В чем биологический смысл жизни
О смысле жизни в свете эволюции
Если посмотрите значение термина «СМЫСЛ ЖИЗНИ» в википедии, то обнаружите, что там обсуждается его значение с точки зрения разных философских концепций, разных религиозных учений, но нет только простого, ясного и однозначного толкования с точки зрения биологии. Вот этот пробел я и решил восполнить.
Но для философов и богословов в этом словосочетании видится сверхзадача, заложеная изначально, видимо Богом. Для них «Смысл жизни», подразумевает, что развитие просто стремится к какому то идеалу. Но биология как наука полагает что этого идеала нет. Ведь «смысл» это изобретение человеческого разума, а эволюция началась задолго до его возникновения.
Но раз термин глубоко проник в массовое сознание, то религия уверенно берётся за разъяснения «смысла жизни», конечно, каждая из религий в рамках своей концепции. И этим религии для многих являются привлекательными. Зачем заморачиваться, когда есть готовый ответ?
Наука не дает и не может дать ответа на вопрос о «смысле жизни». Всё рождается, живет и умирает. И никто не спрашивает ЗАЧЕМ. Никто не ищет смысла, потому что поиск смысла неизбежно приводит к концепции бога. У животных богов нет. А эволюция есть. Только с появлением развитого разума у человека он начинает задавать вопросы зачем и почему. Ведь разум это:
« СПОСОБНОСТЬ СТРОИТЬ В МОЗГУ МОДЕЛИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ДЕЙСТВИЙ СУБЪЕКТОВ В НЁМ, ПРИЧЁМ ЭТИ МОДЕЛИ ПОЗВОЛЯЮТ ПРЕДСКАЗЫВАТЬ НЕКОТОРЫЕ СОБЫТИЯ, НЕ СОВЕРШАЯ САМОГО ЭКСПЕРИМЕНТА»
Человеку вообще легче себя чувствовать частичкой большого, хорошо организованного сообщества, выполняющего некоторую миссию, чем быть в некотором роде самодостаточным. Это свойство психики сформированное генами.
Если ты являешься частью какого то организма, то это накладывает определённые моральные ограничения на выбор цели своей жизни каждым определённым человеком. Выбранная цель жизни не должна противоречить общему контексту.
А у кого она противоречит, тот душевнобольной по определению.
Понятно, что представление о «смысле жизни», которое укоренилось в умах, позволяет несколько облегчить управление обществом и в этом смысле оно полезно правящей элите.
Для чего человек живёт на Земле: в чём биологический, социальный, индивидуальный смысл жизни мужчин и женщин
«Смысл жизни» – понятие индивидуальное. Это то, ради чего живет конкретный человек. Он определяется в зависимости от воспитания, социального положения, мировоззрения и типа личности.
Когда смысл жизни утрачивается, развивается экзистенциальный синдром, или бесцельное существование.
Биологическое предназначение человека
Поиск смысла жизни человека является духовной и философской проблемой. Представления о цели существования зависят от следующих факторов:
Если условия жизни человека благоприятны, он видит смысл своего существования в достижении собственного благополучия. Если он находится во враждебной среде, то жизнь утрачивает для него и ценность, и смысл.
В противном случае есть большой риск конфликта с обществом и с самим собой. На фоне внутриличностного и межличностного конфликта обычно вырастают проблемы, которые в 90% случаев закладываются в фундамент подсознательных страхов.
Проблема смысла жизни в философии
В отличие от иных существ, населяющих землю, жизнь человека представляет собой набор ценностей. Для того чтобы овладеть ими, необходимо:
Смысл и цель жизни человека зависят от его приоритетов. Для кого-то смысл существования заключается в покорении горной вершины. Кто-то мечтает приобрести роскошный автомобиль. Кому-то жизненно необходимо стать первоклассным врачом или ученым и найти лекарство от рака.
Для некоторых людей смысл жизни заключается в создании семьи. В этом случае они оправдывают биологическое предназначение человека, которое заключается в продолжении рода.
Социальная функция индивида
В процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей люди зависят друг от друга. На этом фоне устанавливается связь и взаимодействие между людьми.
Социальная функция – это поручение конкретному человеку от общества. Она зависит от особенностей распределения труда: преподаватель несёт ответственность за обучение, медик – за лечение, предприниматель – за организацию производства.
О функциях конкретного индивида социологи судят не по тому, что он делает или намеревается сделать, а по тому, какие последствия для общества вытекают из этих действий.
Если индивид отказывается от выполнения своих функций или результаты его деятельности имеют негативное значение, речь идет о дисфункции.
Выполняя свои функции, человек становится необходимым другим. На фоне общественного разделения труда образуются социальные статусы и роли. Появляются «ячейки», каждая из которых ответственна за выполнение важной общественной функции.
В чём заключается смысл моего существования на Земле
Человек – это парадокс, зачастую непонятный самому себе персонаж. Человека также следует рассматривать как проблему – и для себя самого, и для планеты в целом.
Частично ответ на вопрос о смысле жизни заключается в мировоззрении человека – в том, как он себя позиционирует: является ли он животным или все-таки царем всех живых существ на планете.
Рассуждая о смысле жизни человека на земле, необходимо ответить на следующие вопросы:
Попытаться приблизиться к пониманию цели собственного существования, можно, найдя ответы на вопросы:
Иногда человек теряет смысл жизни. В этом случае он либо ищет его, либо начинает страдать без отсутствия цели существования.
Второе в большей степени свойственно людям с невротическим складом характера. Страдание на фоне исчезнувшего смысла жизни – один из признаков невротической депрессии.
Творческие личности обычно не озадачиваются поиском цели существования. Они создают то, в чем нуждаются люди, и что ими с благодарностью воспринимается.
Для чего я живу
Цель жизни человека на Земле определяется в соответствии с типом личности. Значение имеют личные ценности, фантазия и уровень интеллекта.
Для одних смысл жизни заключается в бесконечном продвижении по карьерной лестнице, для других – в поисках личного счастья, для третьих – в погружении в нирвану.
Цель существования для людей разной ценностной направленности:
Смысл жизни высокоинтеллектуального, энергичного человека часто становится смыслом жизни и для других. Это относится не только к гениальным ученым или к ярким харизматикам вроде Че Гевары, но и к хорошим предпринимателям, а также к представителям «фамильных» профессий.
Значение возраста
Задаваться вопросом о том, есть ли смысл в жизни, человек начинает с подросткового возраста. Это период бунтарства, когда юноша или девушка пытается выразить свои мысли и чувства.
Подросткам свойственны такие качества, как категоричность и идеализм. Некоторые юноши и девушки ещё во время обучения в школе приходят к мысли, что жизнь не имеет смысла. Иногда это происходит после травмирующего события, иногда фаталистические мысли являются данью моде.
Цель существования молодых людей во многом зависит от воспитания. Подростки-мажоры, выросшие в благополучной семье, в 90% случаев имеют потребительское мышление. Для них смысл жизни заключается в развлечениях.
Поиск смысла жизни обычного подростка начинается после окончания школы, когда он задумывается над тем, куда ему следует поступить и чему посвятить себя.
Всерьез человек начинает искать суть своего существования после первых разочарований, достижений и потерь.
Уже на первом курсе некоторые понимают, что учиться им не нравится, что они хотели бы заниматься чем-нибудь другим. Тогда смыслом их жизни на данном этапе становится обретение той профессии, которая им действительно по душе.
Некоторые во время обучения обзаводятся семьями. Смысл жизни для них заключается уже не в получении профессии, а в рождении и воспитании детей.
Обычно после 30 лет люди теряют интерес к тому, чем занимались раньше. И.С. Кон полагает, что человек, анализируя собственную жизнь, понимает нереализованность многих планов. На фоне пересмотра ценностей он осознает, что все его цели были неверны. Этот период обозначается психологами как кризис смысла жизни.
Примеры из жизни женщин и мужчин
Исходя из следующих примеров из жизни, можно с уверенностью сказать, что нельзя искать смысл жизни, ориентируясь на мнение общества и устоявшиеся стереотипы.
«Лет до сорока я не задумывалась над тем, для чего я живу, и вопрос смысла жизни человека никогда меня не волновал. Я была уверена в том, что живу правильной жизнью: имею ребенка, работу, квартиру, и постоянного любовника.
Кризис грянул, когда я попала в больницу со сложной травмой. Долгое время мне не могли поставить диагноз. Время шло, лечение было чисто симптоматическим, а боли усиливались.
В конце концов один маститый профессор, приехавший из столицы, с уверенностью констатировал: саркома. После этого я вдруг поняла, что смысл жизни женщины вовсе не в том, чтобы создать семью с нелюбимым, но зато «подходящим» человеком… К счастью, я выкарабкалась, и теперь каждый день стараюсь прожить так, как будто завтра уже не будет.»
«Я с детства была энергичным человеком, и к 30 годам программа «Построить дом, вырастить сына и посадить дерево» была выполнена. Тогда мне казалось, что в этом и заключается мое главное предназначение.
Когда подросла дочка, я отдавала все силы на то, чтобы ее «поднять» – оплачивала обучение сначала в другом городе, потом – за границей. Купила ей квартиру, машину. Когда дочка вышла замуж и родила мне внуков, я думала, что мое призвание – быть хорошей бабушкой. Но совместная жизнь с дочкиной семьей не сложилась… Сейчас я занимаюсь тем, что путешествую по миру. Кто знает, может быть, однажды я и узнаю, в чем заключается смысл жизни человека».
«Меня штормило лет до 35. Глядя на остепенившихся сверстников, многие из которых были женаты уже по третьему кругу и платили алименты многочисленным отпрыскам, я понимал, что, скорее всего, никогда не женюсь.
Я колесил по стране с гитарой наперевес. У меня не было ни постоянной работы, ни дома, ни девушки. А потом я познакомился с будущей женой, и понял, что то, как я живу, – это неправильно. Я до сих пор не могу сказать, в чем смысл жизни мужчины. Но для меня лично он заключается в том, чтобы жить для той, которую люблю».
Как научиться медитировать
Главной задачей медитации является достижение гармонии между телом и душой. Основные этапы:
Как успокоиться
Для того чтобы успокоиться, нужно научиться правильно организовывать свой отдых. Хорошо помогает смена деятельности. Если человек занимается интеллектуальным трудом, то на выходных ему следует заняться спортом или выехать на природу.
Также можно прибегнуть к аутотренингу: «Я полностью расслаблен, по телу разливается приятное тепло. Мой пульс замедляется, становится ровным. Я расслабляюсь, мой пульс медленный».
Также следует делать массаж. Он способствует улучшению кровообращения и повышению мышечного тонуса.
Медитация также помогает успокоиться
Искусство управления гневом
Научиться управлять гневом можно по следующей схеме:
Как перестать ревновать
Примерная схема выглядит так:
Научная электронная библиотека
Понятие жизнь. Смысл жизни и смерти. Свобода и счастье.
Что есть жизнь? Жизнь – это активная форма существования материи. Долгое время в философии доминировала дефиниция Ф. Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». Интересно определение отечественного кибернетика, профессора А. А. Ляпунова: жизнь – это «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул».
В настоящее время установлено, что неживая и живая материи едины. Это единство состоит в том, что все неживые вещи и живые и тела состоят из одних и тех же атомов химических элементов. Кроме того, все виды неживой и живой природы подчиняются единому закону сохранения вещества и энергии. Живое вещество получает энергию из неживой природы.
Жизнь на Земле возникла 4. 5 млрд. лет назад, неживая материя породила живую. Теория панспермии утверждает, что жизнь была занесена на Землю из космоса. По мнению А. И. Опарина (1923), разнообразие находившихся в океанах простых соединений, площадь поверхности Земли, доступность энергии и масштабы времени позволяют предположить, что жизнь возникла в океанах, там постепенно накопились органические вещества и образовался, так называемый, «первичный бульон».
Для всякого живого существа характерна «триада жизни»: вещество, энергия, информация. Белок один из необходимых составляющих жизни.
Человек есть высший продукт материи.
Еще с древности мудрецы пытались понять проблемы происхождения и сущности человека. Первый философ Гомер отметит, что человек порожден Океаном. Сейчас существует множество теорий происхождения человека, их можно разделить на 5 групп:
1 – Божественная: «сотворил Бог человека по своему образу и подобию». Теория излагается наиболее подробно в «Библии» и «Коране».
2 – Эволюционизм. Теория Ч. Дарвина (1809 – 1982), изложенная в работе «Происхождения видов» (1859). Через изменчивость, наследственность и естественный отбор человек произошел от обезьяноподобных предков.
3 – «Мутационная теория развития» («теория биологического скачка») Хуго де Фриза (30 гг. ХХ века). По его мнению, возникновение человека связано с мутационными изменениями в геноме. «Скачок» носит случайный характер.
4. – «Теория палеоконтакта», одна из самых спорных. Её сторонники утверждают, что человек – это существо, которое трансмутировало в результате «инопланетного вторжения высшего разума» приблизительно 40 – 40 тыс. лет назад, т. е. в эпоху палеолита.
5. – «Синтетическая теория», которая предполагает, что человек есть результат эволюции, но Душу в него вдохнул Бог.
Теория эволюционизма в большей степени выражает достижения материалистической науки. Развитие современной теории молекулярной биологии позволило ученым аккумулировать достаточный естественнонаучный материал для философского осмысления многообразных видов проявления жизни нашей на планете. Кроме того, открытия в биохимии, биофизике, нанотехнологии, предполагают кибернетическую картину существования и воспроизведения сложных управляемых систем в технике и живой природе, постепенно формируется иная научная картина жизни, которая способна допустить существование иных форм жизни на небелковой основе.
Но человек не просто живёт, он пытается осознать смысл своей жизни.
Проблема смысла жизни в философии рассматривается в нескольких аспектах: 1) объективистский подход (Спиноза, Гегель и др. ), он связан с христианской традицией, где человек подчинен судьбе, предписанной ему свыше; 2) субъективистский. В основе его творческая самостоятельность и активность человека.
В проблеме смысла жизни подходят с трех измерений: 1 – все живое во Вселенной имеет право на жизнь в силу своего факта рождения, 2 – жизнь конечна; 3 – поиск бессмертия.
Главный вопрос человеческого существование: в чем смысл жизни? Существует множество концепций смысла жизни, но все они сводятся к одному – смысл жизни в возможности реализовать себя как личность, найти в себе гармонию. Совершенствуя себя, личность совершенствует окружающий мир. Так само понятие «жизнь» обретает ценность, т. е. смысл жизни в самой жизни. Нередко путают смысл жизни и цель жизни, смысл жизни он состоит из целей жизни, которые актуальны в тот или иной период существование человека. Смысл жизни не должен быть зациклен на цели жизни, иначе жизнь человека потеряет смысложизненный ориентир. Смысл жизни – это смысл созидания, самосовершенствования.
Жить, что был смысл. Для чего мы живем? Смысл жизни – это всегда перспективы, будущее в настоящем.
Однако в философии существуют концепции отрицающие смысл жизни. У Ницше мы читаем: «Жить надо так, чтобы не было в жизни смысла – вот, что есть смысл жизни». Его идеи разделяли А. Шопенгауэр, А. Камю и др. Русский философ Введенский выносит смысл жизни за пределы самой жизни: «У жизни нет смысла, а если он есть, то за пределами жизни». Но может ли человек жить, зная, что его жизнь бессмысленна? Известно, что главная причина самоубийств по А. Камю – потеря смысла жизни. Смысл – это основа бытия человека, смысл жизни в самой жизни в реализации ее возможностей.
Врач, психиатр и философ Элизабет Кюблер – Росс описала 5 стадий умирания (смертельно больного человека): отрицание, гнев, попытка торговаться, депрессия, принятие.
Смертность человека порождает идею бессмертия. Одни призывали к «телесному продолжение жизни» после смерти, личному бессмертию (даосизм, учение Н. Ф. Фёдорова). Или существования после смерти некой психической сущности (Души), которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом. Платон впервые обосновывает эту мысль в диалоге «Фидон» (учение о «бессмертие Души»). Затем идея переходит в христианство – бессмертие Души и существование ее в ином мире. Идея бессмертия (реинкарнации) доминирует в индийских религиозно – философских системах, буддизме, т. е. перерождение живущих на этой Земле душ индивидов в будущие человеческие или иные живые формы. Еще одна теория: осуществление природно – биологической бесконечности человека через потомство (биогенетическое бессмертие). А так же, включение в вечный круговорот природы субстрата человеческой телесности (материальное, физическо – химическое бессмертие). Может быть бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества индивида на умы, поступки, деятельность последующих поколений (социокультурное бессмертие) или проявить себя как историческая личность (историческое бессмертие)?
Русский философ Н. Н. Страхов в работе «Значение смерти» писал: «Смерть – это финал оперы, которая не может длится без конца. В этом ее гармония и красота. Если бы какой – нибудь организм бы совершенствовался без конца, то он никогда бы не достиг зрелого возраста и полного раскрытия своих сил, он постоянно бы был подростком, существом, которое постоянно растет и которому никогда не суждено вырасти». Бесконечная продолжительность жизни отдельно взятого человеческого организма закрыла бы возможность для продолжения и отбора новых форм эволюционного развития.
Но человек ищет бессмертия в продолжении рода, в своих детях, в научном и художественном творчестве.
«Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком»
Сейчас очень популярны не религиозные концепции бессмертия. Это так называемая «Жизнь после смерти» (автор врач – философ Р. Моуди). После смерти, по его мнению, человек, его духовная сущность становится «чистым сознанием».
Кроме того, проблема сейчас ставится еще глубже: А есть ли жизни до жизни?
Реализовать свои жизненные ориентиры человек может, только будучи свободным. Главной ценностью общества и личности является свобода. Если в античности главное – выбор своей судьбы, независимость, в средневековье – это свобода от греха. Б. Спиноза понимал свободу как «вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию сама собой», т. е. свобода не зависит от стремлений человека удовлетворять свои потребности, смысл ее в нейтрализации вредного и использовании полезного. Свобода каждого имеет свои границы в свободе других, зависит от особенностей исторической эпохи и условий жизни, следовательно, свобода всегда социальна. Свобода связана с категорией необходимость, это связь между деятельностью людей и объективными законами общества, т. е. свобода – это «осознанная необходимость», чем более осознанно человек постигает законы бытия, тем более осознанной и свободной становится его деятельность. Кант указывает: «Ты можешь, ибо ты должен». Абсолютной свободы быть не может, т. к. желание одного индивида часто вступают в противоречия с другим индивидом и объективными законами мира (хочу жить вечно. ).
Кроме того, желание свободы и ее получение – это особая проблема. Свобода – это ответственность, это бремя, вот почему часто обретенная свобода становится кошмаром. После реформы 1861 года (отмены крепостного права) Н. Некрасов напишет: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Артур Шопенгауэр ставит вопрос: «Свободен ли тот, что свободен?». Гете: «Свободен только первый шаг, но мы рабы другого». В экзистенциализме свобода – это сущность человека: «Человек или свободен, или его нет» (Сартр), свобода для человека – это рок «дыра в бытии».
Важная составляющая человеческого бытия, смысла его существования – это счастье.
Одни говорят, что страсти,
Карты, вино, увлеченье. –
Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти
В глазах секретарш влюбленных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье
Это большое участье
Забота, тепло, вниманье
И общность переживания.
Но мненью четвертых это –
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться
Еще есть такое мненье,
Что счастье – это горенье,
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья полета.
А счастье, по – моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
в зависимости от человека.
В эвдемонизме, счастье – это мотив всех человеческих целей и устремлений.
Счастье – это такое психологическое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия. Стремление к счастью – это естественное желание, определяемое природой человека. Счастье – это своего рода сплав оценки, поведения и мотива. Счастье – это личное благо, как бы оно не вбирало в себя общественные условия, счастье – это всегда личностное понимание. Однако, счастья человек может достичь, лишь уважая право на счастье других. А. Толстой писал: «Счастье есть ощущение полноты физических и духовных сил в их общественном применении». Это своего рода «разумный эгоизм» Чернышевского. Кант же считал, что счастье всегда эгоистично, но при этом оно не должно объективно расходиться с нравственным законом. Аристотель абсолютизировал счастье и мораль. Античность в широком смысле слова всегда понимало счастье как наслаждение – гедонизм (учение киренаиков).
Чувство счастья зависит не от достижения или получения определенных благ, а от внутренней способности человека быть счастливым. Чем выше запросы (интеллект) человека, тем труднее достичь ему состояния счастья.
Чтобы быть счастливым надо иметь желание быть счастливым!
Каждый человек уникален, а его жизнь – это реализация потенциала Великой Вселенной, частицей которой он является.
Жизнь и ее биологический смысл
Человек ежедневно вместе с пищей и водой получает большое количество веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма. Ежеминутно он вдыхает воздух, без которого тоже не может быть обмена веществ. В результате постоянного поглощения различных веществ и выделения неусвоенных частиц происходит самообновления организма, которое не прекращается ни на один день. Как только прекратится этот обмен, это самообновление, живой организм превратится в мертвый.
“Жизнь, – писал Фридрих Энгельс, – есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь”.
“Из обмена веществ, – писал академик А. И. Опарин, – живых тел и свойственной им тончайшей структуры непосредственно вытекает ряд свойств, обязательных для любого известного нам сейчас живого существа, свойств, в своей совокупности качественно отличающих организмы от объектов неорганического мира. Это способность живых тел к активному, избирательному поглощению веществ из окружающей среды и обратной экскреции (возвращения) продуктов обмена в эту среду, далее это способность к росту, размножению, самовоспроизведению, перемещению в пространстве и, наконец, это характерная для всего живого ответная реакция организмов на внешнее воздействие – и раздражимость”.
Чтобы живой организм мог существовать, он должен приспосабливаться к окружающим условиям. И чем сложнее живое существо, тем успешнее оно должно использовать способность к приспособлению. Поиски пищи, без которой прекратится жизнь, необходимость уберечься от опасности, забота о потомстве и его сохранении – все это особенно необходимо для высокоорганизованных живых существ. В процессе эволюции в организмах вырабатывается способность к ориентировке в окружающих условиях с помощью развившейся нервной системы. Наибольшей сложности и гибкости достигает нервная система и основной ее аппарат – головной мозг – у высших млекопитающих и у человека. Организм человека и млекопитающих очень чутко реагирует на окружающую среду и постоянно стремится к равновесию, обеспечивающему сохранение постоянства условий жизни внутренней среды.
Смерть и ее биологический смысл
Все живое рождается, растет, размножается, затем уходит со сцены, но, умирая, уступает место другим растениям и животным организмам. В этом непоколебимый закон и непоколебимое условие жизни.
Смерть сложного человеческого организма или организма высокоразвитого животного как целого наступает после остановки сердца и прекращения дыхания, когда ко всем органам перестает поступать кислород и питательные вещества, которые постоянно переносились с кровью. Обменные процессы между частями и органами тела прекращаются, жизнь из организма в целом исчезает. Вслед за этим начинается разрушение отдельных органов и тканей. Причем не все ткани и органы умирают одновременно, в одних процесс разрушения протекает быстрее, в других медленнее. От момента гибели организма в целом до смерти его составных частей, когда они прекращают свою жизнедеятельность и начинают разрушаться клетки, обязательно проходит некоторое время. Умирание организма является специфической формой движения живой материи, характерной для данного этапа ее существования. Умирание – переходный период между жизнью и смертью и, как все другие процессы, связанные с жизнью, изучается соответствующей наукой.
В преагональный период у больного резко ухудшается кровообращение, падает артериальное давление, развивается сильная одышка. Сознание еще борется с прогрессирующим недугом, но во многих случаях уже покидает человека, а в других становится спутанным, неясным. Агония гасит сознание, исчезают глазные рефлексы, пульс можно прощупать только на сонных артериях, питающих мозг, а дыхание становиться нерегулярным, судорожным. Организм напрягает последние силы, чтобы выстоять в борьбе со смертью.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 405 ; Мы поможем в написании вашей работы!