Лирическая исповедь героя ведётся от первого лица множественного числа, поэт причисляет себя к потерянному поколению, видит горькие симптомы и в своей, и в чужих душах. Эта откровенность подкупает и вызывает не осуждение, а жалость.
Основной размер, которым пользовался автор – шестистопный ямб, иногда он меняется на пятистопный и четырёхстопный для выделения определённых мыслей и фраз. Перекрёстная рифмовка и богатая насыщенная рифма – традиционны для лермонтовского стиха.

Жанр стихотворения заявлен уже в названии – дума. Это Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Есть в стихотворении и черты элегии, а также эпиграммы и сатиры.

Средства выразительности

Источник

Михаил Лермонтов

Дума (Печально я гляжу на наше поколенье!) (+ Анализ)

В чем автор упрекает свое поколение дума. 41. В чем автор упрекает свое поколение дума фото. В чем автор упрекает свое поколение дума-41. картинка В чем автор упрекает свое поколение дума. картинка 41.

В чем автор упрекает свое поколение дума. 41. В чем автор упрекает свое поколение дума фото. В чем автор упрекает свое поколение дума-41. картинка В чем автор упрекает свое поколение дума. картинка 41.

В чем автор упрекает свое поколение дума. mihail lermontov2. В чем автор упрекает свое поколение дума фото. В чем автор упрекает свое поколение дума-mihail lermontov2. картинка В чем автор упрекает свое поколение дума. картинка mihail lermontov2.

ДУМА
Михаил Лермонтов

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Год написания: 1838

В чем автор упрекает свое поколение дума. mihail lermontov duma. В чем автор упрекает свое поколение дума фото. В чем автор упрекает свое поколение дума-mihail lermontov duma. картинка В чем автор упрекает свое поколение дума. картинка mihail lermontov duma.

Стихотворение «Дума» — одно из наиболее значительных стихотворений в гражданской лирике Лермонтова.

В нем поэт подытожил мысли, волновавшие его с юности, – о судьбе поколения, которое утратило героические черты, политическую активность, высокие нравственные идеалы.

В самой постановке этих вопросов, как и во всей картине идейного состояния общества, нарисованной Лермонтовым, отразились характерные черты эпохи николаевской реакции конца 30-х годов.

«Дума» Лермонтова подготовлена такими стихотворениями, как «Монолог» («Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете»), «Бородино» и многими другими, содержащими отдельные мысли, отдельные стихи, перенесенные затем в «Думу» (ср. «Чаша жизни», «Он был рожден для счастья, для надежд»).

В. Г. Белинский в своей рецензии на стихотворения Лермонтова высоко оценил художественные достоинства и идейное содержание «Думы».

Гражданская позиция поэта, выступившего с протестом против общественного зла, была близка передовым современникам Лермонтова и прежде всего Белинскому: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти. » (Белинский, т. IV, с. 522).

Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» (Вариант 1)

Первые строчки стихотворения свидетельствуют о том, что Лермонтов довольно скептически воспринимает действующий общественно-социальный строй, который не оставляет людям права выбора. Поэтому их «грядущее – иль пусто, иль темно». Поэт объясняет подобную точку зрения тем, что у представителей его поколения отсутствуют цели и стремления, поэтому их ждет весьма незавидная участь – «в бездействии состариться», так и не сумев применить академические знания, полученные в процессе учебы.

Ангел смерти (Поэма) (+ Анализ)

Вопросы духовного наследия, которое достанется последующим поколениям, являлись для Лермонтова-поэта достаточно болезненными и злободневными. Именно поэтому свое творчество он считал несовершенным и лишенным права на вечность, которым, по его мнению, обладали произведения Пушкина. Поэтому в стихотворении «Дума», пытаясь заглянуть в будущее, поэт предрекает, что «прах наш, с строгостью судьи и гражданина, потомок оскорбит презрительным стихом». Однако это пророчество оказалось ошибочным, так как сегодня творчество Лермонтова является неотъемлемой частью классической русской литературы. Однако такой чести удостоились лишь немногие поэты первой половины 19 века, которые не были «перед опасностью позорно-малодушны, и перед властию — презренные рабы», считая своим гражданским долгом открывать людям глаза на правду, какой бы горькой она ни была.

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова (Вариант 2)

В стихотворении М. Ю. Лермонтова “Дума” присутствует ярко выраженная гражданская позиция поэта, слышна скорбь о судьбе нового поколения. Автор порицает равнодушие и эгоизм общества, отсутствие высоких идеалов и стремление к праздному существованию.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

История создания

В 1838 году было написано сильнейшее из произведений Лермонтова – стихотворение “Дума”. Оно жёстко и непримиримо характеризует поколение тридцатых годов, которое погрязло в нигилизме и безразличии. В 1839 году оно было опубликовано в “Отечественных записках”, а после в 1840 году вошло в единственный сборник стихов Лермонтова, который был издан при жизни поэта.

Его написание пришлось на период знакомства Лермонтова с бывшим декабристом. События происходили на Кавказе, во время первой ссылки: Лермонтова поразила сила духа, твёрдость, верность своим принципам своего нового знакомого. Этот человек так разительно отличался от окружения поэта, сытого, безразличного, не во что не верящего. Такой контраст заставил Лермонтова высказать своё мнение о современном поколении. Родилось великолепное, сильное, глубокое, безжалостное в своей правдивости произведение.

Тема

Духовная и социальная трагедия потерянного поколения. Автор пишет о своих современниках, которые рождены в богатстве, либо живут “ошибками отцов”, не видят смысла в жизни, не совершают поступков, плывут по течению, трусливо и беспринципно проживая каждый день своей пустой жизни. Не имея цели, не чувствуя вкуса жизни, они медленно шагают в сторону “могилы”, которая их совершенно не страшит.

Лирический герой не только раскрывает чудовищную картину жизни своих современников, но и находит черты этой “болезни” и у себя. Именно эти строки раскрывают стиль жизни самого поэта: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…”. Общественно-политические факторы способствовали “взращению” такого поколения, они – люди без будущего, это страшно и горько.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на пять строф, не имеющих сильной связи между собой. Связь достигается за счёт тематической целостности. Лирическая исповедь героя ведётся от первого лица множественного числа, поэт причисляет себя к потерянному поколению, видит горькие симптомы и в своей, и в чужих душах. Эта откровенность подкупает и вызывает не осуждение, а жалость.

Основной размер, которым пользовался автор – шестистопный ямб, иногда он меняется на пятистопный и четырёхстопный для выделения определённых мыслей и фраз. Перекрёстная рифмовка и богатая насыщенная рифма – традиционны для лермонтовского стиха.

Жанр

Жанр стихотворения заявлен уже в названии – дума. Это Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Есть в стихотворении и черты элегии, а также эпиграммы и сатиры.

Средства выразительности

Эпитеты – “презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.

Поэт (Когда Рафаэль вдохновенный) (+Анализ)

Нетрудно заметить, что большинство эпитетов имеют отрицательную окраску, что создаёт характер всего произведения. Очень тонко поэт подметил отношение своего поколения к жизни с помощью сравнения и метонимии: “нас жизнь томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом…”, ” и к гробу мы спешим без счастья и без славы”.

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова (Вариант 3)

Стихотворение «Дума» относится к вершине философской и гражданской лирики Лермонтова. Он написал его в 1838 г., когда уже был знаменит своим обличительным стихотворением «Смерть поэта».

Произведение сразу же обратило на себя пристальное внимание цензуры. При жизни поэта не были опубликованы строки, касающиеся царской власти: «Перед опасностью… рабы». Тем больше было восторженных откликов со стороны демократических и революционных деятелей. Очень высокую оценку дал произведению Белинский.

«Дума» представляет собой суровый обличительный приговор поколению Лермонтова. В нем содержится скрытое сравнение с декабристами, которые отдали свои жизни ради высокой справедливой цели.

После подавления восстания декабристов последовала незамедлительная реакция. В николаевской России небывалую власть и полномочия получила цензура. Все проявления независимости и самостоятельного мнения безжалостно искоренялись. Общество было пропитано мрачной атмосферой безверия.

Лермонтов считает, что такая ситуация самым пагубным образом отразилась на новом поколении. Оно росло в условиях подавляющего личность гнета. Это воспитало в молодых людях постоянный страх за свое благополучие и задушило их возвышенные стремления. Люди устают жить с самого рождения. Отсутствие высоких идеалов приводит к праздному существованию, не приносящему никакой пользы.

В обществе царит равнодушие, ценится только холодный рассудок. Любовь и ненависть исчезли, люди не испытывают потребности в сильных страстях. Их вполне заменили грубые физические наслаждения, которые ставят человека на уровень животного.

Лучшие достижения человеческой мысли и произведения искусства больше не производят никакого впечатления на души людей. Их сердца зачерствели и не откликаются ни на что.

Лермонтов осуждает современников за их эгоизм. Они недостойны великой славы своих предшественников. Их падение зашло так далеко, что «предков… роскошные забавы» никого уже не интересуют.

Общество получает прекрасное образование, но не имеет возможности и желания проявить себя в каком-либо настоящем деле. Полученные знания попусту растрачиваются на бесполезный мертвый анализ и получение практической выгоды.

Стихотворение пропитано духом пессимизма. Лермонтов уверен, что его поколение, отвергнув прошлое и ничего не добившись в настоящем, не имеет права на будущее. Далекие потомки, достигнув когда-нибудь счастья и гармонии в жизни, смогут вспомнить поколение Лермонтова лишь «презрительным стихом».

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума» (Вариант 4)

Чтобы максимально точно понять смысл данного произведения, нужно понять, какая царила обстановка в то время.

1838 году Лермонтов служил на Кавказе. Там он познакомился с ссыльными декабристами — людьми, воля которых невероятно сильна и непоколебима. Декабристы пытались совершить государственный переворот, до этого Михаил Юрьевич не общался с такими личностями. И контраст с его обычным окружением так поразил его, что поэт смог приступить к работе над «Думой».

Можно выделить два направления в данном стихотворении: сатиру и элегию. Поэт начинает произведение ярко, с присущей ему пылкостью, а потом вносит романтические нотки. И на протяжении всей «Думы» мы видим, как Лермонтов ловко переплетает противоречивые понятия: ненависть и любовь, холод и огонь. Поэтому стихотворение можно отнести к жанру элегия и сатира одновременно, ведь четкой грани не существует.

Лермонтов умело пользуется различными тропами и выразительными синтаксическими конструкциями, украшающими «Думу». Например, мы можем увидеть метафоры («старость души», «жизнь-путь»), сравнения. Много встречается эпитетов («рабы презренные», «голос благородный»). Даже гиперболу можно выделить: «богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов».

Каждая строфа, встречающаяся в стихотворении «Дума», несет определенную мысль. В первой части Лермонтов рассказывает о тех проблемах, которые он заметил в современном поколении. Во второй строфе вспоминает о том, что его волновало раньше, пытается найти выход из сложных ситуаций. Третья часть немного противоречива: автор осуждает окружающих его людей, но при этом считает себя частью этого общества. А в заключении уже смотрит на мир глазами своих современников.

Рифмы, без которых стихотворение не является законченным, различны и основаны на созвучии слов разных частей речи. Можно сказать, что это придает определенную изюминку, вместе с тем и сумбурность.

Основной проблемой в стихотворении «Дума» является безысходность от того, что современная молодежь бездействует, не решает свои проблемы. Лермонтов начинает с этого свое произведения и заканчивает тем же. Михаил Юрьевич жестко порицает тех, кто сначала боролся за справедливость, а потом решил смириться с реакцией власти. Призывает всех встрепенуться и обратить все силы на борьбу, облагораживание общества.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума» (Вариант 5)

Стихотворение Михаила Лермонтова «Дума» с первых строк заставляет задуматься о значимости решений, которые мы принимаем в некоторых вопросах. Лермонтов считает, что самой важной составляющей разумного, зрелого, да и просто живого человека является следование своему жизненному идеалу и цели. Огорчает поэта то, что у подавляющей части его поколения этой цели попросту нет. Начиная свой жизненный путь, каждый имеет оставленное родителями наследство – их жизненный опыт. И важно не превратить свою жизнь в бессмысленное существование только потому, что родители поступили так со своей жизнью. Ведь наши действия (или наоборот, бездействия) отражают не только наши сугубо личные взгляды на жизнь, но и являются автопортретом всего поколения. Именно автопортретом, ведь мы сами его пишем.

Бой с барсом (Отрывок из поэмы «Мцыри»)

Поэт описал своё поколение таким, каким он его видит. Лермонтова глубоко огорчает, что, присутствуя на самом ярком и неповторимом празднике, который называется жизнью, его ровесники остаются просто приглашенными. Они сидят в стороне и наблюдают за торжеством других. Во главе сидят сильные мира, обладающие властью, и никто до сих пор не возымел вдоволь духа, чтобы восстать перед ними. Да и те, кто все же восстают, делают это из чувства сопричастности. Чувство сопричастности – это чувство, характерное поколению, которое описывает Лермонтов. Однако значение этого слова не имеет той доброй составляющей, которую мы привыкли в нем узнавать. Это не та сопричастность к горю бедных и обездоленных. Это не та сопричастность к успехам друзей, коллег и просто знакомых. Восставшие лермонтовского поколения причастны только к толпе. Толпе людей, у которой нет своего мнения. Толпе людей, которая готова принять любые истины и правды, навязанные ей несколькими лидерами. Толпой легко управлять, и поэт разглядел признаки этой самой бездумной толпы в своем поколении. Люди живут по инерции, ненавидя тех, на кого указал им совершенно чужой человек. Они ненавидят только потому, что все так делают. Они любят только тех людей и те вещи, которые принято любить, которые имеют качества, одобряемые обществом. Повсеместный страх и умственная лень овладевают окружением поэта. Эти чувства не дают его поколению жить полной жизнью, не дают им радоваться победам своих ближних, наслаждаться запахом цветов и мелодичностью стихов.

Прожив такую жизнь, нечего завещать детям и внукам. Живя такой жизнью, не хочется за неё держаться.

Стихотворение было написано в 1838 году, но то, что Михаил Лермонтов разглядел в своем поколении, до сих пор не искоренилось. От нас зависит, будут ли узнавать в этом стихотворении себя и следующие поколения так же, как узнаём в нем себя мы.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума» (Вариант 6)

Стихотворение «Дума» было написано величайшим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году. В названный период времени он проходил военную службу на Кавказе.

Молодой Лермонтов, как и многие поэты его времени, не поддерживал правящий царский режим и был знаком с деятельностью кружков революционеров. Вольнодумие в творчестве играет с поэтами злую шутку, привлекая к ним пристальное внимание жандармерии, цензоров и, конечно же, самого императора Николая I.

Лермонтова сподвигло на написание данного стихотворения отношение к жизни современного ему общества.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно…

Лермонтов пишет о том, что современную ему молодежь не привлекает ничто такое, за что можно было бы самоотверженно бороться. Молодые люди, представители знатных семей, пресмыкаются перед властью императора и его правительства, они не привыкли бороться за свои идеалы, предпочитая просто проживать день за днем обычной для них рутинной жизнью.

Это стихотворение является в какой-то степени и сатирическим трудом. Автор высмеивает все пороки, которые он только мог наблюдать со стороны, общаясь с представителями столичного общества.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны…

Лермонтов отмечает не только трусость своего поколения и раболепие перед властью — он указывает на то, что его поколение является просто-напросто толпой, в которой нет выдающихся людей, нет лидеров, которые могли бы повести за собой эту толпу, как в свое время это попытались сделать декабристы. Толпа пройдет – люди проживут свое отпущенное Богом время, а после смерти их имена даже никто и не вспомнит.

Стержнем произведения является некий образ уставшего человека, который, томясь в состоянии одиночества, спешит отказаться от достояния предков, от их идейных вдохновений и стремлений.

В данном стихотворении автор дает оценку не только обществу, используя для этого эпитеты, сравнения и метафоры, он отражает сущность своей эпохи.

Лермонтов указывает на тот факт, что над миром довлеет бесплодная наука, которая мешает развиваться поэзии, искусству.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят…

Лермонтов в своем произведении выступает в качестве судьи, рассматривая жизнь общества как бы со стороны. Он отмечает, что современное ему общество отнюдь не надлежащим образом относится к жизненному опыту людей, живших раннее. Точно также не будут помнить о современных Михаилу Юрьевичу Лермонтову людях и их потомки, а если и вспомнят – то память эта будет вызывать, скорее, насмешки.

И прах наш с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Поэт считал, что потомкам будет стыдно за людей, живших в 30-х годах XIX века, стыдно за их стремление к невзрачной жизни, скоропостижной смерти, жизни без простого человеческого счастья, без романтики, вдохновений и идей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *