В чем автор усматривает противоречивую сущность современного технологического прогресса
Критерии оценивания заданий. с развёрнутым ответом Вариант 6
Современный мир и его противоречия
Имеется много признаков того, что начиная со второй половины XX века человечество вступило в особо ответственный, критический период своей истории.
Несомненно, успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней; но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде, к истощению ресурсов. Человечество, таким образом, столкнулось с грозной экологической опасностью.
Быстрые изменения традиционных форм жизни привели к неуправляемому демографическому взрыву, особенно мощному в развивающихся странах третьего мира. Рост населения создает необычайно трудные экономические, социальные и психологические проблемы уже сейчас и неотвратимо угрожает гораздо более серьёзными опасностями в будущем. Во многих странах, в особенности в Азии, Африке, Латинской Америке, недостаток продовольствия продолжает оставаться постоянным фактором для сотен миллионов людей, обречённых с момента рождения на нищенское, полуголодное существование…
Но и в развитых странах люди сталкиваются с очень серьёзными проблемами. Среди них — тяжёлые последствия неумеренной урбанизации, потеря социальной и психологической устойчивости общества, непрерывная изнуряющая гонка моды и сверхпроизводства, бешеный, безумный темп жизни и её изменений; рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв всё большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально-этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни. На этом фоне возникают многочисленные уродливые явления — рост преступности, алкоголизма, наркомании, терроризма и т. п.
Cl IКакие факторы, по мнению автора, привели современный мир ккритическомупериодуегоистории? Приведителюбыетрифактора.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
Приведены Факторы, Допустим:
2) несравненно более опасными стали обычные виды вооружения, не говоря уже о химическом и бактериологическом оружии;
3) истощаются ресурсы, людям грозит экологическая катастрофа;
4) в бедных странах обостряется демографическая ситуация из-за перенаселения.
Правильный ответ может быть сформулирован в иных, близких по смыслу формулировках.
Эссе на тему «Научно-технический прогресс и его противоречивости»
«Единственная проблема современности заключается в том, сумеет ли человек пережить свои собственные изобретения» (Л. де Бройль).
Выбранное мною высказывание связано с проблемой того, насколько научный прогресс сочетается с моралью и нравственностью. Развиваясь, человек начинает считать себя всемогущим, так как его изобретения (особенно в современном мире) способны на то, о чём раньше невозможно было даже предположить.
Французский физик-теоретик Луи де Бройль полагал, что современная наука развилась настолько, что человеку следует даже опасаться своих изобретений. Иными словами, «проблема современности» заключается в том, что зачастую человеческие изобретения намного сильнее самого человека. С этой позицией невозможно не согласиться. Всё чаще и чаще человек выходит за допустимые рамки познания, его изобретения могут противоречить гуманистическим ценностям, ставить под угрозу жизнь других людей и даже всей планеты.
В обоснование заявленной точки зрения можно привести следующие теоретические положения. Рассуждая о человеческих изобретениях и их целесообразности, мы сталкиваемся с вопросом о научно-техническом прогрессе и его противоречивости. Современные общественные науки определяют общественный прогресс как изменения, происходящие в обществе и ведущие от низшего к высшему, от примитивного к более совершенному. То есть если речь идёт о научно-технической стороне прогресса, то нужно говорить о движении вперёд, к более совершенному в области науки, создании лучшего будущего для человека посредством науки. Но в этой области проявляется один из факторов противоречивости прогресса: одно и то же изобретение может быть направлено как на благо человечества, так и приносить ему вред, ставить под угрозу жизни и здоровье людей.
Другим аспектом затронутой в высказывании проблемы, на мой взгляд, является целесообразность и гуманистическая направленность научного познания. В современном мире наиболее активной является гуманистическая направленность науки. Гуманизмом нужно мерить всё, что создаёт современная наука. В обществознании под гуманизмом понимается исторически изменяющаяся система воззрений, признающая в качестве высшей ценности достойную во всех отношениях жизнь человека, его права на безопасность, свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека главным критерием прогресса, а принципы равноправия, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми. То есть если человеческие изобретения ставят под угрозу жизнь, безопасность, здоровье (физическое и моральное) человека, то они не могут считаться гуманными и не должны осваиваться человеком.
Другим примером можно считать целый класс изобретений, функционирование которых провоцирует загрязнение окружающей среды, а значит, ставит под угрозу жизнь всей планеты. Нарушая своими изобретениями экологию, разрушая естественное равновесие в природе, человек медленно, но верно приближает глобальную катастрофу, последствия которой ужасают даже самых оптимистично настроенных учёных.
Также можно привести пример и из личного опыта. Почти в каждом современном доме можно найти телевизор, а то и несколько, микроволновую печь, компьютер, ноутбук, радиоприёмник. Пожалуй, почти у каждого человека в кармане или сумке лежит мобильный телефон. Для современного человека эти вещи стали обыденными и незаменимыми.
Нужна помощь в написании эссе?
Однако учёными доказано, что волны, излучаемые этими приборами, могут негативно сказаться на здоровье человека, спровоцировать различные заболевания. То есть даже простые, повседневные вещи могут представлять собой опасность. Таким образом, действительно, многие из изобретений могут представлять реальную угрозу как для отдельного человека, так и для всего человечества. Значит, гуманистическая и нравственная оправданность научного познания необходима для того, чтобы человек смог пережить свои собственные изобретения.
Вариант 2
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого Вами задания (А1-А20) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.
А1 Общество как динамическую систему отличает признак:
1) обособление от природной среды, утрачивание связи с ней
2) отмирание старых форм социальных взаимодействий
3) наличие определённых социальных институтов и подсистем
4) вхождение природы и общества в единый материальный мир
А2 | Информация о том, что исследование проводится в управляемых и контролируемых учёными условиях, характеризует применяемый учёными метод как
1) гипотезу 2) наблюдение 3) эксперимент 4) восприятие
АЗ | Школьники по заданию учителя обществознания провели социологический опрос среди населения микрорайона и определили наиболее волнующие жителей проблемы. В структуре данной деятельности школьники выступили в качестве
1) объекта 2) цели 3) средства 4) субъекта
А4 I Верны ли следующие суждения об этике науки?
А. Этика современной науки предполагает ответственность учёных за результаты и последствия своей деятельности.
Б. Результаты научных исследований не имеют морального ограничения, для учёного нет ничего важнее истинности познанного.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А5 | В стране Н. государство, в условиях острого финансового кризиса, выкупило в свою собственность крупные пакеты акций частного банка. Какое экономическое понятие отражает данное действие властей?
1) приватизация 2) девальвация
3) национализация 4) акционирование
А6 I К неэкономическим отрицательным последствиям безработицы относится
1) рост конкуренции на рынке труда
3) недополученный выпуск продукции
4) рост количества правонарушений
А7 | Центральный банк РФ
2) кредитует население с целью покупки автомобилей
А8 | На рисунке отражена ситуация на рынке экологически чистых продуктов питания:
Это перемещение может быть связано прежде всего с(со)
1) ростом доходов потребителей
2) сокращением числа хозяйств, не использующих химические удобрения
3) увеличением производства органических удобрений и гумуса
4) введением новой технологии производства экологических продуктов
А9 | Верны ли следующие суждения о типах экономического роста?
А. Для интенсивного экономического роста характерно ускорение оборачиваемости фондов предприятия.
Б. Экстенсивный рост может быть связан с увеличением количества занятых.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10 | Группа, являющаяся образцом для подражания, эталоном для отдельного человека, определяется социологами как
1) формальная 2) референтная 3) асоциальная 4) условная
All | В стране Н. проводился опрос среди молодёжи. Юношам и девушкам социологи задавали вопрос: «Какие признаки семьи Вы считаете необходимыми для семейного благополучия и счастья?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы:
Признаки благополучия семьи
Какие выводы можно сделать на основании информации, приведённой в диаграмме?
1) Материальное благополучие считают более значимым признаком юноши, нежели чем девушки.
2) Наличие детей юноши и девушки считают в равной мере значимым признаком.
3) Юноши в качестве ведущего признака благополучной семьи выделяют супружескую любовь.
4) По мнению девушек, в отличие от юношей, дружба и взаимопонимание менее важны, чем материальное благополучие.
А12 | Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Нормы этикета содержат правила хорошего тона, принятых в обществе поведенческих стандартов.
Б. Особым видом социальных норм являются обьгчаи обеспечиваемые и охраняемые государством правила поведения, нарушение которых влечёт за собой наступление юридической ответственности
.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А13 | Нормативный компонент политической системы содержит
1) законы о выборах
2) общественные движения
3) политическую идеологию
4) взаимодействия государства и партий
А14 1 Какой из приведённых примеров характеризует демократическую процедуру выборов?
1) Кандидаты в депутаты выдвигаются от единственной в стране партии.
2) Выборы проводятся на участках по месту трудовой деятельности избирателей.
3) Кандидатам предоставлены равные права и возможности по ведению предвыборной кампании.
4) Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.
А15 | Прочитайте фрагменты из публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, происходящих в федеративном государстве?
1) «Муниципальные органы приняли решение о распределении средств из местных бюджетов на социальные нужды».
2) «В нескольких областях прошли выборы новых представителей в верхнюю палату национального парламента, представляющую интересы регионов».
3) «Правительство приняло поправки в бюджет страны, предусматривающие существенное увеличение ассигнований на социальные нужды».
4) «Глава государства принял представителей крупнейших парламентских фракций и согласовал с ними принимаемые политические решения».
А16 1 Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Пропорциональная избирательная система отдаёт предпочтение кандидатам, представляющим политические партии.
Б. Недостатком мажоритарной системы является введение избирательного барьера, который не в состоянии преодолеть многие партии.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А17 1 Конституцию от других нормативных актов отличает
1) гарантированность силой государства
2) регулирование общественных отношений
3) действие по кругу лиц и во времени
4) обладание прямым действием
А18 | Международным гуманитарным правом в отношении военнопленных устанавливается
1) оказание необходимой медицинской помощи
2) запрет на привлечение к физическим работам
3) возможность поддерживать переписку с родными и близкими
4) выплачивание ежемесячного содержания
А19 1 являясь наследником второй очереди, претендует на наследство умершего брата. Дети умершего отказались выделить ему соответствующую долю, и он, по совету адвоката, обратился в суд. будет участвовать в данном судебном разбирательстве как
1) свидеответчик 3) истец 4) потерпевший
А20 | Верны ли следующие суждения о правоспособности и дееспособности? А. Физическое лицо, не достигшее 18 лет, может приобрести полную гражданскую дееспособность при вступлении в брак.
Б. Юридическое лицо приобретает правоспособность и дееспособность с началом экономической деятельности.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В1 I Запишите слово, пропущенное в таблице.
Факторы производства и факторные доходы
В2 | Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой политического процесса.
1) законотворчество; 2) реформа; 3) революция; 4) электорат;
5) демократизация; 6) плюрализм; 7) предвыборная кампания.
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
ВЗ I Установите соответствие между видами социального конфликта и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) Педагогический коллектив и администрация школы разошлись с попечительским советом по вопросу о распределении внебюджетных средств.
Б) Старшеклассник повздорил с приятелем из-за результатов футбольного матча с участием любимой команды.
B) Фракции в парламенте не сошлись в оценке деятельности правительства.
Г) Супруги после ссоры решили какое-то время пожить отдельно.
Д) Между подругами произошла серьёзная размолвка из-за взглядов на моду.
Е) Директор фирмы и его заместитель высказали разные точки зрения по поводу заключения контракта с зарубежными партнёрами.
В4 | Укажите в приведённом перечне различные виды человеческих знаний:
4) народная мудрость
6) эксперимент Ответ:
В5 | Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(A) В крупных городах страны возросла протестная активность, связанная с недовольством властью. (Б) Люди выступают за расширение политических прав и социальных гарантий.
(B) Думается, властям необходимо внимательно прислушиваться
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений.
3) характер теоретических утверждений
В6 | Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
В идейно-политическом плане _____________ (А) определяется как
плюралистическое, в противовес тоталитарному обществу, которое не
общество, тогда как варварские общества часто стремятся
к культурной ____________ (В). Это также ____________________ (Г),
в противоположность преимущественно нравственной ориентации
традиционного общества. В цивилизованном обществе___________ (Д)
может свободно действовать в рамках юридического законодательства, заботясь только о собственном благе и не смущаясь нравственными требованиями, если они не прописаны в законодательстве. Само законодательство должно ориентироваться на «естественные права человека» как биологического индивида, защищая его от чрезмерных притязаний общества и__________________________________ (Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
2) идейное разногласие
3) общественный прогресс
5) цивилизованное общество
7) правовое общество
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
В7 I успешно прошёл собеседование и был принят на работу в фирму на должность менеджера.
Выберите в приведённом ниже списке характеристики правоотношения, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
2) дисциплинарный проступок
5) административный арест
В8 | Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Похвала; 2) благодарность; 3) санкция; 4) почётная грамота;
5) премия; 6) выговор; 7) бойкот.
Для записи ответов на задания этой части (С1-С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (Cl, С2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
СОВРЕМЕННЫЙ МИР И ЕГО ПРОТИВОРЕЧИЯ
Имеется много признаков того, что начиная со второй половины XX века человечество вступило в особо ответственный, критический период своей истории.
Несомненно, успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней; но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде, к истощению ресурсов. Человечество, таким образом, столкнулось с грозной экологической опасностью.
Быстрые изменения традиционных форм жизни привели к неуправляемому демографическому взрыву, особенно мощному в развивающихся странах третьего мира. Рост населения создает необычайно трудные экономические, социальные и психологические проблемы уже сейчас и неотвратимо угрожает гораздо более серьёзными опасностями в будущем. Во многих странах, в особенности в Азии, Африке, Латинской Америке, недостаток продовольствия продолжает оставаться постоянным фактором для сотен миллионов людей, обречённых с момента рождения на нищенское, полуголодное существование.
Cl | Какие факторы, по мнению автора, привели современный мир к критическому периоду его истории? Приведите любые три фактора.
С2 | В чём автор усматривает противоречивую сущность современного технологического прогресса? Сформулируйте ответ с опорой на текст. Приведите любой собственный пример противоречивой сущности научного и технологического прогресса, используя Ваши знания по курсу обществознания и истории.
СЗ | Автор характеризует современные проблемы, стоящие как перед развивающимися странами, так и перед развитыми, богатыми. Приведите по две подобные проблемы, типичные для каждого из данных типов стран.
Как называют учёные-обществоведы данную группу глобальных проблем?
С4 [ пишет о проблемах, с которыми столкнулся современный мир.
Опираясь на текст, знание курса, владение материалом об актуальных проблемах современности, предложите любые три способа, при помощи которых человечество сможет их разрешить.
С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «группы
политического давления» (лобби)? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о группах политического давления.
С6 | Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами проявление случаев несостоятельности рынка в современной экономике.
С7 | В стране Т. только 30% детей могут получить среднее образование, так как за него необходимо платить. И ещё меньше молодых людей способны продолжить обучение в высших учебных заведениях, также платных.
Какое социальное явление иллюстрирует приведённая ситуация? Поясните свой ответ. Сопоставьте специфику данного социального явления в традиционном и в постиндустриальном обществах. Сформулируйте по одному суждению применительно к каждому из указанных типов обществ.
С8 | Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Современная наука и ответственность учёных». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Банковский процент не знает ни отдыха, ни богослужений, он работает и по ночам и в воскресенье, и даже в дождливые дни» (Дж. Б. Шоу).
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого Вами задания (А1-А20) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствуе
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого Вами задания (А1-А20) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.
А1 Общество как динамическую систему отличает признак:
обособление от природной среды, утрачивание связи с ней
отмирание старых форм социальных взаимодействий
наличие определённых социальных институтов и подсистем
вхождение природы и общества в единый материальный мир
А2 | Информация о том, что исследование проводится в управляемых и контролируемых учёными условиях, характеризует применяемый учёными метод как
1) гипотезу 2) наблюдение 3) эксперимент 4) восприятие
АЗ | Школьники по заданию учителя обществознания провели социологический опрос среди населения микрорайона и определили наиболее волнующие жителей проблемы. В структуре данной деятельности школьники выступили в качестве
объекта 2) цели 3) средства 4) субъекта
А4 I Верны ли следующие суждения об этике науки?
А. Этика современной науки предполагает ответственность учёных за результаты и последствия своей деятельности.
Б. Результаты научных исследований не имеют морального ограничения, для учёного нет ничего важнее истинности познанного.
верно только А 2) верно только Б
верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А5 | В стране Н. государство, в условиях острого финансового кризиса, выкупило в свою собственность крупные пакеты акций частного банка. Какое экономическое понятие отражает данное действие властей?
приватизация 2) девальвация
национализация 4) акционирование
А6 I К неэкономическим отрицательным последствиям безработицы относится
рост конкуренции на рынке труда
замедление роста заработной платы
недополученный выпуск продукции
рост количества правонарушений
А7 | Центральный банк РФ
выдаёт ипотечные кредиты
кредитует население с целью покупки автомобилей
осуществляет эмиссию национальной валюты
выпускает ценные бумаги (акции)
А8 | На рисунке отражена ситуация на рынке экологически чистых продуктов питания:
Это перемещение может быть связано прежде всего с(со)
ростом доходов потребителей
сокращением числа хозяйств, не использующих химические удобрения
увеличением производства органических удобрений и гумуса
введением новой технологии производства экологических продуктов
А9 | Верны ли следующие суждения о типах экономического роста?
А. Для интенсивного экономического роста характерно ускорение оборачиваемости фондов предприятия.
Б. Экстенсивный рост может быть связан с увеличением количества занятых.
верно только А 2) верно только Б
верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10 | Группа, являющаяся образцом для подражания, эталоном для отдельного человека, определяется социологами как
формальная 2) референтная 3) асоциальная 4) условная
All | В стране Н. проводился опрос среди молодёжи. Юношам и девушкам социологи задавали вопрос: «Какие признаки семьи Вы считаете необходимыми для семейного благополучия и счастья?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы:
Признаки благополучия семьи
Какие выводы можно сделать на основании информации, приведённой в диаграмме?
Материальное благополучие считают более значимым признаком юноши, нежели чем девушки.
Наличие детей юноши и девушки считают в равной мере значимым признаком.
Юноши в качестве ведущего признака благополучной семьи выделяют супружескую любовь.
По мнению девушек, в отличие от юношей, дружба и взаимопонимание менее важны, чем материальное благополучие.
А12 | Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Нормы этикета содержат правила хорошего тона, принятых в обществе поведенческих стандартов.
Б. Особым видом социальных норм являются обьгчаи обеспечиваемые и охраняемые государством правила поведения, нарушение которых влечёт за собой наступление юридической ответственности.
верно только А 2) верно только Б
верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А13 | Нормативный компонент политической системы содержит
взаимодействия государства и партий
А14 1 Какой из приведённых примеров характеризует демократическую процедуру выборов?
Кандидаты в депутаты выдвигаются от единственной в стране партии.
Выборы проводятся на участках по месту трудовой деятельности избирателей.
Кандидатам предоставлены равные права и возможности по ведению предвыборной кампании.
Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.
А15 | Прочитайте фрагменты из публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, происходящих в федеративном государстве?
«Муниципальные органы приняли решение о распределении средств из местных бюджетов на социальные нужды».
«В нескольких областях прошли выборы новых представителей в верхнюю палату национального парламента, представляющую интересы регионов».
«Правительство приняло поправки в бюджет страны, предусматривающие существенное увеличение ассигнований на социальные нужды».
«Глава государства принял представителей крупнейших парламентских фракций и согласовал с ними принимаемые политические решения».
А16 1 Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Пропорциональная избирательная система отдаёт предпочтение кандидатам, представляющим политические партии.
Б. Недостатком мажоритарной системы является введение избирательного барьера, который не в состоянии преодолеть многие партии.
верно только А 2) верно только Б
верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А17 1 Конституцию от других нормативных актов отличает
гарантированность силой государства
регулирование общественных отношений
действие по кругу лиц и во времени
обладание прямым действием
А18 | Международным гуманитарным правом в отношении военнопленных устанавливается
оказание необходимой медицинской помощи
запрет на привлечение к физическим работам
возможность поддерживать переписку с родными и близкими
выплачивание ежемесячного содержания
А19 1 Гражданин В., являясь наследником второй очереди, претендует на наследство умершего брата. Дети умершего отказались выделить ему соответствующую долю, и он, по совету адвоката, обратился в суд. Гражданин В. будет участвовать в данном судебном разбирательстве как
1) свидетель 2) ответчик 3) истец 4) потерпевший
А20 | Верны ли следующие суждения о правоспособности и дееспособности? А. Физическое лицо, не достигшее 18 лет, может приобрести полную гражданскую дееспособность при вступлении в брак.
Б. Юридическое лицо приобретает правоспособность и дееспособность с началом экономической деятельности.
1) верно только А 2) верно только Б
верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В1 I Запишите слово, пропущенное в таблице.
Факторы производства и факторные доходы
законотворчество; 2) реформа; 3) революция; 4) электорат;
демократизация; 6) плюрализм; 7) предвыборная кампания.
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
ВЗ I Установите соответствие между видами социального конфликта и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Педагогический коллектив и администрация школы разошлись с попечительским советом по вопросу о распределении внебюджетных средств.
Б) Старшеклассник повздорил с приятелем из-за результатов футбольного матча с участием любимой команды.
Фракции в парламенте не сошлись в оценке деятельности правительства.
Г) Супруги после ссоры решили какое-то время пожить отдельно.
Д) Между подругами произошла серьёзная размолвка из-за взглядов на моду.
Е) Директор фирмы и его заместитель высказали разные точки зрения по поводу заключения контракта с зарубежными партнёрами.
В4 | Укажите в приведённом перечне различные виды человеческих знаний:
В5 | Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
В крупных городах страны возросла протестная активность, связанная с недовольством властью. (Б) Люди выступают за расширение политических прав и социальных гарантий.
Думается, властям необходимо внимательно прислушиваться
Определите, какие положения текста носят
характер оценочных суждений.
характер теоретических утверждений
В6 | Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
В идейно-политическом плане (А) определяется как
плюралистическое, в противовес тоталитарному обществу, которое не
общество, тогда как варварские общества часто стремятся
к культурной (В). Это также (Г),
в противоположность преимущественно нравственной ориентации
традиционного общества. В цивилизованном обществе (Д)
может свободно действовать в рамках юридического законодательства, заботясь только о собственном благе и не смущаясь нравственными требованиями, если они не прописаны в законодательстве. Само законодательство должно ориентироваться на «естественные права человека» как биологического индивида, защищая его от чрезмерных притязаний общества и (Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
В7 I Гражданин А. успешно прошёл собеседование и был принят на работу в фирму на должность менеджера.
Выберите в приведённом ниже списке характеристики правоотношения, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
трудовой договор (контракт)
В8 | Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Похвала; 2) благодарность; 3) санкция; 4) почётная грамота;
премия; 6) выговор; 7) бойкот.
Для записи ответов на задания этой части (С1-С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (Cl, С2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
СОВРЕМЕННЫЙ МИР И ЕГО ПРОТИВОРЕЧИЯ
Имеется много признаков того, что начиная со второй половины XX века человечество вступило в особо ответственный, критический период своей истории.
Несомненно, успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней; но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде, к истощению ресурсов. Человечество, таким образом, столкнулось с грозной экологической опасностью.
Быстрые изменения традиционных форм жизни привели к неуправляемому демографическому взрыву, особенно мощному в развивающихся странах третьего мира. Рост населения создает необычайно трудные экономические, социальные и психологические проблемы уже сейчас и неотвратимо угрожает гораздо более серьёзными опасностями в будущем. Во многих странах, в особенности в Азии, Африке, Латинской Америке, недостаток продовольствия продолжает оставаться постоянным фактором для сотен миллионов людей, обречённых с момента рождения на нищенское, полуголодное существование.
Cl | Какие факторы, по мнению автора, привели современный мир к критическому периоду его истории? Приведите любые три фактора.
С2 | В чём автор усматривает противоречивую сущность современного технологического прогресса? Сформулируйте ответ с опорой на текст. Приведите любой собственный пример противоречивой сущности научного и технологического прогресса, используя Ваши знания по курсу обществознания и истории.
СЗ | Автор характеризует современные проблемы, стоящие как перед развивающимися странами, так и перед развитыми, богатыми. Приведите по две подобные проблемы, типичные для каждого из данных типов стран.
Как называют учёные-обществоведы данную группу глобальных проблем?
С4 [ А.Д. Сахаров пишет о проблемах, с которыми столкнулся современный мир.
Опираясь на текст, знание курса, владение материалом об актуальных проблемах современности, предложите любые три способа, при помощи которых человечество сможет их разрешить.
С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «группы
политического давления» (лобби)? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о группах политического давления.
С6 | Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами проявление случаев несостоятельности рынка в современной экономике.
С7 | В стране Т. только 30% детей могут получить среднее образование, так как за него необходимо платить. И ещё меньше молодых людей способны продолжить обучение в высших учебных заведениях, также платных.
Какое социальное явление иллюстрирует приведённая ситуация? Поясните свой ответ. Сопоставьте специфику данного социального явления в традиционном и в постиндустриальном обществах. Сформулируйте по одному суждению применительно к каждому из указанных типов обществ.
С8 | Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Современная наука и ответственность учёных». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Банковский процент не знает ни отдыха, ни богослужений, он работает и по ночам и в воскресенье, и даже в дождливые дни» (Дж. Б. Шоу).