В чем биологический смысл развития с метаморфозом
В чем биологический смысл развития с метаморфозом
Подробное решение Раздел стр. 71 по биологии для учащихся 9 класса, авторов С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин 2016
Вопрос 1. Какое развитие называют постэмбриональным?
Постэмбриональное развитие наступает после рождения или выхода зародыша из яйца и заканчивается смертью организма.
Вопрос 2. Сравните прямое и непрямое постэмбриональное развитие. Приведите примеры животных с такими типами развития.
При прямом развитии (у пресмыкающихся, птиц, млекопитающих) из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но с уже заложенными всеми основными органами, свойственными взрослому животному. Постэмбриональное развитие в этом случае сводится в основном к росту и половому созреванию.
При развитии с метаморфозом из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого животного, со специальными личиночными органами, во взрослом состоянии отсутствующими. Личинка питается, растёт, и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослым особям. Следовательно, при метаморфозе разрушаются личиночные органы и возникают органы, присущие взрослым животным.
Вопрос 3. В чём заключается биологическое значение метаморфоза?
Биологическое значение метаморфоза в том, что на стадии личинки организм растет и развивается не за счет запасных питательных веществ яйца, а она может питаться самостоятельно.
Вопрос 4. Какие черты строения головастика свидетельствуют о родстве амфибий и рыб?
Личиночная форма амфибий – головастик, для которого характерны жаберные щели, боковая линия, двухкамерное сердце, один круг кровообращения. Эти признаки свидетельствуют о родстве амфибий и рыб. В процессе метаморфоза, происходящего под влиянием гормона щитовидной железы, рассасывается хвост, появляются конечности, исчезает боковая линия, развиваются лёгкие и второй круг кровообращения.
Вопрос 5. Вспомните из курса зоологии, чем отличается развитие с неполным и полным превращением (метаморфозом).
Метаморфоз представляет собой глубокие преобразования в строении организма, в результате которых личинка превращается во взрослое насекомое. В зависимости от характера постэмбрионального развития у насекомых различают два типа метаморфоза:
Вопрос 6. Какая стадия постэмбрионального развития у позвоночных животных занимает большую часть жизни? Объясните почему.
Второй период постэмбрионального развития — пубертатный (т. е. период зрелости).У большинства позвоночных животных он занимает, как правило, большую часть жизни. В этот период усиленно развиваются половые органы и вторичные половые признаки (ясно вырисовывается половый диморфизм); к концу периода наступает половая зрелость и животные способны размножаться. Рост животных в этот период замедляется.
Вопрос 7. Сравните понятия «рост» и «развитие». Чем они принципиально отличаются?
Под развитием животного понимают усложнение структуры организма, дифференциацию и специализацию его органов и тканей. Развитие животного начинается с оплодотворения яйцеклетки и образовании зиготы. Важнейшей биологической особенностью зиготы является способность ее повторять путь исторического развития, пройденный предками. Индивидуальное развитие организма состоит из эмбриогенеза и постэмбрионального развития.
1. Дайте определения понятий.
Онтогенез – индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения или от момента отделения от материнской особи до конца жизни.
Прямое развитие – тип развития, при котором родившийся организм отличается от взрослого меньшими размерами и недоразвитием органов.
Непрямое развитие – из яйца появляется личинка, порой внешне совершенно не похожая и даже отличающаяся по ряду анатомических признаков от взрослой особи.
2. Заполните кластер «Периоды онтогенеза».
3. Чем деление клеток на этапе дробления отличается от обычного митотического деления?
Интерфаза очень короткая, клетки не растут, поэтому дробление проходит очень быстро.
4. Зарисуйте гаструлу и подпишите ее части.
5. Заполните таблицу.
6. В какой момент онтогенеза эмбриональный период заканчивается и переходит в постэмбриональный?
В момент рождения.
7. С помощью какого эксперимента можно доказать, что зачаток одного органа определяет развитие других органов?
Доказать, что зачаток одного органа определяет развитие других можно с помощью эксперимента, в котором у зародыша на стадии ранней гаструлы берут участок спинной стороны тела, из которого в дальнейшем должна развиться хорда и мезодерма, и пересаживают его на брюшную сторону другой гаструлы. В результате этой пересадки на брюшной стороне второй гаструлы из клеток, которые должны были давать начало кожным покровам, сформировалась дополнительная нервная трубка. Это явление называется эмбриональной индукцией.
8. В чем биологический смысл развития с метаморфозом?
Для многих видов наличие личиночной стадии – это возможность расселения и отсутствие конкуренции особей разного возраста за место обитания и пищу.
9. У рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц очень крупные яйцеклетки, а у большинства млекопитающих — очень мелкие. В чем причины такого различия?
У млекопитающих внутриутробный тип развития, все жизненные функции зародыша осуществляются через плаценту. У рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц яйцекладный тип развития, зародыш может длительное время развиваться внутри яйца.
10. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
Стадия однослойного зародыша:
2) бластула;
Тест 2.
Двуслойный зародыш:
4) гаструла.
Тест 3.
Из мезодермы формируются:
3) кровеносные сосуды;
Тест 4.
У позвоночных животных прямое развитие характерно для:
4) птиц, млекопитающих.
11. Установите соответствие между типами постэмбрионального развития и конкретными организмами.
Примеры организмов
1. Ястреб-перепелятник
2. Белянка обыкновенная
3. Большая панда
4. Майский жук
5. Древесная квакша
6. Голубой кит
7. Озерная лягушка
8. Паук-крестовик
Типы развития
А. Прямое развитие
Б. Непрямое развитие
12. Закончите определения.
Слияние половых клеток – оплодотворение.
Оплодотворенная яйцеклетка – зигота.
Однослойный зародыш с полостью внутри – бластула.
Третий зародышевый листок – мезодерма.
Развитие систем органов зародыша – органогенез.
Превращение личинки во взрослую особь – метаморфоз.
13. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.
14. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – метаморфоз.
Соответствие – значение термина дополнено, то есть конкретно сложный процесс превращения личинки во взрослую особь.
15. Сформулируйте и запишите основные идеи § 3.8.
Развитие зародыша – это онтогенез. Его периоды: эмбриональный и постэмбриональный.
В эмбриональном периоде (эмбриогенезе) выделяют последовательные стадии бластулы, гаструлы, нейрулы и органогенеза.
Постэмбриональный период бывает 2 типов: с метаморфозом (непрямое развитие) и без метаморфоза (прямое). Развитие непрямое бывает с полным метаморфозом и с неполным.
Прямое развитие бывает яйцекладное и внутриутробное.
Метаморфоз, превращение организмов
Метаморфоз у беспозвоночных:
Полное превращение
Неполное превращение
Отсутствует стадия куколки.
При подготовке к экзамену по биологии очень важно знать, у каких насекомых полное превращение, у каких развитие с неполным.
Зачем нужен такой метаморфоз:
— на стадии яйца питательных веществ не хватает для постройки сложной системы органов для полета, поэтому возникают промежуточные стадии, которые “наедают” себе питательные вещества;
— уменьшение пищевой конкуренции между промежуточной стадией и имаго (гусеница есть зелень, а бабочки питаются нектаром цветков);
— разная среда обитания (снижение территориальной конкуренции).
Метаморфоз у позвоночных
Стадия головастика интересна тем, что несет в себе почти все признаки рыб (дыхание жабрами, 1 круг кровообращения, двухкамерное сердце, боковая линия, отсутствие конечностей). Это позволяет ученым делать вывод о происхождении земноводных от рыб.
Постэмбриональное развитие животных
Вопрос 1.
Постэмбриональное развитие осуществляется с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти. Подразделяется на три периода: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный.
Период роста (дорепродуктивный)
Этот период характеризуется продолжением начавшегося еще в эмбриональной жизни органогенеза и увеличением размеров тела. К началу этого периода все органы достигают той степени дифференцировки, при которой молодое животное может существовать и развиваться вне организма матери или вне яйцевых оболочек. С этого момента начинают функционировать пищеварительный тракт, органы дыхания и органы чувств. Нервная, кровеносная и выделительная системы начинают свою функцию еще у зародыша. В течение периода роста и формообразования окончательно складываются видовые и индивидуальные особенности организма, и особь достигает характерных для вида размеров. Позже других органов дифференцируются половая система. Когда заканчивается ее формирование, наступает второй этап постэмбрионального развития.
Период зрелости (репродуктивный)
Период старости (пострепродуктивный)
Характеризуется уменьшением интенсивности обмена веществ и инволюцией органов. Старение приводит к естественной смерти.
Вопрос 2.
Постэмбриональное развитие осуществляется с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти. Постэмбриональное развитие может быть прямым или непрямым. При прямом развитии яйцевые оболочки или тело матери покидает организм, имеющий закладки всех органов, характерных для взрослых животных, и не имеющий отсутствующих у взрослых животных личиночных органов.
Дорепродуктивный период заключается в основном в росте и завершается периодом полового созревания. У человека для женских особей — в 12—14 лет, для мужских —
Вопрос 3.
Биологическое значение развития с метаморфозом заключается в том, что:
— личинка самостоятельно растет, накапливая клеточный материал для дальнейших превращений. В результате снижаются затраты материнского организма на развитие каждого потомка, что позволяет увеличить численность потомства;
— личиночные формы и взрослые организмы, как правило, обитают в разных условиях среды и используют разные источники питания, что снижает интенсивность борьбы за существование между молодыми и зрелыми формами;
— свободноживущие личинки прикрепленных или паразитических форм способствуют расселению вида.
Вопрос 4.
Личиночную форму амфибий представляет собой головастик, характерные черты строения которого — наличие жаберных щелей, боковой линии, двухкамерного сердца, одного круга кровообращения. В процессе метаморфоза, происходящего под влиянием гормона щитовидной железы, рассасывается хвост, появляются конечности, исчезает боковая линия, развиваются легкие и второй круг кровообращения, перестраивается череп. Обращает внимание сходство ряда черт строения головастиков с организацией рыб (боковая линия, строение сердца и кровеносной системы, жаберные щели).
МЕТАМОРФОЗ
Полезное
Смотреть что такое «МЕТАМОРФОЗ» в других словарях:
метаморфоз — метаморфоз … Орфографический словарь-справочник
метаморфоз — а, м., МЕТАМОРФОЗА ы, ж. métamorphose f. <, лат., гр. metamorphosis превращение. Превращение, переход из одной формы в другую, сопровождающийся приобретением нового внешнего вида или функции. БАС 1. История слова должна воспроизводить все… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
метаморфоз — метаморфоз, м. и метаморфоза, ж. В научной речи «видоизменение, переход в другую форму развития» метаморфоз. Метаморфоз гусеницы в бабочку. Метаморфоз горных пород. В знач. «полная, совершенная перемена, изменение» метаморфоза. С ним произошла… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
МЕТАМОРФОЗ — МЕТАМОРФОЗ, глубокое преобразование формы или структуры в течение развития различных организмов, в процессе которого личинка превращается во взрослую особь, например, превращение гусеницы в бабочку или головастика в лягушку. Иногда это… … Научно-технический энциклопедический словарь
МЕТАМОРФОЗ — МЕТАМОРФОЗ, метаморфоза, муж. (научн.). То же, что метаморфоза в 1 знач. Метаморфоз насекомых. Метаморфоз товара (последовательные изменения общественной формы товара в процессе товарообмена, в процессе передвижения товара из рук производителей в … Толковый словарь Ушакова
МЕТАМОРФОЗ — (греч. metamorphosis). В зоол. обознач. ряд изменений, которым подвергаются по выходе из яйца животные, оставляющие яйцевые оболочки в стадии, резко отличающейся от взрослого животного. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
метаморфоз — у растений: 1 колючки побегового происхождения у боярышника; 2 филлокладии (стеблевой метаморфоз у иглицы); 3 разные фазы (а, б, в) метаморфоза соцветия в усики у винограда; 4 клубни корневого происхождения у георгины … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
МЕТАМОРФОЗ — (отгреч. meta ^после и тпог phe наружность, форма, вид), смена внешнего вида и строения животного в послезародышевом развитии до достижения им половозрелого состояния; называется иначе превращением или непрямым развитием (метаболия). У животных с … Большая медицинская энциклопедия
МЕТАМОРФОЗ — (от греческого metamorphosis превращение), 1) у животных глубокие преобразования строения организма в ходе превращения личинки во взрослую особь (например, у насекомых, земноводных, некоторых рыб). 2) У растений преобразования основных органов… … Современная энциклопедия
МЕТАМОРФОЗ — (от греч. metamorphosis превращение) 1) у растений видоизменения основных органов (корня, стебля, листа, цветка) в связи с изменением функции.2) У животных глубокое преобразование организма в период постэмбрионального развития (напр., превращение … Большой Энциклопедический словарь