В чем автор видит причины обломовщины
Каковы причины и последствия «обломовщины»? (по роману Гончарова «Обломов»)
Чем страшна обломовщина
И. А. Гончаров в своем сочинении показывает страшное явление. Оно приводит к гибели личности, к тяжелейшему застою общества. Проявляется в непринятии труда – главный герой романа презирает труд, считает наказанием. Обломовщина отрицает просвещение народа.
В пример можно привести слова Ильи Обломова: «Грамотность вредна мужику: выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет».
Обломовщина боится перемен в жизни, экономике. Это можно проиллюстрировать фрагментом, когда герой боится осуществить преобразования в имении Обломовка, предлагаемые Штольцем. Обломовщина отрицательно влияет на окружающих людей, не дает развиваться, засасывает в пропасть безделья и лени, становится причиной деградации человека.
Слуга Захар, находясь во власти барина, не может двигаться в развитии. Смыслом жизни слуги становятся благополучие и комфорт барина. Захар перенимает поведение хозяина, приобретает отрицательные черты Ильи Ильича.
Обломовщина: суть, корни, последствия. Сочинение по роману «Обломов»
Гончаров И.А. Иван Александрович Гончаров часто использует в своих романах символы. Например, желтый цветок становится символом пошлости в романе «Обыкновенная история». Обломовщина также является символом. Это явление, которое существовало на протяжении всей истории человечества и проявлялось (проявляется и сейчас) во всех порядках человеческого существования. Свои истоки она имеет как в психологии персонажей, так и в состоянии общества.
Если рассматривать конкретно судьбу главного героя, как в фокусе сконцентрировавшего в себе это явление, то мы увидим, что главную роль в том, что он стал таким, сыграло воспитание. У маленького Ильи Ильича Обломова еще в детстве задавили желание быть самостоятельным и проявлять собственную инициативу. Повлияла и наследственность, ведь Обломов — плоть от плоти и кровь от крови своих отцов и дедов, живших в Обломовке, где «все почивают так крепко и спокойно». Однако виновата и натура самого Обломова, так как он не сопротивлялся такому воспитанию, а принимал его как должное. Итак, всё увеличивающаяся бездуховность общества привела к потери смысла жизни, а воспитание и собственный характер — к лени и потребительскому отношению к жизни.
Обломовщина — это лень прежде всего бездушевная, переходящая в лень физическую и приводящая к потери способности мыслить и развиваться. Обломов принимает свою жизнь такой, какая она есть, и не может и не хочет изменить и улучшить ее. Поэтому он расценивает заботы о себе Штольца как нечто, само собой разумеющееся. Всякий труд для него — страдание, и он всеми силами старается этого страдания избежать. Захар, другой представитель этого явления, предпочитает скорее стать нищим, чем начать работать.
Его близким черты его характера, зараженные обломовщиной, приносят только горе. Он повергает Ольгу в глубокую депрессию, из которой спасает её только Штольц.
Обломов считал, что лежать на диване лучше, чем приносить обществу вред бессмысленной суетой, но не понял, что лежание также приносит вред. Человек является членом общества и, разрушая себя, способствует и его разрушению. Следовательно — обломовщина ведет не только к деградации отдельных личностей, но и всего общества в целом.
Критик Добролюбов об обломовщине
В 1859 году известнейший русский критик Николай Александрович Добролюбов пишет статью «Что такое обломовщина», дает характеристику герою произведения и явлению, названному в честь фамилии Ильи Ильича. В статье критик обнажает причины возникновения пагубного явления.
Обломовщина в романе – типизация образа русской жизни середины XIX века, прозябание русского человека без цели, в бездействии, апатии и лени. Обломов – человек неглупый, понимающий, добрый характером, но – «лишний». Мысли и слова героя расходятся с делами и поступками. Обломовщина уничтожает лучшие черты личности, умение действовать, добиваться цели, двигаться вперед в развитии.
В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.
Ему было около тридцати лет, а он, благодаря своему ленивому образу жизни, уже имел нездоровый вид. Он мало двигался и редко бывал на свежем воздухе. А для того, чтобы укрепить образ Обломова, Гончаров с мельчайшими подробностями описывает его быт и распорядок дня. Автор посвятил целую главу всего лишь одному его дню. Его не интерес ко всему происходящему хорошо отображается в главе с описанием его личного кабинета.
У дворянина есть верный слуга – Захар. Но он на столько давно живет в тесном обществе Обломова, что и сам стал похож на него. Автор раскрывает это по средствам описания халатов: у одного часто засаленный (Обломова), а у другого дырка под мышкой, через которую всегда виднеется нижняя рубашка. Захар такой же лентяй, как и барин и не плохо спекулирует этим. У него всегда есть оправдание на все не сделанные им дела.
В общем и целом, дом барина является полным его отражением – не ухоженный, давно не мытый, с грязными пятнами на полу и мебели, а так же паутиной на стенах и больших слоях пыли вокруг.
Каким бы ни был ленивым Обломов, все же в нем есть положительные качества такие как: доброта, открытость и честность. Об этом рассказывает его близкий друг Штольц, сравнивая его с хрустальной прозрачной душой.
Лишь иногда Илья Ильич грустил о моментах, когда мог бы что-либо сделать и изменить свою жизнь. Он задается вопросами почему он такой. Гончаров ответит на этот вопрос читателю, рассказав о сне Обломова, где показаны истоки становления его характера. Так же в нем рассказывается про явление, которое получило название «обломовщина».
В деревне «Обломовка» все люди жили как во сне, подчиняясь природным явлениям и смене времен года. Никакие страсти и бури не могли нарушить спокойный и размеренный распорядок жизни. Это во многом повлияло на становление жизненных укладов главного героя. Все было преподнесено уже готовым, и любая инициатива Илюши пресекалась под предлогом, что за него это могут сделать слуги. В итоге это привело к тому, что без Захара он даже не в состоянии одеться.
Сочинение 2
Иван Александрович Гончаров в своем романе поднимает очень значимую тему для всех. Главным героем романа, в честь которого он назван, Илья Ильич Обломов. Он помещик, довольно молод. Обломов живёт за счёт крепостных крестьян, а они в свою очередь привыкли к такому распорядку жизни, позабыв о свободной жизни. Родители главного героя с детства избаловали своего сына. В более сознательном возрасте он не способен на простые вещи, он уже не может сам поесть, одеться и лечь спать.
В связи с разбалованостью главного героя, он стал бесполезен для общества и прекрасно это понимает. Всему чему его научили родители, это было умение поспать и поесть, больше он ни к чему не была приспособлен. С детства его приучали, что самое главное в жизни сон и еда. С переездом в другой город от родителей, Обломов не сменил свой образ жизни, он по прежнему продолжает спать и есть целыми днями.
С детства Обломов не научился находится в обществе и общаться с людьми, поэтому в более сознательном возрасте он никуда не выходит. Он привык к крепостным крестьянам, они всегда все делали за него на его родине. Не изменяя своим привычкам, Обломов завел себе слугу, Захара. Слуга, подобно хозяеву ленив. Его новая жизнь ничем не отличается от прошлой.
В связи с этим Обломов не взрослеет и остаётся таким же ребенком. Родители не привили ему такие качества, как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Сам Обломов прекрасно понимает, что он не приспособлен к жизни, его постоянно и все обманывают, но с этим главный герой ничего поделать не может. Он страдает от своей бесхарактерности.
Обломов осознает, что так жить нельзя и нужно что-то менять, виной всему этому является Обломовщина. У него таков образ жизни не по причине болезней или плохого самочувствия, а потому что он не знает другой жизни. Он живёт в грязной квартире, где везде разбросаны грязные, нестиранные вещи. Захар так же ленив, его устраивает что можно ничего не делать, только ухаживать за Обломовым.
Обломовщина это место где царит лень и безделье. Люди, живущие в Обломовщине, живут в свое удовольствие и так же, как Обломов нуждаются только в еде и сне. К сожалению, Обломов поздно осознал, что Обломовщина портит людей и их судьбы. Он остался один без родителей и знаний о взрослой жизни.
В мире не мало таких людей, как Обломов. Сам Обломов об этом упоминает. Гончаров раскрывает проблему Обломова. Но несмотря на тот ужас где обитал Обломов, он был счастлив.
Другие темы:← Характеристика Судьбинского в романе Обломов↑ ГончаровСон Обломова → `
Что означает понятие «обломовщина»?
Отрывок из произведения Гончарова.
Незадолго до появления романа в литературных кругах было озвучено понятие «обломовщина». Впервые слово употребил литератор Г. П. Данилевский в письме издателю М. П. Погодину в начале 1852 года. В четвертой главе романа, это слово произносит Андрей Штольц. В обычном понимании слово означает «лень, безделье». Однако в романе Ивана Александровича Гончарова тема развита глубже. Автор показал своеобразный протест героя против действительности, способ защиты.
Чистый душой с детства, Илья Ильич оказывается во взрослой жизни. Он не принимает такой мир, а мир не принимает его. Герой сознательно отказывается от общепринятых норм поведения, выражает протест. Протест становится врагом – Илья Ильич перестает принимать самостоятельные решения, думать, жить по-настоящему. Обломовщина поглощает героя и губит окончательно. Поведение главного героя – собирательный образ элиты российского государства – дворянства, погрязшего в лени и бездействии в период очевидности отмены крепостного права и изменения жизни общества.
Каковы причины и последствия «обломовщины»? (по роману Гончарова «Обломов»)
Иван Александрович Гончаров часто использует в своих романах символы. Например, желтый цветок становится символом пошлости в романе «Обыкновенная история». Обломовщина также является символом. Это явление, которое существовало на протяжении всей истории человечества и проявлялось (проявляется и сейчас) во всех порядках человеческого существования. Свои истоки она имеет как в психологии персонажей, так и в состоянии общества.
Если рассматривать конкретно судьбу главного героя, как в фокусе сконцентрировавшего в себе это явление, то мы увидим, что главную роль в том, что он стал таким, сыграло воспитание. У маленького Ильи Ильича Обломова еще в детстве задавили желание быть самостоятельным и проявлять собственную инициативу. Повлияла и наследственность, ведь Обломов — плоть от плоти и кровь от крови своих отцов и дедов, живших в Обломовке, где «все почивают так крепко и спокойно». Однако виновата и натура самого Обломова, так как он не сопротивлялся такому воспитанию, а принимал его как должное. Итак, всё увеличивающаяся бездуховность общества привела к потери смысла жизни, а воспитание и собственный характер — к лени и потребительскому отношению к жизни.
Обломовщина — это лень прежде всего бездушевная, переходящая в лень физическую и приводящая к потери способности мыслить и развиваться. Обломов принимает свою жизнь такой, какая она есть, и не может и не хочет изменить и улучшить ее. Поэтому он расценивает заботы о себе Штольца как нечто, само собой разумеющееся. Всякий труд для него — страдание, и он всеми силами старается этого страдания избежать. Захар, другой представитель этого явления, предпочитает скорее стать нищим, чем начать работать.
Его близким черты его характера, зараженные обломовщиной, приносят только горе. Он повергает Ольгу в глубокую депрессию, из которой спасает её только Штольц.
Обломов считал, что лежать на диване лучше, чем приносить обществу вред бессмысленной суетой, но не понял, что лежание также приносит вред. Человек является членом общества и, разрушая себя, способствует и его разрушению. Следовательно — обломовщина ведет не только к деградации отдельных личностей, но и всего общества в целом.
Читаемое в разделе:
Ранее опубликованные в разделе:
Новые материалы раздела:
Сущность и причины «обломовщины»
Сущность и причины «обломовщины»
Главный герой романа — Илья Ильич Обломов. С ним мы знакомимся на первых страницах романа. Это «молодой человек лет тридцати богатого дворянского рода. Он умен и культурен, вообщем хорошо образованный человек. «Чистая, хрустальная душа»,— говорит о нем Штольц. Обломов добр, честен, кроток. Нравственно он гораздо выше и Штольца, и Ольги. В нем есть и доброта душевная, и русская незлобливость, и неспособность к чему-либо скверному. За всю свою жизнь он не обидел ни одного человека, не научил ничему пошлому и плохому. Но все зги качества — талант, зарытый в землю. Они дополнены такими качествами, как лень, безволие и медлительность. Жизнь Обломова лишена желания к каким-либо преобразованиям и изменениям. Больше всего на свете он ценит покой. Хотя в детстве Илюша рос здоровым, живым и любознательным мальчиком, но жизнь в Обломовке не дала развиться его характеру. Обломов пасует перед жизненными трудностями и проблемами, он погружен в полнейшую апатию. Он медленно, но верно порывает со всем внешним миром. Халат, туфли, диван — вот его идеалы. Когда Штольц в который раз пытается пробудить в нем желание жить и трудиться, Обломов отвечает: «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет». Даже любовь к Ольге не смогла пробудить в нем желание жить. Обломов пугается тех высоких свойств души, которыми он должен обладать, чтобы стать достойным любви Ольги. Свой «идеал» он находит на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, которая ничего не требует от предмета своей любви.
Этот человек все время устает от чего-то. Сначала он устал от служб, от светской жизни, позже устает любить (если вспомнить Ольгу Ильинскую), наконец, он просто устает жить! В чем же Сущность и причины «обломовщины»? Очевидно, объяснение этому можно отыскать в воспитании Ильи Ильича. И правда, в «Сне Обломова» Гончаров рассказывает нам, что детские годы испортили Обломова. Маленький Илюша сначала был рад сделать что-то сам, но ему говорили, что есть люди, которые сделают все за него. Постепенно ребенок привык к этому. Все его желания исполняли другие. Зачем же беспокоиться? И так Обломов вырос, превратившись в барина в полном смысле этого слова.
Полной противоположностью Обломову является его друг Штольц. Отец Штольца — немец. Штольц получил совершенно другое воспитание. Если в Обло-мове мы видим беспробудную лень и паралич воли, то в Штольце чувствуется огромная энергия. Штольц всегда что-то делает, к чему-то стремится… «Труд — образ, содержание, стихия»,— так отзывается Штольц о цели своей жизни.
Но роман и его образы не так однозначны. Осуждая Обломова, Гончаров все-таки никак не может согласиться с мыслью, что путь Андрея Штольца лучше и более подходит для России. Обломов более поэтичен и романтичен, душевнее и сердечен, он ближе нам, чем Штольц с его рационализмом и немецким прагматизмом. Я считаю, что лучше было бы, если бы Обломову добавить немного прагматизма и жизненной энергии. Тогда из него получился бы настоящий человек, живущий полноценной жизнью и способный принести пользу своему Отечеству.
Но только ли детство и воспитание так повлияло на Илью Ильича? Несомненно, большую роль в формировании характера Обломова сыграло окружающее его общество. В статье Добролюбова очень хорошо и точно описано, что же так повлияло на Обломова. Это «обло- Мовщина»! Обломов несет в себе черты того общества, к которому он принадлежит. «Обломовщина» — социальное явление, сложившееся в обществе, и появление Обломова — закономерный итог.
«Сон Обломова» и его роль в раскрытии темы «обломовщина» в романе И.А. Гончарова «Обломов»
«Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова.
«Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми владеют Обломовы. Люди в этих деревнях жили так же, как жили их прадеды. Они старались жить замкнуто, изолировать себя от всего мира, боялись людей из других деревень. Люди Обломовки верили в сказки, предания и приметы. В Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь все было сонно и тихо. Вся жизнь этих людей была однообразна. Обломовци считали, что иначе жить грех. Так же жили и помещики Обломовы.
Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь день сидел у окна или прогуливался по дому.
Мать Обломова была деятельнее мужа, она наблюдала за слугами, гуляла по саду со своей свитой, задавала разные работы дворне. Все это отразилось в характере Ильи Ильича. С самого детства его растили, как экзотический цветок, поэтому он рос медленно и привыкал лениться. Его попытки что-то делать самому постоянно пресекались. Единственное время, когда Обломов был свободен и мог делать, что ему было угодно, было время всеобщего сна. В это время Обломов бегал по двору, лазил на голубятню и галерею, наблюдал за разными явлениями и изучал их, исследовал окружающий мир. Если бы эта начальная деятельность стала развиваться, то, может быть, Обломов стал бы деятельным человеком. Но запреты родителей что-либо делать самому привели к тому, что позже обломов стал ленивым и апатичным, он не мог съездить в Обломовку, сменить квартиру, жил в запыленной, не мытой комнате и полностью зависел от слуги Захара.
В Обломовке няня рассказывала Илье Ильичу сказки, в которые он верил на протяжении всей жизни. Сказки сформировали поэтический характер русского человека. Этот характер проявился во взаимоотношениях с Ольгой. Он на некоторое время смог заглушить обломовскую лень и апатию, вернуть Обломова к деятельной жизни. Но через некоторое время из-за житейских мелочей поэтический дух снова стал ослабевать и уступил место обломовской лени.
Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с учителем Штольцем. Его сын Андрей Штольц подружился с Обломовым, ставшим его другом на всю жизнь. В школе Андрей помогал Обломову делать уроки, но этим развивал в Обломове лень. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и упорно, но безуспешно.
Нелюбовь к труду
Обломовщина предполагает нежелание работать. Труд в данном случае становится обязанностью, с которой нужно как можно скорее справиться. Дворяне с Обломовке не привыкли работать самостоятельно, за них все делали крепостные люди. Обломов не любит трудиться, он совершенно бездеятельный человек, который не обладает способностью управлять собственным хозяйством. Все свои дела по дому он отдает Захару, а затем – Агафье Пшеницыной. С делами Обломову в его зрелом возрасте помогает друг Штольц. Фактически труд был главным противником Ильи Ильича, он всячески стремился избавиться от любых дел, либо отказавшись от их выполнения, либо переложив обязанности на чужие плечи.
Отношение героя к службе и к обществу
Такое отношение к людям развилось, по всей видимости, из-за его службы, где ему было непросто, трудно, неинтересно. Он не привык к такому классу общества. Ильич думал, что на работе его дожидаются люди, как дома. Когда оказалось, что здесь каждый сам за себя, ожидало только одно — уныние и разочарование.
Его трагедия состоит в его неумении подстраиваться под условия. Малейшая проблема становится для него аварией и буквально превращает в призрака.
Жизнь светского общества оказалась абсолютно бездуховна. Однажды он как будто проснулся от спячки. Это случилось, когда он встретил Ольгу и осознал, что это его любовь. Он доверился ей и даже на время стал позитивным человеком. Но, к сожалению, у неё мало опыта, чтобы помочь ему измениться. С собственной любовью у Обломова не получается справиться. Такое у него восприятие жизни, утончённость в нём присутствовала. Обстоятельства так сложились, что они расстались и ему не хотелось жить. Началось угасание его души и Обломовской натуры.
Внутренний конфликт героя
У Ильи Ильича мысли с обломовцами сходятся: он тоже мечтает о спокойной жизни в большом доме, любит поесть и отдохнуть после обеда. Однако рассуждения героя возвышеннее, чем у его родителей. Обломов интересуется миром искусства, с удовольствием слушает музыку. В роли своей жены он видит красивую и интеллигентную женщину, к которой в гости будут приходить за нотами, а не чтобы попросить рецепт пирога.
Пик любви между Обломовым и Ольгой стал золотой порой в жизни героя, пробуждением его от долгого сна, однако женщина не любила героя таким, каков он на самом деле. Она любила будущего Илью, воссоздать которого ей не удалось. Ольга ценила «нежную, голубиную душу» Обломова, но не смогла до конца понять его натуру.
Другой опорой и шансом порвать с миром обломовщины был Штольц, приятель детства, с которым Илья Ильич вместе учился в Верхлёво. Герои продолжают литературную традицию дружбы между двумя непохожими людьми.
Литература для всех
Сайт Чарушиной Ирины Григорьевны
Причины обломовщины
Тема. Обломов и обломовщина. Причины обломовщины.
Образ жизни, для которого характерны лень, апатия, неспособность решать проблемы, пустая мечтательность определены в романе словом «обломовщина». Это понятие стало нарицательным.
Обломощина корнями уходит в родовое гнездо Ильи Ильича. В 9 главе 1-ой части романа вскрыты причины обломовщины («Сон Обломова»).
Причины обломовщины
1. Воспитание и образование покоя происходило в условиях мертвящего покоя:
(«Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждого из них.
«Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их»)
а) примитивная жизнь, отсутствие каких-либо высоких жизненных целей;
«Плохо верили обломовцы и душевным тревогам. Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами»
«Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».
б) суеверные страхи и боязнь нового.
Эпизод с получением письма — боязнь нового
«В Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам. Расскажут ли что копна сена разгуливала по полю – поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что это не баран, а что-то другое, или что Марфа или Степанида – ведьма, они будут бояться и барана и Марфы… — так сильна вера в чудесное в Обломовке»
«Смерть у них приключалась от вынесенного перед тем из дома покойника головой, а не ногами из ворот; пожар — от того, что собака выла три ночи под окном…»
2. Негативный пример родителей:
а) имение приходило в запустение;
(Никто не занимается хозяйством, управляющий ворует, подгнившая галерея стоит до тех пор, пока не обваливается, мостик настилают лишь тогда, когда крестьянин падает с него в канаву Они были скупы, никогда не тратили лишней копейки даже на свечки
«- Так что ж, что [крыльцо] шаталось? — отвечал Обломов. — Да вот не развалилось же, даром что шестнадцать лет без поправки стоит…
И он обращал глаза в другую сторону, а крыльцо, говорят, шатается и до сих пор и все еще не развалилось»)
б) бездеятельность родителей;(Отец никогда себя ничем не утруждал)
«Мальчик привык видеть, как отец день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду»
Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.
— Эй, Игнашка? Что несешь, дурак? — спросит он идущего по двору человека.
— Несу ножи точить в людскую, — отвечает тот, не взглянув на барина.
— Ну неси, неси; да хорошенько, смотри, наточи! Потом остановит бабу:
— Эй, баба! Баба! Куда ходила?
— В погреб, батюшка, — говорила она, останавливаясь, и, прикрыв глаза рукой, глядела на окно, — молока к столу достать.
— Ну иди, иди! — отвечал барин. — Да смотри, не пролей молоко-то.
— А ты, Захарка, постреленок, куда опять бежишь? — кричал потом. — Вот я тебе дам бегать! Уж я вижу, что ты это в третий раз бежишь. Пошел назад, в прихожую!
И Захарка шел опять дремать в прихожую. Придут ли коровы с поля, старик первый позаботится, чтоб их напоили; завидит ли из окна, что дворняжка преследует курицу, тотчас примет строгие меры против беспорядков.
в) Несерьёзное отношение к образованию родителей, а следовательно и самого Ильи. Родители оберегали Илюшу от чрезмерных занятий науками.
(«Все в доме были проникнуты убеждением, что ученье и родительская суббота никак не должны совпадать вместе, или что праздник в четверг — неодолимая преграда к ученью на всю неделю.- Долго ли до греха? — говорили отец и мать. — Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь…»
«Сегодня не поедешь; в четверг большой праздник: стоит ли ездить взад и вперед на три дня?», «…сегодня родительская неделя, — не до ученья: блины будем печь», «Что-то у тебя глаза несвежи сегодня. Здоров ли ты?…Посиди-ка ты эту недельку дома, а там – что Бог даст»
Старики понимали выгоду просвещения, но только внешнюю выгоду. «Они мечтали о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями …. не трудом»
3. Неприспособленность к труду«Всё делалось за него Захаром и еще тремя стами захарами»…. («Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание…».
«Захар, как, бывало, нянька, натягивает ему чулки, надевает башмак, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лёжа то ту, то другую ногу…»)
4. Пресечение самостоятельности. Излишняя опека родителей и нянек.
(«И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос…»
«Няня! Не видишь, что ребенок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечет ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет…»
«Что ты, бог с тобой! Теперь гулять сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей»
«Ему иногда … хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?)
5. Ограничение детской любознательности, пытливости ума.
(«Потом мать отпускала его гулять в сад, по двору, на луг с строгим подтверждением няньке не оставлять ребёнка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг»..
Сказки няни – увод от действительности
«Она нашёптывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки меда и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать»
«Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости. Нянька с добродушием повествовала сказку о Емеле-дурачке, эту злую и коварную сатиру на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих»
« Заселилось воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду, все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром…»)
Плоды воспитания
Закрытость от реальной жизни, ограниченность стремлений, излишняя опека родителей, желание оградить ребёнка от всех проблем породили в Обломове апатию и лень, малодушие и эгоизм.
1. Нежелание выполнять учебные задания.
(Как Обломов воспринимал задаваемые уроки, учась в пансионе Штольца? Проявлял ли интерес к учёбе? Как относился к чтению?)
Он по необходимости сидел в классе … и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки.
…считал за наказание, ниспосланное небом за наши грехи.
Дальше той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем черту, он не заглядывал, расспросов никаких ему не делал и пояснений не требовал.
Серьезное чтение утомляло его. Зато поэты задели его за живое…
2. Учеба в в университете Москве, пробуждение благородных стремлений, но «цвет жизни распустился и не дал плодов».
(О чём были эти благородные мечты Обломова? – 5гл. ; 4 гл.2 часть)
«служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разработывания неистощимых источников; работать, чтоб слаще отдыхать, а отдыхать – значит жить другой, артистической, изящной стороной жизни, жизни художников, поэтов».
…хотел после книг объехать чужие края, чтоб лучше знать и любить свой
3. Неудачная попытка службы, боязнь проблем, нежелание их решать.
(Почему перестал ходить на службу?)
Он отправил однажды какую-то нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск.
Обломов не дождался заслуженной кары, ушел домой и прислал медицинское свидетельство.
Но это помогло только на время: надо же было выздороветь, – а за этим в перспективе было опять ежедневное хождение в должность. Обломов не вынес и подал в отставку.
4. Бездействие и пустые мечты о преобразованиях и о счастливой беззаботной жизни.
(В чём заключалась обычная, каждодневная «работа» Ильи Ильича Обломова?)
Он несколько лет неутомимо работает над планом, думает, размышляет и ходя, и лежа, …Он, как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обдумывает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится от тяжелой работы и когда совесть скажет: довольно сделано сегодня для общего блага.
Тогда только решается он отдохнуть от трудов и переменить заботливую позу на другую, менее деловую и строгую, более удобную для мечтаний и неги.
Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире.
Обломовщина страшна. Автор показывает, что тяготение к прошлому, к тому, что истлело, изжило себя что в конечном итоге приводит к гибели личности. Обломовщина ведёт к застою в обществе.
В чём проявляется застой?
— негативное отношение к труду;
Обломов презирает труд. Труд и наказание для него синонимы.
— отрицательное отношение к просвещению народа;
«Грамотность вредна мужику: выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет»
— боязнь перемен в экономике.
Обломов испугался предложения Штольца провести к Обломовке шоссе, построить пристань, и в городе открыть ярмарку.