В чем беда обломова
В чем состоит трагедия жизни Обломова? сочинение 10 класс
Роман И.А. Гончарова «Обломов» был написан в 1859 году. В нем автор во всех красках передал жизнь России того времени. Главным действующим лицом романа является Илья Ильич Обломов – человек ленивый и мечтательный. Его любимое место в доме – диван, на котором он готов лежать сутки напролет, а все его мечты его сводятся к тому, чтобы все дела решались сами собой. Ничто не может заставить его превозмочь свою лень. С помощью этого персонажа и его обыденной жизни, автор знакомит читателей с особенностями русской жизни того времени.
Вполне можно сказать, что герой страдает от недуга, имя которому Обломовщина. Главные симптомы этой болезни – равнодушие и абсолютное бездействие. Обломовщина – порождение страха перед будущим и боязни перемен. С самого детства его слишком опекали и чрезмерно заботились, стараясь уберечь от всего на свете. Любая его инициатива пресекалась. Это и породило в нем подобное отношение к жизни.
Он не в чем не хочет принимать участия, его никто и ничто не интересует. Его мягкотелость сказывается даже на внешности. Он бы с радостью никогда не вылезал из своего любимого широкого восточного халата. Любое движение, будь оно волевое или физическое давалось ему с огромным трудом. Обломов с детства был приучен ничего не делать самостоятельно, поэтому его делами занимаются либо управляющий, который то и дело обманывает его либо слуга Захар.
Идеальная жизнь Обломова заключалась в тихой и размеренной жизни в поместье, еде, семейных прогулках, встречах и беседах с друзьями.
В каком – то смысле Обломов был лишним человеком, ведь его образ жизни не укладывался в общепринятые рамки. Это был его личный выбор. Порой казалось, что он и вовсе превратился в растение. Его все устраивало, он не хотел ничего менять. Но все это не так трагично, как, то, что Обломов так и смог найти в жизни смысл. Не в чем он не смог найти себя. Светская жизнь казалось ему слишком бездуховной и холодной, служба оказалась рутинной бумажной работой.
Лишь однажды Обломов будто очнулся ото сна. Случилось это, когда в его жизни появилась Ольга и он понял, что полюбил. Но даже ей не удалось его изменить, даже любовь не была способна перевернуть его взгляд на мир.
Настоящая трагедия его жизни – это желание постоянно пребывать в состоянии покоя и бездействия, не принимать никаких решений, избегать ответственности и полная отрешенность от всего. Сам по себе Обломов не плохой человек, но своего места в жизни найти так и не сумел. Корень проблемы заключался в воспитании, ведь возможно, будь он воспитан иначе его жизнь и отношения с Ольгой сложились бы по – другому.
2 вариант рассуждения
Возможно, если бы детство Илья Ильича было иным, он вырос бы совершенно другим человеком. С самого детства родители любили, опекали, не давали делать ребёнку то чего он так хотел, бегать, резвиться и много двигаться. Именно поэтому вокруг него была всегда много слуг, которые готовы были выполнить любое его пожелание, одеться, умыться, причесаться, принести, поесть. Всё чего бы он не захотел, у него было, именно поэтому он вырос таким ленивым.
Время шло, и те положительные черты, качества которые имел ребёнок, с годами исчезли, на их место пришла лень и желание отдохнуть. С самого утра он нежиться в постели, и ничего не делая, мечтает только об одном, как сделать так, чтобы всё работало само и ему не надо было, ничего контролировать. Из-за его бездействия, его жизнь изменилась до неузнаваемости, он стал отрицательно относиться к людям и любому движению которое ему необходимо было сделать. То, что являлось обычным для каждого человека: убраться дома приготовить еду, для него, это были слишком тяжёлые дела. Именно в этом и состоит, его главная трагедия жизни.
Со временем, появилось высказывание обломовщина, я это означало абсолютная бездействия, лень, нежелание что-либо делать. Так и проходила жизнь главного героя, Обломова. Из-за своего абсолютного ни желания двигаться и встать с кровати, он не видел жизни и то как она прекрасна. Конечно иногда возникали мысли, что он может встать и начать что-либо делать, однако это лишь мечты и мысли.
Чтобы как-то вытащить своего героя из данного состояния, автор решает привнести в его жизнь любовь к Ольге. Возможно если бы его детство прошло иначе, у него было бы больше уверенности в своих силах и он смог бы побороть такое своё состояние, но нежелание меняться, не дают ему полностью отдаться любви, даже она не помогла ему изменится.
Сочинение 3
Гончаров Иван Александрович – писатель, который за свою жизнь хоть и не создал много произведений, сотворил несколько очень значимых для русской литературы, главный из которых – «Обломов». В нём автор рассказывает о жизни в России конца пятидесятых годов девятнадцатого века. Это как раз то время, когда жил и творил сам Гончаров.
Речь в произведении идёт о человеке, который на протяжении почти всего действия лежит на диване и мечтает. Это очень ленивый человек, что можно понять, просто глядя на него: очертания Ильи Ильича плавные, он мягок, а глаза его не останавливаются ни на чём определённом, а перескакивают с одного места на другое. С пелёнок родители опекали Обломова, они чрезмерно о нём заботились, что и повлияло на главного героя. Обломов от начала до конца жизни живёт в Обломовщине – месте, где всё тихо, спокойно, где люди ни к чему не стремятся, не живут полной жизнью, а лишь существуют. Идеал жизни Обломова – это его дом, его халат, его диван и его верный подданный Захар. Но такая жизнь, совершенно точно, не могла принести никакой радости, хотя бы потому, что мир не заточен под таких людей, как Илья Ильич. В этом и есть трагедия Обломова: его никто не понимает, все хотят видеть в нём другого человека, полную его противоположность, но воспитан он именно так и так живёт. Обломов – это лишний человек, и он в этом почти не виноват.
Несмотря на всю любовь к спокойствию, Илья Ильич в один момент всё же снимает свой халат и начинает жить. Это случилось тогда, когда он познакомился с Ольгой. Она пыталась сделать так, чтобы герой развивался, давала ему читать книги, спрашивала о них, и у неё это даже начало получаться, но, к сожалению, ненадолго. Обломовщину очень трудно ломать, поэтому Илья Ильич в конце концов снова вернулся в свой халат и на свой диван. Он мог бы измениться и стать счастливым рядом с Ольгой, но этого не случилось. Обломов стал жить с Пшеницыной – с женщиной, которая идеально ему подходила. Она не нарушала его комфорт, обстирывала его, готовила ему и просто жила главным героем. Всё это спокойствие было знакомо Обломову, но можно ли назвать это полноценной жизнью?
Трагедия жизни Обломова заключается в нём самом. Его с детства приучили к размеренной жизни, в которой не нужно напрягаться, чтобы удовлетворить элементарные потребности, и он перенёс эту модель поведения на взрослую жизнь. Возможно, он и хотел жить с Ольгой, куда-то выезжать, но его натура этого не принимала. Обломов был лишним на «празднике жизни» и не смог в ней себя найти.
Также читают:
Картинка к сочинению В чем состоит трагедия жизни Обломова?
Популярные сегодня темы
Однажды мы с сестрой стали просить родителей завести маленького котёнка. До этого у нас уже была кошка Муська.
Петр Иванович Добчинский – очень забавный персонаж. Чего стоит его разговор с губернаторшей, когда он ей объясняет, каким оказался ревизор. Анна Андреевна крестила ведь его детей
Один из центральных персонажей пьесы – Борис, племянник купца Дикого. Островский скупо описывает внешность Бориса. Известно лишь, что молодой человек приехал в город Калинов из самой Москвы.
Моя самостоятельность уже во многом проявляется, а могла бы проявиться ещё больше… Но родители пока не понимают, что я уже серьёзный человек – в шестом классе всё-таки учусь.
Лирическое произведение является одним из лучших неподражаемых переводов баллады Гете о короле эльфов, высоко оцененным в поэтическом сообществе.
Образ главного героя в романе «Обломов»
Предлагаю вашему вниманию анализ главного героя романа «Обломов» — Ильи Ильича Обломова в формате школьного сочинения. Сочинение может быть названо «В чём беда и в чём вина Ильи Обломова?».
Итак, сочинение «В чём беда и в чём вина Ильи Обломова?»
Говорят, будто все наши проблемы родом из детства. Это убеждение не так далеко от правды, ведь именно в детстве закладываются основные черты нашей личности, наши стремления, желания, образ мыслей. Человек, воспитанный в определённой среде, общающийся с людьми одного и того же круга, поневоле перенимает их образ жизни и взгляды на мир. Наиболее активен этот процесс в детском возрасте, а главный «прообраз» нашей личности – семья.
Нельзя винить Илью Ильича за то, что с детства его приучили к несамостоятельности, беспомощности в любого рода делах. Привычку во всем пользоваться услугами Захара, Илюша впитал его в раннем детстве – с няней, натягивающей чулочки, умывающей и причёсывающей; с матерью, растящей его в условиях оранжереи: не дай бог головку напечёт, не дай бог упадёт или «замутнятся поутру глазки».
Воспитанный на сказках няни, Илюша и саму жизнь воспринимал как что-то необыкновенное и чудесное, лишённое горя и волнений – да никакие страсти и тревоги и не нарушали покоя Обломовки.
Даже прочтение и написание письма в Обломовке было делом исключительным и нешуточным, а потому непрестанно откладываемым. Никто не подготовил Илью к трудностям жизни, не дал ему практического опыта. Даже в Верхлёве, где учился Илья мало и неохотно, всё также сильна была Обломовка с её праздностью и беспечностью.
Потому неприспособленность Обломова к жизни, его пассивность, мечтательность, стремление «увиливать» от принятия решений, избежать трудности и огорчения – вполне закономерные последствия его взросления в среде, так отчётливо в нём отразившейся.
И в этом поистине беда Ильи Ильича!
Но в чём же его вина?
Нас всех отчасти страшат перемены, но зачастую только они позволяют нам не застыть на месте, а двигаться дальше.
Смыслом своей жизни Илья Ильич выбрал то, чего нет – фантазию, идеал. Но Обломовка, живущая в его голове, так же идеальна, как и иллюзорна.
Невозможно всю жизнь провести «мирным зрителем» собственных мечтаний и при этом достичь успеха в реальной жизни, ведь в реальности есть невзгоды, тревоги, перемены и трудности.
И ведь нельзя сказать, что главный герой произведения был одинок, лишён поддержки и не мог взглянуть на жизнь иначе. В его окружении были Штольц и Ольга, которые показали ему другую жизнь, и в чём-то она была Илье Ильичу по душе, он имел стремления и видел возможность перемен. А Ольга и Штольц готовы были сопровождать Обломова на этом нелёгком пути.
Но Илья Ильич не сумел превозмочь себя, «перевоспитать», и реальной жизни с возможным счастьем он предпочёл бесплодный эскапизм.
Мечтать оказалось легче и приятнее, чем решать проблемы, и главный герой романа, хоть и осознаёт затягивающее его болото, тем не менее, так и не решается что-то изменить, даже ради любви и счастья.
И в этом вина Ильи Ильича. Что он отказался от развития, суть которого и есть сама жизнь.
Сочинение предоставлено Измайловой Екатериной.
В чём трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
Главный вопрос, который поднимает в своём романе И.А. Гончаров – в чём трагедия жизни Обломова? Это произведение является вершиной творчества Ивана Александровича, именно здесь писатель отобразил все подробности русской действительности середины 19 века.
Главный герой романа – потомственный дворянин, разменявший четвёртый десяток, Илья Ильич Обломов. В целом это неплохой человек, имеющий много положительных качеств, но природная нерешительность и неправильное воспитание сделали его безвольным обывателем, единственным занятием которого были размышления о смысле существования человека в этом мире. Доброта, простодушие и ум главного героя не способны изменить к нему отношение окружающих, он так и остаётся бесполезной ячейкой общества.
В романе изображается жизнь Ильи Ильича, которая состоит только из сна и еды, ни любовь, ни дружба, ни печаль не способны заставить молодого человека действовать. В его понимании лучшее время – это промежуток между сном и едой, когда можно беззаботно помечтать или пообщаться с товарищами. Именно ради такого образа жизни, главный герой перестал выходить в свет и занимать должность в государственном учреждении. Основная его проблема – отсутствие необходимости зарабатывать себе на кусок хлеба, семейное имение стабильно приносило доход. Прибыль была небольшой, но и потребностей у Обломова как таковых не было. Единственное, что его действительно волновало – это состояние собственного здоровья, о котором он очень заботился, не жалея ни средств, ни времени.
Лёжа целыми днями на диване, главный герой мечтал о том, чтобы все дела делались сами собой. Это явление автор назвал «обломовщиной», что означает полную инфантильность, бездействие и равнодушие ко всем происходящим событиям вокруг. Несмотря на сплошной отдых, чувство усталости и тоски не покидало Илью Ильича. Он по своей натуре был меланхоличным и задумчивым человеком, который ничего не мог довести до конца. Учёбу считал пустой тратой времени, поэтому забросил изучение иностранного языка и математической науки, оставив своё образование неоконченным.
Даже внешность Обломова отображала его образ жизни: он был полным, одутловатым мужчиной с неестественно светлой кожей, не знавшей солнечных лучей, маленькими пухлыми ручками и мягкими покатыми плечами. Его любимой одеждой был восточный халат, который Илья Ильич никогда бы не снимал, будь на то его воля. Халат – это символ «обломовщины» в романе, скучной и бесполезной жизни. Снять эту вещь, означало бы для главного героя полностью изменить привычный ход событий.
Единственное занятие, которое было по душе Обломову – это размышления о бренности человеческого бытия. Именно поэтому все свои дела он поручил управляющему, который пользовался доверием хозяина, и старому слуге Захару. Барин даже одеться и умыться самостоятельно не мог, здесь ему тоже нужна была посторонняя помощь. Он не хотел думать о чём-то серьезном, не хотел ощущать груз забот, он привык вешать свои обязанности на других людей. Бездейственность главного героя проявляется более явно на фоне его деятельного товарища Штольца, зарабатывающего себе на жизнь кропотливым трудом. Будучи потомственным немцем, лучший друг Обломова с детства был приучен к ежедневной работе, он не мог сидеть, сложа руки, вся прелесть жизни для него заключалась в насыщенной деятельности.
Причина жизненной апатии Обломова кроется в его детстве. Он был любознательным, шустрым мальчишкой, любящим подвижные игры, но его воспитывали таким образом, что всё должен делать кто-то другой. Родители пресекали энергичное поведение сына и любую активность с его стороны, даже носки ему надевали слуги. Ребёнок рос, не зная никаких забот, и не видел необходимости в какой-либо самостоятельной деятельности. В Обломовке царила атмосфера вечного сна и лени, которая подавляла порывы к любым действиям, а нянины сказки вместо того, чтобы научить мальчика народной мудрости, вселили в его голову дивные фантазии о волшебной стране, где нет никаких забот, невзгод, печалей, там отменно кормят и всё время отдыхают. С остановкой физической деятельности, затормозилось и духовное развитие главного героя, он превратился в безвольного иждивенца, не живущего, а существующего в этом мире.
Трагедия жизни Обломова заключается в бездеятельности, которая появилась из-за страха перемен и неизвестного будущего. Пределом мечтаний главного героя была умиротворённая и безмятежная жизнь в родной деревне Обломовке. Каждый день бы он проводил дома со своей семьёй, трапезничая и отдыхая в гостиной, а при хорошей погоде во дворе. Нечастые визиты друзей вносили бы в жизнь Ильи Ильича необходимое разнообразие, а больших впечатлений ему и не нужно. Любые изменения в жизни вселяли ужас в его душу.
На примере Обломова И.А. Гончаров показывает трагедию жизни детей всех потомственных помещиков, которые прививают своим наследникам с ранних лет бессмысленный для общества образ жизни. Уездные дворяне привыкли к такому порядку вещей, и не хотят ничего менять, их всё устраивает.
Существование главного героя выпадает из общепринятых порядков, поэтому его можно назвать лишним человеком, неприспособленным к жизни в современном мире. Его поведение – это протест всему обществу. Видя бессмысленность жизненных стремлений окружающих его людей, главный герой принял решение, что лучше просто лежать на диване, чем уподобляться их ничтожным целям и желаниям. Обломов по сути своей был хорошим человеком, имел доброе сердце, много читал, помогал другим. Женившись на Агафье Пшеницыной, начал заниматься образованием и воспитанием её детей от предыдущего брака, словно они были его родными. Но апатия всегда брала верх, и желание совершать поступки быстро исчезало.
Илья Ильич хотел очень многого, но только даром, чтобы не прилагать никаких усилий для осуществления задуманного. В этом и заключается основное противоречие, цели есть, а желания их добиваться нет, это и означает созданное писателем понятие «обломовщины».
В образе Обломова Иван Александрович Гончаров хотел изобразить большую часть светского общества 19 века, его сильно волновало будущее родного государства. У каждого человека есть собственное мнение, характер и он сам строит свою судьбу, но давление окружающей действительности вносит определённые коррективы, общество способно погасить желание развиваться и превратить личность в часть серой массы. Проблема, поднятая автором в своём романе, актуальна и в наше время, много людей останавливают духовное развитие под влиянием современных технологий, открывая в себе Обломовых. К сожалению, «обломовщина» была и будет существовать, процветать до тех пор, пока человечество не выдвинет нравственные ценности на первый план.
В чем трагедия Обломова по роману И.А. Гончарова «Обломов»
В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю жизни главного героя – Ильи Ильича Обломова, прожившего всю свою жизнь в мечтах, так и не сумевшего переступить через себя и выйти за рамки собственных иллюзий. У читателя Илья Ильич вызывает смешанные эмоции – с одной стороны, судьба его была понятна почти с первых глав романа – уж слишком далек был герой от реального мира, а его лень и апатичность скорей раздражают, чем привлекают, с другой стороны, читателю в чем-то близок этот образ, вобравший в себя все признаки мещанского и истинно русского менталитета. Чтобы понять, в чем состоит трагедия жизни Обломова, и почему герой остается интересен и современным читателям, требуется подробное рассмотрение образа Ильи Ильича как персонажа-носителя черт «обломовщины».
Истоки «обломовщины»
Гончаров впервые в русской литературе вводит такое социально-философское понятие как «обломовщина». В социально-историческом плане явление проявляется как приверженность персонажа к старым, отжившим себя ценностям, мещанскому укладу жизни, нежеланию трудиться и двигаться вперед, пока за тебя судьбу мира будут вершить другие.
В философском аспекте «обломовщина» представляет собой более глубокое и емкое понятие. Она является воплощением всей российской культуры и истории, российского менталитета – не удивительно, что Обломовка в сознании Ильи Ильича связан с обрядами, сказками и преданиями, то есть с вековой мудростью предков, не столько материальным, сколько духовным наследством.
Центральным персонажем русских сказок является Иван Дурак – персонаж якобы не глупый и не ленивый, но воспринимаемы людьми именно таким, так как постоянно лежит на печи и ждет чуда, которое само его найдет и захватит в водоворот событий. Обломов – проекция Ивана Дурака из сказочного повествования в мир 19 века. Как и сказочный образ, Илья Ильич является лишним персонажем, однако, в отличие от Ивана, чудо к Обломову так и не является, ведь он живет в реальном, а не выдуманном мире. Именно поэтому «обломовщина» – это не только чрезмерное лелеяние в себе устаревших и неактуальных ценностей и проживание жизни в другом, прошедшем времени, когда прошлое в разы важнее настоящего, но и замена реальности иллюзиями, эскапизм приводящий к деградации и застою личности, в чем и состоит внутренняя трагедия Обломова.
Сочинение на тему «Трагичен ли образ Обломова?»
Жизнь главного героя Ильи Ильича Обломова из одноименного произведения И.А. Гончарова складывается весьма неудачно. Автор приводит своего персонажа к смерти, а при жизни наделяет апатичностью, безволием и невозможностью изведать удивительный мир. Безусловно, образ героя трагичен. Но прежде чем сделать такой вывод, следует углубиться в характеристику персонажа и провести анализ его жизни от младенчества до самой гибели.
При первом же взгляде на Илью Ильича можно понять трагичность его характера и уклада жизни. Округлая фигура, сонные глаза, усталый и апатичный вид. Обстановка в доме нагнетает читателя, привыкшего к активному образу жизни: диван, который уже явно отлежал сам Обломов, закрытые занавески, полутьма и дрема в воздухе помещения. В таком убранстве живет герой и не нуждается в другом. Он долго и много спит, не может самостоятельно одеться и не имеет ни малейшего желания и мотивации, чтобы встать с дивана.
К такому устройству жизни Обломова приучали с детства, в Обломовке. Ведь если мы вспомним эпизод со сном Ильи Ильича, то сможем понять, что маленький Обломов был подвижным и энергичным ребенком. Однако его свободу и порывы к физической и душевной активности ликвидировались взрослыми. Уклад жизни в Обломовке был размеренный, спокойный и сонный. Илья Ильич вырос в такой обстановке и стал таким же взрослым, какими были его родители.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!
Связаться с нами:
Взрослый Обломов – мужчина нерешительный, апатичный. Даже его энергичному другу Штольцу не удается поднять героя с дивана. Это делает лишь Ольга Ильинская, с которой у Обломова возникает некоторая любовная интрижка. Илья Ильич благодаря девушке начинает гулять, увлекаться книгами и познает новое. Но это длится недолго. Герой привык к своему укладу жизни, потому снова возвращается на диван.
Фигура Ильи Ильича трагична. Апатия, лень, бессилие, отсутствие малейшего интереса к жизни – все это не должно сопровождать человека в его существовании. Такие люди не несут никакой пользы обществу, не говоря уже о том, что они попросту не интересны. Разумеется, образ Ильи Ильича трагичен. Иначе автор не привел бы героя к смерти.
Обломов и общество
Для Обломова общество и окружающие его люди выступают словно декорацией в его полусне-полусуществовании. Это ярко прослеживается в первой части произведения, когда к Обломову по очереди приходят Волков, Судьбинский и Пенкин – Илья Ильич на самом деле мало интересуется их жизнью, ему даже лень подняться с постели, чтобы поздороваться с гостями. Даже более «важные» для Обломова Алексеев и Тарантьев на самом деле также мало значат для Обломова – первый выступает фоном для его размышлений и позволяет выговориться, второй нужен Обломову в качестве такого себе второго Захара, но более активного и готового действовать, даже несмотря на то, что Тарантьев всячески обманывает Обломова.
Подобное отношение к людям сформировалось видимо на основе первой неудачи – службы Обломова, где ему было трудно, тяжело, не интересно. Илья Ильич думал, что на работе его ждет «вторая семья», подобная семье обломовской, однако, когда оказалось, что здесь каждый за себя, героя ждало полное разочарование в этой сфере жизни. Социальная трагедия Обломова состоит в его инфантильности, неумении жить реальной жизнью и подстраиваться под обстоятельства – малейшая неудача или препятствие становятся для Ильи Ильича катастрофой и приводят к уходу героя от истинного существования к существованию иллюзорному.
В чем состоит трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
В чем состоит трагедия жизни Обломова? Вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова является роман «Обломов», написанный в 1859 году. Роман необыкновенно богат по содержанию. В нем передана жизнь России середины 19 века. Роман рассказывает нам о том, как лежит и спит ленивый Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут ни пробудить, ни поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась русская жизнь, наша жизнь. Это, по словам Добролюбова, «совершенный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины». Илья Ильич Обломов целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Можно сказать, что главные герой болен. И болезнь его – обломовщина! Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии, происходящем от равнодушия ко всему, что делается на свете. Все, о чем мечтает Обломов, – «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». Как много говорит эта фраза! Сделалось бы! Само собой! Без его участия! Даже его внешность подчеркивает его лень и безвольность: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Обломова – это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог. Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему, который обманывает его. Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию. А сказки, рассказанные нянькой, населили «воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу». С тех пор он «все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, и где так хорошо кормят и одевают даром…» Обломовщина – это лень, порожденная боязнью перемен и страхом перед будущим. Идеал жизни для Ильи Ильича – это спокойная, размеренная жизнь в своем поместье. Там он будет проводить целый день с женой и детьми, есть и гулять, принимать друзей и беседовать с ними. Можно сказать, что Обломов — лишний человек. Его образ жизни не укладывается ни в какие человеческие рамки. Мне кажется, что физическое движение Обломова почти полностью отсутствует. Но такую бездеятельность Илья Ильич выбрал себе сам. Он не хотел жить так, как живет все остальное светское общество. Мы видим, что это за жизнь из первых сцен романа, когда к Обломову приходят визитеры. Своих гостей он встречает фразой: «Не подходите, не подходите: вы с холоду!» Эта фраза символична, она обозначает холод не только физический, но и духовный, который царит в светском обществе. И на самом деле суета гостей Ильи Ильича бессмысленна. Франт Волков живет лишь мыслью о лошадях и о новом покрое платья. Это единственное, в чем заключается его смысл жизни. Начальник отделения канцелярии Судьбинский – «бумажная крыса». Журналист Пенкин пишет обо всем и не о чем. Но считает, что занят очень важным делом. А Тарантьев просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет большую роль в судьбе Ильи Ильича. Именно от такой жизни и отказался Обломов. Ведь по своей сути он добрый, благородный человек. Недаром Штольц называл его «золотым сердцем». Обломов был неглупым человеком, его душу трогала поэзия, он мог оценить хорошую книгу. В нем изначально очень много хороших качеств. В дальнейшем, когда Илья Ильич начал жить с Агафьей Пшеницыной, он усыновил всех ее детей и воспитывал их на свои деньги. Трагедия Обломова в том, что он хочет многого, но не хочет ничего для этого сделать. Если бы мы ничего не хотели, не было бы и противоречия между бездеятельностью и амбициями. И тогда нашей болезнью была бы не обломовщина, а серость и безликость. Иногда мне кажется, что обломовщина не исчезла и в 21 веке. Многие люди боятся будущего, боятся деятельности. Они пытаются взвалить свои дела на кого-нибудь другого, а если не на кого, то пускают все на самотек и предпочитают вообще ничем не заниматься. Мы удерживаем синицу в руке, не пытаясь даже взглянуть на журавля в небе. Я думаю, что изначально Обломову было свойственно духовное развитие. Но постепенно, с его физическим «замиранием», Илья Ильич останавливался и в своем духовном движении. Но, в любом случае, герой не использовал все свои возможности из-за безволия и страха перед жизнью, которые воспитала в нем Обломовка.
Обломов и любовь
Такой же эскапизм прослеживается и в вопроса любви Обломова – их расставание было предначертано еще в момент их встречи. Ольга, влюбившаяся не сколько в реального Илью Ильича, сколько в навеянный ей Штольцем образ, лелеяла именно это представление об Обломове как добром, мягком, чувствительном человеке, при этом не беря во внимание его чрезмерную погруженность в свой внутренний мир, куда он него готов пустить кого-то еще.
Любовь Обломова также была скорей поэтичной влюбленностью, самым важным в которой была недостижимость счастья, о котором о мечтал – именно поэтому Илья Ильич неосознанно отодвигал признание о своих отношениях тете Ольги и дату свадьбы – если бы женитьбы произошла, его мечта стала бы реальностью. Трагедия жизни Обломова состоит в том, что для Ильи Ильича смыслом существования были именно мечты, а не их достижение – подобная реализация желанного привела бы к катастрофе, внутреннему опустошению героя, потерей им цели и сути жизни.
В момент очередного отодвигания Обломовым дня женитьбы, Ольга поняла, что мужчине важна не столько реальная любовь и семья, сколько томление по прекрасной и недостижимой даме сердца, далекой и недоступной. Для девушки же, представляющей практичные взгляды на мир это не приемлемо, поэтому она первая инициирует расставание с Обломовым.
Выводы
Обломов – сборный персонаж, изображающий человека, полностью живущего прошлым, не желающего и не умеющего подстраиваться под новые обстоятельства. Как отзывался о романе Гончарова Добролюбов – автор рано «похоронил» «обломовщину», более того, она остается тенденциозным проявлением общества даже в наше время, представляя людей ищущих, пытающихся познать свое место в мире, но апатичных, быстро разочаровывающихся в собственной жизни и уходящих в мир иллюзий. Трагизм Обломова – это трагизм нереализованного человеческого потенциала, постепенное и полное отмирание думающей, но инертной личности.
Описание элемнтов трагедии в жизни Обломова и раскрытие причин этих проблем будет полезно для изучения учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «В чем состоит трагедия жизни Обломова».